Анализ стихотворения Блока «Полный месяц встал над лугом…. «Полный месяц встал над лугом…» А. Блок Читать полный месяц встал над лугом

Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.

Анализ стихотворения «Полный месяц встал над лугом» Блока

Произведение Александра Александровича Блока «Полный месяц встал над лугом» входит в дебютную книгу поэта.

Стихотворение написано в июле 1898 года. Его автору в эту пору исполнилось 18 лет, он уже выпустился из гимназии и обратил свои взоры на Петербургский университет. Между тем, лето он проводит в подмосковной усадьбе Шахматово. Это для него особое место, овеянное воспоминаниями о детстве, первом чувстве к Л. Менделеевой (впоследствии жене поэта). По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с охватной рифмовкой. Интонация колеблется от загадочной до прозаической. В стихотворении чувствуется легкий отзвук средневекового рондо. Стихотворение построено на антитезе, с употреблением антонимов. Встречаются как закрытые, так и открытые рифмы. Лирический герой – сам автор, но говорит он о себе во втором лице. Зарисовка начинается почти сказочно: месяц над лугом льет дивный свет на окрестности, сам луг, в темноте растерявший все краски, присмиревший, терпит ползущий «по нем» (неуклюжая формулировка местоимения) мрак. Впрочем, это не мешает природе спать, отдыхать. Возникает лирический герой: жутко выйти на дорогу. Цель задуманной прогулки автор не разъясняет. Читатель может только гадать, почему у героя бессонница, что гонит его из дома, отчего, наконец, ему настолько страшно. Тревога, рожденная неузнаваемостью привычного мира, беззащитность перед таинственной ночной жизнью всего существующего. Тщетно пытается герой приводить на ум доводы рассудка: утром солнце выйдет из тумана. Вернется буйство красок, звуков и света. Уменьшительные суффиксы подчеркивают доверчивое отношение героя к природе дневной: тропинкой, былинкой. «Жизнь кипит» (метафора): ночные думы испаряются, как дурной сон, даже кажутся чуть смешными. Днем сразу появляются неотложные заботы, хлопоты, занятия. Однако они не пробуждают тех мыслей и чувств, того вдохновения, которые возможны ночью. Лексика возвышенная и нейтральная. Оксюморон: полный месяц (не луна). Сравнение: встал кругом. Эпитеты: неизменным, непонятная (приставочное прилагательное). Лексический повтор, придающий больше драматизма произведению: бледный, бледный. Олицетворения: светит и молчит, солнце выйдет. Метафора: тревога царит. Инверсия: луг цветущий.

На поэзии молодого А. Блока лежит явственный отпечаток господствовавшего тогда в литературе символизма.

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро после ночи в его стихотворении. В юном возрасте, наверное, всегда есть тяга в мистике, которая оправданно царит в природе.

А. Блок на момент написания стихотворения как раз находится в родом имении Шахматово, где лунные ночи принесли поэту впечатление. К тому же, Блок испытывал чувства к Любови Менделеевой, влюбленная душа всегда тянется к чему-то прекрасному. В будущем станет ясно, что стихотворение могло означать тайные переживания поэта.

Пейзаж представляется читателю даже зловещим, темным, однако все не так пугающе. Мистика природы создает напряжение, которое невозможно объяснить. Даже если знаешь, что наступит светлое и теплое утро, все равно ночь-особая атмосфера, она несет за собой что-то таинственное. Интересно заметить, что то напряжение, которое передает автор в стихотворении, сопряжено не только с мистикой, но и с личными переживаниями поэта о любви, это можно уловить между строк. К тому же, Блок будто чувствует будущие невзгоды в отношениях. Кстати, нельзя не сказать о том, что поэт сам признает, что мистика присутствует, он даже связывает это с несколькими случаями, которые впоследствии позволяют сокровенному сбыться. Мольбы услышаны-Блок жениться на любимой женщине, Л. Менделеевой. А. Блок достаточно восприимчивый человек, он верил в высшие силы.

Александр Александрович Блок ясно дает понять в своем раннем творении, что ночь по-своему очаровательна, прекрасна, но она и настораживает, будто в ночном мраке таятся угрозы. Притом поэт не скрывает своих страхов, какого-то трепета перед царством ночи.

Анализ стихотворения Полный месяц встал над лугом по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Признание
  • Анализ стихотворения Пушкина Осень

    Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

  • Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова

    Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».

  • Анализ стихотворения Грядущие гунны Брюсова

    Поэт Брюсов был известен своим равнодушием по отношению к разным революционным течениям, однако он понимал что обществу необходимы кардинальные изменения.

  • Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина

    В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное.

Учитель: Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Садитесь. Давайте настроимся на интересную и продуктивную работу. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Паша Попов получил на прошлом занятии индивидуальное задание. Предоставим ему слово, а вы послушайте, ребята, и скажите, согласны ли вы с Пашиной оценкой стихотворения?

(ПАША читает)

Кто еще индивидуально подготовил стихотворения и поделится им с нами? Хорошо, теперь проверим, насколько хорошо усвоили сведения о биографии Александра Блока (СЛАЙД). Это сделать нам помогут вопросы нашей игры на внимание. Игра называется «Согласен – не согласен». Правила очень просты. Я буду зачитывать вам некоторые утверждения, если вы согласны с утверждением, вы хлопаете в ладоши, если нет, соблюдаете тишину. Готовы? Приступим.
- Блок родился в 1880 году (да).
- Детство поэта прошло в имении Ясная Поляна (нет). А где?
- Бекетов, дедушка Блока, был профессором Петербургского университета (да).
- Дед А.Блока дружил с выдающимся химиком Д.И.Менделеевым (да).
- Бекетов не хотел, чтобы внук стал учёным (нет).
- В доме Бекетовых любили художественную литературу, уважительно относились к слову (да).
- В 6 лет Блок стал сочинять свои первые произведения (нет). А когда?
- А.Блок в детстве выпускал свой домашний рукописный журнал (да).
- У юного А.Блока, как и у А.С.Пушкина, была няня (нет).

Учитель: молодцы, прекрасно справились. Вы все очень внимательные. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества поэта, познакомимся еще с одним стихотворением А. А. Блока, откроем его для себя. Запишите тему нашего урока: «Поэтическая тетрадь: Лирический герой на лоне природы в стихотворении А. Блока «Полный месяц встал над лугом» (СЛАЙД) На уроках, посвященных поэтическим страничкам русской литературы, мы всегда учимся глубоко и тонко понимать стихи. Но сделать это можно только при условии погружения в текст, умения его прочувствовать, пережить. Какие цели, исходя из этого, мы поставим? (СЛАЙД: цели урока)

Ответ: Понять тему, идею стихотворения

Выяснить, при помощи каких художественных средств она выражается

Совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений.

Учитель: хорошо. Молодцы. Итак, стихотворение, с которым мы сегодня работаем, относится к ранней лирике поэта, входит в цикл «До света» (1898 – 1900), открывший первую книгу поэта. Давайте, вспомнив биографию поэта, попробуем предположить, каким настроением проникнуты входящие в него произведения

Ответ: развитое воображение, мечтательность, любовь к природе, ко всему живому – именно такое восприятие жизни определило характер юных стихов А.Блока

Учитель: верно, молодцы. А теперь послушайте стихотворение (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО) Какое возникает настроение? Подтвердились ли наши предположения?

(ответы детей)

Ребята, каковы отличительные черты лирического произведения?

Ответы: Основная задача – передать чувства, эмоции, ощущения, поэтому произведение не имеет четкого сюжета. Автор воспроизводит те переживания и образы, которые возникают в его сознании.

Учитель: верно, значит, анализируя стихотворение, мы анализируем его настроение и созданные автором образы Вы уже неоднократно знакомились с различными лирическими стихотворениями, встречались в них с разнообразными художественными образами. Какие образы представлены в данном стихотворении?

Ответы: Образ природы, или образ-пейзаж, и образ лирического героя, или образ-персонаж

Учитель: верно, молодцы. Какова тема стихотворения?

Ответ: Состояние природы и человека. Состояние человека среди ночной природы.

Учитель: верно, А.А. Блок передает состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства испытывает лирический герой? Найдите слова и выражения в подтверждение своих мыслей

Ответ: «Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога

Под луной царит…».

Учитель: верно, ребята, как вы понимаете слово жутко? Подберите синоним

Ответ: страшно, ужасно, боязно….

Учитель: верно, но почему из синонимического ряда выбрано слово «жутко»? Это станет нам ясно. Если обратиться к его толкованию (СЛАЙД: жуткий – тягостный, вызывающий чувство ужаса, тревоги. Итак, какие оттенки смысла вносит это слово?

(ответ: тягость, тревожность, ужас)

Учитель: хорошо, ребята, вам на прошлом уроке также дано было задание выучить стихотворение «Летний вечер» Прочитай пожалуйста, Саша. (СЛАЙД). А вы, ребята, послушайте и подумайте, Созвучно ли настроение, ощущения лирического героя в этих двух стихотворениях или чем-то отличается? Чем?

Ответ: - Нет. Они различаются. Лунная ночь вызывает у лирического героя страх, непонятную тревогу. В то же время он видит вокруг себя гармонию и красоту, но не ощущает себя частью природы.

Учитель: верно. Ограничено ли описание природы только воссозданием картины ночи?

Ответ: Нет, в последних 6 строках иная картина – раннего утра, когда

«солнце выйдет из тумана,

Поле озарит…».

Как изменяется в связи с этим состояние персонажа?

Ответ: Персонаж оживает, он полон бодрости, потому что «под каждою былинкой жизнь кипит».

Учитель: Верно. Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?

(антитеза)

С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы

мрак – солнце?

Ответ: Мрак: отдыхает, спит.

Солнце: озарит, кипит.

Учитель: верно. Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? Как мы это можем сделать? Сразу ли?

Ответ: нет, цвета и оттенки прямо не названы.

Учитель: тогда как мы определяем их?

Ответ: они воссоздаются в восприятии читателя. Например, когда читаешь словосочетание полный месяц, ясно представляешь себе желтый диск луны в полнолуние.

Учитель: верно. Такой прием называется цветописью (СЛАЙД: Цветопись. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.) Запишите определение в тетрадь. Хорошо. Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце… поле озарит?

(ответы детей)

Учитель: Какие другие изобразительно – выразительные средства использованы в стихотворении? Какова их роль?

Ответы детей: Эпитеты: полный месяц, дивным кругом, бледный луг, непонятная тревога; метафора: жизнь кипит; олицетворения: месяц молчит, мрак ползущий, мрак отдыхает, спит; тревога царит; сравнение: месяц встал кругом

(учитель обращает внимание на способ выражения сравнения Тв. Падежом)

- В чем состоит особенность построения произведения? Какова его внешняя форма?

Ответ: Нет деления, текст единый.

Учитель: К чему стремится лирический герой в стихотворении?

Ответ: Чтобы скорее наступил день, только тогда он сможет понять и принять окружающий мир

Учитель: верно, подведем итог: Что объединяет стихотворения «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…»?

Ответ: Стремление героя к свету, к неуспокоенности, к жизни.

Учитель:Верно. Наш урок между тем подходит к концу. Что на уроке было самым интересным?

Что узнали нового?

Достигли ли вы цели?

(ответы детей)

Учитель: Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам составить синквейн по прочитанному стихотворению(СЛАД(схема

напоминается на слайде

)).

Наш урок окончен. Я благодарю вас за интересную и плодотворную работу.

«Полный месяц встал над лугом…» Александр Блок

Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.

Анализ стихотворения Блока «Полный месяц встал над лугом…»

Трудно представить себе Александра Блока в качестве пейзажиста. Тем не менее. ранний период его творчества ознаменован именно такими произведениями. В этом нет ничего удивительного, так как 18-летний юноша пока еще только учится чувствовать и любить, поэтому еще не рискует доверять бумаге свои самые сокровенные мысли. Тем не менее, душевное состояние вчерашнего гимназиста требует выплеска эмоций, поэтому на свет рождаются стихи, слегка наивные и, в то же время, удивительно прекрасные.

К таким произведениям, несомненно, можно отнести и стихотворение «Полный месяц встал над лугом…», написанное летом 1898 года. В этом время Александр Блок, с успехов выдержавший вступительные экзамены в университет, гостит в родовом имении Шахматово. Он не был здесь несколько лет, успев позабыть, каким упоительным может быть аромат свежескошенных луговых трав, и сколько романтики таят в себе ночные прогулки под луной. Тем более, что его одиночество скрашивает юная Любовь Менделеева, к которой 18-летний поэт испытывает очень нежные чувства. Сам он пока даже себе не рискует признаться в том, что влюблен. Однако это легко можно уловить между строк стихотворения, наполненного чувственностью и предвкушением.

Темная августовская ночь в представлении автора построена на контрастах, так как мрак вменяется лунным светом, в котором просматривается «бледный луг цветущий». Картина, нарисованная поэтом, носит слегка зловещий оттенок. И сам автор, не отличающийся склонностью к мистицизму, признается: «Непонятная тревога под луной царит». Он словно бы предвидит, что летний роман, начавшийся так легко и необременительно, вскоре завершится неприятным объяснением и разлукой на несколько лет, в течение которых Блоку предстоит переосмыслить свои чувства, уверившись в их силе и чистоте. К тому же, поэт осознает, что пресловутый мистицизм все же плотно сошел в его жизнь, так как череда случайных совпадений, завершившихся бракосочетанием с Любовью Менделеевой, является ответом свыше на горячие молитвы поэта. Но между наивным юношей и зрелым мужчиной, в которого спустя 5 лет превратится Александр Блок, пролегает пропасть. Поэтому все чувства поэта остаются невысказанными, и их отголоски следует искать между строк, улавливая лишь отдаленные намеки, недосказанные мысли и готовые сорваться с губ фразы.

Мистицизм, который впоследствии перерастет в символизм, видится Блоку и в таком простом явлении, как смена ночи и дня. С первыми солнечными лучами уходят все страхи юного поэта, который видит, как «под каждою былинкой жизнь кипит». Но где-то глубоко в подсознании запрятаны воспоминания о лунной ночи, таинственной и не лишенной очарования, которая все же несет в себе скрытую угрозу.

Трудно представить себе Александра Блока в качестве пейзажиста. Тем не менее. ранний период его творчества ознаменован именно такими произведениями. В этом нет ничего удивительного, так как 18-летний юноша пока еще только учится чувствовать и любить, поэтому еще не рискует доверять бумаге свои самые сокровенные мысли. Тем не менее, душевное состояние вчерашнего гимназиста требует выплеска эмоций, поэтому на свет рождаются стихи, слегка наивные и, в то же время, удивительно прекрасные.

К таким произведениям, несомненно, можно отнести и стихотворение , написанное летом 1898 года. В этом время Александр Блок, с успехом выдержавший вступительные экзамены в университет, гостит в родовом имении Шахматово. Он не был здесь несколько лет, успев позабыть, каким упоительным может быть аромат свежескошенных луговых трав, и сколько романтики таят в себе ночные прогулки под луной. Тем более, что его одиночество скрашивает юная Любовь Менделеева, к которой 18-летний поэт испытывает очень нежные чувства. Сам он пока даже себе не рискует признаться в том, что влюблен. Однако это легко можно уловить между строк стихотворения, наполненного чувственностью и предвкушением.

Темная августовская ночь в представлении автора построена на контрастах, так как мрак вменяется лунным светом, в котором просматривается «бледный луг цветущий». Картина, нарисованная поэтом, носит слегка зловещий оттенок. И сам автор, не отличающийся склонностью к мистицизму, признается: «Непонятная тревога под луной царит». Он словно бы предвидит, что летний роман, начавшийся так легко и необременительно, вскоре завершится неприятным объяснением и разлукой на несколько лет, в течение которых Блоку предстоит переосмыслить свои чувства, уверившись в их силе и чистоте. К тому же, поэт осознает, что пресловутый мистицизм все же плотно вошел в его жизнь, так как череда случайных совпадений, завершившихся бракосочетанием с Любовью Менделеевой, является ответом свыше на горячие молитвы поэта. Но между наивным юношей и зрелым мужчиной, в которого спустя 5 лет превратится , пролегает пропасть. Поэтому все чувства поэта остаются невысказанными, и их отголоски следует искать между строк, улавливая лишь отдаленные намеки, недосказанные мысли и готовые сорваться с губ фразы.

Мистицизм, который впоследствии перерастет в символизм, видится Блоку и в таком простом явлении, как смена ночи и дня. С первыми солнечными лучами уходят все страхи юного поэта, который видит, как «под каждою былинкой жизнь кипит». Но где-то глубоко в подсознании запрятаны воспоминания о лунной ночи, таинственной и не лишенной очарования, которая все же несет в себе скрытую угрозу.