Гончарова «Обломов»). «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов») Анализ сна обломова композиционная роль этой главы

Главный герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич, с первых страниц произведения описан человеком, предпочитающим отдавать приказы слугам лишь в положении лежа. Виною этому не болезнь, а простая лень. Почему молодой тридцатидвухлетний мужчина обладает мышлением старика? Что повлияло на подобное восприятие жизни? Краткое содержание главы «Сон Обломова» поможет читателю разобраться в причинах, превративших смышленого и любознательного ребенка в слабохарактерного, избалованного увальня.



Во сне Илья Ильич Обломов оказывается в родной деревне Обломовка. Местность очень красивая, тихая. По близости нет моря. Отсутствуют горы, напоминающие видом звериный оскал. Люди там абсолютно счастливы, не сравнивают себя с окружающими. Они просто радуются размеренной жизни.

В такой деревушке, в собственной постели проснулся семилетний Илюша Обломов. Возле него уже находилась няня. Женщина сразу принималась одевать воспитанника. В комнате появлялась мама. Она брала сына за руку и вела к отцу. В имении пребывало полно родственников, каждый хотел угостить мальчика, поцеловать. «Вся свита дома Обломовых подхватила Илью и начала осыпать его ласками, он не успевал утирать следы бесконечных поцелуев». Ребенок был резв, он всегда предпринимал попытки убежать от няньки и залезть на голубятню или спрятаться в сарае.

От всяческих детских шалостей сына постоянно старалась оградить любящая мать. Она запрещала ему выходить на солнце, а порою говорила, что и в холодке плохо. Обломовы не обладали особым рвением к работе. Основным занятием отца было наблюдение за всеми домочадцами. Он знал, кто куда идет, что несет, чем занят. Его супруга часто проводила время за разговорами.

Очень важным делом в поместье считали обед. «Пища была главной жизненной заботой в Обломовке». Родственники собирались и дружно обсуждали, что им сегодня приготовить. После обеда всем положен был дневной сон. Вот тогда Илюшка и бежал в овраг, наблюдал за жуками, гонял птиц. После отдыха все принимались за новые дела. Кто-то ходил к речке, и бросал камешки в воду, другие сидели у окна либо в беседке, и слушали пение птиц.



Родители Ильи придерживались мнения, что труд был послан человеку в наказание. Подобные взгляды на жизнь оставили свой отпечаток на становлении личности их сына. Когда ему исполнилось тринадцать, было принято решение отправить его в Верхалево, на обучение в пансион немца Ивана Штольца. Мать с отцом понимали, что учиться грамоте это нужное дело, но они хотели, чтобы это происходило легко и быстро.

Мама представляла своего сыночка в мундире, на посту губернатора. Несмотря на мысли о светлом будущем своего чада, ей было спокойнее, когда он пребывал дома. Они с мужем постоянно находили причины, лишь бы маленький Обломов оставался дома. Для них существовало множество отговорок, чтобы отлынивать от пансиона: приближение морозов или жары, страстная пятница или родительская суббота.

Илья абсолютно не жалел, что не поедет к Штольцу. Дома ему хотелось играть в снежки, бегать с мальчишками, лазить по деревьям, а не превращаться в комнатное растение. «Лелеемый, как цветок в теплице, он так же и рос – медленно и вяло». Если же мальчик и предпринимал попытки делать что-то самостоятельно, то любой из близких спешил на помощь, тем самым не давая ему проявить себя. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и увядали». Такое поведение взрослых подавляло развитие стремлений Ильи. Постепенно он привык к тому, что все желаемое за него сделают родные. Избалованный ребенок превратился в ленивого и изнеженного мужчину.

Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.

Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.

Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.

Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.

Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.

Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.

Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.

Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

День открытых дверей

Урок литературы

Тема:

«Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Дата проведения: 15.11.2014г.

Класс: 10 Б

Провела учитель

русского языка и литературы:

Беськаева Е.А.

Саранск – 2014г

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера главного героя; через изобразительные средства проследить формирование характера героя; уяснить роль символов; овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить роль образов-символов в главе.

Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.

2. Развивающие:

Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

3. Воспитательные:

Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование:

Текст романа И.А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, схема, раздаточный материал, текст начала романа с нумерацией предложений

ХОД УРОКА

Учитель:

Сегодня мы побываем в «чудном крае, в благословенном уголке», куда нас перенесет сон Обломова.

Что сегодня мы обсудим на уроке?

( проследим становление Обломова, откуда взялись корни лени и апатии, поразмышляем о русском характере, о России и её судьбе.)

Итак, тема урока: «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова»). Для темы урока я выбрала высказывание французского писателя 19 века Антуана де Сент –Экзюпери.

Ребята, как вы думаете: высказывание раскрывает основную мысль 9 главы? Обоснуйте свою точку зрения.

А эпиграфом к уроку послужат слова самого Обломова «Кто я? Отчего я такой?» На эти вопросы попытаемся дать ответ, обращаясь к детству Обломова.

Учитель:

Для раскрытия характера своего героя автор выбирает мотив сна. Давайте послушаем, какую роль играет мотив сна в художественном произведении.

(Сообщение

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.

Учитель :

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Кто рассказывает нам сон?

(Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.)

Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Словарная работа:

Что такое идиллия?

(Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 3.мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).)

Жанр главы близок народной волшебной сказке, в которой мир непоколебимо держится на добре, и, конечно, идиллии. Жанр этой главы можем отнести и к жанру идиллии.

Как вы думаете, какие черты идиллического мира?

( Основные черты идиллического мира:

-идеальный пейзаж

-единение человека и природы

-замкнутость пространства

-неопределённость времени

-мифический характер

-бессюжетность

-бесконфликтность.

Учитель: Какова композиция главы?

Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения - картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, мо рем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и гра дации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации -усилении впечатления чего-то безгра ничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступи лось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, нич тожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обло мовцы.

плана 9 главы.

1.Пейзаж Обломовки.

2. Описание времён года.

3.Природные явления.

4.Описание деревни.

5.Представления о мире.

6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).

7. Утро маленького Илюши.

8. Овраг.

9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).

10.Домашний быт.

11. Послеобеденный сон – подобие смерти.

12.Мечты о будущем Илюши.

13.Сказки.

14.Приметы.

15. Учение Илюши.

16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)

17. «Труд» (галерея, плетень).

18. Приём гостей.

19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).

20. История с письмом.

21. Учение, мечты об аттестате.

22. Игра в снежки.

Учитель: Итак, мы попадаем в «благословенный уголок»… (чтение начала главы учеником)

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой , или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Учитель: Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»? (благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

УЧИТЕЛЬ

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти - это излюбленные образы романти ческой литературы, связанные в романтизме с такими понятия ми, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06 ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою ли тературную позицию: отказ от романтизма как метода, изобра жающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкно венной жизни.

Учитель: И вот мы в Обломовке… Кем заселен «чудный край» в этом описании? (Крестьянами )

Какие детали крестьянского быта появились в тексте? (Весна, подготовка крестьянина к труду, ожидание и приветствие дождя. По полям и деревне ходят коровы, куры, овцы)

Как показана отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического

Почему обломовцы настороженно отнеслись к человеку в канаве?

(Посторонний вторгся в их замкнутый мир, они испытывают страх.

чужой пришел, письмо,);

Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев

В чем заключается волшебная сила? (сон)

Каков закон в этом мире (безделие);

Главная забота обломовцев? Найдите в тексте.

(кухня и еда), забота о пище, запасы)

Учитель:

Что было главным занятием обломовцев?

Найдите описание пирога, «ритуала» его изготовления и поедания.

С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует такое физиологическое состояние человека.

Докажите, что образ пирога имеет символическое значение.

(Индивидуальное задание «За бота о пище был а первая и главнейшая забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»


В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

Учитель:

В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

Вспомним, что пирог в народном мировоззрении - один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. Пирог - это «пир горой», рог изобилия, вершина всеобщего веселья и довольства . Вокруг пирога собирается пирующий, праздничный народ. От пирога исходят тепло и благоухание; пирог - центральный и наиболее архаический символ народной утопии. Обломовка - это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема. Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок-кусок громадного когда-то пирога. Само слово «пирог» созвучно слову «пир». Это празднич ное пиршественное блюдо. И действительно, «пир» - цент ральное событие каждого дня для обломовцев; они проводят свою жизнь не в трудах, считают труд наказанием, а в пирах, ибо их жизнь - гармо ния, где неразрывно слиты и телесное, и духовное начала.

Словарная работа :

Эдем - рай, место изобилия

Учитель:

Отметим особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»

Найдите описание течения времени в Обломовке.

« Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».

Учитель:

См ерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой. В этом есть определенная закономерность.

Какие слова повторяются чаще? Почему?

Чаще всего звучат слова «тишина, сон, покой». Создаётся картина неспешной, неторопливой, ленивой жизни. Время как бы замедляет своё течение. Автор передаёт радость от размеренной жизни, наслаждение ею. В атмосфере неги растёт маленький Илюша.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

(Вывод: никто не стремится выйти из этого мира, ибо там чужое, враждебное. Их вполне устраивает своё житьё-бытьё. Любовь, рождение, брак, смерть этот жизненный круг неизменен, как времена года. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции).

Учитель:

В этой главе очень много образов-символов. Расшифруйте символическое значение оврага.

(Когда Илюша убегал от няни, ему хотелось «попасть и в березняк, и на голубятню», и понаблюдать за насекомыми. Здесь проявляется любознательность, свойственная любому ребёнку.

«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».

Учитель:

Овраг – это незнакомое, опасное. Рассказ о чудище в овраге («там, говорят, и лешие, и разбойники. и страшные звери») передан автором комически. Сравнение «как в кратер вулкана» пугает Илюшу, для него это неведомый мир, и он вспоминает все суеверия, услышанные от взрослых.

Учитель:

Часть главы похожа на сказку.

Почему в Обломовке сказка играет такую важную роль?

(Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает. Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного (лентяя) , которого все обижают, и осыпает его добром.).

Какие любимые герои сказок у Обломова?

Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с фольклорными образами Емели и Ильи Муромца?

Учитель:

Каковы обычаи, обряды обломовцев. Найти в тексте.

Ощупью жили бедные предки наши, наивно дивились всему. Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, - они не задумаются и поверят. Сильна вера в чудесное в Обломовке.»

Учитель:

Вывод: Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Это свидетельствует о мифологическом сознании людей. То, что для иных естественно, здесь – таинственно, свято. Особое отношение к времени суток – тоже мифологическое: вечернее время опасно, послеобеденное обладает могущественной силой. Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба.)

Учитель:

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

(Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов. «Норма жизни была готова и преподана Обломову родителями, а те приняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Так и текла река жизни, в лени, апатии.

Чем же заняты родители Ильи Ильича? (чтение уч-ся)

Как родители относятся к Илюше? А окружающие? Зачитайте.

Учитель:

Еще один немаловажный момент в жизни обломовцев. Каково отношение обломовцев к просвещению, книгам?

Обломовцы – люди невежественные, суеверные.

Умственным трудом никто себя не утруждал. На книгу смотрели как на вещь, предназначенную для развлечения.».Вот и « Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю . О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие. Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела.»

Гончаров прибегает к перифразе , чтобы читатель осмыслил услышанное и понял отношение автора к сказанному.

Учитель:

Понимают ли взрослые обломовцы необходимость просвещения?

(Старики – да, но только внешнюю сторону. О внутренней потребности обучения они имели очень смутные представления. Им необходимы для Ильюши только некоторые блестящие преимущества).

Учитель:

Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью?

(Штольц, получивший трудовое практическое воспитание).

Имело ли новое влияние успех?

(Нет. «Сегодня не поедешь- в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома»).

Есть ли в этом отрывке черты сказочности?

( Нет. Менятеся слог повествования. Эта часть больше подходит взгляду Штольца, который, по мысли автора, должен противостоять обломовскому сну, развенчивать сказочное сознание Ильи, сделать его современным).

(Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки?

{ Обломов подсознательно жаждет деятельности).

Учитель:

Каково значении фамилии героя?

Обратим внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни. Фамилия тоже помогает раскрыть характер. Она имеет общий корень со старорусским словом «обло» - круг, колесо (отсюда, «облако», «область»). Именно круг ассоциируется с Ильёй Ильичом. Жизнь его идёт по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного движения.

Такой смысл вполне соответствует мягкокруглому человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине. Хотя в литературе о Гончарове существуют и другие мнения о происхождении фамилии главного героя романа «Обломов» - от другого архаичного слова «обломон», что значит сон. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает значение ОБЛОМКА. По мнению исследователей творчества Гончарова, обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватной жизни, это обломок Эдема как символа счастливой, изобильной, благодатной жизни. Это и обломок старого, патриархального уклада русской жизни, опоэтизированного Гончаровым. В фамилии главного героя романа присутствует и значение обломка крепостничества, ведь роман создавался в пореформенную эпоху и явился ее ярким, гениальным воплощением.

Учитель:

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия.

Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни.

Учитель:

Вернемся к теме урока «Все мы родом из детства». Актуальность звучания романа. « В каждом из нас сидит значительная часть Обломова». Действительно ли это так?

УЧЕНИК

Индивидуальное задание

Взгляд современного читателя на роман в целом и, в частности, на эпизод

Это только кажется, что лишь в благословенном угол ке земли, куда перенёс нас сон Обломова, "счастливы люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе грех". В действительности подобное счастье сон ного царства ("Точно ком теста, свернулся и лежишь") – тайная мечта не одного Обломова и не прерогатива лишь ушедшего в далёкую историю XIX века.

Если оглянуться вокруг, то без особых затрудне ний можно увидеть рядом с собой не одного, не сотню, не тысячу людей, у кого сказка смешалась с жизнью, и они бессознательно грустят: "зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка"; у кого сквозь века и поколения в сознании меч та погулять, "где нет забот и печалей"; у кого остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы; у кого не во сне, а наяву праздное воображение рису ет неведомую сторону, "где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют..."

"И поныне русский человек среди окружающей его стро гой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры" - это Гончаров пишет в «Обломове», надо полагать, о своём времени, а мы лишь повторяем за ним, отме чая то же самое уже в своём, XXI столетии.

Нет, кто что ни говори, а жизненная позиция, по которой идеал жизни - в покое и бездействии, не вчера сформи ровалась, не завтра умрёт. И лучшим подтверждением этой мысли в романе Гончарова служит эпизод с обрушением части галереи. Рождённый писателем два века тому на зад, он и поныне чуть не каждый день почти что в неизмен ном виде присутствует в телевизионных новостных пере дачах. И мы, как подлинные обломов цы, смотрим и ахаем, диву даёмся, ужасаемся и упрекаем друг друга, а иной раз так даже и сердимся. Ну, точь-в-точь как во сне Обломова, только у нас это всё наяву.

Сопоставим: обломовцы из романа Гончарова "другой жизни и не хотели, и не любили. Им было бы жаль, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были. Их загрызла бы тоска, если бы завтра не было бы похоже на сегодня, а послезавтра на завтра".

А теперь посмотрим вокруг себя и увидим, как уже совре менные обломовцы искренне недоумевают: "Зачем им раз нообразие, перемены, случайности, на которые напраши ваются другие? Пусть же другие и расхлёбывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. Пусть другие живут, как хотят". Роман Гончарова заставляет задуматься об активной жизненной позиции человека, его гражданственности.

В этом-то и заключается талант истинного читателя: в способности сегодня услышать в классическом произведении, написанном совсем в другое время, о других лю дях, мысли не только о прошлом, но прямо относящиеся к тебе и твоей жизни.

Иначе какой смысл был бы в нынешних спорах о характере и сути реформ Ивана Грозного, Петра I , Столыпина, Горбачёва и др. Этими реформаторами двигала мысль нарушить вечный праздник Обломовки, в которой «сбывают с плеч работу, как иго», изменить убеждение, что основное достоинство русского национального характера – мягкость, деликатность, снисхождение, позволяющие нарушить обычай, не подчиниться уставу.

Нынешним читателям и прежде всего юной её части самим придётся ответить на многие вопросы: «К ак надо жить, чтобы получить хоть каплю че ловеческой радости?

Всю жизнь валяться на диване, ничего не делая? Или исходить из того, что человек создан для дела, а не для лежания на родной русской печи?

Превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?

Пребывать в счастливом состоянии "я ничего не знаю" и "...наше имя легион"? Или быть восприимчивым ко все му, что предлагают окружающие тебя мир и люди?»

Эти вопросы читаются в романе Ива на Гончарова «Обломов», написанном в 1858 году - пол тора столетия назад.

И каждый из нас должен сделать правильный вывод, прочитав роман.

Учитель:

Обобщим главу « Сон Обломова» и вернемся к эпиграфу урока. Сделаем вывод. Что такое Обломовка?

Обломовка – микромодель русской жизни вообще. Это мир, в котором воспитываются люди с чистой детской душой, подобные Илье Ильичу. НО другая сторона этого феномена – человек до конца своих дней остаётся ребёнком ( инфантилизм*) . Эдем становится началом гибели человека.

Словарная работа:

инфантилизм - ребячество, недоразвитость, ребячливость, детскость

Учитель:

Какие же черты характера развились у Ильи Ильича под влиянием жизненного уклада Обломовки? (ответы)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечнось

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

Учитель:

В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа. Через образ Обломова показан русский характер. Через Обломовку показана Россия. И горько сознаваться, что и судьба России.

Что же такое русская лень? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.

Сатирическим или ностальгическим является изображение Обломова, его родной деревни? И то, и другое. И.А Гончаров в очерке «На родине» признался: «Я писал свою жизнь».

Сегодня мы совершили с Обломовым виртуальное путешествие в его детство, рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нём много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, поэтичный, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. И в результате порядочный, неглупый человек превратился в пародию на человека, а имя его стало нарицательным.

А сегодняшняя беседа ценна для вас и как для будущих родителей. Обломов - пример того, как не надо воспитывать. Гончаров написал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом ». Помните: «Не надо бы другого образца, когда в глазах пример отца». Всё начинается с детства.

Домашнее задание.

1.письменно ответить на вопрос: «Каково значение фамилии главного героя?» , доказав одну из выбранных вами точек зрения:

а) Обло – округло (когда лежишь- оплываешь)

б)Обломов- человек, обломанный жизнью

в) от «обломка» - кусочек умершего патриархального уклада жизни).

2. Отобрать материал по теме «Ольга Ильинская и Обломов»

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение "Сна Обломова" в романе. Не случайно Гончаров назвал его "увертюрой всего романа". Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов - барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. "Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья". Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те "два несчастья", которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: "Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?" Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

"А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, "в другую эпоху, к другим людям, в другое место".

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его "бешеными раскатами валов", в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. "Вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - все горит точно багровым заревом".

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где "счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть". Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: "А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским… умом". Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут. "И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…" Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы. "Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым…" Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. "Сон Обломова" - это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени".

Сон Обломова состоит из нескольких частей, в которых рассказывается о его прошлом, детстве, когда ему было семь лет.

Первая часть.

Во сне Обломов видит свою родную деревню, в которой он родился - Обломовку. Эта деревня очень тихая, практически ничем не отличается от других. Жители проводят тихую жизнь, повторяющуюся с каждым днем. Семья Обломова представлена как милые и добрые люди, но, к сожалению, не любящие работать и не понимающие для чего вообще нужен труд. Именно поэтому они всегда веселятся, а на их лице редко можно заметить грусть. У них нет забот - они не замечают, что нужно подправить крыльцо или залатать крышу.

Вторая часть.

Далее Обломов видит себя в семь лет. Когда Илья был маленький, ему были присущи следующие качества: веселый, любопытный и любознательный. Он хотел узнать многое, посмотреть на мир, но нянечка и мать не давали ему это сделать. Родители ленились и не работали, сидели у окна и пили чай. В обед был положен сон, который длился около трех часов. В это время за Илюшей никто не сморит, поэтому он пытается исследовать местность за забором, а когда кто-то начинает просыпаться - возвращается в дом. Если же нянечка видит, что маленький Илюша вышел за забор или идет на пути к оврагу - начинаются крики и оры, все бегут спасать бедного мальчка.

Часть третья.

В этой части Обломову около тринадцати лет.

Он учится в пансионе вместе с другом Штольцем, мальчик любознателен, но часто не ходит в школу, потому что его не пускает мать - мало ли простудиться и заболеет. Частые праздники тоже мешают посещению школе. Поэтому Обломов часто неделями не приходил в школу. Верный друг помогает ему с домашними работами, учит некоторым правилам.
В четырнадцать лет мальчик не потерял своего делания узнать многое, но снова запреты родителей губят эту идею, поэтому после отпадает всякое желание Обломова развиваться дальше. Все родственники по первому зову приходят на помощь к Илье, Захар - слуга в доме - часто сам одевает Илюшу, что потом приводит к Обломова к становлению несамостоятельного человека.

Данный сон учит тому, что влияние родителей очень важно для ребенка. Именно они являются примером для подражания и все их привычки, правила передаются младшему поколению. Родители Обломова приучили мальчика быть всегда осторожным, не выходить за ворота дома, не уважать труд и лениться, поэтому через несколько лет Обломов вырос таким же, как и его родители - ни к чему не стремился, ничего не хотел и не делал. Их необразованность тоже передалась сыну, в детстве он хотя бы стремился познать кое-какие науки, но после стал подражать маменьке и отцу - только пить чай и смотреть в окно.

Сон учит и тому, что без труда жизнь человека теряет всякий смысл. Человек становится обузой и не готовым к настоящей жизни. Он не замечает проблем, запускает не только себя, но и свое имение, свой дом. После же передает запущенное поместье своим детям, которые мало чем отличаются от них самих.

Деревня Обломовка - яркий пример того, как люди живут без труда. Все это приводит к духовной смерти.

Картинка или рисунок Сон Обломова (9 глава)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Цвейг Смятение чувств

    Шестидесятилетнему рассказчику, который является ученым, была подарена книга. Подарок был сделан от лица его учащихся и коллег. Растроганный подарком он стал рассказывать историю о том, как у него появился интерес к наукам.