Как развить мышление? Ч.1. Как развить мышление у ребёнка. Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей Развитие наглядно образного мышления дошкольников

Дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе воображения;

Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти ;

Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

1) вопросы, которые ставятся ребенком с целью получить помощь (т.е. мотивом их являются стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной деятельности самого ребенка);

2) вопросы, выражающие желание получить подкрепление (эмоциональное сопереживание, оценку, согласие);

3) вопросы, выражающие стремление детей к знанию, или познавательные вопросы : а) вопросы, связанные с овладением правилами поведения; б) вопросы познавательные в собственном смысле слова.

Причинами возникновения познавательных вопросов являются:

1. Встреча с новым, неизвестным объектом, который ребенок не может понять, найти место в своем прошлом опыте.

2. При нарушении сложившихся представлений, когда возникают противоречия между тем, что ребенок видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями.

3. Если новое представление совпадает со сформированными только по некоторым признакам, а по остальным различается.

Постановка вопроса говорит об осознании проблемной ситуации.

В 3 - 4 года вопросы не имеют еще познавательной направленности. Дети часто даже не дослушав ответа, убегают или, получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Вопросы типа «Кто? Что? Какой? Для чего?» носят цепной характер - это форма активного общения со взрослыми. В 4 - 5 лет - вопросы типа «Почему? Зачем?» носят уже познавательный характер , но еще бессистемны, беспорядочны и разнообразны, уже не связаны с непосредственным восприятием. Ребенок еще не пытается обобщить полученные знания, как-то их связать. В 5 - 7 лет вопросы «Почему? Зачем?» более разнообразны по содержанию, ребенок ждет ответа, выражает сомнения, возражает. Дети уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, выражают сомнения, вступают в спор.

Что такое ? Обычно оно рассматривается как форма мышления, оперирующая образами. Наглядно-действенное мышление оперирует предметами и действиями с этими предметами (предметы мы имеем в наглядной данности). Абстрактно-логическое мышление оперирует понятиями. Наглядно-образное, повторимся, оперирует образами.

В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие "коты" немного изменилось, теперь в него входит подмножество "белые коты".

Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.

Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:

Комбинационные,

Трансформационные.

Общая идея комбинационных упражнений - дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.

Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: "Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?" Самый простой вариант здесь будет: голова это буква "О" или нолик, туловище с руками - плюсик, ноги - буква "Л". Другой вариант постановки задачи - дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.

К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример - использование для развития наглядно-образного мышления . Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.

Общая идея трансформационных упражнений - дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.

Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.

Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами "Ш" или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача - как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква "Ш", например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу - чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.

Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:

Развитие стремления к созданию новых образов,

Раскрепощение фантазии.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование наглядно-образного мышления

у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития.

В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка ведущей формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах и их свойствах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные знания.

Исследованиями наглядно-образного мышления детей в разные годы занимались А.А. Люблинская, Г.И. Минская, Н.Н. Подъяков, С.Г. Ким, Т.И. Обухова.

Объект исследования - мыслительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в условиях специально организованной развивающей работы.

Цель исследования состояла в создании системы развивающей работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста наглядно-образного мышления.

Гипотеза исследования. В своем исследовании я исходила из предположения о том, что трудности в развитии у дошкольников в овладении наглядно-образным мышлением обусловлены недостатками проводимой работы в процессе их обучения и воспитания. В связи с этим, специально организованная система работы будет способствовать более успешному развитию у них наглядно-образного мышления.

В соответствии с целью и гипотезой в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы мыслительной деятельности детей в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.
  3. Создать систему работы, направленной на формирование у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно-образного мышления и проверить ее эффективность.

В соответствии с задачами исследования в работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Наглядно-образное мышление – основной вид мышления ребенка-дошкольника – это совокупность и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Образное преобразование ситуации возникает лишь на определенном уровне развития ориентировочной деятельности ребенка, этот уровень готовится внутри наглядно-действенного мышления, возникает на его основе.

Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях.

В простейших формах наглядно-образное появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребёнка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата – перемещение предмета, его использование или изменение.

В образном плане не возможно пробовать, а надо представить себе правильный ход решения. Для этого у ребенка должны быть уже сформированы точные и четкие образы-представления: он должен представить себе цель. Он должен представить себе перемещение предметов в пространстве. Пока ребенок решает наглядно-действенные задачи с помощью проб, он не сможет перейти к зрительной ориентировке в задании. А такое происходит лишь с включением речи в процесс решения наглядно-действенных задач. Таким образом, предпосылками к возникновению наглядно-образного мышления являются определенный уровень развития ориентировочно - исследовательской деятельности и определенный уровень включения речи в решение наглядно-действенных задач.

Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Д.Б. Эльконин указывает на то, что « решающим условием для этого перехода является приобретение ребенком такого опыта решения задач в наглядно-действенном плане, при котором формируются более высокие типы ориентировки в условиях задачи и активизируется речевое общение».

Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразует лишь в плане образа.

Основной единицей наглядно-образного мышления является образ. Образ у ребенка характеризуется синкретичностью - выделением общих контуров воспринимаемого объекта без анализа его частей и

свойств, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.

Одним из свойств образов является их подвижность, т. е. умение комбинировать, сочетать в уме различные части и детали предметов.

Второе свойство образов – их структурная организованность. Это свойство состоит в том, что, решая, какую-либо задачу, ребенок выделяет и связывает между собой те признаки предмета, которые важны для решения этой задачи.

Основное направление развития образного мышления состоит в овладении способностью к замещению и пространственному моделированию, т. е. формированию умения использовать при решении разнообразных умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Для того чтобы сформировать структурность образов ребенка, научить его выделять главное для решения задачи, очень полезно предлагать ему различные задания с использованием схем и моделей, - передающих отношения между предметами, явлениями в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме.

Первым этапом формирования способности к наглядному моделированию является овладение ребенком действием замещения. Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.

Наиболее элементарный вид замещения основан на сходстве заместителя и замещенного предмета по их внешним свойствам (преимущественно по цвету, форме, величине). Например, кубик становится куском мыла, которым ребёнок «стирает». Другой тип замещения – усвоение ребенком символов и чисто условных заместителей. Этот тип используется детьми в играх с применением дорожных знаков, придумыванием самими детьми символов, обозначающих различные социальные учреждения, такие как магазин, больница, парикмахерская и др.

Следующим этапом развития способности к наглядному моделированию является овладение различными наглядными моделями, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости).

Одна из них – модель, отображающая структуру отдельных объектов или пространственные отношения между ними. Сюда относятся схемы и чертежи предметов, и планы пространственных ситуаций.

Другой тип моделей – модели последовательности действий. В них пространственные отношения между последовательно расположенными обозначениями объектов передают временные отношения действий с этими объектами.

Третий тип моделей – модели логических отношений – передают отношения между понятиями «классификация» и «сериация».

Такие схемы наиболее доступны ребенку и необходимы ему в разных видах его деятельности. В любом случае ребенку требуется зрительно, наглядно выделить какие-то общие признаки, связь их друг с другом, т.е. построить в уме схему предмета или соотношения предметов.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у ребенка происходит не в понятийно, а наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания приводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речевой деятельностью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Пока мышление остается наглядно-образным, слова выражают представления о предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые они обозначают.

Наглядно-образное мышление появляется у ребенка уже в 2-3 года, а основное развитие его происходит в среднем дошкольном возрасте. Образное мышление составляет доминанту мыслительной деятельности ребенка до 6-7 лет. Поэтому важно не упустить имеющиеся возможности ребенка и развивать его мыслительные способности, опираясь на знание особенностей возраста.

В психологи определены следующие этапы развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста:

1. Приобретение способности просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции.

2. Появляется умение замещать предметы их образами и частично отпадает необходимость практического действия с ними.

Образное мышление включает в себя три мыслительных процесса: создание образа, оперирование им и ориентацию в пространстве (как видимом, так и воображаемом). Все эти три процесса имеют общий фундамент, зависящий не столько от вида и содержания деятельности (рисования, решения мыслительных задач, отгадывания загадок и т.д.), сколько от типа зрительно воспринимаемых отношений, которые выделяются человеком при работе с образом или наглядным объектом.

Овладение высшими формами образного мышления является итогом умственного развития ребенка дошкольного возраста, которое приводит его к порогу логического мышления. А.В. Запорожец указывал на то, что «если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное мышление, а преждевременно тащить ребенка на ступень абстрактно-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития ребенка».

Методика изучения наглядно-образного мышления детей

Экспериментальное исследование, состоит из 3 этапов:

  1. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (изучение наглядно-образного мышления дошкольников).
  2. Подобрать и проводить игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Изучать влияние проведенной работы на формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (выявление эффективности проведенной работы).

Задание 1. «Сложи картинку»

Цель : Проверка сформированности наглядно-образного мышления.

Процедура обследования :

Оценка выполнения задания:

Задание 2. «Времена года»

Цель: Оценка сформированности наглядно-образного мышления детей в возрасте от 4 до5.

Оборудование : Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Процедура обследования : перед испытуемым раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года и просят: «Внимательно посмотри на картинки и покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т.д. В случаях затруднений перед испытуемым оставляют картинки с изображением только двух времен года – лета и зимы и задают вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка выполнения задания:

Низкий – ребенок понимает цели задания, перекладывает картинки с места на место и не может выделить картинки с изображением времен года;

Ниже среднего – ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года;

Средний – ребенок принимает задание, но затрудняется в соотнесении изображения времен года с их названиями, после обучения может выделить картинки с изображением трех времен года;

Выше среднего – ребенок принимает задание, уверенно и самостоятельно соотносит изображения трех времен года с их названиями;

Высокий – ребенок уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями, может объяснить выбор определенного времени года.

Уровни выполнения задания:

Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

В соответствии с целью настоящей работы на следующем этапе исследования было проведено формирование наглядно-образного мышления .

Целью была апробация системы дидактических игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста. Достижение цели предполагало решение следующих задач:

  • Разработать систему дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие наглядно-образного мышления.
  • Осуществить длительную апробацию созданной системы игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста.

В созданную систему вошли следующие развивающие игры и упражнения:

1. «Сложи картинку»

Цель игры: Формировать умение анализировать схематические изображения предметов и создавать изображение предметов из геометрических фигур.

Оборудование: Карты-образцы со схематическими изображениями. предметов. Одинаковые комплекты деталей для каждого ребёнка, из которых можно сложить фигурки.

  • Вагончик (прямоугольник и 2 кружка-колеса).
  • Грибок (2 фигуры: четверть круга – шляпка и закруглённый снизу прямоугольник – ножка).
  • Кораблик (трапеция – основание, большой треугольник – парус).
  • Снеговик (3 круга разной величины и маленькая трапеция – ведёрко на голове).
  • Цыплёнок (большой круг – туловище, круг поменьше – голова, маленький круг – глаз, треугольник – клюв, 2 маленьких овала – лапки).

Ход игры : Дети рассаживаются за столом, взрослый сообщает, что сейчас они будут складывать картинки. Показывает первую картинку – вагончик. Картинку установить так, чтобы дети могли её хорошо видеть, пока будут выполнять задание. Затем каждый ребёнок получает комплект фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Для складывания первой картинки взрослый раздаёт детям по прямоугольнику и по 2 кружка. Дети конструируют картинку, а взрослый наблюдает за качеством работы. Затем, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего, предлагает детям сложить новую картинку.

2. «Волшебная мозаика»

Цель игры: Формировать умение создавать изображение предметов из геометрических фигур.

Оборудование : Набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребёнка. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Ход игры : Взрослый раздаёт детям наборы и говорит, что у каждого теперь есть волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры (кто какие хочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т. п.

Упражнения целесообразно повторять с разным материалом (разные наборы мозаики).

3. «Подбери детали»

Цель игры: Формировать умение анализировать схематические изображения предметов и создавать на их основе предметы из геометрических фигур.

Оборудование: Карты-образцы со схематическим изображением предметов. На каждой карте дается контурное изображение предмета.

  1. Ворота (10 деталей). Полукруг – верхушка крыша, 3 треугольника для складывания крыши, 2 квадрата и 4 прямоугольника (по 2 – разных величин) для складывания симметричных основ ворот.
  2. Корабль (9 деталей). 5 треугольников – корпус корабля, 2 прямоугольника – рубка, 1 маленький прямоугольник – труба, 1 флажок.
  3. Машина (9деталей). 6 прямоугольников разных величин для выкладывания кузова и кабины, 2 круга – колёса.
  4. Человек (10 деталей). 4 больших параллерограмма – туловище, 2 маленьких параллерограмма – руки, 2 больших треугольника – голова, 2 маленьких треугольника – ноги.

Кроме карт с образцами, необходимы комплекты деталей (по числу играющих детей), из которых можно сложить описанные фигуры.

Ход игры : Дети рассаживаются за столы. Взрослый говорит, что они сейчас будут собирать разные фигуры. Показывает ребятам первую картинку с воротами и раздаёт комплекты деталей, из которых её можно сложить. Картинка устанавливается так, чтобы детям её было хорошо видно.

Дети складывают из своих деталей картинки, а взрослый наблюдает за ходом выполнения задания.

Когда ворота будут собраны всеми детьми, взрослый собирает комплекты деталей для выполнения первого задания и раздает новые.

Если дети испытывают затруднения, взрослый оказывает необходимую помощь.

4. «Нарисуй» картинку палочками.

Цель игры: Формировать умение создавать изображения различных предметов с помощью палочек, проанализировав образец изображения данных предметов.

Оборудование: 1. 20 картинок, на которых изображены различные предметы: солнце, ёжик, танк, лодка, рыбка, самолет, флажок, конфета. Некоторые картинки сгруппированы: одежда – юбка, брюки, свитер; мебель – стол, кровать, стул; посуда – стакан, чашка, чайник; растения – дерево, ёль, цветок. 2. Счетные палочки.

Ход игры: Взрослый раздает детям комплекты палочек и показывает разные картинки. Затем спрашивает, могут ли они на столе выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, взрослый начинает упражнение.

Вариант 1.

Дети получают разные картинки. Вначале они выкладывают палочками простые формы, затем более сложные. Когда картинки из палочек будут готовы, картинки-образцы помещаются на фланелеграфе, дети меняются местами и отгадывают (глядя на фланелеграф), кто какую картинку выложил.

Вариант 2.

Перед каждым ребенком выложена картинка с изображением какого-либо предмета. Дети внимательно рассматривают их, затем картинки убираются. Взрослый предлагает детям выложить из палочек предмет, который они видели на картинке. После выполнения задания взрослый просит каждого ребенка назвать предмет, который он выложил. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему предлагается образец.

Вариант 3.

Детей делят на подгруппы, которые «рисуют» палочками разные группы предметов (соответствующие картинки выкладываются перед ними) – посуду (чашка, чайник, стакан), мебель (стол, кровать, стул), растения (дерево, ель, цветок), одежду (юбка, брюки, свитер). Затем они отгадывают, где выложен тот или иной предмет.

5. «Разложи игрушки»

Цель игры: Формировать умение выполнять классификацию предметов с опорой на образец и пользоваться обобщающим словом.

Оборудование: Набор игрушек разных по величине (большие, поменьше, маленькие), три коробки разных по величине.

Ход игры: Взрослый предлагает детям разложить игрушки по коробкам так, чтобы в коробке определенной величины оказались игрушки чем-то похожие между собой. После проверяется правильность выполнения задания. Взрослый обговаривает с детьми, что в большой коробке лежат большие игрушки, в коробке поменьше – игрушки поменьше, в маленькой коробке – маленькие игрушки.

6. «Листики»

Цель игры: Освоение классификации объектов по одному, двум и трем признакам

Оборудование: Набор листиков, изготовленных из цветного картона, трех форм (клен, дуб, липа), трех цветов и трех размеров (большой, средний, маленький); по два листика каждого вида (всего 54 листика); набор карточек с символами цвета, размера и формы.

Ход игры: Лисичка просит помочь ей собрать в лесу красные листики и сделать из них вокруг неё большой венок; (или кленовые, или средние). Когда дети выполняют это по словесному указанию, Лисичка дает задание, показывая карточку-символ, где нарисовано, какие ей нравятся листики. Игру можно усложнить, если Лисичка определит не один, а два или три признака листиков (липовые зеленые, красные маленькие кленовые и т.д.).

7. «Кто где живёт?»

Цель игры: Формирование умения выполнять классификацию с опорой на образец и пользоваться обобщающим словом.

Оборудование: Большие карточки с изображением леса и двора около дома, маленькие карточки с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Дети получают по большой карте. Взрослый показывает одну из маленьких карточек и спрашивает: «Кто это? Где живёт?». Ребенок, которому подходит это животное, называет его, и говорит, где оно живёт. При правильном ответе ребёнок получает карточку. После того, как большие карты будут заполнены, взрослый обговаривает с детьми, что на карте с изображением леса лежат маленькие карточки, на которых нарисованы дикие животные, на карте с изображением дома и двора – маленькие карточки, на которых нарисованы домашние животные.

8. «Что где стоит?»

Цель игры: Формировать умение группировать предметы по назначению.

Оборудование: Большие карты с изображением кухни и комнаты, по краям карты – шесть пустых клеток для маленьких карточек; маленькие карточки с изображением посуды и мебели.

Ход игры: Дети получают по большой карте. Взрослый показывает одну из маленьких карточек и спрашивает: «Что это? Где оно стоит?». Ребёнок, которому подходит этот предмет, называет его и говорит где он стоит. При правильном ответе ребёнок получает карточку. После того, как большие карты будут заполнены, взрослый обговаривает с детьми, что на карте с изображением кухни лежат маленькие карточки, на которых нарисована посуда, на карте с изображением комнаты – маленькие карточки, на которых нарисована мебель.

9. «Разложи картинки»

Цель игры: Формировать умение выполнять обобщение предметов с опорой на образец и пользоваться обобщающим словом

Оборудование: Карты, на каждой из которых изображен овощ, фрукт, дикое животное, домашнее животное, предмет мебели, одежды, посуды, головной убор, предмет обуви, цветок, транспортное средство, продукт питания, бытовой прибор, по краю карты – три пустых клетки для маленьких карточек; маленькие карточки с изображением предметов: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, мебель, одежда, посуда, головные уборы, обувь, цветы, транспорт, продукты питания, бытовая техника (по 3 каждого вида).

Ход игры : Дети получают по большой карте. Взрослый показывает одну из маленьких карточек, тот участник, которому она подходит, называет предмет, изображенный на карточке и берет ее себе. Тот, кто первым без ошибок заполнит большую карту, еще раз перечисляет расположенные на ней предметы и говорит, к какой группе они относятся.

10. «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: Карточка с изображением приоткрытого рта и карточка с изображением перечеркнутого рта, съедобных и несъедобных предметов.

Ход игры: Когда взрослый поднимает карточку с изображение приоткрытого рта детям предлагается найти на картинках съедобные предметы. Когда поднимает карточку с изображением перечеркнутого рта – несъедобные предметы. Затем детям предлагается разложить картинки с изображением съедобных и несъедобных предметов на две группы.

11. «Летает – не летает»

Цель игры: Формирование умения группировать предметы с опорой на образец.

Оборудование: Карточка с изображением крыльев и карточка с изображением перечеркнутых крыльев, летающих и нелетающих предметов.

Ход игры: Когда взрослый поднимает карточку с изображение крыльев, детям предлагается найти на картинках летающие объекты. Когда поднимает карточку с изображением перечеркнутых крыльев – нелетающие объекты. Затем детям предлагается разложить картинки с изображением летающих и нелетающих предметов на две группы.

12. «Что где растёт?»

Цель игры: Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов и умения группировать предметы на основе выделенных свойств и качеств.

Оборудование: Большие карты с изображением огорода и сада, леса и поля, по краям карты – шесть пустых клеток для картинок; маленькие карточки с изображением различных растений (деревья, кустарники, грибы, шишки, ягоды, фрукты, овощи и т.д.)

Ход игры: Дети получают по большой карте с разными пейзажами. Взрослый показывает одну из маленьких карточек и спрашивает: «Что это? Где растёт?». Ребёнок, у которого есть на большой карте это растение, называет его и говорит, где оно растёт. При правильном ответе ребёнок получает карточку. После того, как большие карты будут заполнены, взрослый предлагает детям обобщить знания о том, что где растет: «Назовите, что растет в лесу. А что растет в поле? А что растет в саду? Что растет в огороде?».

13. «Цветные картинки»

Цель игры: Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов и умения группировать предметы на основании выделенных свойств и качеств.

Оборудование: Десять карточек (10 см х 4 см), разделенных пополам и окрашенных в два цвета: красный и зеленый, зеленый и желтый, желтый и синий, синий и белый, белый и красный, красный и синий, зеленый и оранжевый, красный и желтый, синий и желтый, белый и желтый; десять цветных картинок (20 см х 20 см), на которых изображены: зеленая яблоня с красными яблоками, зеленая поляна с желтыми одуванчиками, желтая рожь с синими васильками, белые парусники на синей реке, белая машина «скорой помощи» с красными цифрами и красным крестом, красные рыбки в синей воде, зеленое дерево с оранжевыми апельсинами, осенний клен с красными и желтыми листьями, синяя речка с желтыми песчаными берегами, разрезанное яйцо (белое с желтым)

Ход игры: Взрослый раздает детям цветные картинки (1-2) и просит внимательно рассмотреть, каким цветом они нарисованы. Объясняет, что сейчас они будут играть в лото. Взрослый берет любую цветную карточку и показывает детям. Ребёнок, у которого цвета на картинке совпадают с цветом карточки взрослого, должен поднять руку и взять карточку себе. Например, взрослый показывает карточку, где есть красный и зеленый цвета. Её берет ребенок, у которого на картинке изображена зеленая яблоня с красными яблоками. Если кто-нибудь из детей не берет нужную карточку, взрослый просит его назвать цвета, которые есть в каждой картинке, и назвать цвета, в которые окрашена показываемая взрослым карточка.

14. «Подбери недостающую картинку»

Цель игры: Формирование умения самостоятельно определять основания для обобщения предметов.

Оборудование: Квадрат (15х15 см), разделённый на четыре равные части. В трёх частях нарисованы фигуры.

  1. Сверху красный и зелёный треугольники; снизу красный круг, один сектор пустой. Карточки для выбора: зеленый треугольник, красный треугольник, зелёный круг, синий круг.
  2. Сверху катушка с красными нитками, катушка с черными нитками; снизу кольцо с красным камнем, один пустой сектор. Картинки для выбора: кольцо с красным камнем, кольцо с черным камнем, катушка с черными нитками, молоток.
  3. Сверху синий плащ и жёлтый плащ; снизу синий зонт, один пустой сектор. Картинки для выбора: жёлтый плащ, синий зонт, жёлтый зонт, бабочка.
  4. Сверху желтая лопатка и желтая лейка; снизу белая лопатка, один пустой сектор. Картинки для выбора: желтая лопатка, белая лейка, желтая лейка, елка.

Ход игры: Взрослый предлагает детям подбирать картинки. Сначала он показывает, как это надо делать. Берет карту с одним незаполненным квадратом и картинки с фигурами для выбора. С помощью взрослого дети выбирают нужную фигурку и объясняют принцип расположения фигурок: «Сверху две одинаковые фигурки – два треугольника, но разного цвета; внизу тоже одинаковые фигуры-круги – и тоже разного цвета». Заполненный образец остается перед детьми.

Взрослый раздает детям другие карты, предлагает подобрать нужные картинки и расположить их так же, как фигурки в образце: сверху одинаковые, но разного цвета, снизу одинаковые, тоже разного цвета.

Затем каждому ребенку предлагается набор к первому заданию из четырех картинок, ориентируясь на образец, нужно выбрать одну. Если ребенок затрудняется с выбором, взрослый еще раз обращает его внимание на образец и формулирует принцип решения задачи. Перед четвертым заданием взрослый напоминает детям, что теперь надо будет расположить фигурки: сверху – разные, но одного цвета, снизу разные и тоже одного цвета.

15. «Что сначала, что потом?»

Цель игры: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями изображенных на картинках, располагать картинки в порядке развития сюжета.

Оборудование: Наборы картинок, которые, если их расположить в определенной последовательности, передают развитие сюжета.

Набор № 1: морковь растет на грядке, морковь в корзине.

Набор № 2: на первой – ёж идет по лесу с узелком на палочке, впереди растет маленький гриб; на второй – ёж укрылся от дождя под грибком, узелок на грибке; на третьей – ёж смотрит на большой гриб, узелок лежит высоко на большом грибочке.

Набор № 3: на первой – мышка подошла к мольберту; на второй – мышка стоит на стульчике и на мольберте рисует кошку; на третьей – мышка нарисовала кошку; на четвертой – мышка повесила изображение кошки на стену.

Ход игры: Взрослый показывает картинки детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получится интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все закончилось. Взрослый разъясняет, как следует раскладывать картинки (по порядку, слева направо, рядышком в длинную полоску).

Вначале детям предлагают сюжеты из двух картинок, затем из трех, четырех.

После выполнения задания можно предложить детям рассказать полученный сюжет.

Затем дети меняются наборами картинок, и упражнение продолжается.

16. «Кошка и молоко»

Оборудование: Сюжетная картинка: на столе находится опрокинутая банка с молоком, молоко льётся, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку. (Причина – кошка опрокинула банку; следствие – молоко пролилось).

Ход упражнения: Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения взрослый задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?».

17. «Разбитая чашка»

Цель упражнения: Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: Сюжетная картина: в комнате стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина – мальчик играл в комнате с мячом; следствие первого порядка – мяч попал в чашку; следствие второго порядке – чашка разбита).

Ход упражнения: Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения взрослый активизирует восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами: «Что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с чашкой?». Потом ребенок рассказывает все, что произошло.

18. «Дождик»

Цель упражнения: Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: Сюжетная картинка: идет сильный дождь, дети бегут к дому, везде лужи. (Причина – идет сильный дождь; следствие – дети бегут на веранду).

Ход упражнения: Взрослый дает ребенку рассмотреть картинку и предлагает составить рассказ: «Посмотри внимательно, что тут происходит». В случае затруднения взрослый задает уточняющие вопросы: «Кто нарисован на картинке? Какая погода на улице? Куда бегут дети? Почему?». Затем говорит: «Теперь составь рассказ о том, что тут произошло».

Игры предъявлялись индивидуально или в подгруппе и последовательно, в первой половине дня, во время основных занятий по развитию элементарных математических представлений («Сложи картинку», «Подбери детали», «Волшебная мозаика», «Разложи игрушки», «Цветные картинки»), по ознакомлению с окружающим миром («Нарисуй» картинку палочками, «Листики», «Разложи картинки», «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает», «Что где стоит?», «Что где растет?»), по развитию речи («Что сначала, что потом?», «Кошка и молоко», «Разбитая чашка», «Дождик»)

Особенности наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

Исследование осуществляется индивидуально с каждым ребёнком, в первой половине дня, с использованием специально подобранных методик.

Для изучения особенностей мышления предлагаются следующие задания.

Задание 1. «Сложи картинку»

Цель : Проверка сформированность наглядно-образного мышления.

Оборудование: картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, разрезанные на 3, 4 части.

Процедура обследования : в тех случаях, когда испытуемый не может правильно соединить части картинки, экспериментатор показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого испытуемый не справляется с выполнением задания, экспериментатор накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает испытуемому наложить другую. После этого снова просит его выполнить задание самостоятельно.

Оценка выполнения задания:

Низкий – ребенок не принимает и не понимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

Ниже среднего – ребенок принимает задание, но складывает картинку без учета целостного образа предметного изображения или кладет одну часть картинки на другую. В процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не приступает к самостоятельному выполнению задания, безразличен к конечному результату;

Средний – ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении соединяет части без учета целостного изображения предмета, в условиях обучения накладывает часть картинки на целое, после обучения не приступает к самостоятельному способу выполнения задания, проявляет интерес к результату своей деятельности;

Выше среднего – ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно выполнить его не может, но пытается соединить части в целое, после обучения приступает к самостоятельному способу выполнения, заинтересован в результате своей деятельности;

Высокий – ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно правильно выполняет его, заинтересован в результате.

Задание 2. «Нарисуй целое»

Цель: выявление способности к анализу и синтезу

Оборудование: две картинки, на которых нарисован всем знакомый предмет – платье (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).

Процедура: экспериментатор кладет перед испытуемым части разрезной картинки с изображением платья и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если испытуемый не может выполнить задание, проводится обучение. Испытуемому дают разрезную картинку и предлагают сложить её, а затем нарисовать. Если испытуемый затрудняется, то экспериментатор помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок.

Оценка выполнения задания:

Низкий – испытуемый не принимает задание, в условиях обучения действуют неадекватно;

Ниже среднего – испытуемый принимает задание, но нарисовать предмет по разрезной картинке не может, пытается изобразить предмет только после повторного складывания картинки, но получаются только элементы предмета;

Средний – испытуемый нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, но у него получается схематическое изображение предмета;

Выше среднего – испытуемый нарисовать по разрезной картинке не может, после складывания картинки рисует предмет;

Высокий – испытуемый может нарисовать предмет по разрезной картинке, рисует с интересом.

Задание 3. «Сгруппируй картинки» (по цвету и форме)

Цель: задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу. Переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

Оборудование: набор карточек с геометрическими фигурами: 5 фигур красного цвета, 5-синего, 5-желтого, 5-зеленого. Среди фигур четыре треугольника, четыре квадрата, четыре круга, четыре прямоугольника, четыре овала.

Процедура обследования: испытуемому показывают набор карточек и объясняют, что на них нарисованы разные фигуры. Затем даётся инструкция: «Разложи эти карточки – подходящие к подходящим». Если испытуемый оказывается не в состоянии выделить какой-либо общий признак, по которому фигуры могут быть сгруппированы, экспериментатор просит ребенка положить каждую карточку в соответствии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги» и т.д. В стороне на столе лежат другие карточки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники). Экспериментатор берет одну и, протягивает её ребёнку, просит положить её правильно. Если ребёнок кладёт карточку неверно или же не решается выполнить задание, экспериментатор делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т.д. По окончании раскладывания испытуемого просят объяснить принцип работы.

Если испытуемый выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания – группировку по форме. Экспериментатор говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому, но тоже подходящие к подходящим». Если испытуемый опять не в состоянии выделить принцип группировки, то экспериментатор кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подаёт ребенку, тот раскладывает их. После выполнения задания следует словесная формулировка признака (испытуемым или экспериментатором).

Уровни выполнения задания:

Низкий – испытуемый не принимает задание, не ориентируется в его условиях (передвигает карточки, играет с ними), в процессе обучения действует неадекватно;

Ниже среднего – испытуемый принимает задание, раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет, после оказания помощи начинает ориентироваться на образец, группировку по форме не выполняет;

Средний – испытуемый принимает задание, раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму после оказания помощи экспериментатора, не может обобщить принцип группировки в речевом плане;

Выше среднего – испытуемый принимает задание, самостоятельно раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму, затрудняется в формулировке принципа группировки;

Высокий – испытуемый принимает задание, раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму на 4 группы, самостоятельно объясняет принцип группировки.

Литература

  1. Алёшина И.Н. Особенности познавательных процессов ребенка-дошкольника и их диагностика: Учебное пособие. Тамбов: Першина, 2005. – 131 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  3. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребёнка (Дошкольный возраст). Мн., «Нар. асвета», 1974. – 128 с.
  4. Веннер Л.М. Психические процессы – т. 2. Мышление и интеллект – Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А.А. Жданова, 1976. – 342 с.
  5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
  6. Запорожец А.В. Психология – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959.
  7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СП-б.: Питер, 2007
  9. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1985. – 239 с.
  10. Психология: учеб. / В.Н. Аллахвердов, С.И. Богданова; отв. ред.

А.А. Крылов - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 752 с.

  1. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Аркадия», 1998. – 512 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 318 с.

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и

дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей /Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
  2. Степанова О. А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.
  3. Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников – Обнинск: Принтер, 2000. – 21 с.
  4. Томашпольская И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. – СПб.: Смарт, 1996. – 38 с.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1960.

В данной статье мы расскажем о том как развивать образное мышление у детей.

На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста – играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков - перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.

Мир, который окружает ребенка, преподносит с каждым новым годом все более сложные задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.
Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств.

Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.

Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:
- Витя, а почему плавают по воде листики?
- Потому что листья легкие и маленькие.

Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно - действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами.

Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.


Перемешанные буквы

Развитие логического мышления у дошкольников

Многие из нас считают, что творческое мышление - это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей:

Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг.

Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое - это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным.

Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь:))

Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь - теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле:)

Рисуйте, даже если у вас это плохо получается.

Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами - создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия.

Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности.

При просмотре фильмов и прочтении книг - придумывайте на ходу продолжение.

Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

Критическое мышление - это такое мышление, которое было создано в византийских университетах христианскими богословами. Доказывать любую мысль, подтверждать, подкреплять любое основание, проверять любой тезис.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!

Развитие мышления у детей

Критическое мышление - это непредвзятое изучение предмета или проблемы. Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить. Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению. Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего - с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Технология развития критического мышления у детей

Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Что важно: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние данных знаний для решения данной проблемы.

В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который характеризуется следующими особенностями.

Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

При встрече друга детства через много лет мысленное оперирование образами даёт возможность человеку воспроизвести какие-то нужные детали сведений и узнать в изменившемся облике черты школьного товарища. В этот момент срабатывает наглядно-образное мышление.

Особенности

В психологии данный вид мышления относят к символическому мыслительному акту, при котором с помощью представлений моделируется и решается проблема. Это предполагает умственную работу с оперированием предметами и наглядными образами. Данный тип мыслительного процесса помогает субъекту воссоздать многообразие разных характеристик конкретного явления или объекта, установить их непривычное сочетание.

Наглядно-образное мышление неразрывно связано с реальными действиями и предметами. Этим оно отличается от воображения, при котором образ воссоздаётся по памяти. Такой тип мыслительного процесса подчинён восприятию или представлению.

Он доминирует у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Малыши мыслят наглядными образами и не владеют понятиями.

Приведём пример. Ребёнку показывают два совершенно одинаковых шарика, сделанных из теста. Он визуально изучает их, оценивает объём. Затем из одного шарика делают лепёшку. Объём не увеличился, а изменилась форма. Тем не менее, теперь лепёшке требуется много места на столе, значит, по мнению малыша, в ней теста стало больше, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинён восприятию, поэтому им сложно абстрагироваться от того, что сразу же бросается в глаза.

Старшим дошкольникам и детям младшего школьного возраста тоже характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он задействует наглядно-образное мышление школьников.

Освоение ручного мастерства достигается с помощью данного типа мышления. В развитых формах такое мышление свойственно людям творческих профессий. Писатели, поэты, дизайнеры, модельеры, художники, скульпторы, музыканты, актёры способны ярко и живо представлять те или иные объекты, явления или события.

Сочетание каких-то элементов объекта, их перемещение, умение выделять главные признаки в уме создают базу для формирования наглядно-образного мыслительного процесса. С этой целью разработаны специальные задания.

Комбинационное

Такое упражнение позволяет малышу на основе набора конкретных образов создать новый объект. Исходным материалом могут служить цифровые и буквенные символы, математические знаки, геометрические фигуры. Например, ребёнку предлагают изобразить кошечку или собачку из цифровых знаков. Нередко малышу предоставляют полную свободу действий и смотрят, в какую сторону он направляет свою фантазию.

Нахождение и восстановление недостающей детали тоже относится к комбинационной группе упражнений. Ещё применяется игра «Шахматная доска». Суть игры сводится к созданию поля из различных элементов, при этом надо чередовать частички.

Постепенно увеличивают размер полей и время на их воспроизведение.

Трансформационное

Для выполнения упражнения такого типа берут готовый законченный образ и предлагают ребёнку его изменить, создать что-то совершенно новое . Обычно применяют спички или палочки, из которых складывают определённую фигуру. Малыш должен переложить несколько спичек так, чтобы получился новый предмет. Иногда предлагают для изменения образа убрать несколько палочек.

Прекрасным заданием на скорость является дорисовка. Например, всем участникам игры раздают листочки с двадцатью изображёнными буквами «М». Каждый графический знак нужно превратить в новый предмет, но так, чтобы все 20 созданных образов окружающие смогли узнать. Затем обсуждаются оригинальность и узнаваемость изображённых предметов.

Почему важно?

Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На данном этапе происходит накопление различных зрительных, осязательных, звуковых отображений, с помощью которых малышу легче взаимодействовать с внешним миром. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценивание ситуации. Ребёнок развивает способность представлять объект без наличия его в поле зрения.

Использование образов формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческую мыслительную деятельность, ускоряет решение логических и математических задач.

Как сформировать?

Активное формирование такого мышления начинается с трёхлетнего возраста. Постепенно складываются определённые образы, накапливается информация, полученная в раннем детстве путём ощупывания и осматривания вещей. Затем бурно развивается детское воображение, и малыш способен додумать или представить явление, объект, целостную ситуацию. Нужно научить ребёнка мысленно увидеть предметы в разных пространственных положениях, менять в уме их место расположения.

Для диагностики необходимой степени развитости наглядно-образного мыслительного процесса психологи используют различные методики.

  • Существует способ работы с нелепыми изображениями. Малышу предлагают картинку с персонажем, оказавшимся в непривычной ситуации, когда герою приходится выполнять действие, несвойственное ему. Например, в гнезде вместо птенчика сидит лягушка, а птичка приносит ей косточку для пропитания. Ребёнок объясняет, почему изображение не соответствует реальности. Он должен определить, как бывает в природе и предложить свой вариант развития событий. Если ребёнок отлично справился с 7 из 10 заданий, то его наглядно-образное мышление находится на высоком уровне развития.
  • Метод конструирования предполагает дорисовку изображения. Оцениваются скорость и точность реакции. Малышу дают картинки с нарисованными знакомыми животными, игрушками, геометрическими фигурами. Он должен завершить рисунок за полторы минуты. Важна быстрота выполнения задания.
  • Методика «Собери картинку» подразумевает восстановление целого изображения из знакомых фрагментов. Критерии оценки определяются скоростью исполнения. При хорошем образном мышлении у ребёнка на сборку картинки должно быть затрачено несколько минут. За это время малыш подключает воображение, память и применяет метод исключения.
  • Существует ещё приём, основанный на поиске лишнего изображения. Малышу дают несколько схожих по каким-то группам признаков картинок. Он должен найти принт, не соответствующий основному составу сгруппированных изображений.

Способы развития

Трёхлетнему ребёнку необходимы сборно-разборные игрушки . Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры объектов, различать оттенки. Важно заинтересовать ребёнка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Перед рисованием или сооружением башни ребёнок должен рассказывать о своих дальнейших действиях.

Дети 5-6 лет великолепно развивают образный мыслительный процесс при помощи игр с конструкторами . Они осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать наглядными образами.

Старшим дошкольникам развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует применение следующих методов и приёмов:

  • наблюдение за природными явлениями с последующим описанием и изображением увиденных или услышанных сведений;
  • сборка пазлов;
  • разгадывание ребусов, головоломок, загадок;
  • зарисовки по памяти;
  • изображение на листке понятий, не имеющих зрительных признаков: веселье, радость, звучание, дружба, мелодия, мысль;
  • лепка из пластилина, глины;
  • посещение музеев, выставок, экскурсий;
  • создание разных аппликаций.

Развитие дошкольников предусматривает следующие основные этапы обучения:

  • демонстрация;
  • объяснение;
  • совместная работа;
  • самостоятельные действия по образцу и творчество, не ограниченное определёнными рамками.

Формированию детского мыслительного процесса образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат, капельку росы, массажную щётку или любые другие явления и предметы. Широко применяют упражнения с варьированием палочек или спичек, перевёртыванием каких-то символических знаков, например, литеры «Е» для получения другой буквы: «Ш».