Классный час культура общения в семье. Классный час "культура общения". Желаем, чтобы туча не затмила солнце

Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!

Курилкина Светлана Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Партизанского района

Приморского края

Классный час.

7 класс.

Тема «Культура общения и речевой этикет».

Цель: показать, что культура общения – очень важный момент в воспитании человека, в установлении и поддержке доброжелательного контакта с собеседником в разных условиях общения. Ход мероприятия: Классный руководитель: Друзья мои, я рада видеть Вас. Надеюсь, что наша встреча сегодня будет для всех интересной и полезной, а вы с удовольствием примите участие в этом необычном разговоре.

    Обратимся к анкетам. Вам был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения?» Талант общения, дар общения что это такое, по-вашему? (вопросы необходимо было продумать до классного часа и попытаться сформулировать ответы).
Вывод: Вы почти все считаете, что искусство общения – это умение пользоваться речью. Видимо вы исходили из того, что язык-главное средство общения. И с этим нельзя не согласиться. Но дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умения проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. НО вернемся к культуре речи, речевому этикету. Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»: В миг по речи распознали Что царевну принимали? А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами навсегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Но чтобы понять все это, давайте разберемся, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значения «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого слова- «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. Скажите, а для чего же нужны эти правила? (Чтобы поддерживать положительную тональность разговора) А какие этикетные выражения мы слышим из уст культурного и вежливого человека? (Добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер)
    Игра «Словарь вежливых слов» Кл. руководитель: Насколько важен этикет говорили и осознавали еще в древности. Так, в «поучениях Владимира Мономаха читаем: « Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Ученики читают стихотворные отрывки В. Бокова и Л. Татьяничевой
Друзья мои, внушайте Людям Веру И чаще говорите "Добрый день!" И следуйте хорошему примеру- продляйте добрым словом жизнь Людей !!! /В. Боков/

Прекраснейшее слово " ДОРОГОЙ " как много чувств оно вмещает, И радостью нам душу освещает, соперничая с радугой-дугой. / Л. Татьяничева/. Какая мысль объединяет эти тексты? Согласны ли вы с этими высказываниями? (Такими словами, как добрый день, дорогой можно оживить людские сердца, продлить жизнь человека. Эти слова сравниваются с радугой. Из жизненного опыта мы знаем, сколько радости приносит нам радуга после дождя).

    Рассказ ученика о происхождении слова «Здравствуй». (Здравствуй – будь здоров. Приветствую!)
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя мы совсем не знакомы. Здравствуйте! Что особого в том мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?»
    Чтение стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте». Читается отрывок из книги «Домостой». Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. А вот отрывок из пособия для обучения и воспитания детей дворян, составленного сподвижниками Петра I в 18 веке.
« Когда родители или кто другие их спросят (позовут), то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка?», или «государыня матушка», или «Что мне прикажете, государь?», а не так: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь?» И не дерзостно отвечать: «Да, так» - и ниже вдруг наотказ молвить: «Нет»; но сказать: «Так, мой государь, слышу, государь, учиню так, как вы, государь, приказали». Как вы думаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе?
    Предлагаем такие ситуации. Ответьте на вопросы.
    Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли поздороваться тебе? С вами, наверное, такое бывало: встречаете человека часто, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!».
Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? Вывод: конечно, мнения ваши могут расходиться. А между тем, спорить не приходиться. Мы убеждаемся, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом – ЭТИКЕТ.
    Вы знаете много пословиц, а знаете ли такие, которые отражают правила речевого этикета? (Сердечное слово до сердца доходит. Сперва подумай – потом говори. Много говоришь- голова заболит. Хорошее слово-половина счастья.)
Объясните, какие требования к речи выражает каждая пословица?
    Мы всегда должны помнить, что правильная речь – речь без ошибок, устная, удачная речь. Как смешно можно выглядеть, используя неуместные слова. Часто речевую культуру нарушают слова-пустышки. Они мешают четко информировать или что-то сообщить. Читается стихотворение «Как его зовут?» М. Червинского.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну я пошёл, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Вася, Ваня, Оля.
Своих друзей зовет он только

Алешка, Васька, Ванька, Олька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

О каких нарушениях речевых норма говорится в этом стихотворении?

    Следует обратить внимание на то, что многое можно при общении передать, не произнося ни слова мимикой и жестами.
Что это такое? Мимика и жесты тесно связаны со словом, но они не предупреждают слово, а могут заменить целую фразу. Цицерон говорил, что мимика и жесты выражают движения нашей души.
    Ученик рассказывает о языке жестов многих народов.
А где мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле, азбуке глухонемых, а в школе-подсказки). Эти средства общения называются невербальными. Послушайте стихотворение: Муравей сороконожке повстречался на дорожке: -С добрым утром! Как дела? – Сорок лапок подала. И пока он лапки жал, Тут и вечер набежал. Итак, вы поняли, что речь пойдет о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует этикет жеста. Русский писатель А. И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно и не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – высокомерное приветствие, протянуть руку лодочкой – человек смущен, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
    Давайте инсценируем несколько ситуаций встреч и прощаний.
Описывается ситуация, ребята разыгрывают, используя жесты и мимику.
    Встречаются два знакомых мальчика Как они приветствуют друг друга? Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
И нельзя сказать об улыбке. Какова ее роль в отношениях между людьми? Послушайте прекрасные слова поэта Солоухина: А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Чтобы с нами этого не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
    Итог. Наши мимика и жесты, речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать. И если сегодняшний разговор заставил вас задуматься, я очень рада.
Звучит стихотворение «Пожелание друзьям». Литература:
    Акишина А. А, Формановская Н. И. Русский речевой этикет. Горелов И.Н., Енгалычев В. А. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. Гольдин В. Е. Речь и этикет. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. Матвеев В. Панов А. В мире вежливости.

Тема: «Умей общаться со всеми и всегда» (ситуативный практикум по культуре общения)

Цели:

Развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;

Привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.

Оборудование : если есть возможность, то подготовить для каждого ученика тексты извлечений из книг и текст «Конфликт без насилия», листы бумаги и ручки.

Ход классного часа

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Из книги В. В. Любимцева «Знаешь ли ты?»

Правила, которых следует придерживаться в разговоре:

— необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;

— должно быть желание разговаривать;

— следует смотреть в глаза собеседнику;

— не надо перебивать или прерывать собеседника;

— не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

— не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;

— старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

— интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

— возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях;

— осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;

— собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

— исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция — это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши желания и заботы. Именно в них ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

— партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;

— поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;

— партнер укрывается за «производственной необходимостью»;

— партнер настаивает на признании его власти;

— используются самые уязвимые места партнера;

— припоминаются старые обиды;

— в конце концов выявляются победитель и побежденный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собеседниками:

— отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, наружность говорящего, его голос или произношение;

— высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

— антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит другой;

— избирательность внимания. С детских лет мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. В порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном;

— потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» вы согласны?

Задание 2 . Приходилось ли вам в какой либо жизненной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

(Из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»)

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики, или обратить ее в шутку?

Такт — это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его — уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

— своим поведением обращать на себя внимание в общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т. п.);

— говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);

— навязывать свои вкусы и представления.

Задание: Дополните своими предложениями понятие «бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре — это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами, раньше, этим вы его обезоружите.

Не начинайте важных разговоров с требования сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Позднее он может почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными правилами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.

Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

Задание : Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»

Задание:

1. Какие способы приветствия вы знаете?

2. Отличается ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

3. Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным признакам или по личностным качествам этого человека?

4. Примите к сведению приведенную ниже информацию.

«Почему люди здороваются за руку?»

(Из книги В.И. Малова «Загадки и тайны»)

Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято... тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку — ладонь должна быть открытой.

Из очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков — у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет — обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы:

1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

A. да, являются;

Б. нет, не являются;

B. все зависит от культуры человека, страны, где он

живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:

A. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей;

B. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

A. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

B. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

A. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции;

B. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?

A. жить по правилам не интересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

B. считает, что соблюдение правил — это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?

A. грубость;

Б. слабохарактерность;

B. эгоизм;

Г. доброта;

Д. ответственность;

Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?

B. всегда.

8. К какому понятию относятся определения «состояние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

A. конфликт;

B. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1. б; 2. а; 3. а; 4. в; 5. в; 6. а, в, е; 7. б; 8. б.

Мини-итоги классного часа.

Классный час в 7 классе на тему: «Культура общения»

Цель классного часа : Изучение правил эмоционально-доброжелательного общения с людьми, развитие потребности в общении.

Задачи :

    Изучение литературы по проблеме общения.

    Приобретение навыков самостоятельной познавательной деятельности.

    Освоение понятий общение, культура речи.

    Развитие творческих способностей и воображения, умения отражать свои впечатления в разных видах деятельности.

Проблема : В наше время многие подростки предпочитают живому общению общение «виртуальное», приобретают зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр. Они даже не представляют, что реальное общение может сделать жизнь наполненной, интересной, увлекательной. Проблема неумения общаться со взрослыми и сверстниками стоит сегодня очень остро. Поэтому мы выбрали тему классного часа «Культура общения», надеясь помочь учащимся задуматься над этой проблемой.

Гипотеза: Овладение культурой общения делает жизнь человека ярче, интересней, даёт возможность приобрести новых друзей.

Актуальность выбранной темы: Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно в подростковом возрасте, когда происходит формирование личности человека. Неумение общаться, зажатость, неуверенность в себе часто становится бедой для ребёнка. Непонимание другого часто становится причиной недоверия, отчуждённости, враждебности. Поэтому необходимо развивать потребность ребят в общении и научить их «золотым правилам общения».

Вопросы, на которые мы найдём ответы в ходе изучения темы «Культура общения»:

Что такое общение?

Какова его роль в жизни человека?

Каковы «Золотые правила общения»?

Основное содержание :

В ходе проведения классного часа вы познакомитесь с новыми понятиями и узнаете, что потребность в общении, переходящая в потребность в понимании и одобрении, является одной из главных человеческих потребностей. Общение - источник радости и счастья (дружеское общение, общение с природой, общение с искусством).

1. Что такое общение? Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании друг друга.

2. Какие бывают виды общения? Общение бывает вербальное (с помощью слов) и невербальное (мимика, жесты, телодвижения);

непосредственное (человек перед нами) и опосредованное (через интернет, книги, письма);

формальное (в школе, на работе) и неформальное (в кругу близких, друзей).

4. Что такое «золотые правила общения»? Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям..

Общение – основное условие развития человека, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Как бы ни менялся мир и наши взгляды, всегда будет актуальным основное правило общения между людьми – это уважение. Родственник, одноклассник, попутчик в поезде – не имеет значения, каждый человек достоин уважительного отношения. Постигнув эту истину, каждый получит шанс стать самой интересной личностью для других. Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, много читать, важно уметь сообщить людям эти сведения. Необходимо обладать культурой речи (чёткость, логичность построения высказывания).

На тему правил общения написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Из всей литературы мы выделим 10 самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать «золотые правила общения». К ним можно отнести следующее:

    Всегда улыбайтесь. Ваша улыбка и хорошее настроение вызовет позитивные эмоции и положительный настой, располагая к себе собеседника.

    Будьте вежливы. И, не имеет значения, разговариваете ли вы с директором школы, учителем или одноклассником – хамство и фамильярность ещё никому не сослужили хорошую службу.

    Называйте собеседника по имени.

    Слушайте больше, чем говорите.

5. Будьте искренними и честными – это самые лучшие позиции в общении.

7. Не перебивайте собеседника, давая ему возможность высказаться.

8. Избегайте высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику. Старайтесь понять человека.

9. Придерживайтесь уверенного, но дружелюбного тона.

10. Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны.

Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение одноклассников, а и много новых и интересных друзей.

В процессе подготовки классного часа с учащимися были проведены учебные упражнения: «Чувство без слов», «Речевая ситуация», «Пересказ», «Сиамские близнецы», «Угадай стиль общения», «Ищу друга». Эти упражнения очень понравились учащимся, выполняя их, ребята задумались над необходимостью совершенствовать свою культуру общения.

Выводы:

1.В процессе проведения классного часа учащиеся освоили понятия общение, стили общения, культура общения.

2. Учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты.

3. Пополнился словарный запас, развивалось мышление, воображение, любознательность, обогащался жизненный опыт.

4. Была сделана донести до учащихся мысль, что умение выражать себя через общение является путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Использованная литература:

1.Плотников В.А. Стать гением может каждый - М.:1998. – 231с.

2. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой.- С.Пб.:2008 – 366 с.

3. Соловейчик С.А. Учение с увлечением – М.: 1997. – 294с.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Ц е л и : отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

Форма проведения: комбинированная .

Ход классного часа

  1. Вступительная часть .

Инсценировка отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

А в т о р. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.

К у р и ц а . Умеешь ли ты нести яйца?

У т е н о к. Нет.

К у р и ц а . Так и держи язык на привязи.

К о т . Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

У т е н о к . Нет.

Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

В о п р о с ы для анализа:

Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)

Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)

– По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?

Читает учитель (или ученик),

В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Тсс… Тсс! Ч-ч-ч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать!
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать!

  1. Игра.

Цель игры : показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.

Ход игры : дети становятся в круг. Первый ученик начинает |рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что |рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.

Например:

1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).

2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).

3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.

– Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей.)

  1. Формулирование правил речевого поведения.

Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:

Говорящий:

  • Говорить спокойно;
  • смотреть доброжелательно;
  • наблюдать за реакцией собеседника
  • называть собеседника по имени;
  • спрашивать, ясно ли изложенное.

Слушающий:

Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;

Не перебивать

Попросить уточнить

У ч и т е л ь. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга – один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она – слуховая.

Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.

  1. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

  • пассажир такси просит передать плату за проезд;
  • прохожий спрашивает о времени;
  • зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;
  • покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

Слово учителя . Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, вы испытаете затруднения в общений»

– Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?

Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.

Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.