Когда воскресенье официально стало выходным днем? Что означало «воскресенье» на старославянском языке

29 октября (11 ноября) 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) в России был установлен 8-часовой рабочий день (вместо 9-10 часового, как это было ранее) и введена 48-часовая рабочая неделя с шестью рабочими и одним выходным днем. На особо вредных для здоровья работах предусматривалось сокращенное рабочее время. 9 декабря 1918 г. был принят Кодекс законов о труде РСФСР, закрепивший эти положения.
С 2 января 1929 г. по 1 октября 1933 г., в соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и СНК, был осуществлен постепенный переход на 7-часовой рабочий день. Рабочая неделя составляла 42 часа.
26 августа 1929 г. постановлением СНК СССР "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР" был введен новый табельный календарь, в котором неделя состояла из пяти дней: четыре рабочих дня по 7 часов, пятый - выходной.
В ноябре 1931 г. СНК СССР принял постановление, в котором разрешил наркоматам и другим учреждениям переходить к шестидневной календарной неделе, в которой 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.
27 июня 1940 г. вступил в силу указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на 8-часовой рабочий день с "обычной" рабочей неделей по григорианскому календарю (6 рабочих дней, воскресенье - выходной). Рабочая неделя составляла 48 часов.
26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", в соответствии с которым вводились обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день и отменялись отпуска. Эти меры военного времени были отменены указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1945 г.
По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956-1960 гг. рабочий день в СССР постепенно (по отраслям народного хозяйства) был вновь сокращен до 7 часов при шестидневной рабочей неделе (воскресенье - выходной), а рабочая неделя - до 42 часов.
На XXIII съезде КПСС (29 марта - 8 апреля 1966 г.) было принято решение о переходе на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными дням (суббота и воскресенье). В марте 1967 г. рядом указов и постановлений Президиума Верховного Совета и ЦК КПСС в СССР введена стандартная "пятидневка" с 8-часовым рабочим днем. В общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях сохранилась шестидневная рабочая неделя с 7-часовым рабочим днем. Таким образом, рабочая неделя не превышала 42 часа.
9 декабря 1971 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗОТ), согласно которому продолжительность рабочего времени не могла превышать 41 час. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция СССР (статья 41) узаконила эту норму.
В России закон от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для трудящихся" сократил продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю. 25 сентября 1992 г. эта норма была закреплена в КЗОТ РФ. В таком виде рабочая неделя существует в России до сих пор.

…Вероятно, начать следовало бы с того, что в этом году именно сегодня открывается Масленица!.. А заодно и спросить: не пора ли и эту славную неделю сделать по-настоящему праздничной - то есть выходной?.. Нет?.. Тогда идём в прошлое…

…7 марта 321 года Константин Великий распорядился считать воскресенье выходным днём - как мы помним, именно этот император восемью годами раньше узаконил христианство… Как будто, эти события связаны между собой - но на самом деле эдикт породил некую путаницу, насчёт которой спустя девять веков Фома Аквинский выскажется так: «В новом законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не по заповеди, но по церковному установлению и принятому у христиан обычаю»… Так или иначе - по современному евростандарту воскресенье считается последним днём недели; а в Израиле, США и Канаде - наоборот, первым. Ещё, согласно наблюдениям учёных, в месяце, который начинается с воскресенья, обязательно случается Пятница, 13-е...

…Надо сказать, веротерпимый Константин был последователен - и никаких запретов на трудовую деятельность не ввёл, ограничившись закрытием на воскресенье рынков и присутственных мест. (Кстати, у римлян неделя когда-то была восьмидневной - «семидневку» они по неясным причинам позаимствовали у завоеванных восточных народов). Таким образом, изначально выходной распространялся исключительно на госслужбу - потому событие прошло относительно незамеченным…

…И оставалось таковым на протяжении многих столетий - невзирая на разные ограничения «местного характера»… даже в суровой викторианской Англии конца XIX века работать в этот день было, вроде бы, запрещено - но с рядом исключений. Российский «Ремесленный устав» примерно тех же времён тоже гласит: «…ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды». Тем не менее, воскресенье станет у нас официальным выходным днём только в 1897-м! (Одновременно будет узаконен 11,5-часовой рабочий день… впрочем, по тем суровым временам это было большим послаблением).

Закон о выходном приживался на Руси долго и туго… а в деревне - по понятным причинам! - и вообще никак. (Возможно, из-за названия; в остальных славянских языках этот день называется просто «неделя» - то есть, можно ничего не делать… почему наш трудолюбивый народ прозвал так всю семидневку - загадка! Как известно, в большинстве германских языков воскресенье называется «днём солнца»).

Бескомпромиссные большевики поначалу хотели от воскресенья избавиться… В 1930-м они ввели четырёхдневку с пятым выходным днём - причём, его можно было выбирать самостоятельно; через год - такую же шестидневку. Наконец, в 1940-м, плюнули на эксперименты - и вернули воскресенье с семидневной неделей на законные места. А ещё через двадцать семь лет расщедрились - и добавили к выходным субботу…

…По совпадению, это произошло именно 7 марта - в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Так, спустя полтора с лишним тысячелетия, был существенно дополнен эдикт императора Константина…

PS: В наши дни почтеннейшая публика всё больше работает, как получится - но, справедливости ради, тёплые чувства к воскресенью у большинства остались… Впрочем, это - совсем другая история.

Нет лучшего развлечения для человечества, чем поиграться с этими 365 (или сколько там точно) днями обращения его планеты вокруг Солнца. То майя устанут считать годы вперед и нынешние пессимисты уже вопят - конец света! То римляне не могут разобраться с делением на месяцы и придумывают всякие иды, когда удобнее замочить Цезаря. А уж с названием месяцев в Греции и Риме творились сущие безобразия. Как-то сохранились до наших дней июнь, июль и август, названные в честь персон. А раньше чуть появится какой-нибудь удачливый полководец, так подхалимы спешат месяцы переименовывать. Были и александрий, и деметрий, и помпей… Но вроде устаканилось. Привыкли считать декабрь двенадцатым месяцем, хотя название переводится с латыни, как «десятый».
А уж революционеров хлебом не корми, дай над календарем поиздеваться. Якобинцы отменили прежние названия месяцев, ввели жерминаль, термидор и т.п. Как же, новая эра наступила. Эра продержалась 12 лет. Большевики тоже не заставили себя ждать с календарными реформами. Сначала лихо перешли с юлианского на григорианский календарь. И после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но это было правильно. Мировая революция на носу, а у нас со всем миром несовпадение. Но потом пошло нечто более непонятное.
С началом революционного движения одним из первых требований пролетариата было сокращение рабочего дня. Впервые в России законодательно был установлен 11,5 -часовой день в 1897 году. Большевики ввели давно чаемый -часовой день, 48-часовую неделю.
Но наступила индустриализация, первая пятилетка, интенсификация и пошли реформы. В 1929 году выходит постановление СНК о введении «пятидневки» с 1930-го. Год делился на 72 пятидневные недели, в конце каждой из которых был выходной день. Главный фокус заключался в том, что штат каждого предприятия делился на пять частей. И у каждой части рабочий год начинался в разные дни первой пятидневки. Получалось, что предприятие или организация работали вообще без выходных. При такой системе порядок дней недели терял смысл и понедельники со вторниками вообще исчезли. Вместо них «первый день пятидневки», «второй день пятидневки». Одной из целей реформы была антирелигиозная. Исчезли воскресенья у христиан, суббота у евреев, пятница у мусульман.
«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом». (И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».)
Но путаница с делением трудовых коллективов на части, с распределением отпусков, со случаями отсутствия по больничному оказалась слишком большой. Если предприятия с непрерывным циклом производства и так не имели общих выходных, то зачем это нужно было в школе, в театре или в «Главупрбане»? В 1931 году пятидневку заменила шестидневка. 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца были общими выходными. 31 числа были рабочими, за отсутствием 30 февраля гуляли 1 марта. Но по-прежнему жили без воскресений и суббот. Только шесть праздников в году не зависели от нового порядка. Современному зрителю непонятно, что значит в фильме «Волга-Волга» титр «первый день шестидневки», а тогда всем было понятно.
Лишь 26 июня 1940 года снова возвращается семидневная неделя и дням возвращаются их прежние названия. Все встает на место.

Павел Кузьменко

Экология познания: Пятидневная рабочая неделя - результат промышленной революции XVIII–XIX веков. Тогда произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, и появилось

Пятидневная рабочая неделя - результат промышленной революции XVIII–XIX веков. Тогда произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, и появилось множество фабрик и мануфактур, работу которых необходимо было регулировать. Сначала их работники трудились в течение светового дня, по 12 часов в день. Однако с появлением электричества объемы рабочего времени возросли; это вылилось в протесты и привело к формированию первых трудовых объединений - например, Национального объединения труда в США, которое выступало за сокращение рабочего дня.

Saxon Engineering Factory 1868 © wikipedia

В аграрном обществе традиционным выходным было только воскресенье - в этот день было принято ходить в церковь. Индустриальный мир тоже сначала придерживался устоявшейся шестидневной системы, однако затем западное общество стало постепенно отходить от нее под давлением общественных протестов и авторов первых научных исследований, подтвердивших: десятичасовой рабочий день без перерыва на обед доводит до истощения, что плохо сказывается на результатах труда. Уже в 1926 году основатель компании Ford Motor Company Генри Форд начал закрывать свои фабрики на субботу и воскресенье. К этому моменту количество рабочих часов в неделю в США уже сократилось с 80 до 50. Форд пришел к выводу, что такой объем проще разделить на 5, а не на 6 дней, освободив больше времени для досуга - и роста потребительского спроса.

Генри Форд © wikipedia

В России картина была другой. В конце XIX века продолжительность рабочего времени здесь все еще никак не регулировалась и составляла 14–16 часов в сутки. Лишь в 1897 году под давлением рабочего движения, особенно ткачей Морозовской мануфактуры в Иванове, рабочий день впервые был законодательно ограничен до 11 с половиной часов с понедельника по пятницу и до 10 часов в субботу для мужчин, а также до 10 часов каждый день для женщин и детей. Тем не менее закон никак не регулировал сверхурочные работы, так что на практике рабочее время осталось неограниченным.

Изменения произошли только после Октябрьской революции 1917 года. Тогда вышел декрет Совета народных комиссаров, определявший распорядок работы предприятий. В нем говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 в неделю, включая время, необходимое на уход за станками и рабочим помещением. Тем не менее рабочая неделя в СССР после этого момента оставалась шестидневной еще 49 лет.

С 1929 по 1960 год советский рабочий день пережил несколько серьезных перемен. В 1929 году его сократили до 7 часов (а рабочую неделю - до 42 часов), но при этом начали переход на новый табельный календарь - в связи с введением непрерывной системы производства. Календарную неделю из-за этого урезали до 5 дней: четыре рабочих, по 7 часов каждый, и 5-й - выходной. В стране даже начали выходить карманные календари, на одной стороне которых печатали григорианскую неделю, а на другой - табельную. При этом для наркоматов и других учреждений с 1931 года распорядок стал особым: здесь календарная неделя была шестидневной, и в ее рамках 6-е, 12-е, 18-е, 24-е и 30-е числа каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.

Календарь пятидневок © wikipedia

Григорианский календарь вернулся в Советский Союз только в 1940 году. Неделя снова стала семидневной: 6 рабочих дней, один (воскресенье) - выходной. Продолжительность рабочего времени при этом вновь возросла до 48 часов. Великая Отечественная война прибавила к этому времени обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день, а отпуска были отменены. С 1945 года меры военного времени перестали действовать, но только к 1960 году рабочая неделя вернула себе прежние объемы: 7 часов в день, 42 часа. Лишь в 1966 году на XXIII съезде КПСС было принято решение о переходе на пятидневку с восьмичасовым рабочим днем и двумя выходными: субботой и воскресеньем. В образовательных учреждениях шестидневка сохранилась.

1968 г. Рудкович А. Не теряй рабочих минут! © wikipedia

«Идея о введении 40-часовой рабочей недели в мире оформилась приблизительно к 1956 году и в начале 60-х была реализована в большинстве европейских стран, - рассказывает Николай Бай, профессор кафедры гражданского права Юридического института РУДН. - Изначально эту мысль предложила Международная организация труда, после чего ведущие и развивающиеся экономики стали применять ее на практике. В разных странах, правда, объем рабочего времени до сих пор остается разным: например, во Франции неделя 36-часовая. Главная причина - в том, что степень развития экономики отличается от страны к стране. В рамках развитой экономики не имеет смысл загонять людей, и там возможна укороченная рабочая неделя, чтобы люди могли больше времени посвящать себе, своему здоровью и семье. Кстати, в недалеком прошлом в России Михаил Прохоров предложил ввести в России 60-часовую рабочую неделю. В ответ на это правительство задало вопрос: "Вы хотите, чтобы в нашей стране произошла еще одна революция?"

vvm1955 в Наследие СССР - два выходных

29 октября (11 ноября) 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) в России был установлен 8-часовой рабочий день (вместо 9-10 часового, как это было ранее) и введена 48-часовая рабочая неделя с шестью рабочими и одним выходным днем. На особо вредных для здоровья работах предусматривалось сокращенное рабочее время. 9 декабря 1918 г. был принят Кодекс законов о труде РСФСР, закрепивший эти положения.
С 2 января 1929 г. по 1 октября 1933 г., в соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и СНК, был осуществлен постепенный переход на 7-часовой рабочий день. Рабочая неделя составляла 42 часа.
26 августа 1929 г. постановлением СНК СССР "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР" был введен новый табельный календарь, в котором неделя состояла из пяти дней: четыре рабочих дня по 7 часов, пятый - выходной.
В ноябре 1931 г. СНК СССР принял постановление, в котором разрешил наркоматам и другим учреждениям переходить к шестидневной календарной неделе, в которой 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.
27 июня 1940 г. вступил в силу указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на 8-часовой рабочий день с "обычной" рабочей неделей по григорианскому календарю (6 рабочих дней, воскресенье - выходной). Рабочая неделя составляла 48 часов.
26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", в соответствии с которым вводились обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день и отменялись отпуска. Эти меры военного времени были отменены указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1945 г.
По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956-1960 гг. рабочий день в СССР постепенно (по отраслям народного хозяйства) был вновь сокращен до 7 часов при шестидневной рабочей неделе (воскресенье - выходной), а рабочая неделя - до 42 часов.
На XXIII съезде КПСС (29 марта - 8 апреля 1966 г.) было принято решение о переходе на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными дням (суббота и воскресенье). В марте 1967 г. рядом указов и постановлений Президиума Верховного Совета и ЦК КПСС в СССР введена стандартная "пятидневка" с 8-часовым рабочим днем. В общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях сохранилась шестидневная рабочая неделя с 7-часовым рабочим днем. Таким образом, рабочая неделя не превышала 42 часа.
9 декабря 1971 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗОТ), согласно которому продолжительность рабочего времени не могла превышать 41 час. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция СССР (статья 41) узаконила эту норму.
В России закон от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для трудящихся" сократил продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю. 25 сентября 1992 г. эта норма была закреплена в КЗОТ РФ. В таком виде рабочая неделя существует в России до сих пор.

Из Библии известно, что Бог, сотворив весь мир за 6 дней, на седьмой отдыхал.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»

(Бытие 2:2)

Хотя это и не относится к теме нашей статьи, однако интересно, как выглядел мир, когда Бог отдыхал? Замер ли он на все время отдыха Божьего, как стоп-кадр? А может быть, двигался «на автомате»? Ведь все детали созданы и все связи установлены. Вода будет течь от истоков к устью весь день седьмой, и низвергаться на водопаде, и водная пыль будет подниматься к небу, и радуга запутается в каплях, а гром падающей воды будет улетать к недальним горам и возвращаться оттуда удивительным эхом. В общем, как говорил голос артиста Копеляна в культовом советском фильме, информация к размышлению.

Но Бог не только отдыхал на седьмой день, но и заповедал человеку, сотворенному по Его образу и подобию, каждый седьмой день сделать днем отдыха

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»

(Бытие 2:3)

Сейчас верить в Бога стало модным, и многие этой моде поддались. Такие люди уверены, что человек отдыхает каждый седьмой день по велению Божьему. Те же, кто к изменению идеологической моды равнодушен, и в существовании Бога-творца Вселенной сомневается, более склонен объяснить существование дня отдыха в человеческом обществе причинами естественными. Кроме дневного цикла изменения работоспособности организма от минимума к максимуму и обратно, существует еще и недельный цикл, в конце которого работоспособность снижается и требуется более интенсивный отдых, чем в другие дни недели. Вполне возможно, этот недельный цикл связан с движением Луны по небосводу, ведь лунный месяц – это 4 недели. Физиологи также утверждают, что есть и месячный цикл, и подвержены этому циклу не только женщины, но и мужчины тоже. В общем, простор для исследований.

Первым кодексом, в котором седьмой день недели был определен, как день отдыха, является Библия. Соблюдение дня субботнего – это четвертая из десяти заповедей, данных Моисею на горе Синай. При этом в силу важности этой заповеди она повторяется в Библии трижды в трех разных местах.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»

(Исход 20:8-11)

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»

(Второзаконие 5:12-15)

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших».

(Левит 23:3)

Запрет на работу в седьмой день недели был абсолютный. Нельзя было делать ничего, что, так или иначе, связано с созданием чего-то нового, нельзя было зажигать огонь. Перенос предметов разрешался только в пределах ограниченной территории. Чтение, пение без сопровождения инструментов или разговор в субботний день были разрешены, а вот письмо считается работой. Ведь в процессе письма появляется новый текст.

Запрет на работу касался не только свободных членов общины, но и рабов, и даже животных.

В Древней Греции и в Древнем Риме обычая раз в неделю не работать не было. И сами напрягались, и рабов эксплуатировали. Правда, про дурацкий обычай евреев все знали. Знали также, что ни плеткой, ни бичом, ни угрозой смерти отступиться от завета собственного Бога их не заставишь. Поэтому еврейские рабы на невольничьих рынках не ценились. Тем более, что их, как правило, из рабства выкупали соотечественники. Это был еще один дурацкий еврейский обычай.

Впрочем, в 72 году н.э., после подавления восстания в Иудее, в Риме появилось 100 тысяч еврейских рабов. Их направили на важную императорскую стройку, огромный цирк, который мы сейчас за его потрясающие размеры называем Колизеем (от латинского слова «colosseus» - «громадный, колоссальный»). Казалось бы, тут нашла коса на камень. Все еврейские рабы отказались работать в субботу! И это на стройке государственного значения! Которую контролирует сам император Веспасиан! И ведь не казнишь всех, не заменишь другими! Где найти еще 100 тысяч рабов!?

Пришлось прислушаться к мнению еврейских жрецов. Оно показалось разумным – если все недельные работы будут делаться за 6 дней, то в седьмой день пусть рабы молятся своему чудному невидимому Богу. Оказалось, что после дня отдыха работы шли производительнее. В самом деле, недельный урок можно было выполнять и за 6 дней. Так в римскую жизнь вошел выходной день.

Довольно скоро в Рим пришло еще одно восточное учение, и тоже из Иудеи, которую уже благополучно переименовали в Палестину, чтобы и памяти об Иудейском восстании не осталось. Христиане с точки зрения римлян мало чем от иудеев отличались. Разве что молились какому-то своему Богу. Про этого Бога они рассказывали что-то несусветное. Мол, был он и Богом, и человеком одновременно, и был распят, как разбойник, на кресте, хотя был не разбойником, а врачом, мудрецом и чудотворцем. И что через день после казни он воскрес и вознесся на небеса. Но он еще вернется и станет царем мира.

Римляне были люди положительные, в сказки не верящие и сказок не рассказывающие. Для этого у них были умные греки, которым поручали воспитание детей и потому называли по-гречески, «педагогами».

Многие христиане, так же как иудеи, соблюдали субботу. Некоторые из них день отдыха тоже строго соблюдали, но почему-то сдвинули его на следующий день. Толкового разъяснения, почему они это сделали, никто из них не дал. О, Юпитер, этот Восток – такой странный! Что ни год, там рождается новый бог!

Шли годы. Христиан сначала гнали и уничтожали. Потом разрешили исповедовать свою странную религию. Потом многие римляне оценили грустную историю христианского бога, которую христиане называли «благой вестью», что по-гречески звучало, как «евангелие», и которую они рассказывали то так, то этак.

Спустя 250 лет, вся Римская империя, которой тогда правил император Константин I стала христианской империей. Культы языческих богов, раннее процветавшие, были отменены. А 7 марта 321 года по приказу того же Константина I воскресенье впервые официально было объявлено выходным днём.

Когда через 300 лет в Аравии возникло еще одно монотеистическое учение, ислам, в нем был унаследован от иудаизма обычай седьмой день недели не работать, а посвящать этот день Богу. Но в качестве выходного дня была выбрана пятница, день, предшествующий иудейской субботе. Почему? Потому что именно по пятницам в Мекке был базарный день. Туда съезжалось множество людей. Поэтому именно в этот день, при большом скоплении народа, пророк Мухаммад проповедовал свое учение.

Россия, хоть и позиционировала себя православной страной, но воскресенье выходным днем здесь признали очень не скоро. Только с 17-го века начинают вводить официальные запреты на работу по воскресеньям. Запрещалось по воскресеньям заставлять крепостных работать на барщине. Впрочем, иногда работа на барина занимала столько дней в неделю, что крестьянину приходилось в воскресенье работать на своем поле – иначе было не выжить. Подобный случай – по тем временам уже безобразный – был описан А.Н.Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». Окончательно воскресенье было объявлено всеобщим выходным днем довольно поздно – 14 июля 1897 года.

В 1930-е годы в СССР до отмены выходных дней не дошло. Однако была введена так называемая «непрерывка». Непрерывная рабочая неделя состояла из пяти дней. Шестой был выходным. Все рабочие дни были разделены на пять групп. Каждая группа отмечалась своим цветом: жёлтым, розовым, красным, фиолетовым, зелёным. Каждая группа имела свой выходной. Нерабочих дней стало больше, однако было это неудобно. Муж с женой (или хуже того, парень с девушкой) могли работать в разные пятидневки. И когда же встречаться?

Правда, промышленность «крутилась» непрерывно. Правда, счастья это не принесло. И даже элементарного достатка не прибавилось.

В общем, 26 июня 1940 года прежнюю неделю возвратили трудящимся. Трудящиеся облегченно вздохнули. Кто выдержал переход на зимнее время и обратно, поймет это облегчение.