Краткий анализ крыжовник. Рассказ крыжовник анализ. Тест по произведению

Сочинение

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.
Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

Другие сочинения по этому произведению

В чём заключается конфликт рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»? Образы "футлярных" людей в "маленькой трилогии" А.П. Чехова Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

1. Введение . Отличительной особенностью творчества А. П. Чехов а было то, что в свои короткие, внешне бесхитростные истории он вкладывал очень глубокие идеи. Ярким примером этого является рассказ "Крыжовник".

2. История создания . Рассказ был написан и опубликован в 1898 г. Вместе с рассказами "Человек в футляре " и "О любви" входит в т. н. "Маленькую трилогию" Чехова.

3. Смысл названия . Крыжовник - навязчивая идея брата рассказчика. В мечтах Николая Ивановича о собственном имении неизменно присутствовал этот обыкновенный кустарник.

В рассказе крыжовник становится символом духовной ограниченности человека, его замкнутости и отсутствия полезной деятельности.

4. Жанр . Рассказ

5. Тема . Основная тема произведения - присущие русскому человеку лень, эгоизм, "монашество без подвига". Служба Николая Ивановича, которая приносила хоть какую-то пользу, рассматривалась им в качестве неизбежного бремени и источника денег.

Все его помыслы были направлены на покупку собственного имения. Эта навязчивая идея полностью подчинила себе душу в общем-то хорошего ("доброго, кроткого") человека.

Ограничивая себя во всем ради накопления денег на покупку, Николай Иванович женился ради наследства и своей скупостью свел жену в могилу. Николаю Ивановичу уже не важно, что купленное имение находилось в ужасном состоянии. Его мечта о спокойной беззаботной жизни осуществилась.

Став настоящим "барином", Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп. Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное "полезное" дело Николая Ивановича - посадка кустов крыжовника.

6. Проблематика . В рассказе "Крыжовник" Чехов общается к своей "излюбленной" проблеме - господству пошлости и мещанства в русской жизни. Николай Иванович после покупки имения забывает, что его предки были из низкого сословия и сам начинает верить в то, что он - потомственный дворянин.

Цель его жизни сводится к тому, чтобы попробовать ягоды крыжовника из собственного урожая. Проблема русского общества эпохи Чехова заключалась в том, что лишь немногие люди стремились к полезной деятельности, всеми силами старались улучшить и благоустроить окружающий мир. Писатель сам подавал этому пример в своей усадьбе Мелехово.

Полной противоположностью Николая Ивановича выступает помещик Алехин, который из-за непрерывной работы даже забывает мыться. Еще одна проблема - "воздушность" усилий дворянства по улучшению положения простого народа. "Добрые дела" Николая Ивановича сводятся к примитивному лечению мужиков и баб "содой и касторкой" и обязательному угощению водкой. Это позволяет новоявленному помещику с гордостью заявлять о том, что он "знает народ", который его безгранично любит и благодарит за помощь.

7. Герои . Иван Иванович, Николай Иванович, Буркин, Алехин.

8. Сюжет и композиция . Рассказ содержит две сюжетные линии. Одна вплетена в "Маленькую трилогию". Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин вместе охотятся и заходят на ночлег к знакомому - помещику Алехину. У него врач и рассказывает печальную историю своего родного брата.

9. Чему учит автор ? Главная идея Чехова выражена в горячем обращении Ивана Ивановича к Алехину. Он сводится к тому, что пока человек молод и полон сил, он должен неустанно трудиться во имя высшей цели. "Делайте добро!", - завершает свою речь Иван Иванович. Только это станет залогом счастливого будущего.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.

И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.

Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.

За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.

Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.

Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».

В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» - мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение "Крыжовник", где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович - обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично... Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

    Главный герой этой сказки – «злодей» волк, чей характер и раскрывается тут. В очеловеченном и современном Салтыкову-Щедрину обществе зверей волк оправдан лишь автором. Писатель объясняет, что волку ничего

  • Образ и характеристика Скалозуба в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Одним из главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеевич. Всю свою жизнь он потратил на военную службу, дослужился до полковника и очень хочет стать генералом

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)

    Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

  • Герои произведения Сказка о потерянном времени Шварца

    Сказка о потерянном времени имеет очень поучительный смысл, ведь она рассказывает о школьниках, которые не ценили своё время и тратили его попросту.


"Крыжовник" Чехова не читали? Сюжет такой. Ветеринар Иван Иванович рассказывает о своем брате, Николае. Тот всю жизнь служил в какой-то канцелярии. Но всё время мечтал стать помещиком - купить усадьбу, вести хозяйство, есть со своего огорода, по вечерам пить чай и любоваться природой. Он копил на эту мечту, отказывал себе во всем. Даже женился не по любви - на вдове, у которой водились деньги. Вскоре она ушла в мир иной, ее деньги тоже пошли на осуществление мечты Николая Иваныча. В этой мечте была небольшая деталь, которая и дала название произведению Чехова. В усадьбе обязательно должны были расти и давать плоды кусты крыжовника. И вот мечта исполнилась. Правда, не совсем - пруда с рыбками не было, зато Николай сам посадил крыжовник. Он был кислый и жесткий. Но сам Николай наслаждался - как усадьбой, так и крыжовником, он счастлив. Это фактура произведения. А смысл...
А смысл - в следующих словах брата Николая, Ивана:

Я видел счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, который был доволен своею судьбой. Но мною овладело тяжелое чувство. Взгляните на эту жизнь: праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие. Днем едят, ночью спят, говорят чепуху, женятся, старятся, тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, то, что страшно в жизни - происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, протестует только статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. Счастливый чувствует себя хорошо потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он сам не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет.

Мне стало понятно, - продолжает Иван Иваныч, - что я тоже доволен и счастлив. Я тоже поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!

Я боюсь смотреть на окна, - говорит Иван, - так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод! Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Если в жизни есть смысл и цель, то они вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом==.

Такой рецепт счастья от доктора Чехова - делайте добро (абстрактное), смысл жизни в разумном и великом, и тоже абстрактном, прочь какой-то крыжовник и реальные мечты.

Есть мысли по поводу этого рецепта?