Народные промыслы центральной россии. Идеал красоты: от древности до наших дней Орнамент различных эпох и стилей

С древних времен человек стремился познать тайны своего суще­ствования и окружающей его природы. Как возникает жизнь? Как произошел человек? Как устроено тело человека? В чем секрет долго­вечности человека? Что такое человеческий разум? Подобные вопро­сы много столетий волнуют человека.

Самые первые научные представления о строении и жизни чело­веческого организма появились в древности. Большой интерес пред­ставляют труды греческого ученого Гиппократа. Его называют отцом медицины. Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. В этом нет ничего удиви­тельного. Человек представляет собой самое сложное явление живой природы. Но сегодня мы уже знаем многое. Современной науке из­вестны основные законы строения, жизни, развития человека. Это имеет весьма широкую область применения.

Здоровье человека - самое ценное его достояние. Но слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непопра­вимый вред . Часто о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже подорвано. По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100-150 лет. Для сохранения здоровья важно правильно организовать жизнь. Подумайте над этим!

(По И. Гильбо) (180 слов)

Задание

  1. Разберите по членам выделенные предложения.
  2. Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуе­мое выражены именем существительным. Подчеркните в нем грамматическую основу.
  3. Найдите в тексте имена числительные, выпишите их и ука­жите их падеж.

Текущая страница: 16 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19 страниц]

Шрифт:

100% +

Кто был первым земледельцем?

Наши предки 10 тысяч лет назад добывали пропитание охотой и собирательством. Добыча была не слишком обильной – им приходилось постоянно заботиться о том, чтобы не погибнуть от голода. В те времена не было ни городов, ни сел, а население всей планеты было меньше, чем население большого современного города – Лондона, Нью-Йорка или Токио. Малочисленным племенам охотников приходилось селиться как можно дальше друг от друга – иначе добычи не хватило бы на всех. Это был замкнутый круг, и, чтобы вырваться из него, люди с их живым и гибким разумом начали искать новые способы добывания пищи.

Должно быть, именно женщинам, которые занимались собиранием кореньев и семян диких злаков, принадлежит честь великого открытия. Оказывается, если в землю бросить всего одно зернышко, из него вырастает колос, полный зерен. А раз так, почему бы не выращивать пищу прямо рядом с домом?

Но настоящее земледелие возникло не так быстро – чтобы выращивать хорошие урожаи, требовалось не только много труда, но и знания, и навыки. Дикие животные вытаптывали посевы, птицы расклевывали спелые колосья, засухи губили урожай. Поля приходилось охранять, огораживать, орошать, выпалывать сорняки.

Как дикие животные стали домашними?

Земледелие на первых порах было исключительно женским занятием. А тем временем мужчины сделали не менее важное открытие. Иногда случалось, что охотники приносили из леса живого козленка или ягненка. Эти животные оставались жить с людьми, мало-помалу становились ручными. Иногда они возвращались к диким сородичам, но, когда вокруг человеческих стоянок появились поля, животные более охотно оставались с людьми: ведь здесь всегда находилась для них лакомая пища.

Отныне охотникам больше не приходилось отправляться в длительные походы за добычей – она всегда была под рукой. Со временем люди научились пасти свои стада, охранять их от хищников, бороться с болезнями животных. Они стали скотоводами . Теперь у них было достаточно мяса и молока, даже с избытком. Пришлось учиться заготавливать пищу впрок – коптить окорока, варить сыр, обрабатывать и ткать овечью шерсть и козий пух, выделывать кожи. Кстати, ткачество в те времена было исключительно мужским занятием.

Как появились первые селения?

Когда охотники и собиратели превратились в земледельцев и скотоводов, их жизнь очень изменилась. Отныне они жили оседло – там, где находились их поля и пастбища, и не спешили никуда перебираться. А раз так, пришлось строить крепкие и долговечные дома. Новые способы ведения хозяйства позволяли получать гораздо больше пищи, чем нужно, чтобы прокормиться. Излишки использовали для обмена или продажи.

С этих пор у людей появилось гораздо больше свободного времени, чтобы наблюдать, размышлять, обмениваться знаниями. Они перестали полностью зависеть от природы и начали создавать собственную среду обитания. Наши предки отбирали и разводили полезные растения, приносившие самые обильные урожаи, и животных, которые давали больше молока и мяса, чем их дикие сородичи. Они выбирали для своих полей и огородов самые плодородные земли и селились на них группами, где все были связаны между собой не только узами родства, но и общим трудом. А для того чтобы все члены группы жили в мире и не ссорились, пришлось создать единые для всех правила – законы, которым были обязаны подчиняться все жители селения.

Зачем городили города?

В наши дни на Земле много тысяч городов. В них живет половина населения нашей планеты. Слово «город» образовано от слов «городить, огораживать». Древние города и в самом деле окружали стенами из глины, бревен или камней. Почему? Потому что далеко не все люди приняли новый образ жизни. Часть племен остались кочевниками, промышлявшими грабежом. Чтобы защититься от набегов и угона скота, оседлые земледельцы и скотоводы селились вместе, и постепенно их поселки становились все многолюднее, превращаясь в города.

Но города – это не просто защищенные стенами поселения. В них селились самые разные люди, и каждый приносил с собой свои навыки, знания и умения. Именно в городах возникло разделение труда . Люди быстро поняли, что жизнь становится проще и удобнее, когда одни пашут землю и пасут скот, другие куют серпы, плуги, ножи и топоры, а третьи изготавливают посуду из глины, делают оружие или украшения. Свои изделия умельцы-ремесленники обменивали на еду и другие необходимые им вещи. Причем не только в своем городе, но и далеко за его пределами. В конце концов появились люди, которые не владели никаким ремеслом, но умели выгодно обменивать одни товары на другие и знали, как, где и когда это сделать.


В бронзовом веке такие золотые шляпы носили кельтские жрецы


Мы недаром вспомнили об оружии. Воины защищали жизнь и имущество горожан, а горожане кормили, одевали и вооружали своих защитников. Даже в мирное время воину жилось неплохо. А если чего-нибудь не хватало – можно было отправиться в поход и помериться силами с соседями. Города распространяли свою власть и на окрестные селения, а в случае вражеского нашествия сельские жители пользовались защитой городских укреплений. За это земледельцев и скотоводов заставляли платить дань. Все, чем были богаты окружающие земли, свозилось в города.

Кто в племени главный?

До возникновения городов-государств люди жили в небольших селениях родами – группами, в которых все были между собой родственниками. Рода объединялись в племена. Во главе рода стоял старейшина – самый мудрый, опытный и уважаемый человек. Он делил добычу, решал споры, мирил врагов. Жизнью племени управлял совет старейшин, а самые важные вопросы – где поселиться, воевать или хранить мир с соседями, принимать ли чужака в племя – решались на общем совете.

Во время войн власть переходила к военным вождям – самым опытным и умелым воинам. Должность эта была временной, но военным вождям доставалась львиная доля захваченной добычи, они богатели и пользовались высоким авторитетом среди соплеменников.


Ассирийские воины


Позже воины выделились в особую группу, и «должность» военного вождя стала постоянной. Удачливый и умный военный вождь со временем становился царем – правителем завоеванных земель и всех обитающих там племен и родов. Ему принадлежала единоличная власть, и он пользовался ею по собственному усмотрению.

Для чего нужны цари?

О соседних племенах, стоявших на более низкой ступени развития, древние говорили: «У них даже царя нет!»

Безраздельная власть военного вождя, или царя, в прошлом не раз спасала целые народы, когда было необходимо принимать быстрые решения и руководить людьми в битвах, на охоте, во время стихийных бедствий. Царем мог стать только человек решительный, авторитетный, знающий, но при этом беспощадный и любящий власть.


Маска Саргона Древнего. 2300 год до нашей эры.


Наши предки верили, что высшие силы благосклонны к царям и считали их власть исходящей от богов. А власти, дарованной Небом, никто не смел противиться. После смерти многих царей объявляли божествами, им поклонялись и возводили в их честь храмы и святилища.

Саргон, царь древнего Аккада (2316–2261 годы до нашей эры), впервые в истории создал империю – государство с единым центром, которое объединило под своей властью различные по происхождению, языку и культуре народы и племена. О происхождении Саргона существовала легенда. Младенец, рожденный жрицей, был положен в тростниковую корзину и пущен по водам на волю богов. Будущий правитель был чудесным образом спасен – об этом позаботились боги – и стремительно возвысился, превратившись из простого слуги-виночерпия в могущественного царя. Между прочим, само имя «Саргон» переводится с аккадского как «истинный царь».

Кто такие «священные цари»?

У некоторых народов военные вожди со временем превращались в так называемых «священных царей». Это случалось там, где в жизни людей играли особую роль жрецы – служители богов. Положение «священных царей» было очень неустойчивым, к тому же они не имели почти никакой власти! Люди верили, что «священный царь» – символ отношения богов к их державе. Если он здоров и силен – страна процветает. Если же слаб, немощен и болен, это сулит бедствия всему народу. Такого царя недолго думая приносили в жертву, а вместо него сажали на трон нового.

Такие обычаи не могли прийтись по вкусу правителям, и со временем цари нашли различные способы обуздать жрецов.

Чем больше власти было у царя, чем богаче была его казна, тем более крупные проекты могло осуществить государство. Ведь для постройки оросительных каналов, гигантских храмов и гробниц, для военных походов, в которых участвовало почти все мужское население государства, требовалось оторвать от повседневного труда десятки и сотни тысяч людей.

Зачем понадобились чиновники и вельможи?

Обязанности царя были многообразными. Он занимался не только военным руководством, но и поддерживал отношения с другими народами и племенами, заключал договоры, создавал военные и политические союзы, стремился к расширению границ своей державы. Завоеванные народы царь приводил в подчинение силой, а своими соплеменниками правил на основе традиций и законов. Кроме того, царь считался верховным судьей, его решение никто не мог оспаривать. На его суд выносили самые серьезные дела, когда речь шла о жизни и смерти подданных.


Пирамиды в Гизе


Каждого царя окружало множество советников, слуг, родственников. Они выполняли повеления царя, а порой отдавали приказы его именем. Со временем сложилась система должностей для каждого вида деятельности – войн, сбора налогов, совершения церемоний и обрядов, дипломатии. Так возникло чиновничество , без которого до сих пор не может обойтись ни одно государство. Высшие чиновничьи должности занимали родственники царя или представители самых знатных родов.

Бывало и так, что страной фактически правил не царь, а один из его приближенных. Если это было мирное и разумное правление, народ с таким положением дел мирился. Если же царский любимец злоупотреблял властью, он мог погибнуть во время мятежа. Но «настоящими царями» становились только люди, принадлежавшие к «царственному роду» – роду, который, согласно преданию, был основан богами или великими героями.


Храм в Карнаке


Власть царя не всегда была абсолютной. В некоторых государствах Древнего Востока ее ограничивал совет, состоявший из представителей высшей знати и воинского сословия. Без согласия совета царь не мог принимать важные для страны решения.

В древности цари считались посредниками между людьми и миром богов, поэтому большую часть их времени занимали жертвоприношения, ритуалы, празднества и обряды. Древний Египет и Древний Китай ничего не знали друг о друге – эти цивилизации разделяли огромные расстояния. Но и египетские фараоны, и китайские ваны (цари) ежегодно совершали обряд «первой борозды» – собственноручно вспахивали полоску земли на глазах у своих подданных. Это должно было обеспечить плодородие земли в текущем году.

Как город стал государством?

В городах родились и расцвели крупнейшие цивилизации и культуры прошлого – шумеро-аккадская, вавилонская, египетская, греческая, римская, древнеиндийская и китайская. В городах были сосредоточены власть и богатства, туда стремились самые энергичные и талантливые люди в поисках лучшей судьбы. Управление городами и окрестными землями требовало учета и контроля – и недаром первыми школами у шумеров, египтян и китайцев были училища для государственных писцов и чиновников – прообраз будущих университетов.


Руины города Мохенджо-Даро


Историки считают, что первыми государствами на Земле могут считаться города, возникшие в 4 тысячелетии до нашей эры в Междуречье. Основали их шумеры – народ, чье происхождение до сих пор остается загадкой. Каждый из этих городов владел всей окружающей их территорией, имел правителя, законы, войско и целую армию чиновников, которые собирали налоги, следили за исполнением законов, подсчитывали урожай и количество скота. Значительная часть жителей шумерских городов занимались только государственными и общественными делами, причем их обязанности были строго разделены.

Город-государство мог себя прокормить – окружавшие его пашни, сады и виноградники давали достаточно продовольствия. Некоторые древние города жили за счет торговли. Они продавали то, чего не было у других: соль, металлы и изделия из них, краски для тканей, драгоценности. Приморские города богатели, доставляя на кораблях свои и чужие товары в дальние края. Именно поэтому крупные города прошлого чаще всего возникали на скрещении водных и сухопутных путей или в плодородных долинах рек. Даже сегодня девять из десяти городов с населением больше миллиона жителей стоят на берегах больших рек или на морском побережье.

В Мохенджо-Даро, городе-государстве в долине реки Инд, проживало до 40 тысяч человек. Город, построенный около 4,5 тысяч лет назад, имел прямые мощеные улицы, застроенные двухэтажными домами с залитыми битумом крышами. Здесь действовала первая в мире канализация, были возведены огромные зернохранилища и бассейны для запасов питьевой воды.

А современные города можно считать государствами?

Не совсем. У современных городов есть границы, городское управление, различные чиновничьи службы, милиция или полиция. Но Полтава не может объявить войну Черкассам, а Нью-Йорк не может заключить торговый союз с Чикаго. У современных городов нет своих политических целей . А у древних городов-государств такие цели имелись: они боролись за власть и влияние, за окрестные земли, за серебряные и золотые рудники, соляные копи. И древнегреческие полисы, и шумерские города, и города средневековой Европы нередко воевали между собой. Но когда эти маленькие государства объединялись под властью сильного правителя, они становились частью единого целого.

Кто жил в городах-государствах?

Большинство городов-государств древности были земледельческими. Земля и все, что на ней растет, составляли их силу и богатство. Свободный земледелец, владевший участком земли, был одновременно и воином, он получал часть военной добычи и имел право участвовать в советах. При этом жители города-государства не были равны между собой. Управлением занимались люди из знатных родов – цари, жрецы, военачальники, им принадлежали все высшие должности. Свободные члены городской общины были потомками племени, которое основало город-государство. Они находились под защитой законов, имели привилегии, но были обязаны платить налоги, участвовать в военных походах и общественных делах. Часть населения, иногда больше половины, составляли люди бесправные: иноземцы, рабы, пленники. Для них и законы были другие – гораздо более суровые и жестокие.

Чиновничество «изобрели» шумеры. Еще 6 тысяч лет назад они поняли, что без людей, занимающихся учетом и контролем исполнения повелений правителей, трудно сохранить порядок в городе-государстве. Благодаря шумерским чиновникам и писцам мы многое знаем о жизни древнейшей цивилизации на Земле. Сотни глиняных табличек, обнаруженных в хранилищах-архивах Ура, Урука, Киша и других шумерских городов, содержат отчеты о долгах и урожаях, списки имущества хозяев того или иного дома, количества коз, овец, свиней, коров в каждом хозяйстве, финиковых пальм и размеров полей. Среди отчетов встречаются жалобы на нерадивых арендаторов, неблагодарных детей, несправедливых и жестоких землевладельцев, а также подробные инструкции для торговцев и государственных служащих.

Вначале действительно было Слово?

Многие животные живут группами и обмениваются между собой различными сигналами – предупреждают об опасности, подзывают детенышей, сообщают об изобилии пищи. Но только люди создали язык и овладели речью , которая вовсе не похожа на обмен сигналами у животных. Мы не просто передаем друг другу различные сообщения, а мыслим и с помощью языка выражаем то, что происходит в нашем внутреннем мире, храним информацию и передаем накопленные знания следующим поколениям.

Мы живем в мире, наполненном речью. Все вокруг имеет свое название или имя. Когда появляются новые вещи или понятия, люди мгновенно создают слова, которые им соответствуют.

Но далеко не сразу люди научились называть все, что их окружало. Слова не валялись у них под ногами – подбирай и пользуйся.


Танцующий Шива, попирающий демонов невежества


О возникновении языка споры идут на протяжении уже больше 2 тысяч лет. Ясно только одно – толчком для его появления стала совместная деятельность людей, которая постепенно становилась все более сложной. Тут недостаточно было простых сигналов – надо было учиться выражать сложные понятия, да так, чтобы их смысл был ясен всем без исключения.

Чем больше накапливалось слов, тем легче было создавать новые. Так шаг за шагом развивался язык.

Известный ученый-психолог В. Вундт считал, что слова возникли как замена жестов, которыми первоначально обменивались первобытные люди, сопровождая их призывными звуками. Но жесты были неудобны в повседневном общении, и постепенно звуки заменили их, одновременно освободив руки для других дел.

Древние индусы называли свое верховное божество Шиву «Господином речи». Считалось, что именно он дал имена всем другим богам и самым важным для людей вещам.

Почему не существует единого для всех людей языка?

Наши отдаленные предки жили небольшими группами, различные племена разделяли огромные расстояния. Поэтому в каждой общине или селении складывалась собственная система общения, свой язык. Это явление можно и сегодня наблюдать в горных районах, где жители одной труднодоступной долины редко встречаются с жителями другой и говорят на собственном языке или диалекте. Так, в Дагестане сегодня насчитывается около тридцати языков.


Имератор Хуан-ди, особенно решительно «исправлявший имена»


Когда начали возникать объединения племен, появилась необходимость в едином языке для больших групп людей. Чем больше людей говорили на одном языке, тем большим количеством знаний они могли обменяться. У людей, говоривших на одном языке, складывался сходный образ мыслей, у них появились общие обычаи, верования, культура. Они начинали осознавать свою общность и то, чем отличаются от других людей. Так носители одного языка становились одним целым – народом .

В Древнем Китае верили, что имена вещам присваивает государь или правитель, поэтому каждый новый император начинал свое правление с «исправления имен». Смысл слов от этого не менялся, но обычай необходимо было соблюдать.

Библия говорит, что в первые три дня Творения Бог сам давал имена космическим телам и стихиям, когда же дело дошло до растений и животных, Творец передал право установления имен первому человеку – Адаму.

Сколько языков на Земле?

Около 5 тысяч живых и несколько сотен мертвых. Живые языки – это те, на которых говорят и общаются между собой современные люди, а на мертвых ныне уже никто не говорит.

Почти все современные языки можно объединить в «семьи». Языковая семья – это группа языков, в основе которых лежит один общий древний праязык.

Десять тысяч лет назад предки индийцев, финнов, русских, арабов, эфиопов, монголов, грузин и эскимосов говорили на одном языке. На другом общались предки чеченцев, абхазов, китайцев и индейцев-апачей. На третьем – предки большинства коренных жителей Африки.

В разных, порой совсем непохожих языках встречаются сходные слова. Чаще всего ими выражаются самые важные понятия или признаки родства. Так, слова «сестра», «мать», «вода», «огонь», «любовь» во многих европейских языках и языках народов Индии созвучны. И это не случайное сходство. Такие слова – остатки древнего общего языка, на котором люди не говорят уже 5 тысяч лет. Ученые называют его индоевропейским праязыком .

Индоевропейцы, или арии, создавшие этот язык, были воинственным кочевым народом. Они первыми приручили лошадей, начали строить боевые колесницы и повозки для поклажи, постоянно тревожили своих соседей и разрушали их города. Некоторые цивилизации Азии были уничтожены индоевропейцами, другие покорились завоевателям. Побежденные были вынуждены говорить на языке победителей, и постепенно их прежний язык менялся, смешиваясь с новым.


Деревня фульбе. Отгородившись ото всех, они сохранили древние особенности


На Земле 2,5 миллиарда людей говорят на языках индоевропейской семьи. Эти языки распространены во всей Европе, в Северной и Южной Америке, в Австралии, а также в значительной части Африки и Азии.

Люди народа фульбе из Восточной Африки не похожи ни на одно из окружающих племен. У них свой язык, свои обряды, своя культура и ремесла. Они резко отличаются от своих соседей. Запрет на браки с людьми других племен позволил фульбе сохранить некоторые древние биологические особенности. Ученые считают этот малочисленный народ особой подрасой, отличающейся от других африканских народов.


Сегодня букет цветов стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но кто научил русских мужчин дарить цветы, и откуда пошел этот обычай? Мы дарим его, чтобы выразить свое признание, поблагодарить за услугу, поздравить с праздником или просто сделать приятное близкому человеку. Откуда же пошла эта традиция, и когда люди стали использовать цветы для эстетического наслаждения?


Библейская версия появления цветов в жизни людей

Существует множество разнообразных версий, повествующих о том, как цветы вошли в жизни людей. Одна из них относит нас к сюжетам Библии. Согласно этой версии, Адам и Ева жили в Раю, окруженные красивыми и ароматными цветами. Совершив грех, они были выгнаны и этого великолепного места. На земле Ева постоянно грустила, находилась в подавленном состоянии, и Адам решил порадовать ее, вернув хотя бы часть знакомой и приятной обстановки. Он повсюду стал искать цветы, чтобы окружить любимую красотой и благоуханием ароматов. После длительных поисков он набрел на огромную поляну, которая была усыпана множеством разнообразных цветов. Адам сорвал и подарил Еве огромный букет. С тех пор пошел обычай дарить женщинам букеты и корзины цветов.


Языческая версия

Согласно языческой версии, появление цветов в жизни людей связано с обрядами жертвоприношения Богине-Матери. Она являлась символом женственности, любви, семейного благополучия и плодородия. В знак признания и почитания древние люди выстилали для нее своеобразные дорожки из трав и цветочных растений, украшали ими место поклонения. В разных культурах подобные божества носили разные имена, славяне совершали обряды жертвоприношения Ладе и Леле. А со временем этот языческий ритуал преподношения цветов во многих стран стал светским.

По другой версии, лечебные свойства цветов стали причиной появления их в домах наших предков. В давние времена, когда человек был очень близок к природе, люди наблюдали за ней и замечали, какими свойствами обладает то или иное растение. Наши далекие предки хорошо знали, что можно употреблять в пищу, чем можно отравиться, а что отлично подходит для лечения разных недугов.


В те времена, возвращаясь с удачной охоты в дом, мужчины-добытчики несли не только свои трофеи, но и разнообразные коренья, травы, цветы. Хозяйки все эти растения мыли и сушили, делая заготовки для целебных отваров и мазей. В один из таких дней женщине пришло в голову не просто использовать цветы для переработки, но и украсить ими свой дом. Позже так стали поступать все больше представительниц слабого пола. А со временем сухоцветы стали не только первым украшением в домах, но и первой женской бижутерией - из цветов плели венки на голову, делали браслеты на руки и колье на шею.

Значение цветов при дворах европейских королей и императоров

Одна из наиболее популярных версий появления цветов в жизни людей говорит о том, что все цветочные традиции зародились при дворах европейских правителей. При королях и императорах были специально обученные люди, которые отвечали за украшения всех помещений дворца. Они изучали значения каждого сорта цветов, знали, о чем говорят различные оттенки и в какие моменты нужно преподносить букеты монаршим особам.

В годы правления римского императора Нерона цветочные лепестки были неотъемлемым атрибутом всех торжеств. На территории дворца выращивали огромное количество цветов, с которых впоследствии срывали бутоны и лепестки и осыпали ими всех гостей императора.


При дворах восточных правителей в особом почете были пионы и хризантемы. Правящие династии нанимали специальных садовников и флористов, которые разводили огромные благоухающие сады. Со временем к тому, чтобы иметь свой цветник стали стремится не только правители стран, но и просто обеспеченные люди. Это увлечение стало своеобразной гонкой между представителями высших слоев общества - богатые старались превзойти друг друга, приобретая новые сорта дорогих и диковинных цветов или создавая из них невероятные композиции.

Как цветочные традиции попали к российскому императорскому двору

В России длительное время не было культа цветов. Все эти веяния пришли с Запада. Во дворцах правящих особ цветочное оформление стало использоваться со времен династии Романовых. Именно тогда, стремясь к тому, чтобы соответствовать лучшим западным императорским дворам, представители царской семьи стали принимать на работу садовников и разбивать на территории большие цветники. Модные веяния того времени диктовали использовать цветы в качестве украшений к торжествам, атрибутов различных церемоний или просто повседневного элемента оформления дворцовых помещений.


В оранжереях российских правителей садовники разводили розы, герань, тюльпаны и гвоздики.

Цветы - знак признания таланта актрис

Одними из первых женщин, которые стали получать цветочные букеты, были актрисы. На подмостках восхищенные поклонники их таланта вручали им цветы, стремясь выразить свой восторг и признание. Интересно, что и эта традиция пришла с Запада, а в России она появилась благодаря французской актрисе Марии Тальони, которая, выступая со своими спектаклями, приучила и русскую публику к вручению цветов. Существует мнение, что эта традиция постепенно трансформировалась, и букеты стали вручать всем женщинам, желая показать особенное отношение.


Доподлинно неизвестно, какая именно из версий послужила причиной столь прочного вхождения цветов в нашу жизнь. Одно ясно наверняка - без них не обходится ни одно значимое событие. Цветы сопровождают человека с момента выписки из родильного дома до момента ухода его в мир иной - дни рождения, предложения руки и сердца, поздравления с профессиональными и тематическими праздниками, признания в любви, извинения за ошибки и причиненные обиды - букеты всю жизнь идут рядом с человеком, помогая выразить чувства и эмоции в тех моментах, когда одних слов становится недостаточно.

А ещё цветы - это источник вдохновения. И доказательством тому могут стать .

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы - чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды...

Так какими же были каноны красоты в разные периоды развития нашего общества?

Собственно, первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами" . Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками - обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако, вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене.

Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

Красавицы Египта и Крита

Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".

Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".

Идеальной формой глаз считалась миндалевидная - ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.

Одежды были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась.

Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде. В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").

Античный образец

Вот, например, "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост -164 см, грудь - 86, талия - 69, бедра - 93.

По статуям можно составить представление об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом - свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Женщины Китая и Японии

Кажется, нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".

И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы.

Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.

Знойная женщина Востока

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови - густые и черные "как смоль", груди - подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха".

Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".

По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Камасутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

Прекрасная Дама Средневековья.

На смену пресыщенной античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось, как "земное" и "греховное". Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства. Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, "не ведающей снисхожденья". Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой - переодевался в шкуру и скакал перед "объектом желания", подобно верному псу.

Внешность же "Прекрасной Дамы" должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь - аккуратной и небольшой. Это подчеркивали и длинные узкие одежды. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности).

Худоба и бледность продолжали оставаться "модными", однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть "ясным и веселым". Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и, желательно, вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.

Возрождение тела

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.

Тесное платье готики также сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово "grandezza", означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же "выпускаются" на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, золотистые.

Женщины барокко и рококо

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского "короля-солнце" Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе (так называемый "версальский диктат"). Знать перенимала ее у любовниц короля и распространяла дальше.

Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть "богатым" с "лебединой" шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет выполняет еще одну функцию - он зрительно поднимает грудь, обычно почти открытую смелым декольте.

Ноги же продолжают скрываться под юбкой, держащейся на обручах и достигающей значительной ширины. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты и ювелирные украшения.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят - напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, юбка также несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри - "мушки". Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, "мушки" нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление "мушек" было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Классицизм и ампир

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в "Туманном Альбионе" вновь занялись переоткрытием "греческого вкуса и римского духа", как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Поэтому, благодаря египетскому походу Наполеона, как "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.

В XIX веке мода менялась стремглав, кринолины сменили античный идеал, на смену им самим пришли тюрнюры, в свою очередь претерпевшие немало изменений и к конце века практически полностью сдавшие свои позиции...

Верхом красоты являлась «аристократическая красота»: осиная талия, бледное аристократическое лицо, чрезмерная изящность тела.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями".

В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55. Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Гораздо позже женщины открыли для себя, что в пышных формах Нана - героини Золя - гораздо больше привлекательности, чем у "Дамы с камелиями". Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро -пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ - Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы , "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи - шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица - вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч - олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" - зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит - стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.
Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически - растрепанными и разноцветными, украшения - массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.
В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность - унисекс, а пышнотелых моделей - худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" - Кельвин Кляйн - выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот - мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково - майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.

«Древние эры» - Справа - фотография ископаемых строматолитов, образованных древними фотосинтезирующими бактериями. На фото изображены современные строматолиты, которые были найдены у берегов Австралии. Одновременно возникли, видимо, и гетеротрофы, и автотрофы. Были довольно сложно устроены и оставили достаточно много органогенных осадков.

«Древние славяне» - 9. Как звали Солнце? Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вспомните сказки, в которых описывается процесс оборотничества. Своей хитростью. Перун (Сварог) породил двух сыновей (Сварожичей) – солнце и огонь. 2. Почему наши предки ели мясо медведя? Игорь. Самые древние верования – поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения.

«Древние государства» - Мемфис Библ Вавилон Иерусалим Ниневия. Когда появляется государство? Зал картографии. Что такое государство? Большое путешествие по музею истории Древнего мира. Где возникали Древние государства? Покажите таблички с названиями основных классов в государствах Древнего Востока. Отметьте реки и города, а также границы государства.

«Древние книги» - Книга –свиток папирус Книга – таблица глина Книга – кодекс пергамент. Древняя Русь. Писало. Китай. Древние книги. Альбом рисунков на пальмовых листьях. Стиль. Индия. Калам. Новгородские берестяные грамоты. Уложенные слои покрывали тканью и деревянным молотком осторожно расплющивали волокна. Пергамент.

«Древние города» - Почему поселения древних славян стали называться городами? Какие достопримечательности появились в Древней Руси? Как назывался укреплённый центр русского города? Новгород. Гранатовая палата. Новгородский кремль. Бояре. Князь Владимир. Сергиев Посад. Начать тест. Монетный двор. Князь Ярослав. Замок. Ров.

«Красота человека» - Задачи урока: Выявить различие между скелетом и мышцами мужчины и женщины. Героиня Александра Грина «Алые паруса». Сколиоз можно обнаружить при прохождении флюорографии. Древние греки использовали ширину ладони как единицу измерения. Пропорции лица. Творчество учащихся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».