Образ персонажа Старушка. Характеристика героя Старушка, Старый гений, Лесков. Образ персонажа Старушка Старый гений герои и их характеристика

«Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!..» Худ. А. И. Гордеева

Очень кратко

Старушка-помещица одалживает большую сумму денег. Должник скрывается, и старушке грозит нищета. Она нанимает человека, считающего себя гением, который помогает ей найти должника и вернуть долг.

Несколько лет назад старушка-помещица одолжила петербургскому франту 15 тысяч рублей под залог имения. Старушка знала мать этого франта и всецело ему доверяла. Прошло время, но долг не был возвращён. Между тем подошёл срок выплаты по закладной, и над старушкой разверзлась «страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькой внучкою». Оставив близких на соседку, старушка отправилась в Петербург «хлопотать».

Сперва всё шло гладко. «В суде решение вышло скорое и благоприятное», но потом «пошла закорюка»: должнику следовало вручить бумагу с распискою, чего никто сделать не смел - у франта оказались очень высокие покровители. Выяснилось, что должник прописан в доходном доме, а живёт у некой дамы, поэтому доставить бумагу по адресу не было никакой возможности.

Все очень жалели старушку, но помочь никто не брался. Франт был должен половине Петербурга, и долги свои никогда не отдавал. Наконец старушка познакомилась с человеком, согласившимся ей помочь. Он назвал себя «гением» и запросил 500 рублей - 200 себе, и 300 своему помощнику. Тем временем должник со своей богатой дамою собрался в заграничное путешествие. Старушке пришлось довериться «гению». Тот нашёл какого-то «сербского сражателя», который подловил должника на вокзале в день отъезда и надавал ему оплеух. В дело вмешалась полиция. Франту пришлось представиться, и ему тут же вручили бумагу. Чтобы немедля выехать за границу, долг пришлось заплатить. Так старушкин помощник заслужил право считаться гением.

Меню статьи:

Рассказ Николая Лескова, написанный больше ста лет назад, повествует о вечных вещах: о доверии и предательстве, о мудрости и наивности… Все это читатель находит в произведении «Старый гений», главные герои которого на своем примере в который раз репрезентируют нравственные качества.

Суть рассказа «Старый гений»

Главные герои «Старого гения» разыгрывают на литературной сцене привычную ситуацию. Старая помещица соглашается одолжить одному франту, денди из Петербурга, крупную сумму денег: 15 тысяч рублей. Но должник не возвращает доверчивой старушке долг: бабушка оказывается в опасном положении – еще чуть-чуть и помещицу настигнет нищета.

Добро пожаловать на наш книжный сайт! Предлагаем ознакомиться с Н. Лескова

Рассказ ведется от имени некоего Собеседника, которого можно счесть второстепенным персонажем произведения. В литературной критике собеседник называется прообразом самого автора – Николая Лескова. Собеседник симпатизирует старушке, выступает на стороне помещицы, желая помочь той выйти из сложной ситуации. Собеседник советует бабушке, как поступить, живо интересуется развитием событий.

Главные герои рассказа «Старый гений»

Старушка

Главная героиня рассказа – помещица, которая дала деньги в долг сыну своей знакомой. Потому что бабушка хорошо знала мать упомянутого нами выше франта, она согласилась одолжить ему 15 тысяч, полностью доверясь молодому человеку. Последний принадлежал к известному роду, видом своим давая понять, что он – человек надежный.

У бабушки не было всей суммы, которую просил юноша, а потому помещица закладывает именье, будучи уверенной, что долг денди вернет. Срок выплаты денег по закладной близился, а должник пропал. Бабушка поняла, что она близка к тому, чтобы оказаться в холоде и голоде уличной жизни. На попечении у помещицы при этом была дочь, имевшая физическое увечье, и маленькая внучка. Об этих героях писатель не рассказывает: читатель просто знает об их существовании. Не зная, что делать, старушка просит соседку позаботиться о родных, а сама уезжает в Петербург.

«Хлопотание» в Петербурге сперва продвигалось благополучно. Но потом бабушка снова попала в затруднительное положение: оказалось, что в ходе судебной тяжбы помещице следовало отдать бумаги лично в руки должнику. Несчастная женщина не могла этого сделать: франт находился под покровительством слишком серьезных лиц.

Франт

Франт имел прописку по адресу некоего доходного дома, но место фактического проживания было другим. Юноша жил у одной богачки, а потому по адресу доставить бумаги было невозможно. Франт – это герой, воплощающий бесстыдство, бессердечность и черствость. Эгоистичный и беспринципный юноша, имея высокопоставленных и властных защитников, не спешил рассчитываться по долгам. Живя лишь для себя, молодому человеку было безразлично, что из-за его прихоти на улице останутся три человека, которые были добры к бесстыднику.

Позже выяснилось, что этот денди был должником половины жителей Петербурга: все испытывали жалость к помещице, но никто не брался оказать ей настоящую помощь.

Таким образом, мы дали характеристику двух главных героев рассказа «Старый гений», но не сказали ни слова о старом гении. Наперед успокоим читателя: старый гений помог старушке разрешить проблему.

Представители буквы Закона тоже выступают среди пусть не главных героев рассказа «Старый гений», но среди второстепенных. Впрочем, бюрократы не влияют на положение дел: блюстители закона знают о проделках франта, но решить проблему не могут, так как к бессовестному человеку не подступиться. Выиграть дело в суде бабушке-помещице помогает Адвокат. Но дальше адвокат действовать и реализовать решение суда боится: уж слишком влиятельные друзья оказались у франта.

Иван Иванович, собственно старый гений

Это не настоящее имя героя. На самом деле, никто не знает, как зовут Ивана Ивановича: он – личность загадочная и малоизвестная. Однако именно Иван Иванович подсобляет людям в помощи выхода из труднейших ситуаций. За свои услуги человек под этим псевдонимом берет скромные гонорары.

За скромную плату Иван Иванович помогает помещице вернуть деньги. Гений – это не только слово, выражающее необычайный талант, которым наделен человек. Если обратиться к этимологии понятия «гений», то мы заметим следующее:

  • это личность с уникальными дарованиями;
  • духи-покровители, духи-хранители (в контексте римской мифологии);
  • духи, которые опекают людей, места, события.

Возможно, именно хранителем, покровителем, безымянным старым гением оказался для старушки Иван Иванович.

Иван Иванович практически бескорыстно помогает людям выбраться из ямы, подняться со дна жизни и проблем. Гений – создатель плана, а исполняет его задумку друг Ивана Ивановича, тоже один из главных героев рассказа «Старый гений».

Сербский сражатель

Друг Ивана Ивановича, который помогает приятелю и товарищу исполнять придуманные планы, воплощать идеи в жизнь.

Сражатель, как следует из прозвища мужчины, – в прошлом был военным. Имя героя также остается читателю неизвестным. Во время, когда происходят события повествования, сражатель много пьет и ведет не лучший образ жизни. Нуждаясь, этот персонаж готов сделать за плату многое, даже жертвуя интересами и свободой.


За услуги товарищей старушка платит 500 рублей, 300 из которых отдает сражателю, а 200 – старому гению, Ивану Ивановичу. Когда гений и сражатель приступили к реализации задумки, франт и богачка, у которой проживал молодой человек, собрались отправиться в круиз.

Доверие

Старушка дважды оказывается в ситуации, когда должна довериться человеку: первый раз доверие оборачивается предательством (ситуация с франтом), второй же раз доверие помещицы оправдывается. Речь идет о ситуации с гением и сражателем.

В день, когда франт и богатая дама отправлялись в поездку, сражатель встретил молодого бесстыдника на вокзале и «разобрался» с ним, применив силу. Когда полицейские увидели драку, служащие вмешались и разняли драчунов. Франт представился служителям закона и те вручили ему бумаги. Путешествие ждать не могло, и молодой человек должен был тут же выплатить старушке долг, чтобы суметь уехать со спутницей. Таким образом, Иван Иванович подтвердил, что он – гений.

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение. Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты». Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов. Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей. В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению. Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек. Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности» .

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде» .

Старый гений – «старинный чиновник» , «отчаянный дока» , имеющий «чин из 14 овчин» , взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою» , который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности» .

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые» . Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали» . Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд. Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор» .

Главная героиня рассказа, небогатая помещица из провинции. Старушка-помещица была по натуре добросердечным и порядочным человеком. Несмотря на то, что она не богата, имеет только один единственный домик, а также увечную дочь с внучкой на попечении, она соглашается помочь сыну своей давней знакомой.

Отрицательный персонаж из рассказа, молодой представитель великосветского общества, должник старушки-помещицы. В ходе рассказа выяснилось, что франт был непорядочным человеком. Он часто брал у людей деньги в долг, располагая их к себе доверием, но затем никогда не возвращал.

Герой произведения, человек с «чином из четырнадцати овчин», помогший старушке-помещице вернуть дом. Иван Иваныч появляется в третьей главе рассказа. После долгих и тщетных попыток вернуть свои деньги за заложенный дом, старушка познакомилась с этим загадочным персонажем, который ни чин свой не назвал, ни настоящего имени.

Рассказчик

Один из героев произведения, знакомый старушки, который поведал нам эту историю и который непосредственно присутствовал при этих событиях. Она обращалась к нему за советом, но он не смог ей в данном деле помочь. Но зато смог её выручить деньгами, дав 150 рублей, которые ей не хватало для Ивана Иваныча.

Сербский сражатель

Лесков Николай Семенович

Старый гений

Лесков Николай Семенович

Старый гений

Гений лет не имеет - он

преодолевает всё, что оста

навливает обыкновенные умы.

Ларошфуко

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе. Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, - "лишь бы только доехать до Петербурга".

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами - сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бранится - намекает, что "это нечестно", но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной - и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.

Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург "хлопотать".

ГЛАВА ВТОРАЯ

Хлопоты её вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и благоприятное, но как дошло дело до исполнения - тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно. Не то, чтобы полиция или иные какие пристава должнику мирволили - говорят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют... Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника.

О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно. Всё равно - какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила.

Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было "вручить должнику с распискою" какую-то бумагу, и вот этого-то никто - никакие лица никакого уряда - не могли сделать. К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:

Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит... Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя.

Батюшки мои, - отвечает старушка, - да какое же мне в этом утешение, что не мне одной худо будет? Я бы, голубчики, гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было.

Ну, - отвечают, - чтоб всем-то хорошо - вы уж это оставьте, - это специалисты выдумали, и это невозможно.

А та, в простоте своей, пристаёт:

Почему же невозможно? У него состояние во всяком случае больше, чем он всем нам должен, и пусть он должное отдаст, а ему ещё много останется.

Э, сударыня, у кого "много", тем никогда много не бывает, а им всегда недостаточно, но главное дело в том, что он платить не привык, и если очень докучать станете - может вам неприятность сделать.

Какую неприятность?

Ну, что вам расспрашивать: гуляйте лучше тихонько по Невскому проспекту, а то вдруг уедете.

Ну, извините, - говорит старушка, - я вам не поверю: он замотался, но человек хороший.

Да, - отвечают, - конечно, он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает.

Ну, так тогда употребите меры.

Да вот тут-то, - отвечают, - и точка с запятою: мы не можем против всех "употреблять меры". Зачем с такими знались.

Какая же разница?

А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Ходила она и к высшим. Там и доступ труднее и разговору меньше, да и отвлечённее.

Говорят: "Да где он? о нём доносят, что его нет!"

Помилуйте, - плачет старушка, - да я его всякий день на улице вижу он в своём доме живет.

Это вовсе и не его дом. У него нет дома: это дом его жены.

Ведь это всё равно: муж и жена - одна сатана.

Да это вы так судите, но закон судит иначе. Жена на него тоже счёты предъявляла и жаловалась суду, и он у неё не значится... Он, чёрт его знает, он всем нам надоел, - и зачем вы ему деньги давали! Когда он в Петербурге бывает - он прописывается где-то в меблированных комнатах, но там не живет. А если вы думаете, что мы его защищаем или нам его жалко, то вы очень ошибаетесь: ищите его, поймайте, - это ваше дело, - тогда ему "вручат".

Утешительнее этого старушка ни на каких высотах ничего не добилась, и, по провинциальной подозрительности, стала шептать, будто всё это "оттого, что сухая ложка рот дерёт".

Что ты, - говорит, - мне не уверяй, а я вижу, что всё оно от того же самого движет, что надо смазать.

Пошла она "мазать" и пришла ещё более огорчённая. Говорит, что "прямо с целой тысячи начала", то есть обещала тысячу рублей из взысканных денег, но её и слушать не хотели, а когда она, благоразумно прибавляя, насулила до трёх тысяч, то её даже попросили выйти.

Трёх тысяч не берут за то только, чтобы бумажку вручить! Ведь это что же такое?.. Нет, прежде лучше было.

Ну, тоже, - напоминаю ей, - забыли вы, верно, как тогда хорошо шло: кто больше дал, тот и прав был.

Это, - отвечает, - твоя совершенная правда, но только между старинными чиновниками бывали отчаянные доки. Бывало, его спросишь: "Можно ли?" - а он отвечает: "В России невозможности нет", и вдруг выдумку выдумает и сделает. Вот мне и теперь один такой объявился и пристаёт ко мне, да не знаю: верить или нет? Мы с ним вместе в Мариинском пассаже у саечника Василья обедаем, потому что я ведь теперь экономлю и над каждым грошем трясусь - горячего уже давно не ем, всё на дело берегу, а он, верно, тоже по бедности или питущий... но преубедительно говорит: "дайте мне пятьсот рублей - я вручу". Как ты об этом думаешь?

Голубушка моя, - отвечаю ей, - уверяю вас, что вы меня своим горем очень трогаете, но я и своих-то дел вести не умею и решительно ничего не могу вам посоветовать. Расспросили бы вы по крайней мере о нём кого-нибудь: кто он такой и кто за него поручиться может?