Общая логика развития психологической науки. Предмет истории психологии и логика развития науки. Научная деятельность в трех аспектах

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.

Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Подобные размышления человека приводили к появлению знания о психическом, выделению психического как отдельной организации живого существа, к появлению первых психологических представлений. Эти представления, знания оформлялись в последующем в различные теории и концепции, определяли способы понимания человека, контекст размышления о человеке. На их основе или на их опровержении вырастали новые представления. Прежние представления, обрастая новыми знаниями, так или иначе, задавали логику разворачивания психологического знания. Поэтому понимание современной ситуации психологической науки невозможно без обращения к истории становления, развития, смены психологических представлений.

Разработка теоретических и методологических проблем психологии невозможно без обращения к историческим посылкам, которые привели к постановке данной проблемы, к истории понимания и разрешения ее на разных исторических этапах, с разных методологических оснований. Знания о психическом связаны и с тем культурным и научным контекстом, в которых они развивались, с психологическими особенностями тех людей, которые их разрабатывали, с теми формами взаимодействия с миром, практики. Исторический пласт рассмотрения основных вопросов психологи, ее предмета, становления психопрактик необходим и ценен для решения задач, возникающих в современном познании человека. Включение в исторический контекст позволяет понять сущность психологических концепций, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. История психологии в этом случае выступает как самосознание и рефлексия, как аппарат самоконтроля и самопознания (В.А.Якунин).

В период кризиса понимания предмета психологии особо возникает необходимость для обращения к истории появления различных представлений о психическом. Благодаря обобщению, переосмыслению прежних оснований рождались новые концепции, новые знания и новые способы познания человека. Обобщение опыта античной культуры привело к появлению фундаментального труда «О душе» Аристотеля. Переосмысление представлений о мире и человека в нем создало условия для становления научного знания и новый способ познания, в том числе и человека. Обращение к истории в связи с разработкой новых путей психологического исследования характерно для Л.С.Выготского, К.Левина, В.Дильтея и др.


Для многих выдающихся ученых обращение к истории становится одной из важных задач понимания предмета психологии, тенденций, перспектив развития психологического знания. Они, ведя «творческий диалог с прошлым» (М.Г.Ярошевский), намечают основные направления решения основных вопросов психологии в настоящем и будущем.

Отсюда возникает необходимость истории психологии как специальной области исследования, изучающей достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. Изучение психической реальности человека в определенную эпоху возможно путем реконструкции представлений о психическом.

Данные реконструкции возможны на материале различных форм психологического знания. В качестве таковых В.А.Кольцова выделяет

житейские представления людей, основанные на «здравом смысле» и обобщении собственного опыта,

знания, заложенные в мифологии и религии, задающие определенную модель человека,

знания, накопленные в рамках литературы и искусства,

а также философские и научные знания, связанные с определенным способом понимания действительности и включающие целенаправленный процесс сбора и анализа (Кольцова В.А. ????).

Конечно, все это многообразие знаний охватить и описать просто невозможно, возникают и трудности интерпретаций, перевода с языка той действительности, в которой творил, развивал свои знания человек на сегодняшний язык психологии. В связи с этим встает вопрос о критериях, на которые мы будем опираться при анализе становления и развития психологических знаний, представлений о психическом.

Данные критерии с необходимости вытекают из понимания предмета истории психологии. В качестве предмета психологии принято выделять динамику представлений о психической реальности в разных исторических эпохах. При этом большинство историков психологии вносят свои уточнения в понимание предмета. И это тоже есть их способы, их принципы, на которых они строят и понимают психическую реальность. Каждый историк науки выступает с одной стороны как представитель общенаучных взглядов, с другой стороны, как личность, имеющая свои психологические особенности, мировоззрение. Данные основания обеспечивают выделение и акцентирование различных сторон в исторической смене представлений, различные определения предмета психологии.

Анализируя различные основания к пониманию предмета истории психологии с позиции науковедения, В.А.Кольцова и Ю.Н.Олейник выделяют три подхода.

Первый подход акцентирует внимание на логике развития знания как самодостаточное и относительно самостоятельное от социо-культурных и личностных факторов. Упор делается на внутреннем содержании знания – его структуре, внутрилогических механизах развития знания. Знание выступает как объективное и развивающееся по собственным закономерностям. В связи с этим В.А.Кольцова и Ю.Н.Олейник называют данный подход логико-научный, или интернальный, подход. С этой позиции история рассматривается как объективный процесс, подчиненный своей логике и независящий от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах (М.Г.Ярошевский).

Данная стратегия исследования появляется в конце XIX в. как рефлексия развития научного знания и понимания факторов, которые его определяют. Имре Лакатос отмечал, что "внутренняя история" науки первична, а "внешняя история" (другие формы деятельности, которые создают определенный фон) - вторична и не имеет "существенного значения" для ее понимания. В дальнейшем Карл Поппер, Томас Кун и их последователи обосновали логические концепции роста научного знания как процесса исторического, обусловленного в своем развитии внутринаучными факторами (дифференциация и интеграция психологического знания, научные традиции и школы, разработка новых методов исследования и т.д.), а потому и объяснимого на основе внутринаучных закономерностей.

В отечественных исследованиях выделенный подход в понимании предмета психологии дополняется социальными и личностными детерминантами. Понимание различных направлений разворачивания знаний происходит в соотнесении с исторической ситуацией и индивидуальными особенностями мыслителей, ученых, предлагавших новые представления о психических явлениях.

В рамкахвторого подхода акцент делается на внешних условиях, в которых открывались, рождались новые знания. История развития психологических знаний рассматривается в социальном контексте, в ее зависимости и связи с развитием организационных и социальных условий и предпосылок. Как отмечал Л.С.Выготский: «Закономерность в смене и развитии; идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. - может быть объяснено на почве связи данной науки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования»(ВыготскийЛ. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М, 1982. С. 302.). Поэтому этот подход авторы обозначили как экстернальный .

Данный способ анализа позволяет выделить значимые социально-исторические и культурные условия как предпосылки, «механизмы», «движущие силы» развития знания, уровень детерминационных возможностей, степени и глубины социального воздействия на развитие психологического знания (его направления, структуру, содержание исследуемых проблем). Говоря о социальной обусловленности развития представлений, необходимо выделять и нормы и эталоны научного познания, и коммуникации, которые разворачивались между учеными мужами различных наук в определенную эпоху, через годы и столетия. Подобные дискуссии позволяли по-новому осмыслить явления и факты, термины и понятия, выделить новые предметы познания, поставить вопросы, которые иногда могут быть решены только через десятилетия. Оценка влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию позволит понять развитие представлений, а также редукции психического, т.е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук и тем самым утратой собственного предмета.

Возможность описать развитие представлений только внешними причинами является довольно спорной. Невозможно не учитывать и логику развития научного знания и те методологические позиции, которые в определенный период определяли способы познания человеком психологической реальности. Поэтому сколь невозможна изолированная от внешних влияний история идей как предмет истории психологии, столь же окажется мало продуктивной, по-видимому, и освобожденная от логических аспектов социальная история психологии.

Третий подход , представленный в большей степени в отечественной психологии, ориентирован на выделении личности и творческого пути того или иного ученого, его научные идеи, взгляды, концепции и подходы, которые рассматриваются как основной фактор, определяющий научный прогресс. Предметом выступает деятельность людей, занятых познанием психического мира, открытием фактом и законов человеческому уму. История науки становится историей деятелей науки. Наряду с личным вкладом ученого социо-культурная значимость его творчества оценивается и по критерию создания им школы, привлечения других исследователей в решении поставленных им вопросов. Сохранность школы определяется исследовательской программой. Разработка программы предполагает осознание ее творцом проблемной ситуации, созданной (не только для него, но для всего научного сообщества) логикой развития науки и наличием орудий, оперируя которыми, можно было бы найти решение.

Однако подобное рассмотрение истории психологии приводит к сосредоточению внимания на индивидуальности ученого, его научные и социальные ориентации, систему его приоритетов, установок и ценностей. При таком рассмотрении возможно исчезновение общего контекста разворачивания идей (исторической ситуации, этап развития научного знания, социально-культурная ситуация, коммуникации в научной и общественной сфере и др.).

Как видно, все три подхода рассматривают отдельные стороны исторического развития, акцентируют внимание только на одном аспекте. Каждый подход решает определенные задачи, важен для рассмотрения отдельных факторов и условий для понимания развития исторического знания. Однако при этом не схватывается вся сложность становления и развития представлений на определенных этапах исторического контекста. В связи с этим М.Г. Ярошевский считает, что необходимо рассматривать развитие представлений, деятельность в системе трех координат когнитивной, социальной и личностной (М.Г.Ярошевский История психологии).

Исходя из этой позиции, предметом истории психологии выступает процесс психологического познания, его содержание и структура (совокупность взглядов, идей, подходов, направлений и течений, категорий и понятий), его институциональные и персонально-личностные аспекты, а также закономерности и этапы развития (В.А.Кольцова).

Таким образом, изучение динамики психологического знания предполагает раскрытие логико-научного, социально-культурного, персонально-личностный и процессуального аспекта.

При изучении данного предмета возникают определенные сложности, связанные со спецификой предметной области.

История психологии исследует не саму психическую реальность, а представления о ней, складывающиеся на разных этапах истории и в разных культурных ареалах. В связи с этим встает вопрос о разведении объективного (соответствующего действительному ходу развития истории) и субъективного (привнесенного его интерпретациями) взгляда на исследуемые процессы. Но необходимо учесть, что понимание ученым ситуации, в которой он жил и работал, отражалось в его понимании психической реальности, в построении им модели человека. Этим определяется существование разных картин развития психологического знания на разных этапах истории, в рамках разных научных школ и у отдельных ученых. И субъективные представления во всем их многообразии как отражающие разные уровни их "отходов" или "приближений" к исследуемой реальности также составляют непосредственный предмет историко-психологического исследования.

Можно выделить еще одну специфику истории психологии, связанную с необходимостью учитывать в своем анализе различные данные, факты, знания других дисциплин. По своему объекту – психическое, психическая реальность – история психологии относится к общей психологии и является ее разделом. По методу, как отмечает В.А.Кольцова, он относится к историческим наукам. История психологии опирается на исторические источники, поэтому она тесно связана с источниковедением. При анализе развития психологического знания история психологии опирается на науковедение, в котором разрабатываются основные категории и критерии анализа научного знания. Понимание динамики развития знания невозможен без привлечения философии, естествознания, методологии, физиологии, культурологи, психологии личности, творческой деятельности, исторической психологии.

Исходя из специфики понимания предмета, перед историей психологии встают следующие задачи:

· изучить закономерности развития знаний о психическом

· раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения

· выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т.е. от запросов общества

· изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Данные задачи невозможно решить без разработки имеющих в настоящее время значимость вопросов:

· разработка теоретических и методологических основ истории психологии, позволяющих наметить основные критерии анализа накопленных знаний:

· поиск новых гипотетических моделей, обеспечивающих многомерную интерпретацию исторического развития психологии,

· выявление общих тенденций в истории становления основ психологической науки, проблемы общей периодизации,

· анализ современных тенденций в истории на основе их исторических предпосылок, построение прогнозов,

· изучение психологического наследия, критическое освоение опыта и достижений зарубежной психологии.

Конечно, данный подход предполагает комплексное исследование с привлечением данных разных наук, их теоретического арсенала и исследовательских возможностей для раскрытия и объяснения динамики психологического познания.

Как можно заметить, история создается заново в определенные исторические условия, определенными людьми, научными школами, в разные эпохи само развитие знания понималось по-разному (спираль, линия, цикл и др.). В связи с этим важно выделять и понимать основные принципы, на которых строится историко-психологические исследования.

Научная деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехас-пектна.

Когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. Поскольку наука – это производство нового знания, они изменялись, совершенствовались. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает.

Так, в XVII в. сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что действиями организма управляет душа – незримая бестелесная сила. Апелляция к бестелесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.

Прогресс же научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание – это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии. Если вернуться к упомянутой научной революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объясняться по образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении. Результатом же явились открытия, на которых базируется современная наука. Так, французский мыслитель Р. Декарт открыл механизм рефлекса.

Причинный анализ явлений принято называть детерминистским (от лат. «детермино» – определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был механистическим. Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции организма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Данной же схемой объяснялись простейшие чувства (зависящие от состояния организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и другие функции организма, относимые к разряду психических.

Такой строй мышления царил до середины XIX в. В этот период в развитии научной мысли произошли новые революционные сдвиги. Учение Дарвина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Это был биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому.

Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм). Изучение зависимости этих явлений от общественного бытия и общественного сознания существенно обогатило психологию. В середине XX в. к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который условно можно назвать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления кибернетики с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании).

Задача, которую призвана решать история психологии, заключается в том, чтобы раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками. Физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое; ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания.

3.2 Предмет истории психологии и логика развития науки

История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История - это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно - деятельность людей, занятых познанием психического мира.

Эта деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.

Когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. Поскольку наука - это производство нового знания, они изменялись, совершенствовались. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает.

Так, в XVII веке сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что действиями организма управляет душа - незримая бестелесная сила. Апелляция к бестелесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.

Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в нем сидит лошадь". Раз в нем сидит лошадь, значит - все ясно. Сама лошадь в объяснении не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.

Прогресс же научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание - это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии. Если вернуться к упомянутой научной революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объясняться по образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении. Результатом же явились открытия, на которых базируется современная наука. Так, французский мыслитель Р.Декарт открыл механизм рефлекса. Не случайно наш великий соотечественник И.П.Павлов поставил около своей лаборатории бюст Декарта.

Причинный анализ явлений принято называть детерминистским (от лат. "детермино" - определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был механистическим. Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции организма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Данной же схемой объяснялись простейшие чувства (зависящие от состояния организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и другие функции организма, относимые к разряду психических.

Такой строй мышления царил до середины XIX века. В этот период в развитии научной мысли произошли новые революционные сдвиги. Учение Дар вина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Это был биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все, что не способствует выживанию организма. Из этого следовало, что и психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование. Но ее реальность можно было понимать по-разному. Можно было трактовать психику как исчерпывающе объяснимую теми же причинами (детерминантами), которые правят всеми другими биологическими процессами. Но можно предположить, что она этими детерминантами не исчерпывается. Прогресс науки привел ко второму выводу.

Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука.

Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (К.Маркс, Э.Дюркгейм). Изучение зависимости этих явлений от общественного бытия и общественного сознания существенно обогатило психологию. В середине XX века к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который условно можно на звать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления кибернетики, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании).

Стало быть, имеется определенная последовательность в смене стилей научного мышления. Каждый стиль определяет типичную для данной эпохи кар тину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних понятий, категорий, интеллектуальных структур в другие) изучаются историей науки, и только ею одной. Такова ее первая уникальная задача.

Вторая задача, которую призвана решать история психологии, заключается в том, чтобы раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками. Физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое; ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу.

Изучение истории психологии позволяет уяснить ее роль в великой семье наук и обстоятельства, под влиянием которых она изменялась. Дело в том, что не только психология зависела от достижений других наук, но и эти последние - будь то биология или социология - изменялись в зависимости от ин формации, которая добывалась благодаря изучению различных сторон психического мира. Изменение знаний об этом мире совершается закономерно. Конечно, здесь перед нами особая закономерность; ее нельзя смешивать с логикой, изучающей правила и формы любых видов умственной работы. Речь идет о логике развития, то есть об имеющих свои законы преобразованиях научных структур (таких, например, как названный стиль мышления).

Влияние гендерных особенностей в структуре Я–концепции на успешность личностного самоопределения

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева /1/ , Л.И. Божович /3; 5/, А.Н. Леонтьева /1/, С.Л. Рубинштейна /6/, И.И...

Возможности предмета "Самопознание" в духовно-нравственном воспитании школьников

Проблема самопознания в науке имеет давнюю историю. Вместе с тем следует отметить, что в условиях унификации общества исследования в этой области не столь многочисленны. Лишь начиная со второй половины 20-го века философы, педагоги...

Изучение особенностей психологического развития

Возрастная психология -- это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии -- развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный...

История психологии

Предмет истории психологии - представления о психике (о ее природе, происхождении, функциях, механизмах) на разных этапах поступательного развития науки. Методы истории психологии...

История психологии как наука

История психологии обладает всеми принятыми на сегодняшний день признаками науки (хотя, как известно, вариантов построения научных систем достаточно много). Так, объектом истории психологии выступает психологическое знание...

История психологии как наука

В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания...

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали...

Особливості характеру особистості

Характер людини відіграє вирішальну роль у формуванні поведінки людини. Тому спроби побудови наукової типології характеру робилися неодноразово впродовж всієї історії психології...

Сам термин «психология» был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рациональная психология» X. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный...

Предмет психологии: от древности до наших дней

Особое значение в отражении общей линии развития психологии имеет периодизация. Основное назначение ее состоит в том, чтобы выделить в едином процессе развития психологической науки те коренные изменения и поворотные моменты...

Психология как наука

Психология как система научных знаниях

Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей...

Вопрос 12. Предмет психологии: логика развития

Научная деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна. Временные изменения затрагивают все аспекты жизни.

C течением времени и развитием науки, возникновением нового знания изменялось понимание предмета психологии.

В Когнитивной - познавательные ресурсы, которые меняют строй мышления.

В личностной - открытие к-либо ученым чего-то нового (Декарт - механизм рефлекса)

В социальной - зависимость строя мышления от общественного бытия и сознания.

Прогресс научного знания заключается в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом.

Научное знание – это знание причин явлений, факторов, которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии.

Основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наукао сознании (с XVII в. в связи с развитие м естественных наук ).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в.

Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап– современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение .

Логика развития - ведущий фактор влияния на развитие психологии (П)

связана с: - изменением ее (психологии) предмета и методов исследования психики

Влиянием смежных с психологией наук,

Развитием принципов и категорий П

(Два других фактора - социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого)

Начиная с VII-VI вв. до н.э. Ориентация на философию, и уровень развития философских знаний

в III в. до н.э.

Изменение философских интересов: в центре познания - общие законы природы или общества

Главный вопрос - особенности психики человека, содержании его души

Многое связы вало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой .

Математика играла большую роль в психологии:

Один из важнейших факторов ее превращения в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала),

Значимым параметром психического развития как такового (например, развития логического мышления)

Выделяют 3 важнейших методологических принципа П

детерминизма системности развития

Принцип развития

утверждает : психика развивается --> наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Один из наиболее распространенных псих. методов - генетический .

Определяет психические виды развития

филогенетический онтогенетический

(развитие психики в процессе становления человеческого рода) (в процессе жизни ребенка)

теория рекапитуляции (про жесткую связь между Фило и Онто) , т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития

Потом доказали, что такой жесткой связи не существует! развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать .

Процесс п сих. развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка .

стороны психического развития:

(имеющие этапы и закономерности)

Р. личности Р интеллекта социальное Р


1. Донаучный, до VII-VI вв. до н.э. Душа - без раскрытия ее конкретного содержания и функций. методов нет. достижения: Общее представление об охранительной и активной роли души
2. Философский, VII- VI вв. до н.э. - конец XVIII-на-чало XIX в.-
Античная психология
Душа-источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
Специальных методов нет, используются методы других наук - философии, медицины, математики -при исследовании содержания и функций души. достиж.: Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.
Психология Средневековья
Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Появление собственно психологического метода –интроспекции. Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс.
Психология Возрождения и Нового времени
Сознание -его содержание и пути его формирования
Интроспекция и частично логика -методы индукции, дедукции,анализа и т. д.
Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
3. Ассоциани-стическая психология, конец XVIII-на-чало XIX в. -середина XIX в.
Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение
Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)
Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.
4. Экспериментальная психология, середина XIX - начало XX в.
Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы
Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом,по-явление первых тестов
Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-егоды XX в.
Появление нескольких предметов психологии. Вначале -элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихоло-гия), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
Появление новых методов, важнейшие из которых -психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская пс-я)
Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.
6. Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е годыXX в.
Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)
Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта
Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии,разви-тие и совершенствование психотерапевтических технологий.
7. Современная психология, 60-е годы -конец XX в
Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик. Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

  • Этапы развития психологии . 1. Донаучный, до VII-VI вв. до н.э. Душа - без раскрытия ее конкретного содержания и функций. методов нет. достижения...


  • Основные различия житейских и научных знаний. Этапы становления психологии как науки. Изменение предмета психологии в течение ее развития .


  • Основные тенденции развития психологии на современном этапе . На данный момент можно выделить несколько актуальных тенденций развития современной психологии .


  • Основные этапы развития представлении о предмете психологии . Психология прошла длительный путь развития , в котором можно выделить следующие этапы


  • Философский этап развития психологии в XVII–XIX вв. – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку.