Разговор татьяны с няней. Нужен диалог Татьяны с няней. из Евгения Онегина. Евгения сафонова, г. самара

(Отрывок из главы 3 «Евгения Онегина »)

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

XVII

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». –

«Что, Таня, что с тобой?» – «Мне скучно,

Поговорим о старине». –

«О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне тёмно, Таня:

Что знала, то забыла. Да,

Пришла худая череда!

Зашибло…» – «Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?» –

XVIII

«И полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь». –

«Да как же ты венчалась, няня?» –

«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

XIX

И вот ввели в семью чужую…

Да ты не слушаешь меня…» –

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..» –

«Дитя мое, ты нездорова;

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси…

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь…» – «Я не больна:

Я… знаешь, няня… влюблена».

«Дитя мое, Господь с тобою!» –

И няня девушку с мольбой

Крестила дряхлою рукой.

XX

«Я влюблена», – шептала снова

Старушке с горестью она.

«Сердечный друг, ты нездорова». –

«Оставь меня: я влюблена».

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы,

И распущенные власы,

И капли слез, и на скамейке

Пред героиней молодой,

С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке:

И всё дремало в тишине

При вдохновительной луне.

Разделы: Внеклассная работа

ЦЕЛЬ:

  1. Показать на литературных примерах, что любовь – великое чувство, которое движет миром.
  2. Воспитать трепетное отношение у учащихся к чувству любви.

Эпиграф:

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в её крест побеждающий,
В её свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!..
С.Я.Надсон

Оформление: презентация; декорации: балкон, перо, свечи, цветы, стол, костюмы.

Под музыку звучит стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»).

Я рада приветствовать вас в литературной гостиной. Сегодня мы говорим о любви. Именно любовь вдохновляет человека на самые невероятные, прекрасные, благородные и добродетельные поступки. Именно любовь движет миром, делает человека чище, пробуждая в нём лучшие чувства. Любовь не зависит от условий жизни, от существующего окружения и состояния общества. Она делает человека счастливым.

Мы обратимся сегодня к разным литературным эпохам: от Шекспира до наших дней – и увидим, что для любви не существует временных границ.

Сегодня вы все примете активное участие в организации нашей литературной гостиной.

  • Актёры помогут создать особую творческую атмосферу.
  • Литературоведы дадут нужную информацию, которую им удалось разыскать.
  • Журналисты напишут небольшие сочинения-статьи, в которых поделятся своими впечатлениями об увиденном.

Театрализованное представление.

ПОЭТ сидит за столом с пером в руке, пишет стихи. У него ничего не выходит. Он комкает листы бумаги, бросает их на пол, собирается уйти.

Неожиданно появляется ЛЮБОВЬ.

Л.--- Постой!

П.--- Ты кто? Я никого не хочу видеть!

Л.--- Я Любовь, я хочу тебе помочь!

П.--- О, Боже! Муза, ещё куда бы ни шло, но Любовь?.. Что от тебя толку?

Л.--- Ты не прав! Я могу помочь тебе. Я знаю, почему ты не можешь творить.

П.--- Почему же?

Л.--- Ты не веришь в любовь и не умеешь любить, а ведь именно любовь движет душами людей и пером поэтов.

П.--- Что за бред? Я сегодня просто не в форме и не желаю слушать старые, как мир, речи о том, что любовь неповторима и вечна.

Л.--- Не веришь? Сядь и смотри, я покажу тебе настоящую любовь!

Перенесёмся в эпоху Возрождения. Представим себе, что удалось попасть на спектакль в театре «Глобус». Публики много, декорации почти отсутствуют, их заменяют 2-3 предмета. Сегодня дают «Ромео и Джульетту».

Но сначала предоставим слово ЛИТЕРАТУРОВЕДАМ.

Что же им удалось узнать о сюжете этой трагедии?

Трагедия «Ромео и Джульетта» в своём первоначальном виде возникла, вероятно, примерно в 1591. При этом сюжет не отличался новизной.

  1. Данный сюжет был рассказан в 1476г. неким Масуччио из Салерно.
  2. В 1530г. Этим сюжетом воспользовался Луиджи ла Порта в истории «О двух влюблённых».
  3. Затем появился Банделло со своей новеллой «Несчастная смерть двух несчастных влюблённых».
  4. В 1562г. Некий англичанин, чьё имя утеряно, написал трагедию «Ромео и Юлия».
  5. Артур Брун позднее пишет поэму «Трагическая история Ромео и Юлии».

Этой поэмой и воспользовался Шекспир. Первое издание, относящееся к 1597г.,носило подзаголовок Прекрасно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте, часто игранная публично с большим успехом».

- Отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». «Сцена на балконе». Инсценировка.

Л.--- Ну, что скажешь?

П.--- Что тут скажешь? Они погибнут. Если любовь и смерть стоят так близко, то это слишком трагично.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ:

Трудно говорить о романе, о котором сказано и так немало. Это уникальное, не имеющее аналогов по жанру в русской и мировой литературе, произведение.

В открывающем роман посвящении П.А.Плетнёву Пушкин писал, что его произведение – это плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Фабула охватывает события с 1819 по 1825г.: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.

Это время правления Александра 1, годы подъёма русского общества.

Все прекрасно помнят, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», что Евгений Онегин – «тип лишнего человека», а Татьяна – «милый идеал» поэта.

Но помимо глубокого идейного содержания в «Евгении Онегине» есть нечто большее, что делает его читаемым до сих пор, - это трогательная история любви.

Инсценировка отрывка (разговор татьяны с няней) из романа Пушкина «Евгений Онегин».

Л --- Что скажешь?

П --- Каждый школьник знает, что Татьяна так и осталась несчастной. Выходит, что счастье в любви – довольно относительное понятие.

Л -- - Ты прав, любовь нередко бывает несчастной. Но человек счастлив уже тем, что наделён способностью любить. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это странное и великое чувство – любовь. Но боюсь, что это невозможно.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: А.Вампилов родился в селе Кутулик Иркутской области в 1937г. После окончания школы учился в Иркутском университете. 5 лет после окончания университета работал работал в иркутской областной газете «Советская молодёжь». Трагически погиб, переплывая реку, - не выдержало сердце.

Особую известность Вампилову принесли пьесы: «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и многие другие. Но свой творческий путь он начинал с рассказов. Ещё студентом он написал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств».

В его произведениях нашли отражение истины старые, но вечные, не знающие во времени ни морального, ни физического износа. И одна из этих истин – любовь неповторима и вечна.

Художественное чтение рассказа А.Вампилова «Тополя» учеником.

П --- Пожалуй, ты права. Любовь действительно существует.

Л --- А чтобы у тебя не осталось сомнений, послушай это…

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Иногда о поэте узнаёшь по одному стихотворению, которое – случайно или неслучайно – ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для А.Кочеткова стала «Баллада о прокуренном вагоне». Это редкая удача поэта, но, к счастью, не единственная. История появления «Баллады…» достойна внимания. Лето 1932 г. Кочетков провёл вместе с женой в Ставрополе. Он должен был уехать раньше, купили билет на прямой поезд Сочи – Москва. Но очень хотелось отсрочить отъезд, поэтому билет сдали, провели ещё три дня вместе с женой. Отсрочка кончилась, опять купили билет. В Москве, у друзей, которых Кочетков извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная.

Убережённый судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не задуматься над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой любящих друг друга существ. Так появилась «Баллада о прокуренном вагоне».

Чтение стихотворения А.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне».

П --- Пожалуй, я даже несколько ошеломлён… Но ведь в поэзии можно обойтись без любви!

Л --- Ты не прав. Поэтами всех времён и народов написаны десятки тысяч строк, продиктованных чистым, глубоким. Нежным чувством любви. Многие из них положены на музыку. Послушай сам, а я больше тебе ничего не скажу.

(звучит романс С.Трофимова «Я скучаю по тебе»)

Стихи ученицы 11 класса Новиченко Ю.

Сколько много было ошибок,
Сколько раз я ругалась с тобой.
Не могу я жить без ушибов,
Не могу я бороться с судьбой.
Помоги мне пройти все преграды,
Ощутить я попробую жизнь.
Не хочу никакой я награды,
Тем, что есть, я хочу дорожить…

Не думай только о себе,
Не забывай про то, что было.
Когда пророчили судьбе,
Когда тебя я полюбила.
Не думай только о себе,
Взгляни на снег-
Как он прекрасен!
И как сверкает при луне,
Как яркий блеск его опасен.
Он может разбудить любовь,
Он может ненависть разрушить,
Воздать влюбленным встречу вновь,
Он может разбудить любовь…

Завершает вечер чтение учителем стихотворения В.С Высоцкого «Баллада о любви».

Группе «журналистов» предлагается написать заметки о вечере в школьную газету.

9. Разговор с няней

Вот так, начитавшись и нашептавшись до одури чужих писем к чужим возлюбленным, Татьяна на пустом месте доводит себя до истерического приступа – не хуже Карениной, тоже любившей болезненно пофантазировать. Приступ сопровождается ступором, остановкой дыхания, покраснением лица, шумом в ушах и блеском в глазах:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах...


Так терзается она до ночи. А ночью, мучаясь все от того же и еще от бессонницы, заводит с няней разговор о любви – под благовидным предлогом «поговорим о старине». Но только няня собралась поговорить о некогда любимых Татьяной предметах – про каких-нибудь «злых духов» и «небылицы», как она тут же перевела разговор на любовь: «Расскажи мне, няня, про ваши старые года: была ты влюблена тогда?» Что ты, отвечает няня, никакой любви не было. «Да как же ты венчалась, няня?» – спрашивает Татьяна.

Вот именно.

Вот поэтому она и придумала себе любовь к Онегину – чтобы венчаться. Поэтому и изумляется ответу няни.


Но только няня начала рассказывать про свою тяжелую безрадостную жизнь, в том числе и каким, собственно, образом она венчалась без любви, а уж Татьяна ее и не слушает («Да ты не слушаешь меня»). Ну действительно – если без любви, то чего же там слушать? Не в самом же деле интересоваться няниной судьбой. И Татьяна быстро переводит разговор на себя:

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..

Итак, беседы не вышло – рассказ няни про свою жизнь оказался совершенно не интересен Татьяне. Да и не только в няне дело. Выслушивать других людей, интересоваться их здоровьем, переживать за них, проявлять к ним сочувствие – таких добродетелей Татьяна начисто лишена. Она даже и не знает, что такие добродетели существуют. И это, повторяю, относится не к одной только няне. Точно такое же пугающее равнодушие она выкажет и в отношении Ленского, и в отношении Онегина. Причем в последних двух случаях речь уже будет идти о куда более серьезных вещах – о жизни и смерти (Ленский) и о нешуточно пошатнувшемся здоровье (Онегин). Но даже и до этого ей не будет никакого дела, что уж про няню говорить.

Но тогда зачем она вообще спрашивала няню? А затем, что она была уверена, что в ответ услышит не безрадостную историю про настоящую жизнь, а какую-нибудь умилительную романтическую историю про возвышенную крестьянскую любовь.

Татьяна вообще не сомневается, что все остальные люди живут в точной такой же замещенной реальности, как и она сама. Да иного в ее нездоровом разуме и быть не могло.

Однако няня начала рассказывать что-то другое – что-то совсем непонятное Татьяне, ведь ее мозг настроен только на одну колею, он воспринимает только одну плоскость, а все, что не соответствует этой колее и плоскости, ее мозгом попросту не усваивается.

Я не знаю, как называется такая болезнь. Может быть, шизоидная психопатия. Может быть, просто глубокий невроз. Но болезненная навязчивая идея очень часто и очень долго может казаться сторонним людям обычной чрезмерной увлеченностью, а сами шизоидные психопаты и шизофреники, упорно вещающие исключительно на одной волне, могут долго представляться обычными людьми со странностями.

Например, именно таким обычным человеком очень долго и очень многим людям казалась Нина, которую мне представила моя давняя знакомая…

Рассказ про Нину

Она представила мне ее как своего друга, добавив при этом, что другом она называет далеко не каждого человека («ну, ты меня знаешь»), что это звание в ее глазах еще надо заслужить, но что Нина этого звания безусловно заслуживает, поскольку она очень умный, очень интересный человек и они дружат уже два года.

У меня не было оснований не доверять своей знакомой. И сначала Нина действительно показалась мне именно такой – умной и интересной. Особенно мне нравились ее рассказы про космос. Собственно, только о нем она и говорила все время. Вот только я не сразу это заметила.

Однажды она, как всегда, что-то рассказывала мне про космос, про планеты и попутно про эзотерику. Очень складно, вполне логично, последовательно и даже глядя мне в глаза. Я внезапно перебила ее коротким и очень простым вопросом на другую тему – спросила: «Где у тебя хлеб?» Нина замолчала, все так же глядя мне в глаза и все с тем же выражением лица, с каким она говорила про космос. Я тоже молчала, ожидая ответа и думая, что она просто вспоминает, где же это у нее хлеб.

Пауза длилась.

Нина все с тем же выражением и в той же позе смотрела мне в глаза. Минуты через две, не меняя ни выражения, ни позы, она внезапно продолжила свой разговор про космос и эзотерику, так и не ответив мне про хлеб, как будто и не слышала вопроса.

И я моментально объяснила себе такое поведение нежеланием Нины, чтобы ее перебивали. То есть без всякого понуждения я сама приписала этой странности Нины вполне разумное объяснение. И даже слегка устыдилась своей невоспитанности. И все-таки что-то меня насторожило – что-то неуловимо неживое было в тот момент в ее глазах.

Оставшись одна, я все прокручивала в памяти насторожившее меня состояние Нины, когда я перебила ее вопросом, и даже пыталась воспроизвести выражение ее лица для лучшего понимания. И у меня все ясней создавалось ощущение, что мой вопрос для Нины словно бы явился некой звуковой помехой, в которой она не слышала смысла – просто некий случившийся шум, который она не была способна идентифицировать и как будто она даже и не пыталась это делать. Но вот шум прекратился, наступила тишина, и Нина просто продолжила с того места, на котором ее прервал этот шум.

Такая догадка показалась мне дикой. Ведь если это так, то в такое состояние мог впасть только психически нездоровый человек. Но разве я могла оказаться единственной, кто это заподозрил? А как же тогда моя знакомая, которая называла Нину своим другом? Ведь она дружила с ней целых два года! Неужели за такой срок она не сумела бы заметить за Ниной таких вот странностей? А как же другие люди, которых я знала как вполне здоровых и которые тоже ни разу не заподозрили Нину в неадекватности?

Вариантов было два: 1) большинство не может ошибаться, и значит, ошибаюсь я, 2) людям свойственно равнодушие, невнимательность и нежелание заморачиваться.

Я честно склонялась к первому варианту. Но когда подобное повторилось, а потом и еще раз, а потом и еще, и когда состояние Нины каждый раз оказывалось точной копией ее первого состояния, я была вынуждена сказать себе, что здоровый человек так себя все-таки не ведет…

Спустя время в одну из наших встреч я рассказывала Нине про своего сына, в частности упомянув, что он родился в Москве в таком-то году, что у него способности к математике и что он любит очень коротко стричь волосы.

Через некоторое время другая наша знакомая в разговоре про Нину сильно удивила меня тем, что у Нины, оказывается, тоже есть сын, который очень любит коротко стричься, у которого способности к математике и который родился в Москве в один год с моим сыном. И это, по уверениям моей знакомой, со стороны Нины было не шуткой.

Еще через некоторое время еще одна моя знакомая, у которой тоже был сын, с не меньшим удивлением рассказала мне, что, оказывается, сын Нины – как и сын теперь уже этой моей знакомой – тоже живет с бабушкой, тоже обожает длинные волосы и тоже младше моего сына на два года. И что далее в разговоре со стороны Нины последовал увлекательный экскурс в астрономию и космонавтику.

А спустя месяц еще одна моя знакомая обнаружила третий вариант, по которому выходило, что никакого сына у Нины нет, но что некогда она была беременна, но ее муж и ее родная мать нарочно подмешали ей в суп какое-то лекарство, из-за чего с ней случился выкидыш, в результате которого энергетическая субстанция Нины переселилась на Марс – по признанию Нины, именно с Марса она и беседовала сейчас с моей третьей знакомой.

Однако это сообщение никакого особого эффекта на эту мою знакомую не произвело, так как она сама и при этом очень разумно объяснила себе такое невероятное признание Нины все той же болтовней на эзотерические темы с ее стороны…

Продолжение


©Наталья Воронцова-Юрьева

Тип крепостной няни старушки Пушкину великолепно удался в лице няни Татьяны, прототипом которому, как известно, послужила его няня Арина Родионовна, воспитавшая в доме Пушкиных два поколения. Известно, с какой любовью относился поэт к свой доброй няне, и чем он был ей обязан в смысле знакомства с русским сказочным миром. Поэтому, очерчивая в романе тип крепостной воспитательницы, Пушкин вложил в этот образ всю любовь и теплоту своих чувств.

Первая черта в образе няни Татьяны - бесконечная преданность господам вообще и своей воспитаннице в частности; ее бесконечная доброта по отношению к Татьяне и Ольге. Особенно проявилось это в той сцене, когда Татьяна поверяет няне свою сердечную тайну и ищет в ней поддержки и совета. Новое чувство, охватившее Татьяну, ставит ее в тупик; Татьяна спрашивает няню, как она совладала с этим чувством, что она испытывала при этом, и к удивлению своему узнает, что крепостные девушки и не слыхали про любовь.

Оказывается, что у няни, когда она была молода, никто и не осведомлялся о том, кого она любит. Дело было просто и скоро слажено: две недели ходила сваха, а потом юной невесте с песнями расплели косу и отвели в церковь. Тем дело и кончилось: молодая женщина попала в черную семью под власть суровой и деспотической свекрови. Несмотря на свою старость, няня Татьяны сохранила острый проницательный ум и чуткость души. Она моментально догадалась о том, что происходит в душе девушки, и дала правильную и выразительную характеристику душевного процесса Татьяны.


«Да, - говорит старуха няня, -
Пришла худая череда!
Зашибло...»


Словом «зашибло» няня метко определила всю силу чувства, охватившего Татьяну. Старуха ласково и нежно успокаивает свою питомицу, кропит ее святой водою и рано утром приходит осведомиться, как она провела ночь. В каждом слове, в каждом движении старухи так и проглядывает бесконечная любовь к своей питомице, какая-то собачья привязанность.

Весь душевный мир няни сосредоточен исключительно на барском доме, а в особенности на Ольге и Татьяне. В доме Лариных старушка провела всю свою жизнь и в их же доме испустила дух с последнею мыслью о своих воспитанницах.


Няня Татьяны может быть справедливо поставлена в число лучших образов, созданных Пушкиным: она может быть сравнена по жизненности изображения с Савельичем из «Капитанской дочки» и с Захаром из «Обломова», с той только разницей, что о Савельиче и Захаре упоминается на протяжении всего произведения, тогда как няня Татьяны изображена в нескольких строчках. По художественной же отделке и законченности она нисколько им не уступает.