Рефрейминг упражнения. Волшебный рефрейминг. Создание рефрейминга смысла

Сам принцип изменения отношения к вещам на более позитивное и менее отягощающее присутствует во многих философских и психологических течениях, название рефрейминга и алгоритм этого процесса предложили создатели нейролингвистического программирования.

Сейчас мы рассмотрим теорию и возможность практического применения рефрейминга в повседневной жизни. рефрейминг

Наше восприятие во многом, если не во всём, определяет развитие наших жизненных сценариев. Наше отношение, оценка событий и действий, своих и окружающих людей, влияют на наше настроение, поведение и жизненные выборы. А значит, вся наша жизнь зависит от того, как мы относимся, как мы оцениваем всё происходящие с нами.

Например, человека, который зарабатывает разовыми заказами можно называть халтурщиком, у которого нет начислений в пенсионный фонд, нет стабильности и социального статуса, а можно называть его более нейтрально, фрилансером или предприимчивым человеком, который сам распоряжается своим временем и имеет возможности для развития бизнеса. рефрейминг

Так же и во всем остальном, со всеми происходят непредвиденные потери, трудности, кто-то относиться к этому, как к получению опыта и развитию, другие как к подтверждению несправедливости жизни и собственной неудачливости. Постоянное напоминание себе об ответственности за ежесекундный выбор своего отношения к чему-то, позволяют привить себе самый полезный навык – видеть во всем возможности, а не проблемы . рефрейминг

Речь не идет о том, чтобы пользоваться рефреймингом для бегства от реальности, закрывая глаза на свои проблемы и строя воздушные замки. Я говорю о тех ситуациях, когда уже невозможно что-то изменить вовне, понимаете, когда поезд уже ушел, или же в случаях, когда цена, которую нужно будет заплатить за изменение ситуации будет несоизмеримо выше ожидаемого результата. Именно в таких случаях полезно применять рефрейминг, он позволяет сберечь ваши силы, которые будут потрачены на внутреннюю борьбу, из-за несогласия с ситуацией. Именно пересмотр вашего отношения на более жизнеутверждающее, дающее возможности, позволяет эту сохраненную энергию из внутренней борьбы (фиксация на прошлом) направить на созидание чего-то (фокус в будущее). рефрейминг

Давайте рассмотрим немного больше примеров рефрейминга:

— Меня раздражает руководитель. рефрейминг
Если при всём этом ты продолжаешь выполнять свою работу – ты профессионал. рефрейминг

— Иногда я чувствую себя неудачником рефрейминг
— Хорошо что ты чувствуешь, если что-то не так, значит это не даст тебе прозябать и ты сможешь изменить это.

— Я часто обижаюсь на людей. рефрейминг
— Значит у тебя хорошо развита чувствительность, тебе просто нужно направить её в конструктивное русло. рефрейминг

— Меня уволили.
— Будет повод найти место получше или открыть свое дело, будет время отдохнуть, подумать куда двигаться дальше. рефрейминг

— Иногда я становлюсь очень агрессивным. рефрейминг
— Людям, которые держат эмоции в себе еще хуже, они болеют, а у тебя просто много энергии, займись спортом или начни публичные выступления.

Структура рефрейминга

Различают 2 вида рефрейминга:

Рефрейминг смысла – это когда меняется содержание всего сказанного. Например, когда речь идет о таких качествах как лень, жадность, агрессивность, мы не находим для их проявления какую-то положительную сторону проявления, мы просто меняем лень – на практичность, жадность – на бережливость, агрессию – на экспрессивность. рефрейминг

Рефрейминг контекста – в случае с изменением контекста, тем же самым определениям: жадности, агрессивности и лени, находятся положительные применения. Например, жадность может уберечь от лишних трат и позволит позаботиться о себе и семье в нужный момент. Агрессивность помогает не держать негатив в себе. А ленивый человек никогда не сделает лишнего движения, он может сохранять силы и жить себе в удовольствие. рефрейминг

Практическое применение. Алгоритм: рефрейминг

  • Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, приходя на консультацию к психологу, человек может думать: «Вместо того, чтобы зарабатывать сейчас деньги на летний отдых, сижу здесь и трачу время и деньги на разговорчики». Рефрейминг: «Те изменения, которые во мне произойдут после консультаций, позволят мне и зарабатывать больше и отдыхать полноценнее». Другой пример: «Сейчас я осваиваю новый язык программирования, ужасно скучно и долго». Рефрейминг: «Сейчас я работаю на перспективу, строю свое будущее, что позволит мне меньше работать и больше зарабатывать». рефрейминг
  • Использование «зато». Ошибся - зато теперь точно знаю, чего не стоит делать в будущем, получил хороший жизненный урок. Сейчас тяжелое время, меньше заказов на услуги - зато я могу больше времени проводить с семьей и прочитать книги, которые уже давно планировал. Этот человек слишком дотошный - зато грамотный и полезный в работе; у него многому можно научиться.
  • Сравнение. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни - два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас. рефрейминг

Формирование навыка. Измените свою жизнь рефрейминг

Это пожалуй, самая главная и сложная задача, приучить себя смотреть шире, видеть во всем возможности и позитивнее смотреть на жизнь. Если вы действительно устали от негативного мышления и хотите что-то кардинально поменять в вашей жизни, поставьте себе задачу, в течении 3-х недель сформировать навык позитивного восприятия. Для этого, запишите все ваши текущие проблемы, минусы, слабые стороны и сделайте рефрейминг описанными выше методами, чем больше положительный сторон вы найдете в каждой ситуации, тем лучше. А после этого, каждый день, перед сном, подводя итоги дня, проводите рефрейминг новых жизненных ситуаций. Со временем у вас начнет автоматически это получаться в реальном времени. рефрейминг

А теперь, для разминки, проведите рефрейминг этого списка самых распространенных негативных установок и качеств характера, так, как будто ими обладаете вы: рефрейминг

  • жадность, лень, раздражительность, придирчивость, навязчивость, влюбчивость, впечатлительность, трусость, пугливость, жадность, мнительность, робость, нерешительность, горделивость, скупость, дотошность, скрупулезность, стеснительность и т. д.
  • я неудачник, у меня ничего в жизни не выйдет, ничего не добьюсь, недостаточно умный, некрасивый, бездарный, уже поздно что-то менять, никто меня не уважает, все меня предали, от меня отвернулись, я никому не нужен и т.д. рефрейминг

С уважением к Вашему времени и психике,

Вся информация необходимая для записи ко мне на бесплатную ознакомительную консультацию по скайпу, находиться

Рефрейминг – метафорический метод «помещение картины в новую рамку», разработан Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Любая проблема, ситуация или кризис имеют в основе позитивный ресурс, рефрейминг помогает переосмыслить и увидеть происходящее в новом контексте.

Что такое рефрейминг?

Рефрейминг (англ. frame – рамка) – набор приемов в современной позитивной психологии, обозначающий перестройку или переосмысление восприятия, поведения, мышления и в результате избавление от деструктивного (тревожного, невротического, зависимого) поведения. Метод рефрейминга широко применяется и в бизнес-технологиях, помогая вывести организацию на новый уровень развития.

Виды рефрейминга

Рефрейминг личности проводится с помощью речевых стратегий, влияние слова и попадание в карту ценностей человека изменяет его представление о своих качествах, сложившейся негативной ситуации. Существует два вида рефрейминга:

  1. Рефрейминг контекста . Прием, помогающий увидеть поведение, ситуацию, качество через придание нового смысла, например, где нежелаемое поведение, привычка приемлемы, а где нет. Изменив контекст, меняется подход к содержанию.
  2. Рефрейминг содержания . Утверждению или сообщению придается другой смысл за счет акцента внимания на другую часть содержания. Эффективность данного вида рефрейминга полностью зависит от понимания того, что конкретно содержит в себе заявленная проблема.

Рефрейминг в психологии

Поведенческая и позитивная психотерапия – рефрейминг используют для смены у человека восприятия и формирования у него новых точек зрения. Психолог предлагает взглянуть человеку на свою ситуацию, просит при этом представить что ситуация это картина, на которую можно взглянуть «обрамляя» ее в разные рамки. Психологический рефрейминг – терапевтические эффекты:

  • активизации личности клиента;
  • задействование творческой составляющей;
  • снижение эмоционального напряжения;
  • формирование альтернативной формы поведения взамен невротической.

Рефрейминг в менеджменте

Рефрейминг в современной организации – это сдвиг устоявшегося фрейма чем оно является и в перспективе как еще может развиться. Положительные эффекты использования рефрейминга в менеджменте:

  • помогает руководителям различных уровней интегрировать лучшие методы управления;
  • привлекать лучших специалистов;
  • мотивировать сотрудников на выполнение качественной работы;
  • раскрывает корпоративный потенциал;
  • формирует у сотрудников новое видение и желание меняться, чувство преданности организации.

Рефрейминг в продажах

Что такое рефрейминг в продажах знает каждый успешный продавец. Покупатель при этом видит свои выгоды, для продавца – это способ по-новому увидеть товар и мотивировать себя на новые достижения в продажах. Варианты рефрейминга:

  • акцент на выгоде («на товар нет скидки, но зато в нашем магазине самые низкие цены на этот продукт»);
  • альтернативные вопросы – продавец обращает внимание покупателя на достоинствах товара, услуги (зачем переплачивать за бренд, когда можно купить подобный продукт по приемлемой цене и больших функциональных возможностях).

Техника рефрейминга

Шестишаговый рефрейминг – техника считающаяся универсальной в НЛП, помогает работать с любой проблемой укладывая в шесть шагов. Практика простая и частом выполнении закрепляется на бессознательном уровне. Положительные эффекты от практики:

  • вырабатывает новое, более продуктивное поведение;
  • человек начинает видеть новые возможности там, где раньше не допускал их;
  • переоценка событий убирает тревожность, позволяет смотреть на жизнь с оптимизмом.

6 шаговый рефрейминг

Шестишаговый рефрейминг, выполнение техники:

  1. Формулировка и озвучивание проблемы, так как она видится. В качестве примера можно взять нежелательную привычку или поведение и обозначить это буквой, цифрой или цветом.
  2. Установление контакта с частью личности (бессознательным), ответственной за привычку. Можно спросить: «Я хочу пообщаться с той частью себя, которая ответственна за привычку». Важно определить сигнификаторы общения, что это будет, ответы «да» и «нет» или ощущения в теле.
  3. Определение позитивного намерения. Здесь вопрошается, позволит ли эта часть узнать чего она хочет достичь для себя позитивного через нежелательное поведение или . Если ответ «да», можно продолжить задавать вопросы: «Если бы у тебя были другие не менее эффективные способы реализовать намерение, захотела бы их попробовать? Если ответ «нет», важно спросить у себя: «Верю ли я, что мое подсознание имеет позитивное намерение, даже если не хочет сообщить мне это сейчас?»
  4. Обращение к творческой части. Кроме той части, что создала нежелательное поведение, есть творческая. Важно попросить первую, управляющую поведением сообщить позитивное намерение творческой. При ответе «да», человек обращается к творческой части с просьбой создать не менее 3 новых полезных форм поведения и сообщить об этом управляющей нежелательным поведением.
  5. Достижение договоренности. Спросить у своей части управляющей поведением, не хочет ли она воспользоваться одной из новых форм. Ответ «да» – бессознательное приняло альтернативу, если «нет», можно сказать этой части, что она может воспользоваться старым способом, но вначале пусть попробует новые.
  6. Проверка на экологичность. Спросить бессознательное, есть ли другие части, которые против или хотят присоединиться к новым формам поведения. Молчание – знак согласия.

Рефрейминг – упражнения

Приведенные ниже упражнения можно делать как в группе, так и самостоятельно. Рефрейминг – практические упражнения:

  1. «Другой эпитет». Упражнение в группе из 3 – 4 человек. На листе бумаги написано не менее 20 качеств (авантюрист, беспутный, высокомерный, жадина, изверг). Цель группы найти противоположный по смыслу рефрейминг к каждому качеству, например: обжора – гурман, любящий вкусно покушать, знающий толк в еде.
  2. «Я слишком….». Упражнение полезно для самостоятельного разбора. На листке бумаги надо выписать не менее 10 своих качеств, которые кажутся недостатками, например: «Я слишком… ленив / доверчив / чувствителен / раздражителен». Написать напротив каждого утверждения новое с положительным аспектом (поместить качества в другое обрамление). Проанализировать, что изменилось в восприятии.

Рефрейминг – примеры

Для каждого человека в разных ситуациях можно обнаружить свой рефрейминг, что работает для одних, других может не цеплять. Позитивный рефрейминг рассчитан на то, что человек, пребывавший до этого в унынии, чувства отсутствия перспектив меняет точку зрения и начинает понимать, что все, происходящее с ним имеет смысл. Примеры рефрейминга из практики НЛП-специалистов:

  1. Руководитель слишком требователен и придирчив, (негативный контекст). Положительный контекст: все понятно и четко, знаешь что делать, быстрее учишься и похвала всегда заслужена.
  2. Отсутствие карьерного роста (негативный контекст). Позитивный рефрейминг: меньше ответственности и отчетов перед руководством, нет зависимости от других, не надо разбирать конфликты, проблемы и засиживаться до позднего вечера.
  3. Очень шумные, неугомонные дети (негативный контекст). Рефрейминг ситуации в положительном аспекте: дети свободны от каких-либо комплексов, жизнерадостны и проявляют себя (родителям делается акцент – это их заслуга, что дети естественно и жизнерадостно ведут себя).

Рефрейминг – книги

Бендлер Ричард «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий» – эту книгу, написанную в соавторстве с Джоном Гриндером по праву можно считать учебником № 1 по рефреймингу. Литературы исчерпывающей данную тематику на сегодняшний день, не так много:

  1. «Reframing: NLP And The Transformation Of Meaning» Richard Bandler . Книга Р. Бендлера в оригинале, для тех, кто не любит читать в оригинале.
  2. «Как превратить кризис в выигрыш или провести рефрейминг ситуации» Вестник НЛП № 26. А.А. Плигин . Полезные техники по преодолению кризисных ситуаций.
  3. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство» Ли Д. Болмэн, Терренс Е. Дил . В книге даны инструменты, с помощью которых лидеры могут вывести свое предприятие на качественно новый уровень, преодолеть кризис.
  4. «НЛП-рефрейминг. Как изменить реальность в свою пользу» . Хрестоматия по рефреймингу, в которую вошли произведения знаменитых НЛП-практиков.

НЛП-практик:: Разговорный рефрейминг

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

А. П. Чехов.

Упражнение «Я слишком...»

Возьмите листик бумаги и напишите на нем любое утверждение типа «Я слишком... »:

Я слишком много времени трачу на компьютер.

Я слишком рассеянна!

Я слишком ленив.

Я слишком доверчива.

Желательно, чтобы оно соответствовало вашему представлению о себе.

После этого поменяйтесь листиком с другим членом группы. Ваша задача – собрать у членов группы как можно больше различных ответных фраз, начинающихся с «Зато ...».

Я слишком ленив.

Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

Я слишком доверчива.

Зато ты доверяешь людям.

Я слишком рассеяна.

Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.

Зато это уменьшает нагрузку.

Теперь заберите листики со своими утверждениями обратно и прочитайте, что там написано. Что изменилось в восприятии вашего поведения после этого?

После того, как я прочитал, что мне написали, все стало как-то более спокойно и приятно.

Я написала: «Я слишком послушна». А вот один из ответов, который мне понравился больше всего: «Зато будешь хорошей женой».

А я увидел мою проблему как бы с других сторон. И оттуда все видится не так уж проблематично.

А у меня еще круче. Раньше я от этого страдал, а теперь мне это даже нравится.

Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упрямая , – заявил он.

Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:

– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?

– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!

– И вы были настойчивы в достижении своей цели?

– О, да! Я трудился как вол.

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь, унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая ?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли...

Поведение девочки не изменилось, изменилась оценка её поведения отцом.

Для людей намного большее значение имеет оценка события, чем само событие. Смысл, а не факты. Но смысл штука субъективная. И на основе одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Факты тоже, как бы так сказать, понятие растяжимое. Способ, при помощи которого прямо во время общения можно поменять смысл события называется «разговорный рефрейминг »

Разговорный рефрейминг – способ изменить смысл ситуации.
С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. При этом понятие рамки (ftrame) в НЛП очень важно – это как раз способ воспринимать ситуацию. Так что рефрейминг – это как раз «смена точки зрения».
При этом рефрейминги бывают разные, кроме разговорного рефрейминга есть техники, использующие эту идею: «Шестишаговый рефрейминг», «Договор частей», «Интеграция конфликтующих частей».

Про одного и того же человека можно сказать, что он жадный, а можно сказать, что он домовитый. Делает то он всё то же самое, а вот смысл разный. Такой способ, когда мы просто говорим, что это поведение, событие или факт имеют другой значение, называется рефреймингом смысла .

Но, как я уже писал, факты тоже понятие растяжимое. В зависимости от того, какие факты мы рассматриваем – создаём контекст – смысл события тоже будет меняться.

Помните красивую фразу: «Вырвано из контекста».

Сравните:

Он жадный.

Он жадный до знаний.

Он настойчивый.

Он настойчивый только, если дело касается его личной выгоды.

Он злой.

Он злой к врагам.

Моя жена кричит.

Моя жена кричит от радости.

Здесь мы не меняем оценочное слово, но ищем контекст (обычно «уточняем» факты) в котором это поведение будет иметь другой смысл. Это называется рефрейминг контекста.

В упражнении «Зато...» вы как раз и придумывали различные рефрейминги контекста.

Вот полные версии пословиц и поговорок. Обратите внимание, как меняется смысл высказывания.

Бедность – не порок, а гораздо хуже .

В здоровом теле здоровый дух - редкая удача .

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет - тому оба .

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .

Один в поле не воин, а путник .

От работы кони дохнут, а люди – крепнут .

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .

Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

Рука руку моет, да обе свербят .

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .

Как сделать рефрейминг

Конструируем рефрейминг смысла

Для того, чтобы сделать разговорный рефрейминг в фразе, на которую мы реагируем, должно быть оценочное слово: жадный, плохо, ненависть, законно, популист .

Либо эта оценка достаточно явно следует из ситуации.

Когда мы придаём смысл чему-то, мы относим это «что-то» к какой-то категории: хорошо, важно, человек, растение и т.д. Естественно, есть критерии и определения, на основе которых это делается: «делает бесплатно что-то для других» - альтруист, «постоянно рассказывает о своих проблемах» - нытик. Но так как они сформулированы довольно общо, да и к тому же большинство людей вряд ли осознаёт эти определения, так что можно назвать это как-то по другому. Это и будет рефрейминг смысла :

берём оценочное слово или фразу - прикидываем определение - придумываем, как можно назвать по-другому.

Альтруиста мы можем назвать «человеком, который не думает о себе», сместив фокус внимания с других людей на него самого. Дипломат - «человек, который формулирует свои мысли так, чтобы не обидеть другого человека». Так что можно его назвать «лицемером» или «трусом».

Впрочем, можно использовать и другие значения этого слова - официальный представитель государства в другой стране и чемодан. Что тоже будет срабатывать, так как в сознании человека эти определения слова «дипломат» присутствую одновременно, а подходящее выбирается исходя из контекста.

Фанатик - «человек, безоговорочно следующий убеждениям ». Так что можно назвать его «целеустремлённым», «принципиальным» или «человеком, у которого есть более важные ценности , чем пожрать и выпить». Понятно, что это всё можно повернуть и в обратную сторону, и назвать «целеустремлённого» или «принципиального» «фанатиком».

При этом при рефрейминге смысла часто требуется «аргументация» отнесения к другой категории - как раз сообщение о критериях или правилах.
- Он же предатель!
- Человека, который думает своей головой и видит последствия, вряд ли можно назвать предателем.

Упражнение «Другой эпитет»

В группах по 3-4 человека. Сделайте к эпитету рефрейминг (смените оценку поведения). Для этого сначала дайте определение: гурман – «любитель вкусно поесть». А потом придумайте, как это поведение можно назвать по-другому, с противоположной оценкой: обжора; человек-желудок; для него самое важное в жизни – это жрачка.

Авантюрист

Альтруист

Бабник

Баловень

Беспутный

Бывалый

Выскочка

Высокий

Графоман

Гурман

Дилетант

Дипломат

Жадина

Живчик

Игрок

Изверг

Импровизатор

Исполин

Клоун

Красотка

Кудесник

Кумир

Личность

Мизантроп

Мямля

Напористый

Неженка

Необузданный

Неустрашимый

Новичок

Обольститель

Общительный

Однолюб

Озорник

Опытный

Оригинал

Отличник

Педант

Победитель

Позёр

Понимающий

Посредственный

Протеже

Реалист

Скептик

Стукач

Тормоз

Фанатик

Фантазер

Щеголь

Конструируем рефрейминг контекста

При рефрейминге контекста мы ищем где данное качество или навык будут полезными (вредными). Например, «любовь» - это когда что-то сильно нравиться. Но нравиться же может и что-то нехорошее - обжорство, воровство и т.д. «Преданность» - «верность по отношение к кому-то или чему-то», точно так же может быть и к чему-то не очень хорошему - устаревшим идеям, плохим людям.
Так что стратегия построения рефрейминга контекста :

определяемя оценочное слово или фразу - прикидываем определение - ищем, в какой ситуации это поведение будет иметь другое значение.

Ябеда - человек, который сообщает о чужих проступках, доносничает.

Это проявление социальной ответственности и определённого мужества - пойти против толпы.

Нерешительность - сомнение в выборе или не готовность выбирать.

Он совершенно нерешителен, когда можно сделать подлость.

Упражнение «Рефрейминг контекста»

В группах по 3-4 человека. Сделайте для оценочных слов из списка рефрейминг контекста - то есть вы должны найти такой контекст, где привычный «знак» слова (красиво это называется «коннотация») меняется на противоположный. Дружественный - дружественный к своим недостаткам, злой - злой к врагам.

Предварительно, как и в предыдущем упражнении, желательно сначала дать определение слову.

Разрыв шаблона

Но если мы сконструировали рефрейминг – это ещё не значит, что он сработает для данного человека. Для того, чтобы человек сменил оценку, нужно несколько условий. Во-первых, рефрейминг должен «попасть в карту» - зацепить за важные для человека ценности и понятия. И во-вторых, рефрейминг должен быть неожиданным.

Хороший разговорный рефрейминг всегда разрыв шаблона.

Человек на несколько секунд «подвисает» и понимает, что «так он об этом не думал».

Так что данный рефрейминг срабатывает для данного человека именно в этот момент, в этом контексте и после вот этой его фразы. Через минуту он может и не сработать.

Схема

Упражнения

Упражнение «Придумать рефрейминг»

В группах по три человека. Челны группы предлагают Водящему сложные ситуации - он должен максимально быстро придумать любой рефрейминг. Задача данного упражнения дать Водящему серьёзную нагрузку, но при этом не чрезмерную - если он не справляется, то уменьшайте скорость, помогайте ему найти варианты ответа, придумывайте менее сложные задания. И оставайтесь максимально дружественны друг к другу.

Тебя уволили с работы.

Наконец отдохну.

Ты неудачник.

Я бы назвал себя человеком, который не останавливается на достигнутом и постоянно ищет что-то новое.

У нас в городе плохие дороги.

Есть места, где дорог вообще нет.

Упражнение «Отпор»

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато ...” (рефрейминг контекста ). После “зато ” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг смысла ). Где-то по 4-5 предложений каждому.

Ты вспыльчивая .

Зато мужчинам нравятся страстные женщины .

У тебя косоглазие .

Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию .

Если вы нашли подходящие рефрейминги в трёх случаях – это уже хороший результат.

Упражнение «Три оценки»

Для ситуации – в жизни, фильме, новостях и т.п. – придумать точку зрения, с которой эта ситуация:

    будет положительна;

    будет отрицательна;

    будет нейтральна (не важно, не интересно, ни на что не влияет).

Сегодня пришёл на работу в 9:15

Положительно: начальник не заметил.

Отрицательно: я опоздал.

Нейтрально: важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня.

Рефрейминг становится очень популярной и результативной технологией по работе с восприятием. Особенно он пришёлся по душе всем приверженцам техник НЛП. Его можно применить в большом количестве направлений: управление и ведение бизнеса, личностный рост, самопознание и развитие, социальные и семейные аспекты, межличностное общение, терапия психологических проблем. Рефрейминг состоит из целого арсенала специальных техник, которые основаны на принципе преобразования психологических рамок. С помощью этих методов достигается мгновенный и эффективный результат в решении различных проблем.

Отцы рефрейминга - Ричадр Бендлер и Джон Гриндер. Перед тем как разработать новых подход в психологии, они продолжительное время следили за работой психотерапевтов, отмечая интересные тенденции.

Вы потратили на потенциального клиента уйму времени, денег и энергии, а в ответ услышали: «Мне нужно подумать». Что же делать? Возможно, начать нужно с того, чего делать не стоит.

Мы отобрали 8 способов справиться с возражением и увеличить продажи компании. Также Вы найдете чек-лист проверки действий.

Итогом их деятельности стало появление новой психологической технологии, которая давала возможность переосмыслить сложные ситуации и собственное поведение для того, чтобы менять их восприятие с негативного на позитивное.

Суть рефрейминга заключается в том, чтобы выбросить из беспокоящей ситуации всё то, что не имеет существенного значения. Таким образом, удаётся сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на посторонние мысли, обычно мешающие эффективной деятельности. Всё, что является малозначимым, либо отбрасывается вовсе, либо учитывается, но с минимальным вниманием.

Благодаря данному подходу удаётся даже самую негативную ситуацию подать либо в позитивном ключе, либо хотя бы воспринять, как нейтральную. Например, вместо того, чтобы охарактеризовать человека, как скупого и жадного, можно сосредоточиться на том, что он бережлив и прагматичен. Суть ситуации при этом не изменится, но восприятие будет иметь уже совершенно иной, более приятный тон.

В связи с этим фундаментальное значение для рефрейминга имеют слова, поскольку они играют важную роль в интерпретации человеком окружающего мира.

Рамка - одно из основных понятий в данной технологии. Правильно отразить смысл этого термина может словосочетание «угол зрения». Данное средство - едва ли не главное орудие рефрейминга. Меняя свой угол зрения на ситуацию, сосредотачивая рамку на отдельных элементах общей картины, можно совершенно иначе преподнести любую ситуацию.

Не следует путать этот подход с самообманом или игнорированием фактов. Речь скорее о том, что позитивным сторонам любой ситуации отдаётся приоритетное знание.

Рамки широко применяются в сфере бизнеса, маркетинга и рекламы. Это позволяет сосредоточить внимание партнёров, клиентов и потребителей на сильных сторонах поступающего к ним предложения. Если правильно преподнести какой-либо товар или услугу, он будет более востребован - тут и приходят на помощь средства рефрейминга.

  • Как выступать, чтобы люди запомнили вас и вашу компанию

Каким может быть рефрейминг организации: основные виды и их значение

Инструментарий рефрейминга богат. Среди наиболее популярных его средств можно выделить пять.

Рефрейминг по контексту

Суть метода заключается в том, что один и тот же предмет можно воспринять по-разному, в зависимости от того, что его окружает.

Примеров этой особенности человеческого мозга множество.

Двум группам людей демонстрируют одну и ту же геометрическую фигуру, например, круг. Первой - рядом с большим красным квадратом. Второй - рядом с маленьким синим квадратом. Соответственно, люди по-разному оценивают увиденное: одним круг кажется больше, чем другим.

Ярко-красный цвет будет выглядеть ещё ярче, если окажется на фоне тускло-синего, но покажется намного бледнее, если его поместить на оранжевый фон.

Это не означает, что всё исчерпывается только визуальной стороной. Напротив, данный подход можно реализовать при любых обстоятельствах. На фоне минусов любой плюс станет ярче. Правильный контраст в подаче информации сыграет на руку хорошему психологу.

Рефрейминг по контексту может быть использован при:

  • сравнении с конкурентами, чьи цены намного выше, что даст выгодный контраст;
  • сравнении по каким-либо характеристикам с конкурентами;
  • намеренном взвинчивании цен и установки более жёстких условий, чтобы потом «пойти на встречу потребителю»;
  • сосредоточении внимания на каких-либо незначительных характеристиках, чтобы затем в качестве яркого контраста рассказать о намного более интересном, выгодном и запоминающемся качестве товара, услуги или предложения, чтобы усилить впечатление от него;
  • демонстрировать товар в окружении аналогов, которые значительно отстают по качеству и в действительности не могут конкурировать с ним.

Показ другой стороны

Способ заключается в том, чтобы сыграть на людских стереотипах. Неоспоримый факт - то, что большинство людей мыслят похоже. Быстро отвечая на ряд простых вопросов: известный поэт, животное на «н», страна на «д», фрукт, часть лица, практически каждый скажет: «Пушкин, носорог, Дания, яблоко, нос».

На этой особенности людей и основывается данный принцип, он использует следующие стереотипы.

  1. Высокая цена говорит о качестве товара и его престижности.
  2. Отсутствие скидок говорит о том, что цены низки и без того.

Рефрейминг с помощью « зато»

Этот приём рефрейминга основывается на том, чтобы, не отрицая какой-то недостаток товара или услуги, психологические связать его с достоинством. В действительности этой связи может и не быть, но правильная формулировка способна скрыть это. Также иногда недостаток получается и вовсе выдать за достоинство.

  1. Да, этот мобильный телефон действительно большой, зато у него огромный экран.
  2. У данного устройства нет в комплекте аксессуаров, которые обычно вкладываются в упаковку, зато это позволяет приобрести только те, которые действительно потребуются потребителю.
  3. Эта модель телевизора мала, зато это позволяет экономить место в помещении.
  4. Да, этот продукт не рекламируется, зато он ниже в цене.
  5. Данная техника очень сложна в освоении, зато в ней множество функций.

Рефрейминг с помощью коннотаций

У множества слов есть синонимы, которые меняют их эмоциональную окраску. Это не только эвфемизмы, но и в принципе одинаковые слова, например, «шпион» и «разведчик», «модник» и «щёголь», «приятель» и «кореш».

Правильно используя это на практике, можно по-разному преподнести абсолютно идентичные выражения, вызвав вместо негативной реакции положительную.

Использование альтернативного вопроса

Противопоставление выражений, которые на самом деле могут быть даже не связанны друг с другом - ещё один приём, популярный в НЛП. Его суть заключается в том, чтобы ограничить для человека возможность выбора, искусственно сделав одно решение более приоритетным.

Следует понимать, что далеко не любая формулировка может действительно работать, поскольку каждый человек обладает критическим мышлением. Тем не менее, если правильно противопоставить две перспективы, можно склонить человека к тому или иному решению.

Примеры альтернативных вопросов:

  • Вы хотите приобрести раскрученный товар, переплачивая за рекламу, или купить аналогичный за реальную цену у нас?
  • Вы желаете сэкономить, купив дешёвый и некачественный товар, или сразу приобрести у нас качественный?
  • Вы действительно решите взять то, что модно сегодня, либо предпочтёте то, что надёжно прослужит долгие годы?
  • Вы полагаете правильным учитывать только низкий уровень цен, забывая об удовлетворённости покупателей?

Говорит Генеральный Директор

Евгений Рогожин, Генеральный Директор и владелец компании «ДезФарм», Дубна (Московская область)

Рефрейминг (от англ. reframe – вставить в новую рамку, по-новому сформулировать) – переосмысление, перестройка механизмов восприятия. Вот как этот прием используют в психотерапии.

Представьте, что к психологу приходит пациент и жалуется на жену: «Она у меня такая дотошная: выбирает по 30–40 минут яблоки в магазине, по 3–4 часа – шляпку и туфли, а если дело коснется покупки мебели или посудомоечной машины, будет объезжать все точки продаж, тратя 2–3 дня. Мы живем в деревне, далеко от магазинов, права только у меня, приходится с ней ездить повсюду. Это сводит меня с ума, доктор». Психолог отвечает: «А Вы подумайте вот о чем. Со всей своей скрупулезностью, дотошностью в спутники жизни она выбрала именно Вас». И человек уходит счастливый.

Техника рефрейминга применима и к продажам.

Как использовать методы рефрейминга в деятельности своей компании

Рефрейминг - это эффективное средство, которое можно с успехом применять в деловой сфере. Рассмотрим его наиболее перспективные возможности.

Рефрейминг на собеседованиях

Практически каждый человек, не имевший опыта работы, чувствует себя неловко на собеседованиях, поскольку не имеет преимуществ перед другими кандидатами. Но не следует вдаваться в панику! Преимущества есть. Надо лишь верно расставить акценты. Не стоит считать, будто опыт - это единственное, что необходимо работодателю. Можно заострить внимание на своих способностях, потенциале, инициативности и т.д.

Рефрейминг в продажах

Продажи - одна из самых продуктивных сфер, из тех, в которых можно применить рефрейминг. Практические все его техники блестяще работают в данной области.

Если товар слишком дорог, всегда можно выдать это за плюс, акцентировав внимание на качестве. О минусах можно промолчать, либо уделить им совсем немного внимания, а гораздо больше времени отвести на перечисление плюсов. Акценты, смещение точек зрения, правильное использование синонимов - всё это мощные средства влияния на потенциальных покупателей.

Данная сфера настолько гибка и перспективна, что здесь специалиста ограничивают не столько техники рефрейминга, сколько своя фантазия. Комбинируя подходы, оперативно реагируя на события, отслеживая реакцию собеседника, можно добиться невероятных успехов в продажах.

Реклама всегда старается идти в ногу со временем использовать самые прогрессивные техники, чтобы производить нужное впечатление на потребителя. Рефрейминг не стал исключением. Он широко применяется в рекламе. Например, ресторан, который имеет неудачное расположение в далёком от центра районе, может позиционировать себя, как «спокойное место для отдыха».

  • Развитие эмоционального интеллекта через 5 ключевых умений

6 техник рефрейминга для решения часто встречающихся проблем

№1. Анализ силового поля

Проведение данного анализа в рефрейминге позволяет успешно разрешить любую ситуацию, или же избежать ошибок при следующих подобных случаях. Это даёт возможность сделать сортировку сил: отделить негативные силы от позитивных. Например, если перед важной встречей применить рефрейминг, проанализировав силовое поле, вероятность на успех повысится.

Используя 2 рамки в рефрейминге, - позитивную и негативную - можно составить список позитивных сил, в результате которых встреча пройдет результативно, а также глубоко проанализировать негативные силы, чтобы постараться их не допустить.

В данном методе рефрейминга нужно соблюдать максимальную точность в формулировках. Например: «сделка не удалась, потому что нам не хватило 100 тысяч рублей, чтобы подписать первый контракт в тот же день». А расплывчатых выражений, к примеру: «Сделка не удалась, потому что поставщики были слишком упрямы и не хотели пойти на компромисс», следует избегать.

Одна позитивная сила может быть настолько значительной, что перевесит несколько негативных. Чем взвешеннее будут силы, тем эффективнее работа данного метода. Самым значительным силам нужно уделить особое внимание, и если они негативны, то их следует либо исключить, либо найти противоположность.

№2. Техники выявления проблем

Существует огромное количество таких техник рефрейминга. Среди них можно выделить объективные , такие как метод мозгового штурма, сбор статистических данных, специальные исследовательские методы, данные по уровню и скорости исполнения, результативность по временному отрезку, выявление «болезненных симптомов» и т. д.

С повышенным вниманием следует относиться к субъективным техникам выявления проблем с помощью рефрейминга, основанным на чувствах, ощущениях, индивидуальном подходе, личностном поведении, каскадом реакций, интуитивностью. Именно они составляют невидимую, но очень значимую ткань любой проблемы.

Если применять творческий подход в данных техниках рефрейминга, то он всегда будет результативнее любой аналитики.

Исходя из конкретной ситуации, нам нужно составить список «симптомов», с которым впоследствии будет проводиться работа по методам рефрейминга.

Например, если произошел «словесный взрыв» между начальником и его сотрудником, то можно составить такой список:

  • начальник был в плохом настроении;
  • сотрудник не выполнил работу в срок и забыл предупредить начальника;
  • у сотрудника нет мотивации к работе;
  • начальник задерживает зарплату и не поощряет премией;
  • сотрудник не находит поддержки в коллективе.

Этот список очень важен для того, чтобы выявить основную суть проблемы при использовании техник рефрейминга.

Существуют так называемые пограничные ситуации , которые ещё не являются проблемой. Они содержат одинаковое число хороших и плохих «симптомов». В таком случае очень важно применить рассмотренные техники рефрейминга, чтобы соблюсти баланс и не допустить перевес негативных «симптомов». При такой ранней «профилактике» можно извлечь огромную пользу из ситуации и преобразовать её в новую рамку с позитивным списком.

За каждым выявленным симптомом скрывается не одна проблема. Задача рефрейминга - вычислить их и срочно приступить к поиску решения.

Для поиска проблем существуют различные методы. Можно воспользоваться не только смысловым анализом симптомов, но и статистическими справочниками, опросниками, различными эталонными критериями. После этого к проблемам можно применять определённую технику рефрейминга, а лучше всего сочетание различных техник.

№3. Анализ ключевых слов

Люди часто выражают одинаковое действие разными словами. Способ анализа ключевых слов в рефрейминге подразумевает поиск большого количества сходных по смыслу выражений, из которых выбирается всего лишь одно, доступное для понимания всех и каждого. Далее используется только это слово или выражение, и проблема решается намного проще.

Такая техника рефрейминга позволяет найти различные точки зрения, которые нуждаются в дополнительном смысловом раскрытии. Скрытые сравнения или наречия, например, «быстрее» или «медленнее», «хуже» или лучше», не пройдут через «фильтр» мета-модели.

Мета-модель - отличное дополнение к технике анализа ключевых слов в рефрейминге, которое помогает обнаружить неправильные речевые схемы за счёт восстановления связи языковой конструкции и опыта, который она представляет.

№4. Анализ причин возникновения проблемы

С помощью этого действия рефрейминга в некоторых случаях можно сразу разрешить негативную ситуацию, поскольку правильно определённая причина возникновения проблемы и последующий анализ являются ключевыми моментами в процессе её искоренения. Иногда причины возникновения называют «фактором ограничения».

Примером рефрейминга при данном анализе может быть следующая ситуация. Существует проблема - отсутствие мотивации сотрудников. «Симптомом» может быть лень и невнимательность персонала. Проведя анализ причин, с помощью рефрейминга можно выделить следующие критерии: отсутствие бонусов и поощрений при достижении плановых показателей, некомфортные условия труда, отсутствие индексации заработной платы в течение последних двух лет, начальник-самодур, «нездоровый климат» в коллективе и т.п.

А «фактором ограничения» может являться страх увольнения, который был вызван всего лишь слухами, не имеющими под собой реальных оснований.

После проведенного анализа в данной технике рефрейминга можно найти быстрое решение данной проблемы, а если ситуация не изменилась, то скорее всего, неправильно выбран главный ограничитель.

Сначала надо опровергнуть слухи об увольнении, предоставив соответствующие факты. Если же проблема заключается в материальном вопросе, то необходимо продумать систему бонусов и поощрений, которая будет взаимовыгодна и фирме, и сотрудникам.

Фактически, чем глубже получится разобрать конкретную проблему, тем успешнее и эффективнее можно её разрешить с помощью рефрейминга.

Иногда полезно вспомнить прошлый опыт решения подобных проблем. Возможно, что именно он сыграл свою роль в повторении ситуации. Если на одном из совещаний было упомянуто о бескомпромиссном увольнении при плохой работе, с целью припугнуть сотрудников, то это могло повлиять на их работу и вызвать плохие слухи. К примеру: «В этой компании сразу же увольняют при допуске малейшей ошибки». Этот слух не позволит новым сотрудникам проявить свою мотивацию и работать на результат.

№5. Хронологический анализ в рефрейминге

Если анализировать причину только на настоящем временном отрезке, то это может привести к отрицательному результату в рефрейминге. Одно неверное решение - и она вернётся. Можно сравнить причины проблем с цепной реакцией: из одного вытекает другое. Суть подходящей техники рефрейминга, хронологического анализа, - выявить чёткую закономерность развития ситуация с самого её начала до настоящего времени.

№6. Анализ с помощью вопроса «почему?»

Поскольку средств выявления проблем великое множество, к примеру, методы нейролингвистического программирования (НЛП), то можно запутаться и «застрять» в проблеме ещё больше, чем в самом начале. На помощь приходит констатация негативного факта, после которого напрашивается ответ на вопрос «почему так произошло?»

Данная техника рефрейминга дублирует метод хронологического анализа, но добавляет в себя некоторые нюансы. Она заключается в самом признании негатива и последующем повторении смысловой конструкции «...что вызвано следующими причинами». Примеры: «работа не была выполнена в срок, что вызвано следующими причинами», «от клиентов поступило много жалоб, что вызвано следующими причинами», «Иван систематически опаздывает на совещания, что вызвано следующими причинами», и т. д. Внедрение этого простого метода позволяет постепенно раскрыть основную суть проблемы.

Таким образом, применяя все описанные техники рефрейминга, можно эффективно решать всесторонние проблемы управления на предприятии.

  • Как добиться согласия клиента купить товар, используя рефрейминг

Рассказывает практик

Нина Новичкова, директор по продажам компании Adecco Group Russia

Отрицательные эмоции из-за провала первых крупных сделок особенно присущи новичкам. Их поведение начинает меняться не в лучшую сторону. Волнения и переживания приводят к неадекватному поведению с клиентом, что ещё больше усугубляет настороженность заказчика и может его отпугнуть раз и навсегда.

Таких ситуаций легко можно избежать. Научите менеджеров приёмам рефрейминга. Тогда они смогут управлять своей внутренней настройкой. Покажите им примеры рефрейминга, из которых будет наглядно видно отношение людей к одному и тому же событию. Смоделируйте для этого реальные ситуации и проиграйте их.

Упражнения на рефрейминг от практиков

Создание рефрейминга смысла

Суть упражнения состоит в том, чтобы, выбрав какие-либо слова, дать им новое определение. Оно не должно противоречить изначальному значению, но при этом стоит преподнести его в совершенно новом ракурсе. Показать это проще на примерах.

  1. Эгоист - человек, который ценит и уважает себя, не позволяя другим пренебрегать его интересами и злоупотреблять дружелюбием. Смысл этого выражения не противоречит изначальному, но при этом смещает акценты, делая такую характеристику скорее положительной, нежели отрицательной.
  2. Фанатик - человек, твёрдо следующий какой-либо идеологии. В данном случае тон стал нейтральным, исключив все негативные черты, но определение не противоречит словарному.
  3. Храбрец - человек, способный пойти на неоправданный риск. Здесь положительное слово преподнесено как отрицательное. Цель упражнения - научиться формулировать определения таким образом, чтобы менять тон самых категоричных слов.

Упражнение «Синоним»

Для этого необходимо взять какое-либо слово и попытаться подобрать к нему синоним, таким образом, чтобы наделить негативной характеристикой. Например: «эстет» - «сноб». Затем, то же самое слово следует заменить на сходный по смыслу позитивный синоним. Меняя таким образом значения, необходимо перебирать слова. Потом можно расширить до словосочетаний и менять уже не само слово, а его эпитет: «дикий цвет», «яркий цвет», «ядовитый цвет», «броский цвет» - это позволяет научиться наделять выражения новым воздействием, сохраняя их смысл.

Создание рефрейминга контекста

Суть здесь заключается в том, чтобы к любому слову, имеющему определённый тон, добавить контекст, в котором данный тон кардинально бы изменится. Например, любовь приобретёт другой оттенок, если это любовь к убийствам. Неприятие будет нести положительный характер, если это неприятие насилия и т.д.

Упражнение «Рефрейминг контекста»

Для осуществления этого упражнения следует для начала подобрать список слов, которые будут использоваться. Например: важный, властный, приятный, добрый, скромный, глупый, нежный, чужой, злой, дружелюбный и т.д.

Теперь необходимо подобрать к каждому из них контекст, который сменит знак слова на полярный. Чем более неожиданным образом это прозвучит, тем лучше.

Как проводить эффективный рефрейминг

Согласитесь с собеседником

Никогда не следует прямо пренебрегать тем, что говорит собеседник. Противопоставление своих аргументов сказанному им, отрицание, спор - бесперспективные способы диалога. Гораздо лучше и эффективнее соглашаться, сказать, что его позиция понятна, но есть один маленький вопрос, который нужно в связи с этим уточнить. Тактичное построение фраз, намерение дать понять собеседнику, что его точка зрения важна, и что её учитывают, - это правильные стратегии в общении, особенно, если речь идёт о деловой сфере.

Согласившись в чём-то одном, например, в том, что финансовое положение действительно сейчас нестабильно, можно расположить к себе собеседника и предложить вместе подумать над тем, как можно решить сложившуюся ситуацию с максимальной выгодой для всех сторон.

Добейтесь ответного согласия в мелочах

Всегда сложно убедить человека в чём-то таком, с чем он соглашаться не спешит. Психологи давно уяснили для себя эту вещь, а потому рекомендуют никогда не спешить с вопросами, ответ на которые очень важен. Лучше подходить к значимым вещам поступательно. Существует правило трёх «да», которое заключается в том, что если человек трижды согласиться с какими-то утверждениями, то дальше он будет сохранять ту же тенденцию в рамках диалога.

Безусловно, речь не идёт о каких-то через чур сумасбродных предложениях - здесь каждый человек сохранит способность критически мыслить. Однако склонить чашу весов в свою сторону в тех вопросах, в отношении которых собеседник ещё сомневается, определённо получится.

Поэтому, прежде чем переходить к какому-то важному «да», лучше задать несколько вопросов, ответы на которые будут однозначно положительными. Только не стоит выбирать уж слишком очевидные, иначе собеседник подумает, что над ним издеваются.

Всегда следует чётко объяснять свою позицию и уметь правильно среагировать на возражения. Для этого существует ряд рекомендаций.

  1. Пусть собеседник выскажется: так он будет внимательнее слушать.
  2. Следует избегать споров, беседа должна оставаться непринуждённой.
  3. Стоимость лучше обсуждать в последнюю очередь, после того, как обо всём уже договорились.
  4. В возражениях собеседника всегда должно иметься рациональное зерно. Следует выделить его и согласиться с данными утверждениями.
  5. Никогда не следует прямо заявлять собеседнику, что он не прав.
  6. Если возражения можно спрогнозировать, то следует приготовить ответы на них.
  7. Если аргументы собеседника сложно оспорить, лучше переключить его внимание на что-то другое.
  8. Никогда не стоит пугаться возражений. Если диалог продолжается, значит, все его участники заинтересованы в этом.

Пример подобной беседы с применением этих рекомендаций:

Извините, ваше предложение не может нас сейчас заинтересовать, поскольку у компании имеются некоторые проблемы.

Я понимаю, все мы сталкиваемся с определёнными трудностями. У нас тоже не всё сейчас гладко. Но позвольте уточнить, те наши предложения, которые мы уже обсудили, они действительно представляют интерес для вашей компании?

Да, разумеется.

Значит, если бы не текущие сложности, мы бы могли рассчитывать на сотрудничество?

Думаю, да.

В таком случае, вы не будете против обсудить кое-что ещё раз, быть может, мы найдём компромиссное решение?

  • 10 книг по менеджменту, которые нужно прочесть обязательно

5 книг о методах рефреймига, которые стоит прочесть

Р. Бэндлер, Д. Гриндер «Из лягушек - в принцы»

Эта книга - запись лекций о нейролингвистическом программировании. В бумажной версии она значительно доработана и расширена, для того, чтобы адаптировать информацию, сделав её более удобной для читателя. Это вводный материал, позволяющий получить общее представление об НЛП, его механизмах и способах применения. Благодаря данной книге можно понять, почему и как это работает. Является отличным учебным пособием для студентов и просто людей, желающих расширить свой кругозор.

Ричард Бэндлер «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий»

Из данной книги читатель узнает, что такое рефрейминг, зачем его применять, как и когда. Ричард Бэндлер подробно излагает материал, затрагивая необходимые теоретические вопросы, чтобы максимально ясно донести основные особенности и принципы данной технологии. Книга научит правильно реагировать на различные жизненные ситуации, обращать их для своей пользы, эффективно взаимодействовать с людьми. Обширный практический раздел даст богатый инструментарий для применения рефрейминга в повседневной жизни.

Грегори Бейтсон «Ангелы страшатся»

Грегори Бейтсон написал очень глубокую и интересную книгу, которая изучает тему саморазвития человека. В этом труде исследуется вопрос о становлении и структурировании людского мировоззрения, проводится анализ пути формирования различных концепций. Через призму истории рассматривается сознание отдельно взятого индивидуума. Книга рассчитана на вдумчивого читателя, интересующегося философией и психологией.

Сид Джекобсон «Состояние решённых проблем»

Книга, дающее общее представление об нейролингвистическом программировании. Сид Джекобсон знакомит читателя с историей данной области психологии, описывает популярные в ней модели, приводит общие законы НЛП. При этом он не даёт чётких указаний о том, как использовать те или иные техники. Автор предоставляет метод, а читатель уже вправе решить сам, в какой области его лучше применить.

Стив Андреас «Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга»

Эта книга - обширное исследование, которое Стив Андреас провел в области НЛП. Он взял на себя титаническую задачу - обобщить те знания, которые существует в данной сфере не сегодняшний день. В итоге получился колоссальный труд, который позволяет по-новому взглянуть на НЛП. Это действительно глобальный взгляд на всю сферу нейролингвистического программирования, который требует читательского внимания.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Теперь я прошу вас провести упражнение по рефрей-мингу смысла и контекста продолжительностью в двадцать минут. Соберитесь в группы по три человека. Один из группы будет клиентом, другой будет будет программировать, а третий — наблюдать. Периодически меняйтесь ролями.

Дело клиента — придумать некоторую жалобу. Вы можете сыграть роль одного дз ваших клиентов и предложить какую-нибудь и в самом деле серьезную жалобу, какие вы часто слышите на практике от наших клиентов. Или сделайте вид, что играете роль клиента, но предложите жалобу, связанную с вашим личным развитием. Форма вашей жалобы подскажет вашему партнеру, какой вид рефрейминга лучше подходит.

1. Предложите вашу жалобу в форме комплексной эквивалентности, связывающей реакцию с некоторым классом событий: “Когда происходит X, я испытываю Y.”

2. Предложите жалобу в форме сравнительного общения с удаленным контекстом, относящимся к вам или к кому-нибудь другому: “Я слишком 3” или “Он слишком О”.

Дело программиста — найти для предложенной проблемы способ рефрейминга, а затем рефреймировать ее таким образом чтобы произвести воздействие. Поскольку это тренировочный семинар, не заставляйте себя реагировать немедленно. Сейчас я дам вам стратегию выполнения рефрейминга.

Сначала определите форму жалобы, предложенной клиентом, — тем самым вы узнаете, какой вид рефрейминга вы будете применять. В случае комплексной эквивалентности рефреймируйте смысл, а в случае сравнительного общения вы рефреймируете контекст. На следующем шаге вы создаете внутреннее представление предложенной вам жалобы: зрительный образ ее, или кинестетическое описание, или слуховое.

В случае рефрейминга контекста спросите себя: “В каком контексте это поведение, на которое человек жалуется, могло бы оказаться ценным?” Представьте себе различные контексты, пока не найдете такой, где оценка поведения меняется.

В случае рефрейминга смысла спросите себя:“Есть ли какая-нибудь более широкая рамка, где это поведение имело бы позитивную ценность?” Какие другие аспекты той же ситуации, но не замечаемые этим человеком, могли бы придать такому поведению другую смысловую рамку, или проще: “Что еще могло бы означать, это поведение?” “Как еще мог бы я описать ту же ситуацию?” Когда вы уже нашли новую рамку для поведения, подумайте немного об альтернативных способах рефрейминга, а затем выберите способ, который должен вызвать, как вы полагаете, наибольшую реакцию.

При выполнении рефрейминга чрезвычайно важны подстройка и ведение! Если это вызывает у вас трудности, отведите в сторону наблюдателя и посоветуйтесь с ним. Обдумав способ рефрейминга, попросите клиента по-вторить его жалобу, а затем выполните рефреймирование.

По мере того, как он воспринимает сказанное вами, тщательно следите за его несловесными изменениями. По мере того, как клиент переходит от жалоб на некоторое поведение к какому-то хотя бы частичному пониманию, какую ценность это поведение имело бы для него в другой рамке, наблюдатель и программист должны составлять себе основанное на сенсорных ощущениях описание происходящих у него несловесных изменений. Есть ли у вас вопросы?”

Женщина: Зачем нужно делать паузу перед началом рефрейминга?

Вы должны воспользоваться этим временем, чтобы выбрать один из предложенных мной специальных стратегий словесного рефрейминга содержания.

Если вы уже имеете опыт такого рефрейминга и сразу же получаете информацию, очень хорошо. Приступайте к работе. Но если вы колеблетесь, сделайте перерыв. Погрузитесь во внутреннее переживание и используйте все системы представления, чтобы решить, как вы будете словесно рефреймировать, пользуясь зрительным, слуховым или кинестатическим способом. Если у вас уже есть опыт рефрейминга, вы можете использовать этот небольшой перерыв, чтобы осознать, каков ваш типичный способ словесного рефрейминга содержания, а затем применить другой способ, чтобы увеличить вашу гибкость. Если вы обычно применяете зрительный способ для ведения и для поиска альтернативных контекстов, попробуйте проделать это кинестатическим или слуховым способом.