Роль дистанционного образования в современном образовательном процессе. Роль дистанционного обучения в образовательном процессе. Сущность и особенности дистанционного обучения

  • Системы дистанционного обучения, их классификация
  • Жизненный цикл (жц) информационной системы. Основные процессы жизненного цикла. Вспомогательные процессы. Организационные процессы. Технологии проектирования информационных систем.
  • Техническое задание на проектирование информационной системы. Основные разделы технического задания. Стандарты, описывающие техническое задание. Анализ и разработка требований.
  • Методы аутентификации пользователей информационных систем.
  • Сеть Фейстеля: принцип работы и использование в алгоритмах блочного шифрования
  • Анализ основных технологий разработки электронных технических документов
  • Типовые структуры электронных технических документов
  • Технологии проектирования и реализации мультимедийного продукта.
  • 26. Классификации систем компьютерной графики. Кодирование векторной и растровой графической информации. Растровая графика – объекты изображения. Векторная графика – объекты изображения.
  • 27. Цветовые модели rgb, cmYk, hsv (hsb), hsl, lab. Представление цветов, кодирование, назначение.
  • 28. Структурированная кабельная система: топологии, подсистемы, категории пассивного оборудования.
  • 29. Порядок проектирования структурированной кабельной системы.
  • 30. Глобальная сеть Интернет. Сетевые протоколы. Модель osi. Система доменных имен, трансляция доменного имени в ip-адрес. Маршрутизация пакетов в сети Интернет.
  • 31. Логическое программирование на языке Пролог. Представление знаний о предметной области в виде фактов и правил базы знаний Пролога. Организация повторений.
  • 1.1. Метод отката после неудачи.
  • 33. Ядро операционной системы. Классификация ядер операционных систем. Достоинства и недостатки различных архитектур ядер операционных систем.
  • 34. Файловая система как компонент операционной системы: определение, основные функции и возможности. Примеры реализации файловых систем.
  • 35. Информация и энтропия. Измерение количества информации. Свойства информации. Формулы Хартли и Шеннона.
  • 37. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки передачи. Построение систематического кода. Код Хемминга.
  • 38. Понятие переменной в языках программирования. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных в приложении. Организация ветвления и циклов в языках программирования.
  • 39. Массив как способ организации данных. Реализация массивов в различных языках программирования. Одномерные и многомерные массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов.
  • 40. Подпрограммы (методы) в языках программирования. Формальные и фактические параметры. Глобальные и локальные переменные. Рекурсивное выполнение подпрограммы.
    1. Сущность и особенности дистанционного обучения

    Дистанционное обучение - это способ получения знаний, формирования навыков и умений, основанный на интерактивном взаимодействии обучаемого с компьютером. При этом администрирование процесса обучения максимально автоматизировано, взаимодействие обучаемых и тьюторов (наставников или преподавателей) осуществляется в основном при помощи различных каналов коммуникации, но без личного общения.

    Для человека самостоятельно выбирающего дистанционную форму обучения решающим факторами являются свобода выбора времени и места обучения, выбора предмета, специальности и обучающей организации.

    Таким образом, с этой точки зрения сущность дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:

    Возможность учиться в выбранной учебной организации не зависимо от ее местоположения и местонахождения обучаемого;

    Получение информации в необходимом в данный конкретный момент количестве в удобное время в любой точке земного шара;

    Возможность многократного возвращения к учебному материалу практически без ограничений.

    Несколько иная точка зрения у человека, которому дистанционное обучение навязано. Возможно, в данную категорию попадают люди, которые по корпоративным требованиям должны постоянно или периодически проходить различные тренинги, выполнять кейсы или которые пытаются повысить свой уровень знаний, но кроме дистанционной формы обучения, других возможностей получить знания – нет.

    Если дистанционная форма обучения является вынужденной, то с точки зрения обучаемого процесс можно описать таким образом:

    Есть необходимость в повышении уровня знаний, получении некоторых навыков и/или умений, но сам факт того, что нет явного контроля или постоянного надзора за процессом, то это может явиться камнем преткновения в эффективности такого обучения;

    Ну и самый важный фактор – это самоорганизация. Если ее нет, то обучаемому сложно будет пройти программу обучения до конца. Здесь, правда, надо не забывать влияние корпоративной культуры или управляющей системы компании, которая обеспечивает обучение.

    Взгляд работодателей на дистанционное обучение достаточно типичен. В основном он затрагивает следующие аспекты:

    Сокращение затрат на подготовку персонала (хотя создание и наполнение системы дистанционного обучения требует существенных затрат);

    Распространение стандартизованных знаний среди значительного количества сотрудников;

    Создание и накопление высококачественных знаний. Если работодатель уделяет должное внимание созданию учебного контента, то его качество будет на самом высоком уровне.

    Основные особенности дистанционного образования это то, что источники знаний это информационные ресурсы, существующие в телекоммуникационной среде, например автоматизированные информационные системы, базы данных, компьютерные программы и другие.

    Характерные особенности дистанционного образования, которые отличают его от традиционной системы обучения, представлены ниже:

    Гибкость обучения – это удобно для студентов, которые уже работают, т.е. каждый обучающийся может учиться столько сколько ему необходимо, чтобы освоить курс дисциплин по выбранной специальности;

    Модульность, т.е. в основе дистанционного обучения лежит модульный принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками (модулями);

    Экономическая эффективность, т.е. получение дистанционного образования, выходит намного дешевле, чем получение образования при традиционной системе обучения;

    Новая роль преподавателя, он координирует процесс обучения, а также преподаваемый курс, проводит консультирование студентов, т.е. на него возлагается роль тьютора;

    Специальные формы контроля, которые включают в себя дистанционные экзамены, тестирование и другие;

    Использование специализированных компьютерных технологий.

    Главной особенностью дистанционного обучения является то, что в его основе лежит самостоятельное обучение. Студенты должны уметь самостоятельно работать с предоставляемой им информацией, при чем в удобное для них время.

    Особенности дистанционного образования прослеживаются и в организации процесса обучения. При получении образования по этой форме и преподаватели, и студенты должны владеть интернет технологиями. Нет необходимости студентам выезжать по месту учебы, они могут обучаться, находясь в любом городе, регионе, и даже стране.

    Абрамовский Антон Львович

    ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета [email protected]

    РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Abramovsky Anton Lvovich

    Assistant of the Marketing and of Municipal Administration Department, Tyumen State Oil and Gas University [email protected]

    ROLE OF DISTANCE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

    Аннотация:

    В статье анализируется роль дистанционного высшего образования в Российской Федерации в связи с усилением глобализационных процессов. Автором формулируются выводы о возрастающем значении дистанционного обучения для российской высшей школы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

    Ключевые слова:

    глобализация в образовании, дистанционное высшее образование, сущность глобализации, обучение, образование, инновации в образовании.

    The article analyzes the role of the distance education in the Russian Federation in view of the intensifying of the globalization processes. The author draws conclusions about the increasing role of the remote learning for the Russian higher education in order to ensure its competitiveness in the educational market.

    globalization in education, distance higher education, essence of globalization, training, education, innovation in education.

    В настоящее время термин «глобализация» приобрел широкую популярность. Он применяется во многих сферах деятельности человека для описания интеграционных процессов, возрастания взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов друг от друга. Социологическая энциклопедия под редакцией В.Н. Иванова трактует данный термин так: «все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом» . Английское издание The Collins English Dictionary приводит такое определение глобализации: «это процесс, позволяющий финансовым и инвестиционным рынкам работать на международной арене, в значительной степени в результате отмены государственного контроля и улучшения возможностей коммуникаций, благодаря чему компания расширяет свою деятельность в международных рамках». Анализ степени разработанности определения «глобализация» позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика хорошо освещена в трудах ученых стран США и Западной Европы, особо стоит отметить исследователей Lechner and Boli, 2000; Scholte, 2000, Thompson, 2000; Tomlinson, 1999; Zachary, 2000. В их трудах уточняется терминология, сделаны попытки определить первопричины глобализационных процессов, обсуждаются вопросы отличия интернационализации от глобализации, описываются их хронологические периоды.

    Определенный интерес по вопросу периодизации глобализации представляет, на наш взгляд, концепция исследователя В.Я. Нечаева, выделившего три этапа в данном процессе. Первый этап развития глобализации в мире появился в начале эпохи нового летоисчисления и был тесно связан с развитием мировых религий, поскольку в это время сформировались определенные ценностные ориентации, которые, в свою очередь, начали выходить за пределы первых государств и активно распространяться за пределами места своего появления. Хронологические рамки данного периода определяются В.Я. Нечаевым в 1 000 лет.

    Второй этап относится к началу второго тысячелетия и связан с формированием первых университетов в мире. В.Я. Нечаев подчеркивает, что университеты «...принимают под свой космополитический покров религии, науки, искусства, предлагая им состязаться в дисциплинарной динамике, “укладывая” свои знания и свою культуру в головах новых поколений людей. По существу современная эпоха (Новое и Новейшее время) наступает тогда, когда университеты уже подготовили поколения образованных людей, способных использовать науки, искусства, технологии во всех сферах общественной жизни» .

    Третий этап развития глобализации начался со вступления человечества в третье тысячелетие, в так называемую «информационную эпоху» (некоторые предпочитают называть ее «постиндустриальной»). Она характеризуется доступностью современных информационнокоммуникационных технологий, появлением глобальной сети Интернет, объединившей все человечество; бурным развитием компьютерной техники, мобильных коммуникационных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки); открытостью информации в целом, многократным увеличением ее потоков; общей интенсификацией ритма жизни человека. На наш взгляд, данный этап глобализации является наиболее интересным, поскольку никогда до этого человечество не обладало такими возможностями для прорыва в четырех основных сферах жизни (экономике, политике, социальной сфере и культуре).

    Наиболее заметно влияние глобализационных процессов на экономику стран, поскольку данное влияние приводит к формированию единого мирового рынка (появлению таких учреждений как Всемирная торговая организация); изменению в принципах ведения бизнеса (появление экономики знаний, сокращение размеров штата предприятия до нескольких высококвалифицированных специалистов, возрастание скорости бизнес-процессов); усилению конкуренции между компаниями, представленными на рынке (в силу роста производственных мощностей, переизбытка товаров и услуг); к активизации научно-технического прогресса, развитию технологий и инноваций.

    Рассматривая влияние глобализационных процессов на политику, стоит отметить усиление межгосударственного и международного сотрудничества, изменение роли государства при организации жизни населения, рост политической взаимозависимости и взаимосвязанности стран и народов.

    Однако наибольшее влияние глобализация оказывает на социальную сферу, поскольку налицо тенденция изменения характера межкультурных связей (большое количество мигрантов по всему миру, межнациональные браки), мировоззрения людей и образа их жизни (причем они не всегда носят позитивный характер, - зачастую ведут к формированию образа жизни потребителя, а не творца). Отметим также появление новых угроз в виде глобальной преступности, международного терроризма, участившихся экономических кризисов (что неизбежно при рыночной экономике), увеличению разрыва между богатыми и бедными.

    Влияние глобализации на культуру также неоднозначно. Существует мнение, что данный процесс уничтожает общекультурные различия в разных странах мира, способствует развитию культурной составляющей, как доминирующей в единственной оставшейся сверхдержаве. Подобное «стирание границ» ведет к неизбежным потерям и обесцениваю культуры всего человечества.

    С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание вступление современной цивилизации в информационную эпоху, можно утверждать, что глобализационные тенденции коснулись фундаментального института общественной жизни - образования. Такие исследователи как Ф. Фукуяма справедливо отмечают, что формирование социальных классов и различия между ними в наше время обусловлены не происхождением (как это было еще 100 лет назад), а объемом и качеством полученных знаний. Э.С. Демиденко в своей статье «Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе» отлично иллюстрирует данное утверждение. Он пишет: «.в начале XX в. более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас единицы» .

    Особенно заметны глобализационные процессы в образовании в высшей школе. Изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлению электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран.

    Усиление конкуренции отчасти вызвано возможностью все большего количества вузов преподавать дистанционно (преподаватель и студент могут находиться за тысячи километров друг от друга), с активным использованием образовательных сред (learning environments). Особенно успешно в данном направлении работают вузы США, такие как Университет Феникс (Phoenix University), Массачусетский технологический институт (MIT), Университет западных губернаторов (Western Governors University) и ряд других образовательных учреждений.

    Вступление России в мировое образовательное пространство связано с подписанием Болонской декларации, согласно которой осуществлен переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр) в высшей школе, взят курс на повышение информатизации вузов и развитие дистанционных технологий обучения. Для реализаций ее положений в сентябре

    2013 г. был принят новый Федеральный закон «Об образовании», согласно которому вводятся понятия дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения. Подобные нововведения будут стимулировать развитие систем дистанционного образования в высшей школе, усиливать его роль в качестве стратегического направления обеспечения доступности в России и экспорта отечественного образования в другие страны мира.

    Переход на дистанционное обучение в высшей школе связан с определенными трудностями, которые относятся к созданию электронных обучающих средств для студентов (технический уровень), подготовке качественных образовательных курсов (содержательный уровень), обучению преподавателей и тьюторов (кадровый уровень), оценке результатов обучения (оценочный уровень). В то же время, в нашей стране существуют вузы, которые активно применяют зарубежный опыт в данном направлении, учитывают российскую специфику работы и реализуют качественное дистанционное обучение своих студентов. К одним из таких относится Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (далее - МЭСИ). В 1992 г. в данном вузе начался процесс внедрения информационных технологий в обучения, а в настоящее время он подготавливает более 70 000 студентов, в том числе около 15 000 иностранных учащихся из 52 стран мира. МЭСИ предлагает более 740 полноценных онлайн курсов для своих слушателей, имеет развитую инфраструктуру поддержки студентов, обучающихся дистанционно, а также 29 филиалов по всей России .

    Таким образом, система образования в XXI в. претерпела значительные изменения, в связи с процессами глобализации и благодаря активному развитию информационных технологий. В настоящее время во всем мире развивается и распространяется новая форма высшего образования - дистанционная.

    Ведущие вузы мира заинтересованы в распространении своего образовательного продукта за пределами своих стран, что является существенным вызовом отечественной системе высшего образования. Для увеличения конкурентоспособности российские учебные заведения могут расширять системы дистанционного обучения, основанные на базе информационных технологий, объединенных в специализированную образовательную среду, которые позволят удержать имеющийся контингент студентов, предложить более качественную и удобную образовательную услугу по конкурентоспособным ценам. В случае нежелания вуза использовать новые технологии в процессе обучения возникает угроза его существования, так как он может быть вытеснен с рынка образовательных услуг.

    Информационное общество требует постоянного развития системы высшего профессионального образования, на которое необходимо адекватно реагировать. Развитие дистанционного обучения в России является необходимым шагом для сохранения конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве.

    1. Социологическая энциклопедия / науч. ред. В.Н. Иванов и другие: в 2 т. М., 2003. Т. 1. 696 с.

    2. Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестник Московского ун-та. 2004. № 4. С. 27-34.

    3. Демиденко Э.С. Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 89-90.

    4. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики // Официальный сайт вуза. 2013. URL: http://mesi.ru/about/figures/ (дата обращения: 02.09.2013).

    Возможность получения высшего образования путем открытого и дистанционного обучения рассматривается как эффективный шаг в направлении демократизации высшего образования, а также существенный вклад в его развитие, особенно в модернизацию и обеспечение многообразия форм обучения. Для предоставления такой возможности необходимы новые системы и способы передачи знаний и умений. Высшие учебные заведения могут стать центрами образования в течение всей жизни, доступными всем и всегда.

    Во "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" подчеркивается, что воспользоваться преимуществами и возможностями новых информационных и коммуникационных технологий следует прежде всего высшим учебным заведениям. Это позволит им поддерживать на должном уровне качество образования, соответствовать высоким требованиям образовательных стандартов и на практике обеспечивать хорошие результаты.Open and distance learning: trends, policy and strategy considerations. UNESCO. 2007

    Дистанционное обучение представляет собой создание учебной среды, которая включает в себя компьютерные и информационные средства, где связь между обучаемыми и преподавателем происходит посредством телекоммуникационных каналов.

    Существует ряд технологических средств для проведения дистанционного обучения в ВУЗах:

    • 1. Компьютерные технологии обучения. Эта технология уже прочно закрепилась в учебном процессе, обычно учебный материал в этой технологии представлен в виде компьютерных программ или систем, Основной составляющей этого учебного материала составляет "гипертекст", и содержит ссылки на такие объекты, как: какой-либо текст, графическая иллюстрация, анимация, аудиофрагмент, видеофрагмент или же какая-либо программа. Так же важнейшей частью учебной программы является блок вопросов и упражнений для закрепления теоретических и практических знаний. Такие программы могут передаваться учащимся на дискетах, на CD дисках и на других носителях, либо распространяться по сети интернет.
    • 2. Технологии Интернет. К ним можно отнести:
      • -- World Wide Web ("Всемирная паутина") -- система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет размещать в сети Интернет гипертекстовые учебные пособия, тесты для контроля, в том числе и с элементами мультимедиа, и обеспечивает интерактивный доступ к учебному материалу непосредственно в компьютерной сети;
      • - FTP (File Transfer Protocol) -- протокол передачи файлов. Это стандартная сетевая служба, обеспечивающая передачу файлов от одного компьютера к другому. Позволяет учащимся забирать с компьютера учебного заведения на свой персональный компьютер любые файлы (учебные пособия, прикладные программы, компьютерные учебники, компьютерные тесты и т.п.);

    Дистанционное обучение предлагает многие преимущества как для студентов так и для учреждений дистанционного обучения (рис.1.5.). В дистанционном обучении преодолены такие проблемы как расстояние и время, которые являются барьерами в традиционном образовании.

    Преимуществами для студентов являются: доступность, гибкость, приспособленность ко взрослому населению и качество программы.

    Одним из важнейших преимуществ дистанционного обучения является доступ к образованию. Существует несколько причин, из-за которых студент не в состоянии получить доступ к образованию:

    • - проживание вдалеке от образовательного учреждения, например на маленьком острове нет никакого колледжа или университета; или в большой стране может быть много людей проживающих в сельских районах, отдаленных от самого близкого колледжа или университета;
    • - неспособность осуществить поездку в центр, даже если образовательное учреждение находится не очень отдаленно. Например, студент не имеет возможности воспользоваться общественным транспортом; у студентов могут быть семейные обязательства, которые мешают покинуть их дома;
    • - неспособность учиться в установленное время (для работников организаций);
    • - физическая неспособность (инвалиды, люди со слуховыми проблемами);

    Преимущества дистанционного обучения

    Дистанционное обучение нацелено решить все эти проблемы посредством:

    • * предоставления возможности студенту получить образование (учебные пособия, звуковые кассеты, связь по телефону или сети);
    • * предоставления возможности студентам учиться в то время, которое устраивает их, т.е. когда они свободны.

    Дистанционное обучение включает низкие затраты на 1 студента чем традиционное обучение и большое количество студентов может обучиться при фиксированном бюджете. Одним из ограничивающих факторов расширения образования в развивающихся странах является недостаток преподавателей. Дистанционное обучение является эффективным способом подготовки и повышения квалификации преподавателей.

    Ещё одним преимуществом дистанционного образования является гибкость. Оно предполагает гибкость места и время обучения, позволяя студентам поддержать работу и семейные обязательства во время учёбы.

    Приспособленность ко взрослому населению подразумевает то что, на лекциях в учебных заведениях, студенты имеют склонность быть пассивными получателями большого объёма информации, часто несвязанного с их собственным личным опытом. Дистанционное обучение предлагает различные подходы, базируя обучение на широком диапазоне действий, использовании личного опыта, а также стимулировании использования изученных навыков в повседневной жизни. Если учебные планы и методы обучения лучше подобраны для студентов, студенты становятся более мотивированными. Это приводит к высоким уровням зачисления, большому количеству выпускников и более высоким уровням сдачи экзамена.

    Качество увеличивается в результате (обязательного) сложного процесса, который используется, чтобы разработать курс дистанционного образования. В традиционном обучении преподаватели сами разрабатывают свои уроки, и они очень ограничены во времени. Подготовка курсов дистанционного образования представляет командную работу, вовлекая специалистов в разработку учебного плана, учебных материалов, ресурсов и так далее. Большинство материалов проекта рассматривается группой специалистов, и некоторые материалы проверяются перед использованием. Эти процессы позволяют создавать учебные материалы очень высокого качества. Затем они используются в системе дистанционного образования опытными преподавателями дистанционного обучения. (Такие материалы также могут быть использованы и в традиционном обучении, поднимая его качество).

    Государство видит в дистанционном образовании различные преимущества в виде сокращения затрат. Эффективность издержек ДО остается основной причиной для его использования. Есть два основных способа оценить эффективность по затратам дистанционного обучения: затраты на 1 студента и затраты на выпускника по сравнению с традиционным образовательным заведением.

    По исследованию существующих в мире программ ДО было определено что из 62 программ, в 51 (82%) затраты на 1 студента были ниже, по сравнению с традиционной программой обучения. Из 18 программ ДО, в 17 программах (94%) затраты на 1 выпускника были ниже чем в традиционной программе. В восьми программах, затраты на 1 выпускника составили половину или меньше половины от затрат в традиционной программе. Rumble. G.: The Costs and Costing of Networked Learning, Journal of Asynchronous Learning Networks, Vol. 5. 2006

    Преимуществами для работодателей является объединение работы с учёбой. Многие студенты дистанционного образования учатся, чтобы улучшить их знания и навыки относительно их текущей занятости. Самая большая такая группа - преподаватели. Дистанционное обучение оказалось очень эффективным методом повышения квалификации учителей без необходимости покидать их аудитории. Большинство работодателей привлекает дистанционное обучение, потому что затраты на дистанционное образование меньше чем затраты на традиционное образование.

    Наряду с преимуществами, ДО имеет следующие недостатки:

    • 1. Дистанционное обучение требует мотивации от обучающегося.
    • 2. Дистанционное обучение не предоставляет прямой доступ к преподавателю.
    • 3. Дистанционное обучение - изолировано. Хотя студент находится в виртуальной аудитории, полной студентов, динамика взаимодействия меняется.
    • 4. Дистанционное обучение требует постоянного и надежного доступа к технологиям.
    • 5. Система дистанционного обучения не всегда предлагает все необходимые курсы онлайн. Студенты, желающие получить степень не всегда имеют возможность пройти все предметы онлайн.

    Мы живем на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют главную роль в развитии наукоемких производств, высоко эффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства. Умение работать с информацией на разных носителях становится областью знаний. В связи с этим возникает необходимость широкого внедрения таких технологий в образовательный процесс.

    Дистанционное обучение – новая форма организации учебной деятельности, активно развивающаяся в последнее время, благодаря довольно широкому распространению персональных компьютеров, как в учебных заведениях, так и в личном пользовании.

    Объективное появление дистанционных форм технологии обусловлено следующими основными причинами:

    Удаленность учащихся от учебных и информационных центров; своеобразие территории России;

    Развитие системы повышения квалификации и дополнительного образования;

    Многочисленный контингент лиц, нуждающихся в качественном и доступном образовании; отсутствие возможности прохождения очного обучения и недостаточность заочного в случае ограничений физического порядка, инвалидности;

    Недостаток квалифицированных преподавательских кадров, особенно в предметных областях;

    Необходимость получения учебных материалов более высокого качества, углубленного или специфического характера.

    Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы ДО, уже поздно. ДО стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. По данным МО РФ в 2002 году в системе высшего образования учились в дистанционной форме более 200 000 студентов России в более, чем в 20 вузах страны. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно 60 000 студентов. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно.

    Дистанционное Образование – это результат объективного процесса информатизации общества и образования.

    Наиболее быстро Дистанционное Образование развивается в бизнес-образовании.

    Цели внедрения и использования ДО.

    1. глобальная интенсификация интеллектуальной деятельности за счет привлечения и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

    2. Бизнес цели – заработать на образовательных услугах;

    3. Педагогические – улучшить качество образования

    4. Прагматические – увеличить производительность труда, сэкономив на издержках;

    5. Преодоление существующих объективных ограничений – снятие временных ограничений на обучение, территориальных, обучение людей с ограниченными возможностями.

    Новые информационные технологии открыли доступ к получению знаний, обеспечив выход в мировое информационное пространство. Информационные технолгогии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

    Интернет – особая информационно-образовательная среда. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные, визуальные, мультимедийные.

    Дидактические свойства сети Интернет

    1. публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте

    2. педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

    3. открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

    Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЕТЛЬНАЯ ШКОЛА № 336

    НЕВСКОГО РАЙОНА



    Статья

    «Роль дистанционного обучения в современном образовании»

    учитель математики ГБОУ школа № 336

    Санкт-Петербург

    2018

    Роль дистанционного обучения в современном образовании

    В настоящее время, чтобы успеть за непрерывно меняющимися информационными технологиями, необходимо постоянно обучаться. Одной из форм обучения является дистанционное обучение. Что же это такое?

    Дистанционное обучение - это способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.

    В прежние годы дети, которые не могли посещать школу, получали образование на дому с помощью родителей или приходящих педагогов. Сегодня же развитие современной техники позволяет желающим получать образование дома осуществлять это с удобством и комфортом. Подключение к Интернету и наличие соответствующих технических устройств – все, что необходимо для начала дистанционной учебы.

    Существует масса причин, по которым ребенок не может обучаться в образовательных учреждениях. Вот некоторые из них:

      семья часто меняет место жительства, переезжая из города в город;

      ученик дополнительно занимается спортом и просто не может посещать школу по стандартному графику;

      ребенку сложно дается освоение учебных дисциплин;

      школьник значительно опережает сверстников по темпам усвоения материала;

      конфликт с учителем не позволяет ребенку спокойно осваивать программу и получать хорошие оценки. Во многих таких случаях дистанционное обучение – отличная альтернатива посещению школы.

    Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества в сравнении с традиционными формами обучения:

    Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям учащихся, здоровью, месту жительства, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;

    Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем;

    Доступность для учащихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;

    Повышение творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

    Ярко выраженная практичность обучения (учащиеся могут напрямую общаться с конкретным учителем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

    Тем самым внедрение системы дистанционного обучения в образовательные организации позволит решить следующие проблемы:

    Обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

    Организации дистанционного контроля знаний учащихся;

    Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

    Оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

    Оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.

    Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:

    нормативно-правовые (схема оплаты авторам курса и преподавателям, проводящим занятия с использованием ДОТ);

    педагогические (подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных преподавателей);

    технические и эргономические (наличие качественного доступа к Интернету);

    психофизиологические (отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов в рабочее время, большая загруженность преподавателя текущей работой);

    соблюдение баланса доступность-качество образования;

    необходимость адаптации преподавателя к дистанционной форме педагогической деятельности с точки зрения его технических, методических и психологических умений и навыков;

    повышение мотивации обучения;

    создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;

    соблюдение норм и правил сетевого этикета и норм педагогической этики.

    Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

    Список литературы:

      Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3

      Дистанционное образование. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm

      Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 1994г

      Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\\ ДО. -№1,-1998

      Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. №2. С. 69

      Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000

      Буриев К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Образование и воспитание. - 2016. - №4. - С. 4-6.

      Дистанционное обучение: понятие и значение

      Статья "Дистанционное обучение школьников" http://festival.1september.ru/articles/571052/

      Статья " Дистанционное обучение в школе: проблемы и перспективы" http://yhmathematik.ucoz.ru/publ/distancionnoe_obuchenie_v_shkole_problemy_i_perspektivy/1-1-0-4