Российское общество изучения идей чучхе. Чучхе – идеология Трудовой партии Кореи. Молодежь и молодые годы

Идеи чучхе

Артём АЛЕКСАНДРОВ.

Этимология

Корейско-русские словари дают этому термину толкование "основная часть" и "самобытность". Иероглифы, составляющие это слово в иероглифической записи, обозначают "хозяин" и "природа". Исходя из этого, можно считать что слово "чучхе" означает "человек - хозяин всего на земле" или "самодостаточность".

История

Согласно конституции 1972 года, КНДР - суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями "чучхе". В соответствии с этими идеями все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.

По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования "Союза свержения империализма" (17 октября 1926 г.).

Обострение отношений КНДР с СССР в середине 1950-х годов ХХ века и с Китаем (вторая половина 1960-х годов ХХ века) послужило подтверждением курса на независимое и самостоятельное развитие страны.

В 1980-е годы Ким Ир Сен выпускает ряд статей об идеях чучхе, окончательно формирующие её как философскую систему. Однако основополагающего текста излагающего суть учения, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием "Об идеях чучхе" был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд. После распада Советского Союза из чучхе были изъяты элементы марксизма-ленинизма. Смерть Ким Ир Сена добавила ей элементы религиозного учения (формулировки о Ким Ир Сене вроде "пребывающий в образе бессмертия").

С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое летосчисление чучхе, началом которого является 1912 год - год рождения Ким Ир Сена. Таким образом, 2000 год является 89 годом эры чучхе.

Основные положения

Субъектом общественного движения выступают народные массы.

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

Революция - это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности

Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю.

Общефилософские взгляды

Человек - властелин мира и хозяин своей судьбы;

Сознание - высшая функция человеческого мозга;

Природа - объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

Человек, заразившийся низкопоклонством, перестает адекватно воспринимать реальность.

Создание идей чучхе

Передовые идеи играли и играют важную роль в общественно-историческом развитии.

Народные массы становятся могучими творцами истории, когда они руководствуются передовыми идеями. Разумеется, не всякие передовые идеи играют одинаковую роль в общественно-историческом развитии. Их значение находится в зависимости от того, каким образом они выражают стремления и интересы народных масс, насколько они правильно освещают им путь борьбы. Задолго до появления рабочего класса существовали идеи, отражавшие стремления передовых слоев общества. Однако идеологические течения минувших времен, ввиду своей исторической и классовой ограниченности, были вынуждены играть свою роль в ограниченных рамках в развитии общества. Лишь революционная идеология рабочего класса правильно отражает требования времени и передает стремления народных масс, мобилизуя их на революционную борьбу, давая мощный импульс историческому развитию общества.

Революционные идеи рабочего класса создаются выдающимися вождями.

Более чем столетняя история коммунистического движения, можно сказать, является историей возникновения и развития революционных идей, разработанных вождями рабочего класса, историей претворения этих идей в жизнь и преобразования мира на их основе. Создав в середине XIX века марксизм, Маркс и Энгельс указали на историческую миссию рабочего класса, появившегося на поле битвы, и осветили путь к его освобождению. Они содействовали развитию борьбы против капитала, положили начало международному коммунистическому движению. Ленин развил марксизм дальше применительно к новым историческим условиям перерастания капитализма в стадию империализма. Он создал ленинизм и тем самым вдохновил рабочий класс, все народы на борьбу за разгром цитадели империализма, за освобождение и свободу и положил начало переходу от капитализма к социализму.

Глубоко проанализировав требования новой эпохи, когда угнетенные и униженные народные массы стали выступать как хозяева своей судьбы, товарищ Ким Ир Сен создал великие идеи чучхе и вывел народные массы на новый этап борьбы за самостоятельность. Он положил начало новой полосе исторического развития человечества - чучхейской эпохе.

Революционные идеи рабочего класса создаются как отражение назревших требований развития исторического, революционного процесса.

Товарищ Ким Ир Сен встал на революционный путь, когда происходил новый передом в борьбе рабочего класса, народных масс против эксплуатации и гнета. На мировой арене выросло влияние впервые победившего социализма, революционная борьба рабочего класса и освободительная борьба народов в колониях и полуколониях переживала крутой подъем. Стремясь остановить революционные выступления народных масс и найти выход из глубокого политического и экономического кризиса, империалисты усиливали грабеж и вводили жестокие репрессии против народов. Во многих странах обострились противоречия и антагонизм между революцией и контрреволюцией, народные массы, суверенные права которых долгие годы попирались, поднялись на борьбу за свое классовое и национальное освобождение. Наступила новая эпоха, когда революционное движение стало развиваться во всю ширь в мировом масштабе, принимая все новые и новые формы.

Чтобы осуществить революцию в новых исторических условиях, рабочий класс, народ каждой страны должны были по-хозяйски решить все вопросы, сообразуясь со своими конкретными условиями. Эта задача была поставлена на повестку дня в Корее особенно серьезно в силу особенностей ее исторического развития, сложного и трудного характера местной революции. Ход корейской революции настоятельнее требовал, чтобы народные массы прокладывали себе путь к революции самостоятельно и творчески. Идеи чучхе возникли на базе этих же требований практики корейской революции. Революция - это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности, борьба за их собственное освобождение. Они завоюют победу в революции, лишь вооружившись революционными идеями и сплотившись как организованная политическая сила. Долг революционера состоит в том, чтобы идти в гущу народных масс, осуществляющих революцию, воспитывать, организовывать и поднимать их на борьбу. И революционную силу надо ковать в народных массах. Все вопросы, возникающие в ходе революционной борьбы, следует решать, опираясь на разум и силу народа. Но корейские коммунисты и националисты 20-х годов, считавшие себя участниками национально освободительного движения, вместо того, чтобы идти в гущу народных масс, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их на революционную борьбу, работали в отрыве от них, дрались за гегемонию, занимаясь пустословием. Они не смогли сплотить массы, а лишь раскололи их своей фракционной борьбой. С первых же дней своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен понял их ошибки и пошел иной, подлинно революционной дорогой, проникая в гущу народных масс и полагаясь на них в своей борьбе. Он открыл ту истину, что народные массы - хозяева революции и что для ее победы надо идти в массы, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их. Это и послужило одним из отправных моментов для зарождения идей чучхе. Революцию в каждой стране должен вести самостоятельно, со всей ответственностью ее хозяин - народ данной страны, творчески вести ее применительно к своим конкретным условиям. Самостоятельный и творческий подход к делу - это существенные требования революционного, коммунистического движения. Корейская революция, открывшая чучхейскую эру, с самого начала должна была осуществляться самостоятельно, творчески иначе она не смогла бы продвинуться вперед. Корейская революция не смогла не приобрести трудный и сложный характер. Имея сильного врага в лице японского империализма, она должна была выполнить как задачи антиимпериалистической и национально-освободительной революции, так и задачи антифеодальной, демократической революции. Было нелегко идти по никем не проторенной дороге. Положение осложнялось и тем, что в то время внутри антияпонского национально-освободительного и коммунистического движения Кореи преобладало низкопоклонство перед большими странами, помешавшее поступательному движению революции. Националисты и псевдомарксисты унаследовали от своих предшественников дух низкопоклонства и привычки к фракционной борьбе, которые в свое время привели страну к гибели. Вместо того, чтобы осуществлять революцию собственными силами, они тщетно пытались добиться независимости страны, опираясь на внешние силы. В то время те, кто выдавал себя за участника коммунистического движения, создавали каждый на свой манер партийные группировки. Они постоянно обращались в Коминтерн, стремясь получить его санкции, пытались механически следовать готовым теориям и копировать чужой опыт, игнорируя исторические условия и конкретную действительность Кореи, бывшей колониально-полуфеодальным обществом. Сильное воздействие низкопоклонства и догматизма не давало возможности открыть путь к революции.

Товарищ Ким Ир Сен извлек серьезный урок из последствий низкопоклонства и догматизма и открыл истину, что революцию следует совершить не по чьей-либо санкции или указанию, а по своему собственному убеждению, с чувством ответственности, что нужно решить все вопросы, возникающие в ходе ее осуществления, самостоятельно и творчески. Вот что является другим отправным моментом, послужившим началом зарождения идей чучхе.

Таким образом, товарищ Ким Ир Сен на основе практического опыта и уроков революционной борьбы создал новое революционное учение - идеи чучхе.

Идейно-теоретическая деятельность товарища Ким Ир Сена последовательно исходила из революционной практики. Он развивал и обогащал революционные идеи и теорию в процессе решения вопросов, выдвигаемых революционной практикой. Применять существующие теории сообразно с интересами революции и реальными условиями своей страны, изыскивать новую истину и выдвигать новые идеи и теорию можно, лишь исходя из революционной практики. Еще в ранний период своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен овладел учением марксизма-ленинизма. Но, не ограничиваясь применением его к практике корейской революции и стоя на незыблемой чучхейской позиции, он достиг новых рубежей революционной теории, творчески разрешил вопросы, выдвигаемые революционной практикой. Борясь с твердолобыми националистами, псевдомарксистами, низкопоклонниками, догматиками и одновременно прокладывая новую дорогу революции, товарищ Ким Ир Сен открыл истину идей чучхе. На совещании руководящих кадров комсомола и Антиимпериалистического союза молодежи, состоявшемся в Калуне в июне 1930 года, он осветил принципы идей чучхе и выдвинул чучхейскую линию корейской революции. Это явилось историческим событием, провозгласившим создание идей чучхе и рождение чучхейской революционной линии. Товарищ Ким Ир Сен, которому тогда еще не было и 20 лет, ясно различил в мутном потоке национал-реформизма, правого и левого оппортунизма и всяких других течений веяния времени, стремления народа и закономерности развития истории. Он открыл чучхейскую истину и проложил путь к самостоятельному развитию корейской революции.

В 1955 году.

Общая информация

Дата возникновения - 1955 год.

Этимология - в переводе с корейского языка слово "чучхе" означает "хозяин тела"

История

Официально понятие чучхе было упомянуто первый раз Ким Ир Сеном в его работе «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе», в 1955 году. Хотя история этого термина углубляется глубоко в двадцатые года прошлого века. Так как в 1926 году была создана организация . С этого момента началось зачатие и развитие идей чучхе. Есть версия, о том, что Ким Ир Сен первый раз произнёс это слово в 1930 году. В 1972 году В КНДР была принята "чучхейская" конституция. В 1980 году, Ким Ир Сен посвятил ряд научных статей посвящённых этой теории. После смерти Ким Ир Сена идеи чучхе обогатил и продвинул вперёд его сын .

Летосчисление Чучхе

С 1997 года в КНДР было принято летосчисление чучхе. Первым годом которого стал год рождения Ким Ир Сена - 1912.

Сущность

Субъект общественного движения - народные массы.

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима

Чучхе подразумевает социалистическую экономику, которая в отличие от капиталистической не стремиться к прибыли, а работает во благо народа.

По версии чучхе, народ должен бороться с империализмом, агрессией, порабощением, и защищать свои интересы и интересы трудящихся всего мира.

Страна должна быть сильной, боеспособной, хорошо вооружённой и тогда она народ сможет устоять в борьбе с агрессорами и оккупантами.

Революция - это борьба народа за свою самостоятельность.

Нельзя сидеть сложа руки.

Идеология чучхе предусматривает преданность к вождю.

Человек - хозяин своей судьбы и мира.

Сознание - высшая функция человеческого мозга.

Природа - объект труда и источник материальных потребностей человека.

Монумент идеям чучхе

В 1982 году, по случаю 70-летия Ким Ир Сена в был установлен .

Современное Состояние

Идеология чучхе и по сей день является официальной идеологией КНДР. И в то же время Северная Корея осталась последним в мире оплотом чистого социализма. Это из единственных стран, где сохранилась бесплатная медицина, бесплатное жильё, бесплатное образование. КНДР является четвёртой в мире страной, по численности вооружённых сил ( . Империалисты всех стран боряться с КНДР, желая превратить её в жалкий придаток запада, каким уже является . Но корейский народ не сломить, не сказками о "голоде" и "железном занавесе", ни всевозможными международными санкциями и запретами.

Корейская народно-демократическая республика – государство, из которого поступают самые противоречивые сведения и новости.

Иногда с трудом верится в сообщения даже нейтральных информагентств. Тем не менее, к КНДР приковано внимание всей мировой общественности на протяжении десятилетий. Сведения, поступающие из Северной Кореи, преимущественно носят негативную окраску, что неудивительно. Массовая пропаганда может творить невообразимое. И все-таки, если режим КНДР так несостоятелен, почему же западные империалисты с такой яростью его чернят? Как бы мы не оценивали курс КНДР, спорить с уникальностью северокорейского феномена невозможно. Что же такое Северная Корея? Очередная восточная деспотия с патерналистским уклоном или страна победившего социализма?

Официальная идеология КНДР «чучхе» провозглашает «особый путь» социалистического строительства в Корее, с учетом национальной специфики. Чучхейская идеология – величайшее философское открытие корейского народа.

Что такое «чучхе»?
Дословный перевод термина «чучхе» - самобытность или самостоятельность. Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность». Чучхе, по официальным северокорейским данным, как идеология «самостоятельности» возникает в 1930 на совещании в селе Калунь. К слову, тогда же Ир Сен создает «Союз товарищей Консор». Однако западные исследователи утверждают, что своей партийной организации Ким не создавал, а просто вступил в Коммунистическую партию Китая и термин «чучхе» был провозглашен только в 1955 году в речи «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе». Можно сказать, что в целостную идеологическую и философскую систему чучхе оформилось лишь к 1980 -1990 годам, когда начали выходить труды Ким Чен Ира, систематизировавшие провозглашенные ранее постулаты и оформившие чучхе в четкую идеологическую и философскую систему.

Товарищ Ким Ир Сен говорил, что, согласно идеям чучхе, в центре всего находится человек, то есть человек - хозяин всего. «Поклоняться народу, как небу» - это было девизом его жизни и идейно-теоретической деятельности, размышления и поиска. Он всегда считал приоритетом интересы народных масс. Согласно идеям чучхе субъект истории есть трудящиеся народные массы, они движущая сила общественного развития. В своем труде «Об идеях чучхе» товарищ Ким Чен Ир развивал кимирсеновскую теорию: «Субъект истории – трудящиеся народные массы. В его роли (т.е. субъекта истории) не могут выступать реакционные классы. Если первые – создают и развивают историю, то последние стремятся остановить ход истории».Ким Чен Ир, однако, отмечает, что не в каждом обществе их роль и место одинаковы. Он говорил: «Исход революции и строительства, в конце концов, зависит от того, насколько широко проявляются творческие силы народных масс».

Народные массы - это бесконечное множество людей, их сила и ум неиссякаемы. Они самые сильные и умные в мире. Поэтому,если они осознают свое место хозяина и поднимутся, то любой трудный вопрос в революции строительства можно решать успешно.

Принципы идей чучхе
Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, необходимо вооружится революционными идеями рабочего класса, линией и политикой своей партии. Установить принципы чучхе в идеологии означает, что каждый должен усвоить и выработать такую точку зрения и такой подход, чтобы приобрести самосознание творца революции. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно в совершенстве знать специфику и особенности своей страны.

Товарищ Ир Сен учит, что независимость в политике – первый признак суверенитета. Чтобы установить политическую самостоятельность, нужно установить народную власть, власть трудящихся. Политические силы составляют основу революционных сил. Чтобы обеспечить независимость в политике, необходимо иметь собственные руководящие идеи. Разрабатывать и проводить политику самостоятельно, опираясь на собственные идеи. Для обеспечения самостоятельности в политике в полной мере нужно сохранять принципы независимости, равноправия и суверенитета во внешних сношениях.

Можно сказать, что этот принцип лучше всего оправдывает само значение термина «чучхе».

Самостоятельность в экономике
Только обеспечив самостоятельность экономики можно обеспечить полную самостоятельность страны т.к. экономика – материальная основа общественной жизни (здесь напрямую просматривается развитие идей товарища Ленина и товарища Маркса). Для претворения в жизнь принципа хозяйственной самостоятельности, необходима самостоятельная национальная экономика. Чтобы утвердить самостоятельную национальную экономику, нужно твердо опираться на собственные силы. Этот принцип несет в себе революционный дух и боевые коммунистические принципы, стремящиеся собственными силами довести до конца революцию. В отличие от капиталистической экономики, которая гонится только за прибылью (как писал Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради 300 процентов прибыли), социалистическая экономика стремится к удовлетворению потребностей страны и народных масс.

Самооборона в защите страны
Главный очаг войны в наше время – американский империализм.

Ким Ир Сен говорил: «Мы не хотим войны, но и не боимся ее. Не выпрашиваем у империалистов мира». Принцип самообороны в защите страны – один из важнейших принципов суверенного и независимого государства. Главнейший путь в достижении революции – противопоставление войны освободительной войне империалистической. Революционное насилие противопоставить контрреволюционному.

Идеи чучхе провозглашают: ты сам хозяин своей судьбы, а в тебе есть и сила для решения своей судьбы.

Таким образом, исходя из вышенаписанного, можно сказать, что чучхе не отрицает мировую революцию, но отказывается от механического экспорта социалистических революций в другие страны. Учитывая попытки Коминтерна устроить социалистическую революцию в довоенной Корее – это верное решение. Из-за этого корейскую компартию приходилось восстанавливать четыре раза, а раскол между разными течениями в партии был очень силен.

Идеология чучхе закреплена в качестве официальной идеологии Трудовой партии Кореи. Но чучхе – это целая философская система, а не только идеология ТПК. Эта идеология во многом определяет не только экономический и политический строй, но и уклад жизни корейского народа. Неверно будет утверждать, что это просто адаптированная модель социализма.

Ким Чен Ир указывал: «История знает немало концепций о мировоззрении, но ни одна из них не могла выработать подход к миру, поставив человека в центр внимания. Не только идеалисты, рассматривавшие мир как мир идеала и духа, но и материалисты прежнего времени, считавшие мир материальным, не смогли выработать подход к миру, ставя в центр внимания человека»
Основным вопросом философии идей чучхе является не изучение человека как такового, а изучение отношения человека к миру.

Кстати, элементы идей чучхе встречаются и в общественной жизни Южной Кореи, хотя в обывательском сознании термин «чучхе» неразрывно связан с КНДР. Поэтому симпатия к чучхейской идеологии и философии на постсоветском пространстве вызывает немалое удивление. В трудах товарища Ким Ир Сена и товарища Ким Чен Ира можно встретить определение чучхе и сонгун как «самобытной социалистической (революционной) идеологии».

Имеет ли право чучхейско-сонгунская философско-идеологическая система на существование? Конечно, имеет! Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что у каждого народа свой путь к социализму. Но при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что труды Ким Чен Ира слишком водянистые. Ким Ир Сеном в его выступлениях было озвучено много интересных, правильных, трогающих за душу всякого социалиста, мыслей. Но система чучхе, к сожалению, очень шаткая и невнятная. Более-менее адекватная систематизация появилась только с изданием 100 томов полного собрания сочинений Ким Ир Сена. К пониманию иностранного читателя все это еще только предстоит адаптировать.

Актуальность и перспективы
Чучхе – это, прежде всего, восточная философия. То, что для корейца хорошо, для восточнославянского менталитета может быть неприемлемым. Народы востока гораздо более склонны к иерархичности, к сильной централизации, к коллективизму. Нельзя говорить, что чучхе и сонгун абсолютно неприменимы в наших реалиях, но в данном случае имеет смысл говорить лишь об отдельных элементах.

Конечно, капитализм пугает людей Северной Кореей. Создаются образы «новой красной угрозы» и «совкового зоопарка», но интерес к идеям чухе невероятно высок. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов, в Японии существует международный институт идей Чучхе. Во Франции, например, действует Чучхейская партия Франции. Разнообразным кружкам и обществам уже давно потерян счет. По факту сейчас существует 27 национальных комитетов,4 континентальных организации и Международный институт изучения идей Чучхе. В России существует «Союз сторонников идей чучхе».

Есть ли перспективы у чучхе и сонгун за пределами Северной Кореи? Вполне, несмотря на негативный имидж. Разве для маленькой страны в центре Европы, напрочь лишенной природных ресурсов, чучхе неактуально? Актуальны идеи чучхе и для угнетенных народов третьего мира, ведущих борьбу за независимость с марионеточными деспотическими правительствами.

Актуальны идеи чучхе и для мирового коммунистического движения, которое уже давно потерялось в своих бесконечных спорах, фантазиях и бесполезных баталиях эпохи модерна. Если левые не хотят брать ТПК в пример, то пусть изучат недостатки. В любом случае, поможет поиск как преимуществ, так и недостатков.

Свой путь к социализму
Почему нас так сильно пугают Северной Кореей? Оголтелая империалистическая травля не прекращается ни на секунду, дело доходит самых абсурдных заявлений. Опасна ли КНДР для капиталистического мира? Нет, так считать глупо. Вооружение в КНДР еще советское. Ядерный потенциал ничтожно мал по сравнению с другими ядерными державами. Справедливо заявление, что «демократические» страны боятся не самой Кореи, а распространения идеологии, так как, по существу, чучхе предлагает как выход для стран третьего мира, так и социалистическую альтернативу странам «развитого капитализма». Их пугает пример корейского народа. «Даже на маленьком скалистом клочке Земли всего с 20 миллионами человек можно создать развитую цивилизацию, полностью альтернативную существующей мировой, - пишет А. Волынец. - Именно за это любой мыслящий знающий человек не может не уважать Северную Корею. Вспоминая ресурсы СССР, понятно, что все шансы создать свою цивилизацию в планетарном масштабе».

Окружающая нас действительность становится до ужаса похожа на «дивный новый мир» по Хаксли. Это нетрудно объяснить окончательным становлением общества потребления, неоколониальной экспансией США и элитарным характером глобализации. Протесты и выступления в странах капитализма происходят все чаще, и все чаще под красными знаменами. Мир левеет, это отрицать трудно. Все больше и больше людей ищут альтернативу в социалистической модели. Марксизм в разных его интерпретациях сегодня невероятно популярен в Европе. Чучхейская идеология же – наиболее яркий пример реального социализма в наши дни. Именно это делает социалистическую Корею настолько обсуждаемой.

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ


Вождь, партия и массы

1. Вождь, партия и массы едины общей судьбой, делят друг с другом и радость, и горе.

2. Вождь – мозговой центр революции, партия – ее штаб, народные массы – хозяева, непосредственные исполнители революционного дела.

3. Когда есть великий вождь, великая партия и настоящая Родина, процветает нация, расцветают и судьба, и честь отдельного человека.

4. Надеяться на победу в революции без вождя – это ожидать цветов без солнца.

5. Даже небольшая страна, если она идет за великим вождем, может прославиться на весь мир как родина великих идей эпохи, как ведущая в идеологическом и политическом плане держава.

6. Великий вождь, великая партия возвеличивают народ.

7. Величие данной нации зависит от величия ее вождя; будущее данного народа зависит от мудрости его вождя.

8. Массы без мудрого вождя подобны человеческому организму без мозга.

9. Народ, не имеющий выдающегося вождя, не более чем сирота, лишенный родителей.

10. Великий политический деятель, великий полководец должен быть прежде всего настоящим человек.

11. Если руководитель лишен твердых убеждений и воли, это ведет к разброду в народе и тогда революция не может защитить себя.

12. Партия идеологически здорова – массы идеологически здоровы; партия идеологически заболевает – массы тоже страдают от идеологической болезни.

13. Облик партии находит свое яркое отражение в облике воспитанного ею народа.

14. Партия без фундамента в массах подобна беседке, построенной на песке.

15. Дерево, пустившее в землю глубокие корни, устроит на любых сильных ветрах Подобно этому, партия не боится никаких потрясений, когда ее глубокие корни – в широких массах.

16. Гарантия несокрушимости партии – ее глубокие корни в гущи народных масс, с которыми она образовала одно целое.

17. Революционная организованность и дисциплинированность – жизненный фактор существования партия рабочего класса, источник ее силы.

18. Наладишь работу с людьми – сдвинешь гору и перекроешь море.

19. Партийная работа – это такой вопрос, который не решить по готовым формулам.

20. В работе с людьми не может быть универсальных рецептов.

21. Строить иллюзии в отношении кого-либо – означает, как правило, попадать впросак.

22. Народные массы – это учитель во всем, творец всего.

23. Если и есть на свете всемогущее существо, то это не что иное, как народные массы.

24. Силы отдельного человека имеют предел, но силы народных масс неисчерпаемы.

25. В изоляции от народных масс не может быть ни партии, ни вождя. И вождь – на службе народным массам; и партия – для служения им же.


26. И свой ум, и свое искусство руководства, свою нравственность руководитель черпает в гуще народных массы.

28. Таланты – в гуще масс.

29. Уникальный ключ к решению наболевшего вопроса – в мудрости масс.

30. Диагноз недостатков ставят массы.

31. Глаза масс все видят.

Родина и нация

32. Родина – это не просто край, где ты родился и рос. Она должна стать таким местом, где человек живет настоящей жизнью, где гарантируется счастье грядущих поколений.

33. Родина – это настоящая мать для каждого, колыбель его жизни и счастья.

34. Судьба нации есть судьба каждой отдельной личности; в жизни нации пульсируется жизнь отдельных людей.

35. Величие нации не в обширности территории и многолетней истории. Оно – в величии вождя, стоящего у руля той нации.

36. Любить свою нацию, быть готовым защитить Родину – важнейшие качества человека как общественного существа.


37. Любовь к жене и детям, любовь к своим родным – это и есть любовь к своей Родине.

38. Патриотизм означает самоотверженное, самозабвенное служение Родине и народу.

39. Только тот, кто всеми фибрами души осознает, как дорога ему Родина, может без раздумья отдать свою молодость, даже свою жизнь во имя Родины.

40. Кто не умеет оберегать, любить, гордиться своим и не старается еще более развивать его, тот не может стать настоящим патриотом.

41. На зов Родины и народа надо откликаться не словами, а готовностью к самоотверженному служению им – так относится патриот к Родине и народу.


42. Кто не любит Родину, не борется за ее благо, чей вклад в эту борьбу ничтожен, тот не вправе рассуждать о Родине, не вправе называться настоящим сыном, настоящей дочерью матери-Родины.

43. Кто ничего не сделал для Родины, ничего не оставил ей после себя, - жалкий человек, бесцельно проживший жизнь.

44. Патриот – то высокое звание, которое дают Родина и народ своими славным сынам и дочрям.

Социализм и революция

45. Социализм – это наука.

46. Социалистическое движение – великое движение народных масс, его цель – созидание нового, независимого мира.

47. Социализм непременно восторжествует, ибо к нему стремление и воля народа.

48. Социализм принадлежит народу. Измена социализму – измена народу.

49. Главное в социалистическом обществе – не деньги, а человек, его идеи.


50. Социализм победит, если вооружишься его идеями; упустишь их – погибнет его дело. Это истина, подтвержденная историей.

51. В любом случае основной социализма является коллективизм.

52. Агрессия и война – синонимы империализма.

53. Как волк не может обернуться овцой, так и звериная природа империализма никогда не изменится.

54. Последние минуты жизни тех, кто бросает вызов истории, как правило, сопровождается предсмертной агонией.

55. Цель революции – дать расцвести любви к народу.

56. Смена поколений не может остановить шествие революции, борьба должна продолжаться.

57. Загнивают корни – болеет все дерево. Подобно этому, не обеспечивается чистота революционных традиций – заболевает партия; заболевает партия – насмарку идет революция.

Коллектив и организация, борьба и сплоченность

58. Общественный коллектив – базовая основа общественно-политической жизни человека.

59. Самое дорогое для человека – это жизнь. Причем общественно-политическая жизнь дороже физиологической; жизнь общественного коллектива дороже жизни отдельного человека.

60. Дисциплина – это жизненный фактор существования организации.

61. Высокая требовательность в соблюдении дисциплины организации есть истинная любовь к коллективу.

62. Там, где идет борьба, там жизнь; там, где жизнь, должно быть место эмоциям и романтике.


63. В борьбе – жизнь; в жизни – борьба.

64. Один день, прожитый человеком в самоотверженной борьбе за революцию, ценнее и дороже, достойнее, чем прожитые им бесцельно сто или тысяча дней.

65. Сплоченность – предпосылка победы, раскол – фактор поражения.

Идеология и теория

66. Мир движут не деньги или атомная бомба, а великие идеи.

67. Юность без мечты и идеалов – не молодость.

68. Плодотворная жизнь молодости должна славиться в созидательном труде и новаторских подвигах.

69. Там, где трудится молодежь, должны быть песни и танцы; именно они сопутствуют новаторству в труде.

70. Жизнь без песен, молодость без песен подобны цветам, лишенным аромата и свежести.

71. Цветы увядают, но могут снова расцвести, тогда как прошедшая молодость не возвращается.

Молодежь и молодые годы

72. Молодежь – драгоценный цвет страны и нации, самый жизнедеятельный отряд общества, герой будущего.

73. Приказами и распоряжениями не повлияешь на идейный настрой человека.

74. Лучший способ воздействовать на душу человека – вникнуть в его духовный мир.

75. Возможности надо сознательно создавать, а предпосылки – целеустремленно готовить.

76. Будь смелым в принятии решений, организуй дело масштабно и двигай его энергично – и, как правило, откроется закрытый путь, появится и то, чего раньше не было.

77. Привыкнешь много спать – все время тебя будет одолевать сон. Так и с делами: работаешь спустя рукава – все валится из рук.

Северная Корея
Часть 1.

07 августа 2014 Туристы постарше, представляющие себе путешествие в Северную Корею как путешествие в наше недавнее, по историческим меркам, социалистическое прошлое, заблуждаются...

Государства с общественно-политическим строем, подобным созданному в северной части Корейского полуострова, на территории бывшего СССР никогда не было. Как нет, и никогда не было, ничего подобного в других странах.

Неправильно считать, что господствующая идеология в Северной Корее - коммунистическая. В конституции страны и в программных документах правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) ни коммунизм, ни социализм даже не упоминаются. Официальное название страны – Корейская Народно-Демократическая Республика. В качестве официальной идеологии принята «теория чучхе» - уходящее корнями в древнюю философию учение о самодостаточности и опоре только на собственные силы.

Чучхе

Основной принцип учения чучхе можно изложить формулой «человек решает всё и хозяин всего». Далее из этого принципа вытекает необходимость быть самостоятельным, и поскольку Корея - страна самостоятельных людей, ей никто не нужен. Принципом «опоры на собственные силы» оправдывается практически полная закрытость страны от внешнего мира. Характерный пример – в КНДР с 1997 года официально принято «летоисчисление чучхе». Новый северокорейский календарь начинается с 1912 года – даты рождения первого президента страны Ким Ир Сена. Ему же приписывается и создание самой теории чучхе.

На самом деле теория чучхе – всего лишь идеологический антураж, политическое прикрытие. Оно позволяет правящей ТПК во главе с несменяемой уже более шестидесяти лет династией Кимов полностью подчинить себе население Северной Кореи.

В этом и состоит главная особенность общественного строя Северной Кореи – полное отсутствие каких-либо гражданских свобод, даже формальных, и стопроцентный приоритет коллектива перед отдельной личностью. Теория чучхе полностью исключает личную материальную заинтересованность в труде. И при этом от северокорейца не услышишь малейшего намёка на несогласие с порядками в стране, даже в том случае, когда он – беженец и покинул КНДР, спасаясь от голода.

Культ

Поклонение вождям – Ким Ир Сену и его сыну Ким Чен Иру, ставшего после смерти отца в 1994 году во главе страны и руководившему ею до собственной смерти в 2011 году, приобрело в КНДР фантастический масштаб. Это самый настоящий религиозный культ, которого не знала даже христианская Европа во времена Средневековья. Портреты «двух вождей» висят не только в каждом доме, но и в каждом вагоне пхеньянского метро. Порой их можно встретить в самых неожиданных местах, например, рядом с крестьянским полем. Установленным по всей стране памятникам вождям надлежит кланяться, исключений для иностранцев не делается.

В каждом детском саду Северной Кореи устроена отдельная комната, в центре её — большой макет родной деревни Ким Ир Сена Мангёндэ, на стенах обязательно- картинки из детства вождя, его сына и официальный портрет Ким Ир Сена.

Дошколята и воспитатели перед началом занятий должны трижды поклониться портрету и при этом нараспев повторять: «Спасибо, Маршал-Отец!».

Многолетнее тотальное и беспрекословное следование идеям чучхе не привели Северную Корею к экономическому процветанию. Изоляция от внешнего мира и как следствие – огромное технологическое отставание, чудовищные военные расходы (с 2005 года КНДР обладает ядерным оружием), неэффективный принудительный труд – эти и множество других проявлений тоталитарного режима привели страну на порог экономического коллапса. Одно из самых страшных последствий «следования по пути чучхе» - острый недостаток продовольствия в КНДР.

Никаких статистических данных в КНДР об уровне жизни населения не публикуется. Однако в 2000 году северокорейские власти официально признали, что в период с 1995 по 1999 годы в стране умерло от голода «большое число людей». Европейские эксперты считают, что КНДР от голода в эти годы погибло до трёх миллионов человек. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, не в последнюю очередь за счёт международной гуманитарной помощи. Но по некоторым сведениям, факты массового голодания всё ещё имеют место, особенно среди населения отдалённых сельских районов страны.