Шарль Бодлер. Краткая биография. Шарль пьер бодлер Биография Шарля Бодлера

Французский поэт, критик, один из выдающихся классиков мировой литературы.

Родился будущий поэт 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, сенатор и художник по совместительству Франсуа Бодлер, с раннего детства водил сына по галереям и музеям, знакомил его со своими коллегами, прививал мальчику любовь к искусству. Франсуа скончался в возрасте 69 лет, оставив шестилетнего сына и молодую жену. Спустя год мать Шарля вновь вышла замуж, что наложило на характер мальчика тяжелый отпечаток. Не найдя общего языка с отчимом, Бодлер совершал такие поступки, которые шокировали не только его родных, но и все общество.

Вскоре семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион. После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он наделал массу долгов, заразился сифилисом, который в будущем станет причиной его смерти, и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе.

Дабы наставить непокорного отпрыска на путь истинный и избавить его от «дурного влияния местной богемы», родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это плавание не прошло напрасно и оставило след в тонко чувствующей душе юноши. Тропические звуки, запахи, пейзажи, опасность морского путешествия – все это нашло отражение в величайших творениях поэта. Но все это будет немного позже.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы.

Бодлера такое поведение матери глубоко возмутило. Мало того, такое решение суда стало для него настоящей катастрофой: теперь молодой человек не мог выплачивать свои долги и вести нормальное существование!

Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843-44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество.

В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла», изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф.

Биография

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821−1867), крупнейший французский поэт 19 в.

Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера (1759−1827), управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793−1871). Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим - офицер французской армии Жак Опик (1789−1857), сделавший впоследствии блестящую военную (генерал), дипломатическую (посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе. По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион, суровый режим которого отчим считал необходимым для воспитания непокорного пасынка. В 1837 написал свое первое стихотворение Несовместимость (Incompatibilit). В апреле 1839 исключен из Лицея за отказ выдать товарища, но уже в августе сдал экзамены на бакалавра. В 1839-1841 слушал лекции по праву в Сорбонне. Сблизился с парижской богемой. В июне 1841 отправлен родителями, желавшими оторвать его от этой среды, в морское путешествие в Индию, однако в сентябре прервал плавание и несколько месяцев прожил на о. Маврикий. В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков. C 1843 начал сотрудничать в литературных журналах, в первую очередь как автор обзоров и рецензий о культурной жизни Парижа. Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком, Жераром де Нервалем, Теофилем Готье, Сент-Бёвом, Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник (Artiste) был опубликован сонет Даме креолке (A une dame crole), сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий. Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло (La Fanfarlo). Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники (Делакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвовал в уличных боях. В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По (переводы, исследования). 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла (Freurs du Mal), вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 «за оскорбление общественной морали» был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее «безнравственных» поэм. В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал «могучий талант» Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай (Paradis artificiels). В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла, последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А. Ч. Суинберна. Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля. В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро (Figaro) опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин (Spleen de Paris). Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 у.е.хал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае, однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П.Верлен, Т. де Банвиль). В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла, дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости (Curioosit esthtiques), в 1869 - собрание литературных эссе Романтическое искусство (Art romantique) и Маленькие поэмы в прозе (Petits pomes en prose), а затем сделанные им переводы Эдгара По. Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857. Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу - основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книга - Цветы зла - представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования (смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение и пр.). Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу - Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности (Отречение Св. Петра, Авель и Каин). Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе (Литания Сатане). В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт - тот же изгой, «прклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки). Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» («atroce ralit») в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла» («extraire la beaut du Mal»). Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма - сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем - отрицательной действительности и мира прекрасного - говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера. Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств - вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе - экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе. В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает «условные» просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий. Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства современности», т. е. «самого актуального выражение прекрасного», характеризующегося «глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному» («intimite, spiritualite, aspiration vers infini»); романтизм - не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» («manire de sentir»). В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм, импрессионизм, сюрреализм).

ШАРЛЬ-ПЬЕР БОДЛЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821−1867), очень известный французский поэт XIX в. Родился 9 апреля 1821 в Париже. Сын управляющего делами Сената, Жозефа-Франсуа Бодлера (1759−1827) и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793−1871). Когда ему было 6 лет, умер его отец. Воспитанием Бодлера занимался отчим - офицер французской армии Жак Опик (1789−1857), который со временем сумел сделать себе блестящую карьеру, был генералом, послом в Мадриде и сенатором. В 1832 году они всей семьей переехали в Лион.

В 1833 г. Шарль начал учебу в лионском Королевском колледже и стал жить в пансионе. Когда в 1836 году они вернулись в Париж, он продолжил свою учебу в Лицее Людовика Великого. Жить его снова поместили в пансион с очень суровым режимом, но отчим считал такой шаг просто необходимым для пасынка.

В 1837 г. Шарль написал первое стихотворение под названием "Несовместимость" (Incompatibilit). В апреле 1839 г. Бодлера исключили из лицея, потому что он отказался выдать своего товарища, но уже в конце лета сдал все экзамены на бакалавра. В 1839-1841 гг. прослушал курс лекций по праву в Сорбонне. В июне 1841 родители отправили его в морское путешествие в Индию, но уже в сентябре он прервал свое плавание на несколько месяцев и стал жить на о. Маврикий. В Париж Шарль вернулся в феврале 1842 г. Когда в апреле 1842, он достиг совершеннолетия, то унаследовал состояние своего отца - 75 тыс. франков.

В 1843 начал сотрудничество с литературными журналами, главным образом как автор рецензий и обзоров культурной жизни Парижа. Тяга к коллекционированию живописи и богемный образ жизни вовлекли его в очень большие затраты. Всего лишь за 2 года он потратил 1/3 часть отцовского наследства. В июне 1844 года на семейном совете был решено приставить к нему опеку, что очень унизило его, и в июле 1844 Бодлер совершил попытку самоубийства. В этом же году он порвал с отчимом.

В 1845 году в журнале Художник (Artiste), опубликован сонет "Даме креолке" (A une dame crole), что стало для него дебютом. В то же время он сумел заявить о себе как о тонком ценителе живописи, когда в 1845 г. написал эссе о художественном салоне.

Во французской литературе его творчество оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно сумело завершить прежнюю романтическую традицию и одновременно с этим дало мощный импульс развитию французской поэзии (символизм, сюрреализм, импрессионизм).

Бодлер Шарль Пьер, (1821-1867) французский поэт

Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже в семье сенатора. Когда Шарлю еще не было шести лет, его отец, который, был на 34 года старше своей жены, умер. А мать вышла замуж за командира батальона Жана Опека, с которым Бодоер не нашел общего языка. В 1833 семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион (интернат).

После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он влез в долги и заразился сифилисом, который и станет причиной его смерти.

Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе. Дабы наставить сына на путь истинный родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это короткое путешествие нашло отражение в величайших творениях поэта.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы. Для него это был удар. Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера.

Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843–44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида.

В 1848 поэт участвует в восстании Парижской коммуны, становится соредактором демократической газеты «Салю Публик».

Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом, а также издал две книги, посвященные его творчеству. В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла», изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе.

В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени. В 1866 году Шарль Пьер Бодлер тяжело заболевает, но скрывает от всех, что болен сифилисом. Последний год жизни провел в больнице Парижа, где и скончался 31 августа 1867 года.

Бодлер, Шарль-Пьер один из самых известных поэтов Франции 19-го века. Это определение не способно отразить и сотой доли того, что в действительности вмещает в себя такое явление, как Шарль Бодлер. Человек неоднозначный, буквально сотканный из противоречий. Неоднозначна и противоречива оценка его жизненного, да и творческого пути. Его отношение к себе, душевная неустроенность и борьба с собственными пороками, позволили большинству его биографов назвать его первым из «проклятых поэтов».

Лучше понять Бодлера поможет его биография. Родился он в 1821 году 9 апреля в Париже. Его отец, человек достаточно просвещенный и состоятельный, неплохой художник, на момент рождения сына служил в Сенате управляющим делами. Разница в возрасте между ним и супругой составляла более 30-ти лет. Позже эта разница в возрасте родителей будет не раз осуждаться Шарлем, а их брак назван «патологическим и несуразным». В этих словах кроется не столько отношение к своим родителям, сколько ранняя смерть отца и последующая жизнь с отчимом. Уже в шестилетнем возрасте он теряет отца, и через полгода мать во второй раз выходит замуж за французского офицера, который вскоре делает прекрасную карьеру. Становится генералом, а впоследствии послом в Испании и сенатором.

В 1832 году отчим перевозит семью в Леон, где и начинается путь к знаниям маленького Шарля. Он поселяется в пансионе и начинает обучение в местном королевском колледже. Три года учебы в колледже проходят быстро, и в 1836 году семья возвращается в Париж. В эти годы отношения Шарля с отчимом, и ранее не безоблачные, портятся окончательно. Именно отчим, по его мнению, мешает ему быть рядом с матерью, позже именно он становится преградой на пути к поэзии.

В Париже Шарля отдают в Лицей Людовика и опять в пансион, который в Париже славился своей строгостью, что, по мнению семьи, должно было пойти на пользу молодому Бодлеру, не отличавшемуся дисциплинированностью и прилежностью. Уже в эти годы, под влиянием Сен-Бева, он начинает сочинять на латыни. Это были первые пробы пера, но именно здесь в стенах лицея возникла тяга к стихотворчеству, к сочинительству. В 1839 году за конфликт с руководством его исключают из лицея, но вскоре позволят сдать экзамены на бакалавра. Два последующих года он слушает лекции в Сорбонне и одновременно сводит знакомство со многими знаменитыми поэтами и художниками тех лет. Тогда же происходит сближение с Парижской богемой. Именно в этот короткий промежуток времени он наделал долги, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, что в последствие, через четверть века и стало причиной его смерти.

По окончанию учебы, мнения семьи и молодого бакалавра снова разделяются. Отчим с матерью видят его будущее в служении отечеству и готовят его в послы, но Шарль объявляет, что желает посвятить себя поэзии. Недолго думая и желая раз и навсегда разорвать порочные связи пасынка, генерал отправляет его на службу в Индию, откуда благополучно сбегает менее чем через год. Несмотря не то, что на карьере посла был поставлен крест, путешествие не прошло даром. Встреча с огромным количеством людей, тропические пейзажи, штормы, в одном из которых корабль Шарля потерпел крушение, отложились вы его голове и в дальнейшем не раз использовались в творчестве поэта. Они послужили основой тех красочных картин, которые он в избытке создавал в своих величайших творениях.

По возвращению в Париж, он отмечает свое совершеннолетие и получает право наследовать отцовское состояние, и одновременно приступает к литературному труду. На первых порах это обзор культурной жизни Парижа, небольшие статьи в литературных журналах. В это же время он знакомится с В. Гюго, Оноре де Бальзаком, П. Дюпоном. Все это не могло не повлиять на него как на поэта. Но в это же время он вновь приобщается к богемной жизни. Именно в это время он снова возвращается к наркотикам, ведет беспорядочный образ жизни. Вскоре от солидного наследства остается лишь половина, и семья решает установить опеку над ним. Не выдержав подобного унижения, он конфликтует с семьей и даже предпринимает попытку самоубийства. Отстранение от денег создает целый ряд проблем с кредиторами.

Популярность приходит к нему внезапно. Написав очень талантливое эссе о художественном салоне в Париже, он моментально прослыл ценителем высокого искусства и в одночасье стал одним из авторитетнейших литературоведов своего времени. И его первые стихи появляются в это же время. Так «Сонет даме креолке» опубликованный в журнале «Художник» приносит ему известность. Критики считают сонет, написанный еще в период путешествия в Индию, посвящением Жанне. До наших дней неизвестно ничего конкретного об этой девушке. Все сведения о ней противоречивы. Но в том, что она была единственной настоящей любовью поэта, сходятся все. Познакомился он с ней в 1842 году и, по заверению некоторых современников, ей тогда едва исполнилось 15 лет. Она была мулаткой, но не очень темной. С невероятной шевелюрой, огромными глазами и высокого роста. Их отношения нельзя оценивать однозначно, но для Бодлера она, безусловно, была его, музой и любовь к ней он пронес через всю жизнь. Примерно в 30-ти летнем возрасте ее разбил паралич и с этих пор ко всем финансовым проблемам Шарля прибавляются расходы на лечение и оплату сиделок. Во время очередной попытки суицида он завещает ей все свое состояние.

Революцию 1848 года Шарль Бодлер встретил на баррикадах вместе с народом и той частью интеллигенции, которая разделила гнев народа и его надежды на светлое будущее. Сотрудничая в республиканской прессе, он всеми способами, сопротивлялся власти Луи Бонапарта. Когда иллюзии исчезли и, стало ясно, что надежды не сбылись, он впал в депрессию и навсегда отошел от политики, но мятежность и бунтарский дух прошли красной нитью через все его творчество. В конце сороковых начале пятидесятых, произошло окончательное становление его как поэта. Изданный в это время сборник «Цветы зла» соединил в себе надежды на торжества идеалов и крушение этих надежд. В этой книге он обращается к религии, но его мистицизм и свободное трактовка церковных канонов, вызвали гнев католической церкви и привели к проблемам с изданием сборника.

На протяжении всей жизни поэт находится под впечатлением таланта Эдгара По. Страстный интерес к его творчеству он сохранил на всю жизнь. Бодлер перевел практически все его произведения. Немало статей и эссе посвящено творчеству писателя. А в 1852 году он публикует объемный очерк, который позже стал предисловием к переводному изданию рассказов американского писателя. В этом же очерке он поднимает вопрос о месте писателя в современном ему обществе, о принципах отвечающих новому времени. Это время в творчестве поэта характерно созданием новых поэтических образов, наполненных не только материальной составляющей, но и движением духа, внутренней борьбой. Создаваемые им образы противоречивы, их души разрывает целая гамма эмоций. Невозможность соединить черноту реального мира и мир прекрасного и невозможность «извлечь красоту из зла», к чему всю жизнь стремился Бодлер, приносит ему горькое разочарование.

Современниками Бодлера были Г.Берлиоз, Г. Флобер, И. Тэн. Перечитывая их рассказы, дневники, очерки встречаешь те же эмоции и настроения, которые находишь в стихах Бодлера. Но в своих стихах он говорит об этом более пронзительно. В них он вложил всю собственную боль, депрессию - вечную спутницу красоты, свое разочарование жизнью из-за невозможности найти «красоту, в которой бы отсутствовали горе и несчастье». Наблюдая окружающую действительность и пропуская ее через собственное сердце, он приходит к созерцанию красоты странной и даже шокирующей. Это и понуждает его отводить столько места в поэзии образам ужасным, отвратительным. На страницах его поэм встречаются образы отталкивающие, вызывающие брезгливость.

В период с 1857 по 1867 год, он публикуется в журналах. Особого интереса заслуживает сборник под названием «Парижский сплин» куда вошли его стихотворения в прозе. В этих стихах он анализирует свое отношение к наркотикам, к собственной борьбе с этим злом. Он рассуждает о воздействии дурмана на разум художника и человека. Пройдя лично все круги «искусственного рая», он отказывается от употребления наркотиков, но, к сожалению, ненадолго. Во время своего путешествия в Бельгию он снова срывается и находит утешения в наркотических грезах. Весной 1865 года с ним случается удар. Он частично парализован, не может двигаться, у него нарушена речь, но его решают перевести в Париж, где он вскоре и скончался.

Творчество поэта пришлось на перелом двух эпох, когда Европа прощалась с романтизмом и стояла на пороге символизма, сюрреализма и импрессионизма. И именно Шарль Бодлер, со своими противоречиями и сомнениями, всем своим творчеством способствовал дальнейшему расцвету европейской поэзии.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Бодлера Шарля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Биография Шарля Бодлера

Шарль Пьер Бодлер – французский поэт, критик, один из выдающихся классиков мировой литературы.

Родился будущий поэт 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, сенатор и художник по совместительству Франсуа Бодлер, с раннего детства водил сына по галереям и музеям, знакомил его со своими коллегами, прививал мальчику любовь к искусству. Франсуа скончался в возрасте 69 лет, оставив шестилетнего сына и молодую жену. Спустя год мать Шарля вновь вышла замуж, что наложило на характер мальчика тяжелый отпечаток. Не найдя общего языка с отчимом, Бодлер совершал такие поступки, которые шокировали не только его родных, но и все общество.

Вскоре семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион. После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он наделал массу долгов, заразился сифилисом, который в будущем станет причиной его смерти, и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе.

Дабы наставить непокорного отпрыска на путь истинный и избавить его от «дурного влияния местной богемы», родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это плавание не прошло напрасно и оставило след в тонко чувствующей душе юноши. Тропические звуки, запахи, пейзажи, опасность морского путешествия – все это нашло отражение в величайших творениях поэта. Но все это будет немного позже.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы.

Бодлера такое поведение матери глубоко возмутило. Мало того, такое решение суда стало для него настоящей катастрофой: теперь молодой человек не мог выплачивать свои долги и вести нормальное существование!

Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843-44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество.

В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла» , изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф.

Помимо биографии Бодлера обратите внимание на следующие сочинения.