Цикл тренинговых занятий с подростками "жизнь стоит того, чтобы жить" план-конспект занятия на тему. Тренинг с подростками "смысл жизни" Упражнения для поиска смысла жизни

Смысл жизни - это максимальное значение,
максимальная ценность чего-то,
к чему ты осознаешь свою причастность.
М.Веллер

Мой успех – это 99 неудач и одна удача!
Саочина Хонды

Научился ли ты радоваться препятствиям?
Восточная мудрость

ЦЕЛЬ:

  • Направить юношей и девушек на поиск истинных целей и смыслов.
  • Помочь сформулировать наиболее актуальные и болезненные проблемы взаимоотношений с прошлым, настоящим, будущим и проанализировать их.
  • Диссоциировать взгляд на жизненные проблемы, изменение их восприятия.
  • Расширить поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях.
  • Повысить уверенность в себе и личностный рост участников тренинга.
  • Актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях.
  • Акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компетентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.

ПЛАН:

  1. Беседа.
  2. Упражнение «Мои смыслы».
  3. Методика «Капля на стекле».
  4. Упражнение «Преодоление».
  5. Рефлексия.
  6. Ритуал «Прощание».

БЕСЕДА

Имеет ли жизнь вообще смысл? И если да, то какой? В чем именно? Или жизнь вообще бессмысленна? Эти вопросы в глубине души мучают каждого человека. Человек на время, даже надолго может совсем забыть об этом, погрузиться с головой в будничные проблемы, заботы, интересы. Но совсем отмахнуться от этого вопроса никак нельзя. И даже самый духовно тупой, заплывший жиром, спящий человек возвращается к этому вопросу, потому что приближается смерть. Наступает старение, болезни и т. д. Умирать страшно. Боится, как правило, тот, кто не раскрыл смысл жизни. Страх перед смертью - это фактически трансформированный страх перед жизнью. Бывает, жизнь проходит очень быстро, дни сменяют один другой, как в калейдоскопе, и однажды вдруг человек становится перед фактом: жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было в ней смысла. Многие философские и психологические течения рассматривают проблему смысла с разных позиций. Вик тор Эмиль Франкл, австрийский психиатр и психолог, находит смысл жизни в самой жизни, в каждом ее мгновении. Им была создана логотерапия, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующие во внешнем мире смыслы: смысл учебы, смысл работы, смысл любви, ненависти, страдания, смерти, существования и т.д.

Жизнь не может лишиться смыслов, ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. Трудно описать жизнь, ее можно чувствовать, дорожить ею. Оценить ее тоже трудно. Жизнь развертывается и вся она - в это мгновенье, «здесь и теперь!» - не больше и не меньше. Мудрый проживает каждый день как последний, нормальный человек живет будущим.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СМЫСЛЫ»

(Работа в тетрадях).

Инструкция. Запишите, пожалуйста, вопросы:

1. Что я даю жизни? (Творчество, работа, учеба...)

2. Что я беру от жизни? (Ценности, переживания, опыт...)

3. Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу.

4. К чему я стремлюсь?

5. Что я даю труду?

6. Что я беру у труда?

7. Как я отношусь к труду?

Запишите, пожалуйста, ответы на эти вопросы. У вас получится маленький трактат о поисках смыслов. Обсуждение. Впечатления.

3. МЕТОДИКА «КАПЛЯ НА СТЕКЛЕ»

I этап. Погружение в релаксационное состояние (расслабление тела по традиционной схеме), или простая краткая установка на релаксацию. Например:

Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание свободно. Представьте…

II Основной текст.

… Представьте, что вы стоите у окна. Барабанит дождь и его капли стекают по стеклу… Какие-то стремительно скользят вниз, другие, словно пытаясь зацепиться и остановить падение, какое-то время плывут по гладкой прозрачной поверхности, оставляя за собой тонкие дорожки и в конце концов тоже теряются за периметром окна.

По небу плывут серые тучи, за сплошной пеленой которых – вы знаете это совершенно точно – чистое голубое небо и яркое теплое солнце. Точно так же, как даже за самой трудной рабочей неделей, есть островок выходных, которые можно сделать яркими и теплыми даже холодной зимой, также как в потоке жизненных проблем обязательно есть события, наполненные особой теплотой, светом, когда каждый миг наполнен ощущением счастья, а груз повседневных забот становится совершенно невесомым…

И в такой серый день порой по-особому хочется вдруг ощутить эту невесомость и оказаться там, за пеленой серых облаков и туч. И в этот момент, вы обнаруживаете, что можете летать. Обнаруживаете, что невидимые крылья уже несут вас в высь… свист ветра и упругость воздуха, прохлада и свежесть… Ощущение свободного полета, независимости и силы, преодолевающей потоки капель и капелек. Где-то далеко, внизу остались люди, деревья, дома … и кажется … еще совсем немного и вот оно чистое небо и теплые лучики солнца, вот она – мечта… И вдруг вы замечаете, что сливаетесь с потоками устремляющихся вниз капелек, превращаясь в одну из них. Неожиданный поворот, или просто усталость… и вас несет назад – вниз. Стараясь удержаться, вы пробуете как-то повлиять на происходящее, и… вам удается зацепиться за чье-то окно. За стеклом горит свет, и кто-то стоит у окна. Может быть, хочется кричать, звать на помощь, хочется внимания и поддержки и есть надежда, что этот человек может помочь. Он же видит безмолвную каплю, катящуюся вниз по стеклу… И вы снова в свободном полете вниз.

… Оказавшись на земле, среди мокрых и липких комочков почвы, холодных камушков и древесных остатков, и оглядевшись вокруг, вы замечаете повсюду множество самых разных по цвету и форме семян и семечек. К некоторым из них подкатываются капельки воды, и они оживают, выпускают ростки и устремляются ввысь. И скоро там, наверху появятся прекрасные цветы или могучие деревья. И вы тоже можете вырастить свой цветок жизни, цветок своей мечты. Нужно только определить каким будет этот цветок, и выбрать соответствующее семечко. И не важно, каким оно будет цветом, размером, главное, чтобы этот выбор был сделан сердцем, сделан вами и для себя.

… И в этот момент, когда вы приближаетесь к своему семечку, соединяетесь с ним, становится не важно – нашли вы это семечко рядом с собой, или в себе… и оказалось, что оно всегда было вашей частичкой… И, ощущая небывалый прилив сил, вдохновения… и легкости, вы устремляетесь вверх… обновленным, свежим, сильным ростком своего творения, или творения и возрождения самого себя. Сквозь толщу преград, пробиваясь к солнцу, вы замечаете, что вокруг уже светло, солнечные лучи играют в жемчужинах воды на листве. И пусть на Земле не будет такого же творения, как ваш цветок, как нет точно такого же человека, как и вы. Как единственная и неповторимая ценность этого мира… И не важно, что вам удалось вырастить – маленькую уникальную незабудку, или огромный розовый куст… ведь это ваше творение, может быть соприкосновение с мечтой.

Ощущая, как распускает веточки и бутоны ваш цветок, вы чувствуете новые силы, новые возможности, и, главное, знаете, что неожиданности, падения и ошибки могут дать огромные силы, опыт и вдохновение на пути к мечте. И сохранив эти ощущения силы, свежести, новых возможностей и нового знания, вы поднимаетесь над своим творением все выше и выше и… вновь переноситесь в комнату с окном. Снова по стеклу катятся капельки. У каждой свой путь и вы знаете, как его можно пройти, вы понимаете то, что им еще только предстоит понять. И может быть, вам захочется что-то сказать, скользящим вниз капелькам, что-то пожелать, о чем-то напомнить. Сделайте это… И я не знаю, что означало для вас это приключение. Что это было – путешествие в свой внутренний мир, где тоже бывает разная погода, где есть капельки, дающие силы и зернышки, из которых можно вырастить новые способности, нового себя. Или это просто рассказ,… фильм об одном из вариантов творения судьбы.

И сейчас, запомнив все то, чему вы, может быть, научились, поняли, все то, что удивило, или показалось важным, возвращайтесь сюда, в наш кабинет.

III Вопросы для обсуждения.

Впечатления, чувства, переживания? Что происходило с вами, какие этапы переживались особенно ярко? Ассоциации с какими жизненными стратегиями в ситуации ошибки или неожиданного препятствия возникают в связи с полученным в упражнении опытом?

У каждого из вас образ капельки вызвал определенные жизненные ассоциации, у каждого есть опыт переживания себя в роли капельки в реальной жизни и есть опыт возрождения себя, самоподдержки в тех или иных жизненных событиях. У каждого есть и свои зернышки, которые удалось прорастить и которые теперь служат надежной точкой опоры – ваш опыт, ваши достижения и победы, открытия каких-то граней своего «Я». Весь этот опыт и личностный багаж жизненных знаний и умений бесценны и стоят того, чтобы поговорить об этом отдельно. Сделаем это мы так.

Возьмите лист бумаги и фломастеры. Внизу мы нарисуем каплю, может быть, у вас их будет несколько. Капля у нас сейчас будет символизировать те жизненные ситуации, в которых вы испытывали что-то подобное тому, что пережили сегодня. От капельки мы проведем ростки, и наша капелька уже обретает образ зернышка (тренер рисует на доске возможный пример), образ возрождения и жизни. На ростках нарисуем листья и цветы. Каждый цветок пусть будет символизировать тот опыт, те жизненные приобретения, которые вы получили, благодаря этим трудностям, проблемам, кризисам. Можно делать поясняющие надписи (10-15 мин).

4. УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Памятка по разрешению проблемных и кризисных ситуаций. Участникам предлагается ее примерный образец, в который они могут вносить изменения в соответствии с имеющимся опытом и особенностями анализируемых проблем.

Памятка по разрешению проблемных ситуаций.

Операция по принятию решения по поводу проблемы состоит из 5 компонентов.

1. Ориентация в проблеме. Здесь важно помнить. Проблемы есть у всех, если у вас есть проблема – вы нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки! Не избегайте столкновения с проблемами, пытайтесь их решать – это в ваших силах! Первая идея не всегда самая лучшая, прежде чем начинать действовать остановитесь и подумайте! При желании вы можете изменить себя и разрешить любые проблемы. Прислушивайтесь к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так! Чем раньше вы обнаружите проблему, тем оперативнее сможете ее решить!

2. Определение и формулирование проблемы. Для того чтобы лучше понять суть проблемы опишите ее по следующим характеристикам: «кто, что, почему, где и как». Остановитесь, подумайте и опишите проблему и свои цели. Ясно и конкретно опишите все доступные факты! Отделите доступную от скрытой информации и факты от предположений! Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Точно определите свои цели, разделив их на рациональные и иррациональные. Для прояснения запутанных областей проблемы можно использовать список «ключей»:

  • Известно
  • Мысли
  • Мнения
  • Оценки
  • Чувства
  • Реакции
  • Решения
  • Неразрешимое
  • Попытки
  • Неудачи
  • Последствия
  • Ошибки
  • Соглашения
  • Помехи
  • Ресурсы
  • Игнорируется
  • Неправильно понято
  • Не хватает
  • Подавляется
  • Сдерживается
  • Забыто
  • Возражения
  • Достигнуто
  • Полезно
  • Постоянно
  • Меняется
  • Скрывается
  • Положительно
  • Отрицательно
  • Любопытно
  • Загадочно
  • Интересно
  • Скрыто
  • Навязано
  • Осталось без ответа
  • Не существует
  • Желательно
  • Внутренние запреты
  • Навязчивое
  • Беспокойство
  • Можно научиться

Ключи используются в виде вопросов. Например: Какие ресурсы есть для достижения…? Какие попытки делались? Какие препятствия возникали? Делает ли кто-то какие-то оценки? А вы? Что беспокоит в этой ситуации? Какие помехи существуют? Какие ошибки могли или могут быть допущены? и т.д.

3. Генерирование альтернатив. Не критикуя и не оценивая выдвигайте как можно больше вариантов решения проблемы, - они должны быть конкретными и логичными! Пробуйте комбинировать и улучшать идеи.

4. Принятие решения. Оценка возможных решений. Критерии:

  1. Какова вероятность, что этот вариант поможет добиться цели?
  2. Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением наилучшим способом?

Оценка последствий. Личные последствия – время, усилия, эмоциональные издержки или выигрыши, соответствие морально-этическим ценностям, физическое состояние и т.д. Социальные последствия: эффект в семье, у друзей и т.д. Краткосрочные и долгосрочные последствия – как это решение повлияет на меня сейчас? В будущем?

5. Выбор наиболее эффективных альтернатив и преобразование их в оптимальное решение.

Если имеет место расхождение между целью и наблюдаемым последствием, сделайте попытку определить в чем источник трудностей: в процессе решения проблем или претворения в жизнь решений. В первом случае можно еще раз пройти весь алгоритм решения, во втором – следует подумать как улучшить способ реализации решения.

Помните! Наличие проблем свидетельствует, что вы человек, а умение их решать – что вы счастливый человек.

Кризис может стать шансом!

5. РЕФЛЕКСИЯ

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Заполните.

Понятию смысла жизни посвящено немало книг знаменитого психотерапевта В.Франкла. Мы не будем сейчас разбирать его замечательные идеи, но заметим, что многие люди не задумываются о смысле жизни, однако, непосредственно ощущают осмысленность своего бытия. Если же человек переживает ощущение бессмысленности, то уже потом он начинает рассуждать на эту тему, пытаясь логически обосновать свое ощущение бессмыслицы бытия или найти смысл таким же способом. Однако, можно просто создать образ того смысла жизни, который бы действительно вас устроил и потом определить, что он для вас значит и каким способом можно его реально обрести. Обрести в том смысле, чтобы непосредственно ощущать его присутствие в своей жизни, более того, в своем теле, поскольку наши переживания всегда коренятся в нашем теле и нигде больше.

Инструкция к упражнению. Сядьте в удобную позу. Представьте, что недостающий смысл жизни находится настолько далеко, что вы ощущаете свою изолированность от него, и настолько близко, что вы можете достаточно ясно его ощущать (то есть, видеть, или слышать, или просто чувствовать его присутствие). На что он похож? Первое, что возникает в вашем воображении и будет правильным ответом. Изучите возникший образ, поговорите с ним. Понятно, что недостающий смысл жизни должен представляться чем-то чрезвычайно прекрасным, энергетически сильным. Смысл жизни действительно дает нашей жизни много энергии и спокойствия, уверенности. Если вы уверены, что смысла жизни нет, то это означает. Что вы на самом деле знаете, чего вам недостает, но вы отрицаете его существование. Поэтому эта отговорка не годится, вы все равно можете представить то, что как вам кажется, не существует, но в принципе желательно для вас.

Какие преграды существуют между вами и вашим смыслом жизни? На что они похожи, что они сообщают вам, как обосновывают отсутствие контакта между вами и смыслом жизни? Найдите контраргументы и другие способы преодоления препятствий. Если это не действует, то позвольте самому смыслу разрушить одну преграду за другой, приблизиться к вам и войти в ваше тело. Ощутите, как смысл жизни вошел в вас и соединился с вами. Как изменилось ваше состояние? Ощущаете ли вы себя спокойнее, увереннее, целостнее, сильнее? Пусть это чувство закрепится и распространится по всему вашему телу. Время упражнения 5-10 минут.

Групповое обсуждение результатов очень важно, чтобы терапевт мог его достаточно квалифицированно провести, ему необходимо хорошо знать теорию логотерапии В.Франкла.

Пример 1. После выполнения подобного упражнения в группе, одна из студенток ощутила, что соединилась со смыслом жизни, который представлялся ей прекрасным солнечным энергетическим шаром, который поместился в ее теле где-то в области плеч. Она почувствовала себя очень хорошо, видно было, что она распрямилась и как-то посветлела лицом. Однако она сказала, что чувствует тревожащую ее потребность что-то делать прямо сейчас. Она почувствовала какую-то ответственность и, несмотря на обилие энергии, которую она получила, это было ей неприятно. Она сказала, что предпочитает прежнее состояние, хотя оно было менее энергитичным, в меньшей степени дающим ощущение осмысленности жизни.

Несмотря на то, что я пытался помочь ей сохранить новые достижения, пришлось согласиться с ее нежеланием принять смысл жизни. Как только она отпустила свой смысл жизни, ее плечи снова опустились, а лицо потеряло «свечение», но она сказала, что так ей спокойнее.

Этот случай подтверждает мнение В. Франкла, что обретение смысла жизни накладывает на человека ответственность за следование этому смыслу. Что может обременять личность, хотя дает ей много сил и приносит счастье. Поэтому многие люди предпочитают защищаться от собственного смысла жизни и думают, что он должен находиться где-то далеко вне пределов досягаемости. Получается, что люди, которые жалуются на отсутствие смысла жизни, на самом деле избегают его.

Пример 2. Несколько раз я проводил терапевтические сеансы с этой студенткой на мастер-классе. Результаты их были удачны, однако, несмотря на успехи, она все время повторяла, что все равно не видит смысла жизни, а без этого никакие успехи не имеют цены. Я не знал, как ей помочь, не было удачной «зацепки». Однако, на одном из последних занятий, я предложил ей представить свой смысл жизни на некотором расстоянии от себя. Она сказала, что ведь его все равно нет. Тогда я сказал, что все-таки она знает какой смысл, хотела бы иметь, поэтому может его и представить. Она согласилась. После чего я предложил ей сказать смыслу, что она больше не будет изгонять его из своей жизни. Мое предложение было основано на вызревшем у меня убеждении, что она сама отказывается от смысла жизни, который на самом деле всегда присутствует в нашей жизни, даже, если мы этого не сознаем. Она была удивлена таким предложением, но сделала это… И стала смеяться! Она была просто счастлива, и сказала, что теперь ощущает свою жизнь как наполненную смыслом. Ей действительно стало хорошо, ее глаза сияли. Она спросила с упреком: «Почему Николай Дмитриевич, вы раньше не сказали мне такой простой, легкой фразы?!» «Извини, - ответил я, - только сейчас догадался…»

5.6.2 Упражнение 2«Прекращение вечной борьбы»

Участникам группы для пояснения рассказывается индийская притча.

Один человек, как и тысяча тысяч других, мечтал разбогатеть и удовлетворить все свои желания. Он понимал, что заработать столько он не сможет, но он слышал, что где-то в лесу живет мудрец, который знает великую мантру (заклинание). Если эту мантру произнести, то явится великий джин, который выполнит любые поручения.

Он долго искал именно этого мудреца, в конце концов, нашел, и, упав в ноги, молил открыть ему великую мантру. Мудрец уговаривал его отказаться от своей безумной затеи. «Если ты не найдешь работы для джина, то он тебя убьет», - предупредил мудрец. Но человек только рассмеялся: «У меня столько желаний, что я просто завалю его работой, ему некогда будет отдыхать!» - сказал он. Он так просил, что, в конце концов, мудрец не выдержал и открыл ему тайну.

Недалеко отойдя, человек произнес мантру, и явился джин ростом до небес. Все, что просил у него человек, появлялось тут же: дворцы, золото и драгоценные камни, парки и мосты, танцовщицы и воины, слоны, груженные разнообразным богатством... Очень скоро человек не мог придумать, что еще попросить, и джин проревел: «Давай мне работу или я убью тебя!» В отчаянии человек бросился к мудрецу, на ходу выдумывая что-то для джина, а тот гнался за ним.

Снова, упав в ноги мудрецу, человек завопил: «О-о-о, я понял, какой я был глупец! Спаси меня, я так раскаиваюсь!» «Ладно, раз ты раскаиваешься, я помогу тебе, - ответил тот, - видишь ту собаку с закорюченным (иначе не скажешь - Н.Л.) хвостом? Тащи ее сюда, и вели джину раскорючить ей хвост».

Джин совершенно измучился с этим заданием, только он раскорючил собаке хвост, как он снова закорючился, он опять раскорючил, а хвост опять закорючился, он раскорючил - хвост закорючился... Он вконец вспотел и сдался. «Никогда я не сталкивался ни с чем подобным. Отпустите меня, и я вас не трону» - сказал он.

Джина с миром отпустили, и человек снова упал на колени перед мудрецом. «Прости меня, я был полным идиотом, теперь я все понял и хочу стать твоим учеником! Преподай мне твой первый урок!» - возопил он. «Ладно, - сказал мудрец, - это и есть мой первый урок: весь этот мир подобен закорюченому собачьему хвосту. Все люди пытаются его раскорючить, а он снова закорючивается, они его раскорючивают, а он опять закорючиваются, они его раскорючивают, а он закорючивается... Потому что его исходное свойство - быть закорюченным...»

Даже не совершая никаких видимых действий, мы часто психологически боремся с какими-то явлениями или людьми внутри самого себя. Или бесконечно боремся сами с собой. Или хотим переделать этот мир в соответствии со своими желаниями и представлениями. Например, мы вечно спорим со своими родителями или мужем (женой), мы тратим очень много энергии на эту борьбу, но борьба эта не приносит никакого успеха, наоборот, те явления, с которыми мы усиленно боремся, только разрастаются и крепнут, как будто питаются энергией затраченной нами. А мы наоборот все слабеем и чахнем, и вместо продуктивной жизни продолжаем бесконечную и бесполезную войну внутри себя. Много энергии мы затратили на борьбу в прошлом, много тратим на борьбу за будущее, которое никак не наступает. Жизнь наша протекает в депрессии, а силы тают.

В этом упражнении предлагается вернуть себе ту энергию, которая была затрачена на борьбу с тем или иным явлением. Вы можете действовать двояким образом: либо попытаться вернуть себе сразу все, не вдаваясь в деталировку тех проблем, на борьбу с которыми вы затрачивали свои силы, а можете действовать, постепенно выделяя по очереди то одно, то другое явление, с которым вы боролись или боретесь, и возвращая себе затраченную или затрачиваемую прямо сейчас энергию. Гораздо лучше, если эта энергия вернется к вам, чем будет тратиться впустую. Вы почувствуете себя сильнее тех явлений, с которыми боролись.

Инструкция. Итак, сосредоточьтесь на мысли о возвращения всей энергии, затрачиваемой вами на ту или иную борьбу. Представьте себе нечто, с чем вы так усиленно боритесь или боролись без всякого успеха. Если это действительно что-то или кто-то опасный для вас, то не прекращайте борьбы, а подумайте о более эффективной самозащите.

Если же вы поняли, что эта борьба бесплодна и приводит только к вашему истощению, то призовите всю напрасно истраченную энергию обратно и примите ее как свой энергетический потенциал. Вы можете пригласить и всю энергию из прошлого, которая была затрачена раньше, и из будущего, куда она была вами направлена. Главное, откажитесь от напрасной и непродуктивной борьбы, чтобы жить хорошо прямо сейчас. Время выполнения 5-10 минут.

Групповое обсуждение результатов выявляет многие нерешенные проблемы и вызывает философскую дискуссию.

Занятие – тренинг «Смысл жизни»

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.

Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей; помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию; развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.

Конспект занятия.

Ритуал приветствия

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте!"

А сейчас давайте поприветствуем друг друга в другой занимательной форме.

Упражнение на приветствие «А ну-ка все вместе »

Один участник становится водящим . Остальные выбирают несколько строк из всем известного стихотворения или песни и распределяют между собой слова . Каждому участнику должно достаться по одному слову . Для упрощения игры слова можно распределять по кругу - каждый по порядку произносит одно слово из песни ( стихотворения ); если кому-то не хватило слов , строка повторяется еще раз .

После этого водящий участник заходит в комнату . По команде тренера все хором произносят доставшиеся им слова , а участник-вода должен догадаться , что за песню или стихотворение они загадали . Если ему не удается это сделать с первого раза , тренер предлагает всем повторить слова еще раз и снова дает команду .

Пример строчки из песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

«Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом. Иди мой друг

всегда иди дорогою добра»

Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Учащиеся предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии).

Знакомства с правилами группы

Психолог: Следующим шагомнашей встречи, по правилам хорошего тона, станет знакомство.

Упражнение «Снежный ком»

Каждый по очереди называет свое имя и свое положительное качество на первую букву своего имени, следующий участник повторяет имя и качество предыдущего участника и называет свое имя и качество и т.д., пока вся группа не представится.

Игра «Копилка хороших новостей» (ритуальное)

Каждый участник говорит о том, что хорошего произошло в его жизни за неделю.

Ведущий обращается к группе: «Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, учимся или работаем, смотрим телевизор, ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь под названием «жизнь», осознать свои жизненные цели, в чем для каждого из вас заключается смысл жизни, приобрести новый опыт, новые взгляды на жизнь в целом, увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное.

Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

Упражнение «Чемодан»

Участники группы называют необходимые качества, которые пригодятся им в пути, ведущий записывает их на изображении чемодана.

Упражнение «Продолжи фразу «Жизнь – это…» или «Я живу для того, чтобы …»

Цель: помочь подростку осознать смысл жизни.

Подведение итога - заповедь оптимиста:

«Человеку никогда не достается осознания, что при любых бедах у него есть главное благо – сама жизнь»

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

Нарисуйте три больших круга на листе бумаги, отметив любым удобным для вас символом или знаком каждый из них: это круг прошлое, этот - настоящее, этот – будущее. Вспомните и напишите или нарисуйте в каждом круге 5-7 событий, которые имели, имеют или могут иметь для вас наиболее важное значение. Влияние в жизни. Поразмышляйте, какие перемены принесли, принесут в вашу жизнь эти события.

Упражнение «Уровень счастья»

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить на листе предыдущего упражнения, на круге настоящего.

Упражнение «Волшебное зеркало»

Ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в свое будущее с помощью «волшебного зеркала», в котором они смогут увидеть себя в какой-либо социальной роли. «Зеркало» передают по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».

По окончании ребята делятся впечатлениями, насколько трудно было представить себя взрослыми в какой – либо социальной роли.

Деловая игра «На что потратить жизнь»

Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.

Инструкция: Я раздаю вам по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих – одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, интересов и т.д. На время этой игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы? Итак, начнем «торги».

пары

Пары ценностей

А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон)

Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон)

А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона)

Б. Поная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона)

А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон)

Б. Один настоящий друг (2 жетона)

А. Хорошее образование (2 жетона)

Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона)

А. Здоровая семья (3 жетона)

Б. Всемирная слава (3 жетона)

После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.

А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон)

Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона)

А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон)

Б.Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона)

Те, кто выбрал пять лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

А. Чистая совесть (2 жетона)

Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы не пожелали (2 жетона)

А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона)

Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого

(2 жетона)

А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона)

Б. Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона)

Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры: ответьте на следующие вопросы:

Какой покупкой вы больше всего довольны?

Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Возможные предложения: «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Хотелось бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов».

Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?

Психолог: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как не возможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы. Деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше. Чем вы предполагали. Выбор решения в каждой ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.

Это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свое время, силы, возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Возможно, вы увидите связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, вы отдали жетон за изменение внешности – значит, придаете большое значение тому, что думают о вас окружающие. Если предпочли быть довольной собой – значит, больше цените свое мнение о себе.

Вспомните, какие ценные вещи вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное. Может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром; я сделал правильный выбор и приобрел то. Что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Кто-то пожалеет, что поспешил израсходовать все, другой, наоборот, что слишком долго ждал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».

И если вы сейчас действительно о чем-то сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор – и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивая ее попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Игра «Королевство»

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

Разминка «Хи! – Ха! – Хо!»

Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

Игра «Найди пару»

На спинах участников крепятся название животного (сам участник не знает, каким животным он является). Участники с помощью мимики и жестов находят пару.

Игра упражнение «Моя мечта»

Дети пишут на карточках то, о чем мечтают, потом опускают их в коробочку. Когда все выполнят задание, то по очереди достают первую попавшую карточку. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Это дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления.

Упражнение «Сон героя»

Цель: выработать у участников тренинга умение составлять позитивный образ будущего для того, чтобы справляться с ежедневными проблемами и страхами. Игра предназначена для направленной визуализации.

Инструкция: Ведущий говорит членам группы: «Вы долго путешествовали и, наверное, устали. Сядьте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

Представьте себе, что каждый из вас заснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит себя самого через 5 лет. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.)

Обратите внимание на то, как вы выглядите через 5 лет, где вы живете, что вы делаете. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.) Представьте себе, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (На выполнение этого задания дается 15 секунд.)

Теперь сделайте три глубоких вдоха. Потянитесь, напрягите, а затем расслабьте свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что увидели.

Сейчас каждый возьмет лист бумаги и запишет, каким он будет через 5 лет: где будет жить и работать, кто будет рядом. Подумайте также над тем, как вы достигли этого. (На выполнение этого задания дается 10 минут.)»

После выполнения задания участники вновь занимают свои места в кругу. Проводится обсуждение. Ведущий задает участникам тренинга следующие вопросы:

Довольны ли вы увиденным образом будущего?

Что понравилось больше всего?

Было ли что-то, что не понравилось?

Что хотели бы изменить в своем образе будущего?

Какие шаги для этого необходимо сделать?

Творческая игра «Сотворение мира»

Цель : творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал : лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

    описать доставшуюся часть созданного мира;

    дать всему необходимые названия;

    подчеркнуть характерные особенности;

    государственный строй;

    сферы деятельности;

    предметы импорта и экспорта;

    приблизительная численность населения;

    чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

    есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

    культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

    10 заповедей – неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком.

Ритуал прощания

Рефлексия «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

· Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

· Что тебе понравилось?

· Что не понравилось?

· Какого цвета сейчас твое настроение?

Заповедь оптимиста:

«Почти все замечают, как расточаются деньги, но мало кто замечает, как расточается жизнь на тревоги и страхи»

5 упражнений, которые помогут найти ваше предназначение

http://www.way2self.in.ua/put-k-uspehu/5-uprazhnen...html#more-2040&hcq=sQ9fFkq

Знаете, как понять, своим ли путём вы идёте? Довольно просто. Если каждое утро вы встаёте наполненным энергией и творческими идеями — вы на своём пути. Если же вы ненавидите звон будильника и поднимаетесь с плохим настроением — пора менять работу. Вот несколько упражнений, которые помогут вам понять, чем вам нужно заниматься на самом деле.

Упражнение 1. Вернуть детскую заинтересованность
Знаете, чем отличается гений от простого человека? Гений отстаивает своё право заниматься любимым делом. Обычно это происходит в самом раннем возрасте.
Ответьте себе на вопрос, чем вы любили заниматься в детстве. Ещё до того как ваши родители начали впихивать в вас установки, что «рисованием на хлеб не заработаешь» или «танцы — это несерьёзно». Напишите три вещи, которые вас реально увлекали в детстве. Это небольшая подсказка, куда вам стремиться.

Упражнение 2. Ищем закономерности: 20 любимых занятий
Теперь давайте составим список из 20 ваших любимых занятий. Пусть некоторые из них вам кажутся банальными (например, есть вкусную еду) — всё равно пишите. Когда список будет готов, посмотрите внимательно на эти занятия. Видите закономерности? Может быть, в вашем списке превалируют дела, связанные с помощью людям? Или какие-то спортивные занятия? Или дела, связанные со спокойной монотонной работой?

Поймите, по каким группам можно разбить этот список. Он поможет вам понять, какой жизнью вы хотели бы жить.

Упражнение 3. Ваше идеальное окружение
Если в вас никто не верит, то поверить самому в себя становится ещё сложнее. Именно поэтому среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей. К сожалению, среда, в которой мы привыкли расти, не располагает к созданию гениев.
Представьте, что мир за ночь изменился под ваши запросы. И наутро он будет наполнен такими людьми, какими вы захотите. Какими будут эти люди? Какими качествами они обладают? Может, все они творческие, или, наоборот, это люди, сдавшие сопромат на пять с плюсом? Может, они всё делают быстро, или, наоборот, вы бы хотели замедлить мир?
Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя?

Упражнение 4. Пять жизней
А теперь представьте: у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней?

Это упражнение, как и все остальные, вы можете подогнать под себя. Если управитесь за три жизни — берите три. Нужно десять — ни в чём себе не отказывайте. Я выбрала пять только потому, что мне нравится это число.

Итак, представьте, что одну жизнь вы посвятите биологии, вторую — профессиональным путешествиям, третью — тому, чтобы завести большую семью с кучей детей, в четвёртой станете скульптором, а в пятой — астронавтом. Какая нравится больше?
Самое важное тут понять следующее: если вам надо выбрать всего одну жизнь, пусть даже ту, что вам больше всего нравится, вам всё равно будет не хватать остальных. Потому что они — это ваша неотъемлемая часть. Нам в головы вдолбили: «Определись!». И это печально.
В мире встречаются люди, рождённые для единственной цели, но это редкое исключение. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою жизнь.

Упражнение 5. Мой идеальный день
Сейчас нам предстоит длинная прогулка по вашему воображению. Возьмите ручку и листок, и погнали. Итак, каким вы видите свой идеальный день?

Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях: где вы просыпаетесь, какой это дом, кто лежит рядом с вами, что вы едите на завтрак, какую одежду вы надеваете, что вы делаете, какой работой вы заняты, дома или в офисе?

Не ограничивайте свою фантазию. Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и умения, о которых вы только мечтали.

После того как список составлен, поделите все ваши фантазии на три группы:
1. Что из этого вам необходимо как воздух.
2. Что необязательно, но всё равно очень хотелось бы иметь.
3. Без чего можете обойтись.

Наша жизнь состоит из жизненного опыта, историй, ролей, отношений, заработка, навыков. Что-то из этого мы сами выбираем. Что-то из того, что мы называем своим выбором, на самом деле является компромиссом. Что-то вообще случайность. Что-то из этого необходимо и очень дорого. Но всё это — не вы.

Цель : способствовать осмыслению старшеклассниками различных философских подходов к смыслу и назначению человеческого бытия, осознанию смысла собственной жизни и своего жизненного призвания.

Примерное содержание занятия

    Рефлексия эмоционального состояния в начале занятия.

    Индивидуальная работа участников с заданием «Альтернативный выбор»:

Разные люди видят жизнь по-разному, но каждый из нас должен найти смысл в своей собственной жизни.

Итак, что думают люди о смысле жизни?

Жизнь – путь к победе. « Veni , vidi , vici – пришел, увидел, победил» Ю. Цезарь.

Жизнь – миссия. «Поиск смысла – это поиск цели, задачи, общего дела». Н.Ф.Федоров.

Жизнь – игра. «Весь мир театр, а люди в нем актеры» . В. Шекспир.

Жизнь – поиск Бога. «Ты создал нас, и нашим сердцам не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою». Августин.

Жизнь – служение другим. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов.

Жизнь – любовь. «Никого не любить – значит не жить ». Франсуа Фенелон.

Жизнь – счастье. «Жизнь – это дар, жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья». Ф.Достоевский.

Жизнь – творчество. «Творчество – это природный смысл жизни». Н.Рерих.

Жизнь – лабиринт. «Жизнь – это неровное, неправильное и многообразное движение». М.Монтень.

Жизнь – вечное обновление. «Жизнь человеческая должна всегда походить на эту реку, текущую передо мной: постоянно одно и то же русло и в нем каждый момент свежая вода». Г. Торо.

Жизнь – постоянные перемены. «Познал восторг – познай страданье. Раз я меняюсь – я живу…Застыть пристойно изваянью, а не живому существу». И. Северянин.

Жизнь – труд. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». К. Ушинский.

Жизнь – борьба. «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба». В.Белинский.

Жизнь – следование чувству долга. «Самое высшее удовольствие в жизни – сознание выполненного долга». У. Гэзлитт.

Жизнь – страдание. «Родился, жил в слезах, в слезах и умираю». А.П. Сумароков.

Жизнь – путь к смерти. «Первый шаг младенца есть шаг к его смерти». К. Прутков.

Выберите 3 высказывания, с которыми Вы, прежде всего, согласны, и поставьте около них цифры 1,2,3 по степени их значимости для Вас и знак «плюс». Поставьте такие же цифры со знаком «минус» около тех высказываний, с которыми Вы не согласны.

3. Каждый участник озвучивает свой список и комментирует сделанный выбор, отвечает на заданные вопросы.

4. Обсуждение разных точек зрения.

5. Выступление творческих групп с подготовленными заранее сообщениями: представление различных философских концепций смысла жизни, ответы на вопросы.

6. Дискуссия .

Вопросы для обсуждения:

    Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством? Это проблема, которая волнует только философов или она одинаково важна для каждого человека?

    Какая из систем философских взглядов ближе вам, почему?

    Всякий ли человек обретает смысл своего существования?

    Что побуждает человека к поиску смысла?

    Что может стать смыслом жизни современного человека, вашим смыслом?

    Герой романа М. Лермонтова Печорин страдал от ощущения бессмысленности своей жизни: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные…Но я не угадал этого назначения…» А в чем Вы видите ваше предназначение, вашу жизненную задачу? Связана ли она с вашей будущей профессиональной деятельностью? Насколько Вы готовы к ее выполнению?

7. Подведение итогов. Коллективный анализ.