Эмбриологические доказательства макроэволюции презентация. Презентация на тему "Макроэволюция и её доказательства". Включение знаний в систему

Тема: Макроэволюция, её доказательства


Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

  • Различие макроэволюции и микроэволюции:
  • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
  • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
  • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.

Сходство макроэволюции и микроэволюции:

  • В основе лежат процессы:

1. наследственная изменчивость;

2. борьба за существование;

3. естественный отбор;

4. изоляции.

  • Носят дивергентный характер.

Группы доказательств эволюционного процесса

Сравнительно-

анатомические

(Морфологические)

Эмбриологические

Палеонтологические

Молекулярно-биологические

и цитологические

Биогеографические


Что изучают науки?

  • Палеонтология
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени
  • Эмбриология
  • Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов
  • Сравнительная анатомия
  • Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов
  • Молекулярная биология
  • Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов
  • Биогеография
  • Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

Что обозначают термины?

  • Онтогенез
  • Филогенез
  • Дивергенция
  • Конвергенция
  • Гомологичные органы
  • Аналогичные органы
  • Рудименты
  • Атавизмы
  • Эндемики
  • Реликты

Задания группам

1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете

(Используя учебники и материалы лежащие на столах)

  • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
  • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
  • III группа – сравнительно-анатомические

(морфологические) доказательства эволюции;

  • IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
  • V группа – биогеографические доказательства эволюции.

2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.


Таблица №1 Доказательства эволюции органического мира

Группы доказательств эволюционного процесса

Факты, доказывающие существование эволюционного процесса

1. Палеонтологические

2. Эмбриологические

3. Сравнительно-анатомические (морфологические)

4. Молекулярно-биологические и цитологические

5. Биогеографические


Эмбриологические доказательства эволюции

В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

Стадии эмбрионального развития позвоночных.


Эмбриологическое доказательство эволюции

  • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)
  • А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Общий план

строения

позвоноч-ных


Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая, латимерия, утконос, ехидна, асцидия)


Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.

Гомология передних конечностей наземных позвоночных


Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.


Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.

Рудимент задних конечностей питона


Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.




Клеточное строение организмов

Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H , N )

Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот )


Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

  • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
  • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
  • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
  • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений

Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы


Археоптерикс

Ископаемые переходные формы

Палеонтологические доказательства эволюции


Филогенетический ряд лошади (Воссоздал В.О.Ковалевский)


А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете


Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
  • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
  • А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад
  • Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
  • Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции

  • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
  • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)

Заселение островов

Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?


Биогеографические доказательства эволюции

  • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
  • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
  • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток

Вывод:

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Уоллес Алфред Рассел (08.01.1823– 07.11.1913), английский натуралист и писатель. Окончил школу в Хартфорде, работал землемером, подрядчиком на строительстве железной дороги, учителем в школе. С 1844 преподавал в Лестерской школе, где сблизился с другим молодым учителем, Г. Бейтсом, тоже интересовавшимся естествознанием. Накопив денег, Уоллес и Бейтс отправились на парусном судне в Бразилию, где в течение двух лет изучали район от устья Амазонки до впадения в неё Рио-Негро. Затем Бейтс направился вверх по Амазонке, а Уоллес – вверх по Рио-Негро. В 1852, собрав коллекции растений и животных, Уоллес решил вернуться в Англию. К несчастью, пожар на судне, на котором плыл Уоллес, уничтожил все его коллекции, рисунки и дневники. Однако уже в 1854 с помощью Т. Гексли Уоллесу удалось собрать средства для другого большого путешествия – на Малайский архипелаг. Здесь он провёл восемь лет, обследовал большинство крупных островов архипелага, привёз в Англию богатые коллекции. В начале 1855 Уоллес написал статью под названием «О законе, регулирующем возникновение новых видов» ,а позже пришёл к мысли о «выживании наиболее приспособленных». Набросок статьи «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа» (1858) Уоллес отослал в Англию Ч. Дарвину с просьбой представить её Линнеевскому научному обществу. Прочитав рукопись Уоллеса, Дарвин обнаружил в ней идеи, которые сам давно обдумывал. По совету друзей – Ч. Лайеля и Дж. Гукера – Дарвин передал в Линнеевское общество не только статью Уоллеса, но и резюме своих собственных исследований. Уоллесу принадлежит идея разделения суши на шесть зоогеографических областей: палеарктическую, неарктическую, эфиопскую, восточную (индо-малайскую), австралийскую и неотропическую. Из многочисленных обнаруженных Уоллесом зоогеографических контрастов самый удивительный – между островами Бали и Ломбок. Хотя эти острова разделены проливом, ширина которого в самом узком месте не превышает 24 км, различия между населяющими их птицами и четвероногими больше, чем между фауной Англии и Японии. Дело в том, что указанный пролив проходит как раз по зоогеографической границе (называемой теперь «линией Уоллеса»), отделяющей область распространения типичной австралийской фауны от лежащей к северу области распространения индо-малайской фауны. В 1862 Уоллес возвратился в Англию. В 1870 была опубликована его книга «Вклад в теорию естественного отбора» (1870), которая наряду с «Происхождением видов» Дарвина сыграла значительную роль в распространении представлений о естественном отборе и эволюции. Уоллес состоял членом Лондонского королевского общества, в 1908 был награждён орденом «За заслуги».

Большая и красочная презентация, в которой достаточно информации для подробного изучения темы макроэволюция на уроке биологии в 11 классе.

Общее количество слайдов в презентации - 42 слайда.

В качестве цели урока, выбрано доказательство того, что эволюционные изменения ранее происходили в органическом мире нашей планеты. Доказательство решено провести с использованием данных, которые получили естественные науки современности.

Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции. Сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции. Убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

На первых слайдах проводится сравнение понятий «макроэволюция » и «микроэволюция», выявляются сходства между макроэволюцией и микроэволюцией. Затем идет таблица группы доказательств эволюционного процесса и характеристика каждой науки соответственно. Основная часть презентации представлена слайдами про сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции. В дополнение предложены биогеографические и палеонтологические доказательства эволюции, свидетельства особенностей фауны и флоры островов.

На последних 10 слайдах есть тест по теме: «доказательства эволюции органического мира».

Несколько слайдов из презентации












Готовая презентация макроэволюция для учеников 11 класса размещена в ознакомительных целях.

Вы можете скачать или отправить презентацию на электронную почту преподавателю, однокласснику или знакомому.

Слайд 2

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на

нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
  • Слайд 3

    Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

    Различие макроэволюции и микроэволюции:

    • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
    • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
    • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
  • Слайд 4

    Сходство макроэволюции и микроэволюции:

    В основе лежат процессы:

    1. наследственная изменчивость;

    2. борьба за существование;

    3. естественный отбор;

    4. изоляции.

    Носят дивергентный характер.

    Слайд 5

    • Палеонтологические
    • Эмбриологические
    • Сравнительно- анатомические (Морфологические)
    • Биогеографические
    • Молекулярно-биологические и цитологические

    Группы доказательств эволюционного процесса

    Слайд 6

    Что изучают науки?

    • Палеонтология

    Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени

    • Эмбриология

    Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов

    • Сравнительная анатомия

    Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов

    • Молекулярная биология

    Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов

    • Биогеография

    Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

    Слайд 7

    Что обозначают термины?

    • Онтогенез
    • Филогенез
    • Дивергенция
    • Конвергенция
    • Гомологичные органы
    • Аналогичные органы
    • Рудименты
    • Атавизмы
    • Эндемики
    • Реликты
  • Слайд 8

    Задания группам

    1. Найти факты, доказывающие существованиеэволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • III группа – ;
    • V группа – .

    Слайд 9

    1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
    • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
    • IV группа – ;

    2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

    Слайд 10

    Эмбриологические доказательства эволюции

    В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

    К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

    Стадии эмбрионального развития позвоночных.

    Слайд 11

    Эмбриологическое доказательство эволюции

    Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)

    А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

    Слайд 12

    Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Общий план строения позвоночных

    Слайд 13

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая, латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

    Слайд 14

    • Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
    • Гомология передних конечностей наземных позвоночных

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 15

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

    Слайд 16

    • Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
    • Рудимент задних конечностей питона

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 17

    Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 18

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 19

    Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

    Слайд 20

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    Клеточное строение организмов

    Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)

    Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

    Слайд 21

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
    • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
    • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
    • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений
  • Слайд 22

    Палеонтологические доказательстваэволюцииИскопаемые формы

  • Слайд 23

    Палеонтологические доказательства эволюции

    Археоптерикс

    Ископаемые переходные формы

    Слайд 24

    Филогенетический ряд лошади(Воссоздал В.О.Ковалевский)

  • Слайд 25

    Биогеографические доказательства эволюции

    А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

    Слайд 26

    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
  • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
  • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
  • Слайд 31

    Заселение островов

    Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

    Слайд 32

    Биогеографические доказательства эволюции

    • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
    • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
    • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
  • Слайд 33

    Вывод:

    Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

    Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.