Каторжане дореволюционной России (34 фото). Советские лагеря на сахалине Ад начинался уже в пути

В середине XIX века царские чиновники задумали провести эксперимент по очеловечиванию рецидивистов. 50 лет на острове Сахалин находилась «обособленная зона», где преступники перевоспитывались каторжным трудом.

Сахалин был выбран не случайно, сбежать оттуда было невозможно, кругом море. Предполагалось, что после окончания срока каторги колонисты останутся на острове и станут поднимать сельское хозяйство. Нечто подобное сделали англичане на австралийском континенте. Именно с них был списан сахалинский эксперимент.
Первых этапированных ссыльных Сахалин принял в 1858 году. Всего 16 человек. В 1869-м остров официально объявили местом ссылки и каторги. До 1905 года здесь находилось около 37 тысяч каторжников. Поначалу ссыльные добирались до Сахалина пешком через Сибирь - более двух лет. С 1879 года их стали перевозить по морю из одесского порта. Весь путь, занимающий 3-4 месяца, осужденные проводили в кандалах в душных трюмах. Десятая часть каторжников умирали, не доплыв до Сахалина. Содержание на острове было невероятно суровым. Спали каторжники в бараках с земляным полом, по 30-50 человек. Днем во время работы их руки и ноги заковывали в кандалы, а иногда приковывали к тачке. Большинство осужденных работали на угольных шахтах, остальные занимались лесозаготовками и строительством. Надежды царских чиновников не оправдались. Тяжелые условия людей еще больше озлобляли. 20% отбывших срок, совершали новые преступления и приговаривались к смертной казни. Такие приговоры приводили в исполнение кто-нибудь из осужденных. Например, серийный убийца Комлев, получивший 55 лет каторги, казнил 13 человек.
Не помогла также и строгая изоляция островитян. Только за первые три года с Сахалина сбежало более тысячи человек, третья их часть очутились в Японии. Японский МИД даже послал официальную депешу российским властям с требованием усилить охрану каторжников. Женщин тоже ссылали на Сахалин, но только с 1884 года. Содержание для них было чуть более облегченное, чем для мужчин. В 90% случаев эти женщины были убийцами собственных мужей.
По одной из версий, знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» провела на Сахалине остаток своих дней. Администрация лагеря зарабатывала на этой экзальтированной особе хорошие деньги. Вот что писал о ней тогдашний журналист Панкратьев: «Сонька была главной достопримечательностью каторги. Ее содержали в одиночной камере в кандалах, но периодически выводили на тюремный двор, чтобы сфотографировать. Фотографии делали постановочные. Строили декорацию наковальни, выбирали крепких мужиков - кузнецов и снимали сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотокарточки пользовались большой популярностью на всех пароходах, которые приплывали на Сахалин. Они продавались сотнями. В 1894 году г. Сонька, отмотав срок, вышла на поселение. Ее отдали в сожительство к Степану Богданову, серийному убийце. Его все боялись, но Сонька смогла с ним договориться».
Получается, что тюремные власти пристраивали женщин к мужчинам каторжанам, соотношение которых было 8-10:1. Таким образом, в рамках эксперимента награждались особо образцовые арестанты, которым необходимо было адаптироваться к обычной жизни и приступить к сельскохозяйственным работам. При этом у женщин не было права выбора. Когда срок каторги заканчивался, арестант получал статус поселенца. За счет казны ему выделяли лопату, топор, мотыгу, и провизии на месяц - рыбу, солонину и сухари. Поселенец должен был отправиться в тайгу, за несколько километров, там построить дом и разработать участок под посадки.
Если поселенец не ленился, то администрация каторги ссужала ему домашнюю скотину, инвентарь и семена. Казенное пищевое довольствие он получал в течение двух лет. За год один поселенец получал 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. Также выдавались сапоги и сукно. Если мужчина и женщина вступали в брак, то им выплачивалась премия в размере 30 рублей. Сахалинский статистик Карпов привел такие цифры: в 1895 году всего поселенцев насчитывалось 2473, 222 из них женщины. Только у третьей части «было образцовое хозяйство». По словам Карпова, прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты. 10% поселенцев «сбивались в шайки, бомжевали. Остальные, стремясь вернуться на материк, выполняли какую-нибудь н сложную работу за еду.
К 1904 году на острове проживали 2 тысячи коренного народа айнов и 46 тысяч заключенных, поселенцев и вольных жителей. Когда война с Японией была проиграна, Россия лишилась Южного Сахалина. Граница пересекла остров пополам по 50-й параллели. В 1906 году сахалинскую каторгу официально упразднили. Но восстановление полных прав бывших каторжан произошло только к февралю 1913 года. В 1910 году им было разрешено свободное передвижение по острову и частное предпринимательство, но только внутри острова. Тогда на русской территории Сахалина проживало около 6 тысяч человек. Японцы со своей части острова почти всех русских вывезли. Оставили только 220 человек, опять же поляков, старообрядцев и немцев-штундистов. А 400 беглых каторжников, живших грабежами и убийствами, которых царская власть искала их годами, японцы в короткий срок отловили и расстреляли. В период с 1908 по 1917 год царское правительство России намеревалось заново заселить половину Сахалина обычными гражданами. Людям предлагались огромные по тем временам льготы: 400 рублей на семью, освобождение от налогов на 5 лет, мужчинам 3-х годовая отсрочка от армии. Но даже все это привлекло на остров минимальное количество желающих. За 9 лет туда переселились всего 600 человек. Сахалин оставался в памяти людей местом гиблым, прокаженным.

Сахалинская каторга

Официально сахалинская каторга была учреждена в 1886 году, хотя существовала она и раньше. Сюда ссылали только осужденных на смертную казнь, которую им впоследствии заменили каторгой. Сахалин царское правительство выбрало для этой цели далеко не случайно. Во-первых, остров был значительно удален от Центральной России, охваченной революционным движением. От материка его отделял Татарский пролив, буйный и своенравный. Зимой здесь ничего не видно из-за снежных бурь, а летом штормы сменяются такими густыми туманами, что сквозь них едва можно различить мачту собственного корабля. Островное положение Сахалина и удаленность его от материка затрудняли побеги, а сосредоточение большого числа ссыльных каторжан в одном месте значительно сокращало расходы казны на их содержание. Кроме того, с помощью бесплатной рабочей силы можно было разрабатывать богатейшие недра острова.

Вступивший на престол Александр III стал инициатором создания здесь политической каторги, и с момента официального ее учреждения на остров стали регулярно направлять партии ссыльных численностью до нескольких сотен человек. Таким образом, здесь сосредоточилось большое число противников самодержавия, и император, чтобы подавить малейшее сопротивление с их стороны, предоставил генерал-губернатору острова особые полномочия. Фактически этим был узаконен произвол местного начальства, и на Сахалине в борьбе со своими политическими противниками царизм отбрасывал даже видимость законности, чего нельзя было сделать в европейской части России.

Император Александр III

Столицей Сахалина был пост Александровский. Здесь крутой берег, обрывающийся в море отвесными скалами, сменяется поросшей ельником низиной. За ней на возвышении едва виднелось селение, улицы в котором были чистые, с тротуарами; постройки деревянные, бревенчатые, в основном – одноэтажные и потемневшие от времени. На главной улице, в длинном деревянном доме с традиционным часовым у дверей, жил военный губернатор Сахалина, управлявший тремя волостями. Он же командовал войском, состоявшим из четырех конвойных команд общей численностью 1000 человек. При губернаторе была канцелярия и состоял штат чиновников, которые заведовали разными отраслями островного хозяйства. Среди них были переводчик с инородческих языков, сам по-инородчески не говоривший; руководитель сельским хозяйством, которое поглотило много человеческих жизней и миллионы денег, а дало самые жалкие результаты. С величайшими трудностями на протяжении 30 лет каторжане обрабатывали землю, сеяли хлеб, и все это время питались хлебом, который привозили из европейской части России и из Америки. Было много и других должностей, приносивших пользу только тем, кто их занимал. Каждый из чиновников обделывал свои делишки, а службу исправлял для видимости, чтобы в случае чего можно было «отписаться».

Тюрьма, построенная здесь в середине 1880-х годов, состояла из двух тюремных зданий: тюрьма для испытуемых (кандальная) была огорожена частоколом, вторая – для уже исправляющихся преступников – не огорожена. Обе были построены по барачной системе: каждая состояла из центрального коридора с камерами по обеим сторонам его, и иногда и из бокового коридора и камер, отходящих от него.

Возводились тюрьмы из сырого леса, фундамента не имели, были плохо проконопачены, поставлены на влажной почве, и потому сырость и холод в них были обыкновенным явлением. Всю их обстановку составляли сплошные нары, вентиляции в камерах (кроме небольшой форточки) не было никакой, поэтому воздух в них стоял постоянно зловонный. Из-за плохого устройства печей дым и копоть еще больше отравляли его. Почти все камеры были переполнены, а во время прибытия новых партий арестанты десятками спали на грязном полу.

Питание заключенных и одежда их были плохими, к тому же господствовал полный произвол со стороны начальства всех чинов и рангов.

В первые годы ссылки каторжане ходили в разряде «испытуемых»: все они были закованы в кандалы и использовали их на самых тяжелых работах – в каменноугольных копях, на заготовке и вывозке дров и т. д. Кандальную тюрьму нельзя было напугать, потому что нечем. Большинство ее обитателей – вечные каторжники; некоторым из них, чтобы отбыть срок, надо было прожить несколько жизней. Такие прошли всю каторжную выучку, палки считали сотнями, а розги – тысячами, поэтому новое преступление или побег уже не могли внести нового ужаса в их жизнь. В сущности же, обитатели кандальной тюрьмы и исправляющиеся отличались друг от друга только сроком приговора, а во всем остальном находились в одинаковых условиях.

Но история политической каторги на Сахалине – это еще и история зарождения культуры на далекой окраине России. Политкаторжане учительствовали в школах, лечили местных жителей, вели метеорологические наблюдения, изучали природу и этнографию этого края и т. д. Они легально и нелегально сотрудничали в дальневосточных и российских газетах и журналах, а двое из них – Л.Я. Штернберг и Б.О. Пилсудский – внесли большой вклад в мировую науку.

В солнечный и ясный воскресный день августа 1887 года из поста Александровского медленно двинулась в Тымовский округ колонна ссыльных каторжан. Накануне они прибыли на Сахалин на пароходе «Нижний Новгород», пройдя изнурительный путь из Одессы через два океана. Так начинался путь в науку Бронислава Осиповича Пилсудского, для которого Сахалин стал и каторжной тюрьмой, и своеобразным университетом, и научной лабораторией.

В 1886 году, будучи студентом первого курса юридического факультета Петербургского университета, Б.О. Пилсудский примкнул к террористической фракции партии «Народная воля», которую создали студенты этого же университета А.И. Ульянов и П.Я. Шевырев. После неудачного покушения 1 марта 1887 года на императора Александра III участники заговора (15 человек, из них – три женщины) были арестованы, и дело их рассматривалось в Особом присутствии Сената. Всем был вынесен смертный приговор: пятерым казнь была утверждена, остальных заточили в тюрьмы или отправили в каторжные работы.

Б.О. Пилсудскому смертный приговор был заменен на 15 лет каторги. На Сахалине его отправили в Рыковскую тюрьму: остров с его суровым климатом и тяжелыми условиями каторги не сулил легкой жизни ссыльным, но Б.О. Пилсудскому выпал сравнительно легкий жребий. Тяжелым физическим трудом на раскорчевке леса он занимался недолго, но мужественно переносил все тяготы и, не отличаясь крепким здоровьем, проявлял при этом удивительную выносливость. Оказалось, что на каторге самыми страшными были не сами работы, а хорошо продуманная система унижений и подавления человеческого достоинства. В этих условиях нужно было не просто выжить и не потерять себя, но и найти возможность принести пользу.

Был Б.О. Пилсудский скотником и плотником, работал на метеостанции, а затем ему доверили переписку бумаг, и он перешел в канцелярию. Позже он стал школьным учителем и библиотекарем, о чем с гордостью сообщал друзьям.

Поиск своего места на Сахалине приводит Б.О. Пилсудского к коренному населению острова – нивхам, айнам и орочам. «Мне будет приятно, – отмечал он, – принести радость и надежду на лучшее будущее в помыслы этих простых соплеменников, тревожащихся о тяготах жизни, которые постоянно росли». Под влиянием Л.Я. Штернберга, сосланного на Сахалин в 1891 году, Б.О. Пилсудский начал записывать нивхские мифы и предания. Одновременно с записью текстов он изучает их язык и лексику, тщательно записывает на русский язык перевод каждого слова.

В 1898 году Б.О. Пилсудский опубликовал в «Записках Приамурского отдела Русского географического общества» статью «Нужды и потребности сахалинских гиляков», которая вызвала много откликов в научных и общественных кругах Дальнего Востока, а в 1899 году «Общество изучения Амурского края» ходатайствовало о том, чтобы Б.О. Пилсудскому, переведенному уже к этому времени в разряд ссыльных, разрешили жить во Владивостоке. Здесь он стал работать в музее и смог уже полностью посвятить себя науке.

В 1902 году Б.О. Пилсудский вернулся на Сахалин, но теперь уже по командировке Академии наук, которая направила его на остров для сбора этнографических коллекций у айнов и орочей. Через год он присоединился к другому польскому ссыльному – В. Серошевскому, специалисту по изучению жизни якутов, и они вместе отправились на японский остров Хоккайдо. Однако вскоре разразилась Русско-японская война, и ученым пришлось покинуть Японию.

В 1905 году Б.О. Пилсудский получил возможность вернуться на родину. Внимательно следя за революционными событиями в России, он пишет друзьям: «Потеряв надежду на скорое превращение России в правовое государство и на возможность жить в ней спокойно, я решаю направиться в другие страны». Через Америку и Европу бывший каторжанин едет в австрийскую часть Польши, но жить здесь было трудно. Он, специалист по этнографии коренных народов Сахалина, не может найти работу ни в одном европейском университете. Однако Б.О. Пилсудский продолжает заниматься научной работой, много времени отдает общественной деятельности.

После начала Первой мировой войны он уезжает в Вену, затем в Швейцарию, а через некоторое время оказывается уже в Париже. Здесь 17 мая 1918 года жизнь Б.О. Пилсудского трагически оборвалась: он утонул в Сене. В документах парижской полиции указывалось, что причиной смерти явилась тяжелая болезнь и как результат ее – самоубийство…

Прозывают в Сибири «вольной каторгой». Но что же такое настоящая каторга? В Сибирь ссылается нынче ежегодно до девятнадцати тысяч человек. Из них две тысячи идет в каторгу и отбывает ее в Восточной Сибири: одни в Иркутской губернии, другие в Забайкальской области, а добрая половина всех отбывает каторгу на острове Сахалин. Наименьший срок каторги - 4 года, а от наибольшего освобождает только смерть.

Первые годы отбываются в каторжных тюрьмах, а потом, по усмотрению начальства, каторжным разрешается жить на воле, обзаводиться домом на острожной земле, даже жениться. Но от урочных каторжных работ в эту пору еще не увольняют, разве на время, для домашнего устройства. Бессрочных каторжников увольняют от жилья в остроге лет через десять; краткосрочных - года через два.

По отбытии же своего срока каторжник освобождается от острожных работ. Он уже не каторжник, а ссыльнопоселенец. Ему назначается место для постоянного житья, и только через десять лет после этого разрешается селиться где угодно в Сибири; он может поселиться в городе или приписаться к сельскому обществу с его согласия. Только на родину не может он уже вернуться никогда.

В чем же состоят работы каторжников? В Иркутской каторжной тюрьме их заставляют делать кирпичи и молоть для себя хлеб на ручных жерновах; часть каторжников занимается сапожным и столярным ремеслом. В Забайкальской области каторжники копают золото и серебро в государевых рудниках.

На каторге работой особенно не донимают. Тягота каторги не в самой работе, а в ее подневольности да в осторожном житье. Работы даже иногда не хватает на всех. Иногда по недостатку казенных работ иркутских каторжников, уволенных от острога, отдают на частные заводы - соляные, железоделательные, винокуренные, а иных на частные золотые прииски в Якутскую область.

Но и на острожных каторжников не всегда хватает дела. В 1881 году в иркутской тюрьме из 1400 человек едва только 500 были заняты кирпичом, молотьбой и ремеслами. Стали поэтому придумывать новые работы для каторги. Остров Сахалин богат залежами каменного угля; климат и земля казались удобными для земледелия; бежать с острова труднее. Вот и стали отправлять часть каторжников на этот остров, чтобы они занимались там добычей угля и хлебопашеством.

В 1875 году Сахалин был выменян у японцев на Курильские острова. С тех пор и начали привозить сюда каторжных. Их везут морем из города Одессы, на пароходах большими партиями, человек по 500. Морем сюда 3 месяца пути. Теперь каторжников на острове более шести тысяч.

Статья из газеты «Страна», 1883 г. По клику откроется в полном размере

В чем же состоят каторжные работы на Сахалине? На самом деле только часть каторжников занимается копанием угля и хлебопашеством. Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами. Они же корчуют леса и проводят дороги, копают канавы для осушки обильных там болот, грузят пароходы каменным углем.

Первоначальным местом сахалинской каторги был порт Дуэ. Здесь были непроходимые трясины и первобытные леса, загроможденные буреломом. Теперь руками каторжных воздвигся городок версты на две квадратных, проложены дороги, зеленеют луга, ржаные поля и огороды. Немало каторжного труда идет и на тюрьмы. В них каждый день работают кашевары, хлебопеки, портные, сапожники, скотники, дровотаски.

Мост через реку Тыми при поселении Рыковском. По клику откроется в полном размере

Труднее всех плотникам на строительных работах. Каждое бревно каторжный должен притащить из леса иногда за несколько верст. Некоторые каторжные отбывают каторгу сельским хозяйством. Одни посажены хозяевами, другие к ним работниками. Их житье не отличается от поселенческого житья на том же Сахалине.

Местами на Сахалине тюремное начальство разрешает каторжникам селиться наруже острога до положенного срока, иногда с первого же года; беглых от этого больше не стало. Наруже острога живут все женщины, а из мужчин - семейные и также те, кто считается хорошим мастером или писарем, или чертежником и прочие такие. Мастеровые, например сапожники, столяры, часто и отбывают свой каторжный срок у себя на квартире, другие же только ночуют на квартирах, а на раскомандировки и работы должны сходиться каждый день со своими острожными товарищами.

Жилище каторжанина. По клику откроется в полном размере

В Дуэ около пятидесяти каторжников хозяев, но у них только огороды - ни сенокосов, ни пашни нет. Вот описание каторжной квартиры в Дуэ:
«Изба чаще всего в одну комнату. В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы - мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети!» - «Ну, завыла!», проворчит на печке солдат. Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула. А на другой день опять та же история…»

На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие - от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов. По рассказу одного посетителя Дуйской тюрьмы, «на вид это самые обыкновенные люди и преступления большей части из них не умнее и не хитрее их лиц. Обыкновенно присылают за убийство в драке на 5 или на 10 лет, потом бегут; их ловят - они опять бегут - и так пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Только один старик лет 60-65 произвел на меня впечатление настоящего злодея. По рассказам арестантов, он убил на своем веку 60 человек. У него будто бы такая манера: он высматривает арестантов-новичков, которые побогаче и сманивает их бежать; потом в тайге убивает и грабит, а чтобы скрыть следы, режет трупы на части бросает их в реку».

По материалам: «Рассказы о Восточной Сибири…», Ф. В. Девель, 1896 г.

Продолжение:

  • Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 2
  • Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 3, заключительная

Другие публикации раздела:

Экспозиция знакомит с историей Сахалина в 1869–1906 годы. Царским указом 1869 года остров Сахалин был объявлен местом каторги и ссылки, превращен в один из самых мрачных уголков России.

На плазменной панели отмечены два пути, которыми каторжане по этапу попадали на Сахалин: сухопутный путь через Сибирь и морской путь из Одессы через Суэцкий канал, Индийский океан.
В экспозиции есть модель парохода «Нижний Новгород», фотографии каторжан на его борту.
Колонизация острова продолжалась около сорока лет. Тюремная администрация имела безграничную власть, как над ссыльными, так и над немногочисленными свободными сахалинцами.


Подлинные предметы: ручные и ножные кандалы, замок и ключ от карцера одной из крупных тюрем острова - Александровской - являются символами той эпохи. Шахтерские сани для вывоза угля и кайло дают представление о труде сахалинских каторжан на угольных копях.
Выставлена также рубашечка для новорожденного из грубого холста. Это была первая в жизни одежда детей арестантов, которая выдавалась в тюремной больнице.



Тем не менее, именно в этот временной период были заложены основы современной экономики области. Каторга стала важным этапом в становлении базовых отраслей промышленности Сахалина: угольной, нефтяной, рыбной, лесной и сельского хозяйства. В экспозиции представлены материалы по исследованию природных богатств, организации первых производственных предприятий, комплекс предметов быта конца XIX века.
Хозяйственно-бытовой комплекс предметов населения острова на рубеже двух веков знакомит с орудиями труда, домашней утварью, убранством дома.


Сахалин, являясь крупнейшей в России уголовной каторгой, был также и каторгой политической. На острове отбывали наказание члены наиболее значительных российских политических партий и организаций («Пролетариат», «Народная воля»): Б. О. Пилсудский, Л. Я. Штернберг, Л. А. Волкенштейн, И. П. Ювачев, Б. П. Еллинский и другие активисты. Работая в школах, библиотеках, больницах, мастерских, канцелярии островной администрации, они оказывали практическую помощь в облегчении участи каторжан и их семей, внесли большой вклад в духовную и культурную жизнь общества.

В 1890 году Сахалин посетил известный русский писатель А. П. Чехов. Результатом путешествия, трехмесячного пребывания на острове и изучения сахалинской действительности стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию.
После громкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных. 10 апреля 1906 года вышел Закон об упразднении сахалинской каторги. В 1908 году остров был объявлен свободным для вольного заселения.

Центральная улица в посту Дуэ

Natural History of Sakhalin

Ammonite. This fossilized shell is about 70 mln. years old.

Desmostylus hesperus.

Fossilized skeleton (copy) of an extinct mammal inhabiting Northern Pacific shores in the mid Miocene (12–15,8 mln. years ago). The animal was described for the first time by O. Ch. Marsh — famous discoverer of dinosaurs — who was able to describe it having only one tooth at his disposal. Teeth in Desmostylus hesperus resemble a bunch of columns. The animal’s name is based on its teeth structure. Desmos means bunch or stack, and stylus means pillar or column in Greek.
Desmostylus hesperus skeleton, the copy of which is displayed in the museum, was found by chance. In July of 1933 Nagao Takumi, Hokkaido University professor, was visited by a man who was engaged in shipping timber from Sakhalin island. He brought in a strange looking fossil — a skull of an unknown animal — which had been found by chance to the north-west of contemporary town of Smirnykh. Professor Nagao identified the skull as belonging to the Desmostylus species based on the teeth shape. Without delay he got together a group of scientists and left for Sakhalin. Unfortunately, that year the bones from the fore part of the body only were collected, but in 1934, in the second expedition, the remaining bones were found. The fossilized bones were shipped to Japan and processed in the University of Hokkaido. It was for the first time in the world that the whole skeleton of the animal was found. Paleontological community as a whole was taken by big surprise. It became clear that Desmostylus hesperus had well developed fore and hind limbs and also hands and feet well suited for rowing. (before then the Desmostylus hesperus were thought to have flippers). The animals apparently used long shovel-like tusks for ploughing bottom sediments in search of benthic organisms, such as: shell-bearing mollusks, crabs and echinoderms.
Desmostylus hesperus reached 3 m in length and were as heavy as 1200 kg. The animals led coastal life and were good swimmers and divers, taking rest on coastal cliffs. During their reproductory period they stayed on the coast, however moving on land in a rather clumsy way.
Warm shallow water areas of the Sea of Japan and those of the Western Sakhalin islands with their shallow water shelf and numerous inland and coastal water bodies of the other parts of the Paleo-Sakhalin were favorable habitat for Desmostylus hesperus in the Neogene Period.
Reconstruction of the skeleton was performed by the professor Nagao Takumi together with taxidermist Sinoda Syudziro. It was the first reconstruction of the Desmostylus skeleton ever. Based on the teeth size, Nagao described the animal above-mentioned as a new species — Desmostylus mirabilis. Today it is accepted that the attribution to a different species was caused only by the individual features and now the skeleton in question is attributed to the Desmostylus hesperus species.
During the World War II in the Pacific the skeleton was taken to pieces and buried in the ground to be preserved. The skeleton was reassembled after the war by the professor Kamei Setsuo.
The copy of the Desmostylus hesperus skeleton was presented to the Sakhalin Regional Museum as a gift by the Association for Bilateral Relationships of Museums of the Northern Regions and Hokkaido on July 26, 2006.


Рудничная морская пристань общества «Сахалин»

Дуйская однопрестольная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Открыта в 1856 году

Угольные склады на рудниках общества «Сахалин»

Добыча угля на шахте общества «Сахалин»

Жонкиерский маяк. Построен в 1886 году

Сонька — Золотая Ручка

Прикованные к тачкам во дворе Воеводской тюрьмы

Пароход «Атлас», потерпевший крушение в мае 1890 года

Улица Николаевская в посту Александровском

Дом военного губернатора острова Сахалин

Здание почтово-телеграфного ведомства в посту Александровском

Александровское окружное полицейское управление и канцелярия Александровской тюрьмы

Пешеходный мост на реке Дуйка в посту Александровском

Центральная часть села Рыковского

Церковь Казанской Божьей Матери в селе Рыковском. Открыта в 1888 году

Корсаковская тюрьма

Улица в посту Корсаковском

Пост Корсаковский

Корсаковское окружное полицейское управление

Поселение Третья Падь

Селенье Малое Такое

Селение Березняки

Селение Владимировка

Селение Листвиничное

От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

В России может возродиться… каторга. Такую идею озвучил на конгрессе юристов, заслуженный юрист России Алексей Александров. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. Член бюро президиума Ассоциации юристов России Александров считает, что тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки крайне необходим в качестве наказания в уголовном праве. Каторжные работы могли бы заменить смертную казнь, на которую в данный момент в РФ наложен мораторий.

У некоторых пострижена половина головы. Так метили каторжников, чтобы, в случае, побега, сразу было видно, что он сиделец, так сказать. Особую примету давали. Каторжникам выбривали либо левую либо правую половину головы, в зависимости от степени преступления. ЧИСТО выбритый — бессрочный так что смысла выбриваться всему беглому не имелось никакого — примут за БЕССРОЧНОГО каторжника.

Стрижка это ещё мелочь! С 1845 по 1863 гг. в Российской Империи клеймили з/к. Было несколько видов клейм: «СК»- ссыльнокаторжный, «СБ»- ссыльнобеглый. Клеймо ставилось на правой руке ниже локтя. Если человек «гнал дуру», говорил, что не помнит, кто он и откуда, ему ставили клейио «Б»- бродяга. А вообще-то жульё на Руси клеймили издревле. И сейчас, некоторым, клеймо не помешало бы…

Загляните в Устав о ссыльных – и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее – 10 часов.

В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником.

Фото снято ориентировочно в 1885 году.

Нужно заметить, что многие приговоренные заковывались в кандалы, которые не снимали на протяжении всего срока пребывания в заключении, а это в среднем от 10 до 20 с лишним лет. Можете себе такое представить?

Тюменская губерния

Партия каторжников, отдых на дороге возле Томска.

Рудник Кара в Восточной Сибири; тюрьма, казармы в 1885 году. Каторга как для обычных преступников, так и для политических правонарушителей.

Сибирские поселенцы-заключенные.

Террористки-эсерки, убийцы лиц исполнительной власти, пьют чай в Мальцевской женской каторжной тюрьме (неподалеку от Акатуя, система Нерчинской каторги) 1909г

Беглые каторжане

Правда, колоритные типажи?

На прибывших каторжан надевают кандалы

Заковывание запястья называется золотая рука.

Каторжан конвоируют в Александровск на Сахалине.

По приговору суда осужденный на каторге мог содержаться как в кандалах, так и без таковых. Узники в стальных кандалах помещались в особые «кандальные» тюрьмы, отличавшиеся ужесточенным режимом. Кандалы могли быть как ручными, так и ножными; время пребывания в них, обычно составлявшее треть всего срока осуждения и нередко превышавшее 5 лет, превращалось в тяжелое испытание для физического и психического здоровья. Ножные кандалы весили полпуда; ручные же были устроены таким образом, что закованный не мог развести руки больше, чем на 30 сантиметров. Понятно, что кандалы самые простейшие бытовые отправления усложняли невероятно: попробуйте-ка сами пообедать или подпоясаться ремешком с завязанными руками. Или хотя бы просто уснуть … Вот она каторга!

Каторжанин в кандалах. Эти фотографии хорошо иллюстрируют конструкцию ножных кандалов: длинная (до метра) цепь, соединяющая два металлических манжета, заклепанных на лодыжках. Цепи были обязательно крупнозвенными, поскольку на такой цепи, как показала практика, заключенный не мог повеситься. Чтобы цепь не волочилась по полу, ее обычно подвязывали к поясному ремню (на левом рисунке хорошо видно, что она подвязана и к коленям). Если заключенный имел наклонности к самоубийству ремешки для подвязывания ему не выдавались; в таком случае цепь ему приходилось носить в руках. Правда, можно было и не носить, но звук волочащейся по полу цепи кандалов, как отмечают те, кто его слышал, выводил из себя даже самых уравновешенных людей.

Каторжанин в стальных кандалах. Фотография иллюстрирует особо изощренное наказание — прикование к тачке (Вот это фетиш! — прим. редактора). Вес такой тачки достигал 5 пудов (80 килограммов). В тачке ничего не возили; такие заключенные обычно не работали ввиду своей крайней опасности для конвоя и иных заключенных. Приковывание к тачке могла присудить только каторжанская или высшая местная администрация за особо злостные преступления; обыкновенно тачку получали приговоренные к смертной казни, но помилованные. От тачки отковывали также специальным постановлением.

В бане кандалы не снимались — одежда продергивалась в зазоры между телом и железом. Чтобы металл не терся по телу и не рвал одежду, под стальные манжеты вставлялись специальные кожаные прокладки. Длительное ношение кандалов приводило к истончению костей на запястьях и лодыжках, и атрофии мышц; кроме того, вырабатывалась специфическая походка, которая делала узнаваемым бывшего каторжного заключенного даже через много лет после снятия оков. Опытные полицейские легко распознавали лиц этой категории в толпе, чему сохранилось немало исторических свидетельств.

Клетка с каторжанами на грузовом пароходе Петербург, перевозящем их на Сахалин, 1890

Наложение кандалов. Процедура эта, несмотря на кажущуюся простоту, была весьма деликатна, поскольку стальные кандалы в руках физически крепкого мужчины превращались в смертельное оружие. Каторга знает немало случаев, когда драки кандальных заключенных приводили к человеческим жертвам.

Этап. 1885 г.