Когда наступит страшный суд. Как будет вершиться Страшный суд: историческая галерея. Св. Иоанн Златоуст

Что означает – Страшный Суд ? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суде, извините, – теперь только по справедливости. Ничего подобного! Неразумно представлять Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота. Страшным последний Суд называется не потому, что Бог «забывает» о любви и поступает по какой-то бездушной «правде» – нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда. Но может ли такое быть? Хотя это и тайна будущего века, однако психологически понять отвержение Бога можно.

В качестве примера приведу один случай. Однажды в старые добрые времена один сельский учитель спас от смерти петербургского аристократа, который зимой сбился с пути, его занесло снегом, и он погибал. Сами понимаете, насколько благодарен был ему спасенный. И вот через какое-то время он пригласил учителя в Петербург и устроил в его честь великосветский прием, созвав своих родных и друзей. Кто был на больших приемах, представляет, в каком положении оказался учитель, увидев перед собой множество вилок, ножей, тарелочек и прочих принадлежностей торжественного стола, которых он никогда в глаза не видел. Не бывая ни разу в жизни на таких приемах, бедняга не знал, что и делать: то возьмет что-то не той рукой, то не знает, как за кушанье приняться – сидит, обливаясь холодным потом. В его честь произносятся тосты, а он не умеет и ответить. Изнемогая от жажды, он выпил воду из овального блюдечка, стоявшего перед его тарелками. И каков был его ужас, когда он увидел, как гости омывают свои пальчики в этих тарелочках. Тут он вообще чуть в обморок не упал. Так этот великолепный прием стал для нашего учителя настоящим адом. Потом всю оставшуюся жизнь он нередко вскакивал по ночам в холодном поту – ему вновь снился этот великосветский прием в его честь.

Вы, наверное, понимаете, к чему я это говорю. Что такое Царство Божие ? Это духовное единение с Богом, Который есть бесконечная полнота любви, кротости и смирения. И вот теперь представьте себе, как будет себя чувствовать в этом Царстве человек, который наполнен свойствами прямо противоположными – ненавистью, злобой, лицемерием и пр. Чем было бы для него Царство Божие, если бы он вдруг оказался в нем? Тем самым, чем был для бедного учителя аристократический прием. Для него царство Бога было бы адом в адской степени. Злобное существо не может пребывать в атмосфере любви, в атмосфере царства Бога.

Теперь становится понятным, что может произойти на Страшном Суде. Не насилие над личностью, подобно тому, как древнегреческая богиня Фемида с завязанными глазами отправляет людей – одного направо, другого налево – в зависимости от их дел. Нет! Бог есть любовь. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит: «…мучимые в геенне поражаются бичом любви… терпят мучение вящее всякого… возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой» .

Возможно; будут личности, сознательно отвергшие любовь Божию. Но человек, отвергающий Бога, уходит сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах вынести пламени любви Божией. Так же как и для сельского учителя мучением оказался великолепный прием в его честь.

Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри – самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти.

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их свободное «не хочу», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Исаак Сирин, св. Николай Кавасила и др.

Здесь необходимо сказать о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. Из учения Святых Отцов вытекает, что по всеобщем воскресении человек вновь приобретает свою природную полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. На Страшном Суде окончательная судьба человека решается уже им самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером ее духовности. Отсюда и особенность Страшного Суда – человек сам в последний раз и окончательно определяется: быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу.

И еще об одном факте можно с полной уверенностью говорить: на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и яркости откроется великий подвиг Христов, Его жертвенная любовь, Его потрясающее самоуничижение ради спасения человечества. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое большое впечатление, несмотря на все свои недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальности Креста и слава Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору конечно же будет способствовать и печальный опыт мытарств, показавших действительную «сладость» страстей и пребывания без Бога.

Еще раз подчеркну: Страшный Суд – это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен . Этот момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он завершился с великой пользой для всех людей.

Из книги «Посмертная жизнь души»

Приветствую всех читателей! Вторая часть вопроса от нашего постоянного посетителя Игоря про страшный суд. Первую часть – “Будет ли второе пришествие Христа?” – . Вопрос, на который я отвечаю в этой статье звучит так: будет ли страшный суд? восстанут ли мертвецы? и когда всё это произойдёт?

Много разных пророчеств существует на эту тему. Опять же, попробуем ответить на данные вопросы, прежде всего, с точки зрения эзотерики, но максимально доступным языком. Надеюсь все, и даже те, кто не знаком с эзотерикой глубоко, поймёт о чём идёт речь в данной статье:)

Что такое Страшный Суд божий? По сути, это время, когда все люди и существа этого мира, по , платят по счетам, за все свои добрые и злые деяния совершённые за всё время своего существования. Это время подведения всех итогов!

А те, кто не попадут в книгу жизни – будут вписаны в книгу мёртвых, и после подведения всех итогов на Небесах, будут уничтожены или отправлены в миры ада навсегда (на другие планеты и даже в другие Вселенные).

Кто попадёт в книгу Мёртвых? Те человеческие души и существа , у которых чаша Зла перевешивает, то есть наполнена их злыми делами больше, чем чаша Добра.

За что человек, его душа будут вписаны в книгу мёртвых? За предательство Бога, за злые дела и помыслы, за разрушение своей души , вредными привычками, неверием, за отречение от Бога и неверие в Него, за продажность и торговлю своей Душой и телом, за служение мамоне (деньгам), за неразвитие своей души, и т.д.

Кто и за что будет вписан в книгу Жизни, а значит спасён? Те души (люди), которые на деле и всей своей жизнью сделали выбор Светлого Пути, те, кто сражается за против , кто постоянно работает над собой и развивается: уничтожает в себе порок, слабость, негативные качества и эмоции, и формирует сильные и достойные качества и добродетели.

  • О том, существует ли Добро и Зло – .

Когда начнётся страшный суд? Страшный суд уже идёт и ещё будет продолжаться. Каждый человек, каждая душа за последние пару десятков лет и последующие пару десятков лет – сделала, делает или будет делать свой выбор, подтверждая его жизнью, на какую сторону она становится: на сторону Добра или на путь Зла. Без внимания и без выбора не останется никто!

Конечно, всё это время на Земле – это время катаклизмов, войн, множества смертей и т.п. Потому что, идёт большая битва Добра и Зла за людские Души. И каждый человек должен определиться на чьей стороне и за кого он сражается. Ещё раз, вне этой битвы не сможет остаться никто! Предлагаю и вам ответить для себя на вопрос – на чьей стороне, за кого и за что сражаетесь Вы?

Основная битва, безусловно, идёт не в физическом (материальном) мире, а в мире Тонком, в мире Бога, Ангелов и Душ. Эта битва скрыта от большинства человеческих глаз, хотя души многих принимают в ней непосредственное участие.

Многие из тех, кто уже безвозвратно попали в книгу мёртвых – живут последнюю жизнь на Земле, а затем будут призваны к ответу (уничтожены или отправлены в тёмные миры). Такие люди, чёрные души – отмечены на энергетическом уровне знаком черепа. Экстрасенсы и Целители обладающие экстрасенсорными способностями могут видеть эти приговорённые души по печати черепа, которая стоит на их энергосистемах, атрибутах, а у кого-то даже на лбу.

Много ли таких приговорённых душ? Да много, очень много!

Восстанут ли мёртвые? Ну, из могил никто вставать не будет, на физическом уровне:) Но нужно понимать, что в человеческих телах, на Земле сейчас живут не только божественные человеческие души, но и тёмные существа (), и даже души животных, воплощённых в тело человека (т.н. ). И последних очень много.

Наверное тот факт, что в образе человека на Земле сейчас живёт много воплощённых тёмных существ, асуров и называется восстание мёртвых. Они то активнее всего и запускают на нашей планете, в обществе разрушительные и преступные процессы.

  • Продолжение статьи –

Если у вас возникнут вопросы – )

1. Священное Писание о Страшном суде

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда (Ин. 5, 22, 27-29; Мф. 16, 27; 7, 21-13, 11, 22 и 24, 35 и 41-42; 13, 37-43; 19, 28-30; 24, 30, 25, 31-46; Деян. 17, 31; Иуд. 14-15; 2 Кор. 5, 10; Рим. 2, 5-7; 14, 10; 1 Кор. 4, 5; Еф. 6, 8; Кол. 3, 24-25; 2 Сол. 1, 6-10; 2 Тим.4, 1; Откр. 20, 11-15) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Евангелии от Матфея 25, 31-46, где Страшный суд описан Иисусом Христом так:

«Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: "придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".

Тогда праведники спросят Его со смирением: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?"

Царь же скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне".

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня".

Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?"

Но Царь скажет им: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ».


Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным , так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

«Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии» - говорил преп. Антоний Великий .

Св. Иоанн Златоуст:

Не решаемся ли мы часто лучше умереть, нежели открыть перед почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем чувствовать себя тогда, когда грехи наши откроются перед всеми Ангелами, всеми людьми и предстанут перед нашими глазами?

Преп. Ефрем Сирин:

Даже Ангелы содрогаются, когда вещает Судия, и воинства огнезрачных духов предстоят с трепетом. Какой же дам ответ, когда вопросят меня о тайных делах, которые там для всех будут обнаружены?

Тогда (на Суде) мы увидим стоящие окрест (престола Христова) бесчисленные ангельские силы. Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены перед Ангелами и людьми. Тогда исполнится пророчество Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Велик будет, братия, страх в час, когда откроются эти страшные книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там написаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все хорошее и плохое... Тогда все, склонив головы, увидят стоящих перед судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя это, еще ниже опустят головы и станут размышлять о делах своих; и каждый увидит перед собой собственные дела свои – и хорошие и плохие, какие кто прежде сделал.

Св. Григорий Нисский:

В самом теле человеческом есть сокровенное, которое выходит наружу в свое время: в младенчестве – зубы, при возмужании – борода и в старости – седина. Так и в последний день Суда: все откроется перед очами всех, не только дела и слова, но все помышления, которые теперь скрыты от других. Нет сокровенного, что бы не открылось, по слову Иисуса Христа. Так как известно, что все тайное обнажится в Пришествие Христово, то очистим себя от всякой скверны плоти и духа, творя святыню в страхе Божием, чтобы явленные всем дела наши доставили нам честь и славу, а не стыд.


Св. Василий Великий пишет о том, что Бог не только благ, но и правосуден :

«Впрочем, скажет иной: «Написано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2, 32), поэтому одно призывание имени Господня достаточно к тому, чтобы спасти призывающего». Но и этот пусть выслушает, что говорит апостол: «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10, 14). А если не веришь, послушай Господа, Который говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Даже и тому, кто исполняет волю Господню, но не как хочет сего Бог и не по чувству любви к Богу делает это, бесполезно усердие в деле, по изречению Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит: поскольку делают, «чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф.6, 5). Сим и апостол Павел научен был сказать: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 3).

Вообще же усматриваю следующие три различные расположения, в которых неизбежна необходимость послушания: или, боясь наказания, уклоняемся от зла и бываем в состоянии рабском, или, гонясь за выгодами награды, исполняем повеленное ради собственной пользы и тем уподобляемся наемникам, или делаем сие ради самого добра и из любви к Давшему нам закон, радуясь, что удостоились служить столь славному и благому Богу, - и в таком случае бываем в состоянии сынов.

Кто из страха исполняет заповеди и непрестанно боится наказания за леность, тот не будет одно из предписанного делать, а другое пренебрегать, но утвердится в той мысли, что наказание за преслушание равно для него страшно. И поэтому «блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притч. 28, 14), однако же твердо стоит в истине и тот, кто может сказать: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8), потому что не хочет упустить из внимания ничего должного. И: «Блажен муж, боящийся Господа…» Почему? Потому что «крепко» любит «заповеди Его» (Пс. 111, 1). Поэтому боящимся не свойственно оставлять без исполнения какое-нибудь приказание или исполнять небрежно.

Но и наемник не захочет преступить какого-либо повеления. Ибо как получит плату за делание в винограднике, не исполнив всего по условию? Ибо если недостанет и одного чего-нибудь из необходимого, то виноградник делает он бесполезным владельцу. Кто же поэтому за повреждение даст плату причинившему вред?

Третий случай - служение из любви. Какой же сын, имея целью угождать отцу и веселя его в важнейшем, захочет оскорбить ради малостей, особливо же если помнит, что говорит апостол: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены» (Еф. 4, 30).

Поэтому преступающие большую часть заповедей куда желают быть причислены, когда не служат Богу как Отцу, не покоряются Ему как давшему великие обетования, не работают как Владыке? Ибо говорит Он: «если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною» (Мал. 1, 6)? Как «блажен муж, боящийся Господа... и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111, 1), так «преступлением закона», сказано, «бесчестишь Бога» (Рим. 2, 23).

Как же, предпочтя жизнь сластолюбивую жизни по заповеди, можем обещать себе блаженную жизнь, купножительство со святыми и веселья с ангелами пред лицом Христовым? Подобные мечты свойственны истинно детскому уму. Как буду с Иовом, когда и самой обыкновенной скорби не принял я с благодарением? Как буду с Давидом, когда со врагом поступил не великодушно? Как буду с Даниилом, когда не взыскал я Бога с непрестанным воздержанием и неусыпною молитвой? Как буду с каждым из святых, когда не шел я по следам их? Какой подвигоположник столько не рассудителен, что удостоит равных венцов и победителя, и не вступавшего в подвиг? Какой военачальник призывал когда-нибудь к равному разделу добычи и победивших, и тех, которые не являлись на сражение?

Бог благ, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по достоинству, как написано: «Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих; а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие» (Пс. 124, 4-5). Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «Он любит правду и суд» (Пс.32, 5). Поэтому говорит: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100, 1). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Видишь ли, как рассудительно употребляет милость? Не без суда милует и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114, 5). Поэтому не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была презираема благость. Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое - строгость; или за первое будем любить, или за последнее страшиться, чтобы и нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева» (Рим. 2, 4-5).

Итак… невозможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божиею, и не безопасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного (ибо ужасно превозношение-поставлять себя судьями Законодателя, и одни законы Его избирать, а другие отвергать)…»
(Св. Василий Великий. Творения. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. (Большой Аскетикон))

Св. Василий Великий объясняет и праведное действие Суда Божия - вознаграждение праведников и окончательное оставление Святым Духом тех, кто оставил Бога выбором своей жизни:

"И во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный и единый Сильный.

Кому так мало известны те блага, какие Бог уготовал достойным, чтобы не знать, что и венец праведных есть благодать Духа, которая обильнее и полнее будет сообщаема , когда духовная слава разделится каждому по мере доблестных дел его? Ибо во светлостях святых у Отца обители многи (Ин. 14, 2), то есть, многие различия достоинств. Как «звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых» (1Кор. 15, 41-42). Посему запечатленные Духом Святым в день избавления и сохранившие чистым и целым приятый ими начаток Духа, они только услышат: «добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю» (Мф. 25, 21).

А подобно, и огорчившие Духа Святого лукавством начинаний своих или ничего не приобретшие к данному, будут лишены того, что получили, и благодать отдастся другим. Или, как говорит один из Евангелистов, они будут «растесаны совершенно» (Лк. 12, 46), под растесанием разумея конечное отчуждение от Духа. Ибо не тело делится на части, чтобы одна часть была предана наказанию, а другая освобождена, потому что походит на басню и не достойно праведного Судии предположение, что подвергается наказанию одной половиной, кто согрешил весь. Также и не душа рассекается пополам, потому что она вся и всецело приняла греховное мудрование и содействовала телу во зле. Напротив того, растесание это, как сказал я, есть отчуждение навсегда души от Духа. Ибо ныне Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же, по-видимому, сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасенья по обращении.

А тогда совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать . Посему «несть во аде исповедующийся, и в смерти поминаяй Бога» (ср.: Пс. 6, 6), потому что там не сопребывает уже помощь Духа.

Как же можно представить, чтобы суд совершился без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть и награда праведных, когда вместо залога дано будет совершенное, и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется у них все, что почитают себя имеющими?" (О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому)

Осуждение на Всеобщем суде названо в Откровении св. Иоанна Богослова "смертью второй" (20, 14).

Стремление понять геенские мучения в относительном смысле - вечности, как некоего "века, периода" , может быть и длительного, но конечного, а то и вообще отрицание реальности этих мучений - встречается и ныне, как в древности. Приводятся соображения логического свойства, указывается на несоответствие мучений с благостью Божией, на несоразмерность между временными преступлениями и вечностью наказаний, на несоответствие их с конечной целью творения человека, которое есть блаженство в Боге. Но не нам определять границы между неизреченной милостью Божией и правдой - справедливостью Его. Знаем, что Господь хочет всем спастись и в познание истины прийти. Но человек способен собственной злой волей оттолкнуть милосердие Божие и средства спасения.

Св. Иоанн Златоуст , говоря о Страшном суде, отмечает:

"Когда Господь говорил о царстве, то, сказал: придите, благословенные, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, но прибавил: уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя".

Мы не имеем права понимать слова Господа только условно, как угрозу, как некую педагогическую меру, применяемую Спасителем. Если так поймем, то погрешим, так как Спаситель не внушал нам такого понимания, и подвергнем себя гневу Божию, по слову псалмопевца: Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь" (Пс. 9, 34).
(Прот. Михаил Помазанский) .

Достойно внимания также простое рассуждение по этому поводу св. Феофана Затворника :

"Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники - в муку вечную, в сообщество с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится злоба сатанинская и осатанение, то и муки кончатся. А кончатся ли злоба сатаны и осатанение? Посмотрим и увидим тогда... А до того будем верить, что как жизнь вечная не имеет конца, так и мука вечная, угрожающая грешникам, не будет иметь конца. Никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства. Чего не видел сатана по падении своем! Сколько явлено сил Божиих! Как сам он поражен силой Креста Господня! Как доселе поражается этой силой всякая его хитрость и злоба! И все ему неймется, все идет против: и чем дальше идет, тем больше упорствует. Нет, никакой нет надежды исправиться ему! А если ему нет надежды, то нет надежды и людям, осатаневшим по его действию. Значит, и аду нельзя не быть с вечными муками ".

«Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно , а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так».

4. После смерти нет покаяния


В Священном Писании покаяние в этой, временной, жизни полагается необходимым условием для спасения. Господь говорит:

Если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13, 3).

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
(Лк. 13, 24-25)

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
(Гал. 6, 7, 8)

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
(2 Кор. 6, 1-2)

А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
Который воздаст каждому по делам его:
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;
а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.
(Римл. 2, 2-8)

О том, что покаяние в этой жизни необходимо для оправдания на Страшном суде , для спасения в жизни будущей, учат единогласно святые отцы:

"Закон жизни таков, - говорит святитель Феофан Затворник , - что коль скоро кто положит здесь семя покаяния , хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастёт и плод принесёт - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом , и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение".

"Уж не питаете ли вы такого чаяния, - пишет в другом письме св. Феофан , - чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? - Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой - нечистый и мрачный - в рай. Что это будет? Ефиоп среди убелённых. Пристало ли?"

Преп. Иоанн Дамаскин пишет о том, что за границей смерти для людей нет покаяния:

«Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти ».

Святитель Иоанн (Максимович) так изображает то, что произойдёт на Страшном суде:

"Пророк Даниил, говоря о Страшном суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь - это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его, и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест, одни возрадуются, а другие - придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании перед Судией одни становятся направо, другие налево - их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево. Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость, когда услышит слово "приидите ко Мне, благословенные", и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих, и эти записи, эти "книги" раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда раскроются "книги", всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник - когда умерло тело, кто-то подумает - умер и грех. Нет, в душе была склонность, и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние ".

Преподобные Варсануфий и Иоанн :

Касательно же ведения о будущем - не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (Гал. 6, 7). По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть.
Брат, здесь делание, - там воздаяние, здесь подвиг, - там венцы.
Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это (учение), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам. Приобрети себе: смирение и послушание, плач, подвижничество.
(Ответ на вопрос 606).

Слова же: не изыдет оттуду, дондеже воздаст последний кодрант (Мф.5, 26), сказал Господь, означая, что мучение их будет вечно: ибо как может человек там воздать? … Не заблуждайся, как безумный. Там никто не преуспевает; но что кто имеет, то имеет отсюда: доброе ли это будет, или гнилое, или усладительное. Оставь наконец пустословие и не следуй демонам и их учению. Ибо они вдруг уловляют и вдруг низлагают. Итак, смирись перед Богом, плача о грехах своих и рыдая о страстях. И внимай себе (1Тим.4, 16) и смотри вперед, куда уклоняется твое сердце через такие исследования. Бог да простит тебя.
(Ответ на вопрос 613)

Преподобный Феодор Студит :

"И опять, кто не устоит в таких подвигах , тот лишается не чего-либо малого, ничтожного и человеческого, но самых Божественных и Небесных вещей. Ибо достигающие искомого многим терпением, всегдашним долготерпением и хранением заповедей, наследуют Небесное царство и бессмертие, вечную жизнь и неизреченное и неисповедимое успокоение вечными благами; а погрешающие нерадением, леностию, пристрастием и любовию к миру сему и к смертоносным и тлетворным наслаждениям, наследуют вечную муку, бесконечный стыд и стояние ошуюю, услышав страшный оный глас Судии всех и Владыки Бога: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его . (Мф. 25, 41).
Но о дабы никогда не слыхать нам сего, чада и братия мои, и не быть отлученными от Святых и Праведных жалостным и невыразимым отлучением. Когда они будут приняты в радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслаждение, как об этом и Божественное Писание говорит, что они возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 11). Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподня, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген, но навсегда и на вечно, как сказал Господь (Мф. 25, 46). Где тогда, братие, по словам Святых, отец или мать для избавления? - Брат, сказано, не избавит: избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (Псал. 48, 8, 9)".

Св. Иоанн Златоуст:

«Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов: "отойдите от Меня", – не знаю вас, – "делающие беззаконие" (Mф.7:23), – чтобы не услышать опять ужасных слов: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Mф.25:41), – чтобы не услышать: "между нами и вами утверждена великая пропасть" (Лк.16:26), – чтобы с трепетом не услышать: "возьмите его и бросьте во тьму внешнюю" (Mф.22:13), – чтобы с великим страхом не услышать: "лукавый раб и ленивый" (Мф.25:26). Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор.1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез.33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицом его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи, ангелы будут носиться вокруг, и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному».

Преп. авва Дорофей:

Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке , и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых (дел). Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ее, когда удерживается в ней одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти.

Блаж. Августин:

Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовью, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь , не приемля, или всуе приемля благодать Божию, и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что либо доброе знакомые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал.

Пр. Ефрем Сирин:

Если хочешь наследовать будущее Царство, то еще здесь найди благосклонность Царя . И в какой мере ты будешь чествовать Его, в такой и Он возведет тебя; сколько ты послужишь Ему здесь, настолько и Он почтит тебя там, по написанному: "Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены" (1 Цар. 2:30). Чти же Его всей душой, чтобы и Он удостоил тебя чести святых. На вопрос же: "Как снискать Его благоволение?" - отвечу: Принеси Ему злато и серебро через помощь нуждающимся. Если же тебе нечего дать, то принеси Ему в дар веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие... Удерживайся от осуждения, храни свое зрение, чтобы не смотреть на суету, удерживай свои руки от неправедных дел, ноги свои уклони от худого пути; утешай малодушных, будь сострадателен к немощным, подай жаждущему чашу воды, накорми голодного. Словом, все, что имеешь и чем Бог наделил тебя, то и принеси Ему, ибо Христос не презрел и двух лепт вдовы.

Св. Симеон Новый Богослов говорит, что на суде не то зачтется человеку, что он делает, а то, кто он есть: подобен ли он Иисусу Христу, Господу нашему, или же совершенно отличен от Него. Он говорит: “В будущей жизни христианин не будет испытываем на предмет того, отрекся ли он от всего мира ради любви Христовой, или раздал ли он свое имущество бедным, воздерживался ли он и соблюдал ли пост накануне праздников, или молился ли он, сокрушался ли и оплакивал ли свои грехи, или делал ли он что-либо еще доброе в своей жизни, но он будет тщательно испытан, имеет ли он со Христом сходство такое, как сын со своим отцом”.

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) в толковании на слова Св. Писания:

«Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» пишет:

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние . "Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Блаженный Феофилакт Болгарский также говорит:

«Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но так как здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма и не есть тьма кромешная. А по смерти будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение Божественной благодати. Пока грешник здесь, то, хотя он и немного получает Божественных благ, – говорю о чувственных благах, – он все еще раб Божий, потому что живет в дому Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких благах: это и есть тьма, называемая кромешною, в противоположность теперешней, не кромешней, когда грешнику еще остается надежда покаяния ».

Св. Григорий Палама:

Хотя в будущем пакибытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтоб подвергнуться второй смерти: вечной муке, неусыпающему червю, скрежету зубов, кромешной и непроницаемой тьме, мрачной и неугасимой геенне огненной. Говорит Пророк: сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются (Ис.1, 28). В этом заключается вторая смерть, как научает нас Иоанн в своем Откровении. Услышь и великого Павла: аще бо по плоти живете, говорит он, имате умрети, аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живы будете (Рим.8, 13). Он говорит здесь о жизни и смерти, принадлежащих будущему веку. Эта жизнь - наслаждение в присносущем Царстве; смерть - предание вечной муке. Преступление заповеди Божией - причина всякой смерти, душевной и телесной, и той, которой подвергнемся в будущем веке, вечной муке. Смерть собственно состоит в разлучении души от Божественной благодати и в совокуплении с грехом.

Святой Ириней Лионский :

«Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца , подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие».

Св. Тихон Задонский:

Рассуждай сие, грешная душа, и внимай, что Предтеча сказал: уже секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3, 10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: посекаются, как древеса бесплодные, секирой суда Божия и в огонь вечный, как дрова, ввергаются".

Св. Макарий, митр. Московский :

Даруй же нам, Господи, - всем всегда - живую и неумолкающую память Твоего будущего славного пришествия. Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам, - да при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке (Титу 2:12); и таким образом достигнем, наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков.

Св. Игнатий (Брянчанинов) :

Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе с светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, т.е. неверующие во Христа, злочестивые, т.е. еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами.

Св. Феофан Затворник:

"Пусть не скоро суд, но ведь если можно отсюда извлекать какую-либо поблажку, то это тем только, кои могут быть уверены, что час смерти их совпадает с часом суда отдаленного: нам же что из того? Вот ныне или завтра придет смерть, и покончит все наше и запечатлеет собою участь нашу навсегда, ибо после смерти нет покаяния. В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на суд".

"Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет".

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

О том, что не покаявшийся при жизни человек не сможет войти в Царствие Божие, пишут в согласии со святыми отцами и современные богословы:

Арх. Рафаил (Карелин):

"1.Невозможна вечная жизнь в раю тем, кто не имеет внутреннего рая в своем сердце (благодати Духа Святаго), т.к. рай - это единение с Богом.

2. У грешника, неискупленного Кровью Христа, живет в сердце неисцеленный грех (прародительский и личный), препятствующий единению с Богом.

Итог: Грешник не может быть в раю, так как он лишен способности богообщения, которое осуществляется через благодать Духа Святого.

Православное учение другое: нераскаянный грех - это искры ада в душе человека, и после смерти не только грешник будет в аду, но ад будет в нем. Ад это не возмездие за грех, а трагическое следствие греха".

Александр Каломирос:

"Нет, братья, мы должны проснуться, чтобы не быть потерянными для Царства Небесного. Наше вечное спасение или наша вечная смерть зависят не от воли и желания Бога, а от нашей собственной решимости, от выбора нашей свободной воли, которую Бог бесконечно ценит. Будучи убеждены в силе божественной любви, не дадим, однако, одурачить себя. Опасность исходит не от Бога, она исходит от нас самих.

Как говорит св. Василий Великий, “адские муки не имеют своей причиной Бога, но нас самих”
Священное Писание и Отцы всегда говорят о Боге как о великом Судье, Который в день Последнего Суда наградит тех, кто был послушен Его воле, и накажет ослушавшихся ее (см. 2 Тим. 4, 8).

Что же это за суд, если понимать его не в человеческом, а в божественном смысле? Что есть суд Божий? Бог есть Истина и Свет. Божий суд – не что иное, как наше соединение с Истиной и Светом. “Книги” будут раскрыты (ср. Откр. 20, 12). Что это за “книги”? Это наши сердца. Наши сердца будут пронизаны всепроникающим Светом, исходящим от Бога, и тогда обнажится все, что в них сокрыто. Те сердца, в которых будет сокрыта любовь к Богу, увидев божественный Свет, возрадуются. Те же сердца, которые, напротив, таили в себе ненависть к Богу, будут, принимая в себя этот пронизывающий Свет Истины, страдать и мучиться, так как они ненавидели его всю свою жизнь.

Так что не Божие решение будет определять вечную участь людей, не Божия награда или наказание, но то, что было сокрыто в каждом сердце; то, что было в наших сердцах в течение всей жизни, будет обнажено в день Суда. Это обнаженное состояние – называйте его наградой или наказанием – зависит не от Бога, оно зависит от любви или ненависти, которые царствуют в наших сердцах. В любви заключено блаженство, в ненависти – отчаяние, горечь, мука, печаль, злоба, тревога, смятение, тьма и все прочие внутренние состояния, которые и составляют ад".

Итак, святые отцы предостерегают, что для оправдания нас на Страшном суде нам необходимо покаяться уже в этой жизни , что после смерти невозможно покаяние для того, кто не знал его при жизни, а есть лишь воздаяние за совершенное. Вступая в область вечности, воскресая в ином, духовном теле, человек пожинает плоды земной жизни. О том, почему невозможно обрести покаяние на Страшном суде, можно почитать в статьях:


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


А вы знаете, что после того, как Сатана будет побежден, а праведники воскреснут, у обычных жителей земли будет еще целая 1000 лет передышки до настоящего Конца Света? И тогда уже все совсем неотвратимо: мертвые, восстающие из гробов, грешники в адском пламени и так далее. Изучим.

В было про то, как Антихриста (Зверя из моря) и Лжепророка (Зверя из земли) бросили в озеро кипящей серы. Однако Сатана пока еще оставался непобежденным. Вот пришел и его черед.

Глава 20 (современный перевод)

1 И я увидел, что с неба спускается ангел с ключом от Бездны, в руке у него большая цепь.

Упомянутая Бездна -- это не ад, а совершенно отдельное место, огромная пещера под поверхностью земли, где содержались особенные грешники, а также всякая нечисть (в одной из прошлых глав ее распечатала упавшая звезда, и поползла саранча оттуда).


Витраж Йоркского собора, 1408

2 Он схватил дракона - это древний Змей, то есть Дьявол и Сатана, - связал его на тысячу лет,

Ангел (предположительно Михаил) борется с Сатаной и заковывает его в цепи.


Уильям Блейк, ок. 1805

3 бросил в Бездну, запер и сверху запечатал печатью, чтобы он не вводил народы в обман, пока не пройдет тысяча лет.

Печать, которой будет запечатана Бездна (часто вход в нее рисуют похожей на колодец, или на пещеру), это аналог печати, которой был запечатан Гроб Господен - для контроля. Здесь Сатана неправильный нарисован -- по тексту это должен быть девятиглавый Красный дракон, знакомый нам уже.


Лютеровская библия, 1534

Потом его надо будет освободить ненадолго.

В стихе выше сразу дается пророчество, что Сатана все-таки не побежден окончательно. А вот здесь Дракон-Сатана корректно нарисован, даже с рогами и коронами.

Худ. Родни Мэтьюс, наши дни.

4 И я увидел престолы, на которые сели те, кому дана власть судить.

Бог сидит в центре на троне, но вокруг него уже не 24 старца, к которым мы привыкли, а новые судьи.

Илл. из старообрядческой книги.

Это души обезглавленных за свидетельство об Иисусе и за Слово Божье; они не поклонились зверю и его изображению и не поставили себе клейма на лоб и на руку.

История этих судий: в нижнем регистре им рубят головы за отказ поклониться Зверю из моря . Слева, как обычно, стоит свидетель-Иоанн. В центральном регистре летит Ангел, у него в руках полотнище с душами этих верующих мучеников. И, наконец, наверху они сидят уже в образе судий.


Миниатюра 13 века

Они возвратились к жизни и царствовали с Христом тысячу лет. 5 А остальные мертвые не возвратились к жизни, пока не пройдет тысяча лет. Это первое воскресение

В центре возлежит Христос, по бокам фигуры взрослых - это воскресшие судьи, бывшие мученики за Христову веру. Голые младенцы -- изображения воскресающих душ. Под ними -- гробы с мертвыми телами. Эти иллюстрации подразумевают, что данное первое воскресение не будет телесным. «Остальные мертвые», которых не воскресили, это и язычники, и веровшие в Христа, но не ставшие мучениками за веру, а умершие своей смертью.


Апокалипсис Douce, 13 век

6 Счастлив и свят тот, кто получит жизнь при первом воскресении! Над ними вторая смерть не имеет власти, и они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать вместе с Ним тысячу лет.

Сидеть с Христом и быть его судьями священниками на небе он еще до Распятия обещал своим апостолам, так что они в их числе будут. Вот эта фраза, что после «первого воскресения» начнется Тысячелетнее царство Бога, породило огромное количество теорий и течений (см. хилиазм или милленаризм), пересказывать даже не буду пытаться.


Фра Анжелико, «Страшный суд» (фрагмент) 1429

7 А когда пройдет тысяча лет, Сатану выпустят из тюрьмы,

Сатана (здесь не Дракон, а более привычный нам «ангел») не сам вырвался из Бездны, а был нарочно выпущен Божественными силами. Возможно, чтобы его возмездие постигло тех, кто за время Тысячелетнего царства слишком расслабился и начал грешить.


Худ. Берни, 19 век

8 и он опять отправится обманывать народы со всех четырех концов земли, то есть Гога и Магога, чтобы собрать их всех на войну.

Сатана соблазняет дикие народы из далеких степей и пустынь, названные «Гог и Магог» (также, как в Ветхом завете), идти воевать против Бога.


Миниатюра 13 века

Число их как песок морской. 9 Они покрыли собой всю землю и окружили стан святого народа и любимый город Божий.

У христиан есть стан (лагерь) и город (Иерусалим?), но их власть не распространяется на всю землю, а достаточно ограничена, так что Гог и Магог могут окружить их. Здесь эти племена ведомы Красным драконом, изображенным зеленым. Дракон выходит из Адской пасти (в левом нижнем углу), это так выпустившая его Бездна изображена.


Миниатюра 15 века.

Но с неба сошел огонь и пожрал их.


Апокалипсис герцогов Савойских, 15 век.

10 Дьявол, обманывавший их, был брошен в озеро с горящей серой,

где уже находится зверь с лжепророком.

Озеро с горящей серой, располагающееся в аду, здесь тоже изображено в виде Адской пасти: это две симметричные большие головы с огромными зубами, а также голубые головы в самом низу. Но эти головы не являются отдельными персонажами. Персонажи изображены в этой пасти, горящими в огне: внизу коричневый Дракон-Сатана с голубыми нимбами, левее повыше -- нижняя половина леопардового туловища Зверя из моря, тогда получается что лиловый -- это лжепророк-Зверь из земли. Красным крюком огонь поддерживает какой-то неназванный черт, обратите внимание, у него на попе тоже лицо.


Миниатюра 14 века

И будут их мучить днем и ночью во веки веков.

Здесь тоже изображена Адская пасть, но более подробно. Кроме Зверей там мучаются грешники, а огонь обслуживает множество чертей.


Georgios Klontzas, греческая икона «Страшного суда» 16 век

11 И я увидел огромный белый престол.

Белый престол символизирует неприступную чистоту. В этом триптихе слева, видимо, запятнанные кровью одеяния всадника на белом коне из предыд. главы, и обручальное кольцо Агнца. Рядом с троном изображена Книга.


Худ. Нэнси МакГрегор, наши дни.

И Сидящего на нем. От лица Его земля и небо обратились в бегство, и уже не найти их!

Бог такой страшный, что от него бегут «земля и небо», т. е. фактически материальная вселенная, потому что он берется за ее переделку. На картине не пропустите меч от уст. Тинторетто.


Тинторетто. Страшный суд (фрагмент), 1560−62

12 Я увидел мертвых, великих и малых, стоявших у престола.

И вот начинается Страшный суд, к которому мы, мой выносливый читатель, шли с января, уже 19 глав. В нижнем регистре, откинув крышки из гробов, из земли выбираются мертвецы. В середине трубят ангелы: хотя по тексту в этой главе их нет, но образ трубящих ангелов был такой мощный ранее , что он появляется фактически во всех католических работах на эту тему.


Мигель Хименес. «Страшный суд». 1480-е

Открыли книги, затем была открыта еще одна книга. Это книга жизни. И судили мертвых по их делам, согласно записям в книгах.

Упоминаются два рода книг, в первой записаны дела людей. Вторая - Книга жизни, которая уже упоминалась в предыд. гл. Те, чьи имена в нее не записаны, переданы на уничтожение.


Миниатюра 14 века

13 Море отдало мертвецов, что были в нем,

Утопленников, естественно, не могли похоронить по положенным религиозным обрядам. Однако согласно Книге, что было новаторство, это не помешает им при Страшном суде получить положенное.


Фредерик Лейтон, «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем». 1892

А смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам.

Море, Смерть и Ад здесь выступают как отдельные персонажи, которые отдают мертвецов. На илл. их имена подписаны рядом. Это образы демонической стихии, сатанинского бытия, темные бездны, в которые погружены люди (поэтому в следующей главе говорится, что в Царствии Небесном нет моря).

Старообрядческая рукопись, ок. 1800

Ставлю еще несколько иллюстраций, про то как во время «второго воскресения» воскрешают мертвецы.

Великолепный часослов Герцога Беррийского, 15 век.

Пустые гробы.

Фра Беато Анжелико, «Страшный суд», (фрагмент) 1430-е

14 Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть - огненное озеро.

Смерть и Ад -- это конкретные персонажи, а не переносные. И их тоже кидают в огонь.


Тед Ларсен, 2000-е

15 Кого не нашли записанным в книге жизни, того бросили в огненное озеро.

Теперь в огонь бросают уже обычных людей, язычников или грешников.


Мемлинг, «Страшный суд» (фрагмент), 1460-е

5, всего 5 последних стихов этой главы -- собственно, единственное, чего конкретно в Новом Завете сказано о Страшном суде.

Именно основываясь на этих 5 строчках европейское искусство и получило вот эту огромную и сложную иконографию страшного суда. Ну ок, вдобавок еще на паре обмолвок в других местах Нового Завета, ветхозаветных пророчествах, многочисленных апокрифических текстах и токованиях комментаторов. Эти произведения искусства имеют примерную cхему, давайте попробуем научиться ее читать.

Слева -- спасенные души идут в Рай, справа -- проклятые души летят в ад (огненное озеро). В центре наверху Христос с судиями, в центре внизу может быть что угодно, здесь -- Святой Михаил, взвешивающий души. Вокруг него -- воскрешение мертвецов.


Мемлинг, «Страшный суд». 1460-е.

Отличие схематическое только в том, что вместо Михаила тут гробы открытые


Фра Беато Анжелико, «Страшный суд», 1430-е.

Православную икону Страшного суда рассказывать не буду, там все намного-намного сложнее.

Вариант только с воскрешением мертвых внизу


Босх. «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», нач. 16 века

Вариант только со спасенными и проклятыми душами.