Лесков человек на часах анализ произведения. Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах. Сочинение по рассказу Лескова «Человек на часах»

  1. Текст для читательского дневника
  2. Главная мысль рассказа
  3. Краткое содержание
  4. Краткое содержание по главам

Очень кратко

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: солдат Постников, начальник батальона Свиньин и утопающий

Солдат Постников стоял часовым, когда услышал зов о помощи. Он все думал и размышлял, стоит ли ему оставить пост и посмотреть кто в беде или же во всяком случае нужно оставаться на службе? Постников спасает утопающего в реке человека и сразу возвращается. Пострадавшего увозит инвалидный офицер. Постников был наказан за отсутствие во время службы. Его отправляют в карцер.

Очень много высокопоставленных чиновников были замешаны в истории, чтобы она не стала известна государю. Полицмейстер, после допроса инвалидного офицера и спасенного, решает наградить офицера. Тот получает за доброе дело медаль. Совершенно иная судьба ждет бедного солдата. Его из карцера вытащили, на он удостоился двумстам ударам плетью. Для солдата это наказание было не очень ужасным, поскольку тот ждал худшего решения. Священник узнает о всей правде. Он заключает, что наказание плетью стало лучшим решением для солдата, чем его вознесение и восхваление.

Главная мысль. Человеческий нравственный долг всегда превыше всего, даже если из-за правильного поступка человек может пострадать сам.

Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым в Измайловском полку, услышал странные человеческие крики и вопли. Кто-то звал на помощь. Солдата звали Постниковым. Он не знал как поступить, поскольку не мог оставить свое место караула, а человек все звал на помощь. Он все же решил бегом пойти посмотреть в чем дело. Голос шел из реки. Постников спас утопающего, вытащив его ружьем. Жизнь бедного человека все же была в опасности, поскольку он очень сильно замерз и был совершенно слабым. В этот момент солдат увидел офицера в коляске. Он сразу же вернулся на караул. Утопающего подобрал офицер и, возомнив себя спасителем, отвез его в съезжий дом.

Несколько минут отсутствия Постникова не осталось тайным. Его отсутствие заметили и отправили сразу же к офицеру Миллеру. Постникова посадили в карцер. Из-за страха, что обо всем может узнать государь, командир был вынужден обратиться за помощью к офицеру Свиньину. Дело дошло до того, что очень много людей были замешены. После обращения к Свиньину было принято решение попросить совета у обер-полицмейстера Кокошкина. Последний решил пойти на решительный шаг.

Он прежде всего посчитал необходимым встретиться с самим инвалидным офицером и с человеком, чье спасение вызвало такой переполох среди многочисленных высокопоставленных лиц. Инвалидный офицер и утопающий были как следует допрошены. В результате этого допроса полицмейстеру стало известно, что кроме часового никто иной не имеет представления о произошедшем и тот является единственным свидетелем всей истории со спасением. Инвалидный офицер опять выступил в роли спасителя. На этот раз его подвиг был оценен как следует. Его наградили медалью, предназначенной для похожих историй, когда один спасает жизнь другого человека.

Настоящий спаситель все это время находился в карцере. Он в своих мыслях уже успел передумать и попробовать предугадать любой ход событий. Его наградой за спасение бедного погибающего человека стало наказание, а именно, получить двести ударов розгой. После своего наказания солдат все же был очень доволен решением Свиньина, поскольку в мысль ему приходили гораздо тяжкие награды, чем полученные удары розгой. Об этой истории стало известно священнику. Тот подумал о произошедшем и заключил, что лучше наказать солдата за подобный подвиг, чем вознести его. Так пользы будет больше.

Краткое содержание Человек на часах по главам (Лесков)

Глава 1

Глава 2

Эта трогательная история случилась зимой в Петербурге. На карауле во дворце стояла рота, которой командовал офицер Николай Миллер. Он был очень надежным и гуманным человеком.

Глава 3

Ночь была тихая и спокойная, офицер Миллер коротал время за чтением книги. Внезапно ему докладывают, что случилась беда.

Глава 4

Оказалось, что часовой Постников, который был на карауле, услышал крик о помощи тонущего человека. Будучи человеком очень чувствительным он покинул свой пост и отправился на помощь утопающему.

Глава 5

Солдат Постников бросился на лед и вытащил человека из воды. В этот момент к ним подъехали сани. В них сидел легкомысленный и наглый офицер. Он забрал спасенного человека и отвез в полицию. В участке, желая получить награду, он сказал, что спас тонущего человека.

Глава 6

Солдат Постников докладывает Миллеру о случившемся. Миллер понимает, что всем начальствующим лицам грозят неприятности, а солдату не избежать серьезного наказания. Он отправляет записку о происшествии своему командиру Свиньину.

Глава 7

Подполковник Свиньин очень дорожил своим местом на службе. Он не терпел нарушения службы и был в этом плане строгим и неумолимым человеком.

Глава 8

Как только подполковник прочитал записку от Миллера, он тут же отправился допрашивать солдата Постникова. После допроса, пребывая в состоянии гнева и отчаяния он послал солдата под арест в карцер. Затем Свиньин принялся раздумывать о том, как скрыть случившееся от царя.

Глава 9

Подполковник Свиньин решается ехать к генералу Кокошкину. Он знает, что этот человек поможет вывернуться из любой сложившейся ситуации так, чтобы не разгневать царя.

Глава 10

Кокошкин выслушивает рассказ Свиньина и вызывает пристава, который принимал ночью спасенного, и офицера, якобы спасшего человека.

Глава 11

Они приезжают к Кокошкину вместе со спасенным человеком. Кокошкин проводит со спасенным разговор. Он понимает, что тот не помнит лица человека, спасшего его. Кокошкин уверяет спасенного, что офицер, который привез его в участок и есть его спаситель.

Глава 12

Кокошкин обещает вручить награду офицеру, который якобы спас человека. Таким образом он хочет выйти из сложившейся неприятной ситуации. Он понимает, что теперь никто не узнает о том, что солдат покинул пост и спас человека.

Глава 13

Кокошкин вручает медаль лгуну. Свиньин чувствует облегчение, он приказывает Миллеру выпустить солдата Постникова и наказать его перед солдатами розгами.

Глава 14

Миллер просит пощадить солдата, однако подполковник требует выполнить приказ. Постникова выпускают, высекают розгами и отправляют на лечение.

Глава 15

Свиньин навещает солдата в лазарете и приказывает дать ему сахара и чая. Солдат благодарит его за угощения. Он остался доволен таким исходом событий, так как рассчитывал на худшее наказание.

Глава 16

По столице начинают расползаться слухи и выдуманные небылицы о подвиге солдата Постникова. Петербургский владыка, до которого также дошли эти истории, желает выяснить как же все было на самом деле.

Глава 17

Как-то, владыка встречается со Свиньиным и узнает всю правду о случившемся инциденте. Свиньин жалуется, что его мучает совесть за то, что награду получил другой человек, а солдата наказали розгами. Владыка заверяет его, что он все сделал правильно.

Глава 18

Картинка или рисунок Человек на часах

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Медведь на воеводстве Салтыкова-Щедрина

    Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.

    Первые страницы произведения показывают нам ужасную потасовку в квартире Орловых, находящейся в маленьком подвальчике дома Петунникова.

помогите написать, "Анализ произведения, Человек на часах. помагите! и получил лучший ответ

Ответ от Леди Лео? Ясноокая?[гуру]
Н. А. Лесков. "Человек на часах. "
Рассказ Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет «отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом» .
В своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют о многом задуматься. Что же произошло?
Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту. Ведь Постников – солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Он клялся императору в своей верности, клялся перед российским флагом на Библии. Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге.
Постников знал, что если о его нарушении узнают, то ему грозит много бед. Этого героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего. Правильно ли он поступил? Жизнь людей важнее формальности? Военное начальство должно ценить тех солдат, кто жертвует собой ради спасения других людей. Этот поступок Постникова показывает, что герой умеет принимать решения, умеет действовать решительно, по ситуации.
Однако, военное руководство не оценило героического поступка часового. Оно не только посадило Постникова в карцер, но и назначило ему наказание за нарушение устава. Герою «всыпали» двести ударов розгами. Сам подполковник Свиньин (очень говорящая фамилия!) пришел убедиться, что «нервный Постников был «сделан как следует» . После порки герой лежал в лазарете. Но самое удивительное, что он был благодарен судьбе и начальству, что легко отделался. Каким же нужно было быть запуганным человеком, чтобы подумать такое!
В забитости солдат во многом виновато их начальство. И Лесков ясно нам это показывает. Узнав о подвиге Постникова, все военное начальство всполошилось. Но по какой же причине? Чтобы не дошло до государя императора, что один солдат нарушил присягу. Подполковник Свиньин волнуется, что это отразится на его карьере. Генералу Кокошкину просто все равно, потому что это происшествие его не касается. Генерал улаживает «дельце» . Лжеспаситель получит медаль за спасение утопающего, а спаситель – двести розог.
Лесков показывает, что армейское начальство – это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм» . Не только армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом. Жизнь в мире подчинена тем же законам. В конце рассказа писатель показывает нам это. Священник, до которого дошла история с Постниковым, подробно расспросил обо всем у Свиньина. Но и он не осудил никого из служак, не пожалел Постникова. Этот владыка отделался «мудреными» фразами. Он просто утолил свое любопытство, послушав о «мирских делах» .
Рассказ Лескова «Человек на часах» заставляет о многом задуматься. Человеческая жизнь важнее присяги, дороже слов, пусть даже произнесенных и самому царю. Анализ рассказа - в мир.

Ответ от Николай моисеев [новичек]
а по меньше написать нельзя?


Ответ от Oksana [активный]
марина


Ответ от Иван Утробин [новичек]
а примеры


Ответ от Алла Федоренко [активный]
Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России.
Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия.
Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько.
))))))))))))))))))))))))))))))))

Каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. Для одних это безукоризненное следование уставу, для других – защита чести и достоинства государя, а третьи понимают, что ответственность надо держать, прежде всего, перед своей совестью. В рассказе «Человек на часах» Н. С. Лесков показывает, насколько тонка грань между долгом и нарушением устава, как сложно сделать выбор, когда на кон поставлена человеческая жизнь.

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Жанр, направление

«Человек на часах» — рассказ, «обнажающий» трагические перипетии и несправедливости военной среды. Автор работает в реалистическом направлении.

Он, словно врач, досконально исследует тревожные метания человеческого сердца, стиснутого жесткими рамками суровых законов николаевской эпохи.

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.
  5. Темы

  • Основная тема — любовь и сострадание к ближнему . Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
  • Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.
  • Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка. Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
  • Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи. Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?
  • Проблематика

    • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал . Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
    • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров . Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
    • Проблема подлости на пути к цели . На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
    • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
    • Проблема влияния алкоголя на сознание человека . Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.
    • Смысл

      Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

      Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. “Непослушное сердце” – так ощущает его Постников.

Но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела.

Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила. Долг службы и страх держат солдата на месте. В итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству.

Композиция рассказа Н. Лескова “Человек на часах” построена хронологически. Сначала это ощущения самого Постникова, стоящего перед выбором. Затем описываются дальнейшие действия его начальства. Автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: “Беда! Страшное несчастие постигло!”. И начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост.

Художественными приемами Лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм.

Идея рассказа Н. Лескова “Человек на часах” – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и “показухе”. В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, “вид”.

Бессовестным образом полицмейстер и подполковник, Кокошкин и Свиньин “заметают следы” подвига часового. Медаль о спасении присваивается другому человеку. Это офицер, который “засек” Постникова “на месте преступления”. Они обманывают даже самого спасенного, который хочет помолиться за спасителя в храме.

Тема рассказа Н. Лескова “человек на часах” – тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма.

Центральные образы рассказа “Человек на часах”: это образ самого Постникова, человека, верного как долгу, так и человечности. Он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. Постников способен жертвовать собой ради другого. Это простой и забитый человек, он искренне считает, что “Богу и государю виноват”, отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь.

Также интересен образ Свиньина. Это тип человека, погрязшего в формализме. Его фамилия тоже из разряда “говорящих”. Больше всего Свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства. Он сначала сажает Постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался. Спасение человека он презрительно называет “гуманерией”. Свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: “нечего разводить либеральные идеи!”.

Вынужден повиноваться ему и капитан Миллер. Этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг Постникова, может быть, больше, чем сам солдат. Но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает Постникова. Уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо.


Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах”

Related posts:

  1. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт...
  3. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  4. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  5. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  6. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  7. Порядочность – это такая черта характера, за которую мы высоко ценим человека. Порядочный человек, прежде всего, честный и открытый, он руководствуется совестью в своих поступках...
  8. Это сочинение можно использовать как образец сочинений на следующие темы: Культурный человек – кто он? Кто такой культурный человек Очень часто мы сталкиваемся с таким...
Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах”

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Цели:

Образовательные:

    Определить идею произведения

Развивающие:

Воспитательные:

    Воспитывать культуру речи

Эпиграф: «Чтоб в человеке все человеческое торжествовало» (Н.С.Лесков)

Тип урока : урок внеклассного чтения

Приемы: комментированное чтение, пересказ, рассказ с элементами беседы

Оборудование:

Для учителя:

  • Конспект урока, текст рассказа, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для учащихся:

    Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

План урока

    Мотивация учебной деятельности

    Целеполагание и определение темы урока

    Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации

    Физминутка

    Стадия осмысления

    Стадия рефлексия

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме

«Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Этапы урока

Содержание

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.

Садитесь. Приготовьте дневники и текст рассказа «Человек на часах»

Я раздам вам листы самооценки, которые вы заполните в конце урока.

Давайте вместе посмотрим на весенний пейзаж

Какое настроение он у вас вызывает?

Что вы чувствуете, глядя на пейзаж степи?

Радость, восторг, ощущение весны и тепла

Слайд 1

Целеполагание и определение темы урока

Вы все прочитали рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах».

Скажите, какова основная мысль этого произведения?

Да, правильно.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах».

Сегодня мы проанализируем рассказ, выявим основные проблемы рассказа и определим его идею.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку?

Как вы понимаете слова Лескова?

Хорошо. Как мы знаем, рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.

Человек должен оставаться человеком всегда

«Чтоб в человеке все человеческое торжествовало» (Н.С.Лесков)

Сострадание к ближнему, доброта

Слайд 2

Запись на доске

Слайд 3

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

Итак, приступим к работе над рассказом.

Откроем тексты

Кратко ответьте, о чём рассказ?

Назовите героев.

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах этих поступков, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Знакомство с исторической эпохой:

Прочитайте по тексту: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Хорошо. Это была эпоха правления императора Николая 1. Его еще называли Николаем Палкиным. При его правлении в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание, в том числе и битье шпицрутенами. Шпицрутен - длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот

солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило

до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения...»

В 1839 году, в Петербурге

Слайд 4,5,6,7

Физминутка

А теперь уделим несколько минут физминутке

Ребята, следите за перемещением ромашки

Слайд

8 ,9,10,11

Работа с текстом

Ребята, во второй главе нам встречается первый герой.

Кто он?

Верно. Ребята, посмотрите на доску. В.И. Даль дает нам такое толкование слова «гуманный».

Гуманный - то есть человечный, человеколюбивый. Исходя из этой характеристики, данной автором, мы можем сказать, что он – положительный человек и в службе, и в человеческих качествах.

Посмотрим на дальнейшее развитие действия. Что происходит дальше?

Какое же это страшное несчастие? Перескажите, пожалуйста

Правильно. А кто этот часовой? Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзац 2

Да, вы правы. В словаре В.И.Даля «пост» имеет несколько значений: место, должность, караул, а также

воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

Скажите, а в каком полку служил Постников?

Давайте посмотрим, что это был за полк.

Измайловский полк был сформирован в Москве 22 сентября 1730 году с целью охраны трона императрицы Анны Иоановны.

Полк участвовал в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 года. Особенно полк отличился в Бородинском сражении в 1812 году. Служба в Измайловском полку была почётна и уважаема.

Все это характеризует Постникова с положительной стороны.

Будучи человеком жалостливым, принимающим все близко к сердцу, жалостливый, он не мог остаться равнодушным к крикам тонувшего человека. Так вот, внутри Постникова происходит борьба.

Найдите среди предложенных вам слов те, которые характеризуют «сердце».

Найдите среди предложенных вам слов те, которые характеризуют «разум».

Прочитайте слова, которые характеризуют сердце.

Прочитайте слова, которые характеризуют разум

Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым.

И как же решилась внутренняя борьба?

Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

Как вы, ребята, понимаете выражение «нравственный выбор»?

Правильно. То есть Постников, отлично зная, какое страшное наказание последует, покидает свой пост, чтобы, возможно, ценой собственной жизни спасти жизнь другому человеку.

Ребята, вы только представьте, как мучился этот несчастный. Как тяжело было ему стоять и слушать крики человека, который непременно умрет, если он, Постников, не поможет ему.

Почему все так переполошились? Что ожидает начальство Постникова? Давайте прочитаем

Верно. То есть всех, включая начальство, ждали очень неприятные последствия. И все, естественно, очень испугались и начали предпринимать определенные действия. Далее перед нами возникает еще одно действующее лицо – Свиньин. Какой он был человек и почему он боялся последствий этого поступка?

Откроем главу 7, абзацы 1,3.

Спасибо. То есть он очень уж боялся за «честь мундира». Обратите внимание, что это реальное историческое лицо. Что же он решает сделать?

А как вы понимаете фразу «сделать из слона муху»?

Правильно, то есть именно из-за этой способности Свиньин и решает обратиться к Кокошкину.

Почему Кокошкин спокоен, когда Свиньин докладывает ему о таком чрезвычайном происшествии?

Правильно. А еще потому, что он очень устал, был невыспавшийся – это неоднократно подчеркивается в рассказе.

Ребята, а как персонажи относятся ко лжи инвалидного офицера? Все же знают, что он врет, но почему ему «верят»?

Правильно.

Что же случилось с Постниковым?

Как вы думаете, Постников заслужил это наказание, или, возможно, его следовало наградить медалью «за спасение утопающих», которая несправедливо досталась инвалидному офицеру?

Но в рассказе говорится о том, что сам Постников был доволен своим наказанием. Почему?

Верно, но само по себе это наказание не очень легкое – если после него человек не может самостоятельно передвигаться.

Давайте посмотрим на дальнейшее развитие событий. В повествовании упоминается разговор между владыкой и Свиньиным. Как ведет себя владыка?

Верно. А оправдывает он телесное наказание, лицемерно толкуя Священное Писание. Но ни один он лицемерит в этом диалоге. Почему же лицемерит Свиньин. И лицемерит ли он?

Правильно. Ребята, а теперь давайте обратимся к фразеологизму «Выйти сухим из воды». Он имеет значение «без потерь, ущерба выйти из сложной неприятной ситуации». Так кто же в этом рассказе вышел сухим из воды?

Молодой офицер Николай Иванович Миллер.

Это был человек с так называемыми «гуманным» направлением, офицер исправный и надежный.

Прибегает разводный унтер-офицер и докладывает о «страшном несчастии»

Часовой, который стоял на своем посту возле Зимнего дворца, покинул свой пост, чтобы спасти тонувшего человека.

«…из

дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный,

исправный, с рассудком ясным…»

Нет, не случайно.

в Измайловском полку.

Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает.. Хоть вырви его и выброси. Так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей. Страшно ведь слышать, как другой человек погибает. Будка с места не убежит, ничто иное вредное не случится

Помнит службу и присягу, он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки. Покинуть пост – есть вина, за которой сейчас же последует наказание

Как поступить: спасти

человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.

Часовой не выдержал и покинул свой пост.

Когда мы выбираем, как

поступить, прислушиваясь к своей совести

Появляется инвалидный офицер, он, видимо, понимает, что спас утопающего часовой, и спешит забрать лавры себе. Часовому же тоже невыгодно, чтобы начальство узнало, что он покинул свой пост. Он отправляется в Адмиралтейскую часть. Между тем в дворцовой караульне узнали о случившемся

«…знали только то, что Постников теперь непременно пойдет под суд, а всем начальствующим лицам…достанутся страшные неприятности…»

Глава 7, абзацы 1,3: Полковник Свиньин не имел той жалостливости и того мягкосердечия, которые всегда отличали Николая Ивановича Миллера; Свиньин был человек бессердечный, но прежде всего и больше всего «службист». Отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплины. Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причины причинить напрасное страдание, но если человек нарушил какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим. Он считал неуместным входить в обсуждение побуждений, какие руководили в данном случае движением виновного, а держался того правила, что на службе всякая вина виновата

Свиньин тоже имел хорошо начатую служебную карьеру… тщательно оберегал… выходка должна была бросить дурную тень…

Он решает отправится к обер-полицейскому Кокошкину, который умел сделать не только из мухи слона, но и из слона муху. Этот Кокошкин каждое утро лично докладывал о происшествиях государю, и Свиньин решил прямо обратиться к нему

То есть сделать из какого-то важного события незначительное, уладить это дело

Потому что это лично его не касается

Все делают вид, что верят ему, потому что всем так удобно. Решается все это страшное дело без последствий для карьеры

Его жестоко наказали, прогнали через строй шпицрутенами.

(Мнения ребят разделились: виновен. Аргументы: он солдат, он давал присягу, крики, доносившиеся с реки, могли быть провокацией со стороны врага.

Не виновен: будка никуда не делась, ее не украли; а часовой спас человека).

Легкое наказание по сравнению с теми, которые предназначались бы ему по решению военного суда, если бы он состоялся

Владыка оправдывает телесное наказание, лицемерно утверждая этим несправедливость.

Да, он тоже лицемерит. Ему совсем не жаль Постникова – у него была возможность вообще не наказывать этого человека. Мне кажется, он старается перед духовным лицом казаться лучше, чище и добрее, чем есть на самом деле.

В прямом смысле это сделал инвалидный офицер, в переносном же (то есть в значении фразеологизма) Свиньин, Кокошкин, Миллер.

Чтение последней главы.

Запись на доске

Слайд 12

Запись на доске

Слайд

13,14,15

Карточки на доске с магнитами

Слайд 16 (после ответов учащихся)

Слайд 17

Стадия осмысления

Ребята, первоначально рассказ назывался «Спасение погибавшего» Как вы думаете, почему автор изменил его?

А почему тогда рассказ называется не «Постников» или, скажем, «Часовой»?

Правильно. Даже на посту Постников остался человеком.

потому что Постников в первую очередь человек, и человек, поступающий нравственно, человек, который пошел на самопожертвование

Слайд 18

Рефлексия

Скажите, как эпиграф к нашему уроку связан с рассказом «Человек на часах»

О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?

Человек должен вобрать в себя все самые лучшие качества и всегда оставаться человеком

В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло . Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?

Слайд 19

Подведение итогов урока

Ребята, на этом мы закончим наш разговор на сегодня.

Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали.

Оценки за урок

    За пересказ

    За работу с текстом

    За участие в коллективной беседе

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «А как бы я поступил(а) на месте Постникова?» Можно использовать в качестве примера различные жизненные ситуации, выразить свое отношение к проблеме этого произведения. Я прошу ответить вас на вопрос честно, прислушаться к себе .

Слайд 20

Самоанализ урока литературы, проведенного в 6-б классе

Сегодняшний урок по теме «Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах» являлся заключительным уроком в системе уроков по разделу «Творчество Н.С.Лескова».

Цели:

Образовательные:

    Выявить с учащимися основные проблемы рассказа Н.С.Лескова

    Определить идею произведения

Развивающие:

    Развивать навык работы с текстом художественного произведения

    Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении

    Обогащать словарный запас учащихся

Воспитательные:

    Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

    Воспитывать культуру речи

    Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Методические приемы: для реализации учебного материала были использованы следующие методы обучения:

Аналитическая беседа;

Выразительное чтение;

Проблемный вопрос;

Комментированное чтение

Пересказ

Рассказ с элементами беседы

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока.

Это урок внеклассного чтения.

Этап 1. Мотивация учебной деятельности.

Мотивация данного этапа была достигнута с помощью эмоционально – окрашенного обращения к учащимся – вступительного слова. Настрой учащихся на урок и их настроение проанализировано с помощью методики «Пейзаж» с использованием средств ИКТ, где дети учатся сравнивать своё внутреннее состояние с изображением на картине.

Этап 2. Целеполагание и определение темы урока.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Реализация данного этапа осуществлялась постановкой конкретных целей перед учащимися, объяснение их деятельности на уроке. На данном этапе идёт реализация воспитательной задачи - воспитывать чувство истинного патриотизма, Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Этап 3. Изучение нового материала и систематизация знаний. Создание проблемной ситуации

На данном этапе использовалось ИКТ – презентация для характеристики исторической эпохи. Систематизировали знания – составили цепочку основных событий произведения. Проверка домашнего задания осуществлялась в форме беседы и рассказов учащихся. Для более конкретного представления литературных героев использовалось выборочное чтение, метод сравнения, что позволило провести двигательную активность учащихся – они выходили к доске.

Этап 4 .Гимнастика для глаз.

Этап 5. Стадия осмысления.

Выразительное чтение отрывков произведения. Создание проблемной ситуации, которая была разрешена учащимися.

Этап 6. Стадия рефлексия.

Рефлексия урока произведена с помощью обращения к эпиграфу урока. Использовала ИКТ – выводы по уроку сформулировали совместно с учащимися. Заполнили листы самооценки.

Этап 7. Домашнее задание.

Предложила детям выполнить творческое домашнее задание. Оно, я думаю, не вызовет затруднений у учащихся, потому что ребята на уроке выяснили основные нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова

Межпредметная взаимосвязь осуществлялась с уроками русского языка, истории.

Здоровьесберегающие приёмы – это гимнастика для глаз, двигательная активность при выполнении задания на сравнение.

Национально – региональный компонент осуществлялся в начале урока во время демонстрации фото степи.

На уроке были использованы методы по виду источника информации:

Словесные, практические, наглядные, самостоятельная работа, презентация.

Формы познавательной деятельности: групповые, индивидуальные.

Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществить дидактические задачи.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, поэтому была создана компьютерная презентация.

С воспитательной точки зрения урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

На уроке формировались все универсальные учебные действия – личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.