Макс вебер основные идеи в социологии кратко. Понимающая социология макса вебера. типа социальной солидарности

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864-1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу – сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

Если мысль Маркса можно считать освобождением от эзотерически-идеалистической философии и мелкобуржуазного провинциализма небольших германских государств, что, в значительной мере, сделало его всемирным провозвестником социализма, то творчество Макса Вебера интеллектуально и эмоционально очень тесно связано с новой, уже не раздробленной, а объединенной канцлером Бисмарком Германией – молодом и полном амбиций национальным государством.

С полной ответственностью можно утверждать, что развитие обществоведческой мысли в ХХ веке шло под влиянием интеллектуального наследия двух титанов науки: Карла Маркса и Макса Вебера.

Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Вебера в этой и других работах по хозяйственной этике было направлено на изучение культурного значения современного капитализма, т. е. его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а как повседневная практика, как методически-рациональное поведение.

Единственным в своем роде признаком современного западного капитализма Вебер считал рациональную организацию формально свободного труда на предприятии. Предпосылками этого стали: рациональное право и рациональное управление, а также интернационализация принципов методически-рационального поведения в рамках практического поведения людей. Поэтому он понимал современный капитализм как культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи.

Важным вкладом Вебера в социологии было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т. п.).

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значение оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три этапа. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.

Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюро­кратии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию, – «рациональность». Рационализация, по Веберу, это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно - античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом, экспериментальной наукой, а затем и техникой. Здесь же Вебер выделяет рациональное римское право, которое получило на европейской почве дальнейшее развитие, а также рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил как бы синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

Так сложился современный индустриальный тип общества, который отличается от традиционных. А главное его отличие – в том, что в традиционных обществах отсутствовало господство формально-рационального начала. Формальная реальность – это то, что исчерпывается количественными характеристиками. Как показывает Вебер, движение в направлении формальной реальности – это движение самого исторического процесса.

Наиболее известным произведением М. Вебера является «Хозяйство и общество» (1919).

М. Вебер является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т. д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введения, т. е. ориентации на другое действующего лицо или социальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т. д.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловно собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как такое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом и, что очень важно, германском обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).

1. Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения

2. Теория социального действия

3. Понимающая социология М. Вебера

4. Учение об идеальных типах

5. Учение о типах господства

6. Принцип рациональности и теория капитализма М. Вебера

7. Социология религии

8. Список литературы


1. Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения

Великий немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) родился в Эрфурте.

Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, занимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразованной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами.

В 1882 г. Вебер поступает на факультет права в один из лучших немецких университетов того времени - Гейдельбергский. Наряду с юриспруденцией изучает философию, историю, экономику, теологию, т.е. те дисциплины, в рамках которых он впоследствии будет заниматься научным творчеством. На третьем семестре, Вебер был призван на военную службу. Он проводил ее в течение года в Страсбурге сначала солдатом, а затем офицером. В 1884 г. он возобновляет учебу - сначала в Берлинском, а затем в Геттингенском университетах.

В 1886 г. Вебер сдает первые университетские экзамены по юриспруденции. Вслед за этим он начинает активно заниматься политикой, вступив в Общество социальной политики, куда входили представители университетской интеллигенции, интересовавшиеся соответствующими вопросами жизни общества. В 1890-1892 гг. по просьбе Общества Вебер проводит эмпирическое социологическое исследование - опрос о положении крест и сельскохозяйственных рабочих в Восточной Пруссии. Он показывает, что крупные землевладельцы ради сокращения расходов на заработную плату не стеснялись ввозить в свои поместья русских и поляков, принуждая, таким образом, к миграции на западные земли и в индустриальные города коренных немцев.

Главной задачей было выяснение тенденций развития немецкой нации и того, как процессы в восточных землях способствуют (препятствуют) этому.

В 1889 г. он защищает в Берлине диссертацию, посвященную истории торговых обществ в Средние века. Это была его первая диссертация. Через два года он пишет и защищает диссертацию на тему «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права». В 1893 г. он женился на Марианне Шнитгер, а в 1894 г. стал профессором кафедры политической экономии Фрайбургского университета. В этом же году вышла его книга по мат риалам исследования 1890-1892 гг. под названием «Тенденции к изменению положения сельскохозяйственных рабочих Восточной Германии». В 1896 году Он принимает руководство кафедрой в Гейдельбергском университете.

В 1904 году в созданном им журнале Вебер публикует первую часть «Протестантской этики и духа капитализма», в следующем году - вторую часть этой работы. Внимание немецкого социолога привлекает русская революция 1905 года. В 1906 г. в свет выходит серия его статей, посвященных России (о буржуазной демократии, мнимом конституционализме и др.). После получения наследства, В 1908 г. Вебер организует Немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным наукам. В 1909 г. начинает писать свою главную социологическую книгу «Хозяйство и общество», которая будет издана после смерти ученого его женой. В 1910 г. участвует в конгрессе Немецкого общества социологов и выступает на нем с четкой антирасистской позицией. Вебер избирается в состав руководящего комитета общества.

В годы войны ученый пишет и публикует очень значимые работы, касающиеся всей социологии религии. Это «Хозяйственная этика мировых религий» (1915), несколько глав «Социологии религии» (1916). Все социологические исследования религии у Вебера были объединены в трехтомник, в котором рассматривались протестантизм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, индуизм.

В 1918 г. Вебер едет в Вену читать лекции на летних курсах университета, в которых излагает свое понимание социологии политики и религии. Зимой того же года он получает приглашение сделать два доклада в Мюнхенском университете «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». В 1919 г. он принимает кафедру общественно-экономических наук в этом университете и руководит ею до середины

1920 г. В Мюнхене социолог продолжает работать над книгой «Хозяйство и общество».

В июне 1920 г. Вебер умирает.

2. Теория социального действия

По мнению Вебера, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии, ее «атомом», тем простейшим единством, которое само не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.

Вебер четко связывает предмет этой науки с изучением социального действия: «Социология… есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым объяснить процесс и воздействие [Шебер.1990, С,602]. Далее ученый утверждает, что социология занимается не одним «социальным действием», но оно являет собой ее центральную проблему, конститутивную для нее как для науки» [Там же. С. 627]. Понятие «социальное действие» в трактовке Вебера производно от действия, под которым понимается такое человеческое поведение, в процессе которого действующий индивид вкладывает в него субъективный смысл. Значит, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

«Социальным действием» Вебер называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [Там же С.603]. Следовательно, социальное действие не просто «самоориентировано», оно ориентированно, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным.

Вебер приводит пример: «люди одновременно раскрывают зонты, но это вовсе не означает, что индивиды ориентируют свои поступки на действия других людей, просто их поведение, в равной мере, вызвано потребностью спрятаться от дождя. Значит, нельзя считать социальным действие, которое определяется ориентацией на какое-либо природное явление. Вебер считает социальным и подражательным действием, совершаемым индивидом в толпе.

Следовательно, социальное действие включает в себя два момента:

а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей);

б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет «ожиданием» без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его основным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их индивидов. Они (коллективы, группы) представляют способы организации действий отдельных индивидов.

Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном. Целерациональное действие - это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели» [Вебер. 1990. С. 628 ].

Рациональное отношению к цели, целерациональное действие - это действия: инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; Во всех этих случаях целерационное поведение определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения.

Ценностно-рациональное действие основано «на вере в безусловную - теоретическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность, независимо от того, к чему оно приведет [Там же. С. 628]. Рациональный по отношению к ценности, ценностно-рациональное поступок совершил, например, капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении. Субъект поступает рационально, идя на риск не ради достижения внешне фиксированного результата, а из верности собственному представлению о чести.

Аффективное действие - это действие, обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Как считает Вебер, аффективное действие находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно» [Там же. С. 628]. Действие, поведение, поступок, которые Вебер называет аффективными, oбycлoвлeны исключительно душевным состоянием или настроением индивида. Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет. В этом поступок определяется не целью или системой ценностей, а эмоционально реакцией субъекта в определенных обстоятельствах.

Традиционное действие - это действие, основанное на длительной привычке. Вебер пишет: «Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения...» [Там же. С. 628]. Традиционное поведение диктуется обычаями, верованиями, привычками, ставшими второй натурой. Субъект действия поступает по традиции, ему нет нужды ни ставить перед собой цель, ни определять ценности, ни испытывать эмоциональное возбуждение, он просто подчиняется укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам.

Рассматривая Веберовские четыре типа действия, необходимо отметить, что последние два из них не являются в строгом смысле слова социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанным смыслом аффективного и традиционного поведения. Вебер говорит, что они находятся ни на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо осмысленно ориентированным действием.

Вебер доказывает, что роль первого типа - непрерывно усиливается. Это проявляется в рациональной организации хозяйства, управления, образа жизни в целом. Возрастает социальная роль науки, представляющей наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Все прежние, докапиталистические типы Вебер считает традиционными, поскольку в них отсутствует формально-рациональное начало. Его наличие связано с Веберовским пониманием капитализма, с тем, что поддается точному и строгому учету.

Вместе с тем Вебер понимает, что его классификация типов поведения » определенной степени ограниченна и не исчерпывает всех вариантов и видов действия. В этой связи он пишет: «Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности [Там же. С. 630].

3. Понимающая социология М. Вебера

Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи и исследователи, определяет как понимающую. Объясняя явления природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь ощущение того, что они их понимают. Понимание достигается через установление связей между ними. Тем более, что сами эти явления природы смысла не имеют:

Иное - человеческое поведение: Профессор понимает поведение студентов, слушаю его лекции; пассажир понимает, почему шофер такси не едет на красный свет. Человеческое поведение, в отличие от «поведения» природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем, что люди наделены разумом. Социальное поведение (социальное действие) содержит осмысленное построение.

Возможности социологического понимания ограничиваются действиями и поведением индивидов.

Речь идет о том, что специфическим объектом понимающей социологии» Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.

Вебер останавливается на трех аспектах, характеризующих наличие объясняемого поведения человека и придаваемого ему смысла. В этой связи он пишет: «Специфически важным для понимающей социологии является поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смысла соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим осмысленным поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого предполагаемого смысла, понятно объяснено» .

Понимание в чистом виде имеет место там, где есть целерациональное действие.

Речь идет о таком поведении, когда индивид не отдает себе отчета в том, что он делает, тогда возникает вопрос: имеет ли социолог достаточные основания утверждать, что он понимает действующего индивида лучше, чем тот понимает сам себя?

В целерациональном действии для Вебера смысл действия и самого действующего совпадает: понять смысл действия - это и значит в данном случае понять действующего индивида, а понять его - значит понять смысл его поступка. Такое совпадение Вебер считал идеальным случаем, для которого должна отправляться социология как наука.

В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и оценки. Оценка имеет субъективную природу, тогда как ценность превращает наше индивидуальное мнение в объективное и общезначимое суждение. Наука, по Веберу, должна быть свободна от оценочных суждений. Ценность это некий «абсолют» времени.

Каждое время рождает свои ценности, свои «абсолюты». В этом смысле они историчны, изменчивы и относительны.

Оценочное (ценностное) суждение - это субъективное утверждение морального или жизненного порядка, тогда как отнесение к ценности - содержание объективной науки. В этом разграничении можно увидеть разницу между политической и научной деятельностью. Мы понимаем действие дровосека, рубящего лес, или охотника, прицеливающегося, чтобы выстрелить в зверя. Объясняющее понимание означает выявление мотивационного смысла действия.

«Они показывают, каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на экономику» .

4. Учение об идеальных типах

Понимание в социологии М. Вебера тесно связано с категорией идеального типа, выступающей в качестве базовой для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый. Идеальный тип - это проявление своеобразного «интереса эпохи», мыслительная конструкция, своеобразная теоретическая схема, которая, строго говоря, не извлекается из эмпирической реальности. Поэтому не случайно Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает: «По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности» . Идеальный тип не встречается в самой повседневной действительности (например, капитализм, город, христианство, экономический человек и т.д.). Он создается ученым как инструмент для познания исторической реальности и современного мира. Для Вебера образование абстрактных идеальных типов выступает не как цель, а как средство научного познания и понимания. В этом отношении значительный интерес представляет следующее рассуждение немецкого социолога: «В исследовании идеально-типическое понятие - средство для вынесения правильного суждения. Идеальный тип лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез» [Там же. С. 389].

Он указывает на необходимость отказаться от претензии идеального типа на выполнение функции долженствования, точно также как от этого отказывается эмпирическая социология.

Вебер понимал, что идеальный тип является определенным упрощением и идеализацией социальных явлений и процессов. Более того, он считал, что чем более абстрактным и нереалистичным является идеальный тип, тем лучше он способен выполнить свои методологические функции, тем полезнее использовать его в качестве средства классификации конкретных явлений и процессов как в историческом разрезе, так и в особенности в изучений актуального общества: «Идеальный тип определенного общественного состояния, сконструированный посредством абстрагирования ряда характерных социальных явлений эпохи, может - и это действительно часто случается - представляться современникам практическим идеалом, к которому надлежит стремиться, или, во всяком случае, максимой, регулирующей определенные социальные связи» [Там же. С. 395].

Вебер стремится показать, как образуются, создаются и оказываются взаимосвязанными идеальные типы. Один из таких примеров соединяет три идеальных типа: «ремесло», «капиталистическое хозяйство», «капиталистическая культура». Идеальному типу «ремесла»можно, абстрагируя определенные черты современной крупной промышленности, противопоставить в качестве антитезиса идеальный тип капиталистического хозяйства и вслед за тем попытаться нарисовать утопию «капиталистической» культуры, т.е. культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. В ней должны быть объединены отдельные черты материальной и духовной жизни.

Одна из главных и противоречивых проблем Веберовской социолог состоит в ответе на вопрос: как конструируется идеальный тип - из знания или из эмпирической реальности? С одной стороны, ученый говорит, что идеальный тип - это утопия, наша фантазия (в том смысле, его нет в конкретном, индивидуальном виде. С другой - идеальные типы появляются из самой действительности за счет выделения, усиления таких сторон, которые кажутся исследователю типическими. Например, К. Маркс, характеризуя капитализм, выделял в качестве его основных черт наличие эксплуатации, частной собственности на средства производства и др.

Для разрешения противоречия, касающееся происхождения идеальных типов (из сознания или из реальности), ученый вводит их разграничение на исторический и социологический. Первый имеет дело с живой историей, из которой и выводятся «идеально-типические» понятия, второй» социологический идеальный тип - означает выведение понятий в качестве теоретических конструкций непосредственно из мышления ученого.

Социологические идеальные типы имеют более общий, чем исторические типы, служат инструментом социологического исследования. Чистые типы пригодны в исследовании тем больше, чем они «чище.

Генетические идеальные типы отличаются от социологических (чистых) не только по природе, характеру происхождения, но и степени общности. Генетический тип применяется во времени, пространстве, тогда как социологический имеет универсальную применимость.

Противоречия, возникшие у Вебера в связи с образованием идеально-типических понятий, связаны с различными функциями и различным происхождением идеальных типов. В социологии идеальный тип выполняет функцию обнаружения типического, закономерного в явлениях и процессах.

5. Учение о типах господства

Под господством он понимал взаимное покидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы будут иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Учение о господстве - это рассуждения о легитимном господстве, о таком, которое признается управляемыми индивидами.

Вебер говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соответствии с тремя основными мотивами повиновения. Первый мотив - интересы повинующихся, т.е. их целерациональные соображения. Это основа называемого Вебером «легального» типа господства, которое можно встретить в развитых буржуазных государствах - Англии, Франции, США и др. В этих странах подчиняются не личности, а законам. В таких странах господствует «формально-правовое» начало.

Самым чистым типом легального господства является бюрократия. Вебер первым внаучной литературе разработал это понятие. Он рассмотрел бюрократическое управление как господство посредством знания. В этом господстве и заключался его (управления) специфически рациональный характер. Он писал об этом так: «Никакая машина мира не может работать с такой четкостью, как эта человеческая машина, и к тому же стоит так дешево!»

Бюрократическое господство у социолога означало власть чиновников, причем повсюду: в хозяйственной жизни, политических движениях, ни главное - в управлении обществом. Заповеди бюрократии: Должностные лица являются вечно свободными людьми и выполняют лишь определенные функции. Они отбираются на основе профессиональных качеств. Они назначаются, а не избираются. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой и получают право на пенсию. Чиновник не имеет никакой собственности на средства администрации и работает без пожизненного присвоения своей позиции. Он подчиняется строгой дисциплине и контрю за поведением на службе. Предусматривается система профессионального продвижения чиновника по службе (карьера).

Второй тип легитимного господства основан на вере не только в законность, но даже в священность, но даже в священность порядков и властей. Он базируется на повседневных нравах, привычках к определенному поведению. Этот тип Вебер называет традиционней господством. Самый чистый тип такого господства (идеальный тип).

Патриархальный («господин» - «подданные» - «слуги»). Патриархальный тип во многом сходен со структурой отношений господства - подчинения в семье. Сходство традиционного типа господства и отношений в семье определяется также личной верностью и преданностью. В традиционном типе господства в любой сфере деятельности при назначении на должность характер отношений всегда сугубо личный.

Третий тип господства имеет аффективную основу мотивации, он получил у Вебера название харизматического. Он писал: «Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому он оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими силами. Харизма рассматривается как посланная богом. «божий дар» (харизма) представляет собой особую способность выделяющую индивида среди остальных. Харизматические качества - это во многом магические качества, к числу которых можно отнести пророческий дар, выдающуюся силу слова.

Харизмой обладают герои, полководцы, пророки, маги, выдающиеся политики и государственные деятели, основатели, мировых религий (Будда, Иисус, Магомет). Харизма, по Веберу, это великая революционная сила, на которой держится господство и управление… Харизматиками являются: Перикл, и Александр Македонский, Цезарь, Чингисхан, и Наполеон.

Немецкий социолог видит общее и различное между харизматическим и традиционным типами легитимного господства. Общее состоит в том, что тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненными. В этом плане оба типа противостоят первому - формально-рациональному, где царят безличные отношения. Различия между типами господства в следующем: традиционный тип основан на привычке. Харизматический опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. При харизматическом господстве нет установленных (рационально или по традиции) правил.

Три типа господства приблизительно соответствуют трем из четырех типов социального действия. Легальный тип господства соотносится с целерациональным действием, традиционный - с традиционным действием. В основе типов господства, и типов действия лежит мотивация. Понятие ценностно-рационального действия(например, честь), обычно упоминается, как одно из основных, но не присутствует в типологии видов господства.

Типы господства реализуются лишь в сфере политической власти, управления и поэтому не могут быть столь же широкими и универсальными, как идеальные типы.

6. Принцип рациональности и теория капитализма М. Вебера

Социолог был убежден, что рационализация социального действия - это тенденция самого исторического процесса. Это означает, что рационализируются способ ведения хозяйства, управление во всех областях жизни, образ мышления людей.

В результате действия тенденции рационализации в Европе впервые возник новый тип общества, который современные социологи определили как индустриальный. Главный его признак, по Веберу, - господство формалъно-рационального начала, т.е. того, чего не было во всех предшествовавших капитализму традиционных обществах. Следовательно, основной критерий, позволяющий отличать докапиталистические типы общества от капиталистического, согласно Веберу, состоит в отсутствии формально- рационального начала.

Формальная рациональность это идеальный тип, который соответствует преобладанию целерационального типа действия над другими. Она присуща не только организации хозяйства, управления, образа жизни в целом. Он характеризует поведение индивида, социальной группы. Тогда формально-рациональное начало становится основным принципом. Учение о формальной организации - это Веберовская теория капитализма. Эта теория связана с теорией социального действия и учением о типах господства.

Наиболее чистым его образцом и конкретным проявлением социолог считал поведение индивида в экономической сфере. Например: обмен товаров, или биржевая игра, или конкуренция на рынке.

Современная рациональная организация ориентирована на товарный рынок. Она, по мнению Вебера, «немыслима без господствующего в современной экономике деления: предприятия от домашнего хозяйства.» [Там же. С. 51 ].

Источники экономических различий в социальной структуре включают в себя по Веберу, профессиональное мастерство, квалификацию, знания, навыки, которые ценятся весьма высоко и оказывают существенное влияние на место и положение человека (группы) в обществе. А это означает, что люди с опытом работы могут получать доходы, превышающие обычный уровень зарплаты, даже не обладая собственностью (скажем, юристы, менеджеры, врачи), В результате этого у них есть возможность попасть в группы с высоким статусом.

Сам статус определяется через различия между индивидами и социальными группами по социальному престижу, которым они обладают относительно друг друга.

Концепция социальной структуры Вебера была тесно взаимосвязана с его теорией социального действия. В соответствии с ней развитие общества есть процесс рационализации действий индивидов, усиления целерационального типа поведения, одним из основных компонентов, которого является достижение профессионального мастерства и соответствующего статуса. Немецкий социолог делает вывод о быстром росте слоя людей имеющих собственности, но обладающих высоким профессионализмом позволяющим людям получать большой доход. Этот слой и служит основой «среднего класса».

Появившийся средний класс: включает в себя собственников производства и людей, не обладающих ими, но получающих значительный доходом в силу профессиональной компетентности и успешной ее реализации.

Практическое доказательство привело к тому, что его концепция социальной структуры оказала очень большое воздействие на развитие социологии.

Вебер анализировал социальные группы по признакам их престижа, власти, статуса, и описывал конфликты между ними. Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление диктатуры.

7. Социология религии

Капиталистическое общество, отношения в нем и хозяйственная деятельность рассматриваются Вебером в тесной связи с религией. Если для большинства предшественников и современников анализ религии принимал самодовлеющий и самодостаточный характер, то в его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) Вебер впервые устанавливает связь между религией и экономикой. Он показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию и как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечила формирование таких черт личности как трудолюбие, бережливость, честность, активность. Не случайно сегодня западная социология обнаруживает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивает свой стимулирующий потенциал.

В социологии религии Вебера четко выражена соотнесенность духа капитализма и духа протестантизма. Одна из основных заповедей последнего состоит в том, что в этом греховном мире верующий должен трудиться во благо дела Божьего. Этика труда протестантизма и потребности развития капиталистического общества совпадали по существу. Моральная и религиозная ответственность становились весьма близкими. Обнаружение и анализ связи между ними является характерным для всей социологии религии Вебера.

Немецкий социолог противопоставляет протестантизм в качестве антитрадиционной религии католицизму как традиционной форме религиозности. Различие здесь в том, что протестантизм возлагает на индивида общение с Богом без посредников и без магического элемента. Человек всюду самостоятелен и должен лишь следовать основной заповеди: «Работай и молись, молись и работай». Религия протестантизма помогает понять экономическое поведение людей. И хоть религиозное восприятие мира получает у Вебера самостоятельное, самоценное и самодостаточное значение, оно (религиозное толкование мира) становится у него частью общей картины поведения людей в обществе.

Он характеризует религию и религиозную этику не только в связи экономической и хозяйственной жизнью и деятельностью, но и с искусством, философией, наукой, властью и т.д. Главное здесь для социолога - понять смысл совершаемых индивидом действий, т.е. мотивов человеческого поведения с учетом религиозного момента. При этом Вебера интересуют только те мировые религии, которые предполагают сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, значительное интеллектуальное развитие людей.


Список литературы

1. Г.Е Зборовский. История социологии. Москва. Гайдарики, 2004

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. Ростов н/Д., 1999.

3. Громов И.Л. Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. CI

1996. Зиммель Г. Общение: пример чистой или формальной социологии // Социол. Иссл. 1984. № 2.

4. Вебер В. // Социол. журн. 1994. Избранное: В 2 т. М., 1996. Проблема социологии. Конфликт современности. М., 1996.

5. Громов И.Л. Философия денег // Теория общества. М., 1999. История социологии. Минск, 1993.

6. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.

Макс Вебер

Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.

Понимающая социология

Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения . Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

  • Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
  • Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?

Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.

Социальное действие

Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:

  • Целерациональное социальное действие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
  • Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
  • Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
  • Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Социальные институты

Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.

Исследование бюрократии

В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Выводы

Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.

Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Макс Вебер родился в 1864 году 21 апреля в Тюрингии в городе Эрфурт и прожил всего 54 года. Его отец занимался текстилем в Вестфалии, о матери известно гораздо больше. Она была крупным социальным деятелем, занималась религией и написанием научным трудов. Элен Валленштайн-Вебер очень любила сына и до самой смерти искренне интересовалась его философскими работами, она же и направляла его изыскания в течение всей его жизни. В 1869 году вся семья Вебера переехала в Берлин.

За время своей жизни успел написать множество книг и привнести в мир новое видение экономического строя. Особенно его интересовало влияние религии на экономику и политику, что по сути не затрагивал ни один ученый его времени.

В 1882 году Макс поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Активная студенческая жизнь его волнует только с точки зрения погружения в науку: он становится членом студенческого сообщества, участвует в различных сборищах, сходках, организует объединения. В 1883 его забирают на военную службу, а с 1884 года он продолжает учебу. В 1889 году пишет свою диссертацию под наименованием "К истории торговых обществ в средние века", усердно изучает итальянский и испанский язык, а в 1891 еще одну "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Он работает над изучением вопроса области аграрного сектора экономики, что привлекает к нему внимание многих известных людей его времени. В 1893 году он женится на Марианне Шнитгер.

Начиная с 1894 Макс активно преподает предметы, связанные с правом, в разных университетах страны. Ему приходится не раз менять место жительства.

В 1897 его затрагивает тяжелая болезнь – расстройство нервов. Историки находятся в догадках, что послужило причиной этому заболеванию, но известно, что четыре года Макс путешествует с женой по Италии, Корсике, Швейцарии.

Ему с трудом удается преподавательская деятельность после болезни, поэтому он вместе со своим другом пытается основать журнал "Архив социальной науки и социальной политики". Он активно публикует свои заметки, начинает учить русский, так как интересуется делом революции. Более того, под его управлением выходят статьи о буржуазии в России. В 1907 году Макс получает солидное наследство, что позволяет ему оставить профессию и полностью себя любимому делу – науке. Его увлечения сталиквают его с Виндельбандом, Еллинеком, Трёльчем, Науманом, Замбартом, Михельсом, Тённисом. Идейными учителями Вебера были Кант и его последователи неокантианцы: Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Х. Дильтей.

В 1919 году ему предлагают место на кафедре Мюнхенского университета, где он читает курс лекций об истории хозяйства. Его лекции послужили прототипом для книги об истории развития НХ в Германии, и были выпущены уже посмертно. Все книги труды, которые сохранились после его смерти, отдавала на публикации уже его жена. Новые релизы появились лишь в 1956 году, когда его идеи были положены в основы многих современных гуманитарных наук.

В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1907 году Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С началом первой мировой войны Вебер в 1914 году поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 г.г. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие в разработке Веймарской конституции. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.

Основные труды:

· «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905)

· «Политика как призвание и профессия» (1919)

· «Наука как профессия» (1920)

· «Хозяйственная этика мировых религий» (1915)

· «Хозяйство и общество» (1922)

Основные понятия, разработанные М. Вебером: Социальное действие: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие; понимающая методология: идеальные типы, ценностный анализ, рациональность; методы понимания: прямое непосредственно понимание, интерпретативное понимание, причинное объяснение; методы анализа: причинный, ценностный, мировоззренческий, рациональный, социологическое воображение, типизация социальных действий, конструирование идеальных типов; идеальные типы господства; рациональный капитализм; рациональная религия, протестантская этика труда.

2. Методология социального исследования: понимающая социология.

Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения человека – понимающая социология. Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено. Субъективно осмысленно соотнесены с внешним миром, и в частности с действиями других, и такие косвенно релевантные для поведения «эмоциональные состояния», как «чувство собственного достоинства», «гордость», «зависть», «ревность» ».

Основные положения методологии понимающей социологии.

1.Социологический номинализм. Теория и методология социального действия индивида.Единицей анализа здесь выступает индивид и его социальное действие. Социальное действие формирует социальную реальность и дает объяснение поведения людей. И здесь важно выявить мотивацию поведения человека, так как он действует осмысленно.

Суть методологии : 1)вникнуть в субъективный смысл человеческого действия

2)провести научный социологический анализ социального поведения индивида

Вебер считал, что эта методология является ключом для понимания:

· Типа общественного устройства

· Типа господства

· Типа капиталистического способа ведения хозяйства

· Типа религии

2.Методолгический принцип «отнесение к ценности».

Вебер считал, что социология должна быть объективной наукой, которая свободна от оценочных суждений исследователя. Исследователь может иметь свои убеждения, но они не вторгаются в научные исследования.

«Ученый, как индивид, имеет полное право на политическую и нравственную позицию, свой эстетический вкус, но он не может относиться положительно или отрицательно к изучаемому им явлению или историческому лицу».

Но в то же время Веберовская понимающая социология базируется на ценностном анализе.

Этот методологический принцип Вебер заимствовал у В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Но у Вебера ценностный анализ приобретает социологическое методологическое содержание.

«Ставя перед собой трудный для трансценденталистской науки о культуре вопрос о том, чем же определяется фиксируемое в культуре применение ценностных предпочтений Вебер отвечал: интересом эпохи, то есть практически вставал на позицию социально-исторической детерминации знания. Отсюда он покидал трансценденталистскую позицию Виндельбанда и Риккерта и вставал на позицию историцистскую и тем самым попадал в «заколдованный круг» релятивизма в понимании истинности знания».

Этот методологический принцип «отнесение к ценности» Вебер использует для обоснования научности социологического метода понимания.

Ценности у Вебера рассматриваются на двух уровнях:

1)На уровне общества. Выступают как надсубъективные, то есть значимые для всех. Здесь имеется в виду, что каждое общество имеет свою культуру, свою систему ценностей и только через нее можно рассмотреть и понять человека. То есть для того, что бы понять смыслы человеческого действия нужно анализировать их в широком контексте и именно через призму исторических особенностей развития общества.

2)На уровне личности. По Веберу ценности могут носить и личностный характер и играть важную роль в жизни человека. Вебер считает, что никто не может заставить человека признать ту или иную ценность. Выбор ценности у человека зависит от убеждений и мировоззренческой позицией индивида. То есть для того что бы понять социальное поведение индивида необходимо прежде всего выяснить его представления о смысле своего существования.

Вебер рассматривает ценности с трех сторон:

1) Рассмотрение ценностей в роли мотиватора конкретных человеческих действий.

2) Рассмотрение ценностей конкретных социальных групп, сословий, слоев, поколений и эпох.

3) Рассмотрение роли ценностей и их влияние на поведение конкретных социальных субъектов.

3.Методология мировоззренческого анализа.

Здесь Вебером раскрывается основные принципы и сущность методологии мировоззренческого анализа. И здесь же раскрывается понятие идеальные факторы.

Идеальные факторы по Веберу – это мировоззренческие, ценностные, религиозные и идейно-нравственные, которые столь же значимо влияют на поведение людей, как и политические, экономические и социальные.

4. Методология конструирования идеальных типов.

С помощью понятия «идеальный тип» Вебер показывает, что метод понимания в социологии обладает высоким уровнем обобщения.

Идеальные типы в социологии служат средством обобщения определенных элементов действительности, вне времени и вне пространства. Социологическими «идеальными типами», например, являются модели господства, разработанные Вебером: рациональный, харизматический и традиционный.

Идеальные типы – это метод познания, который позволяет:

· Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

· Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

· Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

5. Методология рационального анализа.

Рациональный – осознанный, целесообразный, обоснованный в противовес - Иррациональному – основанному на чувствах, эмоциях, инстинктах.

Принцип применяется при анализе идеальных типов :

Поведения людей и их социальных действий – «целенаправленное действие».

Политики - «либеральный тип власти» и «рациональная бюрократия».

Экономики - капиталистический способ производства, основанный на рациональном хозяйстве – «рациональный капитализм».

Религии - протестантизм, как наиболее рациональный тип.

3. Объект исследования.

Объект исследования (по Веберу) – социальное действие .

«Специфическим объектом понимающей социологии мы считаем не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие».

В ИП социальная реальность понимается на микроуровне, ее создают сами акторы, которые придают своим социальным действиям смыслы и значения.

Объект социологии должен быть доступным для понимания, как считал Вебер. Таковым является социальное действие индивида:

«Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

То есть общество не может быть объектом исследования, так как не обладает сознанием и не является субъектом действия и его поведение невозможно понять. Поэтому объектом изучения является именно социальное действие отдельного индивида , но не в коллективной форме.

Понятие социальности. Вебер рассматривал социальную реальность на микроуровне: она создается социальным действием актора. Социальное действие имеет 2 признака социальности: - оно мотивировано, имеет смысл, который объясняет сам актор;

Оно социально постольку, поскольку ориентировано на других.

Социальность присутствует только тогда, когда есть осознанное ожидание ответного взаимодействия с другими: если смысл действия соотнесен с поведением других индивидов.

4. Предмет исследования.

Предметом исследования (по Веберу) – изучение субъективных смыслов индивидов о своих действиях, их анализ и типизация с целью понимания, интерпретации и объяснения его мотивов.

«Социология - социальная наука, свободная от ценностных суждений».

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Отправной постулат социолога состоял в том, что структура социальной реальности конструируется, в конечном счете, социальными действиями индивидов, и для социологии объект познания – «истолковать, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, «во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

5. Типы социальных действий.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

2) ориентация на поведение других людей.

Вебер выделяет следующие типы социального действия:

· целерациональное

· ценностно-рациональное

· аффективное

· традиционное

Целерациональное действие . Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели - с другой. Здесь необходимо помнить о том, что такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты прежде всего через измерение степени отклонения от данной модели. В одних случаях такие отклонения не слишком значительны, и мы можем говорить о реальном поступке как о «почти целерациональном». Если же отклонения более существенны, то они практически выводят нас на иные типы социального поведения.

«Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на средства, субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой цели».

Ценностно-рациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностно-рациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, - значит, мы имеем дело с ценностно-рациональным действием. Классический пример ценностно-рационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностно-рациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.

«Чисто ценностно - рационально, - утверждает Вебер, - действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо... «дела». Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными к себе».

Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

«..чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием».

Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таится определенное сходство с ценностно-рациональным действием, которое, как мы видели, также не стремится к достижению какой-то "внешней" цели и видит определенность в самом совершении действия.

«Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были».

6. Методы социологии.

М. Вебер считает, что в социологии и в естественных науках метод один – научный , независимо от того, являются ли объектами изучения вещи или люди. И социальные, и естественные науки используют научный метод абстракции и обобщения.

Естественные и социальные науки по Веберу отличаются не методами исследования, а различиями научных интересов и целей исследования .

Заслуга М. Вебера состоит в том, что он осуществил методологическое и методическое обоснование научного метода понимания в социологии.

Методы понимания. Социолог должен понять, истолковать и объяснить смысл субъективного действия.

1) Понять. Метод непосредственного понимания смысла, как понимает его сам субъект

2) Истолковать. Метод интерпретации субъективных смыслов, который опирается на: - принцип конструирования идеальных типов и выявленную на его основе типологию социального действия; - принцип ценностного анализа

3) Объяснить. Метод причинного объяснения мотивов

Методы анализа.

1) Метод причинного анализа. Социология, так же, как и естественные науки, стремится объяснить причинно-следственные связи, поэтому в социологии используется и причинный анализ (коррелирующий с понимающим методом)

2) Метод социологического воображения социолог использует, чтобы заглянуть за видимое проявление конкретного социального действия и увидеть связи между социальными действиями людей, их мотивами, причинами и достигнутыми результатами, которые, как правило, латентны и не лежат на поверхности

3) Метод конструкции конструкций. Социолог должен создать свою конструкцию над смыслом, который придает сам субъект своему действию, должен типизировать и объяснить социальное действие, осмыслить в широком социокультурном контексте.

7. Задачи социологии.

1) «Профессия социолога заключается в том, чтобы подать социальный или исторический материал более осмысленным, чем он был в опыте реальной жизни – интерпретировать социальное поведение. Цель социологов – сделать максимально понятным то, что не было таковым в реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже тогда, когда этот смысл в жизни людей был не осознан». Задача социологии – осуществить конструкцию конструкций: «Вся социология есть теоретическая конструкция, стремящаяся к пониманию смутного и неясного в человеческом существовании».

2) Понять субъективный смысл социального поведения, придаваемый самим субъектом своему поведению, можно через культуру – систему верований и ценностей – понять бесчисленные формы существования людей, их жизнь, знания, убеждения, действия.

3) Самого Вебера интересовали следующие задачи: Какова взаимосвязь между религиозными верованиями человека и его образом жизни. Каковы правила, которым подчиняется человек. Каково личное отношение человека к экономике, государству. Как люди могли жить в отличных друг от друга обществах.

Этика ученого исследователя.

1) Поведение ученого – целерациональное

2) Научное исследование – пример целерационального действия

3) Ученый, увлеченный объектом своего исследования, не может быть беспристрастным и объективным при выборе предмета исследования

4) Но уже раз, выбрав предмет исследования, люди науки должны отличаться ценностной беспристрастностью в процессе исследования, руководствуясь духом науки, выступая в качестве ученых, но совершенно не обязательно – в роли граждан

5) Ценностная беспристрастность ученого находит свое направление в отделении сферы фактов от сферы ценностей при выборе метода социального исследования

6) Объективность научных результатов достигается проверкой (независимой экспертизой)

8. Понятие человека – актора – субъекта социальной реальности.

Человек , по Веберу – это социальное существо. Отдельный индивид является первичной клеточкой социальности, который не подлежит дальнейшим разложениям.

Социальное действие индивида – исходная клеточка социальной жизни.

Человек рассматривается как субъект социального действия, социальной реальности и самого общества. Ни общество, ни отдельные социальные группы, ни социальные институты не могут, по Веберу, рассматриваться в качестве субъектов социальных действий, так как они не обладают сознанием.

9. Общество. Взаимоотношение человека и общества.

Общество и его структура конструируются социальными действиями людей. Опираясь на теорию и методологию социального действия, можно определить на основе преобладания того или иного типа социальных действий уровень исторического развития общества. Так, традиционные и аффективные действия характерны для исторически ранних обществ, с феодальным и монархическим устройством. Ценностно – рациональные действия людей доминируют в обществе, основанном на определенной идеологии. Целерациональные социальные действия характерны для современного капиталистического общества.

Типология общества по Веберу

10. Социальный прогресс (развитие).

Весь исторический процесс, по Веберу, развивается под действием возрастающего процесса формальной рациональности.

Рационализация - это не только необходимость исторического развития, это его судьба.

По мнению Вебера путь развития всего человечества – это индустриальный капитализм.

Рационализироваться должно всё: организация хозяйства, образ жизни, образ мышления людей, их знание, социальное действие и поведение индивида.

Веберовская модель капитализма. Вебер выступал за капиталистическое развитие Германии.

По Веберу, отличительный признак капитализма - способ ведения хозяйства. Он отличается рациональностью – рациональной капиталистической организацией труда и производства. Идеальным типом капитализма по Веберу был Капитализм Западной Европы – рациональный капитализм .

Вебер считал, что людьми во все времена было стремление к прибыли, то есть он считал, что капитализм был всегда. И он был нерациональным. То есть этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

А в Заподной Европе появился промышленный капитализм. Средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный. Этот рациональный капитализм сформировался именно благодаря человеку второго типа.

11. Социология господства.

Это центральная тема в социологии М. Вебера. Господство, по Веберу, имеет две стороны. Во-первых, оно основано на власти – возможности влиять на поведение других, направив их усилия на достижение целей общества или организации или отельного человека. Во-вторых, господство должно быть легитимным – признанным со стороны повинующегося, только тогда оно будет эффективным.

Все виды хозяйствования основаны на трех типах господства , которые соответствуют трем типам социального действия:

1) Традиционный, патриархальный тип власти, который сходен со структурой патриархальной семьи, основан на едином начале. Характерно: преданность, степень рациональности сведена к минимуму. Соответствует – традиционные действия.

2) Харизматический тип господства, мотив подчинения – подчинение особо одаренной личности. Характерно: преданность вождю, слепая вера, любовь. Соответствует – аффективное действие. Харизмой обладали выдающиеся политики, пророки, герои.

3) Рациональный или легальный тип, личность подчиняется не лицу, а закону. Хранитель правовой законности – президент, парламент, конституционная монархия. Соответствует – целерациональное действие. Самым чистым типом легального господства является бюрократия.

Идеальный тип бюрократии.

Из рационального (легального) типа господства Вебер сформулировал 10 признаков рациональной бюрократии.

1.Личная свобода чиновника от руководителя. Его подчинения только закону или служебному долгу.

2.Система устойчивой служебной иерархии

3.Строгое разграничение компетентности в организации каждого служащего, отдела; каждый занят своим делом.

4.Заработная плата – это один и основной источник дохода и никак не может быть связан показателям офиса или предприятия

5.Гарантированное право на солидную пенсию

6.Служба в офисе – это главная профессия, нельзя заниматься никакой другой деятельностью по совместительству, кроме научной и педагогической деятельности.

7.Строгая дисциплина и контроль за работой чиновника

8.Чиновник должен предвидеть свою карьеру , должны расти квалификация, стаж, опыт, способности. И все это должно происходить в соответствии с объективными критериями.

9.Чиновник не избирается, а назначается ; его деятельность оформляется по контракту, действует система конкурентного отбора.

10.Чиновник никак не связан собственностью администрации . Он лишен права пожизненно присваивать занятую позицию.

12. Класс и социальный статус.

Классы – это большие социальные группы различающиеся: 1) местом в рыночных отношениях, которое определяется наличием или отсутствием собственности на товары, возможность получения прибыли

2) местом в системе товарного производства (продажа товаров и услуг, продажа рабочей силы

3) классы могут быть объединенными (класс для себя) или не объединенными (класс в себе) сообществами с точки зрения осознания своих классовых интересов в отношении к другим классам

Социальный статус характеризуется следующими признаками: 1) уровнем престижности занимаемого места в обществе

2) сознанием принадлежности к объединенному сообществу, общими представлениями

3) политический признак: наличие или отсутствие власти

4) экономический показатель: уровень дохода

13. Социология религии.

Вопросы религии М. Вебер рассматривал в двух своих работах: «Протестантская этика и жух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий». Он изучал религию с точки зрения ее влияния на мотивацию поведения людей, особенно в области хозяйственно – экономической деятельности.

Вебер изучал наиболее высокоразвитые формы религиозности: буддизм, иудаизм, зороастризм, христианство, ислам.

Религия может выступать как активная самостоятельная сила, воздействующая на мотивацию поведения и смысл деятельности людей. И в силу этого способна воздействовать на изменение общественных процессов, т.е. религия может выступать в роли самостоятельного фактора общественного развития. Религия может создавать новый общественный строй, как например, дух протестантизма способствовал созданию рационального капитализма.

Рассматривая взаимосвязь религии и экономики, Вебер пришел к выводу: степень рационализации хозяйственной деятельности обратно пропорциональна силе магического элемента, присутствующего в той или иной религии. И наоборот, чем более присутствует рациональных элементов в религии, тем более рационализировано поведение человека, тем более рационализирована экономика.

Религия придает смысл хозяйственной деятельности, формирует отношение к труду, богатству, характер мотивации труда.

Наиболее рациональные религии – протестантизм, конфуцианство. В протестантизме – труд, усердие – основа спасения мирского благополучия. Мирской аскетизм в протестантской этике предполагает отречение от всех жизненных удовольствий; рациональное исполнение собственных обязанностей и самоограничение рассматривается как священный долг. Получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие предпринимательства.

«Принадлежность к секте - в противоположность при­надлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рож­дения», - является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Цер­ковь» - не что иное, как учреждение по дарованию благо­дати. Она управляет сферой религиозного спасения как неким фидеикомиссом; принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан».

14. Значение вклада М. Вебера.

Макс Вебер, являясь одним из редких представлений универсального интеллекта, внес огромный вклад в развитие обществоведения в целом: социологию, политическую экономию, право, философию, историю хозяйства, политологию, религию, искусство.

1) Вебер положил начало новой парадигме социологического знания – интерпретативной социологии. Обосновал новую методологию изучения социальной реальности – понимающую социологию: социальные факты доступны не только наблюдению, но и пониманию.

2) Вебер показал значимость не только объективных (экономических, политических), но и идеальных факторов – мировоззренческих, религиозных, нравственных ориентиров на поведение людей и общественные процессы в целом. Вебер стремился показать, что причинные связи действуют в обоих направлений, а не только от базиса к надстройке.

3) Вебер внес значительный вклад в разработку теорий среднего уровня: социологии капитализма, социологии политики, социологии религии, социологии науки.

4) Актуальным остается наследие Вебера в области разработки социального поведения, социального действия и его типологической классификации, сравнительной характеристики религиозных, хозяйственных, политических и социальных систем.

5) Вебер был один из первых социологов, использовавших эмпирические методы исследования для обоснования теоретических положений.

Достоинства:

На мой взгляд, достоинством учений Вебера является то, что он ввел понятие идеальные типы

С помощью этого метода познания можно:

1)Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

2)Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

3)Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

Так же достоинством, по моему мнению, является раскрытие Вебером понятия социальности.

Вебер уточняет то, что действие считается социальным только тогда, когда есть осознанное желание ответного взаимодействия. То есть не просто, чтобы действие было направлено на другого, а что бы другой именно адекватно отреагировал и вступил во взаимодействие с актором. (Например, лекция профессора будет социальной только тогда, когда его будут слушать и понимать студенты. Если же профессор только говорит и не старается сделать так, чтобы его поняли – такое действие не является социальным, поскольку, оно не ориентировано на аудиторию).

Достоинством можно выделить и то, когда Вебер говорил о социальном прогрессе, а именно о рациональном капитализме. Он считал идеальным Капитализм Западной Европы, который отличался средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный.

А нерациональный капитализм он считал непрогрессивным. Так как этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

И именно рациональный капитализм Вебер считал прогрессом общества, который может сформироваться именно благодаря человеку второго типа.

Заслуга Вебера конечно в том, что он создал социологический метод. Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения – понимающая социология.

Недостатки:

Главным недостатком не только Веберовских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества. Идет слишком большая зацикленность на человеке, изучение общества через человека. Например, Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

Свою социологию Вебер назвал«понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именносоциальные действия он выделял в качествепредмета социологии. Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Используя свое понятие «идеальный тип», Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия (Приложение, схема 4):

§ целерационалыюе - направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);

§ ценностно-рациональное - ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);

§ традиционное - диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;

§ аффективное - обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.

Из всех перечисленных типов только первые два. по Веберу, являются социальными, илирациональными (осознанными), поскольку третье действие человек выполняет автоматически, согласно традициям, а четвертое - бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Вебер также отмечал, что степень распространения того или иного типа социального действия предопределяет характер и уровень развития самого общества. Так. для индустриальных, высокоорганизованных обществ характерны ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия, а для архаичных, примитивных обществ - традиционные и аффективные действия.

Используя свою концепцию социального действия, Вебер попытался систематизировать многообразие форм политического господства и выделил три типа легитимного (признанного) господства:

§ легальное - основано на целерациональном действии, предполагает подчинение рационально обоснованным правилам, законам, а не личности:

§ традиционное - базируется на традиционном действии, обусловлено приверженностью традициям, обычаям, «привычкой к определенному поведению»;

§ харизматическое - основано на вере в неординарные, исключительные способности носителя власти (от греч.charisma - благодать, божественный дар) и связано с аффективными действиями.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности находит в правовом государстве, которое функционирует на основе целерациональных и ценностно-рациональных взаимодействий управляющих и управляемых.


Согласнотеории рациональной бюрократии Вебера, чем сложнее общество и производственные процессы, тем большая необходимость возникает в особом классе бюрократии, основным занятием которого становитсяпрофессиональное управление. По Веберу, идеальный управленец (бюрократ) должен отвечать следующим характеристикам:

§ как можно меньше в своей деятельности руководствоваться

§ эмоциями, а больше рациональными соображениями;

§ равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с

§ ним в процессе выполнения управленческих решений:

§ четко выполнять требования формальных правил, инструкций;

§ на работе воспринимать себя как функцию, «деталь» управленческого механизма.

Всемирную известность получила веберовская работа «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он показывает, как этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствуют возникновению капитализма. Изучая мировые религии, Вебер пришел к выводу о том. что между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь, когда религиозно-этические воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Вебер также заложил основы современнойтеории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но иполитический (власть Л а такжестатус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Макс Вебер может быть назван Леонардо да Винчи социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

В XIX в. стало складыватьсяпсихологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис. Заслуга этих ученых состоит в том, что они создали социально-психологическую концепцию социологии и попытались объяснить роль субъективного фактора в истории.