Мономах краткое содержание. Князь владимир мономах. Основные события правления Владимира Мономаха

Владимир Мономах княжил в Смоленске в 1073—1078 годах, будучи еще молодым человеком (он родился в 1053 году). Затем он последовательно был князем Черниговским и Переяславским, пока в 1113 году киевляне не позвали его на великокняжеский стол. .


Годы правления князя Владимира Мономаха

  • князь ростовский (1066—1073)
  • князь смоленский (1073—1078)
  • черниговский (1078—1094)
  • переяславский (1094—1113)
  • великий князь киевский (1113—1125)

Правление Владимира Мономаха, миролюбивый князь

Возможность занять киевский престол была у Мономаха еще раньше, в 1093 году, когда умер его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Но, не желая междоусобной брани, он не предпринял к тому никаких попыток. Едва получив известие о смерти отца, он приехал в Киев (благо дорога была езженая, сам он в «Поучении» говорил, что еще при жизни Всеволода «из Чернигова в Киев около ста раз... ездил, за один день проезжая, до вечерни»). Непосредственным, по старшинству, претендентом на киевский престол был двоюродный брат Владимира Святополк Изяславич. Он ехал в Киев из Турова и, конечно, «до вечерни» успеть не мог. То есть случай благоприятствовал Владимиру остаться в Киеве, но он им не воспользовался, опасаясь нестроений, и вернулся в Чернигов.

Более того, в следующем году, когда к стенам Чернигова подступил другой его «кузен», Олег Святославич, приведший с собой половецкое войско, Владимир, княживший к тому времени в Чернигове уже шестнадцать лет, отдал город брату и ушел в Переяславль, «сжалившись над христианскими душами и селами горящими и монастырями».

Владимир Мономах становится Великим князем киевским

В 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк. По нем великокняжеский престол должен был занять по старшинству Давид, средний сын великого князя Святослава Ярославича. Но киевляне не мыслили над собой другого князя, кроме Мономаха, о чем и сообщили ему.

Владимир медлил, не желая, по своему обычаю, нарушать установленный порядок наследования. А в Киеве тем временем поднялся бунт против княжеской администрации и евреев-ростовщиков. В Ипатьевской летописи говорится:

«Кияниже разграбиша двор Путятин тысяцкого, идоша на жиды и разграбиша я».

Недовольство порядками, заведенными при Святополке, назревало давно. Князь, как о нем сообщает летописец, был скуп и сребролюбив и не упускал возможности поприжать подданных. Ростовщики чувствовали себя при нем вполне вольготно и безбожно разоряли народ. А так как отдачей денег в рост занимались преимущественно евреи, которым их закон не возбранял делать этого «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост», то естественно, что народный гнев обрушился прежде всего на них.

И киевляне вторично послали в Переяславль за Мономахом.

«Приходи, княже, в Киев, — просили они, — если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри».

Владимир поспешил в Киев, где по усмирении бунта существенно ограничил возможности ростовщиков, зафиксировав эти ограничения законодательно.


Княжение Владимира Мономаха - последний период цельности Древней Руси

Эпоха Мономахова великого княжения — последний период относительного спокойствия и цельности в Древней Руси. Владимиру подчинялись почти все князья, а он не злоупотреблял своей властью.

В Киеве Мономах продолжил свою храмоздательную деятельность. «Не щадяше именья своего... церкви зижа и украшая», — говорит о нем летописец. До того, кроме , он успел построить храмы в Ростове, Владимире, Чернигове. В Киеве же он поставил церкви Спаса на Берестове и Иоанна Предтечи, а в 1117 году на реке Альте, где был убит , возвел Борисоглебский храм. Здесь он и скончался в 1125 году. Тело его перевезли в Киев и похоронили рядом с прахом отца в .

Доклад о князе Владимире, которого еще называли Красное Солнышко может быть представлен учениками 4 или 5 класса. Сообщение о князе Владимире лучше пересказать своими словами.

Владимир Мономах: доклад

Владимир I Святославич - князь новгородский, великий князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси. Он правил государством практически сорок лет.

Родился Владимир более тысячи лет назад, когда Киевскую Русь разрывали множественные внешние завоеватели - в 948 году. У него было два старших брата - Ярополк и Олег. В 970 году Владимир получил управление городом Новгород, Олег — Древлянской землей, а Ярополк — Киевом. У каждого брата было свое княжество, и их интересы не пересекались. Но так было недолго.

В 972 году отец Владимира погиб, и в 977 году началась междоусобная война, Ярополк напал на Олега и разгромил его войско. Владимир, узнав о смерти Олега, решил покарать братоубийцу, собрал дружину и первым делом лишил Ярополка его «правой руки» - варяга Рогворда, что поставлен был его братом княжить в Полоцк. Подчинив половецкие земли, он захватил Киев, но Ярополк бежал, и выманив его на переговоры, Владимир убил его.

С 980 года князь Владимир стал единоличным правителем Киева.

Пока братья разбирались между собой, польский князь Мечислав I захватил западные русские земли, а на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

В 987г. совершил поход на город Херсонес. После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство.

После долгих размышлений и поисков Владимир Святославович стал крестителем всей Руси в 988 году. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком».

др.-рус. Володимиръ Мономахъ; в крещении Василий

государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель

Владимир Мономах

Краткая биография

Государственный деятель, князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский, полководец, мыслитель, писатель, автор произведения, известного как «Поучения Владимира Мономаха», одного из первых известнейших светских литературных памятников Древней Руси.

Появившись на свет в 1053 г., был потомком знатных родов. Отцом Владимира Мономаха был переяславский князь Всеволод Ярославич, который, в свою очередь, приходился сыном великому киевскому князю Ярославу Мудрому. Мать, вероятно, приходилась дочерью либо племянницей Константину IX Мономаху, византийского императора (отсюда и берет начало его прозвище).

Детские и юношеские годы Владимира Мономаха прошли в Переяславе-Южном, при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир самостоятельно княжил в Ростово-Суздальской земле, с 1073 по 1078 гг. являлся князем смоленским, не раз отправлялся с отцовской дружиной в военные походы. В 1076 г. он вместе с Олегом Святославичем был участником похода в поддержку поляков, воевавших с чехами; ходил два раза против Всеслава Полоцкого со Святополком Изяславичем и отцом.

В 1078 г. Всеволод Ярославич становится великим князем киевским, и его сын, которому тогда было 25 лет, становится правителем Чернигова, отражает половецкие набеги на свои земли в 1080 г. В течении полутора десятков лет нахождения у власти отца сын всегда был его правой рукой в решении военных и политических вопросов, много раз стоял во главе великокняжеских дружин в походах против не желавших подчиняться князей и половцев.

Когда великий князь Всеволод в 1093 г. умер, у его сына был хороший шанс стать преемником, однако старшим из рода Рюриковичей оставался его двоюродный брат Святополк Изяславич. Чтобы не спровоцировать новый виток междоусобной вражды, Мономах признал его право на престол, а сам отправился к себе в Чернигов.

Эти два десятка лет жизни, пока страной с 1093 по 1113 гг. правил Святополк Изяславич, были для Мономаха весьма насыщенными, он познал горечь жестоких поражений и побед, которые помогли ему снискать славу выдающегося полководца. Ему довелось потерять младшего брата, старшего сына, уступить в 1094 г. черниговские земли Олегу Святославичу, после чего он остался в статусе князя переяславского. На его новые владения также постоянно нападали половцы; общаясь с другими князьями, он призывал к сплочению перед лицом врага, выступил идейным вдохновителем. С 1103 г. русские войска постоянно предпринимали походы в Половецкую степь. После знаменитого успешного выступления 1111 г. набегов не было еще очень долго.

Со смертью в 1113 г. Святополка Изяславича в биографии Владимира Мономаха начинается новый этап, связанный с его правлением Киевской Русью в качестве великого князя. Его восшествие на престол проходило в условиях народного восстания, которое Мономах подавил, но при этом провел реформы, частично облегчающие положение низших слоев населения. Период нахождения у власти характеризовался усилением Киевской Руси, последним в ее истории. С помощью сыновей Владимир Мономах контролировал 3/4 территории всех древнерусских земель. Способствовавшими этому факторами были огромный авторитет Мономаха, концентрация всей власти в его руках, необходимость сплочения перед лицом половцев. В «Слове о погибели Русской земли» именно эти годы называют самым счастливым временем для Руси.

Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославичу, рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям. Скончался Мономах 19 мая 1125 г.

Биография из Википедии

Влади́мир Все́володович Монома́х (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий ; 1053-19 мая 1125) - князь ростовский (1066-1073), князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. На сохранившихся печатях Владимир Мономах также использовал титул архонт всея земли Русской , на манер византийским титулам.

Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая, предположительно, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы) и в соборе Киевских святых (15 июля (28 июля)).

От ранних лет до княжения Святополка Изяславича

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды ходил с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны. На момент смерти киевского князя Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода (две подряд зимы между 1078 и 1084 годами).

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, не препятствовал двоюродному брату Святополку занять престол, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск (1097). Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102), и тем самым он нарушил традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

При Святополке Изяславиче (1093-1113)

Сразу после смерти Всеволода Ярославича Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем в мае 1093 года потерпели тяжёлое поражение у Треполя, на реке Стугне, от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами ещё раз - у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

Картина С. В. Иванова. Русские князья заключают мир в Уветичах.

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был после 8-мидневной осады уступить ему Чернигов (июль 1094). В следующем году в Переяславле Владимир Мономах после споров прислушался к советам дружинников Славяты и Ратибора и согласился убить во время мирных переговоров двух половецких ханов (Итларя и Кытана), после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова в мае 1096 года обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже (19 июля 1096) и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (в битве у города погиб сын Мономаха Изяслав Владимирович), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга. Олег был разгромлен на Колокше и изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, после чего междоусобица на левобережье Днепра утихла.

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, то есть Переяславль, Смоленск, Ростовскую область. Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году. В результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).

В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года, Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев (сражения на Сутени в 1103 году, на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

Великое княжение

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; киевское боярство 4 мая 1113 года призвали на княжение Владимира Мономаха:

А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день [среда, 23 по н. ст.] за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. […] После того на десятый день [суббота, 26 апреля / 3 мая] устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье . Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой.

Восстание утихло, но в то же время князь вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116 году по поручению Владимира Мономаха Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря, была создана 2-я редакция «Повести временных лет», затем в 1118 для переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича - 3-я. Согласно предположению ряда учёных (Алешковский М. Х. и др.), в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвёртый раз отредактировал текст «Повести временных лет». Именно эта редакция летописи дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.

Война с Византией

В конце XI - начала XII века на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии - последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в интересах сына Лжедиогена II - Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I (15 августа 1118 г.), русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II - Алексея.

В «Слове о полку Игореве»

Упоминание в «Слове о полку Игореве»:

Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в городе Тмуторокани, звон же тoт слышал давний великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове.

В «Слове о погибели Русской земли» (1238-1246 гг.)

Упоминание в «Слове о погибели Русской земли»: «То всё покорено было Богом крестияньскому языку [народу] поганьскыя страны <…> Володимеру Манамаху, которым то половцы дети своя страшаху в колыбели, а Литва из болота на свет не выникываху, а Угры твердяху каменныи горы железными вороты, абы на них великый Володимир тамо не въехал. А Немци радовахуся, далече будуче за синим морем…»

Писатель

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) - «Устав Владимира Всеволодовича».

Браки и дети

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты - 10 марта, скорее всего - 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака носили славянские имена, все дети от второго брака - имена греческие.

  • В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского.
    • Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125
    • Изяслав Владимирович (1077/1078-1096), князь курский
    • Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский и переяславский
    • Ярополк Владимирович (1082-1139), великий князь киевский с 1132
    • Вячеслав Владимирович (-1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-1154
  • (ок. 1099 г.) Ефимия, возможно гречанка (ум. 7 мая 1107)
    • Мария (Марица) Владимировна (1146/1147), замужем за Лжедиогеном II
    • Евфимия Владимировна (1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
    • Агафия Владимировна
    • Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1099-1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-1150 и с 1155
    • Роман Владимирович (-1119)
    • Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский
  • (после 1107 г.) дочь половецкого хана (11 июля 1127)

Спорная генеалогия

В. Н. Татищев упоминает сына Владимира Мономаха Глеба Владимировича, князя смоленского и переяславского. Сообщения о нём в настоящее время считаются недостоверными и признаются только частью исследователей.

Существует гипотеза, что София, жена Святослава Всеславича и мать Василько Святославича, была дочерью Владимира Мономаха. Если это так, то София Владимировна должна быть дочерью от первого брака Владимира.

А. В. Назаренко на основании сведений о разорванной помолвке между венгерским принцем Белой и дочерью византийского императора Мануила Комнина Марией обосновал предположение, что у Владимира Мономаха была дочь, в западных источниках известная как Юстиция, жена Оттона II, графа диссенского, и прабабка Марии Комниной. На Руси у неё могло быть христианское имя Евпраксия или Евномия, переведённое с греческого на латынь как Юстиция. Исследователь считает, что брак между Мономаховной и Оттоном II был заключён примерно в 1094-1096 годах и был связан с переориентацией Владимира Мономаха на союз с пропапской партией Вельфов после скандального развода его сестры Евпраксии-Адельгейды и германского императора Генриха IV. Надо заметить, что гипотеза Назаренко требует пересмотра традиционной генеалогии графов диссенских.

Память

  • В 2002 году была выпущена памятная монета Украины, посвящённая Владимиру Мономаху.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Владимиру Мономаху.
  • Владимир Мономах увековечен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
  • В городе Прилуки Черниговской области установлен памятник Владимиру Мономаху.
  • В честь князя названа атомная подводная лодка проекта «Борей» ВМФ России.

Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.

Приступая к анализу темы «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание» окунемся немного с историю Руси XII века.

Великорусский князь

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).

«Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание, 6 класс

Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось некое наследие - «Поучение детям» Владимира Мономаха. Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Каждому человеку необходимо иметь в сердце страх Божий, и поэтому он должен давать нескудную милостыню, потому как это и есть начало всякому доброму делу.

Три важных добрых дела

Человек тремя добрыми делами - слезами, покаянием и милостынею - может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного - Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

Вековая мудрость

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость - страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, - это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого - как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Евангельские наставления

Когда куда-нибудь приедете, там, где остановитесь, подайте бедному на пропитание. И чтите своего гостя, который к вам зашел, каким бы он ни был - богатым или бедным. Если нет возможности почтить подарком, то хотя бы накормите и напоите его. Такие гости имеют свойство разносить по всем землям молву о человеке, злой он или добрый. Если кто болен из близких, надо его посетить, если кто умер - достойно проводить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Жену надо любить, но власти над собой не давать. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.

Обязательно следует ходить в церковь и молиться, как делали наши предки и лучшие люди. После утренней молитвы - хвалы Богу, нужно браться за дела.

Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент

В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода - точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.

В конце своего повествования он хочет надеяться, что дети его не осудят, так как он меньше всего хотел хвастаться перед ними своею удалью и смелостью. Больше всего он хотел прославлять Бога и милость Его, потому что Тот всегда был с ним - грешным, и оберегал от всяких напастей. Князь призывал не бояться смерти, потому что человек умрет тогда, когда будет на то воля Божья.

В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.

Шапка Мономаха

Изучая все, о чем хотел сказать князь своим потомкам, можно увидеть, каким был мудрым и поистине великим человеком Владимир Мономах. «Поучение» (краткое содержание представлено в статье) стало лучшим завещанием для нас и для современных людей, которые зачастую не понимают всех Евангельских ценностей, а это может привести к непоправимым последствиям.

Мономах умер в возрасте 74 лет, в 1125 году. Московские цари считали за большую честь называться его потомками. В Оружейной палате столичного музея до сих пор хранится шапка Владимира Мономаха и все царские атрибуты этого божьего помазанника (скипетр, бармы, держава).

Москва - Третий Рим

Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим - Москва - Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.

«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.

Владимир Второй Мономах, или Владимир Всеволодович был князем смоленским с 1067, черниговским – с 1078, переяславским – с 1093, великим князем киевским – с 1113, а также государственным деятелем, военачальником, писателем, мыслителем. Его отцом был Всеволод Первый Ярославич, а матерью – дочь императора Византии Константина Мономаха. По прозванию рода матери Владимир и получил своем имя – Мономах.

Начало деятельности

Детство и раннюю юность Владимир провел при отцовском дворе в г. Переяславле – Южном. С юных лет отец доверял ему возглавлять дружину, ходить в далекие военные походы, воевать против половцев. Ему даже удалось подавить восстание вятичей. С 1076 по 1080 Владимир участвовал в нескольких междоусобных войнах. В этот же период его отец получил Киевское княжество, а сам Владимир Мономах сел в Чернигове, не раз защищал свои земли от половецких набегов и от кочевников-торков.

Когда умер его отец, кн. Всеволод (1093), Владимир мог занять его место на киевском престоле, но сделать это добровольно предложил своему кузену Святополку, а сам остался править в Чернигове. Его власть в Ростове и Смоленске сохранилась.

Междоусобные войны (1093 – 1113)

После смерти отца – Всеволода Ярославича – Владимиру довелось очень много воевать. В одном из первых сражений с половцами он с братом Ростиславом и Святополком Изяславовичем на Стугне потерпел тяжелое поражение. Брат Ростислав тогда утонул в реке, а Владимир при попытке его спасти сам чуть не утонул. Затем с теми же половцами вместе со Святополком воевал еще раз – под Халепом, после чего стороны заключили мир и скрепили его свадьбой Святополка и дочери половецкого хана Тугоркана. В этот период Владимир воевал с кн. Олегом Святославичем, который стал союзником половцев, и отдал ему Чернигов (1094).

После этого он осел в Переяславской земле. В 1096 – ом отправил своего сына Изяслава завоевывать Муром, а сам тем временем со Святополком воевал против , выгнали его из Чернигова и осадили в Стародубе. Одновременно они вынуждены были отвлечься на Тугоркана и Боняка, которые подошли к русским границам по обеим сторонам Днепра. Владимир и Святополк вернулись из Стародуба и разбили Тугоркана в бою на Трубеже, в котором Тугоркан погиб.

Это дало определенную передышку от половецких вторжений. Олегу тем временем удалось захватить Муром, Ростов, Суздаль. После вмешательства Владимира и его сыновей Олег был разбит и лишен Рязани. Но тем не менее, несмотря на многие поражения, Любечский съезд решил отдать Святославичам все наследство отца: Чернигов, Муром, Новгород-Северский, Курск, Рязань. С этого времени междоусобные войны на левом берегу Днепра утихли.

После упомянутого Любечского съезда Владимир Мономах провел еще несколько военных походов против русских князей, но в 1103 –ем, в союзе с другими князьями разработал план совместной борьбы против половцев и осуществил несколько походов против них, в результате которых половецкие войска были разбиты до 1111 г.

Княжение в Киеве

Когда в 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславович, в городе вспыхнул народный бунт. Тогда киевская знать призвала на княжество Владимира Мономаха. Он восстание подавил, но издал законы, облегчающие положение низов: «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах»), ставший частью .

В период правления Владимира Мономаха усилились позиции Киевской Руси. Он и его сыновья управляли тремя четвертями ее территорий. Авторитет Мономаха, заслуженный им в борьбе с половецкими набегами, позволял удерживать стабильность в стране и концентрировать большую часть земель Древней Руси во власти киевского князя. В заслугу Мономаха история ставит и создание второй редакции «Повести временных лет», которую он поручил монаху Нестору (Сильвестру) в Киево-Печерском монастыре. Именно ее знают наши современники.

Писатель Мономах

Как мудрый государственный деятель и мыслитель Владимир Мономах оставил три произведения: самое знаменитое – «Поучение Владимира Мономаха», автобиографические мемуары «Пути и ловы», а также письмо кузену Олегу Святославовичу.