Научно-исследовательский проект «Вулканы. Вулканы - чудо природы исследовательская работа Готовый творческий проект по географии тема вулканы

Исследовательская работа
«ВУЛКАН-чудо природы?»

Выполнил:

ученик 4 класса

Ломоносовской школы-

Зелёный мыс

Павлов Иван

Научный руководитель:

Холодова Наталья Викторовна

2016 год


Содержание

Введение

1.Основная часть

1.1. Понятие «вулкан»

1.2. Строение и образование вулканов

1.3 Классификация вулканов

2. Вулканы и человек

2.2 Защита населения

2.3 Что полезного даёт вулкан человеку?

3. Мое исследование. Практическая часть

3.1 Опыт «вулкан»

3.3 Модель вулкана (эксперимент).

Заключение. Выводы

Список литературы

Интернет – ресурсы

Введение

Проблема. Существует много чудес на Земле. Многие природные явления загадочны, и очень интересны, и необычны. Однажды по телевидению, в новостях я услышал об извержении вулкана. Мне стало интересно это явление природы. Я решил более подробно узнать об удивительном и одновременно страшном природном явлении, поражающем воображение человека - вулкан.

Моя гипотеза . Возможно, вулкан – это страшный дракон, живущий под землёй, который время от времени просыпается и пускает пламя из своей пасти. И назвал тему своего исследования « Вулкан – чудо природы».

Цель моей работы – формирование представления о вулкане, как о явлении природы.

Задачи:

    Познакомиться с природным явлением вулканом;

    Изучить внутреннее строение вулкана;

    Выяснить причины извержения вулканов

    Узнать, где на Земле есть вулканы, название вулканов, в каких странах они находятся,

    В ыяснить какое значение имеют вулканы для человека;

    Познакомить одноклассников с результатами моих исследований;

    Провести в домашних условиях опыт «Извергающий вулкан».

Методы, которые я использовал:

    анализ литературы;

    изучение различных источников;

    работа с фотоматериалами и документами;

    подбор текстов;

    работа в сети Интернет;

    наблюдение и сравнение;

    консультация с руководителем.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Понятие «вулкан»

Результаты анкетирования 4 класса:

да

нет

Сомневаюсь,не совсем

Знаете ли вы, то такое вулкан?

9 уч-ся

82 %

1 уч-ся

9 %

1 уч-ся

9 %

Как вы считаете, вулкан –это чудо?

2 уч-ся

18 %

8 уч-ся

73 %

1 уч-ся

9 %

Количество опрошенных

11 учащихся 4 класса

Я увидел, что не все ребята знают и понимают, что такое вулканы, и поэтому решил заняться выяснением этого вопроса.

Вулканизм - грозное, нерегулируемое явление природы - веками интересовал человечество. Вулкан (от лат. vulcanus - огонь, пламя), геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и
обломки горных пород.
Наука, изучающая вулканы называется вулканология , геоморфология.

Слово «вулкан» происходит от имени бога Огня и кузнечного дела Вулкана из древнеримских мифов. Этот бог жил под землей. Когда он сердился, всё сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. На поверхности земли образовывались трещины, из которых вырывалась огненная масса, а все вокруг покрывалось пеплом и камнями.

По описанию Геродота, на одном из островов расположена гора с отверстием на вершине, из которого время от времени поднимаются дым и огонь. Древние греки считали, что это выход (как дымовая труба) кузницы бога огня, копавшего глубоко в недрах оружие. Римляне назвали его Вулканом, а острову дали наименование Вулькано. Этот остров стал как бы образцом всех гор, имеющих такие же особенности, из-за которых их стали называть вулканами.

    1. Строение и образование вулканов

Когда в недрах Земли образуется магматический очаг, расплавленная жидкая магма с такой силой давит снизу на тектоническую плиту, что она начинает трескаться. По трещинам и разломам магма устраняется вверх, проплавляя горную породу и расширяя трещины. Так образуется выводной канал. Он проходит в центре вулкана, по нему расплавленная магма изливается из жерла вулкана наружу в виде огненно-жидкой лавы.

Продукты извержения – пемза, лава, туфы – оседают на склонах вулкана, формируя конус. На вершине вулкана образуется впадина – кратер. На дне кратера видно жерло вулкана – отверстие выводного канала, через которое извергается пепел, раскаленные газы пары воды, лава и осколки горной породы. Жерла вулкана могут быть зияющими – пустыми или заполненными раскаленной лавой. Если лава застывает в жерле, то образуется пробка, которую может пробить только сильное извержение вулкана, при этом происходит мощный взрыв. Все, что выходит из недр Земли во время извержения вулканов, называется продуктами извержения. Они бывают жидкими, твердыми и газообразными. К жидким продуктам извержения относится лава. Лавой называется магма, излившаяся на поверхность земли. Температура лавы 1000 °C. Огненно-жидкая лава растекается со скоростью до 50 километров в час, образуя лавовые потоки.

На гавайских островах возникли местные названия двух различных видов лавы – «па-хое-хое» и «ах-ах». Эти названия теперь и приняты в вулканологии. Лавовый поток «па-хое-хое» имеет гладкую или слегка морщинистую поверхность и состоит из жидкой лавы. Застывая, такая лава образует ровную, гладкую поверхность, иногда с длинными извивающимися морщинками в виде змеек и толстых веревок – канатов. Часто ее так и называют – «канатная лава».

Лавовый поток «ах-ах» имеет неровную поверхность с трещинами. Такая лава очень густая и вязкая, поэтому поток движется медленно. Когда лава начинает остывать, она трескается на куски, но они продолжают двигаться, как по маслу на еще не успевшей остыть раскаленной лаве. Верхний затвердевший слой лавы напоминает груды шлака, который образуется от сгорания угля.

Перед извержением вулкана происходят подземные вулканические толчки. Почва под ногами начинает вспучиваться и колебаться, слышен подземный гул, в земле появляются трещины, из них выделяются газы, пар, горячая вода, из кратера вулкана идет дым. Проявления вулканизма бывают ужасающими: из кратера извергается вулканический пепел, покрывающий все небо, на много километров вокруг становится темно, как ночью, с грохотом вылетают обломки горных пород, возможен оглушительный взрыв и, наконец, изливается огненно-жидкая лава.

В переводе с греческого «магма» означает «густая паста» или «тесто». Раскаленная магма увеличивается в объеме, занимает все свободное пространство и поднимается из глубин земли по трещинам, пытаясь вырваться на волю. Магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность – стекая по склонам виде лавы. Это и есть извержение вулкана.

Состав и свойства лавы, извергаемой на поверхность, различны. В процессе извержения из магмы выделяются содержащиеся в ней газы. Если газы выделяются спокойно, а лава достаточно жидкая, то при излиянии она растекается. При подъеме по каналу магма может на каком-то участке застыть, и тогда образуются «пробки». Крупные куски раздробленной пробки из застывшей магмы называются вулканическими бомбами. Более вязкая лава, изливаясь, наращивает высоту вулкана, переслаиваясь со слоями пепла и обломков.

Если уровень магмы в магматической камере понижается, верхушка вулканического конуса может провалиться вниз. При этом образуется огромный кратер, называемой кальдерой.

Итак, обычно вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Магма - это расплавленное вещество мантии (перевод с греч. "магма" - тесто, месиво). Она появляется там, где уменьшено давление и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии. Обычно это бывает вблизи границ плит. Поэтому области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами. Извержение начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы, и она устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность . Излившую на поверхность магму называют лавой. Ее температура достигает 1000 градусов по Цельсию.

Конический вулкан

Щитовой вулкан

Лава

густая, вязкая, остывает быстро

Лава

жидкая растекается быстрее

Гора

крутой склон

Гора

пологий склон

Иногда очень вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Однако через некоторое время давление снизу выталкивает ее, происходит сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб – вулканических бомб .

При извержении на поверхность выходит не только лава, но и различные газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла. Пепел и пыль разносятся ветром на сотни и тысячи километров.

    1. Классификация вулканов

Все вулканы можно разделить на следующие виды.

По форме - конические и щитовые , центральные и трещинные.

Появляются вулканы по-разному. Оказывается, это зависит, как появляется лава, и с какой скоростью она остывает.

Ц ентральные - извергающиеся из центрального отверстия.

Трещинные - которые имеют вид зияющих трещин или ряда небольших конусов.

Если лава густая, вязкая, то она остывает быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Такие вулканы называются коническими.

Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это щитовой в улкан.

По активности - действующие, уснувшие, потухшие

вулканы

активные спящие потухшие

(действующие) (уснувшие)

Действующие (активные) - это те, которые извергаются более или менее регулярно.

Активным, или действующим вулканом принято считать вулкан, извергавший раскаленную горную породу, пепел, газы и камни в исторический период времени. Самый активный вулкан в мире – Килауэа на острове Гавайи в Тихом океане. Он непрерывно извергается с 1983 г. и выбрасывает лаву со скоростью 5 кубометров в секунду. Вулкан Ключевая Сопка на полуострове Камчатка, Фудзияма в Японии.

Уснувшие (спящие) – это вулканы, которые сохранили свою форму, но не извергались на памяти человечества ни разу, они еще могут ожить. Они проявляют признаки жизни: могут куриться – из кратера идет дымок, бьют горячие источники. Чем дольше спящий вулкан находится в стадии покоя, тем он опаснее. Вулкан Эльбрус на Кавказе покрыт ледниками и не извергался в течение тысячелетий. Но на его склонах есть выходы вулканических газов, а это значит, что продолжается вулканическая деятельность.

Потухшие - это те, которые прекратили извержение совсем. Правда, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться. Очаг под ними давно потух, а сами они бывают так сильно разрушены, что только исследования геологов обнаруживают следы древней вулканической активности. В Шотландии на вулкане, потухшем 340 миллионов лет назад, построен Эдинбургский замок. К данной группе относится вулканы Кавказа – Большой и малый Арарат.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

По местонахождению - наземные, подводные , подледниковые

Подводные вулканы - это те, которые извергаются на дне океана, над ними могут возникнуть волны, приходящие к берегу как разрушительные цунами. Вулкан, находящийся на дне Атлантического океана в районе Канарских островов, снова выбросил куски магмы на поверхность в ноябре 2011 года. С глубины 300 метров со дна моря возле острова Эль Йерро из трещин пошла магма.

Оказывается, что вся Исландия представляет собой вулканический остров. И с каждым новым извержением продолжает расти.

Подледниковые - вулканы, которые располагаются под ледниковыми шапками. Когда извергаются такие вулканы, ледовые шапки тают и лава, которая находится на вершине, стекает вниз, таким образом, выравнивается поверхность и образуется плоская вершина. Например, исландский подледниковый вулкан – Катла, на юге Исландии. Недавно в северной части озера Туйя, образовали национальный парк – Туйя Маунтинз. Был создан для того, чтоб сохранить малораспространенный ландшафт с подледниковыми вулканами.

2.Вулканы и человек

2.1 Какую угрозу таит в себе вулкан?

« Жить как на вулкане» – значит быть в постоянной опасности. Для людей, живущих в окрестностях вулканов, это не метафора, а суровая реальность. Какую угрозу для человека таит в себе вулкан?

В 79 г. извержение вулкана Везувий в Италии. Под слоем пепла, лавы и кипящей грязи было засыпано 3 города: Помпеи, Геркуланум и Стабии. В тот день погибло 10 тысяч человек.

В 1883 году в августе в Индонезии на острове Кракатау (высота 800 м) произошло одно из самых знаменитых и мощных извержений вулкана, отзвуки данного события были слышны даже за 3500 км. Погибло десятки тысяч людей, а пепел, выброшенный на высоту, дважды облетел земной шар. Повсюду наблюдалось сильное помутнение атмосферы, а утренние и вечерние зори отличались необычной яркостью. И это повторялось на протяжении целого года.

Пепел затрудняет движение самолетов. Например, при извержении вулкана Безымянного на Камчатке в 1956 г. пепел был выброшен на высоту 45 км.

Извержение подводных вулканов приводит к возникновению волны – цунами.

2.2 Защита населения

Вулкан выбрасывает газы, жидкие и твердые вещества с высокой температурой. Это часто становится причиной разрушения строений и гибели людей. Лава и другие раскаленные извергаемые вещества стекают по склонам горы и выжигают все, что встречают на своем пути, принося неисчислимые жертвы и поражающие воображение материальные убытки. Современная наука довольно точно предсказывает вулканические извержения. Почти на каждом действующем вулкане находятся станции или приборы, позволяющие следить за жизнью огненной горы. Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из мест выхода вулканических газов на поверхность Земли. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами. Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана. У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы. Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

2.3 Что полезного дает вулкан человеку?

Итоги опроса моего класса

Количество человек

В %

1

10%

6

55 %

4

35%

Извержение вулканов открывают "окно" в тайны недр Земли, дают ученым достоверные сведения о составе и свойствах веществ, находящихся на значительной глубине. В нашей стране изучением вулканов занимается единственный в мире Институт вулканологии, который находится в Петропавловске – Камчатском.

Люди давно оценили высокую ни с чем несравнимую плодородность вулканических почв, образовавшихся на основе вулканического пепла. Пепел является удобрением, основа плодородных почв. Именно плодородие почв привлекает людей в вулканические районы .

Вулканы являются "поставщиками" многих полезных ископаемых, например соды, серы, борной кислоты, киновари.

Пемза (вулканическая лава) входит в состав некоторых зубных паст, в качестве теплоизоляционной засыпки в строительстве. Пемзовые блоки, которые добываются из карьеров в Италии, поступает на мировой рынок как абразивный материал для шлифования.

Сапфиры, серебро, золото - все это можно добыть из вулканических пород. В них же найдены и некоторые из самых крупных алмазов.

В истории Земли вулканическая деятельность играла огромную роль в образовании таких пород как базальт, туф (спрессованный пепел), которые используются как строительные материалы.

Вулканы создали многие месторождения руд. Например, крупнейшее месторождение меди - Коунрадское в Казахстане - расположено в кратере древнего вулкана. В Андах на несколько тысяч километров протянулся пояс, богатый запасами меди, олова, молибдена, золота, серебра, сурьмы и других полезных ископаемых.

С вулканами связаны геотермальные источники. Люди уже давно научились использовать их в своей хозяйственной деятельности.

Гейзеры - фонтанирующие горячие источники. Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать. Есть в Исландии небольшой поселок Гейзер. В его окрестностях природа ежедневно дает спектакль. Один и тот же, изо дня в день, три часа в сутки. Происходит что-то удивительное. В одно и то же время из земли взмывает вверх на десятки метров фонтан воды. Он окутан паром, потому что вода не просто горячая, а кипящая. По имени местечка и явление было названо "гейзером". Оно встречается вблизи вулканов и других местах на земле, хотя не так уж часто. Гейзер есть в США, в Новой Зеландии, на Камчатке.

Когда из недр извергаются только газы, на поверхности образуются воронки – маары. Много таких плоскодонных воронок находится в Германии. С ними связаны многочисленные выходы минеральных и термальных вод. Термальная минеральная вода поступает почти из километровой глубины и имеет на выходе температуру 20-39 градусов. На состояние здоровья благотворно влияют минералы, которыми богаты термальные воды . Источники могут содержать в своем составе бром, йод, кальций, железо, фтор, хлор, магний, натрий и другие, биологически активные и минеральные вещества.

3. Моё исследование. Практическая часть.

3.1 Опыт «Вулкан»

Узнав, как происходит в извержение вулканов в природе, я захотел в домашних условиях получить извержение вулкана. Для того чтобы на поверхность вулкана выходила магма, мне понадобились следующие компоненты:

1 чайная ложка пищевой соды,

3 столовые ложки лимонной кислоты,

2-3 капли красной краски (можно использовать и гуашь),

5 капель жидкости для мытья посуды,

пробирка,

вода.

Описание опыта:

    В пробирке смешать краску и небольшое количество воды.

    Добавить соду и перемешать.

    Добавить жидкость для мытья посуды и снова всё перемешать

    Добавить лимонную кислоту и быстро все перемешать

    Поставить пробирку на поднос

    Наблюдаю

    Смесь начинает пениться и подниматься вверх

У меня всё получилось!

3.2 Опыт «Извергающийся вулкан»

Для следующего опыта мне понадобился пластилин (для изготовления вулкана) и лава (уксус, красная краска, жидкое моющее средство).

Описание опыта:

1.Вылепил из пластилина вулкан, в виде конуса.

2. Приготовил лаву. Смешал 1/3 стакана уксуса, красную краску и капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился. Я очень осторожно брал уксус, чтобы он не попал на руки (тело).

3. Вулкан поместил на большой поднос, чтобы лава не растеклась по столу.

4.В жерло засыпал 2 столовые ложки соды.

5. Залил приготовленную лаву в вулкан.

6. Наблюдаю: сначала слышно шипение, затем из «жерла» начинает вытекать ярко окрашенная пена.

И этот опыт удался. Мне он понравился больше, так как более зрелищный.

3.3 Мой любимый опыт «Модель вулкана»

Для практического показа вулкана мне понадобились:

земля,

колба,

сода,

жидкость для мытья посуды,

краски гуашь (красный и жёлтый),

пищевой уксус.









И вот оно, извержение вулкана!

Лукина Л.И.

http://www.terepec48.ru/obj1.htm

Урок по предмету "Окружающий мир"
с использованием ЦОР
"Внутренние силы земли.
Чудо природы - вулканы".
Козлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Задачи урока:
Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
Познакомить учащихся с профессией вулканолога.
Продолжать обучение составлять доклады, используя справочную литературу.
Знакомить с территорией нашей страны по карте РФ.
Познакомить с условным обозначением вулканов.
Познакомить учащихся с правилами поведения во время извержений вулканов.
Проверить знания методом тестирования.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Вулканы», эпизод телепередачи «Бибигон» (ЭОР «Почемучка» (Вулканы и гейзеры), карточки для схем, карточки для теста, кроссворд.

Форма урока: презентация /Приложение 1/

I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее-Начнем скорей урок.

II. Формулирование учебных задач урока.
Работа по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Известный художник Карл Брюллов (слайд 1) написал картину «Последний день Помпеи» (слайд 2)
-Рассмотрите картину. Что на ней изображено? (Извержение вулкана)
-Что вы можете рассказать о событии, которое изобразил художник Карл Брюллов на картине? (ответы детей)

Сообщение ученицы.
В I веке произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувия, расположенного в Италии на берегу Неаполитанского залива (показать на карте). В результате извержения за 2 дня погибли город Помпеи и ещё 2 города. Тучи пепла затмили Солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города, воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там либо от удушья, либо под обвалившейся кровлей. Многие погибли во время паники, в результате давки. Извержение Везувия унесло жизни 10 тысяч человек. Спустя много веков археологи откопали города, прекрасно сохранившиеся под вулканическим пеплом. После этой катастрофы Везувий просыпался еще более 50 раз.
Эта история очень впечатлила художника Карла Петровича Брюллова, который в 1833 году закончил картину-катастрофу “Последний день Помпеи”.

Пушкин под впечатлением картины написал:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон

Формулирование учебных задач.
-О чем же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
-На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы по данной теме?

Слайд 3.
Тема урока « Чудо природы – ВУЛКАНЫ»

III. Формирование новых знаний.
1.
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы;
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Пережили они много
Грандиозных извержений;
Страх внушали и тревогу
Людям многих поколений.
2.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. (Слайд 4) В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство (образовывались отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

А вот является ли вулкан горой на самом деле, а также как он образуется и как происходят выбросы лавы, мы узнаем, просмотрев серию познавательной передачи «Почемучка» телеканала «Бибигон».

3. Просмотр отрывка из телепередачи.
-Эпизод 1. Об опыте на уроке химии. Вулкан – бог огня. Что такое вулкан.
Рефлексия. Так как же устроен вулкан? (слайд из презентации)

Эпизод 2. Формы вулкана: конический, щитовой.
Рефлексия. Демонстрация моделей вулканов, слепленных из пластилина детьми на уроке технологии.
-Какую форму вулкана не назвали в передаче? (Трещинный вулкан)
-Где обычно можно встретить вулкан такой формы? (в океане)

Эпизод 3. Типы вулканов: действующий, потухший, спящий. Самый высокий действующий вулкан в России – Ключевская Сопка.
Рефлексия. Назовите самый высокий действующий вулкан в России? (Слайд)
В мире он четвертый по высоте вулкан. Это Ключевская Сопка (высотой 4750 метров)
Где он находится? (на полуострове Камчатка) (Слайд)

Эпизод 4. Расположение вулканов. Прогнозирование извержений с помощью спутников.
Рефлексия. С помощью чего можно предсказать извержение вулкана? Как называется профессия человека, изучающего вулканы? (Вулканолог – слайд)

Зачем изучать вулканы?
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:
- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
- изучить внутреннее строение земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
- главная задача – спасти людей.
Для этого следует:
а) оповещение населения;
б) эвакуация

Почему же люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв;
- образование полезных ископаемых.

Беседа по презентации
-Как вы думаете, много ли вулканов на Земле? (слайд)
-Существуют особо опасные участки на земном шаре – сейсмоопасные места (слайд)
-Главные вулканы России находятся на полуострове Камчатка и на Курильских островах (работа с картой) – слайд.
- Вулканическая опасность. (слайд)
Дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;
возникают пожары;
толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;
гибнут люди, домашний скот;
разрушаются дома.
-Знакомство с фразеологизмом «Жить как на вулкане» (в постоянной тревоге, опасности)
-Польза вулканов.
1.Вулканы согревают.
2.Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале XIX века. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины.
3.В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

IV. Закрепление изученного. Кроссворд.




4. Бог огня в мифологии. (Вулкан)

V. Итог урока.

В итоге хочу пожелать вам «Пусть никогда вам не приходится жить как на вулкане»

VI. Домашнее задание.
Составить 2-3 интересных вопроса по теме «Вулкан»
Придумать кроссворд.
Подготовить сообщение об одном из вулканов.

Фамилия
Имя
Класс

№ вопроса
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8

Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

13PAGE 14515

Заголовок 115


7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава.
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии.
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.
4. Бог огня в римской мифологии.
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов.

6. Вылившаяся из вулкана магма.

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон»

Кроссворд по теме «Чудо природы - вулканы»

7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

·у
г
к

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава. (жерло)
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии. (Везувий)
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.(Магма)
4. Бог огня в римской мифологии. (Вулкан)
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов. (Камчатка)

6. Вылившаяся из вулкана магма.(Лава)

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон» (Почемучка)

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Слайд 2

Вулкан это чудо природы.

Издавна люди боялись вулканов.

В 79 г. н.э. вулкан Везувий полностью уничтожил города Геркуланум и Помпеи.

Слайд 3

Везувий сегодня

  • Слайд 4

    Извержение 1944 года

  • Слайд 5

    Останки жителей Помпей

  • Слайд 6

    ГИПОТЕЗА.

    Даже сегодня про вулканы известно не все, например, неизвестно когда именно начнет извергаться тот или иной вулкан; как вулканы влияют на климат всей планеты; насколько сильным будет извержение.

    Слайд 7

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    • рассмотреть устройство вулкана;
    • изучить процесс извержения вулкана;
    • изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления;
    • создать модель извержения вулкана в домашних условиях.
  • Слайд 8

    Типы извержений

    На сегодняшний день известны следующие типы извержений

    • гавайский;
    • стромболийский;
    • вулканический;
    • плинийский.
  • Слайд 9

    Гавайский тип

    Извержения гавайского типа проходят при невязкой лаве и она спокойно льётся из кратера

    Слайд 10

    Стромболийский тип

    Извержения происходят при чуть более вязкой лаве. Заключённые в ней газы вырываются при небольших взрывах

    Слайд 11

    Вулканический тип. Извержение Кракатау

    Извержения вулканического типа проходят при ещё более вязкой лаве. Газы из него вырываются со взрывами разбрасывая вокруг камни и большоё количество вулканического пепла

    Слайд 12

    Плинийский тип. Извержение Пинатубо

    Извержения плинийского типа проходят при чрезвычайно вязкой лаве. При этом извержении вырывающиеся из неё газы производят мощные взрывы и с ними вулканический пепел выбрасывается высоко в атмосферу.

    Слайд 13

    Устройство вулканов

    • Как же устроены вулканы?
    • Почему они извергаются?
    • Где они извергаются?
  • Слайд 14

    Земная кора состоит из плит

    На границах плит происходят землетрясения и расположено большинство ВУЛКАНОВ

    Слайд 15

    Почему извергаются вулканы?

    При движении плит, например если одна плита уходит вниз и давит на магму, то магма от повышения давления плавя горные породы выходит на поверхность и начинается извержение.

    Слайд 16

    Стадии извержения

    • Магма ищет слабое место в земной коре.
    • Накопление магмы.
    • Магматический очаг.
    • Давление увеличивается, и магма вырывается наружу.
  • Слайд 17

    Лава

    Лава – это магма, извергающаяся из вулкана.

    • Вязкость лавы влияет на форму вулкана и тип извержения
    • Застывший поток лавы.
    • Вулкан Толбачик. Камчатка
  • Слайд 18

    Щитовой и стратовулкан

    Жидкая лава Более густая лава

  • Слайд 19

    Лавовый купол и Крутосклонный

    • Густая лава. Шлаки.
    • Возможно образование Лава застывает
    • Вулканической бомбыв канале вулкана