Презентации по теме язык душа народа. Родной язык – душа народа. Международный день родного языка. Отдел обработки информации


С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник является напоминанием о необходимости содействия развитию многонациональной языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию








Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура








Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кей!» – «А наша русская зима?» - «о-кей!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кей!». Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кей, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько! С. Есенин


Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку… В. И. Даль


Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки! А. А. Ахматова


В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. К.Ушинский


Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Березовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Костёр бродяг за лесом, на горе. Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины К. Бальмонт




Родная речь Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель, Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься! С. Арзуматов

ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»

Цель: показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана, воспитание казахстанского патриотизма

Задачи: расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к культурному наследию других народов.

Форма проведения: фестиваль (с элементами устного журнала)

Наглядность: презентация «Язык – живая душа народа!», презентации уч-ся

Предварительная работа: создание национальных команд (учащиеся 5-11 классов), подготовка презентаций о своем родном языке, номеров художественной самодеятельности

Ход мероприятия:

1-й ведущий: (слайд №1) Сәлеметсіздер ме, осы мектеп тұрғындары!

2-й ведущий: Здравствуйте жители нашей школы! Жители необъятного Казахстана!

3-й ведущий: HELLO, INHABITANTS THIS SCHOOL AND THIS FRIENDS

1-й ведущий: (слайд №2) Фестиваль языков народов Казахстана шагает по нашей многонациональной республике!

2-й ведущий: Фестиваль, который символизирует единство и согласие между народами.

3-й ведущий: (слайд №3) Указом Президента Республики Казахстан 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.

СТИХИ 5 КЛАССОВ (1 часть)

1-й ведущий: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие, перелистав страницы устного журнала «Язык – живая душа народа»

3-й ведущий: (слайд №4) По библейскому воззрению, сначала все люди говорили на одном и том же языке. После Всемирного потопа люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, он смешал их языки, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков.

Приветствие на разных языках.

2-й ведущий: (слайд №5) Республика Казахстан - многонациональное государство. Государственным языком нашей страны является казахский язык .

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и стихотворение (слайд-видео №6-8)

1-й ведущий: (слайд №9) В основном законе государства - Конституции РК - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Из истории русской письменности» (слайд №10-22) и песня «Калинка»

3-й ведущий: (слайд №23) Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем в школе, наряду с казахским и русским языками, еще и английский.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд №24-39) и стихотворение

2-й ведущий: (слайд №40) Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

1-й ведущий: Қазақстан Республикасында 130 дан астам ұлттар өмір сүреді. Әр халықтың тілі қайнар судың тұнбасындай мөлдір, сазды дыбыстарға бай, ұлттың тілі, әні, үні болып шалқар дариядай шалқуда.

2-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. В нашей стране создана уникальная организация - Ассамблея народов Казахстана.

3-й ведущий: В нашей республике работает 26 национальных культурных центров. Выходят газеты и журналы на 11 национальных языках, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

ПРЕЗЕНТАЦИИ О СВОЕМ ЯЗЫКЕ НАМ ПОКАЖУТ УЧЕНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ

азербайджанский язык (слайд №41-45),

китайский язык (слайд №46-72),

талышский язык (видео),

татарский язык (слайд №73-81),

уйгурский язык (слайд № 82-88)

Ведущий 2: (слайд № 89) Итак, мы сегодня убедились: язык - это оружие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия её никто не придумал.

СТИХИ 5 КЛАССОВ (2 часть)

Слова прощания на разных языках.

Ведущий 3: (слайд № 90) Вот и подошёл к концу наш праздник, посвященный Дню языков! Желаем всем вам всего доброго и прекрасного!

Ведущий 1: Елімізде халықтар достығы жасасын!

Бәріміз достық әнің бірге шырқайық!


Класс: 10

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка, государственного языка и иностранного языка в жизни общества.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка;
  • повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе; иностранному языку, родному краю;

Воспитательные:

  • сформировать любовь и интерес к родному и иностранному языку;
  • научиться уважать язык и культуру других народов;
  • работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

Развивающие:

  • Развитие интеллектуальных способностей обучающихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на разных языках». См. ПРИЛОЖЕНИЕ 11 . Листочки- черновики – командам.

Ход мероприятия

1. Вводное слово ведущего:

«Международный день родного языка отмечается с 2000 года (21 февраля) по инициативе ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. Такую же цель преследует и наша сегодняшняя встреча. В нашем учебном заведении учатся представители разных национальностей и разных регионов. О том, насколько наши учащиеся и студенты хорошо знают свой родной язык и культуру региона, мы сейчас узнаем. Попрошу подняться на сцену представителей команд.

2. Объяснение правил игры:

Ведущий: «Наша интеллектуальная игра проводится в виде викторины. В несколько этапов. Команда, набравшая на каждом этапе наименьшее количество баллов – выбывает. Если создается спорная ситуация- команды получают дополнительное задание и проигравший- выбывает. Если подобная ситуация возникает в финале – обеим командам предлагается пройти блиц-опрос. Просьба к зрителям- сохранять спокойствие, за подсказки с команд будут сниматься баллы. А теперь, пора представить жюри, которое будет сегодня судить работу наших команд: … »

3. Работа с мультимедийной презентацией «Мы говорим на разных языках»

Вопросы викторины

1-я часть Русский язык

Русский язык: Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский; в русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей.

Конкурс “Из слова - слово, но другое”

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова.

Задание: Cоставить новые слова, переставив буквы и слоги. Каждое правильно найденное слово – 1 балл. Время- 1, 5-2 минуты..

Итого - максимальное количество баллов -6.

Внимание на слайд. Составьте новые слова из представленных:

Бокал, каприз, апельсин, кобура, ромашка, пальто.

Правильный ответ:

Бокал – (колба) , Каприз – (приказ) , Апельсин – (спаниель), Кобура – (уборка), Ромашка – (мошкара), Пальто – (лапоть)

Конкурс “Найди ошибку”

На слайдах вы увидите названия стран, языков и представителей стран, где данный язык распространен. Но тут есть ошибки, погрешности. Какая команда быстрее обнаружит ошибку, поднимает руку, называет и объясняет , что с тем или иным словом не так – получает 1 балл за правильный ответ. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • Турка – неправильно, правильно- турчанка
  • Корейка – неправильно, правильно – кореянка
  • Канада – язык – английский – некорректный ответ, так как в Канаде говорят на 2-х языках: английском и французском
  • Китайка – неправильно, правильно – китаянка
  • Гречка- неправильно, правильно – гречанка
  • Индейка – неправильно, правильно – индианка

Конкурс «Омонимы»

Прежде всего, вспомним, что же такое Омоним.

Это слова, совпадающие в написании и звучании, но имеющие абсолютно разное значение.

Задание: Продолжаем тему национальностей. Перед вами – список слов. Некоторые из них являются омонимами. Среди этой группы слов найдите:

  1. Отопительный прибор
  2. Танец
  3. Головной убор
  4. Вид обуви
  5. Инструмент
  6. Нож (правильный ответ – 1 балл). Время на работу- 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Всего в этом конкурсе можно получить 6 баллов.

Конкурс №4 «Заимствования»

Ведущий: В нашем языке наряду с исконно русской лексикой существуют заимствованные из других языков слова.

Задание: Команды получат листочки со словами. Каждый листочек содержит 5 заимствованных слов. фрилансер – внештатный сотрудник (пример на слайде)

Каждое правильное слово – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно набрать – 6 баллов. Время на выполнение – 3 минуты!

Ведущий: А пока команды работают, у нас – игра со зрителями. Слушаем вопрос. Поднимаем руку. Даем ответ. Получаем за прав. ответ – сладкий приз.

Конкурс №5 «Грамматический»

Ведущий: Одни из самых распространенных ошибок в русском языке – грамматическая, связанная с образованием формы слова, а также структуры словосочетания или предложения. Такие ошибки допускают многие люди, порой даже дикторы и ведущие телевидения.

Подведение итогов 1-й части – Русский язык. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.Жюри подсчитывает баллы – Музыкальная пауза. Despacito на удмуртском | Команда КВН "Второе Дыхание" | С душой | Туж Каллен Но

2-я часть (Краеведение)

Ведущий: Мы живем в Удмуртской республике и многие слова, которые мы, не задумываясь, употребляем, не знакомы жителям других регионов. Эти слова называются Регионализмы.

Регионализмы это различные территориальные варианты русского языка (регионализмы используются всеми жителями региона в отличие от диалектных слов, которые чаще употребляет население сельской местности). Могу напомнить несколько: ладом, вехотка, пироженка, фуфырик и т.д.

Итак, внимание, конкурсные задания, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс №1Числительные «регионального» значения

На слайде вы увидите ряд числительных. Найдите среди этих слов, слово - регионализм, которое очень любят употреблять ижевчане:

Правильный ответ: Мака - это комплимент милому и приятному человеку (вне зависимости от возраста)

Конкурс №3 Местные выражения (2)

Ведущий: некоторые региональные слова напрямую связаны с языками народов, живущих в данной местности. Например, слово айда в значении пошли (употребляется в Поволжье повсеместно) произошло от татарского.

На слайде вы видите слово, которое также довольно часто употребляется в нашем регионе. Назовите, из какого языка оно пришло и что означает. Выберите из представленных вариантов.

Правильный ответ – красивый, яркий - от удмуртского слова – чебер – красивый.

Конкурс №4 «Земляк земляка увидит издалека»

Ведущий: Богат и могуч русский язык. Этому способствуют многие региональные словечки, которые не только обогащают нашу повседневную речь, но иногда даже позволяют нам опознать земляков.

Перед вами слайд с названиями тары, выделите, слово-регионализм:

Правильный ответ : полторашка (и как, ни странно - неважно, 1 литр или 2,5),

Конкурс №5 «Говорят наши бабушки»

Ведущий: И последний конкурс в Разделе Краеведение

Многие слова и выражения, которые мы, в нашей местности употребляем, не задумавшись, могут поставить в тупик жителей соседних регионов. Кстати, часто они пришли к нам из соседних областей, например из Кировской области или Пермского края. На слайде вы видите типично местные выражения. Рядом, естественно, в разрозненном порядке – представлены их литературные эквиваленты. У команд есть 2 минуты. Используйте черновики- заготовки. Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент:

Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 7 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6

А пока команды работают – музыкальная пауза (Видеоряд: Бурановские бабушки. Песня “ Party for everybody dance ”)

Подведение итогов 2-й части – Краеведение. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.

На время работы жюри – Музыкальная пауза (Видеоряд: Надежда Уткина и ее песня Колыбельная на удмуртском языке с Youtube)

! Если спорная ситуация – доп. конкурс:

Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент: См. ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 4балла. Дается 1 минута.

3-я часть (Английский язык)

Ведущий: Как вы знаете, английский язык является одним из самых распространенных языков в мире, на котором говорят 1, 5 млрд человек в 70 странах и еще 1 млрд человек его изучает, это язык межнационального общения, один из основных рабочих языков ООН. Многие слова, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни, заимствованы в тот или иной период именно из английского языка.

Прежде всего, это – интернациональные слова, которые в обоих языках имеют одно и то же значение и произношение . И наш первый конкурс посвящен именно им.

Конкурс №1 Интернациональные слова

На слайде – ряд слов, найдите и назовите среди них 5 интернациональных слова. 1-н правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.



Правильный ответ:
комплекс, менеджер, президент, мотор, металл. Эти интернациональные слова и в английском и в русском имеют одно и то же значение и произношение

Конкурс №2 Популярные Заимствования

Ведущий : Проникновениеслов из одного языка в другой – явление обычное. В первую очередь они проникают в молодежную среду и даже составляют определенный сленг, иногда совсем непонятный тем, кто, как говорится «не в теме» И таких слов очень много. И так, следующий конкурс посвящен именно таким выражениям.

Подберите англоязычное выражение и его русский эквивалент. На выполнение задания дается 1 минута. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. Итак, поднимаем руку.

Правильный ответ:

Конкурс №3 Молодежный сленг

Ведущий: Продолжая тему молодежного сленга, вашему вниманию предлагается следующий конкурс. Перед Вами на слайде будут фразы, наполненные гремучей смесью англоязычных заимствований. Попробуйте «перевести» их на литературный русский. В этом конкурсе ценится быстрая реакция. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.

Правильный ответ: У Ольги Бузовой в Инстаграме на 10 млн подписчиков 2 млн тех, кто ее ненавидит!

Правильный ответ: Идём гулять, хватит злиться!

Правильный ответ: Могу ли я его обогнать? Пффф, легко!

Правильный ответ: Куда катится мир! В США девушка открыла трансляцию в Facebook, как умирает ее парень.

Правильный ответ: Да отложи ты калькулятор! Используй свой мозг!

Конкурс №4 Рифмы

Ведущий: Английский язык самый популярный язык в мире и самый востребованный как иностранный. Хотя изучать его нелегко. Даже английские лингвисты признают, что английский- это тот язык, на котором сложнее всего научиться читать. Большое значение тут имеет языковое чутье. К сожалению, оно либо есть – либо нет. Так или иначе, сейчас проверим, есть ли языковое чутье у команд.

Итак, конкурс:

Подберите из 2-х групп слов – рифмы. Здесь важно умение правильно читать и произносить слова! Пример : Cat- rat, box-fox.

Время не тянем. Читаем, соображаем, поднимаем руку. Задание, фактически, на скорость.Один правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.

geese, car, flower, mouse, pen name, bag, cut, day

hen, star, game, our, house, flag, chute, hat, moose

Правильный ответ:

Car- star, flower-our, mouse-house, name-game, hen-ten

Конкурс №5 «Взаимовыгодный обмен»

Ведущий: В свою очередь, и английский язык позаимствовал кое-какие слова из других языков. Посмотрите на слайд и определите, из каких стран пришли в английский данные слова. У команд есть 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 8 баллов. См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Ну, а пока команды работают, еще одна возможность зрителям проявить себя и показать свои знания. Слушаем вопрос, поднимаем руку. Получаем приз за правильный ответ. См. Игра со зрителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Подведение итогов 3-й части – Английский язык. Определяются команды, занявшие 1, 2, 3 места.

На время работы жюри – Музыкальная пауза (Ролик Twenty one pilots: STRESSED OUT с Youtube).

Дополнительный конкурс (в случае спорной ситуации)

Источники информации

  1. где-ударение.рф/
  2. russkiyazyk.ru
  3. new.gramota.ru/buro/search answer
  4. doc4web.ru
  5. www.foi.ru
  6. englex.ru/English borrowings in Russian
  7. https://www.youtube.com/watch?v=AGu2vhfbTUE
  8. https://www.youtube.com/watch?v=BYOMYLu8Vz4
  9. https://www.youtube.com/watch?v=0l83FFSpua0
  10. https://www.youtube.com/watch?v=pXRviuL6vMY
  11. https://www.izh.kp.ru/daily/26342.7/3222103/
  12. https://www.yaplakal.com/forum7/topic228441.html
  13. https://www.izh.kp.ru/daily/26761.3/3790678/
  14. https://life.ru/t/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/422651/tainyi_iazyk_podrostkov_slovar_dlia_roditieliei

Слайд 1

Текст слайда:

Родной язык – душа народа

Слайд 2


Текст слайда:

Международный день родного языка

Слайд 3


Текст слайда:

Слайд 4


Текст слайда:

Слайд 5


Текст слайда:

Слайд 6


Текст слайда:

Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни.
И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

Слайд 7


Текст слайда:

Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура

Слайд 8


Текст слайда:

Слайд 9


Текст слайда:

Сокровища родного языка были впитаны произведениями русского народного творчества. Общеизвестный факт, что гений русской литературы
А.С. Пушкин был воспитан на народных сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна

Слайд 10


Текст слайда:

Я так люблю родную речь,
такую тёплую, как печь,
где можно, словно в детстве, лечь
горяченьким
калачиком,
во сне жар-птицу подстеречь
и столько свеч за кружкой сжечь
с Ариной Родионовной…
Е. Евтушенко

Слайд 11


Текст слайда:

Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кэй!» – «А наша русская зима?» - «о-кэй!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кэй!».
Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кэй, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько!
С. Есенин

Слайд 12


Текст слайда:

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…
Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку…
В. И. Даль

Слайд 13


Текст слайда:

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки!
А. А. Ахматова

Слайд 14


Текст слайда:

В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
К.Ушинский

Слайд 15


Текст слайда:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Костёр бродяг за лесом, на горе.
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины

К. Бальмонт

Слайд 16


Текст слайда:

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается в нем – отвлечённые мысли, внутренние, лирические чувствования, «жизни мышиная беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

А. Герцен

Слайд 17


Текст слайда:

Родная речь
Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель,

Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься!
С. Арзуматов

Слайд 18


Текст слайда:

Приглашаем 21 февраля в Областную научную библиотеку (ул. Советская, 6)
- 15.00, конференц-зал:
Филологические встречи в День родного языка:
«Языки народов Сибири. Изучение и современное состояние»
Лектор – Наталья Николаевна Широбокова, доктор филологических наук, профессор НГУ;
"Эвенки: от Оби до Сахалина", выступление Лиморенко Ю. В., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН;
"Шорцы. Язык и культура", выступление Уртегешева Н. С., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН;

17:00, театральный зал:
Выступление Народного коллектива, ансамбля сибирской песни Областного центра русского фольклора и этнографии

18.30, конференц-зал:
Лекция «Новые явления в русском языке XIV века»
Лектор – Леонид Григорьевич Панин, доктор филологических наук, профессор, декан ГФ НГУ

Вход свободный.

В рамках проекта «Уроки русского» фонда «Родное слово» при поддержке НГОНБ

Слайд 19


Текст слайда:

Презентация подготовлена Центром русского языка Новосибирской государственной областной научной библиотеки

Новосибирск, 2014 год














1 из 13

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

"Для пользы и удовольствия"

№ слайда 3

Описание слайда:

Отдел международной информации. Кот в перчатках не поймает мышки.В Риме делай то, что римляне делают.В королевстве слепых и одноглазый король.Невинный тот, кто умер.Орлы не ловят мух.Не учи рыбу плавать.Гнилое яблоко испортит всю корзину.Почеши мою спину, а я почешу твою.Похвала не пудинг.Трава всегда зеленей на другой стороне забора.Жизнь – это не только пиво да кегли.Когда много поваров, плох и бульон.Лучшее – враг хорошего.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Отдел справочной службы. Наполеоновская армия насчитывала около 130 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 - сенокосной, 735 - леса, 528 – воды.В 1917 году русская земля нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, в ней по 64 маршрутам ходят 2402 вагона.Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства.Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Отдел редактирования текста. - Не знаю, смог бы или нет решительный герой взмахнуть неугомонным топором в третий раз, но совершенно ясно то, что он делал свое кровавое дело, не совсем понимая свои действия. - Мужик только бородой повел. - Бирюк взял в одну руку мужика, а в другую - кобылу. - Смоленская земля богата поэтами, писателями, Художниками и их произведениями. - За один день Геракл очистил все конюшни от навоза царя Авгия. - В небе летали птицы и пели во всё горло. - Он от радости расцеловал меня до ушей. - Крепостные крестьяне, уставшие от произвола своих помещиков, объявлялись вне закона. - Она пытается утопить Печорина, человека, который помог им в деле, чтобы не платить ему за труд. - Все свои лучшие качества он похоронил на дне души своей, и они там и умерли. - У Чацкого нет надежды на жизнь в обществе бюрократов и чиновников-услужников. Нет надежды на его жизнь и у Грибоедова.

№ слайда 8

Описание слайда:

Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительскую дисциплину. Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами. Он одел комбинезон и отправился в цех. Существо данной книги - в ее народности. Славу актеру Караченцеву принесла заглавная роль в спектакле «Юнона и Авось». Этот человек известен как мастер удачливых шуток. На предложение о сотрудничестве был получен дипломатический отказ. Рыбье хозяйство «Пруды» наладило поставку свежей рыбы в ближайшие столовые. Петров по своему характеру чрезвычайно скрытый человек. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

№ слайда 9

Описание слайда:

1. На наш ансамбль обрушилась оглушительная слава, так что нас опознавали везде, где мы появлялись. 2. Последнее время наблюдается бурный рост нашей науки, особенно в районе кибернетики. 3. Выгул скота в парке строго запрещен по санитарным нормам. 4. Вход на родительское общешкольное собрание только бездетным родителям. 5. В пожилом доме наконец-то начали ремонт отопления. 6. Наши отстающие добились того, что их количество резко возросло в третьей четверти.7. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в повести параллельно, взаимно пересекаясь.8. Скоропостижный отъезд родственников вызвал в нас чувство удовлетворения.9. Диалекты встречаются и в речи героев, и в речи самого автора.

№ слайда 10

Описание слайда:

Отдел обработки информации. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. В квартире требуется (провести, произвести) ремонт. Художник писал (масляными, маслеными) красками. Утром в отделе предлагался (сытый, сытный) завтрак. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) дорожкам. В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

№ слайда 11

Описание слайда:

Каждый город имеет свое неповторимое лицо открывающееся не сразу постепенно завораживающее путешественника желающего понять знакомясь с городом его внутренний сокровенный дух приезжая во Владимир восхищаешься древними соборами дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города его главную изюминку изюминкой Твери множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей является гражданская застройка 18! века и уникальная планировка улиц которую Екатерина Вторая желая превратить город в уголок Петербурга приказала тщательно разработать градостроительной комиссии говоря о Ростове все время вспоминаешь огромный кремль гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком робко жмущимся к его стенам колоссальную звонницу знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть прославившуюся во всем мире зачастую церкви 17века это пятиглавые храмы построенные из красного и белого кирпича богато украшенные характерными резными наличниками кокошниками похожими на народные головные уборы изразцами придающими зданию дополнительную пышность 17 век будучи переходным временем от старой патриархальной Руси к новой России стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства веком поиска нового стиля соответствующего духу эпохи в конце 17 века русское зодчество все настойчивей включаясь в общеевропейское русло создает свой особый стиль вошедший в историю под названием нарышкинское барокко