Презентация по мхк на тему "древнерусская архитектура". Древнерусская архитектура Владимирская архитектурная школа

Слайд 2

Развитие городов

Европейцы называли Русь «Градарики» - страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 3

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.

План Киева в сер. 12 века.

Слайд 4

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.

Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.

Слайд 5

Архитектура. Живопись

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.

Типичный вид боярских хором.

Слайд 6

Архитектура. Живопись.

В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.

Слайд 7

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 8

Архитектура Древней руси XI-XIV веков

  • Слайд 9

    Раздробленность Руси

    «И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
    «В Ростовской земле – князь в каждом селе».

    В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
    Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
    Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.

    Слайд 10

    Архитектура Древней руси

  • Слайд 11

    Стили архитектуры

    Новгородский стиль:

    • мощь, монументальность;
    • невысокие, крепкие;
    • 5-ти или одноглавые;
    • вместо закомар скатное перекрытие;
    • украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
    • Арки и треугольники на барабанах.

    Владимиро-Суздальский стиль:

    • храмы стали выше и стройнее;
    • стены более тонкие и лёгкие;
    • вместо скромных украшений;
    • богатая каменная резьба на стенах;
    • аркатурный пояс;
    • вытянутые барабаны.
  • Слайд 12

    Новгородская архитектурная школа

  • Слайд 13

    «Господин Великий Новгород» - приемник Киева

    Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
    XI век – эпоха «трёх Софий».
    Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.

    Слайд 14

    Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.

    • Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
    • Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
    • Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита;
    • Внутри расписан фресками.
  • Слайд 15

    Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре

    • заказчик кн. Всеволод;
    • плинфа, известняковая плита;
    • Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
    • Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.

    В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.

    Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).

    Слайд 16

    Строительство храмов в XIII веке

    С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:

    • одноглавые;
    • невысокие;
    • небольшие в объёме;
    • трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.

    Примеры архитектуры:

    • Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
    • Церковь Симеона в Зверином монастыре;
    • Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.
  • Слайд 17

    Украшения новгородских храмов

    • фигурные ниши;
    • розетки-углубления;
    • крестики из кирпича;
    • на барабанах;
    • маленькие арки;
    • треугольники на барабанах.
  • Слайд 18

    Примеры русской архитектуры

    • Церковь Рождества Христова на Кладбище;
    • Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

    Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.

    Слайд 19

    «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
    В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»

    И.Э. Грабарь

    Слайд 20

    Владимирская архитектурная школа

  • Слайд 21

    Храмы Владимиро-Суздальской земли

    В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
    Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.

    Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:

    • Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
    • Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
    • Использовали белый камень богато украшали стены.

    Золотые ворота во Владимире.

  • Слайд 22

    Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157

    • Строили мастера из Галича;
    • Строился как крепостной бастион;
    • Имеет форму куба, осевая симметрия;
    • Одноглавый, четырёхстолпный;
    • Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
    • Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
    • Узкие окна-бойницы;
    • Храм-богатырь.
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Первая церковь, заложенная в Киеве в 989году, в народе называлась Десятинной, так как князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Кудашова Ирина Анатольевна

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. София – премудрость Божья. Храм был построен при Ярославе Мудром. Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Число13 куполов, венчающих храм, символично. Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Кудашова Ирина Анатольевна

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах, в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской. По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Кудашова Ирина Анатольевна

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Ансамбль Кижского погоста Кудашова Ирина Анатольевна В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света – Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя. Шедевром деревянной архитектуры называют и весь музей-заповедник, расположенный на одном из островов Онеги.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной Преображенской церкви (1714 г.), малой Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни (1874 г.), которую построили на месте более старого сооружения. Эти здания различны по архитектурным типам, по своим формам, общим очертаниям и возведены в разное время. Тем не менее – Кижский погост не стал нагромождением построек, случайно оказавшихся рядом. Все эти здания образуют единый целостный художественный ансамбль. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Каждое из этих зданий тонко подчёркивает особенности главного сооружения. Кудашова Ирина Анатольевна

    12 слайд

    Описание слайда:

    В XVII веке большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких барабанах, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. Кудашова Ирина Анатольевна

    13 слайд

    Описание слайда:

    Храм Василия Блаженного в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый храм. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Кудашова Ирина Анатольевна

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань. В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, так как в 1652 году патриарх Никон приказал «шатровые церкви отнюдь не строить». Кудашова Ирина Анатольевна

    17 слайд

    Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.


    Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода. Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры


    В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.


    Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


    Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.


    Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.


    С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.


    Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.


    Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.


    Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.


    По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.


    Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.

    Архитектура.

    Софийский Собор Киева 1037г.

    Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

    Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества. Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка - это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

    Софийский собор в Киеве

    Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

    .
    Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе- на в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича.

    Новгородская София.

    Собо́р Свято́й Софи́и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора, Который был заложен вместо сгоревшего деревянного храма. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в Плане апсид и барабановв, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебурские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

    Це́рковь Спа́са на Нере́дице - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

    Успе́нский собо́р во Влади́мире - до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро - Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг.

    Дми́триевский собо́р города Владимира - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Д митрия Солунского построен в 1194-1197 гг.

    Це́рковь Покрова́ на Нерли́ белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова 1165г, церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.

    Золотые ворота
    выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

    Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.


    Города России Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя. Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя.














    Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.



    12 Русская культура Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства. Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства.