Религия как 1 из форм культуры. Религия как форма культуры. Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Причины возникновения и особенности функционирования религии в

обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.

Религия (латин. religae - связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» . Она реализует себя:

- в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

- в объединениях верующих (церковь, религиозная община);

- в мировоззрении, мировосприятии верующих людей.

Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций , среди которых выделяются:

- мировоззренческая , создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

- компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

- воспитательная , проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

- коммуникативная , способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура - это составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят:

Религиозная мораль;

Религиозная философия;

Религиозное искусство;

Религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.).

В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге , в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:


Душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;

Внутреннюю полноту собственной жизни.

Однако, в современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и экстремизма, неприятия инакомыслящих и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрессивность, подталкивая к разъединению и противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана с моралью , воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.

Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма противоречиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова - культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

- тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

- фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

- магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:

- иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);

- индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);

- конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);

- синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. - по 1945 г. - государственная религия Японии) и др.

Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии : буддизм, христианство, ислам.

Буддизм - самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя - принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.) , получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах :

- истина страдания , существующая на протяжении жизни;

- истина о причинах страдания , которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

- истина об освобождении от страданий , заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

- истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. - угасание, остывание) - т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма - принцип ненасилия , любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал - это медитация , заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос , принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

Понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

Идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;

Учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

Вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная - в Ад);

Идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм . В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления христианства - протестантства . В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб. - покорность) - третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед , которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране . Здесь сформированы пять основных догматов:

Единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - его пророк);

Молиться (совершать намаз) пять раз в день;

Соблюдать пост (уразу);

Совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

Давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий - это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения , который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.

В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

1.Запиши определение понятия.

Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответственно поведение и действия.

2. Что характерно для религиозного сознания?

Вера в Бога, определенные обряды, молитвы.

3. Какие функции в жизни человека и общества выполняет религия? Перечисли функции и приведи примеры реализации каждой из них. Заполни таблицу.


4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия- одна из форм 3 (А), способ практически - духовного освоения мира индивидом, 6 (Б), обществом в целом.
В структуре религии выделяются
2 (В), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие 5 (Г), влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них. Благодаря религиозной вере определённые персоны, предметы, тексты наделяются религиозным значением и 1 (Д) и включаются в культ.
Учёные выделяют политеистические
4 (Е) и монотеистические (единобожие) религии. Различают также племенные или архаические (шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и 7 (Ж) (буддизм, христианство, ислам).

Выбирай последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

1) символический смысл
2) религиозное сознание
3) духовная жизнь
4) многобожие
5) сверхъестественные силы
6) социальная группа
7) мировые религии

А-3 Б-6 В-2 Г-5 Д-1 Е-4 Ж-7

5. Прочитай извлечения из Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и выполни задания.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии.... Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих....

Статья 4. Государственные и религиозные объединения.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что, согласно закону, включают в себя свобода совести и свобода вероисповедания (подчеркни соответствующее положение закона)?

2) Предположи, почему несение военной службы для верующих в случае необходимости заменяется альтернативной гражданской службой, а не отменяется совсем.

Закон одинаков для всех. Поэтому отменить несение военной службы нельзя. Можно только заменить её.

3) С какой целью, по твоему мнению, в законе специально оговаривается право граждан не разглашать своё отношение к религии?

Выбор религии - это личное дело каждого человека.

4) Как закон защищает права несовершеннолетних (подчеркни соответствующее положение закона)?

Почему это необходимо делать?

Запрещается вовлечение в религиозные объединения вопреки воле несовершеннолетнего и без согласия родителей.

5) Что, согласно закону, означает понятие "светское государство" (подчеркни соответствующее положение закона)?


6. Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. Оказалось, что часть опрошенных, заявивших о своей вере в Бога, верят ещё и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Проанализируйте данные опроса.

1) Какое количество опрошенных верит только в существование Бога?

56%

2) В какие ещё сверхъестественные силы верят опрошенные?

В инопланетян, колдовство и магию.

3) Сделай три вывода из приведённых данных.

Меньше всего опрошенных верят в инопланетян. (6%)
Большинство верит только в Бога.
21% опрошенных верят в Бога и приметы.

4) Объясни один из своих выводов.

Всего 6% опрошенных верят в инопланетян, т.к. их существование до сих пор не доказано.

8 класс

Тема: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.Гумилёв

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

    Учитель: Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Решите кроссворд.

1. м

о

8. р

а

л

ь

2. о

б

щ

е

с

т

в

о

3. к

у

л

ь

т

у

р

а

4. п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5. и

г

р

а

6. л

и

ч

н

о

с

т

ь

7. о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

    Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

    Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

    Достижения людей в материальной и духовной жизни.

    Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

    Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

    Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

    Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Обратите внимание на план урока

    Определение понятия « религия».

    Особенности религиозной веры.

    Функции религии.

    Религиозные организации и объединения.

    Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме:

    Что такое религия?

    Когда появились первые религии?

    Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

(Что такое религия?)

А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные

    Национальные

    Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

    Христианство

    Ислам

    Буддизм

Сообщения учеников (три сообщения)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры

Учитель:

    Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

    Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

    Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

    Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

    Диакон

    Священник

    Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

4Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %

    Ислам - 5 %

    Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

    Неверующие - 8 %

    Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

    Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

    Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

    Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III . Закрепление и обобщение :

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Говорят «спасибо», что же ещё?

Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

    Что нового вы узнали о слове спасибо?(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

    Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

    Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

    Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами)

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

I V . Заключение

Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»?

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

    Закрепление.Синквейн.

1 существительное;

    глагола;

    прилагательных;

    Предложение.

    Короткий вывод.

    Домашнее задание.

    Параграф 10

    Готовиться к уроку повторения

Опрос 1. Что такое наука? 2. 3 значения науки. 3. Отличительные признаки науки как системы знаний 4. Для учёных важная этическая проблема связана 1) использованием научных открытий в образовании 2) использованием научных достижений в бизнесе 3) использованием научных достижений в антигуманных целях


Опрос 1. Наука как сфера деятельности учёных, занятых научными исследованиями 2. Под понятием технопарк имеют в виду 1) развлекательный цент с использованием новейших достижений 2) сборники научных работ 3) современные научно-производственные объединения 4) коммерческие организации по продаже патентов на научные открытия 3. Особенности науки как системы организаций и учреждений




Ответь на вопрос теста. Верны ли суждения о современной науке: А)Современное общество требует от науки развитие технических идей Б) современная наука развивается только в связи с развитием техники 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верно А и Б; 4) неверны оба суждения.


Возрастание роли современной науки(72-74, вопрос5) Каковы функции науки? 1. Культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры 2. Познавательно-объяснительная – наука становится фактором производственного процесса, развитие техники всё больше зависит от успехов научных исследований 3. Прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами


Понятие религия (р.т.зад.1) 1. Что такое религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога, богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия подхода к определению смысла понятия религия: Relegere–«относиться с особым почтением» Religare – «связывать, соединять» Какие признаки понятия религия затрагивают каждый из подходов?


Особенности религиозной веры (учебник 76-77) 1. Что такое вера? Вера – личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований (общение, познание). 2. Что характерно для религиозного сознания (р.т.,зад.2).


Особенности религиозной веры(76- 77). 1) убеждённость в существование сверхъестественных сил 2) убеждённость в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общество в целом, человек переживает любовь, страх 3) убеждённость в возможности контакта человека со сверхъестественными силами Обряд – действия, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом Молитва –непосредственное словесное обращение человека к Богу


Роль религии в жизни общества (77- 78).Функции религии и их сущность 1. Регулирующая- регулирует поведение людей в обществе, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять религиозные действия 2 Воспитательная – побуждает к развитию определённых положительных качеств 3. Мировоззренческая – даёт ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? 4. Психологическая (компенсаторная)


Функции религии и их сущность 4. Психологическая (компенсаторная) – снимает тяжёлое психологическое состояние человека 5. Коммуникативная – способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения 6. Интегративная – религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-то значимой проблемы


Религиозные организации и объединения. Их признаки. 1. Церковь – объединяет последователей какого-либо вероучения 1. Чёткое разделение верующих на священнослужителей и мирян 2. Церковная иерархия 3. Наличие религиозных лидеров 4. Выработка системы непреложных основ вероучения (догматов), обрядов.


Религиозные организации. Их признаки. 2. Секта – возникает в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих остальным верующим 1. Ограниченность численности, ликвидируется деление на мирян и духовенство 2. Идея равенства всех членов организации 3. Претензия на исключительность религиозных установок, нетерпимость к инакомыслию 4. Жёсткий контроль за жизнью своих приверженцев, лишая их возможности распоряжаться имуществом.


Свобода совести, свобода вероисповедания (80-81) 1. Свобода совести – право личности формировать и отстаивать свои убеждения, жизненные принципы. 2. Свобода вероисповедания – исключительное право свободного религиозного выбора человека, какую религию исповедовать или вообще отказаться от религии, встав на позиции атеизма.


Как принцип свободы совести реализован в нашей стране? (80-81) 1. Равенства граждан независимо от их отношения к религии 2. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ 3. Церковь отделена от государства, религиозные организации не должны вмешиваться в вопросы государственного управления 4. Равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного среднего, профессионального образования.


Ответь на вопрос теста Верны ли суждения о свободе совести: А) свобода совести – это право человека на независимость духовной жизни Б) право на свободу совести закреплено в Конституции РФ? 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верно А и Б; 4) неверны оба суждения.

МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

Тема: «Религия как одна из форм культуры»

Разработала:

Преподаватель Орлова Т.И

2013

Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Компьютерный набор: Орлова Т.И.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки - оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Религия как одна из форм культуры

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога .

Н. Гумилёв

(слайд №1)

Тип урока : урок – исследование с элементами проектной деятельности и

использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока :

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи урока :

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

(для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

Объяснительно- иллюстративный:

* лекция;

*презентация;

*книги (наглядные пособия)

Исследовательский метод:

*выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.

Ход урока

Организационный момент : (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия . Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. (домашнее задание)

(1 минута)

(Слайд № 2)

2. Мотивация .

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека.

(1 минута)

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?

(10 минут)

  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

(Слайд №3).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

(Слайд №4)

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

(Слайд №5).

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. (лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

Идет представление проектов и презентаций студентов.

(время 15-20 минут)


Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

(Слайд № 6).

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

(Слайд №7)

5. Закрепление и обобщение:

Отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание (на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план