Самые интересные племена. Дикие племена Африки: образ жизни, традиции, обычаи. Коренная жительница народности калаши

Племя ангу, живущее в высокогорной провинции Моробе (Папуа - Новая Гвинея), с незапамятных времён наводило ужас на соседей своими набегами. А в наши дни горцы пугают туристов. Их необычный ритуал вызывает у неподготовленных людей шок: ангу мумифицируют тела своих мертвецов путём… горячего копчения.

Чуть заметная тропинка, петлявшая в зарослях, вывела Карла Гольта и его спутников на узкую и длинную площадку, одна сторона которой упиралась в высокую серую скалу, а другая обрывалась в пропасть. Пройдя по ровной поверхности метров двести, тропа круто ныряла вниз, в распадок, на дне которого виднелись хижины деревни. А вдоль скалы расположилась цепочка каких-то непонятных деревянных сооружений. То ли кресла, то ли клетки, а внутри какие-то скрюченные фигуры, примотанные к деревянным частям лубяными лентами.

Кто это? Замученные пленники? Но почему у них кожа такого странного красного цвета, хотя у некоторых - коричневого, а у других - вообще серого? Обезьяны? Но черепа явно человеческие, ему ли, антропологу, не знать?! Карл хотел подойти поближе, чтобы рассмотреть получше, но тут ему чуть пониже левой лопатки в спину кольнуло что-то острое.

Раздался повелительный окрик. Затем Карла грубо схватили за правое плечо и развернули лицом к нападавшим. Гольт увидел, что все его спутники пленены отрядом как из-под земли выросших туземных воинов - невысоких темнокожих людей с размалёванными белой и красной краской физиономиями и телами, всё одеяние которых составляли короткие травяные юбочки. Согнав пленников в кучку и подталкивая длинными копьями, туземцы погнали их по тропинке в деревню…

Это случилось в 1896 году. Этнограф Карл Гольт, приплыв в немецкую колонию на северо-востоке Новой Гвинеи, вначале изучал быт и обычаи прибрежных племён. А затем решил направиться вглубь острова, в горные районы, куда не ступала нога белого человека. Губернатор и другие чиновники колонии пытались отговорить соотечественника от этой опасной затеи. Ведь ангу и другие горные племена отличались особой воинственностью, свирепостью и прославились как людоеды.

В их владения не решился сунуться даже знаменитый русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, большой друг и покровитель папуасов, чтимый ими как «тамо-боро-боро» (то есть «большой человек»). Но все уговоры были тщётными. В конце августа отряд из трёх европейцев и пяти нанятых ими туземцев, проводников и носильщиков, отправился в горы - и сгинул.

О судьбе экспедиции ничего не было известно более 10 лет. Но однажды в фактории появился оборванный, исхудавший, насмерть перепуганный человек, в котором никто бы уже не распознал весёлого подростка Тогу, входившего в состав отряда Гольта. Немного придя в себя, он рассказал колонистам леденящую кровь историю.

Голова профессора Гольта

Пригнав пленников в деревню, туземцы устроили праздник с магическими действиями и ритуальными плясками, в котором участвовали все от мала до велика. Но окончилось это веселье ритуальным убийством. Пленников подвергли изощрённым пыткам, описывать которые мы здесь не будем. Причём пытали их по очереди, на глазах товарищей, чтобы вселить в тех ещё больший ужас.

Затем каждого, опять же по одному, подвесили за ноги к ветвям деревьев, перерезали горло ритуальными каменными ножами и собрали кровь в большие сосуды. Эту кровь, ещё тёплую, выпили вожди и все мужчины. Аборигены считали, что таким образом в них переливается жизненная сила жертв. С той же целью они съели в сыром виде печень, сердца и мозги пленников. А остальные части тел племя употребило в пищу в тушёном и жареном виде.

Карлу Гольту, как белому вождю, была оказана особая честь. Вождь племени ангу собственноручно отрезал ему голову. Потом она, мумифицированная особым способом, о котором будет поведано ниже, заняла почётное место в хижине вождя. А тело профессора съела «элита» племени: приближённые вождя и лучшие воины.

А мальчика Тогу не съели и даже не пытали. Его сделали рабом, и он стал жить в племени, выполняя самую тяжёлую и грязную работу.

Почему его пощадили? Оказывается, горцы ангу не ели мяса мальчиков и юношей потому, что, по их мнению, у тех пока ещё не выработалось должной доблести, мужества, силы, мудрости и прочих добродетелей, пригодных для передачи другому. Не ели и стариков - по той причине, что если те в зрелые годы и были людьми смелыми, мужественными и умелыми следопытами, то с возрастом все их лучшие качества явно приходили в упадок.

Древнегреческий бог времени Кронос пожирал своих детей в младенческом возрасте. Но его жена Рея вместо младшего сына - Зевса - подсунула Кроносу завёрнутый в ткань булыжник.

Впрочем, тут наблюдаются разногласия. Некоторые этнографы считают, что стариков ангу и другие горные племена тоже ритуально поедали. Они делали это с сугубо благими намерениями: чтобы души стариков не растворились в безвременье после смерти, а остались в племени. Для совершения ритуала убийства приглашали человека из другой семьи или даже деревни, за определённую плату.

Тело убитого старика расчленяли и съедали все, кроме головы. Голова хранилась как талисман семьи: с ней советовались, ей молились и приносили жертвы. Трудно судить, кто из учёных прав. Горные районы Папуа - Новой Гвинеи, быт и обычаи племён, их населяющих, до сих пор исследованы плохо.

Впрочем, стариков в экспедиции Гольта не было, а мальчика Тогу оставили в живых, и он прожил в племени больше 10 лет, став из подростка зрелым мужчиной. Нельзя сказать, что жизнь его была очень тяжёлой. Работать приходилось много, но сторожей к нему не приставляли, ходил по деревне и в её окрестностях Тогу совершенно свободно.

Так и жил бы он, может, дальше, но совершенно случайно узнал, что его избрали ритуальной жертвой в честь очередного праздника. Тогу решился бежать, и это ему удалось. После долгого блуждания в горах и джунглях он сумел выйти к белым людям и рассказать о страшной судьбе экспедиции Карла Гольта.

Ноу-хау в мумифицировании

Каннибализм в племени ангу в наши дни, похоже, изжит. Но своих усопших они по-прежнему подвергают необычному и ужасному, на взгляд белого человека, ритуалу, не наблюдающемуся больше ни в одном из уголков Земли. Тела умерших коптят в дыму. Этот процесс разрабатывался и совершенствовался в течение многих веков. Мумифицирование выполняют только специально подготовленные люди.

Сначала они надрезают колени и локти трупа, удаляя оттуда всю жировую прослойку. Затем в кишки втыкают полые стебли бамбука, через которые потом высасывают жир. Этим жиром мажут кожу и волосы родственников покойника. Таким способом сила умершего передаётся живущим. Оставшийся жир сохраняют, чтобы использовать его затем при приготовлении пищи.

На следующем этапе мастера мумифицирования зашивают мертвецу глаза, рот и задний проход, чтобы прекратить доступ воздуха в тело и предотвратить его гниение.

Это действие гарантирует отличную сохранность мумии в течение многих веков. Стопы, язык и ладони отрезают и отдают родственникам. Потом тело укладывают в специальную яму, где оно коптится в дыму над костром несколько дней. Когда тело сочтут достаточно прокопчённым, его обмазывают сверху глиной и обжигают.

Ангу считают, что мумии воинов, помещённые на скалу перед деревней, становятся хранителями и защитниками их народа и деревни от злых духов. Во время торжеств и важных событий в жизни племени их снимают с утёсов и приносят в деревню, где оказывают им всяческие знаки уважения, а потом возвращают на место. Одна такая мумия относится ко времени Второй мировой войны - воин был убит японцами. Теперь он стоит на страже племени ангу, держа в руках лук и стрелы.

Хотя Католическая церковь и пыталась запретить этот ужасный обряд, издав специальный эдикт в 1975 году, жители Моробе не желают хоронить мёртвых по христианскому обряду и продолжают мумифицировать своих усопших соплеменников по древнему обычаю - копчением.

И сейчас любители острых ощущений могут увидеть эти мумии, если, конечно, не поскупятся на подарки вождю и его приближённым. И ничего плохого с ними не случится - каннибалов там больше нет.

Дарья Нессель | Сен 6, 2016

На четвёртом месте размещена традиция, связанная с народами Северной Камчатки. Каждому гостю, который появляется в селении, оказывают тёплый и радушный приём, во время которого хозяйка дома пытается всяческими способами соблазнить визитёра. Если же гость соглашается вступить в интимную связь с этой женщиной, то это является большой удачей и тем самым он оказывает честь семье. Радостью для всего селения является-то, если от этого союза рождается ребёнок. Объясняется это «необычное» гостеприимство тем, что почти каждый житель в посёлке является друг другу родственником, и союзом между местной жительницей и приезжим коренные поселенцы пытаются «разбавить» кровь.

Итак, осталось последнее почётное пятое место, которое занимает традиция бразильского племени Сатере–Маве. Чтобы стать мужчиной в этом селении мальчик должен пройти специальный ритуал. Юноша надевает себе на руку перчатку полную муравьёв парапонеров, чей укус в 30 раз больнее укуса осы. Только спустя 11 часов этого испытания молодой человек становился мужчиной.


Во всех уголках мира существует множество стран, со своими красочными и удивительными традициями. Будь-то свадьба, день рождения, Новый год, чаепитие, приветствие, похороны для каждого события найдётся свой обряд.

Одни появились совсем недавно, а другие переходят из поколения в поколение на протяжении многих веков. Из огромного количества традиций составлен топ- 5 самых непредсказуемых, самых невероятных обычаев, которые существуют на этой земле.

Первое место в списке занимает традиция, существующая на островах Полинезии. Это, пожалуй, самая шокирующая свадебная традиция. А заключается она в особенности проведения брачной ночи. Молодожёны должны провести эту ночь в кругу друзей, а не наедине друг с другом. В это время женщины поют песни и танцуют вокруг мужчин, в свою очередь которые занимаются тем, что изгоняют демонов из тела новобрачной во время дефлорации. Для этого обряда невеста ложится на пол головой на колени мужа, и начиная с самого уважаемого и старшего все мужчины совершают с ней половой акт. Самым последним к невесте допускается жених.

На втором месте стоит интересная, а для кого-то шокирующая традиция, связанная с отмечанием праздника рождения ребёнка в семье. Эту традицию соблюдают некоторые мусульмане в индийском штате Махараштра уже более пяти столетий. Те, кто решается на это, сбрасывают новорождённых младенцев со стены храма высотой в 15 метров. Считается, что после падения здоровье ребёнка становится крепче, к нему приходит удача, которая будет сопровождать человека на протяжении всей жизни, также это сделает его невероятно смелым и умным. Снизу, конечно, натягивают ткань, чтобы словить ребёнка во избежание несчастного случая.

Во всём мире любые похороны связаны с большими тратами денег и времени. Некоторые люди даже при жизни начинают выбирать себе гроб и ищут место поуютнее для захоронения, другие предпочитают, чтоб их прах развеяли над океаном или в поле. Для того чтоб усопшие имели хороший вид во время похоронной церемонии существуют службы, которые трудятся над их внешним видом. Однако в Ганденском монастыре по многовековой традиции тело усопшего рассекают на части и размещают на склонах горы, поскольку тибетцы считают, что таким образом они скорее вернуться во всемирный круговорот природных веществ. Именно за свою уникальность эта традиция стоит на третьем месте в рейтинге самых необычных традиций мира.

В Эфиопии живет одно из самых необычных племен мира - Мурси. Они считаются самой агрессивной этнической группой. Все мужчины ходят с автоматами калашникова, которые им нелегально передают через границу. К тому же они начинают выпивать с самого утра, и, ближе к обеду, становятся неконтролируемыми.
Те воины племени, которым не досталось автоматов, или кто их просто оставил в своем жилище, носят с собой палки. При помощи этих палок они доказывают свое лидерство. Тот, кто на него претендует, должен забить до полусмерти своих конкурентов.
Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины - низкорослы, ширококостные и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жеваные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.
































Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей. Сами же они - простые Духи Тьмы, посланные сюда для выполнения мистических ритуальных обрядов и имеющие право вернутся к своему Властелину - только после естественной гибели полученного тела. Добро не существует без зла, свет - без тьмы, а жизнь - без смерти. И каждый человек в своей земной жизни служит одной из противоположных сил, исполняя предназначение, данное ему Создателем. И не нам судить о том, чей путь и вера правильнее. Древнее племя мурси просто исполняет свой долг.

Ах, эта свадьба…!
Всякий уважающий себя андалузец перед своей свадьбой обязан прыгнуть со скалы головой вниз. По древним обычаям Андалузии считается, что жениться может мужчина исключительно с крепким черепом. Сам парадокс заключается в том, что чем больше родственников у жены, тем выше должна быть скала.
Свадебная церемония индейцев племени навахи поражает посторонних наблюдателей своей жестокостью: перед вступлением в брак невесте отрезают язык, а жениху….Возможно, поэтому жены славятся своей молчаливостью, а мужья – необычайным постоянством.
Аборигены Соломоновых островов решают вопрос о неверности супружеских пар таким образом: под предводительством шамана они садятся в круг и съедают обвинённую в измене половину. Если мясо горчит, значит, она считается виновной, если нет, съедается вторая половина. В том случае, когда обе половины оказываются невиновными, об их верности складываются легенды.
Когда юному китайцу исполняется ровно год, его кладут на желтую шелковую подстилку с вышитыми старыми мастерами черными драконами бьют по голове молотком. Если при этом раздаётся звук «дзэн», то ребёнка отдают в дзэнно-буддийский монастырь, если раздаётся звук «Бэм», он считается обычным китайцем.
Лишь однажды за всю историю Китая во время подобного обряда раздался странный звук «кон-фу», его издала голова дитя, ставшего в последствии Конфуцием.
С феодального периода в Японии существует особая каста людей, которых в народе называют самураями. Возле каждого высшего учебного заведения, где изучается анатомия человека, построены специальные помещения (бонзайки), в которых и живут самураи, зарабатывая себе на жизнь харакирями.
Невеста для всех. Одна из самых диких свадебных традиций существует на островах Полинезии. Первую брачную ночь молодожены должны провести не наедине, а вместе с друзьями. И совсем не празднуя свадьбу… Новоиспеченная жена должна лечь на пол, положив голову на колени мужа, а гости мужского пола, начиная с самого старшего, вступают с ней в половую связь. Жених допускается до тела невесты в самую последнюю очередь. Все это время гости женского пола поют и танцуют вокруг. Объясняется эта традиция тем, что у многих народов кровь, выделяющаяся во время дефлорации, считается грязной и пропитанной демонами. Поэтому мужчины, начиная с самых старших и уважаемых, таким образом очищают невесту от демонов.

Сначала драка, а потом - любовь. Законы племени Бахуту запрещают молодоженам заниматься сексом сразу после свадьбы. В первую брачную ночь молодожены отправляются в дом мужа, где молодая жена начинает бить мужа всем, что попадется под руку. Под утро она уходит домой, а вечером возвращается и все повторяется. Такие избиения продолжаются неделю, после чего случается долгожданный акт любви. Эта традиция объясняется тем, что прежде чем заняться любовью, молодожены должны привыкнуть друг к другу, а драка в этом очень помогает.

Семейная жизнь на 3 дня. Молодые девушки одного из народов Индии выходят замуж всего на три дня. По истечении этих дней молодой супруг должен навсегда покинуть дом своей жены и больше никогда не попадаться ей на глаза. После этого у девушки начинается счастливая жизнь: она имеет полное право заводит столько любовников, сколько захочет и ни в чем себе не отказывать.

Невеста: чем толще, тем лучше. В Центральной Нигерии вопрос о том, когда девушке пора выходить замуж, решают старейшины племени. И это еще не самое худшее. После того, как решение принято, девушку на несколько месяцев, а то и на целый год запирают в специальной хижине и откармливают. Она не должна ничего делать, только целыми днями есть как можно больше жирной и калорийной пищи, чтобы быстрее потолстеть. Считается, что чем толще невеста, тем она прекраснее.

У древних арабов закон предписывал сыну, в виде особой привилегии, сделаться мужем для своей овдовевшей матери.

Традиционное свадебное блюдо бедуинов - жареный верблюд, внутри которого находится жареный баран, начиненный вареными курами, которые начинены рыбой, а рыба начинена яйцами.

Чтобы считаться женихом и невестой в Болгарии, парню достаточно запустить в горячо любимую девушку яблоком. А после брачной ночи жених выстрелом из ружья извещал всех присутствующих на свадьбе о благополучном исходе.

Австралийские аборигены в пределах одного рода делились женами. Единственным условием было, чтобы этот мужчина понравился хозяину. В этом случае отказаться от сексуальных услуг означало оскорбление и неуважение к семье.

Фото из открытых источников

На планете еще остались нетронутые места, где образ жизни такой же, как и пару тысячелетий назад.

Сегодня насчитывается порядка ста племен, которые враждебно настроены по отношению к современному обществу и не хотят пускать цивилизацию в свою жизнь.

У берегов Индии на одном из Андаманских островов - Северном Сентинельском острове - живет такое племя.

Их так и прозвали ― сентинельцы. Они яростно сопротивляются всем возможным контактам извне.

Первые свидетельства о племени, населяющем Северный Сентинельский остров Андаманского архипелага, относятся к XVIII веку: мореплаватели, оказавшись неподалеку, оставили записи о странных «первобытных» людях, которые не позволяют сойти на свою землю.

С развитием мореходства и авиации возможности наблюдения за островитянами увеличились, но вся информация, известная к настоящему времени, собрана дистанционно.

До сих пор ни одному постороннему не удалось оказаться в кругу племени сентинельцев, не лишившись при этом жизни. Это неконтактное племя подпускает чужака не ближе, чем на расстояние выстрела из лука. Они даже кидают камни в вертолеты, пролетающие слишком низко. Последними смельчаками, попытавшимися пробраться на остров, были рыбаки-браконьеры в 2006 году. Их семьи до сих пор не могут забрать тела: сентинельцы убили незваных гостей, похоронив их в неглубоких могилах.

Однако интерес к этой изолированной культуре не уменьшается: исследователи постоянно ищут возможности контакта и изучения сентинельцев. В разное время им подбрасывались кокосы, посуда, свиньи и многое другое, что могло бы улучшить их условия обитания на небольшом острове. Известно, что кокосы им понравились, однако представители племени не догадались, что их можно посадить, а просто съели все плоды. Свиней островитяне предали земле, сделав это с почестями и не притронувшись к их мясу.

Интересным оказался эксперимент с кухонной утварью. Металлическую посуду сентинельцы приняли благосклонно, а пластиковую разделили по цветам: зеленые ведерки ими были выброшены, а красные им подошли. Объяснений этому нет, как нет ответов и на множество других вопросов. Их язык входит в число самых уникальных и совершенно не понятных никому на планете. Они ведут образ жизни охотников-собирателей, добывая себе пропитание охотой, рыбной ловлей и сбором дикорастущих растений, при этом за тысячелетия своего существования они так и не освоили сельскохозяйственную деятельность.

Считается, что они даже не умеют разводить огонь: пользуясь случайными возгораниями, они затем бережно хранят тлеющие поленья и угли. Остается неизвестной даже точная численность племени: цифры варьируются от 40 до 500 человек; такой разброс также объясняется наблюдениями лишь со стороны и предположениями о том, что часть островитян в этот момент может прятаться в чаще.

Несмотря на то, что сентинельцам нет дела до остального мира, на Большой земле у них есть защитники. Организации, выступающие за права племенных народов, называют жителей Северного Сентинельского острова «самым уязвимым обществом на планете» и напоминает, что у них нет иммунитета ни к одной распространенной в мире инфекции. По этой причине их политика прогонять чужаков может рассматриваться как самозащита от верной смерти.