Сценарий интеллектуально-творческой игры «Птичий переполох. Птицы — наши друзья! интеллектуальная игра Интеллектуальная игра на тему птицы

Цель : познакомить учащихся с многообразием птиц; с устным народным творчеством, посвященном птицам; воспитывать бережное отношение к птицам и к окружающей природе.

Ход мероприятия

Сәлеметсіздерме құрметті қоңақтар, мұғалімдер мен оқушылар.

Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно себе представить весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

Историческая справка.

Ежегодно 1 апреля - во всем мире отмечают Международный день птиц. День птиц стали отмечать еще в начале XX века. Но возвращение перелетных птиц, означающее наступление весны, начали отмечать задолго до того, как День птиц получил официальный статус. По старинному обычаю в этот день полагалось печь жаворонков из теста и петь особые «песенки-заклички» . Отсюда берет начало и традиция развешивать в первые дни апреля скворечники, синичники, гоголятники и прочие птичьи домики.

В 1902 году в Париже была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц», которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать официальный День птиц.

Этот праздник проводится во многих странах: в Беларуси, России, Украине, Германии, Новой Зеландии, Эстонии, Узбекистане.

В Казахстане День птиц проводится уже в седьмой раз, с 2006 года. Первой птицей года был выбран редкий степной кулик - кречётка, в 2007 - деревенская ласточка, в 2008 - стерх, в 2009 году - жаворонок, в 2010- году скворец обыкновенный, в 2011 - синица большая, 2012 - орёл степной, птицей 2013года выбран гусь-пискулька.

А что вы знаете об этой птице?

Пискулька - это мелкий гусь из семейства утиных, встречается в северной части Казахстана во время пролета. Гусь-пискулька очень похож на белолобого гуся, который является охотничьим видом в Казахстане. В полете их сложно отличить, только по голосу - у гуся-пискульки он высокий и писклявый.

По данным АСБК, за последние 30 лет численность пискулек в стране сократилась почти в 7 раз. В настоящее время гусь-пискулька занесен в Красную Книгу Казахстана.

Сегодня в честь Дня птиц будет проведена игра КВН среди учащихся 7 классов .

Настало время представить команды. Прошу на сцену. Команда 7 «А» класса, команда 7 «Б» класса. Команды, представьтесь.

(команды представляются)

Спасибо. И так, начало игры.

1. Конкурс «Узнай загадку»

(команды получают листы с недописанными загадками (можно использовать слайд). За каждую загадку, правильно дописанную и отгаданную команда получает 2 балла. (Количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов)

1. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый*
(Клин; Стая)

2. Без рук, **
Построена избенка
(без топоренка; Гнездо)

3. В воде купался,
Да ** !
(Сух остался; Гусь)

4. Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от *.
(Червей; Грач)

5. Плотник острым долотом
Строит * с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть *!»
(Дом, хочу; Дятел)

6. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет * -
Спать летит в *.
(Светло, дупло; Сова)

7. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если * укрыться не сможет,
То этой * никто не поможет!
(лягушка, лягушке; Цапля)

8. В лесу на ветке она сидит,
Одно * она твердит,
Года она нам всем считает,
* своих она теряет
( «Ку-ку» , птенцов; Кукушка)

9. Носит серенький жилет,
Но у крыльев -**.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: ***
(Черный цвет, Карр! Карр! Карр; Ворона)

10. Хвост с узорами,
Сапоги со *,
Песни *,
Время считает.
(Шпорами, распевает; Петух)

11. И петь не поет,
И ***.
За что же его птицей считают?
(летать не летает; Страус)

12. ***, а из болота не идет.
(в болоте плачет; Кулик)

Спасибо, ребята.

2. Конкурс «Домашнее задание»

Каждая команда готовит по несколько пословиц и в течение 5 минут участники должны назвать как можно больше пословиц и объяснить их значение.

(пословица с объяснением - 3 балла, пословица без объяснения - 1 балл)

Возможные варианты пословиц.

1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела!
2. Пишет как курица лапой
3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
4. Соловья баснями не кормят
5. Цыплят по осени считают
6. Яйца курицу не учат
7. Гусь свинье не товарищ.
8. У каждой пташки свои замашки.
9. Хорошо птичке в золотой клетке, а еще лучше на зеленой ветке.
10. Ворон ворону глаз не выклюет
11. Слово - не воробей, вылетит не поймаешь
12. Видна птица по полету
13. Дело не сокол, не улетит
14. Деньги как птицы, улетают и прилетают
15. Как птица живет: не сеет, не жнет
16. Красна птица пером, а человек умом
17. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
18. Мокрая курица, а тоже петушится
19. Молодость пташкой, старость черепашкой!
20. На словах - орёл, на деле - мокрая курица

Молодцы, с заданием справились. Слово предоставляется жюри для подведения предварительных итогов.

3. Конкурс «Собери птицу»

(За конкурс 5 баллов)

Участникам выдаётся конверт с пазлами и та команда которая быстрей соберёт и назовёт птицу, получит 3 балла. Лист ответа сдаётся на проверку жюри

. (Шиқылдақ қаз)

Пока участники команд собирают птицу, я предлагаю зрителям тоже поиграть и даже помочь командам.

Игра со зрителями

Зрители делятся на болельщиков 7 «А» и 7 «Б» классов, заработанные ими баллы добавляются к баллам команд. (За каждое название 0,5 б.)

«Из какой сказки эта птица?»

Птицы встречаются во многих сказках, некоторых из них мы сейчас вспомним.

Варианты ответов: Галчонок Хватайка. (Успенский Э. Дядя Федор, кот и пес), попугай (Остер Г. Зарядка для хвоста), соловей (Андерсен Г. Х. Соловей), гусь (Лагарлеф С. Чудесное путешествие Нильса), золотой петушок (Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке), ворон (Андерсен Г. Х. Снежная королева), сова (Милн А. Вини-Пух и все-все-все), ласточка (Андерсен Г. Х. Дюймовочка), воробей (Чуковский К.Тараканище), лебедь (Андерсен Г. Х. Дикие лебеди. Гадкий утенок). Утиные истории; Мадагаскар; Бюро находок; Попугай Кеша; Мешок яблок; Приключения Вуди; Винни Пух и другие; Смешарики; Побег из курятника; Дюймовочка; Рио: Курочка-Ряба.

Проверяется выполнение задание 3 конкурса. (Слово жюри)

4. Конкурс «Конкурс капитанов»

Конкурс капитанов будет состоять из двух разных заданий. (первое на знание, второе на внимание)

Первое задание. Вопрос капитану 7 «А»:

1. Как переводится слово - пингвин? (Ответ: крыло - шпилька)

Вопрос капитану 7 «Б»:

2. Какая птица плавает в своём гнезде как на корабле? (Ответ: чомга)

Второе задание. Отгадай птицу по фрагменту изображения.

1. (ответ: сова)

2. (ответ: утка)

Молодцы, а мы продолжаем нашу игру.

5. Конкурс «Продолжи примету»

(каждый ответивший участник получает 1 балл)

  1. Сова кричит…..(на холод)
  2. Синичка с утра начинает пищать….(жди мороза)
  3. Курица на одной ноге стоит….(к стуже)
  4. Воробьи в пыли купаются….(к дождю)
  5. Чибисы с вечера кричат….(к ясной погоде)
  6. Утки разыгрались….(к дождю)
  7. Птица стучит в окно…. (письмо)
  8. Услышать карканье…. (дурной знак)
  9. Аист пролетел над домом…(родится ребёнок)
  10. Гусь прячет клюв под крыло…(к холоду)
  11. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
  12. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

Слово жюри для подведения предварительных итогов.

6. Конкурс «Перевёртыши»

Нужно будет переставить буквы в этих словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную книгу Казахстана. Полученные результаты передайте жюри.

Игра со зрителями

У вас есть ещё одна попытка помочь набрать баллы командам.

1. Карманника сложи с местоимением - Получишь птицу с черным оперением. А тот же трюк с концовкой покороче другую птицу даст чернее ночи.

Ответ: Вор + она = ворона; вор + он = ворон.

2. Первое - на земле валяется, Второе - в Волгу вливается. А целым птица называется.

Ответ: Сор + Ока = сорока.

3. В океане я бываю, корабли там разбиваю. Если букву приписать, стану в воздухе летать.

Ответ: Риф - гриф.

4. Полон зерен, книзу гнется… Буквы поменяй местами - Это птица в небе вьется.

Ответ: Колос - сокол.

Молодцы, следующий конкурс - отгадай птицу по описанию.

7. Конкурс «Отгадай птицу по описанию»

Я предлагаю вам картинки с изображением птиц. Через 5 сек. необходимо поднять ту картинку, где изображена нужная птица (если нет - 0, если да - 1 балл).

  1. Самая большая птица в мире? (Страус). (слайд №)
  2. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа). (слайд №)
  3. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). (слайд №)
  4. Мясо и яйца этой птицы - продукты уникальные, подавались как деликатес Ивану Грозному, в Японии - детям. О какой птице идет речь? (Перепелка). (слайд №)
  5. Из всех птиц на ее долю выпало больше всех насмешек. Ее обзывали глупой, жалкой, даже попытались исключить из армии пернатых. Ум у этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале. Назовите эту птицу. (Курица). (слайд №)
  6. Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Назовите ее? (Кукушка). (слайд №)
  7. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень). (слайд №)
  8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). (слайд №)
  9. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова). (слайд №)
  10. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока). (слайд №)
  11. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин). (слайд №)
  12. Какой город носит название хищной птицы? (орел). (слайд №)

Молодцы, устали? Давайте немного отдохнем. А пока вы отдыхаете, я расскажу о птицах в геральдике Казахстана. Ни для кого не секрет что птицы любимая тематика, флагов, гербов, печатей, эмблем. Обратите внимание на слайды. (презентация)

Следующий конкурс, шиворот-навыворот.

8. Конкурс «Шиворот-навыворот»

Каждая команда получает конверт. В этом конверте загадки и буквы. Вам необходимо отгадать загадку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! (какая команда быстрее справится с заданием получает 5 баллов, баллы второй команде жюри выставляет на своё усмотрение)

РЕЛО - На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина…. (ответ: орёл)

Игра со зрителями «Птицы прилетели»

Пока ребята работают, я со зрителями поиграю в игру «Птицы прилетели». Я называю птиц. Если вы услышите не название птицы, то можно хлопать, топать. (для зрителей 5 класса)

Птицы прилетели: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Что не правильно? А мухи - кто?
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди и утки -
И спасибо шутке!

Спасибо, ребята.

Ответы команд

Пока жюри подводят результаты последних конкурсов, я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. Кто перечислит больше названий конфет с «птичьими именами»?

Варианты ответов: Балабан, лебединая песня, синяя птица, весёлый журавль, журавушка, золотой фазан, фламинго, сорока-белобока, гуси-лебеди, птица дивная, птичье молоко, петушок золотой гребешок, гусиные лапки, ласточка, буревестник, чайка, пеликан, курочка ряба.

Ну что ж, попросим жюри объявить результаты игры и назвать победителей!

Награждение победителей.

Слово жюри.

Заключение

Жас дос, біз сені құттықтаймыз!
Өмір бойы табиғатты аялап өтіп,
Оны сақтау үшін қолыңнан келгеннің
Барлығын жасайтыныңа сенеміз!

Мы поздравляем тебя, наш юный друг!
Верим, что через всю жизнь ты пронесёшь
Любовь к природе и сделаешь всё,
От тебя зависящее, для её сохранения.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) .
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).


Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).


Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).


Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).


Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).


Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).


Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).


Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).


Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.

Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)

Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я

Интеллектуально - познавательная игра для детей (6-7 лет) подготовительной группы «Зачем? Откуда? Почему?»

Варыгина Ирина Евгеньевна.
Цель занятия: Развивать самостоятельность, познавательную и творческую активность, создавать возможность для самореализации детей.
Задачи:
Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений.
Проверить, обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире. Показать, что природа прекрасна во все времена года, что в природе ничего не происходит случайно.
Формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи между объектами.
Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать задание, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, отстаивать своё мнение в доказательстве правильности рассуждений о временах года, сказках, природе, самостоятельно анализировать.
Развивать эмоционально – волевые качества личности в сюжетно-ролевой игре, умение развивать сюжет игровой ситуации, выполняя ведущие и второстепенные роли.
Создавать доброжелательную, дружескую обстановку, сплачивающую детский коллектив.
Закреплять умение подбирать глаголы к существительным, продолжать формировать умение выразительно читать стихи, применять считалки во время игр, отгадывать загадки, используя понтамиму.
Воспитывать навыки взаимоотношения и сотрудничества в команде, содействовать воспитанию любви к природе, желание достичь результата общими усилиями.

Предварительная работа: работа по проектам: наблюдения, ведения дневника наблюдений, проведение дидактических игр по теме, просмотр репродукций картин, выполнение детьми поделок оригами, организация сюжетно-ролевых игр, обыгрывание ситуаций по теме, заучивание стихов, песен, подготовка презентаций, фонограмм, слайдов.

Оборудование: барабан с волчком «Поле чудес», конверты с вопросами, атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Автобус», картинки с изображением птиц и зверей, схема из геометрических фигур- лиса, гусь, лупа, карточки с изображением следов животных.
У детей: эмблемы –василёк, ромашка.
Абак с цветными вставками.
Для жюри: фишки зелёные, красные.

Интеграция областей : Коммуникация, социализация, музыка, познание.

В центре зала стоит барабан, в середине расположена юла –волчок по краям барабана лежат конвертики, с изображением сказочных героев с вопросами.
Ведущий - воспитатель начинает игру, приглашая детей в форме с эмблемами в зал.
Выходят команда «Василёк» и команда «Ромашка».
Воспитатель:
Ребята, давайте представим себе, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу, где мы будем играть в увлекательную игру. Вы согласны быть участниками этой передачи? А оператором и режиссером будет папа Ивана Будеева- Игорь Александрович. Мы должны быть внимательными и правильно отвечать на вопросы, но, чтобы передача получилась интересной, мы будем выступать и в роли артистов. Я буду – телеведущим, а вы – участниками. Но чтобы добраться до телестудии придётся ехать на автобусе.
Дети быстро строят из стульчиков автобус и с помощью считалки выбирают шофёра:

Я вожу, вожу, вожу
Свой автобус к гаражу
Раз, два, три, четыре, пять-
В гараже он будет спать.
Будет спать он до утра-
Утром новая игра.
Кто шофёром хочет быть?
Выходи! Тебе водить!
Шофёр: Уважаемые пассажиры, прошу занять места в салоне автобуса. А чтобы было не скучно, давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра: «Цепочка»

Дети по очереди называют русские народные сказки, не повторяясь.
Воспитатель: Могу вас назвать знатоками сказок! Молодцы!
Ну, вот и наша остановка - «Телестудия».
Мы проходим в здание телецентра. Проходим по длинным коридорам, и вот мы в студии.
Дети, как в любой игре у нас есть жюри и участники.
Условие: за каждый правильный ответ красные фишки получает команда –василёк, зелёные фишки- команда- ромашка.
Режиссёр на месте, жюри в сборе, дети и ведущий передачи здесь.
Внимание! Телепередача начинается.

Телеведущий: Добрый день, уважаемые телезрители. Сегодня в нашей студии ребята из детского сада №5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак.
Они пришли на передачу, чтобы показать, как они дружно умеют играть в серьёзные игры, отвечать на сложные вопросы.

Звучат фанфары Р.Штрауса; в это время дети делятся на команды и готовятся к игре.
Телеведущий: И так, первая команда – "Василёк"!
(представитель команды проходит по залу и представляет свою эмблему)
Приветствие:

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать
С удовольствием, все вместе
Начнём с «Ромашками» играть.

Телеведущий: Вторая команда – "Ромашка"
Соревнуясь в этом зале
Мы с «Ромашками» сказали:
Все останемся друзьями
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой.

Телеведущий:
Любит КВН наш детский сад,
Объявить игру он рад.
Вот болельщики, а вот Жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.

1 рубрика-Родная природа
Дети раскручивают барабан поочередно
Вопрос задаёт мудрая сова.
1.
Стрекочет, стрекочет,
Весь день она хлопочет
Непоседа птица эта
Одного с берёзкой цвета.
(сорока)
Найди картинку этой птицы.
2.
Она ночная птица
Ей в дупле не спится
Всю ночь ей не до сна
Охотница она. (сова)
Находят картинку с изображением птицы.
3. У кого каждый день зубы растут? (зайцы, бобры).
4. У какого зверя детёныши появляются поздней осенью? (зайцы).
5. Какой крупный зверь лакомиться муравьями? (медведь).
6. Какое животное в минуты опасности сворачивается в клубок? (ёж).
Вопрос на засыпку:
Самое большое животное Саратовской области? (лось).

Игра упражнение «Закончи предложение»

Летом вода от солнца…нагревается
Зелёные листья деревьев осенью …желтеют
Осенью на юг птицы…улетают
Весной птицы гнёзда..строят
Пчёлы летом мёд …собирают
Из снеговой тучи снежинки..летят
Весной сосульки под солнцем …капают
Зимой вода в реке…замерзает
Осенью холодный дождь …льёт

Физминутка:
Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и
разжимают кулачки Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают
кулачки.)

2.рубрика - «Хитрые вопросы»
Задаёт вопросы Лиса Патрикеевна

1. Сколько хвостов у семи коров?
2. Сколько носов у двух псов?
3. Сколько шагов сделает щука за одну минуту?
4. На берёзе росли 4 большие ветки, 4 маленькие, на них по одному яблоку, сколько яблок росло на берёзе?

3.рубрика - «Сказочный дом»
Задаёт вопросы Мышка- норушка
Дети называют сказку, в которой есть такой дом:
1. Избушка на курьих ножках
2. В лесу построен дом – много жителей в нём (Теремок- называют жителей этого дома)

Игра- "Дополни имя":
1 команда:
Кощей – … Бессмертный
Василиса-… Премудрая
Мальчик – … с пальчик
Змей –… Горыныч
Никита- …Кожемяка
2 команда:
Елена –… Прекрасная
Сестрица - … Алёнушка
Братец - … Иванушка
Крошечка - …Ховрошечка
Марья -… Царевна

Стихотворение читает команда – «Василёк»:
В далеком глухом и дремучем лесу,
Куда ты найдешь тропинку одну,
По ней, если смело и прямо пойдешь,
То вскоре к избушке без окон придешь.
И сказка проснется, и лес оживет,
И Баба Яга на крылечко взойдет…
Взмахнет она трижды волшебной метлой…
И свиту нечистую вмиг соберет.
Закружит, завертит, по лесу пойдет.
И в бешеном танце помчится вокруг,
Пока богатырь не появится вдруг.

Упражнение «Мы теперь богатыри»
Дружно встали
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо…

«Васильки»:
Соперник наш,
Коллега милый!
Готовь свой меч,
А также щит.
И собирай покрепче силы –
Здесь лишь сильнейший победит.

«Ромашки»:
И победит, конечно, дружба,
И юмор, и веселый смех.
Поэтому, друзья, всем нужно
Лишь твердо верить в свой успех!
4 Рубрика - «Искусство»
Вы, конечно, знакомы с картиной, где Алёнушка грустит на камушке,
Кто написал её?

К какой сказке можно отнести эту картину?

Понтамима:
Изобрази русское дерево- берёзку.
Изобрази Алёнушку на камушке.
Докажи какое время года на картине.

5 Рубрика - «Поразмыслим не спеша»
У нас для слуха есть что?- уши
А чем может слышать лягушка?-кожей
2.
Для чего нужны зайцу длинные уши? – выделяет пот
3.
Для чего дельфины плачут?
4.
Когда щука выходит на берег?

Психогимнастика.
Напряжённо: Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек
ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперёд
подались, руки вперёд вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела
бабочка.
Расслабленно: Пока ловили бабочек, подул сильный ветер, цветы присели, стебельки
вниз опустили, листочки повесили. Всё расслаблено, листочки как
ниточки висят.
Весело: Но вдруг пошел прохладный дождь, как обрадовались цветочки, сразу
распрямились. Встали они под дождиком весело, у них хорошее настроение.

Загадки о временах года:
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна
Значит это уже- …..

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня….

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …..

Упражнение "Отгадай какое время года?"
Детям предлагается прослушать короткий текст из нескольких предложений, в которых описывается то или иное время года. Прослушав описательный текст, дети отвечают, какое это время года.

Зима
Солнце светит мало, и лучи его не согревают землю. Часто идёт снег.
Замёрзли лужи, речки, озёра. Тихо в лесу и в поле. Медведь спит в берлоге, ёжик в норке из сухих листьев.
Весна.
Душистыми белыми цветами зацвела на опушке черёмуха.
На зелёной полянке собрались ранним утром зайчики, радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травкой.
Лето.
Зелёной листвой одеты деревья. Пахнет спелой душистой земляникой. Громко поют птицы. Летают бабочки, жужжат шмели. Луг как разноцветный ковёр.
Осень.
Пожелтели и покраснели листья на деревьях, слетают с веток и покрывают землю разноцветным ковром. Небо часто закрыто облаками. Готовятся к отлёту в тёплые края птицы: в шумные стаи собираются скворцы, слышны прощальные крики журавлей.

Упражнение "Перевоплощение"
1. Нахмурьтесь, как осенняя туча.
2. Улыбнитесь, как кот на солнце, или само солнце.
3. Позлитесь, как дети, у которых отняли мороженое.
4. Испугайтесь, как зайчики, которые увидели волка.
5. Покажите, какое у вас бывает лицо, когда вы радуетесь.

Следующий след принадлежит зверю, который может о себе рассказать вот какую историю: Я – быстрый и ловкий, могу забраться на дерево. Могу и лося в лесу догнать, рыбу из воды выхватить, по лесу хожу – веточка не хрустнет, а побегу никто не догонит.

Зверь, который оставил след на снегу- тоже необычный. Интересно, что если он чего - то боится, то плачет точь- в – точь, как человеческое дитя.

Это прожорливый всеядный зверёк. Он ест жуков и муравьёв, ос и шмелей, грызёт сброшенные лосем рога, гусениц, мышей, таскает из птичьих гнёзд яйца. Любит семена ёлок, орехи, грибы и ягоды.

Задание1 - задают «Ромашки»
Собрать из геометрических фигур –лисицу и гуся.

Читает ребёнок из команды «Ромашки»
Я весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали собирать меня.
Между ними вспыхнул спор:
Получился мухомор!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.

Задание 2 задают «Васильки»
Я весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь!
Но вчера упал я с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот-
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.

Мини этюд: «Воробей и синица»
Воробей: Угадай синица, какое оружие самое страшное?
Синица: Знаю, знаю- ружьё!
Воробей: Не угадала!
Синица: Знаю, знаю- пушка!
Воробей: Снова не угадала!
Синица: Знаю, знаю…. Не знаю!
Воробей: Рогатка! Из пушки то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки- только успевай отскакивать! Уж я то знаю, я то стрелянный воробей!

Песня «Если с другом вышел в путь» (сл.М.Танич, муз. В.Шаинский)

Упражнение «Визуализация»
Глаза закрываем и представляем,
Что было сейчас, мы вспоминаем.
Представьте себе телевизор большой
На нём ты увидишь, что было с тобой:
Песни и пляски, игры и сказки,
Как мы играли, что говорили.
Вспомнили всё, ни о чём не забыли.
Глазки откройте, и пусть само
Скажется всё, что увидел в кино.

Звучат фанфары.

Подведение итогов игры:
Мы просто играли,
Как делают дети,
Что вне игры, то для нас мишура,
Это сладчайшее слово на свете-
Общая наша игра!

Ирина Васильева
Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой» в подготовительной к школе группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13

Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой »

В подготовительной к школе группе .

Выполнила : Васильева И. Е. воспитатель подготовительной группы .

Цель : становление начал экологической культуры у детей,

развитие экологического сознания.

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений

Развивать экологическое мышление и творческое воображение.

Расширять представления детей о жизнедеятельности животных.

Развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

Развивать экологическую культуру у взрослых.

Воспитательные :

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам.

Подготовительная работа :

Чтение Зотов «Лесная мозаика» . (Медведь, лиса, волк, заяц, кабан, белка, ёж) .

Д/и «Растения леса, поля, сада, луга» .

Д/и «Отгадай кто это» .

Рассматривание энциклопедий о птицах, животных наших лесов.

Рисование диких животных.

Отгадывание загадок о растениях, животных.

Отборочный тур.

Материал : Карточки с заданиями 6 штук.

Ёлка с кормушкой, яблоня для птиц.

Картинки с птицами.

Перелётные

Зимующие

Два мольберта с листами бумаги и восковыми карандашами.

Картины леса и луга.

Растения к ним.

Лес

Луг

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая : Лесная тишь полна чудес.

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка – это лес.

Ты эту сказку сохрани :

Не рви, не мни и не спугни.

– Дорогие дети, уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас на нашей викторине «Этот удивительный мир» . Сегодня в викторине примут участие 2 команды родители и дети. Давайте поприветствуем их.

Беляков Фёдор, Акимова Алина, Лапин Евгений, Белякова Дарья, Коструба Григорий.

Белякова Наталья Дмитриевна, Белякова Наталья Александровна

Савичева Наталья Владимировна, Лапина Наталья Владимировна,

Коструба Светлана Анатольевна.

(Команды входят под торжественную музыку, садятся

Приветствие команды детей :

Капитан : «Мы команда»

Дети : «Юный эколог» .

Капитан : «Наш девиз»

Дети : «Соперников мы знаем, удачи им желаем.

Но всё равно мы победим, себя в обиду не дадим».

Приветствие команды родителей :

Капитан : «Мы команда» .

Родители : «Защитники природы » .

Капитан : «Наш девиз»

Родители : «Мы соперникам желаем никогда не унывать.

Свои знания и умения всем сегодня показать.

И себя не подведём, мы блеснём своим умом.

Ведущая : Оценивать вас будет представительное жюри в составе :

Заведующая д/с Чугунова Елена Фёдоровна,

Методист д/с Безрукова Светлана Вячеславовна.

Представитель от родителей : Тютялина Наталья Сергеевна.

Ведущая : В природе множество загадок и чудес, сегодня мы постараемся некоторые из них отгадать. Но ведь у нас игра , а в каждой игре есть правила, послушайте правила нашей игры.

Обсуждать вопрос командой.

Внимательно слушать ведущего.

Пользоваться сигнальной карточкой, если готов ответ.

Конкурс 1. «Разминка» . Вопросы команде «Юный эколог» :

1. Кого называют шатуном?

2. На каких деревьях растут шишки?

3. Каким животным помогает хвост?

4. В какое время года опадают листья?

5. Сколько ног у паука?

6. Как называются листья у хвойных деревьев?

7. Какую птицу называют доктором леса?

8. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

9. Кто кукует у кукушки? (Самец.)

10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)

11. Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)

12. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

13. У какого домашнего животного есть рога? (корова)

14. Где ухо у кузнечика? (На ноге.)

Вопросы команде «Защитники природы » :

1. Из какого дерева делают спички? (сосны)

2. Какое дерево символ России?

3. Какие растения помогают при болезни?

4. Плоды, какого дерева любят белки?

5. Чем покрыта река зимой?

6. Какой кустарник называют «дикой розой» ?

7. Как называется книга, куда записывают исчезающих животных?

8. О каком растении говорят, что оно жжет? (крапива) .

9. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)

10. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

11. Плоская морская рыба с глазами на одной стороне туловища? (Камбала.)

12. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь.)

13. Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник)

14. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

Ведущая : Хорошо вы отвечали и нисколько не скучали!

Конкурс 2. Разделить птиц на две группы зимующих и перелётных.

Перелётные : Ласточка. Грач. Скворец. Дрозд.

Зимующие : Синица. Дятел. Воробей. Поползень.

3. Конкурс художников «Дорисуй животное»

По одному - два участника от каждой команды выходят к мольберту и дорисовывают по представлению картинку животного. По карточке, на которой изображён хвост.

Лиса, заяц, медведь, волк.

Игра со зрителями .

1. Хоть улитка и мала, целый домик унесла.

Отвечайте, правда, ль это? (Да)

2. Лебедь плавает в пруду и спит на яблоне в саду.

Отвечайте, правда, ль это? (Нет)

3. А может ли тюлень на боку лежать весь день?

Отвечайте, правда,ль это? (Да)

4. Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Отвечайте, правда. ль это? (Нет)

5. Может ли оса взлететь под небеса?

Отвечайте правда, ль это? (Да)

6. А может ли мишка, как белка забраться на ёлку за шишкой?

Отвечайте, правда, ль это? (Да)

8. Ответьте мне дружно все детвора :

У осени есть золотая пора? (Да)

9. А зимой на ёлке, колючие иголки?

10. Летом на ветке растут вкусные конфетки?

Ведущая : Следующий конкурс

4. «Угадай, кто это?» . Каждая команда получит конверт, где находится картинка с изображением представителей животного мира. Командам необходимо с помощью жестов, мимики изобразить того, кто на картинке. Участники других команд определяют. В этом конкурсе жюри оценивает быстроту и правильность ответа, а также артистические данные. Белка, мышь, волк, заяц, медведь, лиса, крокодил, жираф.

Игра с болельщиками .

В чаще голову задрав, воет с голоду… (волк)

Дочерей и сыновей учит хрюкать… (свинья)

Кря-кря сказав через камыш, идёт к реке купаться… (утка)

Любит драку, похож на собаку… (волк)

Кто в малине знает толк, косолапый, бурый… (медведь)

5 конкурс «Угадайте по описанию» .

Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все : ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка : Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

Ответ : еж.

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов : маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка : Его считают большим трусишкой. Ответ : заяц.

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными : ежами, зайцами”.

Подсказка : Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы) . Ответ : лиса.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка : очень любит мед и малину. Ответ : медведь.

6 конкурс : Рассели растения на места произрастания.

Лес и луг. Лес : ландыш, сон трава, медуница, колокольчик.

Луг : Клевер, одуванчик, подорожник, зверобой.

Жюри подводит итоги.

Ведущая : Пока жюри подводит итоги, у меня загадки о растениях к болельщикам.

«Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок» . (Лиственница)

«Длинноногие сестрички, вышли стайкой на лужок, словно снег у них реснички, и как солнышко глазок». (Ромашка)

«Как зовут меня, скажи, часто прячусь я во ржи, скромный, полевой цветок, синеглазый…» (Василёк)

«Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова». (Одуванчик)

«Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти. Нагнись, солдатик у дороги готов на помощь всем прийти». (Подорожник)

«У забора живет, никого не признает, не собака, а кусается, и погладить не даёт». (Крапива)

Слово жюри :

Награждение :

Ведущий. Берегите и охраняйте природу . Помните :

Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет,

консервная банка – более 30 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

стекло – 1000 лет.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Песня общая.

«Давайте сохраним ромашку на лугу» .

Объявление : Всем! Всем! Всем!

Только у нас в субботу, 21 ноября состоится родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребёнка через экологическое образование».

Родители и дети познакомят вас с интересными опытами , которые можно провести с детьми в домашних условиях.

Вы сможете, стать зрителем игры «Счастливый случай» , в которой будут принимать участие родители и дети. Место проведения всех мероприятий – музыкальный зал.

Время 11ч, 00 м.

/Воспитатели, дети/.

«Птичий переполох»

Выголова Ираида Ивановна,

МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Карагай Пермский край

Сценарий интеллектуально-творческой игры

«Птичий переполох»

Пояснительная записка

Игра поводилась в рамках муниципальной акции «Покормите птиц».

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны зимующих птиц нашего края.

Задачи:

Расширить знания школьников младшего возраста о биологическом разнообразии зимующих птиц,

Развивать творческие и организаторские способности обучающихся,

Способствовать формированию коммуникативных компетентностей школьников,

Привлечь обучающихся к зимней подкормке птиц.

Участники – команда из 5 учащихся 3-4 классов (из одного или разных классов).

Подготовка к игре. Команда должна иметь название и капитана. Участникам игры нужно знать видовой состав зимующих в Пермском крае птиц, особенности их жизнедеятельности, правила организации зимней подкорми птиц. Для участия в игре необходимо подготовить творческий отчет об участии команды в организации подкормки зимующих птиц.

Оборудование: столы и стулья для каждой команды, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для 2, 4, 6 туров, комплект карточек со словами «ДА» и «НЕТ» для каждого капитана, оценочные листы и ответы для жюри.

Ход игры

Приветствие ведущего, представление команд, жюри.

Разминка. Вопрос – ответ

Каждой команде предлагается ответить по 1 вопросу на 1, 2 и 3 балла. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

1 балл

Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом (поползень)

Если верить поговорке, эта птица может заменить лесное радио, газеты и даже телевизор (сорока)

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (сова)

Самая маленькая птица наших лесов (желтоголовый королек)

Какая птица выводит потомство в зимнюю стужу? (клест)

2 балла

Какая птица может нырять и бегать под водой? (оляпка)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

Какая птица носит название танца? (чечетка)

Какая крупная краснокнижная птица из отряда Совообразных обитает на территории Карагайского района? (филин)

На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270°)

3 балла

Жить без дела не люблю пятом я встаю часу, то сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу (сойка)

В лесу летало, в воду упало – не булькнуло (перо птицы)

Какая пуганая птица и куста боится? (ворона)

Какой отряд птиц включает в себя наибольшее количество видов? (воробьинообразные)

Против сотни каких птиц довольно одного ястреба? (воробьи)

Какая птица из семейства Врановых, обитающая на территории Пермского края, на зиму делает до 6 тысяч кладовок и помнит место расположения каждой (кедровка)

Головоломка

Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц». Критерии оценки: инициативность, уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность – от 0 до 3 баллов, максимально – 15 баллов.

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут). Задание выполняется на специальном бланке.

1) жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба (в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить);

2) поползень, воробей, горихвостка, снегирь (все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица);

3) много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра (это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку);

4) декабрь, май, ноябрь, февраль (указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу)

5) тетерев, дятел, снегирь, синица (тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку)

6) каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится (птиц следует подкармливать каждый день)

5. Конкурс капитанов «Верификатор»

Капитаны выходят на сцену. При помощи карточек, на которых написаны слова «Да» и «Нет», они соглашаются или не соглашаются с предложенными им утверждениями, получая 1 балл за каждый правильный ответ.

Верите ли вы, что:

У дятла хвост служит подпоркой (да)

Своим массивным клювом дубонос может дробить твердые семена и косточки (да)

Королек – самая маленькая птица в нашей стране (да)

Синица весит 10 грамм (нет)

За сутки синица съедает, столько насекомых сколько весит сама (да)

Воробей заготавливает корм на зиму (нет)

У снегирей поют и самцы, и самки (да)

Гнездо вороны имеет форму шара. (нет)

Ополовник и овсянка – это синицы (нет)

Хохлатая синица, или гренадерка, может питаться семенами хвойных деревьев (да)

6. Узнай птицу

Отгадайте птицу по описанию ее хвосту. Время выполнения – 5 минут, алл

7. Птичий фольклор

Закончи пословицу. Ведущий читает первую половину пословицы, участники на листочках ее заканчивают

Слово - не воробей, (вылетит не поймаешь).

Не велика птичка-синичка, и та (свой праздник помнит).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

Лучше синица в руке, (чем журавль в небе).

Пуганая ворона (куста боится).

Скорая помощь

Командам предлагается ответить на несколько вопросов, требующих полный ответ. На подготовку 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. При неправильном или неполном ответе вопрос переходит остальным командам.

Почему необходимо беречь и охранять птиц? – до 8 баллов

птицы являются неотъемлемой частью природных сообществ,

истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей,

хищные птицы кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе,

уничтожают грызунов;

сами служат пищей для других животных;

птицы, которые питаются плодами и семенами, способствуют их распространению;

на некоторых птиц существует промысловая охота;

своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.)

Как нужно вести себя, чтоб не навредить птицам? – до 5 баллов

Не подходи близко к гнездам птиц

Не шуми в местах гнездований

Не разоряй птичьи гнезда

Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо

Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

Что вы можете сделать, чтобы помочь птицам? – до 4 баллов

Зимой – подкормка птиц,

Весной – развешивание искусственных гнезд

Летом – обустройство поилок, купален

Посадка кустов и деревьев на территории

Почему необходимо организовывать зимнюю подкормку птиц? – 1 балл

Недостаточно корма

Каковы основные правила организации подкормки птиц зимой? – до 4 баллов

Вести подкормку каждый день

Желательно в одно и то же время

Лучше с утра

Кормушку следует разместить защищенном от ветра, недоступном для кошек месте.

Подведение итогов игры и награждение. Победителем и призерами становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Источники информации:

Агеев И.Г. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.

Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/ Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.

Календарь природы. Составитель – Е.Н. Чалова. – Пермь: ИД «Август», 2006 . – 46 с.

Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 96 с.

Приложение 1

Материалы для жюри

Ответы

Головоломка

В течение 5 минут необходимо найти названия 12 птиц. Слова могут располагаться по прямой линии, зигзагом, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

Синица, дятел, воробей, лазоревка, поползень, снегирь, чечетка, сорока, галка, московка, сойка, свиристель, гаичка.

Правила подкормки зимующих птиц

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут)

жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба

в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить

поползень, воробей, горихвостка, снегирь

все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица

много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра

это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку

декабрь, май, ноябрь, февраль

указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу

тетерев, дятел, снегирь, синица

тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку

каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится

птиц следует подкармливать каждый день

6. Узнай птицу

Итоговая ведомость игры «Птичий переполох»

Критерии оценки конкурсов

Команды, руководитель, ОУ

Тур 1. Разминка.

Тур 2. Головоломка

За каждый правильный ответ – 1 б.,

Тур 3. Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц»

Критерии: инициативность,

уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность

Каждый критерий оценивается от 0 до 3 б

Тур 4. Правила подкормки зимующих птиц

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 5. Конкурс капитанов

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 6 . Чей портрет?

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 7. Птичий фольклор

За каждый правильный ответ – 1 балл

Тур 8. Скорая помощь

Сумма баллов

Место