Шумеры изображения. Откуда пришли шумеры. У женщин был свой собственный язык

Внешний облик и быт шумеров

Об антропологическом типе шумеров можно в известной степени судить по костным остаткам: они принадлежали к средиземноморской малой расе европеоидной большой расы. Шумерский тип и по сию пору встречается в Ираке: это смуглые люди невысокого роста, с прямым носом, курчавыми волосами и обильной растительностью на лице и на теле. Волосы и растительность тщательно сбривали, чтобы предохранить себя от вшей, - поэтому в шумерских статуэтках и рельефах столь много изображений бритоголовых и безбородых людей. Бриться необходимо было и в культовых целях - в частности, бритыми всегда ходили жрецы. На тех же изображениях - большие глаза и большие уши, но это всего лишь стилизация, также объясняющаяся требованиями культа (большие глаза и уши как вместилища мудрости).

Ни мужчины, ни женщины Шумера не носили нижнего белья. Зато до конца дней своих они не снимали с талии надетого на голое тело магического двойного шнурка, оберегавшего жизнь и здоровье. Основной одеждой мужчины были рубашка-безрукавка (туника) из овечьей шерсти, длиной значительно выше колен, и набедренная повязка в виде шерстяного полотнища с бахромой на одной стороне. Бахромчатый край мог прикладываться к юридическим документам вместо печати, если человек был недостаточно знатен и личной печати не имел. В очень жаркую погоду мужчина мог появляться на люди в одной только повязке, а нередко и полностью обнаженным.

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской, но женщины никогда не ходили без туники и не появлялись в одной тунике, без другой одежды. Женская туника могла доходить до колен и ниже, иной раз имела разрезы сбоку. Была известна и юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, причем верхнее заворачивалось в жгут-пояс. Традиционной одеждой знатных людей (как мужчин, так и женщин), помимо туники и повязки, была «завертка» из полотнища, покрытого нашитыми флажками. Флажки эти, вероятно, не что иное, как бахрома из цветной пряжи или ткани. Никакого покрывала, которое закрывало бы лицо женщины, в Шумере не было. Из головных уборов знали войлочные круглые шапки, шляпы и колпаки. Из обуви - сандалии и сапоги, но в храм всегда приходили босыми. Когда наступали холодные дни поздней осени, шумеры заворачивались в плащ-накидку - прямоугольное полотнище, в верхней части которого с обеих сторон было прикреплено по одной или по две лямки, завязывающиеся узлом на груди. Но холодных дней бывало немного.

Шумеры очень любили ювелирные украшения. Богатые и знатные женщины носили тесный «воротник» из прилегавших друг к другу нитей бус, от подбородка до выреза туники. Дорогие бусы изготовлялись из сердолика и лазурита, более дешевые - из цветного стекла (хурритские), самые дешевые - из керамики, раковины и кости. И мужчины и женщины носили на шее шнур с большим серебряным или бронзовым кольцом-пекторалью и металлические обручи на руках и ногах.

Мыло еще не было изобретено, поэтому для омовения и для стирки применяли мылящиеся растения, золу и песок. Чистая пресная вода без ила была в большой цене - ее носили из колодцев, вырытых в нескольких местах города (часто на высоких холмах). Поэтому ее берегли и тратили чаще всего для омовения рук после жертвенной трапезы. Знали шумеры и умащения, и благовония. Смолы хвойных растений для изготовления благовоний ввозились из Сирии. Женщины подводили глаза черно-зеленым сурьмяным порошком, защищавшим от яркого солнечного света. Умащения также имели прагматическую функцию - они предотвращали чрезмерную сухость кожи.

Как бы ни была чиста пресная вода городских колодцев, пить ее было нельзя, а очистных сооружений тогда еще не придумали. Тем более невозможно было пить воду рек и каналов. Оставалось ячменное пиво - напиток простолюдинов, финиковое пиво - для людей побогаче и виноградное вино - уже для самых знатных. Пища шумеров, на наш современный вкус, была довольно скудной. В основном это лепешки из ячменя, пшеницы и полбы, финики, молочные продукты (молоко, масло, сливки, сметана, сыр) и различные сорта рыбы. Мясо ели только по большим праздникам, доедая оставшееся от жертвы. Сладости готовили из муки и финиковой патоки.

Типичный дом среднего горожанина был одноэтажным, построенным из кирпича-сырца. Комнаты в нем располагались вокруг открытого внутреннего дворика - места принесения жертв предкам, а еще раньше и места их погребения. Зажиточный шумерский дом был на этаж выше. Археологи насчитывают в нем до 12 комнат. Внизу находились гостиная, кухня, туалет, людская и отдельное помещение, в котором располагался домашний алтарь. В верхнем этаже размещались личные покои хозяев дома, включая спальню. Окон не было. В богатых домах встречаются стулья с высокой спинкой, тростниковые маты и шерстяные коврики на полу, в спальнях - большие кровати с резными деревянными спинками. Бедные довольствовались в качестве сиденья связками тростника и спали на циновках. Имущество хранили в глиняных, каменных, медных или бронзовых сосудах, куда попадали даже таблички домашнего хозяйственного архива. Шкафов, по-видимому, не было, зато известны туалетные столики в хозяйских покоях и большие столы, за которыми принимали пищу. Это важная деталь: в шумерском доме хозяева и гости за трапезой не сидели на полу.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Искусство шумеров Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Социальное окружение и внешний облик О второстепенных сторонах жизни Павла и его отношениях с людьми мы ничего не знаем наверняка. Будучи римским гражданином, он принадлежал к уважаемому слою общества, но был, вероятно, беден - он зарабатывал себе на жизнь ремеслом,

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.3. Хронология шумеров Одним из древнейших очагов цивилизации считается Месопотамия (Междуречье). Однако вокруг списка царей, составленного шумерийскими жрецами, сложилась ещё более сложная ситуация, чем с римской хронологией. «Это был своего рода костяк истории,

Из книги Петр Великий автора Валишевский Казимир

Глава 1 Внешний облик. Черты характера IКрасивого юношу изобразил в 1698 году в Лондоне Кнеллер: приятное, мужественное лицо, с чертами тонкими и правильными, выражением благородным и гордым, с блеском ума и красоты в больших глазах, улыбкой на, пожалуй, слишком крупных губах.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Мир шумеров. Лугальаннемунду Шумеро-аккадская цивилизация Нижней Месопотамии не была изолированным островком высокой культуры, окруженным периферийными варварскими племенами. Напротив, многочисленными нитями торговых, дипломатических и культурных контактов она была

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГДЕ РОДИНА ШУМЕРОВ? В 1837 г. во время одной из служебных командировок английский дипломат и лингвист Генри Роулинсон увидел на отвесной скале Бехистун, у древней дороги на Вавилон, какой?то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Роулинсон срисовал и рельефы, и

автора Резников Кирилл Юрьевич

Внешний облик, языки Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Внешний облик, происхождение Какие же они, полинезийцы? Антропологически, полинезийцы занимают промежуточное положение между большими расами. У них, как у южных европеоидов и австралоидов, черные волнистые волосы, хотя встречаются прямые и изредка курчавые, как у

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Космическая родина шумеров? О шумерах – пожалуй, самом загадочном народе Древнего мира – известно лишь то, что пришли они на свое историческое место обитания неизвестно откуда и превосходили по уровню развития аборигенные народы. А главное – до сих пор неясно, откуда

Из книги Люди города Ура автора Дьяконов Игорь Михайлович

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Открытие шумеров Опираясь на результаты анализа ассиро-вавилонской клинописи, филологи все больше убеждались в том, что за спиной могущественных царств Вавилонии и Ассирии существовал когда-то более древний и высоко развитый народ, который и создал клинописное письмо,

Из книги Адрес - Лемурия? автора Кондратов Александр Михайлович

От Колумба до шумеров Итак, представление о земном рае, находящемся на востоке, разделял Христофор Колумб, и оно сыграло свою роль в открытии Америки. Как отмечает академик Крачковский, гениальный Данте, «многим обязанный мусульманской традиции, как выяснилось в XX в.,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Вселенная» шумеров Шумеро-аккадская цивилизация Нижней Месопотамии существовала в далеко не «безвоздушном пространстве», заполненном периферийными варварскими племенами. Напротив, плотной сетью торговых, дипломатических и культурных контактов она была связана с

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Уже не раз те библейские легенды, которые многие века принимались за вымысел, находки на территории шумерского государства подтверждали, как реальные. Одно только существование шумерского варианта доказывает, что Библия – не первоисточник в этих знаниях. Что она, как минимум, скопировала стародавние легенды. И как максимум, воплотила в себе сказания другого, вымершего или уничтоженного народа.

Потоп, согласно рассказу шумерского сказителя, произошел уже после того, как боги создали людей. К сожалению, легенда дошла до нас только в одном экземпляре. И то, табличка, которую ученые обнаружили в Ниппуре, сильно повреждена, и часть записи навсегда потеряна для исследователей. Табличка о потопе считается документом и имеет огромную ценность для истории человечества. В ней не хватает верхней части таблички, которая содержала 37 строк из древнешумерского эпоса о потопе. Именно в этой части, видимо, говорилось о причинах, по которым боги решили погубить людей. Видимый текст начинается с желания какого-то верховного бога спасти человечество от полного вымирания. Им движет вера в то, что к людям вернется религиозность и почитание тех, кто их создал...



Наиболее характерным скульптурным изображением раннего шумерского периода является глубокий рельеф. Это особый вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым по отношению к плоской поверхности фона. У шумеров - это почти горельеф, в котором изображение высоко выдается над поверхностью фона.

Рельеф, изображающий голову богини Инанны Урукский, одно из наиболее ранних произведений подобного рода. Детали рельефа четко прорисованы – крупноватый нос, тонкие губы, огромные глазницы Особый акцент сделан на носогубных линиях, что придает богине выражение высокомерное и довольно мрачное. Инкрустированные глаза, которые раньше находились в глазницах, к сожалению, не сохранились. Размеры скульптурного изображения почти совпадают с реальными, задняя поверхность плоская. Высказывается предположение, что фигура богини была изображена на поверхности стены храма, а над ней, в направлении молящегося, крепилось выпуклое изображение головы богини. Это создавало эффект выхода богини в мир людей и служило для устрашения простых смертных....



Первые скульптурные изображения шумеров были найдены во время археологических раскопок Джемдет-Насра на территории современного Ирака. Это небольшие статуэтки, изображающие странных диковинных существ, с вытянутыми головами и огромными глазами.

Исследователи до сих пор не определились с назначением этих статуэток, вряд ли они изображали реальных людей. Большинство ученых связывает их с культовыми обрядами воспроизводства и плодородия. К тому же времени относятся небольшие скульптуры животных, очень красочно и выразительно отображающие натуру.

Подлинный расцвет шумерский скульптуры начинается после разгрома Аккадского царства. До наших времен дошло множество хорошо сохранивших монументальных изображений правителя Лагаша Гудеа, выполненных главным образом их диорита...



Цилиндрическая печать, как важнейший атрибут человека, идентифицирующий и удостоверяющий его личность, впервые появился у шумеров в урукский период.

Цилиндрическая печать представляла собой цилиндр, вытачиваемый из обычного или полудрагоценного камня. Цилиндр имел продольное осевое отверстие для удобства ношения на шее или поясе. Печати были различной длины - от 2 см до 8 см. Отличались они и толщиной – начиная от очень тонких печатей до таких, объем которых равен объему большого пальца мужчины. К началу III т. до нашей эры цилиндрические печати получают широкое распространение на всей территории Месопотамию.

На поверхности цилиндра вырезался рисунок, а при прокатывании печати по мокрой глине на ней оставалась выпуклая зеркальная копия рисунка. Искусство резьбы на цилиндрических печатях, глиптика, постепенно совершенствовалось и со временем изображения на печатях становятся настоящими шедеврами миниатюрного изображения.

Уже рисунки на первых шумерских печатях помимо симметричных геометрических орнаментов содержат сцены из повседневной жизни. Это и постройка храма, и ритуальные сцены принесения даров, и изображение группы обнаженных людей, связанных и избиваемых, вероятнее всего пленных. Также встречаются печати с изображениями астральных символов, луны, звезд, различных животных. Несколько позднее возникают ритуальные и мифологические сюжеты. Один из наиболее распространенных сюжетов, так называемый «фриз сражающихся»- декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, отображающая сцену битвы героев с неким ужасающим чудовищем. Черты одного из воинов представляют собой гремучую смесь черт дикого человека и животного, второй герой имеет облик реально существующего человека. Еще одно распространенное изображение - образ неизвестного божества, восседающего на троне в ладье. Диапазон толкования этого сюжета очень широк – от путешествия лунного божества по небесной сфере до традиционного для шумерских богов ритуала путешествия к отцу. До настоящего времени не поддается толкованию и еще один рисунок, получивший широкое распространение на цилиндрических печатях шумеров. Это изображение великана, бородатого и длинноволосого. В его руках сосуд, из которого изливаются два бурных водных потока. Образ зодиакального созвездия Водолей трансформировалось позднее именно из этого изображения...



Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог - владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм - жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение - дом, жилище богов - храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений. Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм. Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья. В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат...



Искусство, как особая форма познания и отражения действительности и внутреннего мира человека, началось у шумеров с росписи изделий из керамики. Изображения ранней керамики из Урука и Суз, датируемые концом IV тыс. до н.э, отражают желания человека постигнуть образ внешнего мира, осмыслить его и подчинить своим целям. Через память и получаемые навыки, человек пытается овладеть и, как бы поместить внутрь себя то, что отлично от его «я», чем он не является.

Древний мастер стремится не просто чисто механически отразить внешний предмет, он как бы пропускает его через себя, через свои эмоции и представления о жизни. Любой объект на изображении, будь то животное, птица или человек, имеет определенное место относительно других вещей и линий. Все они симметрично размещены на сосуде. Каждое изображение подчиняется смыслу всей композиции, при этом собственно индивидуальность объекта во внимание не принимается...



Современные представления об искусстве в мировой культуре во многом берут свое начало в Древней Греции и Риме периода античности. У шумеров, как и у других, более ранних цивилизаций, понятия «искусство», как некоего творческого процесса, направленного на создание эстетически-выразительных объектов, удовлетворяющих любовь человека к прекрасному, не существовало. Категории «красота» и «прекрасное» у древних шумеров имели значения, совершенно отличающиеся от современного понимания.

«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.

Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.

Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.

Мемориальная функция заключалась в обращении изделия к потомкам с призывом вечно чтить усопших и их деяния, помнить их имена. Каждое произведение шумерского искусства, будь то роспись по керамике, архитектурные сооружения или цилиндрическая печать, должно было действовать с прошлого времени и прокладывать дорогу в будущее. Каждая эпоха обязательно должна иметь знаковую связь между десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Конкретно же эстетическая функция искусства у древних шумеров, как создание гармоничных предметов, которые вызывают наслаждение и восхищение, отдельно не существовала. Эстетические понятия в древних шумерских текстах не связаны с определением красоты в современном ее представлении.



Этот символ был широко распространен в культуре Шумерской цивилизации. Впервые его обнаружили при раскопках в городе Лагаш. Правда, исследователи находили изображения орла и в культуре индоевропейского народа хеттов, которое расцвело примерно в те же века, что и шумерская цивилизация. Самая поздняя находка датируется тринадцатым веком до нашей эры. Шумеры наносили этот символ на печати, на стены, на сосуды и другие изделия и сооружения. Иногда орла изображали с жертвой в когтях (обычно с зайцем). Ученые интерпретируют это как образ могучего царя, который смотрит сразу во все стороны и побеждает трусливых врагов. К тому же образ двуглавого орла использовали в религиозных целях.

Двуглавый орел символизирует по древним верованиям солнце. Исследователи пришли к такому выводу, опираясь на логическую цепь: орел – царь всех птиц, Солнце – царь планет и всей системы. Орел ближе всех к солнцу, так как выше всех летает. Он олицетворяет благородство, власть, защиту от зла. Орел с когтями – символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Шумеры также считали, что орел – посланник богов, связующее звено между людьми и богами...



Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний...

Правителю города Ур-Бау удалось подчинить себе Урук, а в Уре свою дочь он назначил верховной жрицей. Политику Ур-Бай продолжил его зять – Гудеа. При нем в городе было построено несколько новых храмов, скрупулезно соблюдались все общественные повинности на благо храма, тщательно проводились все древнейшие ритуалы.

Но шумерские города не хотели терпеть над собой власть кутиев...

Шумер был одной из древнейших цивилизаций на Земле. Более 7000 лет назад шумеры построили дороги и стены своего первого города. Они первыми в истории человечества покинули свои насиженные места и племенные дома, отказавшись от привычных земледелия и скотоводства, и переехали жить в настоящий город. сегодня сохранилось мало артефактов, которые бы могли что-то рассказать о жизни в 5000 году до н.э., тем не менее учёные тщательно изучают все находки и уже мог

1. У женщин был свой собственный язык

Мужчины и женщины в Шумере не были равны. Когда наступало утро, мужчина был уверен, что жена уже приготовила ему завтрак. Когда у семьи были дети, то они отправляли мальчиков в школу, а девочек оставляли дома. Жизнь мужчин и женщин была настолько разной, что женщины даже разработали свой собственный язык.

Основной шумерский язык назывался «эмегир», но у женщин был свой отдельный диалект под названием «эмзаль» («женский язык»), и о нем не сохранилось никаких записей. Некоторые звуки в женском языке произносились по-другому, также представительницы слабого пола использовали некоторые слова и несколько гласных, которых не было в эмегире.

2. Шумеры платили налоги, прежде чем они изобрели деньги

Налоги существуют дольше, чем деньги для их оплаты. Еще до того, как в Месопотамии появились первые монеты и серебряные сикли, народ должен отдавать правителю часть своих доходов. Часто шумерские налоги не отличались от современных. Вместо денег правитель взимал процент от того, что производили люди. Фермеры отправляли урожай или скот, в то время как торговцы могли платить кожей или древесиной.

Богатые люди облагались гораздо большим налогом - в некоторых случаях приходилось отдавать правителю половину того, что они заработали. Однако это был не единственный способ оплаты налогов. Шумеры практиковали работу в общественных проектах. В течение месяца каждый год мужчина должен был покинуть свой дом, чтобы работать на ферме, копать оросительные каналы или воевать. От подобной повинности могли откупиться (заплатить кому-то другому, чтобы отработали вместо него) только богатые люди.

3. Жизнь вращалась вокруг пива

Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива. Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека.

Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

4. Использование опиума

Пиво не было единственным способом «расслабиться» в Шумере. У шумеров был опиум, и они определенно использовали это вещество. Шумеры выращивали опийный мак по меньшей мере с 3000 г. до н.э. Сегодня нет большого количества информации о том, что они с ним сделали, но название, которое дали маку шумеры, явно говорит само за себя - они называли его «растением радости». Существуют теории, что шумеры использовали эти растения для медицины, в частности, в качестве болеутоляющего средства.

5. Новая жена для правителя ежегодно

Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц - группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» - и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму.

В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.

6. Жрицы были врачами и стоматологами

Жрицы были не только гаремом правителя - они были одними из самых полезных людей в шумерском обществе. Это были поэты, книжники и некоторые из первых врачей в истории. Шумерские города всегда строили вокруг храмового комплекса. В центре располагался великий зиккурат, окруженный зданиями, в которых жили священники и жрицы, а ремесленники работали над общественными проектами. Это было огромное пространство, которое занимало треть города, и оно использовалось не только для проведения церемоний.

Здесь также были детские дома, астрономические центры и крупные деловые организации. Однако именно снаружи комплекса проделывалась самая исторически важная работа. Сюда приходили больные и просили жриц осмотреть их. Эти женщины выходили наружу и проверяли здоровье пациентов. Они диагностировали больных и готовили для них лекарства для них.

7. Грамотность - это богатство

Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.

8. Бедняки, живущие за пределами города

Не каждый шумер был частью подобного «верхнего эшелона общества». Большинство из них относились к нижнему классу, живя на фермах за пределами городских стен или помогая низкооплачиваемым рабочим-ремесленникам в городе. Пока богатые жили в глинобитных домах с мебелью, окнами и лампами, бедные должны селиться в тростниковых палатках. Они спали на соломенных матах на земле, и в таких условиях жили все их семьи. За пределами городских стен жизнь была тяжелой. Но люди могли двигаться вверх. Трудолюбивая семья могла торговать некоторыми из своих культур, чтобы купить больше земли, или сдавать свои земли с прибылью.

9. Армия завоевателей

И все же жизнь бедняков Шумера была намного лучше, чем жизнь рабов. Шумерские правители постоянно использовали порабощенных рабочих в своих городах, а набирали рабов просто - проводя набеги на людей, которые жили в горах. Налетчики уводили с собой этих людей в плен и отбирали у них все имущество. Шумерские правители считали, что если боги даруют им победу, то божественная воля заключается в том, чтобы сделать из жителей гор рабов.

Обычно рабами-мужчинами руководили женщины, а женщины-рабыни часто становились полностью бесправными наложницами. Хотя, стоит отметить, что были и варианты обрести свободу. Женщина-рабыня могла выйти замуж только за свободного мужчину, хотя ей пришлось бы отдать своего первенца своему хозяину в качестве оплаты. Мужчина-раб мог сделать достаточно, чтобы купить свою свободу и даже получить свою землю. Но здесь была и обратная сторона - никто не был застрахован от рабства. Если свободный человек попадал в долговую кабалу или совершал преступление, то его делали рабом.

10. Ритуальные погребения

В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.

Шумер был одной из древнейших цивилизаций на Земле. Более 7000 лет назад шумеры построили дороги и стены своего первого города. Они первыми в истории человечества покинули свои насиженные места, отказавшись от привычных земледелия и скотоводства, и переехали жить в настоящий город. Сохранилось мало артефактов, которые бы могли что-то рассказать о жизни в 5000 году до н.э., тем не менее учёные могут рассказать кое-что о жизни шумеров.

1.

У женщин был свой собственный язык


Мужчины и женщины в Шумере не были равны. Когда наступало утро, мужчина был уверен, что жена уже приготовила ему завтрак. Когда у семьи были дети, то они отправляли мальчиков в школу, а девочек оставляли дома. Жизнь мужчин и женщин была настолько разной, что женщины даже разработали свой собственный язык.
Основной шумерский язык назывался «эмегир», но у женщин был свой отдельный диалект под названием «эмзаль» («женский язык»), и о нем не сохранилось никаких записей. Некоторые звуки в женском языке произносились по-другому, также представительницы слабого пола использовали некоторые слова и несколько гласных, которых не было в эмегире.

2.

Шумеры платили налоги, прежде чем они изобрели деньги


Натурпродукт как средство уплаты налогов.
Налоги существуют дольше, чем деньги для их оплаты. Еще до того, как в Месопотамии появились первые монеты и серебряные сикли, народ должен отдавать правителю часть своих доходов. Часто шумерские налоги не отличались от современных. Вместо денег правитель взимал процент от того, что производили люди. Фермеры отправляли урожай или скот, в то время как торговцы могли платить кожей или древесиной.
Богатые люди облагались гораздо большим налогом - в некоторых случаях приходилось отдавать правителю половину того, что они заработали. Однако это был не единственный способ оплаты налогов. Шумеры практиковали работу в общественных проектах. В течение месяца каждый год мужчина должен был покинуть свой дом, чтобы работать на ферме, копать оросительные каналы или воевать. От подобной повинности могли откупиться (заплатить кому-то другому, чтобы отработали вместо него) только богатые люди.

3.

Жизнь вращалась вокруг пива


Шумерская табличка с рецептом приготовления пива.
Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива. Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека.
Конечно, шумерское пиво отличалось от современного. Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

4.

Использование опиума


Пиво не было единственным способом «расслабиться» в Шумере. У шумеров был опиум, и они определенно использовали это вещество. Шумеры выращивали опийный мак по меньшей мере с 3000 г. до н.э. Сегодня нет большого количества информации о том, что они с ним сделали, но название, которое дали маку шумеры, явно говорит само за себя — они называли его «растением радости». Существуют теории, что шумеры использовали эти растения для медицины, в частности, в качестве болеутоляющего средства.

5.

Новая жена для правителя ежегодно


Документ о вступлении в брак.
Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц - группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» - и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму.
В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.

6.

Жрицы были врачами и стоматологами


Шумерская жрица.
Жрицы были не только гаремом правителя - они были одними из самых полезных людей в шумерском обществе. Это были поэты, книжники и некоторые из первых врачей в истории. Шумерские города всегда строили вокруг храмового комплекса. В центре располагался великий зиккурат, окруженный зданиями, в которых жили священники и жрицы, а ремесленники работали над общественными проектами. Это было огромное пространство, которое занимало треть города, и оно использовалось не только для проведения церемоний.
Здесь также были детские дома, астрономические центры и крупные деловые организации. Однако именно снаружи комплекса проделывалась самая исторически важная работа. Сюда приходили больные и просили жриц осмотреть их. Эти женщины выходили наружу и проверяли здоровье пациентов. Они диагностировали больных и готовили для них лекарства для них.

7.

Грамотность - это богатство


Табличка с шумерской клиинописью.
Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.

8.

Бедняки, живущие за пределами города


Стены шумерского города.
Не каждый шумер был частью подобного «верхнего эшелона общества». Большинство из них относились к нижнему классу, живя на фермах за пределами городских стен или помогая низкооплачиваемым рабочим-ремесленникам в городе. Пока богатые жили в глинобитных домах с мебелью, окнами и лампами, бедные должны селиться в тростниковых палатках. Они спали на соломенных матах на земле, и в таких условиях жили все их семьи. За пределами городских стен жизнь была тяжелой. Но люди могли двигаться вверх. Трудолюбивая семья могла торговать некоторыми из своих культур, чтобы купить больше земли, или сдавать свои земли с прибылью.

9.

Армия завоевателей


Шумеры-завоеватели.
И все же жизнь бедняков Шумера была намного лучше, чем жизнь рабов. Шумерские правители постоянно использовали порабощенных рабочих в своих городах, а набирали рабов просто - проводя набеги на людей, которые жили в горах. Налетчики уводили с собой этих людей в плен и отбирали у них все имущество. Шумерские правители считали, что если боги даруют им победу, то божественная воля заключается в том, чтобы сделать из жителей гор рабов.
Обычно рабами-мужчинами руководили женщины, а женщины-рабыни часто становились полностью бесправными наложницами. Хотя, стоит отметить, что были и варианты обрести свободу. Женщина-рабыня могла выйти замуж только за свободного мужчину, хотя ей пришлось бы отдать своего первенца своему хозяину в качестве оплаты. Мужчина-раб мог сделать достаточно, чтобы купить свою свободу и даже получить свою землю. Но здесь была и обратная сторона - никто не был застрахован от рабства. Если свободный человек попадал в долговую кабалу или совершал преступление, то его делали рабом.

10.

Ритуальные погребения


В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.

Цивилизация древнего Шумера, ее внезапное появление произвели на человечество эффект, сопоставимый с ядерным взрывом: глыба исторического знания разлетелась на сотни мелких фрагментов, и прошли годы, прежде чем этот монолит смогли скомпоновать по-новому.

Шумеры, которых за полторы сотни лет до периода расцвета их цивилизации вообще практически не «существовало», дали человечеству столько, что многие до сих пор задаются вопросом: а были ли они на самом деле? И если были, почему растворились во тьме веков с безропотной немотой?

До середины XIX века о шумерах никто ничего не знал. Те находки, которые впоследствии признали шумерскими, поначалу относили к иным периодам и другим культурам. И это не поддается объяснению: богатая, хорошо организованная, «мощная» цивилизация настолько глубоко ушла в «подполье», что это противоречит логике. Тем более что достижения древнего Шумера, как выяснилось, настолько впечатляющи, что «скрыть» их практически невозможно, так же как невозможно убрать из истории египетских фараонов, майяские пирамиды, этрусские надгробия, иудейские древности.

Возвышающий обман?

После того как феномен шумерской цивилизации стал общепризнанным фактом, многие из исследователей признали их право на «культурное первородство». Крупнейший эксперт по Шумеру профессор Сэмюел Ной Крамер в одной из своих книг подвел итог этому явлению, объявив, что «история начинается в Шумере». Профессор не погрешил против истины -он пересчитал количество предметов, право открытия которых принадлежит шумерам, и обнаружил, что их было не менее тридцати девяти. И главное, каких предметов! Если бы кто-то из древних цивилизаций изобрел что-то одно, то навсегда вошел бы в историю! А тут целых 39 (!), и одно значительней другого!

Шумеры изобрели колесо, парламент, медицину и множество других вещей, которыми мы пользуемся по сей день

Судите сами: помимо первой системы письменности шумеры придумали колесо, школу, двухпалатный парламент, историков, что-то вроде газеты или журнала, который историки назвали «Альманах земледельца». Они первыми стали изучать космогонию и космологию, собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литературные дебаты, первыми придумали деньги, налоги, издали законы, провели социальные реформы, изобрели медицину (рецепты, по которым мы получаем лекарство в аптеках, тоже впервые появились в древнем Шумере). Они же создали настоящего литературного героя, который в Библии получил имя Ной, а шумеры называли его Зиудсура. Впервые он появился в шумерском эпосе о Гильгамеше задолго до того, как была создана Библия.

Некоторые шумерские начинания до сих пор используются людьми и вызывают восхищение. Например, медицина имела очень высокий уровень. В Ниневии (одном из шумерских городов) обнаружили библиотеку, в которой имелся целый медицинский отдел: около тысячи глиняных табличек! Можете себе представить — сложнейшие медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, в которых рассказывали о гигиенических правилах, об операциях, даже об удалении катаракты и применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях! И все это происходило около 3500 года до нашей эры — то есть более пятидесяти веков назад!

Учитывая древность, когда все это происходило, очень трудно осмыслить и другие достижения цивилизации, спрятанной в междуречье Тигра и Евфрата.

Шумеры были бесстрашными путешественниками и выдающимися мореходами, построившими первые в мире суда. В одной из надписей, раскопанной в городе Лагаш, рассказывается о том, как ремонтировать суда, и перечисляются материалы, которые местный правитель доставлял для строительства храма. Там было все, начиная от золота, серебра, меди до диорита, сердолика и кедра.

Да что говорить: первую печь для обжига кирпича тоже построили в Шумере! Там же изобрели технологию для выплавки металлов из руды, например меди — для этого руда нагревалась до температуры свыше 800 градусов в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, проводился тогда, когда был исчерпан запас натуральной самородной меди. Удивительно, но эти новаторские технологии были освоены шумерами несколько столетий спустя после возникновения цивилизации.

И вообще, шумеры произвели все свои открытия и изобретения в течение очень короткого времени — ста пятидесяти лет! Другие цивилизации за этот промежуток времени только-только становятся на ноги, делают первые шаги, а шумеры, словно безостановочный конвейер, поставили миру образчики изобретательской мысли и гениальных открытий. Глядя на все это, невольно возникает множество вопросов, первый из которых: что же это за чудесный, мифический народ, который явился неизвестно откуда, подарил массу полезных вещей — от колеса до двухпалатного парламента — и ушел в неизвестность, не оставив после себя практически никаких следов?

Уникальная письменность — клинопись тоже изобретение шумеров. Шумерская клинопись долго не поддавалась разгадке, пока ею не занялись английские дипломаты, а одновременно и разведчики

Судя по списку достижений, шумеры были родоначальниками цивилизации, с которой история начала свой отчет. А раз так, то имеет смысл приглядеться к ним повнимательней, чтобы понять — как это стало возможно? Откуда этот загадочный этнос черпал материал для вдохновения?

Низкие истины

Версий о том, откуда пришли шумеры и где находится их родина, существует немало, однако окончательно эта тайна не разрешена. Начнем с того, что даже наименование «шумеры» появилось недавно — сами они называли себя черноголовыми (почему — тоже неясно). Однако то, что их родина — не Междуречье, совершенно очевидно: их внешний вид, язык, культура были совершенно чужды племенам, жившим в те времена в Месопотамии! Более того, шумерский язык не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков!

Большинство ученых-историков склоняется к тому, что первоначальным местом обитания шумеров была некая гористая местность в Азии — недаром слова «страна» и «гора» на шумерском языке пишутся одинаково. А принимая во внимание их умение строить корабли и «быть на ты» с водой, они жили или на берегу моря, или рядом с ним. Шумеры и в Междуречье пришли по воде: вначале они появились в дельте Тигра, а уже потом стали осваивать болотистые, непригодные для жизни берега.

Осушив их, шумеры возвели разнообразные здания, причем на искусственных насыпях или на террасах, сложенных из сырцового кирпича. Подобный метод постройки, скорей всего, не свойственен равнинным жителям. Исходя из этого, ученые предположили, что их родина — остров Дильмун (нынешнее название — Бахрейн). Этот остров, расположенный в Персидском заливе, упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше. Шумеры называли Дильмун своей родиной, их корабли посещали остров, однако современные исследователи считают, что нет никаких серьезных доказательств того, что Дильмун был колыбелью древнего Шумера.

Гильгамеш в окружении быкоподобных людей поддерживает крылатый диск — символ ассирийского бога Ашшура

Существует версия и о том, что родиной шумеров были Индия, Закавказье и даже Западная Африка. Но тогда непонятно: почему на пресловутой шумерской родине на тот момент никакого особенного прогресса не наблюдалось, а в Междуречье, куда приплыли беглецы, случился неожиданный взлет? Да и какие суда, допустим, были в том же Закавказье? Или в Древней Индии?

Существует версия и о том, что шумеры — это потомки коренного населения затонувшей Атлантиды, атлантов. Сторонники подобной версии утверждают, что этот остров-государство погиб в результате извержения вулкана и гигантских цунами, накрывших даже континент. Невзирая на всю спорность подобной версии, она хотя бы объясняет тайну возникновения шумеров.

Если предположить, что извержение вулкана на острове Санторин, расположенном в Средиземном море, погубило цивилизацию атлантов в самом ее расцвете, почему бы не допустить, что часть населения спаслась и впоследствии осела в Междуречье? А ведь атланты (если считать, что именно они населяли Санторин) имели высокоразвитую цивилизацию, которая славилась прекрасными мореходами, зодчими, врачами, знающими, как строить государство и управлять им.

Самый надежный способ установить родственную связь между теми или иными народами — это сравнить их языки. Связь может быть близкой — тогда считается, что языки относятся к одной языковой группе. В этом смысле у всех народов, в том числе и давно исчезнувших, есть языковые родственники среди народов, живущих по сей день.

Но шумеры — единственный народ, не имеющий языковой родни! Они уникальны и неповторимы и в этом! Да и расшифровка их языка и письменности сопровождалась рядом обстоятельств, которые иначе, как подозрительными, не назовешь.

Британский след

Самым важным пунктом в длинной цепи обстоятельств, приведших к открытию древнего Шумера, было то, что его нашли не благодаря любознательности археологов, а в… кабинетах ученых. Увы, право обнаружения самой древней цивилизации принадлежит лингвистам. Пытаясь постичь тайны клинообразного письма, они, как сыщики в детективном романе, вышли на след неизвестного доселе народа.

Но вначале это было не более чем догадкой, пока в середине XIX века поиском не занялись сотрудники британского и французского консульств (как известно, большинство сотрудников консульств — профессиональные разведчики).

Бехистунская надпись



Вначале это был офицер британской армии майор Генри Роулинсон. В 1837-1844 годах этот любознательный военный, дешифровщик персидской клинописи, срисовал Бехистунскую надпись — трехъязычную надпись на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Эту надпись, сделанную на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, майор расшифровывал в течение 9 лет (кстати, подобная же надпись была на Розеттском камне в Египте, который нашли под руководством барона Денона, тоже дипломата и разведчика, в свое время выставленного за шпионаж из России).

Уже тогда у отдельных ученых возникло подозрение, что перевод с древнеперсидского языка подозрителен и похож на язык посольских шифровальщиков. Но Роулинсон тут же представил ученым глиняные словари, изготовленные древними персами. Они-то и подтолкнули ученых к поискам древней цивилизации, существующей в этих местах.

Включился в этот поиск и Эрнест де Саржак — еще один дипломат, на этот раз французский. В 1877 он нашел статуэтку, сделанную в неизвестном стиле. Саржак организовал раскопки в той местности и — что вы думаете? — достал из-под земли целую груду невиданной красоты артефактов. Так в один прекрасный день нашлись следы народа, давшего миру первую в истории письменность — и вавилонянам, и ассирийцам, и более поздним крупным городам-государствам Малой Азии и Ближнего Востока.

Удивительная везучесть сопутствовала и бывшему лондонскому граверу Джорджу Смиту, расшифровавшему выдающийся шумерский эпос о Гильгамеше. В 1872-м он работал ассистентом египетско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки части текста, записанного на глиняных табличках (в Лондон их прислал Ормуз Расам, приятель Роулинсона и тоже разведчик), Смит обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш.

Он понял, что части рассказа не хватает, поскольку несколько табличек отсутствуют. Находка Смита вызвала сенсацию. Газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдет отсутствующие фрагменты сказания. Джордж воспользовался этим и отправился в Месопотамию. И что вы думаете? Его экспедиции удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть эпоса, перевернувшего наше представление о Древнем мире.

Все эти «странности» и «случайности», сопутствующие большому открытию, привели к тому, что в мире появилось немало сторонников конспирологической версии, которая гласит: древнего Шумера никогда не было, все это дело рук бригады аферистов!

Но зачем им это было нужно? Ответ прост: в середине XIX века европейцы решили прочно обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии, где явственно пахло большой выгодой. Но для того чтобы присутствие выглядело законным, требовалась теория, оправдывающая их появление. И тогда появился миф о индоарийцах — белокожих предках европейцев, которые жили здесь испокон веков, до прихода семитов, арабов и прочих «нечистых». Так возникла идея о древнем Шумере — великой цивилизации, которая существовала в Междуречье и подарила человечеству величайшие открытия.

Но как тогда быть с глиняными табличками, клинописью, золотыми украшениями и прочими материальными доказательствами реальности шумеров? «Все это было собрано из самых разных источников, — утверждают конспирологи. — Недаром неоднородность культурного наследия шумеров объясняют тем, что у них каждый город был отдельным государством — Ур, Лагаш, Ниневия».

Впрочем, серьезные ученые на эти возражения не обращают внимания. Тем более что это, да простит нас древний Шумер, не более чем версия, на которую можно попросту махнуть рукой.

Игорь РОДИОНОВ