Современные проблемы науки и образования. Событийность в образовательном процессе Сообщение на гмо






Шаг 1. О воспитательной работе в ПРОЕКТЕ Профессиональный стандарт педагога 4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен: 1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2.Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.


Шаг 2. Открытые вопросы о воспитательной работе С какими сложностями вы встречаетесь при подборе и написании воспитательных мероприятий? Что делаете сейчас, чтобы детям на воспитательном мероприятии было интересно? Как думаете, чего не хватает в ваших сегодняшних действиях при подготовке к воспитательному событию? Можно ли использовать и как, творческий подход в реализации ситуативного события?




Рисуем по шагам. Этап 1. Контуры Возьмите ручку или карандаш. Вначале поставьте точку в середине листа. Затем разделите пространство листа: на половине расстояния между точкой и нижней кромкой листа проведите горизонтальную прямую линию. Выше линии, но ниже точки нарисуйте ломаную, неровную линию. Это будет горный хребет.






Этап 4. Детали Перпендикулярно стволу нарисуйте крону в виде трех темных неровных ярусов. Добавьте ещё ветвей. Затем плотно заполните нижнюю часть рисунка(это будет земля), кривыми линиями нарисуйте траву. Подпишите свой «шедевр» и поставьте дату. ВОТ ЭТО ДА!


Рефлексия Сколько на эту деятельность у Вас ушло времени? Согласны ли вы с тем, что у вас получился шедевр? Что испытали при выполнении данной работы? Была ли это- ситуация-события? Сможете ли использовать данную технику в своей практической деятельности?



«Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но вес равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения» А.С. Макаренко










От чего зависит тип событийности? -от темы(проблемы); - от области искусства, которая используется при организации события; - от времени и места события; - от партнеров(зрителей) которых приглашают на событие, от тех для кого оно проводится; - от самих детей.


Формы событийности, как возможные варианты Карнавал; Спектакль, флеш-моб, социальные акции; Киноклуб(киноакадемия); Фотовыставка; Плэнер и ИЗО-выставка; Вечер кино как сборочная творческая работа; Фестиваль детских и молодежных творческих работ; Создаем виртуальный музей, экскурсии по историческим местам; Исторические ролевые игры.


Рефлексия Как можно сегодня представить событийный подход в современной практики воспитания?(используйте ассоциации). Необходимые условия для организации воспитательного события? Всегда ли нужна воспитательная ситуация для реализации события? Перечислите основные характеристики события?






Резюме «Событию» в педагогике противостоит «формальное действие», т.е. проходное мероприятие, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами присутствующих. Потому так важно правильно расставить приоритеты в пользу организации событийной деятельности, чтобы эффект грозы, события для ребенка запомнился как яркий жизненный артефакт.



Татьяна Коньшина
Педагогические ресурсы событийной педагогики в образовании детей дошкольного возраста

Новые требования к качеству дошкольного образования , выраженные в Федеральном стандарте, утверждение профессионального стандарта педагога , модернизация дошкольного образования – все это направлено на развитие личности ребёнка. Но, не-смотря на постоянное совершенствование образова-тельных технологий , использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов , ведущая роль в содействии в развитии личности дошкольника по прежнему принадлежит (кому уважаемые коллеги) воспитателю. Да именно он при-нимает непосредственное участие в процессе форми-рования у ребёнка «Я-концепции» , окружающего ми-ра и место человека в нём, системы отношений к себе и другим, к обществу и бытию в целом.

Одна из значимых идей современного образования - его событийность . В результате которой оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.

Эльконин дал такое определение «Образовательное событие -это специальная форма организации и реали-зации образовательной деятельности , выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знаний.

Событийный подход в педагогике чаще всего понима-ется как технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и от-дельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздей-ствия. Ему присущ целостный характер, т к оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и по-ведение личности.

Уважаемые педагоги давай те вспомним 3 постулата, которые должен сделать каждый человек «Посади дерево, вырасти ребёнка и построй дом» - гласит народная мудрость. В ней скрыто глубинное понимание духовности - назначение и смысл земного бытия человека. Без осознания этой, на вид простой истины, невозможно научиться «сеять разумное, доброе, вечное» . Ведь творчество педагога , как и всякое творчество, не может осуществляться само по себе. Оно для других. Для истинного педагога - каждый ребёнок це-лая планета, которую нужно открыть и понять.

Через мои руки прошло не мало ребят и я уже по-рой могу с первого взгляда на воспитанника наметить какие то перспективные линии его развития. Стараюсь внутренне вжиться в каждого ребёнка, поставить себя на его место и его глазами посмотреть на всё окружающее.

Широко пользуюсь мною проверенным методом доверия. Но тут надо учесть одно обстоятельство, ко-торое имеет первостепенное значение : надо чтобы ре-бёнок верил тебе без всякого сомнения. И только то-гда можно проникнуть в его душу, да и сам он рас-скажет самое сокровенное. Вот тогда и начинается процесс «лепки» . Лепки будущего человека. Знать воспитанника «На сегодня» - мало, надо знать его «на завтра» , чтобы совершенствовать его характер, про-ектировать его будущее.

Поэтому моя педагогическая деятельность постро-ена на основе уважения к личности каждого ребенка, доброжелательного отношения к нему :

Утром встречаю каждого с улыбкой, обнимаю. У нас в группе это называются «утренние обнимашки»

При встрече интересуюсь : как дела?

Проявляю внимание к их настроению. Для этого в группе есть уголок настроения, где дети «записываются» в команды Колобков (веселые, грустные, смешные, задумчивые) .

Вместе с детьми обсудили и приняли «Правила дружбы» в нашей группе.

Поощряю самостоятельность в проведении режимных моментов (дежурство, помощь друг другу и взрослым) .

Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» . Общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру ребенка на руки. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками :

Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

Знакомя детей , друг с другом, называю их по именам, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них.

Привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложени-ями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости, за другого.

При организации совместных эмоциональных, по-движных, предметных игр помогаю координиро-вать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр.

Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем пере-вода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятель-ности или предметы. Любимая моя фраза на нега-тивные поступки : «Это очень печально у нас получилось!»

Помогаю овладевать речевыми способами общения : называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Активно использую картотеку «мирилок» .

Работая с детьми, я взяла за правило :

Не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор) .

Приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям, играть, и общаться, используя мотивацию, игровые приемы.

Служу примером спокойного общения : разговари-ваю с детьми спокойным, но не монотонным голо-сом.

Избегаю прямых оценок личности и характера ребенка. Оценку даю только деятельности ребенка.

Помогаю ребенку проживать «триумф успеха» , ра-дуясь его достижениям.

Для поддержки эмоционального благополучия ребенка

У нас в группе есть «Психологический уголок» . Там стоит мягкая мебель, лежат фотоальбомы «Наша группа» , «Моя семья» , «Домашние питом-цы» , «Любимые рисунки» , есть кубик настроения, коврик «дружбы» . На полочке лежат разноцветные мешочки с различной крупой, массажные мячи – ежики, наборы бумаги для разрывания, клубки пряжи,

Волшебный пластилин.

«секретная коробочка» для детских рисунков для друга.

Стаканчик для крика

Для повышения заниженной самооценки есть «Ко-робочка добрых дел» , в которую дети бросают «зерна добра » .

Коврик дружбы

Варежка примирения

Клубнички заполненные разной на ощупь крупой

Кубик настроения

В группе есть цветок добра , который растет и рас-цветает от добрых дел детей ,

На полу лежит «коврик - злости» ,по которому, можно потопать и злость пройдет. Есть телефоны «Позвони маме» .

Для формирования у детей потребности в общении, развития умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других. я решила, использовать в образовательном процессе новую для меня методику «Работа в паре» . Работа по данной методике проходит в 3 этапа.

Первый этап - когда дети получают позитивный опыт работы в паре. Когда один выполняет, другой проверяет и наоборот (руководит воспитатель)

Второй этап - когда паре детей предлагается выбор предмета деятельности, развивается самостоятельность и творчество (воспитатель советует) .

Третий этап – дети делятся на пары по жребию и выполняют самостоятельно совместную творческую работу.

Смысл методики состоит в том, что задание полу-чает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара детей , которая должна его выполнить, научившись договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?» Де-тям нравится работать в паре, особенно если они лег-ко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согла-сию ради выполнения общего задания.

Если пару образуют дети с сильными лидерскими стремлениями, не готовностью уступить, то договор тормозится. В этом случае я предлагаю им догово-риться о том, что, например, крылья у птички будут такими, как говорит один из участников пары, а глазки- как предлагает другой.

Правильно организованная деятельность с использованием этой методики позволяет получить ребенку важный психологический опыт договора со сверстни-ками, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать жела-ние другого, договорится так, чтобы достичь, общую цель. Как правило, это удается (с помощью воспитателя) и дети действительно рады, что у них все получилось.

Дети выходят за пределы дошкольного детства благодаря взаимодействию с меняющимся миром, благодаря взаимодействию со взрослыми, родителями и педагогами . Это взаимодействие, если рассматривать его развитие во времени, является образовательным и влияет на формирование образа своего «Я» , на становление образа мира и представлений о своём месте в нём. Рассматривая образовательный процесс таким образом , можно сказать, что у дошкольной педагогике как науке , есть будущее.

Современная дошкольная педагогика способна по-смотреть на ребёнка со стороны изменений в личности и поведении, деятельности растущего человека в изменяющемся мире.

Таким образом , событийная педагогика , которая сегодня прорастает из традиционных взглядов на до-школьную педагогику как науку , может стать действительно педагогикой будущего , не отвергая прошлого, своей истории.

Литература :

1. Н. Миклеева «Образовательный процесс сегодня : новый взгляд в дошкольной педагогике », ж. Обруч,№6 2015г.

2. Н. А. Князева «Работа детей средней группы в паре : развиваю-щие возможности методики в контексте ФГОС ДО»,справочник Старшего воспитателя№2 2016г.

3. Н. А. Князева «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы », справочник Старшего воспита-теля №12 2015г.

4. Н. Н. Агафонова «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы», справочник Старше-го воспитателя №4 2015г.

Татьяна Горячева

Уважаемые коллеги! Второй год я являюсь руководителем городского методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп. В связи с тем, что 2013 год приказом Президента РФ В. В. Путина объявлен годом охраны окружающей среды,в ноябре прошло заседание ГМО под названием «Образовательное событие экологической направленности как способ реализации комплексно – тематического планирования, позволяющий индивидуализировать образовательный процесс». Представляю вашему вниманию своё сообщение на данном методическом объединении и небольшой фотоотчет об итоговом мероприятии образовательного события в детском саду " День защиты диких животных". Надеюсь, мой материал пригодится, потому что в связи с введением ФГОС ДО детские сады будут работать по образовательным событиям, как и школы.

СООБЩЕНИЕ НА ГМО

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

Содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

Желание сделать жизнь детей более интересной;

Формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

Сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

ФГТ предполагали необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:

Яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

Яркое событие в литературном художественном произведении;

Яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

Объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).

Примерные темы (Н. В. Федина)

События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

Явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

Традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);

Наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие- специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин). Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения НОД, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ:

1 этап

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

2 этап

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

3 этап

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

5 этап

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

"Образовательное событие "День защиты диких животных" в ДОУ"




В прошлом году наша школа приступила к реализации программы опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование моделей школ ступеней на основе продуктивных технологий обучения, воспитания и управления». В рамках данного семинара мы представляем опыт организации учебного и внеучебного пространства моделей школ ступеней, где в качестве продуктивной технологии выступает событийный подход.

Одна из идей построения новой модели школы связана с организацией процесса обучения и воспитания в школе ступеней на основе событийности. Проблема обеспечения событийности в образовательной и педагогической деятельности становится все более актуальной, т.к. напрямую связана с созданием необходимых культурных условий для преодоления отчуждения школьника от образования. В выступлении И.Реморенко мы находим этому подтверждение: «Событийность школьного уклада – есть принцип открытой педагогики, лежащий в основе модели «нашей новой школы»

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. В ОЭР нашей школы за основу взято два определения: «образовательное событие-способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности(А.Воронцов) и «Образовательное событие-специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания (Б.Д.Эльконин)

Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается нами как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе преподавания отдельных предметов, проведения внеклассной работы, индивидуальной и групповых форм и т.д.

Идею событийный подхода мы заимствовали из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события: «Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения»

Наш небольшой опыт показывает, что развитие личности через организацию и свершения определенных событий в жизни коллектива и отдельной личности возможно через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу школьников. Эмоциогенный характер воздействия усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива, членом которого является ученик, и связано с групповым переживанием. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, так как увиденное и лично пережитое оказывает иногда более сильное воздействие, нежели услышанная информация. Событие само является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, который может быть использован в дальнейшем для обсуждения и интерпретации, стать основой для совместной деятельности педагога и учащегося.

Если детям в жизни не хватает событийности, то они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, не всегда нормативным и тогда события могут носить критический характер. Поэтому педагогу в работе со школьниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.

Важнейшей особенностью деятельности педагогов является отсутствие жесткой методической и содержательной регламентации. Работа педагога носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации Она требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

На подготовительном (диагностическом этапе) исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развитие личности и группы.

На этом этапе целесообразно определить события, которые находятся в «зоне ближайшего развития» детей определенного возраста: личности и группы.

На этапе прогнозирования осуществляется разработка сценария организации и проведения события, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных среды, функционирование которых приводится в действие событием.

На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

Определяющим в воспитании на основе жизненных событий является организационный аспект, включающий разработку сценария организации и осуществления жизненного события, когда необходимо не только учитывать объективные характеристики события, его важнейшие параметры, но и индивидуальные особенности их субъективного восприятия, оценки и интерпретации.

В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками воспитательного воздействия, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия.

На этапе свершения осуществляется непосредственная реализация пика события согласно разработанному сценарию.
Событие связывает всех субъектов в единое целое. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения наша задача заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в просоциальном направлении.

Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия.

На этапе оценки (рефлексивный этап) анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, событийный подход как технология организации и управления событиями занимает важное место в системе новых форм и методов воспитания в новой модели школи ступеней. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением. Для учащихся – это возможный способ (условие) порождение разнообразного личного опыта: опыта переживаний, впечатлений, сенсорного опыта.

Елена Евлампиева
Событийный подход в ДОУ

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства» , но и вариативности развивающих форм этой поддержки.

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события , вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному » принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном

подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра, рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимании.

Событийность для детей…

1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца.

2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Событийность для педагогов…

Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения поставленного вопроса.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с

В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :

Яркое событие в природе , социальной жизни общества или праздник;

Яркие события , специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

события , формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы) ;

Явления нравственной жизни (Дни «спасибо» , доброты, друзей) ;

Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

Традиционные праздничные события семьи , общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери) ;

Наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя) .

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие » , что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие » ?

Сущность образовательного события заключается в том , что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель : у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях : в процессе непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события , интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ :

– определение тематики образовательных событий . Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

– определение целей и задач предстоящего образовательного события , планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события . Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию .

– подготовка к образовательному событию .

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события . Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

– проведение образовательного события , самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике , творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события .

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии .

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии , участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события , с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том , что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.