Святая софия. София киевская Скачать презентацию святая софия символ древней руси

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Древней Руси

Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов

Основа древнерусской культуры: 1. Культурное наследие восточных славян: Мифы и сказания; Резьба по дереву и камню; Кузнечное дело. 2. Византийские культурные традиции: Церковные книги; Строительство храмов; Иконопись.

Главный мотив древнерусского искусства – ПАТРИОТИЗМ.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

1. УНТ: С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество - песни, сказки, былины Главная идея – освобождение своей земли и защита ее от врагов.

Главные герои былин богатыри: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич

2. Письменность и грамотность: Славянская азбука (Кирилл и Мефодий); Открытие школ при церквях (чтение, счет, письменность, основы христианского вероучения); Переводы греческих церковных книг, жизнеописаний христианских святых, исторических сочинений; Первые русские рукописные книги.

3. Литература: Зарождается в XI веке. Литературные произведения: Летопись; Житие; Слово.

4. Зодчество и изобразительное искусство: А. деревянное зодчество; Б. каменное строительство.

Храм Святой Софии в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Десятинная церковь в Киеве

Вывод: Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Домашнее задание: § 7 с. 55 – 63, вопросы; Определения слов; Р.Т. №2 с.17, №3,4 с.18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...

Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по теме «Культура Древней Руси». В основу теста положен обязательный минимум содержания образования. Материал содержит три варианта кон...

Cлайд 1

Собор Святой Софии в Киеве Это – самый величественный и знаменитый из всех храмов Древней Руси. Это - самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Cлайд 2

Собор Святой Софии в Киеве В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

Cлайд 3

Собор Святой Софии в Киеве Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

Cлайд 4

Собор Святой Софии в Новгороде Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

Cлайд 5

Собор Святой Софии в Новгороде Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков. Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами. В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

Cлайд 6

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

Cлайд 7

Храм Покрова на Нерли Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

Cлайд 8

Храм Покрова на Нерли Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов. Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

Cлайд 9

Золотые Ворота Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг. Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью. Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

Cлайд 10

Золотые ворота Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве. В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

Cлайд 11

Успенский собор Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском. В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери. Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым. До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

Cлайд 12

Успенский собор Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году. Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

Собор - большой храм, имеющий несколько приделов. Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол. Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.




Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век. Благовеще ние. Мозаика на алтарных столбах. XI век. Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.








В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В период немецкой оккупации Киева, в Лавре был организован полицейский участок, где оккупацонными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х); что было упомянуто на Нюрнбергском процессе




Нестеров М.В. Монах г. Антокольский М.М. Нестор-летописец г.


По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.


Библиотека была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата".


В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13- главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.


На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.


Спасо-Преображенский собор заложен около годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово- Северского княжества.


Софи́йский собор кафедральный собор города Полоцка, построен между годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.


ЛОПАТКА вертикальный плоский выступ в стене, разделяющий или ограничивающий ее поверхность (в отличие от пилястры, не имеет базы и капители). Лопатка может является конструктивным элементом стены, а может выполнять лишь декоративную функцию служить средством вертикального членения фасада. В домонгольской православной архитектуре лопатка являлась не просто конструктивным элементом в каменном строительстве, но и точным признаком, по которому (наряду с количеством прясел) можно было легко определить количество столпов в храме. Например: в храме Покрова на Нерли боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла соответственно, перед нами четырехстолпный в плане храм.


Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. Голосники в архитектуре, маленькие камеры или сосуды (обычно керамические), заложенные в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы акустические); иногда применяются и как пустотелые конструктивные элементы, облегчающие вес свода.








Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Грамота 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея.


Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу 1156 г. входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде. Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь святой Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.









Успе́нский собо́р во Владимире кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.


Золотые ворота выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.



Неф (от лат. корабль) Неф (от лат. корабль) вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.







Скань (от старославянского глагола - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. В Древней Руси техника скани стала использоваться с IXX веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XIIXIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.




    Слайд 2

    В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

    Слайд 3

    Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

    Слайд 4

    Собор Святой Софии в Новгороде

    Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него.

    Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

    Слайд 5

    Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков.

    Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами.

    В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

    Слайд 6

    Церковь Покрова на Нерли

    Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.

    Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

    Слайд 7

    Храм Покрова на Нерли

    Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

    Слайд 8

    Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов.

    Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

    Слайд 9

    Золотые Ворота

    Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг.

    Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью.

    Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

    Слайд 10

    Золотые ворота

    Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве.

    В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

    Слайд 11

    Успенский собор

    Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.

    В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери.

    Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым.

    До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

    Слайд 12

    Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году.

    Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

    Слайд 13

    В некрополе Успенского собора лежат святые мощи князей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их родственников, епископов и настоятелей собора.

    Владимирский Успенский собор стал моделью для Успенского собора Московского Кремля, построенного итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 гг.

    Слайд 14

    Дмитриевский собор

    Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. по приказу Всеволода III Большое Гнездо в честь Св. Дмитрия.

    Собор использовался как одно из зданий княжеского двора.

    Дмитриевский собор ясно воплощает идею могущества Всеволода Большое Гнездо, политическую власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества.

    Слайд 15

    Наиболее выдающаяся черта собора – белокаменная резьба. Из 566 резных камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных.

    Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.

    Слайд 16

    Дмитриевский собор является синтезом традиций искусства и культуры.

    В настоящее время богослужения в соборе не проводятся.

    Дмитриевский собор - памятник федерального значения, включённый в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Посмотреть все слайды

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Архитектура Софии Киевской. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле как характерная черта Софии Киевской. Архитектура Кирилловской церкви. Золотые ворота во Владимире. Покровский собор Василия Блаженного: формы и цветовая гамма.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и мозаика храма Святой Софии. Современный вид собора. Путешествие Княгини Ольги в храм Святой Софии.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Архитектура Новгорода, ее своеобразие и значение. Характеристика и особенности главных памятников архитектуры данного региона: Новгородский собор Святой Софии, Владимиро-Суздальская архитектура, Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    История возникновения Киевской Софии: первые упоминания о соборе. Древнейшее изображение киевской Софии. Византийское влияние на архитектуру Софийского собора в Киеве. Интерьер и фрески Софии Киевской. Счастливая судьба иконы Вышгородской Богородицы.

    реферат , добавлен 20.10.2007

    Золотые ворота как главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии, история их возведения, архитектурные особенности и культурологическая ценность. Собор Святой Софии - крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, его внутреннее строение.

    презентация , добавлен 18.05.2015

    История становления русского государства. Архитектура Киева X-XII веков: София Киевская, Золотые ворота, Кирилловская церковь; Древнего Новгорода X-XIV веков: Кремль, Новгородская София, Георгиевский собор; Владимира: Золотые ворота, Успенский собор.