Тест по географии на тему "северо-казахская равнина ". Северо-казахстанская область Северо казахская равнина граничит с природными объектами


A) Туранская.

B) Восточно-Европейская.
C) Северо-Казахская.
D) Балхашская.

E) Сарыарка.

A) Ровный
B) Нысокогорный.

C) Низкогорный.

D) Холмистый.

E) Речной.

A) 4

B) 5.
C) 3.

D) 2.

E) 6.

4.На Западно-Сибирской равнине сформированы аккумулятивные равнины:



5.Климат Северо-казахской равнины

A) Умеренный
B) сухой континентальный
D) морской
E) континентальный

6. Ср.тем-ра января

A) -20-25
B) -17-21 *С
C) -17-19 *С
D) -17-20 *С
E) -19-25 *С

7.Годовое количество осадков

A) 300-400 мм в год
B) 100-200 мм в год
C) 250-300 мм в год
D) 500 мм в год

E) 350-400 мм в год

A) черноземы
B) каштановые
C) серые лесные
D) светло-каштановые
E) темно-каштановые

9. Природные зоны Северо-Казахской равнины .

A) Степь
B) Лесостепь
C) Пустыня и полупустыня
E) Лесостепь, степь,

.
A)Золото

B) Нефть.
C) Марганец.

D) Медь.
E) Железную руду.

1.Эта равнина занимает небольшую часть на севере Казахстана:
A) Туранская.

B) Восточно-Европейская.

C) Северо-Казахская.

D) Балхашская.

E) Сарыарка.

2.Рельеф Северо-казахской равнины

A) Ровный
B) Нысокогорный.
C) Низкогорный.

D) Холмистый.

E) Речной.

3.По геологическому строению равнина разделена на …..природно-территориальных района

A) 4

B) 5.
C) 3.

D) 2.

E) 6.

A) Алтайская,Балхашская,Костанайская.

B) Костанайская,Северо-Казахская,Приертисская
C) Костанайская,Северо-Казахская,Мугалжарская
D) Северо-Казахская,Приертисская,Тянь-Шанская.
E) Костанайская,Северо-Казахская,Торгайская.

5.Климат Северо-казахской равнины

A) Умеренный
B) сухой континентальный

C) сухой резко континентальный
D) морской
E) континентальный

6. Ср.тем-ра января

A) -20-25
B) -17-21 *С
C) -17-19 *С
D) -17-20 *С
E) -19-25 *С

7.Годовое количество осадков

A) 300-400 мм в год
B) 100-200 мм в год
C) 250-300 мм в год
D) 500 мм в год

E) 350-400 мм в год

8.Почвы Северо-Казахской равнины

A) черноземы
B) каштановые
C) серые лесные
D) светло-каштановые
E) темно-каштановые

A) Степь
B) Лесостепь
C) Пустыня и полупустыня
D) Степь, полупустыня и пустыня
E) Лесостепь, степь,

10. Какое полезное ископаемое добывают в Соколовско-Сарбайском и Качарском месторождениях: .
A)Золото

B) Нефть.
C) Марганец.

D) Медь.

E) Железную руду.

1.Эта равнина занимает небольшую часть на севере Казахстана:
A) Туранская.

B) Восточно-Европейская.

C) Северо-Казахская.

D) Балхашская.

E) Сарыарка.

2.Рельеф Северо-казахской равнины

A) Ровный
B) Нысокогорный.
C) Низкогорный.

D) Холмистый.

E) Речной.

3.По геологическому строению равнина разделена на …..природно-территориальных района

A) 4

B) 5.
C) 3.

D) 2.

E) 6.

4.На Западно-Сибирской равнине сформированы аккумулятивные равнины

A) Алтайская,Балхашская,Костанайская.

B) Костанайская,Северо-Казахская,Приертисская
C) Костанайская,Северо-Казахская,Мугалжарская
D) Северо-Казахская,Приертисская,Тянь-Шанская.
E) Костанайская,Северо-Казахская,Торгайская.

5.Климат Северо-казахской равнины

A) Умеренный
B) сухой континентальный

C) сухой резко континентальный
D) морской
E) континентальный

6. Ср.тем-ра января

A) -20-25
B) -17-21 *С
C) -17-19 *С
D) -17-20 *С
E) -19-25 *С

7.Годовое количество осадков

A) 300-400 мм в год
B) 100-200 мм в год
C) 250-300 мм в год
D) 500 мм в год

E) 350-400 мм в год

8.Почвы Северо-Казахской равнины

A) черноземы
B) каштановые
C) серые лесные
D) светло-каштановые
E) темно-каштановые

9. Природные зоны Северо-Казахской равнины.

A) Степь
B) Лесостепь
C) Пустыня и полупустыня
D) Степь, полупустыня и пустыня
E) Лесостепь, степь,

10. Какое полезное ископаемое добывают в Соколовско-Сарбайском и Качарском месторождениях: .
A)Золото

B) Нефть.
C) Марганец.

D) Медь.

E) Железную руду.

Цель : Ознакомление учащихся с природными условиями равнины. Формирование у учащихся умений самостоятельного изучения природы, поиска необходимых знаний об особенностях природных комплексов.

Средства обучения: физическая карта Казахстана, тематические карты: (геологическая, климатическая, внутренних вод) атласа, картины и фотографии.

Опорные знания: Эпигерцинская плита, кайнозойская, мезозойская, палеозойская эры, каст, впадина, гривы, терраса, осадочный чехол, аллювиальная равнина, континентальные осадочные породы, лесостепь, колки.

Тип урока : урок исследование.

Номенклатура: Северо-Казахстанская, Приертыссткая, Тобол-Убаганская, Кулундинская равнина, Барабинская степь; реки - Тобол, Есиль, Ертыс; озера - Кушмурун, Шагалытенгиз, Селектытенгиз; месторождения - железных руд: Соколовско-Сарбайское, Лисаковское, Качарское. Наурзумский заповедник, Кокшетауский национальный парк.

Учебно-наглядный комплекс: схемы, карточки-задания, гипертексты.

Ход урока (настрой)

Здравствуйте! (на казахском языке)

Слова учителя: Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение крупных природных районов нашего государства и тема нашего урока «Северо-Казахстанская равнина» (указываю на тему на доске).

Ребята, давайте вспомним план характеристики географического положения природных районов.

Предполагаемый ответ:

1. Место положение на Земном шаре.
2. Место положение на материке.
3. Место положения в государстве.
4. Относительно уже изученных объектов.

Учащиеся под моим руководством определяют, используя карты атласа и настенную карту положение Северо-Казахстанской равнины.

Предполагаемый ответ:

1. На материке Евразия, занимает его центральная часть, располагаясь на Севере Казахстана, лежит на юге умеренного пояса. В пределах двух природных зон в северной части - лесостепь, в южной - степь.

2. Я называю границы учащиеся помогают (с запада граничит с Восточно-Европейской равниной, с юго-востока Туранская низменность, с юго-запада Сарыарка, с востока Алтай и на севере является продолжением Западной Сибирской низменности, значит по государственной границе).

Ребята, а что вам известно о Северо-Казахстанской равнине (интерактив: мозговой штурм), даю несколько минут для работы в парах. Идет обсуждение, размышление и записи основных положений в тетрадь (интерактив - метод пометок). После работы в парах веду работу со всем классом. Вызываю одного ученика, который записывает на доске первые знания учащихся по данной теме.

Учитель: Очень хорошо, но чтобы иметь полную картину о природных особенностях Северо-Казахстанской равнины я предлагаю вам познакомиться с дополнительным материалом по данной теме. Но так как объем предлагаемого материала велик вы будете работать по группам (групповая работа 5-6 человек), каждая группа получит текст с разной информацией.

1. Группа - 1 ряд: геологическое строение и полезные ископаемые.
2. Группа - 2 ряд: Климат и внутренние воды.
3. Группа - 3 ряд: Природные зоны и экологические проблемы.

В течение 5-7 минут вы изучаете материал, делаете записи (пометки) в тетрадях, а затем выдвигаете по одному представителю от группы с небольшим докладом (индивидуальная работа).

Учитель после докладчиков: Спасибо за доклады нашим экспертам, а теперь ребята прошу вас заполнить таблицу, которые находятся у вас на столах в течении 5-7 минут (после работы с таблицей).

Учитель: Давайте узнаем, что сегодня удалось вам узнать на уроке и сравним, что вы знали до него, с тем, что узнали на нем (заслушивание 2-3 учащихся по заполненной таблице).

Учитель: Молодцы! А теперь, так как мы с вами изучали территорию, где находиться наша малая Родина я предлагаю вам составить Сенквей к слову Родина. Сенквей (пятистишье).

1. Одно существительное «Родина».
2. Два прилагательных (к нему).
3. Три глагола к нему.
4. Предложение из четырех слов к слову Родина.
5. Заменить слова Родина одним любым, схожим по смыслы.

Учитель: Сдаем (зачитываю одно лучшее), благодарю вас. Вы мне ребята сегодня очень помогли в проведении урока и все, что было запланировано, мы с вами выполнили (подвожу итоги, выставляю оценки).

Заканчиваю словами:

«Березовые колки, блеск озер и степи ковыля.
И в золото одетые пшеничные поля.
Мой край родной и горячо любимый,
Ты - Казахстан, ты - Родина моя.»

Учитель: Давайте запишем домашнее задание, (диктую), тот же текст записан на доске (параграф 42, занести объекты, изученные на уроке в контурную карту и записать в тетрадь краткое сообщение о проблемах целинных районов Северо-Казахстанской равнины.

Завершаю урок рефлексией:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. А что не понравилось на уроке?

Учитель: Урок окончен.

Урок «Северо­Казахстанская равнина» в 8 классе 01.03.17 Цель: ­ создать условия для формирования представлений о Северо­Казахской равнине; ­ знать особенности равнины. Задачи: ­ выявить особенности равнины; ­ развивать коммуникативные навыки; ­ прививать интерес к окружающему миру и своей стране. Методы: словесные, наглядные, работа с учебником и картами Тип урока: изучение нового материала Форма проведения: работа в группах Оборудование: цифры для деления на группы, листы для постера, слайдовая презентация, карта, раздаточный материал, оценочный лист. Стадия урока Аэробика для мозга Вызов Время Действия учителя Действия учащихся Ход урока В кругу, взявшись за руки, выполняют упражнения ведущего: 1 ­ счет, 2­ назвать, показать объекты Туранской равнины на карте, сесть на место. Слушают Высказывают свои версии. Показывают равнину на карте Отвечают на вопросы 3 5 Приветствие на казахском языке, Счет через 10, почему? (10 плато и пустынь). Объявляет о путешествии в удивительный мир познания своей Родины. На прошлом уроке мы назвали тему по нескольким наводящим вопросам, на этом, я уверена, назовете ее с первого раза: Самая родная? (Правильно – Северо­Казахская равнина) Почему равнина? Что это за форма рельефа такая? (Относительно выровненная, холмистая форма рельефа). Что лежит в основании равнин? (Платформы) Какая платформа лежит в основании нашей равнины? (Западно­Сибирская) Осмыление 12 1. Разбивка на 3 группы Работают в группе Выявляют особенности, разрабатывают постеры по своему разделу темы

2. Объявляет темы изучения: (1 группа – географическое положение, геологическое строение, состав территории; 2 группа – полезные ископаемые, климат, гидросистема; 3 группа – природные зоны, органический мир, хозяйственная деятельность, охрана природы). Раздает необходимый материал. Объявляет о выборе спикера, тайм­ спикера, секретаря. Во время работы проверяет выполнение домашнего задания (1. на к. карте – задания по карте, 2. определение географических координат к 10 объектам) 7 Объявляет о следующем этапе. Сопровождает выступление слайдами презентации Представление спикерами каждой группы своего изученного материала по 2 минуты (время фиксируют тайм­ спикеры)

5 Раздает тестовый материал Решают тесты – 3 минуты Взаимопроверка – 2 минуты Домашнее задание 2 Объявляет о том, что домашнее задание творческое, выполняется группой: Выбирают задание, записывают в дневники 1­составить иллюстрированный кроссворд из 10 слов, 2­составить коллаж, 3­написать письмо кому хотите (другу, родителям, учителю, президенту или …) Обязательно внести экологическую составляющую. У кого есть желание, написать стихотворение дополнительно Знакомит с результатами (оценка суммативная дом. Работа(1­к.карта, 2­ определние географических координат; з –оценка группы за вклад в общую работу; 4­результат теста) Итог. Оценки 5 Подводят итог урока Дают оценки вклада каждого участника в работу группы. Суммируют оценки, считают средний балл – отметка за урок (в журнал)

Рефлексия 5 Предлагает каждому оценить свою работу по вопросам: Что узнал? Чему научился? Отвечают на вопросы 1 Вопросы Окончание урока Отвечает на вопросы, если есть Прощается Задают вопросы, если есть Прощаются

Географическое положение. Эта равнина занимает не­большую часть на севере Казахстана. На юге она граничит с Сарыаркой. На запале узкой полосой тянется до Заураль­ского плато, на востоке - полосой шириной 200-250 км до Алтайских гор.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископае­мые. Равнина имеет общий наклон с юга (200 м) на север (чуть больше 100 м). Состоит из горизонтальных морских осадочных отложений палеогена и континентальных отло­жений неогена, расположенных на поверхности складчато­глыбового фундамента палеозоя. После отступления моря в кайнозое его ложе стало сушей и образовался современ­ный рельеф равнины. Поверхность в основном ровная, но расчленена сухой речной сетью. Реки со стоком редки. Меж­ду ними имеются неглубокие впадины, часть которых заня­та солеными озерами. Местами встречаются гребни высотой до 10-15 м.

По геологическому строению Северо-Казахская равнина разде­лена на четыре природно-терри­ториальных района: Есильская равнинная лесостепь, Тобыло- Обаганская равнинная степь.

Еснль-Ертисская степь и Ертис- Кулындынская равнина.

Есильская равнинная лесостепь расположена вдоль реки Еснль в Северо-Казахстанской области. Эта равнина сложена глинистыми по­родами. Ее поверхность покрыта континентальными, речными оса­дочными отложениями палеогена.

Высота равнины достигает 130- 140 м. Здесь много озер и глинис­тых соленых котловин. На равнине преобладает луговая и степная рас­тительность. Леса в основном со­стоят из березы и осины.

Тобыло-Обаганская равнин­ная степь на западе граничит с Зауральским плато, на юге - с Торгайским плато, на востоке - с левым берегом Есиля, на севе­ре-с Есильской равнинной ле­состепью. Высота местности на юге 250 м, к северу понижает­ся. Равнина сложена глинисты­ми отложениями палеогена и неогена. По ее территории про­текают реки Уй, Есиль, Тогы- зак, Аят, Тобыл, Обаган и др. Пресноводных озер мало, а со­леных много. Самое крупное из них - озеро Кушмурун. Почвы черноземные, покрыты луго­выми растениями.

Есиль- Ертисская степь рас­положена между Есиль-Ка- мышловским урочишем и озер­ной равниной на востоке Павло­дарской области. Склоны на высоте 100-120 м сложены гли­нами периода неогена, поверх­ность степи - песчаником и гли­нистыми отложениями антро- ногена. В западной части име­ется много пресноводных озер. Самое большое из них - Шага- лалытениз. В него впадает река Шагалалы. Есть и соленые озе­ра. В зоне Есиля с северо-вос­тока на юго-запад тянутся греб­ни возвышенностей и холмов. Их длина достигает 24 км, ши­рина - 0,5-1 км. высота 15 м. Сложены глинистыми и песча­ными породами антроиогена.

На Ертис Кулындынской рал ни не (Павлодарская область)

преобладают темно-каштановые почвы. Левобережье Ерти­са сложено тремя террасами. Первая (солонцеватые почвы) и вторая террасы возвышаются над уровнем реки от 4-6 до 15-18 м. Поймы широкие, простираются на 20-25 км. Высота третьей террасы - 28-32 м. Склоны левобережья Ертиса состоят из мелких галечников и песчаников. Правые склоны Ертиса сложены четырьмя террасами (высота 40- 45 м). Они представляют собой аллювиальную равнину с песчаной почвой. На ней растут сосновые ленточные боры. На левом берегу Ертиса находятся озера и сухие озерные котловины. Самые большие озера - Жалаулы и Шурексор. В озеро Жалаулы впадают реки Шидерты и Оленты, в озеро Силетытениз - река Силеты.

Полезные ископаемые. Немало полезных ископаемых содержится на территории Северо-Казахской равнины. В Соколовско-Сарыбайском и Кашарском месторождениях добывают железную руду. В городе Рудный работает гор­но-обогатительный комбинат. В Аятском и Лисаковском месторождениях найдены большие запасы железа, разведа­ны месторождения хромитов, бокситов, кобальта, строи­тельных материалов.

Климат Северо-Казахской равнины отличается резкой континента л ьностью. Зимой с севера сюда свободно прони­кают арктические, а летом из Центральной Азии - сухие континентальные воздушные массы. В зимнее время на климат региона оказывает влияние Сибирский антициклон. Поэтому около 60% осадков (350 мм) выпадает в летние месяцы. Средняя температура июля 18-20‘С, января -17- 19С. Часто бывают морозные дни (-30-35*С). Снега выпа­дает много (30-50 см).

Реки и озера. Главная река Северо-Казахской равнины Ертис. Северный приток Оби, он начинается с ледников се­веро-западных склонов Монгольского Алтая в Китае. По еверо-Казахской равнине Ертис течет спокойно, медленно, о участке длиной более 1000 км до города Омска в Ертис не впадает ни один приток. В месте впадения в Ертис реки обыл русло становится полноводнее и делится на несколь- Ко РУкавов. От устья Тобыла река еще более расширяется, и Русло достигает ширины 25 30 км. Основные притоки впадают в нижнем течении Ертиса: с северной левой сторо- Мы Тобыл, Есиль. Вагам. Конли, с правой - Омь. Тарта,


Демьянка. Воды используются для нужд сельского хозяй­ства: для орошения посевов, обводнения пастбищ. На Ер- тисе построены водохранилища: Жайсанское, Буктырмин- ское. Киши Ертис, а также Буктырминская, Шульбинская и Усть-Каменогорская ГЭС. Зимой Ертис замерзает. Река судоходна, богата рыбой.

Есиль (длина на территории Казахстана 1700 км) берет начало в Центральном Казахстане и впадает в Ертис. Его воды используются в народном хозяйстве. Зимой река за­мерзает. Весной выходит из своего русла и образует широ­кую пойму.

Тобыл (длина на территории Казахстана 800 км) начина­ется на восточном склоне Южного Урала, протекает по ка­захстанской территории и впадает в Ертис на территории России. Его воды используются для удовлетворения быто­вых нужд населения и в промышленных целях.

Здесь находится много малых рек: Уй, Тогызак, Лят, Обаган, Шагалалы, Силеты, Оленты, Шидерты и др. Большинство из них питается талыми снеговыми вода­ми и летом пересыхает. Весной реки выходят из своего русла и разливаются. Некоторые из них впадают в Ер­тис и его притоки.

Самые крупные озера равнины - Кушмурун, Шагалалы- тениз, Силетытениз, Кызылкак, Текс и др., много и мелких озер. Вода в них соленая.

Вспомните характеристики рек, данные в материалах по теме «Внут­ренние волы Казахстана*.

Природные зоны. Растительный и животный мир.

Северо-Казахской равнине сформированы лесостепная и степная зоны. В почвенном покрове преобладают черноземы и темно-каштановые почвы на лёссовидных суглинках. Рас­тительность состоит из разнотравно-ковыльных и ковыль- но-типчаковых групп. Растут тимофеевка, кострец белое тый. морковник и др. На аллювиально-солончаковых и со­лончаковых почвах речных долин встречаются густые за­росли т/юстника и другие влаголюбивые растения. Леса распространены на территориях Костанайской и Северо- Казахстанской областей. Лесная растительность колков представлена березой и осиной.

Животный мир равнины состоит как из лесных, так и степных видов. Здесь встречаются лось, косуля, корсак, хо рек. волк, лисица, из грызунов распространены такие виды, как серая истепная мышь, обыкновенный хомяк, суслик. Обитают и представители мира пернатых (белая куропат ка. чайка-хохотунья). Когда-то долины рек Ергис и Есиль населяли бобры, в Северном Казахстане и лесах Костяная водились бурые медведи. В последние годы из-за браконьер­ства резко уменьшилась численность лосей. В местные реки и озера запустили ондатру, привезенную из Америки. По­степенно oita акклиматизировалась.

Благоприятные природные условия позволяют здесь оби­тать большому количеству птиц. На широких просторах водоемов встречаются лебеди, гуси. утки, чайки. В степи обитаютжуравли, степные орлы, дрофы. В лесостепи гнез­дятся желтые воробьи, европейские виды пестрых синиц, белые и серые куропатки, вороны, дятлы, соколы, кобчики и др. Окрестности лесов и степей заселяют перепела, степ­ные рябчики. стрепеты.

Чтобы сохранить природные ландшафты края с много­численными видами растений и животных, были организо­ваны различные заповедники и национальные парки. Один из них - Наурызымский заповедник в Костанайской облас­ти, который объединяет лесные и стенные участки.

Северо-Казахская равнина относится к районам развито­го земледелия. Плодородие почвы благоприятствует полу­чению высоких урожаев злаковых культур. Поэтому мно­гие районы были освоены в качестве целинных и залеж­ных земель. Но безводные территории степи не всегда дают большой урожаи. Они менее увлажнены, чем лесостепь. Осадков выпадает мало, часто дуют ветры, что вызывает ветровую эрозию почв, пыльные бури губительно отража­ются на растительности. Необходимы специальные меры по защите природных богатств этой территории на госу­дарственном уровне.

1. Определите географическое положение и границы Северо-Казах­ской равнины.

2. В какое геологическое время образовалась Северо-Казахская рав­нина и какое геологическое строение она имеет?

3. Объясните, с какими условиями связан равнинный характер рельефа.

4. Где расположены Кашарское. Соколовгко-Сарыблйское. Лисаков- ское железорудные месторождения?

5. Определите по климатической карте основные элементы, характе­ризующие климат произвольно выбранной территории.

6. К каким бассейнам относятся реки Северо-Казахской равнины? Раз­делите их основные речные сети, назовите и покажите их на карте.

7. Какие природные зоны расположены в пределах Севсро-Казахской равнины?

8. Какие экологические проблемы возникли в связи с хозяйственным освоением территории равнины?

Северо-Казахстанская область - самая небольшая в стране по площади. В этом районе Казахстана встречаются Западно-Сибирская равнина и (Сары-Арка), точнее, его северо-западная часть - Кокшетауская возвышенность. Север области - идеально ровная степь. На юге также преобладает равнинный ландшафт, но с одиночными холмами: горы Сырымбет, гора Орлиная (Жаман-Сопка).

Средняя высота поднимается от 115-120 м на северо-востоке до 200 м на юге и юго-западе. В рельефе заметны многочисленные озерные понижения, степные западины, гривы и увалы, чередующиеся с межгривными котловинами.

Гривы - длинные пологие гряды длиной до 15 км и высотой до 18 м при ширине до 1500 м. Характерная особенность грив - их однообразное направление: длинные оси вытянуты с запад-юго-запада на восток-северо-восток.

Реки принадлежат бассейну Оби. Значительная часть области находится в среднем течении реки Ишим (именуемая здесь Есиль), пересекающей всю область с юго-запада на северо-восток на протяжении 690 км. В этом районе более тысячи озер, преимущественно на северо-западе. Многие озера периодически высыхают, преобладают пресноводные, есть довольно крупные соленые.

Природа

Область расположена в лесостепной и степной зонах. В лесостепи выделяют южную лесостепь и колочную лесостепь, что занимает большую часть территории и для которой характерны большее количество осадков, большая высота снежного покрова и более холодная зима.

Север занимает лесостепь, представленная колками - небольшими березовыми и осиново-березовыми лесами посреди разнотравно-злаковой луговой степи, в основном распаханной. Лес занимает едва ли 8% всей площади. Часто встречаются осоковые болота, иногда с ивовыми зарослями.

Типичные животные - лось, сибирская косуля, волк, лисица, заяц, ондатра. В реках и озерах обитают щука, карась, окунь, ерш, язь.

Северо-Казахстанская область - край равнинный и озерный. Это, а также степные черноземы и дороги во всех направлениях способствовали освоению целинных и залежных земель.

История

Значительную часть населения составляют те, кого в годы СССР депортировали сюда, а также их потомки вплоть до третьего поколения.

Находки эпохи палеолита и неолита говорят о том, что человек поначалу активно осваивал благоприятную для проживания широкую долину Ишима, где найдены следы атбасарской культуры, которую сменила ботайская, а за ней саргаринская IX-VII вв. до н. э. Тогда появляются племена, занимавшиеся кочевым скотоводством.

В тюркское время эти земли в силу своего географического положения оказались в самом центре миграционных путей Евразии. В период монгольского завоевания вошли в улус Джучи. Начало XVIII в. - вторжение джунгар и массовая откочевка населения на север и запад. В той ситуации единственным выходом оказалось принятие подданства Российского государства. Была построена линия обороны от джунгар (Горькая линия), центральным укреплением стала заложенная в 1752 г. на правом берегу Ишима крепость Св. Петра - будущий Петропавловск, ныне - административный центр области. Значение Петропавловска возросло в первой половине XIX в., когда через него наладилась транзитная караванная торговля с Монголией, Китаем, Ташкентом, Кокандом и Хивой. В 1894 г. город стал станцией Транссибирской железной дороги.

В 1936 г. образована Северо-Казахстанская область.

В начале Великой Отечественной войны сюда эвакуировали 20 крупных заводов, что заложило основы промышленного развития в послевоенные годы. 1950-е гг. - эпоха освоения целинных земель Северного Казахстана, в котором участвовала вся страна.

Сегодня население составляют представители около ста национальностей.

Северо-Казахстанскую область пересекает Транссибирская железная дорога - важнейшая магистраль для экономики района.

Общая информация

Местонахождение : север Казахстана.
Административное деление : 5 городов, 13 районов, 190 сельских округов.
Административный центр : г. Петропавловск - 215 306 чел. (2016 г.).
Крупные города : Тайынша - 11 647 чел. (2013 г.), Сергеевка - 7344 чел. (2016 г.).
Образована : 1936 г.
Языки : казахский, русский, украинский, немецкий.
Этнический состав : русские - 49,9%, казахи - 34,36%, украинцы - 4,44%, немцы - 3,54%, поляки - 2,1 9%, татары - 2,17%, белорусы - 1,03%, прочие - 2,37% (2015 г.).
Религии : православие, ислам, лютеранство.
Денежная единица : казахстанский тенге.
Реки : Ишим (Есиль) с притоками Иманбурлык и Акканбурлук, Селета, Чаглинка, Камысакты, Ащису, Карасу.
Озера : пресные - Шаглытениз, Как, Акуш, Таранколь, Менгисор и Становое; соленые - Калибек, Улькенкарой, Теке.
Водохранилища : Петропавловское и Сергеевское (Целинное море).
Аэропорт : Петропавловск.
Соседние области : на севере - Курганская, Тюменская и Омская область России, на юго-востоке - Павлодарская, на юге - Акмолинская, на западе - Костанайская.

Цифры

Площадь : 97 993 км 2 .
Протяженность : с запада на восток - 602 км, с севера на юг - 375 км.
Население : 571 600 чел. (2015 г.).
Плотность населения : 5,8 чел/км 2 .
Городское население : 42,5%.
Самая высокая точка : 748 м, гора Жаксы-Жалгызтау.
Самая низкая точка : 28 м, озеро Теке.

Климат и погода

Резко континентальный умеренного пояса.
Зима продолжительная, холодная, с сильным ветром и метелями, лето короткое и жаркое.
Средняя температура января : -18,5°С на севере, -17,5°С на юге.
Средняя температура июля : +19°С на севере, +19,5°С на юге.
Среднегодовое количество осадков : 450 мм на севере, 300 мм на юге.

Среднегодовая относительная влажность : 50-60%.

Экономика

ВРП : 753,5 млрд тенге (2013 г.), на душу населения - 1304,5 тыс. тенге (2013 г.).
Полезные ископаемые : золото (месторождения Аулие), титан, цирконий, олово, известняк, песок, поваренная соль (озеро Жаксытуз).
Промышленность : машиностроительная, пищевая (мукомольная, маслосыродельная), легкая (швейная, кожевенная), стройматериалов.
Сельское хозяйство : растениеводство (пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, лен масличный, картофель, бахчевые культуры), животноводство (мясо-молочное, свиноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство).
Сфера услуг : туристические, транспортные (в том числе судоходство на Ишиме), торговые.

Достопримечательности

Природные

    Орлиногорский заказник

    Озеро Имантау (памятники природы - сопки Котелок и Обозрение, остров Казачий, ущелье Буян)

    Озеро Шапкар (памятник природы Гора Желаний)

    Соленое озеро Майбалык

    Сопка Два Брата

Исторические

    Археологическое поселение Ботай (Ботайские раскопки - памятник эпохи неолита, 4-3 тыс. до н. э.)

    Археологический памятник железного века - городище Ак-Ирий (V в. до н. э.)

    Усадьба Сырымбета (Валиханова, 1824 г.)

Город Петропавловск

    Собор Сев. апостолов Петра и Павла (1813 г.)

    Музей-усадьба «Айганым» (музей Ш. Уалиханова, поселок Сырымбет)

    Мемориальный музей И. Шухова (село Пресновка)

    Мемориал «Кожаберген - Жырау» (поселок Гультобе)

Любопытные факты

    Раскопки Ботайского городища показали: на Ботае найдено самое раннее из всех известных свидетельств одомашнивания лошадей. Оно относится к 4 тыс. до н. э., что примерно на тысячу лет раньше прочих доказательств одомашнивания лошади и на две тысячи лет древнее одомашненных лошадей, останки которых обнаружены в Европе.

    Первые переселенцы - русские крестьяне и казаки - появились в Северном Казахстане после возведения Горькой линии со второй половины XVIII в. Особенно широкий размах переселение в Казахстан приняло в годы столыпинской аграрной реформы в начале XX в. Царское правительство регулировало и поощряло переселение русских, украинских и белорусских крестьян, предоставляя им ссуды на строительство и льготы.

    Немецкие переселенцы появились на севере Казахстана еще в XVIII в. В 1908 г. недалеко от Петропавловска основан первый немецкий поселок Петерфельд. В 1941 г., после начала войны с Германией, немцы, жившие в автономной республике немцев Поволжья, были переселены в Казахстан, в том числе в Северо-Казахстанскую область.

    В числе народов, составляющих сегодня многонациональное население области, также подвергшиеся в свое время депортации корейцы, крымские татары, греки, чеченцы, ингуши, балкарцы.