«Традиционный образ Зевса в искусстве. Греческая мифология в живописи и скульптуре - Калейдоскоп — LiveJournal Боги Древней Греции – Зевс

Совы, конечно же, сопутствуют (картинки кликабельны):)

Цирцея , она же Кирка
...В косах прекрасных – богиня ужасная с речью людскою.
Полный мыслей коварных Эет приходился ей братом.
От Гелиоса они родились, светящего смертным,
Матерью ж Перса была, Океаном рожденная нимфа...

Гомер. Одиссея. Песнь десятая.

Волшебница, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, сестра колхидского царя Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи, обитает на острове Эя, в роскошном дворце среди лесов, куда бежала после того, как отравила своего первого мужа, царя сарматов.
Дикие животные, населяющие остров - это люди, испытавшие на себе магию Цирцеи.
Цирцея превращает в свиней спутников Одиссея, опоив их колдовским напитком. Одиссей, отправляется спасать своих спутников. Он получает от Гермеса волшебную траву «моли», которую необходимо бросить в напиток, приготовленный Киркой, и, выхватив меч, разрушить ее злые чары. Одиссей Церцею успешно побеждает, и его спутники получают вновь человеческий облик. Целый год повёл Одиссей на острове у волшебницы.
И, если суммировать различные источники, то продолжение истории "Цирцея - Одиссей" выглядит так:
- У Одисся и Церцеи родился сын Телегон (буквально, «далекорожденный»), впоследствии нечаянно убивший отца, а потом женившийся на его вдове Пенелопе. А сама Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея и Пенелопы, Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.
О как древние греки сюжеты-то закручивали!:)))


Доссо Досси (итал. Dosso Dossi, собственно итал. Giovanni di Niccolò de Luteri, ок.1490, Мантуя - 1542, Феррара) - итальянский живописец и гравер.
Учился у К.Косты и мастерской Джорджоне, сложился под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. C 1516 - официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизни провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. В 1520 г. с братом посетил Рим и встретился с.Рафаэлем. Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы. Иллюстрировал Ариосто, оставил его портрет, упомянут им в поэме «Неистовый Роланд».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



Ещё одна Цирцея


Антонио Мария Вассалло (родился около 1620 в Генуе, в Лигурии и умер в Милане между 1664 и 1673 годами) - итальянский живописец эпохи барокко из генуэзской школы.
О жизни и творчестве Вассалло, который принадлежит к наиболее талантливым и ярким живописцам генуэзской школы, до нашего времени дошли весьма скудные сведения.
Он был из богатой семьи и получил хорошее образование, прежде чем начать свое обучение в качестве художника с фламандского живописца Винсента Мало (в Генуе в 1634 году - Венеция, 1649). Вассалло приобрел широкую известность как анималист, автор пасторалей и мифологических сюжетов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фортуна

Древнеримская Фортуна, или, соответственно, древнегреческая Тюхе (Fortuna, греч. Τύχη) - богиня случая и удачи. Ее изображали различным образом: то с рогом изобилия как дарующую счастье; то с рулем как руководительницу судеб; то с шаром в знак переменчивости счастья. Тюхе причисляли иногда к мойрам.

Аллегория "Фортуна" , 1658 г.

Paul Getty Museum, Los Angeles.
Сальватор Роза (1615, Неаполь - 1673, Рим)- 1615, Неаполь - 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы.
Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.
Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Аврора
Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари, дочь Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспера и прочие созвездия. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

"Аврора или Утренняя звезда" , 1814 г.

Château de Compiègne - Замок Компьен, Франция. Потолок в спальни императрицы.
Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824 гг.) - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.
Получил основательное гуманитарное образование. Один из лучших учеников Давида, у которого учился с 1785. В начале художественной деятельности увлекался греческой мифологией, и среди псевдоклассицизма, господствовавшего в то время в французском искусстве, стал предвозвестником романтизма, вскоре сменившего это направление.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Геката

Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона.
Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.

"Геката" , около 1795г.


The Tate Gallery.
Уильям Блейк (англ. William Blake, 1757-1827) - английский поэт и художник, мистик и визионер.
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти. Оказал значительное влияние на культуру XX века. Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему.
В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Гера /Юнона

Юнона - римская богиня, соответствовавшая греческой Гере, супруга Юпитера, пользовавшаяся еще большей властью на небе, чем греческая Гера. Вместе с Минервой и Юпитером она чествовалась в Капитолии. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство.
Царица неба Юнона, также как и её супруг Юпитер, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.
В честь Юноны был назван месяц июнь.

"Богиня Юнона в доме сна" , 1829 г.


Museo Nacional del Prado
Эскиз маслом для фрески на потолке салона Карлоса III в Королевском дворце Мадрида.
Луис Лопес Пикер - испанский живописец.
Родился в Валенсии 1802 г., умер в Мадриде 5 июня в 1865г. Сын известного художника Винсента Лопеса и брат художника Бернардо Лопес Пикера.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Лето / Латона
Латона в римской / Лето в греческой мифологии - дочь титанов Коя и Фебы, сестра Астерии, родившая от Зевса близнецов Аполлона и Артемиду.
Согласно мифу, ревнивая Гера/Юнона закляла землю, чтобы ни один клочок суши не смог принять Латону для разрешения от бремени. Только маленький остров Делос согласился принять ее, и там она родила блезницов, Артемиду и Аполлона. По одному из вариантов мифа, жена Зевса/ Юпитера задержала на Олимпе богиню разрешения от бремени Элифию, и Лето/Латона мучилась родами 9 дней, пока остальные, сочувствующие ей, богини не подкупили Элифию ожерельем, переданным через Ириду, богиню радуги.
Утомленная долгим путешествием, Латона хотела напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там вербу, тростник и осоку, не позволили ей этого. В наказание она превратила их в лягушек.
Эта тема встречается как в живописи, так и в садовой скульптуре, особенно во Франции в XVII веке. Латона изображается (обычно с малышами) около озера, где барахтаются вперемешку крестьяне и огромные лягушки.

Латона и ликийские крестьяне , ок. 1605 г.


Rijksmuseum, Amsterdam.
(1568 г. - 1625 г.) - известный фламандский художник.
Родился в Брюсселе. Происходил из великой династии фламандских живописцев Брейгелей, его отцом был Питер Брейгель Старший. Работал в Риме, в Антверпене, в Праге, в Брюсселе. К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, на библейские и аллегорические сюжеты. Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, часто вместе со своим другом Питером Паулем Рубенсом.
Умер от холеры, жертвой эпидемии вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Орфей
Орфей - фракиец, из области киконов, жил в селении Пимплея у Олимпа. Сын фракийского речного бога Эагра (вариант - Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Любимец Апполона, который подарил ему золотую лиру. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго".
Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства, и музыке, и в поэзии, и в живописи. Особенно популярна трагическая история любви певца Орфея и его жены, нимфы Эвридики. И её смерть, и попытка Орфея вернуть жену из царства мёртвых.

"О вы, божества, чья вовек под землею обитель,
Здесь, где окажемся все, сотворённые смертными! …
Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:
Вновь Эвридики моей расплетите короткую участь! ...
Если же милость судеб в жене мне откажет, возврата
Не захочу и себе: порадуйтесь смерти обоих."

(Овидий, "Метаморфозы", перевод С. В. Шервинского)

"Орфей в в Царстве мертвых" , 1594 г.


Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция, Италия.
Ян Брейгель Старший, Бархатный

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Орфей и Эвридика в в Царстве мертвых" , 1652 г.


Museo Nacional del Prado
Питер Фрис (1627, Амстердам – 1706, Делфт), художник-пейзажист Голландского Золотого Века.

Райнер Мария Рильке
Сонеты к Орфею
О, дерево! Восстань до поднебесья!
Цвети, послушный слух! Орфей поет.
И все умолкло. Но в молчаньи песне
был предназначен праздник и полет.

Прозрачным стал весь лес. К певцу теснились
и зверь из нор, и жители берлог.
Уже не хищный умысел их влек,
и не в молчаньи звери затаились, -

они внимали. Низкий рев и рык
смирился в их сердцах. Там, где недавно,
как гость незваный, оробел бы звук, -

в любой норе, убежище от вьюг,
где тьма и жадность властвовали явно, -
ты песне храм невиданный воздвиг.
Перевод с немецкого Грейнема Ратгауза

1640 г.


The Rose-Marie and Eijk van Otterloo Collection.
Альберт Якобс Кёйп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp, 1620 - 1691, Дордрехт) - голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко.
И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец - Якоб Герритс Кёйп - был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном.
Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи.
Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ещё один "Орфей, очаровывающий животных"
Горем, страданьем души и слезами несчастный питался.
И, бессердечьем богов попрекая подземных, ушел он
В горы Родопы, на Гем, поражаемый северным ветром.
Вот созвездием Рыб морских заключившийся третий
Год уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонно
Женской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратил
Или же верность хранил - но во многих пылала охота
Соединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.
Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,
Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство,
Краткую жизни весну, первины цветов обрывают.

Овидий Публий Назон, "Метаморфозы", Книга десятая.

За это, по Овидию,и был растерзан фракийскими менадами.


Джованни Франческо Кастильоне - итальянский живописец (1641 - 1710 г.г., Генуя).
Художник был сыном и учеником Джованни Бенедетто Кастильоне и обучался живописи в мастерской своего отца. Примерно в 1664 году он получил заказ от Оттавио Гонзага Старшего, а с 1681г. он стал придворным художником Фердинандо Карло Гонзага. После смерти герцога в 1708 году Кастильоне возвращается в Геную. Он похоронен там в церкви Санта-Мария-ди-Кастелло.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Есть ещё один древнегреческий герой, который сходил на экскурсию в загробный мир.

Эней
Эней, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои и легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде» Гомера избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия которая является основным источником при изложении мифа об Энее.
Родители Энея, согласно Вергилию, были Анхиз, внук троянского царя Ила и двоюродный брат Приама, и Афродита (в римской традиции Венера).
Эней женился на Креусе (дочь Приама и Гекубы), его сын Асканий (Юл или Иул) станет, согласно Вергилию, основателем римского патрицианского рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и Октавиан Август.
Эней был свидетелем разрушения и гибели Трои, убийства царя Приама. Гектор поручает ему вывезти и сохранить изваяния троянских богов и установить их в том месте, где Эней станет основателем нового города.
На 20-ти судах оставшиеся в живых троянцы отправляются в плавание. Во время плавания по морю Эней со спутниками побывали во многих местах и переделках и только немногие из выживших прибывают с Энеем в Италию. Там происходит встреча с таинственной пророчицей Сивиллой. Сивилла проводила Энея в Царство Мертвых, там после трудного и полного опасностей пути Эней встречает своего отца, от которого слышит пророчества о великом будущем Рима.

Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,
Выставил острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,
И, не напомни ему многомудрая дева, что этот
Рой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,
Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.

Вергилий, "Энеида", Книга VI.

"Эней и Сивилла в Царстве мертвых" , 1630 г.


The Metropolitan Museum of Art.
Ян Брейгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, 13 сентября 1601 - 1 сентября 1678) - представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Питера Брейгеля старшего, Мужицкого и сын Яна Брейгеля старшего, Бархатного.
Ян был старшим ребенком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью.
Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего - крупные пейзажи.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Прометей

Прометей- в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - богиня правосудия Фемида (по другим вариантам: океанида Климена или океанида Асия). Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры).
Кто ж не знает мифа о Прометее? Поэтому я лучше стихами запощу. Выбирала между Эсхилом, Гёте и Байроном, а остановилась на Юне Мориц .:)

Прометей
Орел на крыше мира, словно кошка,
Взъерошен ветром, дующим с Кавказа.
Титан казнимый смотрит в оба глаза
на Зевса зверского. Так выглядит обложка
бессонницы. И соки пересказа
клубит луны серебряная ложка.

У Зевса от страстей отвисли груди,
напряжена свирепая брюшина, -
туда, где любят скапливаться люди,
он извергает громы, как машина.
Титан за печень держится. Вершина
Кавказа ходит с ним по амплитуде.

Орел, приплод Ехидны и Тифона
и брат Химеры с козьей головою,
заводится, как ящик патефона,
и печенью питается живою.
Титан об этом думает: «Освою
дыханье крупное, чтоб избежать урона».

Плоды лимона в погребе долины
сплотили свет вокруг овчарни спящей.
Пастух, изделье из воды и глины,
пастушке в кружку льет отвар кипящий.
Орел титана жрет, как настоящий, и
брызжет в мощный пах слюной орлиной.

Титан не видит ни орла, ни плена,
он видит, как спускается со склона
Кентавр, смертельно раненный в колено.
О дьявол! В благородного Хирона
стрела врубилась, как топор в полено,
он почернел от боли, как ворона,

и пена пышным облачным обводом
усугубляет существа продольность.
Он просит смерти, но бессмертен родом -
будь проклят рок, бессмертья подневольность!
Такая мука в нем, такая больность!..
Титан колотит по небесным сводам, -

Выходит Зевс: - Чего тебе, ворюга? -
Титан диктует: - Сокруши порядок
и смерть мою перепиши на друга,
чтоб светел был отход его и сладок:
Кентавру пусть - нежнейшая из грядок,
а мне - его бессмертья центрифуга, -

ты понял? - Зевс кивнул ему невольно
и удалился ублажать титана.
Кентавру больше не было так больно,
его зарыл Геракл в тени платана.
Орел терзал титана неустанно,
въедаясь в печень. Но как раз об этом
известно всем и сказано довольно.
1973 г.

"Сага о Прометее" (часть триптиха), 1950 г.


Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия - 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) - австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.
По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. Учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Харон
Вечно ходит челн Харона,
Но лишь тени он берет...

"Жалоба Цереры", В.А. Жуковский

Харон , греч. - сын бога вечной тьмы Эреба и богини ночи Никты, перевозчик мертвых в загробное царство.
При таком мрачном происхождении и роде занятий можно не удивляться, что Харон был грубым и ворчливым стариком. За­нимался перевозом через реку Стикс или Ахерон, причем только в загробное царст­во, но не в обратном направлении. Харон пере­возил только души умерших, погребенных по всем правилам; души непогребенных были обречены вечно скитаться по берегам загробных рек или, по менее строгим представлениям, хотя бы сто лет. За перевозку Геракла, который одним из немногих жи­вых попал в загробное царство, Харон целый год работал в оковах по приказу Аида. За доставку душ умерших в аид Харон требовал вознаграждения. Поэтому греки клали по­койникам под язык монету (один обол). Зачем Харон нужны были деньги в загробном мире - этого никто не знал. Во всяком случае, все отмечают грязный и оборван­ный вид, этого странного бога (а Харон дейст­вительно был богом), его клочковатую не­стриженую бороду. Обычай снабжать по­койников деньгами на дорогу сохранялся в греко-римском мире еще долго после по­беды христианства и проник в погребаль­ные обычаи других народов.

Лодка Харона , 1919 г.


Музей изобразительных искусств в Валенсии
Хосе Бенль­у­ре-и-Хиль (José Benlliure y Gil; 1855, Валенсия - 1937, Валенсия) - испанский художник.
Родился в семье художника.Он был сыном художника Хуана Антонио Бенль­у­ре и братом скульптора Мариано Бенль­у­ре и художников - Блас и Хуан Антонио. Вскоре он показал свой талант к живописи, и после того, как провел время, работая в Валенсии и Мадриде, он переехал в Рим, где прожил почти двадцать лет, получив международный успех и став лидером испанской художественной колонии в Риме. Он был назван Officier де l"Academie во Франции, был членом Академии Сан - Карлос в Валенсии и Сан - Фернандо в Мадриде, а в 1926 году он был членом латиноамериканского общества Америки в Нью - Йорке.
Изображал преимущественно сцены испанской и римской народной жизни, а иногда и историческо-бытовые сюжеты, отличаясь большим реализмом, блеском красок и тонкостью исполнения.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фаэтон

Фаэтон - сын Гелиоса (бога солнца) однажды сильно поспорил со своим другом, потому что тот сомневался в его происхождении. Тогда он пошел к отцу и просил от него знака -доказательства родства. Отец погорячившись обещал исполнить его любое желание, тогда фаэтон попросил дать на день управлять солнечной колесницей. Отец был против, но не смог отговорить сына. Отец давал наставления своему сыну, чтобы тот сдерживал коней и не гнал их по итак кривой дороге и не спускался слишком низко (чтобы не поджечь землю: леса, поля, горы) и не поднимался слишком высоко (чтобы не пожечь небо).
Фаэтон не смог сдержать коней, но было уже поздно, как ни пытался он усмерить бег колесницы, ничего не выходило. Кони выскочили из колеи и спустились слишком низко и подожгли землю, а потом резко поднялись вверх и подожгли небо. Бог Посейдон пыталась потушить этот огонь, но сильный жар не давал сделать ему это. Тогда богиня Земля попросила Зевса-громовержца прийти на помощь.
Зевс одной молнией разбил колесницу и своим пламенем потушил солнечный огонь. Кони разбежались, а горящий Фаэтон показался людям падающей звездой. Объятое пламенем тело Фаэтона приняла в свои воды таинственная река Эридан, которой никогда не видели глаза ни одного смертного, и загасила пламя. Наяды, сожалевшие о Фаэтоне, таком смелом и таком молодом, чтобы умереть, похоронили его и вырезали на могильном камне стихи:

Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница;
Путь ее не сдержал, но, дерзнув на великое, пал он.

Его сестры Гелиды, дочери Гелиоса, пришли на его могилу, чтобы оплакать его. Там, на берегу Эридана, они были обращены в тополя.

Вот уже слезы текут, источась на молоденьких ветках
Стынет под солнцем янтарь...

Эти капельки находят на берегу девушки и носят их как украшение.
Боги оплакивают Фаэтона


Теодор ван Тульден (нидерл. Theodoor van Thulden, 1606 или 1607 - 12 июля 1669)- - фламандский живописец и гравёр.
Теодор ван Тюльден родился в городе Хертогенбосх в Северном Брабанте. С 1621 года отправился в Антверпен и учился в мастерской Блейенберга. Работал в своём родном городе Герцогенбуше, в Антверпене, в Париже и Гааге.
В 1626 году стал мастером в гильдии Святого Луки, с 1631 по 1633 год работал в Париже, в 1634 году вернулся в Антверпен, где часто работал с Рубенсом и работал по заказам богатых горожан. В 1640 году вернулся в Северный Брабант, где выиграл конкурс на право создавать живописные политические аллегории по заданию городского совета.
Теодор ван Тюльден очень искусно сочинял и исполнял декоративные картины аллегорического и исторического содержания; писал также сцены обыденной жизни (в частности, деревенские праздники и свадьбы) и портреты. Он был одним из самых модных художников эпохи Людовика XV. Иметь в коллекции полотна художника было престижно.
Был женат на дочери художника Хендрика ван Балена.

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.

Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.

Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе (единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке). По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 миллионов долларов.


На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:

«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица -орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады».)

Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.

Зевс Громовержец был самым главным богом у греков. Вместе с остальными богами - женой и детьми, он жил на высокой горе Олимп. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло одно из чудес света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.

История изобразительного искусства 5 в. до н. э. раскрывается перед нами на многочисленных подлинниках мраморной и бронзовой скульптуры, на римских мраморных копиях с бронзовых греческих оригиналов, на греческих расписных вазах, бронзовых и терракотовых статуэтках. Живопись монументальная и станковая известна лишь по литературным источникам и повторениям в живописи Помпеи и Геркуланума.
В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов - фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изображали либо фигуру в длинной одежде, либо прямо стоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. Изваять в мраморе обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой, не говоря уже об изображении какого-либо движения, без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволила греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в котором работали все великие греческие ваятели.
Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека - сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром.
Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые внешние черты, близкие к искусству Востока. Для архаического искусства характерны: статичность, торжественность, декоративность в трактовке одежды, локонов волос и бороды, в рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях. Уже к 470 г. до н. э. мы видим, как в ведущих центрах греческого искусства складывается определенный тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазом, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды теперь становятся «эхом тела».
В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже не отвечавшего новым требованиям.
Храм Афины-Афайи на острове Эгине. Памятником переходной эпохи являются фронтонные группы храма Афины-Афайи на острове Эгине, близ Аттики, сооруженного после 490 г. до н. э., т. е. после Марафонской битвы. Храм представлял собой величественный дорический периптер, от которого теперь остались лишь стилобат и пятнадцать колонн с частью антаблемента.
Фронтонные группы (всего сохранилось 15 фигур) изображали сцены борьбы греков с троянцами. Центр обоих фронтонов занимали фигуры Афины, выполненные еще в архаическом стиле; по сторонам богини симметрично расположены фигуры воинов.
Фигуры реставрированы скульптором Торвальдсеном, хранятся в Мюнхене.
Это наиболее реалистическое, из всех предыдущих, решение композиции. Здесь соблюден принцип одномасштабности фигур. Выделяется лишь богиня. В зависимости от места в треугольнике фигурам придана та или иная поза: они изображены стоящими, коленопреклоненными и по углам лежащими. Эгинские мастера славились работой в бронзе и свои навыки в этом материале перенесли на мрамор фронтонов, обработав каждую фигуру как круглую статую.
Критий и Несиот. Мастерами, которые еще дальше отошли от старого стиля, были Критий и Несиот - создатели знаменитой группы тираноубийц. Памятник героям-патриотам Гармодию и Аристогитону, убившим афинского тирана Гиппарха, воздвигнутый на склоне Афинского ареопага в 510 г. до н. э., был увезен в 480 г. до н. э. персами. После изгнания врагов из Аттики афиняне сразу же заказали новую группу Критию и Несиоту (римская копия в Неаполе, в Национальном музее). Нельзя точно сказать, насколько эти художники повторили старое композиционное расположение фигур, но ясно что они внесли в свое произведение совершенно иной дух, несмотря на наличие некоторых черт архаики, проявившихся в декоративной трактовке волос, в условной улыбке.
Новое обнаруживается и в пропорциях. Несколько удлиненные фигуры с массивным корпусом показаны в энергичном движении. Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры.
Пифагор Регийский. Огромный вклад в развитие реалистического искусства внес греческий скульптор Пифагор (480-450 гг. до н. э.). Он был родом с острова Самоса, но работал на юге Италии в городе Регие, откуда и прозвище мастера «Регийский». Его бронзовые статуи преимущественно изображали атлетов и стояли в Олимпии и Дельфах.
Пифагор - смелый новатор в области композиции. Трехмерность построения - одно из самых важных его достижений, и он этим пользуется для создания фигуры гибкой и подвижной. Он мастерски умеет схватить и зафиксировать момент перехода от статики к движению. Такова его ранняя работа «Бегун на старте» (бронзовая статуэтка, римская копия в Тюбингене).
Исследователь творчества Пифагора О. Ф. Вальдгауер пишет, что фигура как бы содержит в себе два движения: нижняя часть тела стоит в первоначальной позе, верхней же придано то положение, в котором нижняя будет находиться через мгновение.
Хиазм (перекрестное движение), расположение плеч, корпуса бедер в разных плоскостях - излюбленные приемы Пифагора. Он пользуется ими во всех своих произведениях, например «Раненый Филоктет» или «Мальчик, вынимающий занозу».
Вазовая роспись. Замечательным художественным явлением в первые десятилетия 5 в. до н. э. остаются аттические краснофигурные вазы.
В Афинах существовали в это время мастерские Эвфрония - мастера, работавшего еще в 6 в. до н. э., Гиерона, Клеофрада, Бригоса, Пистоксена и многих других. Вазы, выходящие из этих мастерских, подписывались, как правило, именем владельца, а часто и именем художника.
Художники вазовой росписи начала 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного изображения человеческой фигуры в ракурсе.
Наряду с краснофигурной техникой получают в 5 в. до н. э. широкое распространение сосуды с белой плотной обмазкой, на которую лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Примером такой техники может служить фрагмент чаши из мастерской Пистоксена (около 480 г. до н. э.). На чаше была изображена сцена убийства Орфея фракиянкой.
Живопись. Полигнот. Греческое искусство второй четверти 5 в. до н. э. формировалось под влиянием величайшего греческого живописца Полигнота, выразившего с поразительной художественной силой в грандиозных композициях пафос греческих побед. Его монументальные росписи в храмах и общественных зданиях Дельф и Афин утрачены безвозвратно, но сохранившиеся подробные античные описания его картин, художественные произведения, созданные под его влиянием, позволяют определить характер творчества этого мастера. Будучи родом с острова Фасоса, он работал между 470 и 440 гг. до н. э. во многих городах. В Афинах он получил за свои росписи права афинского гражданства. В Дельфах Полигнот расписал Лесху книдян (общественное здание). Описание картин «Разрушенный Илион» и «Одиссей в Аиде» сохранил нам Павсаний. Художник сделал смелую попытку передать мимику лица, показать переживания героев, охарактеризовать возраст человека. Фигуры у него объединены не только действием, но и общим настроением. Он ввел в картину пейзаж. Но основная самая большая его заслуга - новое решение многофигурной композиции. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы. Некоторые фигуры были частично скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в греческом искусстве.
Композиционные приемы Полигнота, разнообразие положений отдельных фигур стали неисчерпаемым источником для следующих поколений художников.
Письменные источники указывают, что Полигнот пользовался четырьмя красками: черной, белой, желтой, красной. Из них можно было составить множество тонов. Но живопись Полигнота скорее можно назвать «монументальным раскрашенным рисунком».
Стиль его произведений был возвышенный, и Аристотель особенно подчеркивал высокую идейность произведений Полигнота.
Наиболее ясное понятие о композиционном новшестве Полигнота дает роспись на краснофигурном кратере из Орвьето работы неизвестного художника, получившего название в науке «Мастер Ниобид» (Париж, Лувр).
На одной стороне кратера изображена сцена избиения детей Ниобы Аполлоном и Артемидой, а на другой - посещение Гераклом подземного царства.
Храм Зевса в Олимпии. Близко по времени и по стилю к Полигноту стоят скульптуры, украшавшие храм Зевса в Олимпии. Метопы и фронтоны этого храма могут считаться самой значительной монументальной скульптурой второй четверти 5 в. до н. э. Храм был выстроен из известняка, лишь карниз и скульптура были выполнены из паросского мрамора. Метопы наружного фриза украшены бронзовыми позолоченными щитами, а двенадцать метоп над входом в пронаос и опистодом были с рельефами, изображавшими подвиги Геракла. Большинство метоп хранится в Олимпии, в музее. В метопах не соблюдено одинаковое количество действующих лиц. Разнообразны они по своему пластическому решению. На них чередовались группы в энергичном движении (например, Геракл и критский бык) и группы из фигур в спокойном состоянии (например, Геракл и Афина).
На восточном фронтоне рассказан миф о приготовлениях к состязанию Пелопса и Эномая, положившему начало знаменитым Олимпийским состязаниям.
На западном фронтоне показана битва лапифов и кентавров на свадьбе Перифоя (скульптуры фронтонов в Олимпии, в музее). Необузданная дикая сила кентавров, энергичность и стремительность бойцов, сильные движения защищающихся женщин, ожесточение и боль на лицах, разорванные одежды придают всей сцене жизненную убедительность.
Скульптуры Олимпийского храма отличаются замечательными и своеобразными пластическими достоинствами: обобщенной сильной лепкой, выделением основных главных мускулов, характеризующих движение фигуры, лаконичностью и четкой графичностью складок одежды (наиболее пластично выполнен плащ Зевса, расположенного в центре восточного фронтона). На многих фигурах волосы трактованы общей массой, отдельные пряди были даны раскраской. Особенно следует отметить строгую плавность контура каждой фигуры, очерченной скупой, но ясной выразительной линией

Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Реконструкция


Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Реконструкция

Метопы и фронтоны исполнены руками разных мастеров, придерживавшихся в своем творчестве разных традиций. Но в то же время композиция фронтонов и метоп говорит о едином замысле. Павсаний называет творцами олимпийских фронтонов Пэония и Алкамена, но произведения этих мастеров, известные нам, резко отличаются по стилю от фронтонов. Имена творцов скульптур храма Зевса пока еще остаются неизвестными.
По сравнению с эгинскими фронтонами олимпийские представляют дальнейший этап в развитии фронтонной композиции.
Мирон. Около середины 5 в. до н. э. работал выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элевфер в Беотии. Вся деятельность же его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и свободно передавал сложные движения. В Дискоболе (Дискобол описан очень точно Лукианом (2 в. до н. э.) и был узнан в 19 в. по многим римским повторениям, наилучшие из которых дали основание для реконструкции утраченного оригинала) Мирон выбрал смелый художественный мотив - кратчайшую остановку между двумя сильными движениями. При сильном напряжении всего тела лицо юноши поражает своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина. Композиционное построение решено художником несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но все-таки каждая сторона статуи полно раскрывает замысел автора.
Другим замечательным произведением Мирона является группа «Афина и Марсий», некогда стоявшая на Афинском Акрополе. Группа сохранилась лишь в мраморных копиях (мраморная копия Афины хранится в музее во Франкфурте-на-Майне, Марсия - в Риме). В этой группе Мирон предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик. Лесной демон с звероподобным лицом, резкими жестами противопоставлен юной, но выдержанной Афине.
Фидий. В художественной жизни времени Перикла центральное место занимал аттический скульптор Фидий.
Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркивают многие античные авторы. Его именем теперь называют целый период истории искусства - период расцвета классического стиля 5 в. до н. э. Фидий родился около 500-490 гг. до н. э. и умер около 431 г. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные жизни и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру.
Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос в Парфеноне и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хризоэлефантинной технике, а также Афина Промахос из бронзы, стоявшая на площади Афинского Акрополя. Эти произведения ныне безвозвратно утрачены, и лишь литературные описания и римские копии дают слабое представление о былом великолепии прославленных скульптур.
Для строящегося нового храма Афины - Парфенона - Фидий в 438 г. до н. э. окончил двенадцатиметровую статую богини Парфенос. Основу статуи составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2000 кг. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание об Афине Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе (Афины, Национальный музей). Голова статуи повторена в знаменитых золотых медальонах 5-4 вв. до н. э. из Куль-Обы (близ Керчи).
На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии, а с внутренней изображена гигантомахия. Мраморный фрагмент хранящейся в Британском музее копии со щита Парфенос показывает, что в расположении, фигур Фидий следовал композиционному приему Полигнота.
Статуя Зевса в Олимпии (высота около 14 м), превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Никой на руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью.
Афина Промахос (высота около 9 л«) в шлеме с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, возвышалась на площади Акрополя как воплощение военной мощи Афин.
Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая Лемниянка, сохранилась в нескольких римских копиях, лучшие из которых хранятся в Дрездене (торс) и в Болонье (голова). Здесь Фидий изобразил «мирную» Афину, держащую свой шлем в руке.
Фидий участвовал в конкурсе на статую амазонки для Эфеса вместе с Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном; из трех сохранившихся римских копий одна может быть приписана Фидию. Амазонка, опираясь на копье, как бы собиралась вскочить на коня (копия в вилле Адриана в Тиволи).
Античные литературные свидетельства называют Фидия руководителем работ над созданием скульптурного убранства Парфенона.
Скульптуры Парфенона. В современной науке существует мнение, что Фидий не мог принимать участия в этой работе, так как художественная форма фриза и особенно фронтонов Парфенона значительно отличается от Афины Парфенос. Однако мы должны учитывать, что знаем о Парфенос по копии и что другая римская копия - Лемниянка - имеет очень много общего с фризом. Все скульптуры Парфенона, в особенности фриз и фронтоны, ясно говорят о едином замысле, хотя над ними работало много мастеров. Однако одного творца композиций мы не можем не признать. Все античные авторы, писавшие о Зевсе Олимпийском и Парфенос Фидия, характеризуют огромное мастерство их исполнения, силу производимого ими впечатления и называют Фидия величайшим греческим скульптором. Пока нет еще новых письменных документов, называющих другое имя художника - руководителя работ в Парфеноне, и мы считаем возможным утверждать таковым Фидия.
Самыми первыми в процессе строительства Парфенона должны были быть готовы метопы, с них и начались скульптурные работы, в которых участвовало много мастеров из разных мест Греции, принесших в мастерские, устроенные на Акрополе, свои художественные навыки. Девяносто две метопы были исполнены в период между 447-442 гг. до н. э. На каждой стороне храма метопы были посвящены особой теме: на востоке-гигантомахии, на западе-амазономахии, на севере - битве греков и троянцев, на юге - кентавромахии (эти метопы в Лондоне, в Британском музее).
Фриз с изображением двенадцати олимпийских богов и панафинейского шествия имел длину около 160 м и был помещен над входом в пронаос, опистодом и на продольных стенах целлы на высоте 12 м (Лондон, Британский музей; Париж, Лувр).
Если метопы выполнены в очень высоком рельефе, местами фигуры только несколькими точками касаются фона, то фриз исполнен в очень низком рельефе, но с богатой живописной моделировкой обнаженного тела и одежд. Хотя не весь фриз уцелел, но можно рассчитать, что здесь было изображено больше 350 человеческих фигур и около 250 животных: коней, жертвенных быков и овец.
Приготовление к шествию и начало его находились на юго-западном углу фриза, далее шествие разворачивалось по западной стороне и заполняло северную и южную стороны. На восточной стороне идущих в голове процессии девушек встречали старейшины города.
Самый центр восточной стороны занимали жрец и жрица храма и прислужники, принимающие подарок для богини - пеплос. По обе стороны от жрецов размещались две группы сидящих богов.
По сравнению с метопами фриз представляет дальнейший шаг в развитии реализма. Об этом свидетельствуют свобода в движениях, пластичная трактовка одежд, которые не только выявляют формы тела, но и способствуют выразительности движения (например, развевающиеся плащи), передача глубины пространства. Все это делает фриз ярчайшим произведением эпохи расцвета классического искусства.
Главным скульптурным украшением Парфенона были фронтоны. На восточном была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса в присутствии Олимпийских богов. На западном - спор Афины с Посейдоном из-за господства в Аттике.
От многофигурных композиций осталось несколько сильно поврежденных фигур, каждая из которых представляет собой круглую скульптуру, тщательно обработанную со всех сторон.


Восточный фронтон Парфенона. Гелиос, Дионис, Деметра, Кора, Геба


Восточный фронтон Парфенона. Богини и Селена

Центр западного фронтона можно теперь представить по анонимному (неизвестный художник участвовал в путешествии французского посла в 1674 году, раньше рисунок приписывался художнику Каррею) рисунку 1674 г. и по найденной на Боспоре аттической краснофигурной вазе с рельефными фигурами Афины и Посейдона (Ленинград, Эрмитаж). Центральную часть восточного восстанавливают по рельефам более позднего времени. Повторение центральной группы Зевса, сидящего на троне, и только что рожденной Афины можно усмотреть в рельефе римского времени, украшавшем обрамление фонтана (ныне в Мадриде). Крылья западного фронтона более пострадали, чем восточного, где сохранились все угловые фигуры. Часть фронтонных фигур находится на месте, часть, как и фриз, в Британском музее (привезены туда в 1800 г. Эльджином).
Фронтоны Парфенона являются вершиной композиционного решения многофигурной группы. Глубокий по содержанию сюжет выражен совершенными художественными средствами, яркой характеристикой образов. Отличительная особенность этого ансамбля - поразительная гармония скульптуры с архитектурным образом. Центр обоих фронтонов занят главными действующими лицами: Зевсом и Афиной, Посейдоном и Афиной, между ними была помещена на восточном фронтоне небольшая фигурка Ники и на западном - масличное дерево, дарованное богиней жителям Аттики.
Большую роль играла и раскраска фигур, цветовые пятна довершали равновесие сторон. Впервые во фронтонных композициях смело показывали рядом с целыми фигурами и полуфигуры. Так, Гелиос был изображен погруженным по грудь в волны. Селена была видна лишь до пояса. На колесницу указывали лишь головы коней. Такой прием идет от живописи Полигнота и говорит о тесной взаимосвязи двух родов искусства.
Скульптура Парфенона сделалась неисчерпаемой сокровищницей образов, композиционных приемов, художественных мотивов для многих поколений греческих мастеров пластики, живописи, вазовой росписи, терракотовых статуэток и даже ювелирных украшений.
Кресилай, Поликлет. Современниками Фидия были знаменитые в античности скульпторы Кресилай и Поликлет, произведения которых известны нам в римских копиях. Кресилай родом из Кидонии на Крите работал в Афинах. Его амазонка выполнена на конкурс и изображала раненную в бок юную воительницу, прижимающую рукой рану. Фигура близка по стилю к фризу Парфенона.
Известным произведением Кресилая является портрет Перикла в шлеме (Лондон, Британский музей). Это один из наиболее ранних греческих портретов. Характерные индивидуальные черты великого государственного деятеля всецело подчинены идеалу красоты, а лицо Перикла чрезвычайно похоже на лица бородатых афинян на фризе Парфенона - это тот же обобщенный тип прекрасного доблестного грека.
Ярчайшим представителем Пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет родом из Сикиона. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где вышел победителем в конкурсе на статую амазонки.
Поликлет, мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятель, но и теоретик искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела. Согласно созданной им пропорциональной системе человеческой фигуры голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Фигуры его, по выражению древних, были «квадратными», т.е. корпус был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его канона была статуя юноши-копьеносца - «Дорифор» (Неаполь). Это обнаженный юноша атлетического сложения с лицом спокойным и классически прекрасным. Позднее, чем «Дорифор», и под несомненным влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой, - «Диадумен» (Афины, Национальный музей).
В своих работах Поликлет показал внутреннюю подвижность человеческой фигуры. Обычно для своих статуй он избирал краткую остановку между двумя шагами. Вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. «Раненая амазонка» Поликлета (Берлин) чрезвычайно близка «Дорифору» и «Диадумену».
Последней работой Поликлета считается колоссальная хризоэлефантинная статуя Геры для храма этой богини в Аргосе, оконченная в 423 г. до н. э. и ныне утраченная.
Развитие искусства последней трети 5 в. до н. э. совершается в трудное для Греции время, в период Пелопоннесской войны.
В изобразительном искусстве ставится новая большая проблема: показать внутренний мир человека, его индивидуальность.
Если в 450-430 гг. до н. э. в греческом искусстве ведущее место занимала скульптура, то в последующие десятилетия живопись первая берется за разрешение новых задач.
С ростом реализма в греческом искусстве живопись должна была найти новые средства выражения. Два достижения проложили дорогу дальнейшему развитию живописи: открытие правил линейной перспективы и обогащение живописных приемов светотенью.

Бог-громовержец Зевс

Вот он, Крон и он, повелитель ней а! Голова его бела как снег» Поседели славные кудри, Олимп сотрясавшие!

Е руко у Егего — потухшая молния, Но лице — печаль и тоска, Но видна еще былая гордость.

Г. Гейне. Боги Греции

[Перевид П. Карпа]

Схватка богов и титанов, длившаяся 10 лет, была от-чаянной и жестокой. Могучими и непримиримыми бы-ли противники: они швыряли друг в друга горные хреб-ты и громадные скалы. Дрожала Земля, опаляемая жа-ром молний Зевса. Увы, она ничем не могла помочь своим детям! Стонал и ревел Океан, не в силах сдержать усиливающийся грохот. Казалось, борьбе этой не будет конца. .. Но вдруг титаны дрогнули. Это Зевс решил призвать себе на помощь циклопов, некогда заточенных отцом Ураном в недра Земли.

Титаны делают последние усилия., «Вкруг туч по-жар — мрак бездн — и крыльев снег и мышцы гордые напрягших мощь титанов...» (Вячеслав Иванов). Но тщетно. Они побеждены. Отныне Зевс никому не усту-пит права властвовать на Земле. Каждый, кто осмелит-ся противиться ему, будет побежден и низвергнут в Тар-тар, б вековечную тьму.

Камни огромные в сильных руках держащие, Титаны же с другой стороны сомкнули свои ряды с полной готовностью...

страшно кругом заревел Понт безграничный, земля сильно загудела, стонало небо широкое потрясенное; от основания

поколебался обширный Олимп под силой напора бессмертных, тяжесть сотрясения доходит до Тартара мрачного; и шагов

тяжелый звук и невыразимого смятения и сильных ударов: так они друг а друга метали снаряды, причиняющие стенания. Голоса

обеих сторон достигали до звездного неба, когда они взывали (друг к другу)" сходились они с страшными криками.

Гесиод . Теогония Ф. Зелинского ]

Не могла Гея простить Зевсу гибель сыновей - - ти-танов. Взрастила она в своих подземных недрах гиган-тов — огромных великанов. Содрогнулся Олимп от их грозного и страшного рева, а боги-олимпийцы поспеши-ли вступить с ними в бой. Неравными были их силы, и тогда Зевс призвал на помощь Геракла. Общими уси-лиями удалось победить врагов. Немногие гиганты из-бежали гибели, но с той поры они уже больше никогда не угрожали богам -олимпийцам.

Этот популярный древнегреческий миф запечатлен на фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Перга-ме. Исполненное драматизма изображение борьбы бо-гов и гигантов является одним из высочайших достиже-ний греческой скульптуры. Сражение в разгаре, оно полно трагизма и отчаяния. Мы видим искаженные страхом и болью лица гигантов, слышим звон мечей и щитов, яростный и ликующий рев богов-победителей. Могучие тела сплетаются, подобно клубку змей. Львы с косматыми гривами терзают поверженные тела гиган-тов, собаки впиваются в них зубами. Битва страшна и ужасна.

Фигура Зевса показана в движении, подчеркнутом глубокими линиями складок плаща. По размерам она значительно превосходит соседние фигуры гигантов. Левой рукой он потрясает эгидой — щитом с головой Горгоны и змеями, правой — мечет молнии. Одна из молний вонзилась в ноги упавшего гиганта. Если другие боги сражаются с одним чудовищем, то Зевс одновре-менно одолевает троих.

Рядом с Зевсом — его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой гиганта Алкионея за волосы, он отрывает его от Матери-Земли Геи, Змея Афины кусает гиганта за грудь. На лице Алкионея выражение сильного страда-ния, В предсмертной агонии он протягивает руку к ма-тери, моля ее о помощи.

Мать-Земля Гея поднялась из почвы. При виде гиб-нущих сыновей ее глаза наполнились скорбью и отча-янием. Голова с массой густых волос запрокинута на-зад. У левой руки - - рог изобилия, символ плодородия земли. Гея умоляет Афину пощадить ее младшего сына. Справа изображена крылатая Ника, богиня Победы, Возложив на голову Афины венок, она тем самым зна-менует победу богов над гигантами.

Русский писатель И. С. Тургенев, увидевший в 1880 г. знаменитый Пергамский алтарь, был пора-жен его великолепием. Не в силах сдержать своих чувств, он так описал это выдающееся произведение ис-кусства:

«Все эти — то лун9зарные, то грозные, живые, мертвые, тор-жествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти тела, эти кони, оружья, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, краси-вейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до неверо-ятности, стройных до музыки, — все эти разнообразнейшие выра-жения лиц., это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, и бо-жественность, и божественная жестокость — все это небо и вся эта земля да, этот мир, целый мир, перед откровеньем которого не-вольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам...» («Пергамские раскопки»)-

Зевс Олимпийский - - покровитель людей, городской жизни, защитник обиженных и молящихся за него. Традиционный образ Зевса в произведениях искусст-ва — это сильный мужчина с благородными чертами ли-ца и бородой. В его честь совершались жертвоприноше-ния, возводились храмы и создавались скульптурные памятники.

Не было, наверное, человека, кто, побывав в Олим-пии, не посетил бы одно из чудес света, знаменитый храм Зевса, построенный в 470—460 гг. до н. э. под руководством архитектора Либоыа. Это был самый боль-

шой храм на Пелопоннесе (64 х 28 и вы-сотой до 20 м). Возвышаясь над городом и стадионом, он был виден издалека и по-читался одним из главных святилищ Эллады. Сооружен он был из известняка и покрыт штукатуркой, имитирующей мрамор. Ясная гармония пропорций, без-укоризненная четкость силуэта, празд-ничная раскраска, множество скульптур придавали ему особую то рясе ственн ость и величие. Храм украшали фризы со сцена-ми битв людей с кентаврами и двенадца-ти подвигов Геракла.

Греки ничего не жалели для сооруже-ния храма. Три высокие мраморные сту-пени вели к главному входу. За брон-зовой дверью в глубине зала восседал на троне Зевс — семнадцатиметровая скульптура, выполненная Фидием при-мерно в 435г. до н.э. Казалось, встань он, распрями широкие плечи - - и тесно станет ему в этом огромном зале, низким окажется высокий потолок. В правой ру-ке он держал Нику - - крылатую богиню Победы, а в левой — царский скипетр с орлом — священной птицей. Голову Зевса украшал венец из масличных вет-вей - - знак миролюбия грозного бога. Об-наженные части фигуры были сделаны из слоновой кости. Плащ, перекинутый че-рез левое плечо, венец и борода — из сверкающего золота.

На современников статуя производила такое впечатление, что они уверяли: фи-гура Зевся - - это не статуя бога, а само божество. Рим-ский политический деятель и писатель Цицерон (106-43 до н. э.) считал, что не видел ничего совершеннее, а поэт Филипп выразил эту мысль в стихах:

Бог ли на землю сошел и явил тебе. Фидий, свой образ Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

Скульптура Зевса в Зале Юплтера. Мрпмор и бронза. I в. до и. э.

К сожалению, скульптура Зевса не дошла до нашего времени, сохранились лишь ее мраморные копии, выпол-ненные римскими мастера-ми и реставраторами после-дующих эпох. Одну из та-ких скульптур сегодня мож-но увидеть в Зале Юпитера в Эрмитаже в Санкт-Петер-бурге.

Вопросы и задания


  1. Какую роль сыграл Зевс в схватке между богами и титанами?
  2. Как во фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Пергаме передан дра-матизм борьбы богов и титанов? Каки-ми в нем предстают Зевс и его любимая дочь Афина? Что усиливает трагизм изображенного образа Матери-Земли Геи?
  3. Какое впечатление произвел Пергамский алтарь на русского писатели И. С Тургенева? Что особенно по-разило его?
  4. Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях ис-кусства? Какие атрибуты сопровождали этот образ?
  5. Почему храм Зевса в Олимпии считается одним из семи чудес света? Что представляла собой статуя Зевса, выполненная античным скульптором Фидием? Почему она производила на современников столь сильное впечат-ление?

Творческая мастерская

  1. Используя этимологический словарь и опираясь на знание греческой мифологии, объясните смысл слова титан . Почему в современном языке так называют людей, наделенных умом, талантом и жаждой деятельности? Кто из деятелей науки и искусства вы могли бы назвать титанами? Почему при-лагательное титанический имеет синонимы — огромный , колоссальный 1 ?
  2. В 1782 г. при раскопках в Отрикопи была найдена огромная голова Зевса — одно из наиболее выразительных воплощений верховного бога в искусстве Как в ней переданы могущество и величие Зевса?