Усадьба Троице-Лыково. Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове - Успенская церковь. Троице-Лыково, церковь Троицы Живоначальной: описание, история, адрес Возвращение храму его исторического облика

Если есть места где в такую весеннюю солнечную погоду хочется пить этот воздух и также впитывать восхитительные визуальные впечатления - это как раз Троице-Лыково. И ключевое слово здесь, "благодатное". Я много раз бывал в Строгино, но как-то не доводилось добраться до Троице-Лыково. Теперь же Это свершилось. В субботний день искрящийся весенним солнечным светом мы с durasik переместились из Хорошёво, после осмотра Храма Живоначальной Троицы в Хорошёве (Хорошёво недалеко от Троице-Лыкова, в западной же части Москвы). Этот удивительный шедевр храмового зодчества "нарышкинского стиля" в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения. И мне давно уже хотелось его увидеть воочию.

Субъективно еще наверное порыв приехать сюда сдерживали множество негативных (в нелицеприятных деталях) отзывов в сети о неприемлемо-отвязанном отношении охранников подворья к посетителям с фотокамерой, когда тебя в ультимативно-грубой форме понуждают прекратить или изначально запретить съемку шедевра мировой культуры зеркальной фотокамерой и в снисходительно-брезгливой разрешают снимать на камеру смартфона. Эта проблема довольно болезненна для фотолюбителя, человека увлекающегося и изучающего нашу богатую культуру. Предстояло проверить ко всему прочему, так ли это и что происходит на Подворье сейчас!? И хотя с помощью квадрокоптера можно вполне себе подлететь издали и отснять с высоты птичьего полета все эти достопримечательности, но это все равно уже будет как в собственных глазах, так и в глазах зрителя и читателя чем-то неполноценным, как будто урванным тайком и даже снято "воровски" беспокойно оглядываясь)

Мы осмотрим Подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыково, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, а главное Церковь Троицы Живоначальной. Как всегда будет подробный визуальный фото ряд. Так что этот материал для тех кто захочет в деталях рассмотреть достопримечательности Троице-Лыкова, прогуляться, не торопясь осмотреть архитектурные памятники, отдохнуть, получить порцию весеннего солнца, вдохнуть прозрачного и бодрящего воздуха все равно как глотка радости и благодати из святого источника.

Троице-Лыково расположено на западе Москвы (район Строгино), на правом, высоком берегу Москвы реки. История Троице-Лыкова и его храмов неразрывно связана с судьбами владельцев усадьбы, отразившими все драматические события русской истории XVI-XX вв. Свое название Троице-Лыково получило по имени возведенной в нем Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского.
02.



Село Троицкое (старинное название Троице-Лыково) известно по историческим документам с XVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского (в период междуцарствия) к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в том числе которых был и боярин Лыков.
03.



В смутное время он совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь, который известностью обязан преподобному Нилу Столбенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывапл монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.
04.



В конце XVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Наталии Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу, а после его смерти по именному указу было передано во владение, пожалуй, самому известному родственнику царя - боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, воглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный Храм Покрова Богородицы в Филях .
05.



В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал - фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины II.
06.


Во второй половине XIX века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в XIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почетному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребен в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма имения. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина.

К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями.
07.


Троицкое-Лыково. Усадебный дом Карзинкиных. 1897 год. Источник:М.Ю.Коробко.

Архитектор В.В. Барков построил в усадьбе в 1880-е - 1900-е гг. несколько деревянных "теремообразных" зданий. Это Главный и Летний господские дома; Воскресная школа; Женская богадельня; Конный двор; Скотник; Кухня; Жилой дом для прислуги. К 2011 году осталось только два из них, в руинированном состоянии.

08.


Руины господского дома Карзинкиных. 1990 год.

Центральное место усадьбы занимали храмы. На территории Троице-Лыково в разное время было посторено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своем вотчинном селе еще князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной.

В переписных книгах за 1698-1704 годы есть запись о деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин. Этот Успенский храм считался редким памятником русского деревянного зодчества XVII века, о котором написано большое количество исследований. Простояв два века, он пришел в крайнюю ветхость. Вступив во владение имением, Карзинкины приняли все меры по сохранению этого древнего храма, на свои средства отреставрировали и обновили его. Успенский храм оставался действующим, пока его не сожгли в 1936 году. Это был преднамеренный поджог, и преступник хорошо известен. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском Храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме.
09.

Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1900 год.


Для начала осмотрим Успенскую церковь поскольку она предстает перед нами сразу по мере вступления на землю Подворья Покровского женского монастыря в Троице-Лыково. Кстати это тот самый Покровский монастырь на Таганке где находятся мощи святой Матроны. В свое время я там столкнулся с абсолютно бескомпроиссным и отвязанным запретом на фотографирование о чем даже отдельно упомянул в моем материале об этом монастыре. Очевидно раз хозяин один значит и порядки все те же. Это я о массовых жалобах на запреты фотографирования в Троице-Лыково. Как только мы появились на территории подворья нас тут же стал опекать странного и неприятного вида охранник подозрительно косившийся на мой еще даже не расчехленный фоторюкзак. Первые фото Успенской церкви в результате пришлось делать украдкой и часть фотографировать на камеру смартфона. Так что качество некоторых снимков, а точнее баланса белого будут не совсем совершенными)

Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине XIX века владевшиий тогда имением Н.А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году освятили придел великомученицы Екатерины.

10.



Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила храм Успения. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней.
11.



Благочестивые владельцы имения строили на свои деньги храмы и украшали их, а также делали вклады в монастыри и разные богоугодные заведения, помогали малоимущим. Купцы Карзинкины в 1876 году построили богадельню, а в 1891 г. в сосновом парке имения открыли больницу, в которой бесплатно лечились все нуждающиеся.
12.


По духовному завещанию Ю.М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Однако монастырь просуществовал недолго.
13.


Мозаичный образ святителя Николая Чудотворца на южной стороне фасада храма.
14.


15.


16.


Вид на Успенскую церковь с юго-востока.
17.



Это фасад церкви с северной стороны.
18.


Мозаичная икона святой Екатерины Великомученицы на северной стороне Екатерининского придела.
19.


Раз уж мы здесь оказались обходя храм посмотрим и на трапезную для паломников. Она как раз находится напротив северного фасада Успенской церкви. По сути это приличная по размером столовая с большой кухней и соответственно выбором разных блюд. Готовят вкусно, но по ценам не совсем бюджетно)
20.



Еще при самом первом появлении на территории мы обратили внимание на постоянное присутствие в воздухе около Успенской церкви какого-то странного печного запаха более всего похожего на запах отработанных паровозных угольных дымов. Оказалось что все так и есть. В том смысле, что котельная подворья и пищеблока очевидно топится либо углем либо угольными брикетами. За северной стеной подворья где мы запускали коптер женщина "с зеленым пакетом" в руках (на фото ниже) пожаловалась нам на этот постоянный тошнотворный запах и сообщила что все "близкоживущие" местные жители постоянно возмущается этим обстоятельством, а на их жалобы Покровское подворье никак не реагирует)
21.


Рядом с воротами Подворья построен вот этот деревянный терем очевидно административного назначения.
Довольно приличный по своей стоимости как мне кажется)
22.



Храм Успения Пресвятой Богородицы.
23.


Карзинкины были благотворителями - большими поклонниками искусства. Их дом всегда был полон гостей. В усадьбу часто приезжали братья художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, собиратели картин Третьяковы, семья Шаляпиных. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон.

24.


После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения. За десятилетия советской власти все в Троице-Лыкове разрушалось и ветшало. В 1923 г. усадьба была разделена на части и ее существование как единого целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным.

В Успенской церкви, памятнике XIX века с 1943 по 1979 год был устроен репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в нем устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв и случился пожар уничтожившие остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращен Православной Церкви.

Сейчас мы направляемся в сторону Церкви Троицы Живоначальной.

25.



Слева от парковой дорожки территория бывшего Господского дома.



Сейчас здесь частное учреждение - общеобразовательная организация "Православная гимназия в Троице-Лыкове" г. Москвы.
Так и вертится на языке слово "элитная" от его дорогого помпезного внешнего вида)
28.



Однако наша главная цель - Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове - главное украшение парка и всей усадьбы - изумительный по красоте каменный вотчинный храм XVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви в верхней его части завершается колокольней).
29.



На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году.
30.



Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. ,

Месяц назад прогулялись с Ольгой и подругой в новом, вернее, хорошо забытом для нас месте. По усадьбе Троице-Лыково.

Мы когда-то, всего один раз были там ночью НА РОЛИКАХ. Катались тогда часто «в ночные», ездили и по МКАДу, и за МКАД, встречали рассвет в Коломенском, купались, жарили сосиски. Вот было время. И как-то раз заехали в Строгино. Помню, как это было чуднО - совершенно деревенская улица внутри МКАДа, тем более, что потом мы выехали по Таллинской улице, через МКАД и куда-то покатили себе дальше.

И вот теперь, спустя столько лет, зашли туда днем, погулять.

История Троице-Лыкова связана с самыми знаменитыми фамилиями России. Свое название село и усадьба получили по имени Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца, князя Лыкова-Оболенского.

Село Троицкое известно по историческим документам еще с XVI века. При царе Василии Шуйском село было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Он был пожалован в бояре в 1606 году, был членом «семибоярщины», и до нее (при Шуйском) и после, уже при первых Романовых, тоже не бедствовал.

Кстати, совершенно по делу не бедствовал - отлично сражался в Смутное время, «в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой»

И все как-то вместе, в кучку. И народу тогда было немного, и освоенных мест. Женат он был на Анастасии Никитичне Романовой, сестре патриарха Филарета, поэтому приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати. А еще ему принадлежали земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь. Прожил Лыков долго, умер своей смертью и похоронен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.

В конце XVII века Троицкое переходит к Нарышкиным. Иван Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. После него селом владели его братья - Мартемьян Кириллович, а после его смерти Лев Кириллович Нарышкин.

После хозяевами усадьбы был и блистательный Кирилл Григорьевич Разумовский, и генерал-майор Николай Александрович Бутурлин. Последние владельцы усадьбы уже из купцов – Иван Иванович Карзинкин, его сын Сергей Иванович и вдова последнего, Юлия Матвеевна Карзинкина.

К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой – барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Сейчас не осталось ничего. У усадьбы в ХХ века судьба была сложная, гореть и разрушаться начало все еще в конце 20-х годов. Так что сейчас восстановленная усадьба - это православная гимназия

А вот церквям повезло больше. В большом селе всегда было две церкви – Троицкая и Успенская. Сначала деревянные, потом появились каменные.

Первым «белый лебедь», каменный храм во имя Живоначальной Троицы, изумительный по красоте вотчинный храм XVII века «иже под колоколы» (когда здание церкви вверху завершается колокольней).


На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай – городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы – реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице – Лыково навестить своих родственников. Ссылка

Судьба храма после революции была печальной. Храм Троицы закрыли в 1933 году, собирались открыть в нем выставку народного хозяйства Туркменской ССР, но обошлось.


В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО.


Вторая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково была построена во второй половине XIX века Н.А. Бутурлиным. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда «русско-византийского» стиля.


Нелегкая судьба выпала и Успенской церкви, памятнику XIX века. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба – читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания – Институт атомной энергии им. Курчатова – устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой.


В 1990-м году началось возрождение Троице-Лыково.


Сейчас восстановлены оба храма, в бывшей усадьбе работает православная гимназия. Единственно, все это (возрождение духовности) делается эээ как всегда. Возникало уже несколько скандалов с закрытием территории для всех желающих, запретом фотосъемки на улице вообще.

По территории усадьбы водят экскурсии, но там тоже все странно


Нашли очень интересный могильный камень - верхняя часть «Псаломник московской Троицкой в Кожевниках церкви Иван Павлович Троицкий», а снизу второе имя «Артемий Иванович Писарев, служил в сем храме с 10 июля 1812 года по 9 января 1951 года»

Очень красивые церкви, хорошее место. Еще бы гулять там невозбранно, без боязни окрика и запретов.

Понятие Святой Троицы обозначает Триединого Бога. Душа христианина устремлена к Всевышнему Создателю. Помыслы верующего человека воплощаются в храмах, где проходят церковные службы. Словно рвущийся в небеса храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове олицетворяет желание православных россиян быть ближе к Спасителю.

Усадьба Троице-Лыково

Троице-Лыковым называется поселение на высоком берегу реки Москва, где располагаются бывшая дворцовая деревня с Успенской и Троицкой церквями. История Троице-Лыкового поместья тесно связана с царской фамилией.

В 1610 году хозяином села стал боярин Борис Лыков-Оболенский, зять московского патриарха Филарета, который стал отцом первого русского самодержца из семьи Романовых - Михаила Федоровича. Согласно записям церковных книг 1646 года, в поселении проживало 27 человек. С 1690 года имение перешло во владение рода Нарышкиных. Сначала усадьбой управлял Мартемьян Кириллович, дядя Петра I, затем его брат Лев. После 1749 года деревня принадлежала статс-даме Е. И. Разумовской (в девичестве Нарышкиной). Екатерина Ивановна доводилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.

В 1804 году село, которое населяли 339 человек, выкупило семейство потомственных дворян Бутурлиных. В 1876 году поместье приобретает купец 1-й гильдии С. И. Карзинкин - известный московский продавец чая. Супруга предпринимателя Юлия устраивает в главном здании имения странноприимный дом, а в феврале 1917 года передает поместье Свято-Троицкой общине.

После прихода к власти большевиков усадьба в Троице-Лыково была переоборудована в санаторий, а позже здесь организовали рабфак для туркменских активистов. В 50-х годах прошлого века в усадьбе размещалось суворовское музыкальное училище. В городскую черту Москвы деревня перешла в 1960 году, однако до нынешних дней сохраняет сельский облик. Всего в 200 метрах от оживленных городских улиц располагается патриархальный дачный поселок.


История церкви

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре складывается специфическое направление, получившее название «нарышкинского барокко». В имениях бояр Нарышкиных возводились церкви, в которых сочетались элементы традиционного русского зодчества и европейского барокко. Яркими примерами являются: храм Покрова в московском районе Фили и церковь Успения на Покровке.

Здания, построенные в стиле «нарышкинского барокко», отличают следующие характерные черты:

  • сочетание различных архитектурных направлений;
  • внутренняя целеустремленность композиционного построения здания;
  • многоярусность;
  • разнородность отделки интерьера;
  • симметрия компонентов и равновесие частей строения.


Возведение и основание

Первая деревянная Троицкая церковь в селе возведена вотчинными крестьянами князя Лыкова-Оболенского. Здание имело приделы Николая Чудотворца и мучеников Лавра и Флора. Позднее постройку из дерева заменил каменный храм.

Вступив во владение Троице-Лыковым, Мартемьян Нарышкин начинает строительство парадной каменной церкви. На высоком холме у Москва-реки в 1694 году появляется величественный собор, который освятили в 1708 году в честь Живоначальной Троицы. После завершения отделочных работ белокаменный храм становится украшением усадьбы.

Архивные данные позволяют предположить, что над заказом боярина трудился зодчий Я. Г. Бухвостов. Сравнение здания в Троице-Лыкове с архитектурой религиозных строений в Филях, Китай-городе и Зюзино, авторство которых доподлинно установлено, подтверждают версию участия Якова Григорьевича в сооружении Троицкого собора.

Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в Строгино построен в 1704 году по заказу Льва Кирилловича Нарышкина. Несмотря на подновления, здание постепенно ветшало. В 1936 году большевистские активисты сожгли строение. Каменная церковь Успения Богородицы возведена в конце XIX века.


Историческая судьба

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагались французские кавалеристы, которые разорили Троицкую церковь. Оккупанты украли антиминс, золотую чашу для причащения, церковную утварь. К счастью, русским партизанам удалось отбить награбленное имущество. Все вещи, за исключением паникадила из серебра, которое мародеры распилили и растащили по кускам, вернулись в храм.

Царь Александр I возместил утрату, прислав бронзовый всесвещник с подвесками их хрусталя. В течение зимы помещение приводилось в порядок. 14 февраля после освящения церкви богослужения возобновились

Семья купцов Карзинкиных бережно относилась к культовому зданию. В 1879 году производится капитальный ремонт храма. Отреставрирован иконостас и настенная живопись, новой позолотой покрыта центральная главка, наружные стены заново отштукатурены и побелены.

Разгром и разграбление

Под лозунгом борьбы с религией в 1933 году Советская власть закрывает Троицкий храм. Большевики хотели использовать помещение для устройства выставки народного хозяйства Туркменистана. Воинствующие атеисты сняли колокола и вынесли иконостас. В планах строителей коммунизма было изъятие куполов, уничтожение барельефов и украшений, связанных с православием.

Однако в 1935 году Лига Наций объявила собор Живоначальной Троицы архитектурным памятником всемирного значения. Сооружение взяла на учет комиссия ЮНЕСКО. Храм был спасен от разорения, но церковные службы не проводились.

Реставрация здания

В 1941 году академик архитектуры В. Н. Подключников снял размеры здания и составил подробное описание церкви во имя Святой Троицы. Василий Николаевич подготовил иллюстрированный альбом, который был издан через четыре года. Материалы, представленные в книге, использовались при реставрации храма в 70-х годах прошлого столетия. Работами руководил профессор И. В. Ильенко.

С 2000 года начались повторные восстановительные работы, ранее прерванные из-за скудного финансирования. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл решает организовать здесь подворье Покровского женского ставропигиального монастыря. Руководит ремонтом помещений и уборкой территории настоятельница обители - игуменья Феофания (Мискина).


Современное положение

В апреле 2013 года в храмовом комплексе открывается официальное подворье Покровского монастыря в Троице-Лыково. В церквях восстановлены купола и крыша, воссозданы иконостасы, возвращены колокола.

5 июня 2017 года Патриарх Кирилл освятил восстановленный Троицкий храм. После Божественной литургии Предстоятель РПЦ (Русской Православной Церкви) передал собору в дар икону с житийными клеймами преподобного Серафима Саровского.

В церкви сохраняются святыни:

  • антиминс с дарственной надписью от Петра I и царевича Алексея;
  • чтимая икона Божией Матери «Иверская», привезенная от монахов горы Афон в 1999 году;
  • список святого образа Богоматери «Державная»;
  • местночтимый извод иконы «Ченстоховская».


Месторасположение храма

Храм Живоначальной Троицы находится в восточной части села на возвышенном берегу реки Москва. Сам дачный поселок располагается между Серебряным Бором и городским районом Строгино. Почтовый адрес церкви: г. Москва, район Строгино, ул. Одинцовская, дом 24Б.

Как добраться

Чтобы побывать в Троицком соборе, следует по Таганско-Краснопресненской ветке Московского метрополитена доехать до станции «Щукинская». Из метро подняться на улицу Маршала Василевского к памятному бюсту советского военачальника. В 70 метрах отсюда находится остановка автобуса №137, который ходит каждые 20 мин. Дорога займет 15 мин. От конечной остановки до храма нужно пройти 200 метров.

Можно доехать до станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро. Выйдя из подземки, нужно дойти по Строгинскому бульвару до Таллинской улицы и повернуть направо. Через 130 метров находится автобусная остановка. Маршрут №137 ведет в цели путешествия.


Архитектура и убранство сооружения

Возведение религиозных помещений для богослужений происходит в соответствии с установленными правилами, которые требуют, чтобы церковь имела три части:

  • алтарь;
  • среднюю часть, называемую наос;
  • притвор.

Наос увенчивается одним или несколькими куполами. Над притвором строится колокольня.

При сооружении Троицкого собора зодчие отходят от общепринятых норм. В храме отсутствует притвор, а колокольня возвышается над средней частью. Уникальная композиционная структура создает впечатление, будто здание вот-вот устремится в небеса.


Внешний вид

Церковь Святой Троицы построена по схеме «восьмерик на четверике». Четырехугольный первый этаж, который окружает гульбище, покоится на возвышенном цоколе - подклете. На втором уровне восьмигранная коробка с высокими окнами служит основанием для четырехметровой колокольни. Сооружение венчает золотой купол на узорчатом барабане.

Над алтарем и притвором установлены двухъярусные барабаны с главками, выкрашенные в черный цвет и украшенные золотыми звездами. Позолотой крестов и купола занимались мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы. В северной и южной частях храма расположены боковые входы.


Колокола

В церковной звоннице подвешиваются колокола, которые созывают верующих прихожан на богослужение или возвещают о важных частях литургии, проходящей храме. Звон одного колокола именуется «благовест». Колокольное многоголосье в честь радостного праздника определяют как «трезвон», а события, связанные с печалью, сопровождает «перезвон».

В колокольной башне собора Живоначальной Троицы подвешены 24 колокола. Разница в размерах придает им различные голоса. Как и много веков назад, нынешние церковные службы в Троице-Лыкове сопровождает колокольный звон.


Отделка фасадов

Красота наружных стен позволяет назвать храм Святой Троицы «песней в камне». Вертикальные элементы фасада - окна и двери - отделаны колоннами, украшенными орнаментом. Углы здания отмечены гладкими колоннами коринфского ордера.

Круглые окна и карнизы прямоугольных окон отделаны резным каменным декором. В том же стиле выполнен и десюдепорт - украшение над дверным проемом. Каждая грань сооружения завершается вычурным фронтоном, устремленным вверх. Элементы настенных деталей композиционно уравновешены и гармонично дополняют друг друга.


Внутреннее оформление

Интерьер Троицкого храма так же роскошен, как и отделка внешних стен. Иконостас в девять ярусов украшают резные колонны с виноградными лозами, обремененными гроздьями, экзотическими плодами и растениями. Вдоль стен в двух уровнях протянулись хоры. Стены, когда-то расписанные под мрамор, сейчас покрыты светло-голубой краской.

С левой стороны на первом ярусе хоров обустроено место для царской семьи. Архитектурный фонарь сверху украшает золотая корона. На боковых ограждениях изображен символ самодержавия - двуглавый орел.


Как проходят богослужения

Церковные службы проводятся в просторном помещении Успенского храма. В 8 часов утра начинается литургия, а в 16.45 вечерняя служба. В дни великих праздников проходит ранняя и поздняя литургия. Регулярно проводятся водосвятные и акафистные молебны.

Устремленная к небу белокаменная церковь Живоначальной Троицы на высоком речном берегу так прекрасна, что москвичи называют ее «Белый лебедь». В дачный поселок приезжают православные россияне, чтобы полюбоваться уникальной архитектурой храмового комплекса. Сюда приходят верующие для вознесения молитв Спасителю.

Видео

Видеорепортаж рассказывает об освящении Троицкого собора.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина и по его заказу. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде.

Дворцовое село Троицкое известно по крайней мере с XVI века, и располагалось оно в стороне от высокого берега Москвы-реки. Тогда в нем была деревянная Троицкая церковь. В начале XVII века Василий Шуйский, став царем, пожаловал село князю Б.М.Лыкову, от которого пошло второе название местности. При Лыкове село вместе с церковью передвинулось ближе к реке. Судьба небольшого деревянного одноглавого храма клетского типа редкостна и печальна. Избежав пожаров, он был перенесен на новое место еще раз при строительстве барочного храма, переосвящен в честь Успения Божией Матери и простоял до 1937 года, бережно охраняемый хозяевами Троице-Лыкова, в особенности последним владельцем, богатым купцом Карзинкиным. В интерьере церкви сохранилось даже первоначальное убранство начала XVII века. Но в 1937г., когда закрыли новую, построенную рядом каменную Успенскую церковь и устроили в ней клуб, сельские молодые активисты во главе с неким Шевалдышевым, возмущенные тем, что в клуб ходит мало народа, а в церковь – значительно больше, тайно ночью подожгли уникальный памятник деревянной архитектуры. Наказаны они не были. Сейчас планируется восстановление храма на сохранившемся и открытом недавно фундаменте.

Село Троицкое-Лыково было пожаловано Нарышкиным в 1698г. (по другим сведениям – оно досталось Ивану Кирилловичу Нарышкину в приданое за Прасковьей Алексеевной Лыковой), тогда и началось возведение нового храма Пресвятой Троицы. С 1749г. имение перешло к Разумовским, при них здесь был разбит регулярный парк и выстроена усадьба. Нынешний кирпичный усадебный дом был построен, вероятно, при следующих хозяевах, Бутурлиных.

Предположительно строительство нового Троицкого храма велось зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым , всю жизнь работавшим на Нарышкиных и их родственников. Гипотеза о его авторстве принадлежит профессору В.С.Топорову: он отыскал в архиве документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…». Предположительно бумага касалась Троицкой церкви. Но едва ли это могло служить единственным основанием для такой версии, если бы сам храм композицией своей и декором не указывал бы на то, что он, Спасская церковь в Уборах и Входоиерусалимская надвратная церковь в Новом Иерусалиме (авторство которых не подлежит сомнению) с огромной вероятностью могли быть поставлены одним зодчим.

Кирпичный храм выстроен в стиле московского, или нарышкинского барокко, «под колоколы», то есть, с ярусом звона на основном объеме. По одним данным, работы начались в 1698г., по другим – раньше, в 1690г. и окончились уже к 1695г. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Так же роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялсярезной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хора было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кресты на трех главах золотили мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы – сказалось близкое родство Нарышкиных с царской фамилией. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

Во время войны 1812 года храм был разорен вместе с усадьбой, из него вывезли множество ценностей, позднее возвращенных партизанами, которые неподалеку отбили награбленное у французов. Не вернулось только старинное серебряное паникадило, которое распилили на куски; взамен утраченного император Александр I прислал новое бронзовое с хрустальными подвесками.

В советское время, в 1933г., храм был закрыт, но менее чем через десять лет, в 1941г., во время войны, академик В.Н.Подключников из Академии архитектуры занялся обмерами уникального памятника. Многое сейчас при реставрации храма делается с использованием его обмеров. С 1970г. началась реставрация храма под руководством профессора И.В.Ильенко, но позднее финансирование работ прекратилось, и памятник снова начал рушиться. В 2000-х гг. реставрационные работы снова начались и обещают в течение нескольких лет окончиться полным восстановлением Троицкого храма.

Троицкий храм окружен совершенно необычным для Москвы пейзажем. С одной стороны – высокий берег Москвы-реки и Серебряный бор за ней. С другой – чудом сохранившиеся сельские частные домики. Оказавшись в Троице-Лыкове, можно вообразить, что храм просто еще не достроен и стоит в лесах, а вокруг – старинное село, а не большой город…