В чем смысл жизни завсегдатаев салона. Сочинение Толстой Л.Н. Миссия хозяйки салона

Тема: «Высший свет» в романе
«Война и мир». Анализ сцен из I тома, I части.

Цели : проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?

2. Объясните смысл названия – «Война и мир».

3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?

4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?

5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном?

II. Работа над эпизодом «В петербургском салоне »
(т. I., ч. I, гл. 1–5).

Беседа по вопросам:

џ Петербург. Июль 1805 г. Салон.

1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?

2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.

3. Почему князь Василий Курагин приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

Кто же главный гость на вечере? (Виконт-эмигрант.)

4. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают роскошью и великолепием ; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)

5. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке ? (Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе.)

6. О чем говорят в салоне? (Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)

7. Выделите определяющие черты светского общества.

8. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?

9. Какие художественные средства использует автор для характеристики светского общества? (1. Толстой «как бы сразу» вводит читателя в коллективную сцену, постепенно наблюдает за героями, обрисовывает их поведение, определяет свое отношение, т. е. постепенное знакомство с героями, без экскурсов в прошлое. 2. Прием сравнительной характеристики: завсегдатаи салона – Пьер и Андрей. 3. Использование метода «диалектики души», который способствует «срыванию масок».)

III. Работа над эпизодом «В доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).

Беседа по вопросам:

џ Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.

1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.

2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?

3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля? (Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе , как постепенно их нервы сдают.)

4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.)

Выводы . В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.

Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.

Определяющей чертой «высшего света» называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.

Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх.

Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Война и мир».

2. Пересказ сцен «Именины у Ростовых» и «В имении Болконских».

Сообщения о семьях Ростовых и Болконских. Что сближает эти семьи? В чем они несхожи?

Глава 9 Светские салоны

Недоумением напрасно ты смущен:

Гостиная - одно, другое есть салон.

Гостиную найдешь в порядочном трактире,

Гостиную найдешь и на твоей квартире,

Салоны ж созданы для избранных людей.

П. А. Вяземский

Начав «выезжать в свет», юный дворянин получал возможность посещать аристократические салоны. Чтобы чувствовать себя в салоне уверенно (а может быть, и блистать!) он должен был овладеть целым рядом навыков.

Характер салона определяли его постоянные посетители; это был определенный, но не точно очерченный круг людей. Каждый салон гордился своими знаменитостями и предоставлял им способную оценить их аудиторию. Кроме того, имели значение просто дружеские и семейные связи хозяев салона. В результате в салоне собирались как люди, связанные общими интересами, литературными и политическими взглядами, так и те, кто не разделял полностью царивших там умонастроений. «Быть принятым» в салоне г-жи N, означало получить определенный социальный статус, но при этом не шла речь о принадлежности к той или другой литературной или политической партии.

В первые десятилетия XIX в. в русской литературе господствуют «домашние» формы поэзии: альбомная лирика, альманахи, составлявшиеся в соответствии с личными вкусами и знакомствами составителя и не предназначенные, в отличие от журналов, завоевывать широкую читательскую аудиторию.

Характерная фигура эпохи - поэт-дилетант, не стремящийся к официальному признанию. «Домашняя» поэзия широко представлена и в творчестве выдающихся поэтов того времени, в том числе и Пушкина: стихи в альбомы, мадригалы, дружеские послания, эпиграммы, шуточные стихи, понятные лишь очень узкому кругу лиц, и прочее.

Согласно традиции, не только профессиональные литературные критики, но и женщины из «хорошего общества» считались арбитрами литературного вкуса и ценительницами «изящного» искусства.

Не удивительно, что занятия и интересы посетителей салонов были так или иначе связаны с литературой. Но какую бы важную роль ни играли в нем поэты и писатели, какое бы внимание ни уделялось литературным проблемам, истинный салон не имел профессиональных или просветительских целей.

Салоны являлись основной формой так называемой светской жизни. Выражение «выезжать в свет» означало посещение балов, гуляний и, конечно, салонов.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т. д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми-десяти человек до нескольких десятков. (Обычай назначать определенный день недели, в который хозяева ждали гостей, в том числе и не приглашенных заранее, существовал и в дворянских семьях.) Имея возможность всякий день посещать салоны, каждый выбирал для постоянных визитов те из них, где собиралось наиболее интересное и приятное ему общество.

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи - когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты. Но главное - гости беседовали.

Светская беседа была основным и излюбленным занятием завсегдатаев салонов.

Мемуарная литература сохранила самые противоречивые отзывы о таких беседах. Они превозносятся как самое увлекательное интеллектуальное развлечение, одно из высших достижений цивилизованного общества; и они же высмеиваются как самое пустое занятие, искусство говорить ни о чем. Разумеется, светская беседа, как и любая другая беседа, в большой степени зависела от конкретных собеседников - от их ума, образованности, остроумия и обаяния. Ее характер во многом определялся темой (политическую дискуссию трудно сравнивать с обсуждением новых модных шляпок). Своеобразие светской беседы, очаровывавшее одних и раздражавшее других, состояло в самой манере разговора и - шире - в манере общения. Иначе говоря, чтобы вести светскую беседу, нужно было быть светским человеком…

Как уже говорилось, «светскость» - это, собственно, искусство быть приятным для окружающих.

Истинно светский человек был любезным, снисходительным и непринужденным; он избегал и назидательности, и запальчивости; не утомлял собеседников обстоятельными рассказами и умел найти интересную для них тему.

Эта манера поведения в целом определяла стиль салонного общения. Однако следует отметить и некоторые особые требования к светской беседе.

В салонах могли говорить о чем угодно: о политике, об искусстве, обсуждать светские новости и литературные новинки, даже сплетничать о знаменитостях и общих знакомых (как тогда выражались, «злословить»). При этом разговор должен был интересовать, по возможности, всех присутствующих и не задевать никого из них. Считалось неприличным говорить о своих неприятностях и болезнях, задавать вопросы личного характера. Не принято было стремиться выделиться, казаться оригинальным. (Так вели себя только заправские денди, желавшие не просто нравиться, но поражать, восхищать и возбуждать зависть.) Желательно было уметь развлечь и позабавить гостей, поэтому в свете так ценились острота ума и острота языка (салонным остроумием славились, например, отец и дядя Пушкина - Сергей Львович и Василий Львович). Остроумие, конечно, индивидуальный дар, но в светском общении он оттачивался и культивировался.

Остроты, каламбуры, меткие слова, которыми блистали завсегдатаи салонов, придавали светской беседе пикантность и занимательность.

Прекрасно зная все принятые в обществе правила и условности, светский человек не следовал им с неукоснительностью педанта. Способность легко менять манеру поведения в зависимости от компании и от ситуации рождала своеобразный сплав серьезности и легкомыслия, который создавал особенный шарм светского человека. Характерно, что в салонах гости могли и обсуждать самые серьезные проблемы, и забавляться geux de societe (светскими играми): играть в шарады, буриме, акростихи . (Прелесть jeux de societe невозможно оценить вне особой атмосферы, царившей в дворянских домах и светских салонах). Этот стиль поведения проявлялся и в языке светской беседы, в самой ее интонации. Легко переходя от одной темы к другой, собеседники любили иронизировать над тем, к чему относились вполне серьезно; это был не цинизм, а лишь игра ума, от которой они получали особенное удовольствие.

Характер светской беседы точно описан в восьмой главе «Евгения Онегина»:

……Входят гости.

Вот крупной солью светской злости

Стал оживляться разговор;

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем,

Без вечных истин, без педантства,

И не пугал ничьих ушей

Свободной живостью своей.

Нельзя не отметить, что установка на удовольствие прежде всего чревата соскальзыванием отношений в поверхностность и фальшивость. Но и принципиальный отказ от нее грозит превратить человеческое общение в нудное и, в конечном счете, малопродуктивное занятие. Ведь если общение само по себе является высшим удовольствием, то тяга к нему может пересиливать взаимное недоверие и неприязнь людей, исповедующих разные политические взгляды и эстетические доктрины. Так, по свидетельствам очевидцев, в салоне кн. В. Ф. Одоевского собирались люди столь разные по своему общественному положению, роду занятий, возрасту, интересам и взглядам, что удивительно было видеть их всех вместе, любезно и оживленно беседующими. Неизменная ироничность и приветливая снисходительность светских людей не позволяла разгораться враждебным чувствам и предотвращала возможные конфликты.

Таким образом, светские салоны настойчиво и незаметно утверждали как норму человеческих отношений ту толерантность, без которой невозможно существование цивилизованного общества.

Выходит, что такое, кажется, эгоистичное и бесполезное стремление, как стремление получать удовольствие, может оборачиваться немалой общественной пользой.

Однако для того, чтобы салон был настоящим салоном, недостаточно было пригласить даже самых интересных и прекрасно воспитанных людей. Им нужно было создать условия для непринужденного и оживленного общения. Настоящий салон был подобен английскому саду: в нем царил тот своеобразный беспорядок, который создается лишь рукой мастера. Существовали некоторые общеизвестные правила, например: не расставлять мебель строго симметрично; дать гостям возможность прогуливаться по комнате, выбирая для себя собеседников; держать в гостиной изящные безделушки, которые гости могли бы вертеть в руках и разглядывать по ходу беседы, и т. п. Однако все эти нехитрые приемы сами по себе не могли, конечно, обеспечить салону успех; решающая роль принадлежала здесь хозяйке салона.

Первые салоны, появившиеся во Франции в конце XVI - нач. XVII вв., представляли собой избранный круг людей, собирающийся вокруг «царицы салона», - женщины, замечательной своей красотой, умом, образованностью. В России первой половины XIX в. были свои знаменитые хозяйки салонов: З. Н. Волконская, А. О. Смирнова-Россет, Е. М. Хитрово, Д. Ф. Фикельмон, А. П. Елагина. Эти светские женщины по праву оставили в истории свои имена. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А. Н. Оленин, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Вильегорский, В. А. Соллогуб.

Судя по воспоминаниям современников, одной из самых искусных хозяек салона была дочь Н. М. Карамзина, Софья Николаевна.

«Перед началом вечера Софи, как опытный генерал на поле сражения и как ученый стратег, располагала большие красные кресла, а между ними легкие соломенные стулья, создавая уютные группы для собеседников; она умела устроить так, что каждый из гостей совершенно естественно и как бы случайно оказывался в той группе или рядом с тем соседом или соседкой, которые лучше всего к ним подходили. У ней в этом отношении был совершенно организаторский гений. Я как сейчас вижу, как она, подобно усердной пчелке, порхает от одной группы гостей к другой, соединяя одних, разъединяя других, подхватывая остроумное слово, анекдот, отмечая хорошенький туалет, организуя партию в карты для стариков, geux d’esprit для молодежи, вступая в разговор с какой-нибудь одинокой мамашей, поощряя застенчивую и скромную дебютантку, одним словом, доводя умение обходиться в обществе до степени искусства и почти добродетели», - вспоминала А. Ф. Тютчева.

Хотя в идеале салонное времяпрепровождение, как и светская жизнь в целом, не имели никакой другой цели, кроме стремления получить удовольствие, это не означало, конечно, что светские люди не имели и вполне прагматичных интересов. Именно в салонах плелись интриги, завязывались знакомства, обеспечивающие выгодные браки или удачные карьеры (об этом много написано, в частности, в романах Бальзака). Для России, однако, все это было менее характерно, нежели для Франции. Причина, разумеется, не в моральном превосходстве русского общества, а в иной социально-исторической ситуации. Во Франции уже в 1830-е гг. светское общество открыто для молодой буржуазной элиты; смешиваясь с ней, старая аристократия вовлекается в бурное становление нового общества. Светские салоны, жертвуя аристократическим равнодушием к практической стороне жизни, адаптировались к изменившимся условиям и тем самым обретали социальную устойчивость.

Буржуазия, в свою очередь, не отказываясь от откровенно утилитарных жизненных целей, вынуждена была считаться с культурными ценностями старой элиты.

В российских салонах также постепенно объединялись люди разных сословий. У В. Ф. Одоевского, Е. А. Карамзиной, А. П. Елагиной, В. А. Соллогуба радушно принимали разночинных литераторов и чиновников, музыкантов и профессоров. Но при всей важности этих культурных контактов они носили характер по преимуществу личных человеческих связей и, как показало будущее, не имели исторической перспективы. Уже во второй половине XIX в. светский салон в России утрачивает положение центра культурной жизни, оттесняясь в сферу приватного, семейного быта. Вина и ответственность за такое развитие событий традиционно возлагалась на сами салоны; не только идеологически враждебные критики, но и столь сочувствующий мемуарист, как К. Д. Кавелин, писал:

«Образованные кружки представляли у нас тогда, посреди русского народа, оазисы, в которых сосредоточивались лучшие умственные и культурные силы, искусственные центры, со своей особой атмосферой, в которой вырабатывались изящные, глубоко просвещенные и нравственные личности. <…> Но эти во всех отношениях замечательные люди вращались только между собою и оставались без всякого непосредственного действия и влияния на все то, что находилось вне их тесного немногочисленного кружка. <…> Эти изящные, развитые, просвещенные, гуманные люди жили полной жизнью в своих кружках, не внося своим существованием ничего в наш тогдашний печальный, полудикий быт».

Далее Кавелин горько упрекает этих людей за то, что они не пытались облагородить купечество и не обучали грамоте мужиков… Вряд ли, однако, подобная деятельность могла бы существенно повлиять на ход российской истории.

Россия и Франция существовали в разных, если можно так выразиться, часовых поясах исторического времени. Французское третье сословие являлось победившим сословием; у него уже были и власть, и деньги. Ему не хватало только культуры, шарма, шика - всего того, чем блистали и дразнили обитатели Сен-Жерменского предместья, и оно жадно стремилось все это перенять. Настойчивое, часто неуклюжее и смешное стремление буржуазии подражать большому свету объяснялось ее неутоленным тщеславием и снобизмом, но в результате она весьма успешно осваивала навыки светского общения и утонченные манеры аристократов.

Российские разночинцы чувствовали себя социальными изгоями, они мечтали не завоевать высокое положение в обществе, а изменить самые основы этого общества.

Соответственно, в моде было не подражание большому свету, а крайне негативное, порой агрессивное отношение к нему. Так снобизм французских буржуа оказался в культурном отношении куда более плодотворным, чем идеализм и бескомпромиссность российских демократов.

Салонную культуру нередко называли «оранжерейной»; наверное, это справедливо, но несправедливо вкладывать в это слово пренебрежительный смысл. В этих оранжереях выросли выдающиеся поэты, музыканты и меценаты, в салонных беседах формировались эстетические принципы, во многом определившие развитие русской литературы и искусства. Но самые главные, быть может, ценности этой культуры, были, к несчастью, хрупки и эфемерны. В салонах вырабатывалась утонченная культура человеческого общения, оказавшаяся невостребованной следующими поколениями. Лишь художественная литература и мемуары современников доносят до нас неповторимую атмосферу русского аристократического салона, атмосферу, в которой присутствует горький аромат обреченности.

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Книга самурая автора Дайдодзи Юдзан

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

Глава III СлужбаКогда самурай находится на службе, может случиться так, что его господин вынужден понести большие расходы и оказывается стесненным в средствах, и потому в течение нескольких лет он вынужден удерживать часть жалования своих вассалов. В этом случае самураю,

Из книги Драма и действие. Лекции по теории драмы автора Костелянец Борис Осипович

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Глава IV «Критика способности суждения» Канта. Моральный индивид Канта и действующий индивид Гегеля. Свобода - движущая сила человеческих действий. Самовоплощение человека у Шиллера. Сострадание и наслаждение зрителя.В своих «Лекциях по эстетике» Гегель несколько раз

Из книги Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1903-1930 гг. автора Креспель Жан-Поль

Глава V «Лекции по эстетике» Гегеля. Пафос и патетическое. Пафос как двигатель поступка, как поэтическая идея. Пафос субъективный и субстанциональный.Триединство: характер - воля - цель. Основные компоненты действия: борьба - катастрофа - примирение. Диалектика свободы

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Глава VI «Лекции по эстетике» Гегеля. Герой античной трагедии как воплощение субстанционального принципа, конфликт как столкновение двух правд («Антигона» Софокла). Развитие образов в «Антигоне», «Филоктете» Софокла, «Хоэфорах» Эсхила. Динамика целей и средств в

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Светские праздники. Майский праздник Если День святого Иоанна Крестителя - это самое важное религиозное торжество, то майский праздник (Calendimaggio, 1 мая) является его светским аналогом. Это языческое действо берет начало, по мнению Давидсона (Davidsohn. VII, 560), на севере, не будучи

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Салоны Alan Matarasso1009 Park AvenueTel.: 212-249-7500AMI African Hair Braiding347 Utica AvenueBrooklynTel.: 718-604-2269Best Chinese Qi Gong Tui Na222 Lafayette StreetTel.: 212-941-6038Bliss Soho568 BroadwayTel.: 212-219-8970Bloomie Nails170 West32rd StreetTel.: 212-675-6016Body Central99 University PlaceTel.: 212-677-56-33Brad Johns Avon Salon & SPA725 5th AvenueTel.: 212-755-2866Christine Chin79 Rivington StreetTel.: 212-353-0503Chun Hong Tui Na171 Sullivan StreetTel.:

Из книги автора

Часть третья СВЕТСКИЕ КОММУНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ 12/ Известны четыре способа менять мир и реализовывать историю общества Реформистский - это когда ты пытаешься изменить законы в более справедливую сторону и рассчитываешь добиться их соблюдения в реальной

Отношение писателя к светскому обществу

Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.

Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.

Модный салон Шерер

В этогом сочинении на тему «Высший свет в романе «Война и мир» мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна. Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.

В доме умирающего графа Безухова

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.

В плену у алчного графа

За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»

На службе в армии

Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.

Истинные дворяне

Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.

Архетип «Светский салон» сегодня «как бы» не существует в массовом порядке. Вернее, он, как река, просто временно притаился в подземные русла. Ведь ничего во Вселенной не пропадает навек! Хотя архетип «Салон» развоплотился, но... ОН то и дело, то там, то здесь – реализует себя в более модерных затеях, скрываясь под их маской и многое, многое, конечно, от этого теряя по сути...

Но подражать уже существующим практикам – не путь творческого человека! Там «толчётся» слишком много конкурентов, и это неинтересно. Творческий человек создаёт новое, точнее ведёт археологические раскопки хорошо забытого старого. И благодаря ему, хорошие вещи «сызнова входят в моду» и конкуренции такому творцу – нет.

Сегодня функции светского салона частично перетянули на себя авторские программы по ТВ и разговорным радиостанциям. Это любой формат, когда «Ведущий» приглашает «Гостей», имея при этом кружок более или менее случайных и постоянных слушателей. Так же архетип «салон» реализует себя в концепции «редакция журнала», «газеты» ... а ещё ближе и интересней – в концепте «клуба»: литературного, поэтического, психологического, политического, общественного, религиозного, творческого. Тогда уже речь часто идёт о «кружке».

Женщина и Салон

Нельзя отрицать тот факт, что почти каждая женщина рано или поздно попадает под сильнейшее обаяние архетипа «Хозяйка светского салона», как попадают под магнетизм чар полной луны…Некоторые женщины даже не понимают: «к чему их так страстно влечёт-то?» ... Чего бы они хотели, когда у них вроде бы «всё есть»? Жаль, что они просто фактически мало что знают о культурной практике «салонной жизни общества» – с обаятельными и сильными женщинами-двигательницами во главе... Потому и томятся…

Поразителен факт... Даже ничего не слышав и не читав о салонах, любая «дочь Евы», как только устроится на месте с комфортом, заведёт «свой дом» – сразу начнёт (нет, не расставлять кастрюльки и не развешивать занавески!) начнёт создавать, «натягивать» на себя – подобие «салона», отбирая и притягивая людей для своего «кружка завсегдатаев и новичков».

И здесь абсолютно неважны – возраст женщины и её красота! В центре возникшего кружка может блистать юная обаятельная женщина. А может и семидесятилетняя гарпия с Беломорканалом в пепельнице… Даже «ум» хозяйки здесь не играет абсолютно никакой роли! Хозяйка салона может быть «удивительной дурочкой», «ничего не знать», говорить невпопад, но... все будут нежно любить её – такую, какая она есть и стремиться душой и ногами в её общество – и общество, сложившееся вокруг неё…

Быть хозяйкой салона – это странный талант, призвание... И что самое волшебное – это (по преимуществу) прирождённо женское, «женственное» дарование...Сегодня психологи уже, кажется, нашли ключ к расшифровке этого таланта.

Эмоциональный интеллект и способность быть хозяйкой светского салона

Скорее всего, настоящая и успешная хозяйка салона должна от природы обладать эмоциональным интеллектом. Интуитивно, она всегда чувствует – чего НЕ ХВАТАЕТ собравшимся вокруг неё людям и … даёт им это! Часто даёт – сама, часто сводит одних людей с другими (всё самой дать нельзя!), решая таким образом «недостачи» обоих…

Чего же ОБЫЧНО не хватает людям, которые тяготеют к таким «кружкам-салонам»? Материнской нежности и опеки, кому-то – просто налаженного, уютного (или «по-своему уютного») Дома, в котором не тоскливо проводить вечера, кому-то лакомств, кому-то партнёра по шахматам или спорам, кому-то слушателей его писаний, кому-то общества молодёжи, кому-то умных тем для разговора, кому-то общества особ женского пола, а кому-то реальных встреч с любопытными людьми и «знаменитостями».

Более того, хозяйка салона отлично видит тех людей, кому именно она и её стратегии в состоянии что-то дать. Людей, которым она не в состоянии дать ничего для них насущное, хозяйка в своём салоне долго не держит...

То есть, хозяйка салона – как истинный ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ отлично «чует»

    свою целевую аудиторию,

    и что не менее важно – свой собственный личный «профит» от затеянного предприятия,

    но что наиболее важно из всех трёх пунктов – чувствует свою Миссию, направленную уже на всё Общество, Эпоху. Даже если салон очень скромен, как, впрочем, скромным может быть и любой бизнес.

Вот настало время поговорить и об этом. Хозяйка салона – предприниматель особого рода. Что можно назвать термином «Прибыль предприятия»? Как и все люди, женщина хочет славы (здесь и сейчас) и бессмертия на века. Как и все люди, она хотела бы как-то войти в историю, хотела бы, чтобы о ней «говорили». Это – первое. А вот – второе.

Женщина (как и все люди) – креативна. То есть, она испытывает большую потребность «влиять на мир» и таким образом – самореализовываться. Влиять на мир, менять его… Собственно, только этим-то человек и входит в историю, больше нечем. Но делать это способом мужчины женщина, увы, не может. (Да и не надо!) Конечно, бывают и яркие исключения, но, по поговорке, они только подтверждают общее правило.

Не может женщина получить славу как русский полководец Суворов или Кутузов. Не может получить бессмертия на века как Рафаэль или Ван Гог. Зачем ей висеть на шатких деревянных лесах под куполом церкви и лёжа разрисовывать фресками свод, крича на учеников? Дамское ли это дело?..

Не может женщина войти в историю как герой в мускулах и шрамах с башкой мужика-гения и его трудовыми мозолями. Но она может по-другому... Женщине дано собирать и продвигать людей, которые прославят её и обессмертят! Благодаря которым (которому) о ней будут говорить и сейчас, и далеко после её кончины...

Конечно, это нужно не всем женщинам... (Так же, как и не всем мужчинам свойственно тосковать по судьбе Кутузова и Рафаэля). В мире есть много других интересных штук, но вот существует и такая... Вот, в чём состоит «прибыль» этого типа предпринимателя – хозяйки салона. За эту прибыль она и «платит», отдавая членам кружка то, в чём они позарез нуждаются и зачем в салон ходят. Салон – это место, где можно блеснуть своим опытом, интеллектом, красотой. Получить материнское тепло, стол и очаг. Изысканные блюда. Встретить слушателей. Интеллектуалов. Метафорически, завсегдатаи салона всегда получают в нём тот «корм», которым они хотят «питаться». И разбирается в этом – хозяйка салона.

Три типа посетителей любого салона

Три типа людей с неудовлетворённой потребностью собираются в любых салонах, кружках, клубах (психологических, политических, литературных...)

    «Одинокие» (им бывает достаточно просидеть весь вечер в углу),

    «Сластёны» (те, кто приходит в салон «лакомиться», неважно – едой, напитками или красотой женщин и юностью молодёжи),

    «Хвастунишки» (эти приходят в любое общество в поисках поклонников и слушателей себя).

Каким важнейшим качеством должны обладать все три типа:

Внимание! И одинокие, и сластёны, и хвастунишки должны быть людьми «дельными». То есть, хоть что-то уметь делать, достать, узнать, организовать – быть чем-то полезным хозяйке салона в её планах. Сюда не входят бриллианты салонов – люди гениальные или по-другому «люди стоящие». Люди, к которым хозяйка салона присматривается, которых «открывает» и на которых в своих планах делает далеко идущую «ставку». Люди-бриллианты («стоящие») ничего не должны уметь доставать или организовывать. Хорошо, что они уже есть. Они занимаются другими вещами.

Какой взнос обычно требуется от «дельных людей»? Узнать редкую информацию, достать редкую книгу, устроить кому-то протекцию, связать с нужным человеком, влюблять в себя мужчин (женщин), чтобы в салоне не иссякала атмосфера влюблённости, а значит – жизни.

Достать свежих цветов, машину, толково устроить пикник или отъезд... В крайнем случае (но немаловажном!) человек может быть полезен лишь тем, что, глядя на него, все другие члены кружка будут чувствовать себя «молодцом» и радоваться. (Рассуждая: «Ну, по сравнению с – этим, я ещё о-го-го!»)

Понятно, что хозяйка салона как предприниматель относится к типу инвесторов. Неизвестно, привлечёт ли её салон человека-бриллианта (будущего Пушкина, Че Гевару). Неизвестно также – соизволит ли этот «Пушкин» её в конце концов «обессмертить»…

Но если ничего не делать, то точно «ничего такого» не произойдёт никогда. Талантливая хозяйка салона никогда не обидит ни одного гостя, хотя «работают на неё» – все без исключения. От каждого она берёт «по способности» и каждому мудро сыплет рукой его «корм».

Любая хозяйка салона знает, если гости её салона (одинокие, сластёны и хвастунишки) люди не «дельные», то у неё не светский салон, а благотворительная столовая для бомжей! Итак, о «прибыли» предпринимательницы мы поговорили. Теперь пора уделить внимание Миссии этого проекта.

Миссия хозяйки салона

Здесь всё просто. Она помогает обществу, создавая в нём (помимо «горизонтальных связей»), не-институализированную и некоммерческую – свободную культурную и коммуникативную среду.

Что такое «институализированная среда» для культуры и общения? Это - высшее учебное заведение, это кафедра, это лекторий при клубе или музее, это научная конференция, это библиотека, это школа... Это – скучно! Скучно в том случае, если в обществе нигде кроме этих «институализированных» мест больше негде и не с кем поговорить.

Приведём пример. Например, «институализированной» (официальной, чётко регламентированной, коммерческой) средой для … ведения половой жизни будет выступать – дом терпимости. Если в обществе кроме домов терпимости больше заняться сексом... негде и не с кем – это становится скучным, согласитесь.

Салон на дому

Конечно, после того, как женщины стали работать, прирождённые хозяйки салонов стали часто пользоваться своим служебным положением и организовывать старинные «домашние» кружки на базе казённого места своей службы.

Конечно, уже существующий «институт» (предоставляющий хотя бы отапливаемое помещение!) значительно облегчает хозяйке ряд задач. Но такой «институт» – опасный помощник. Во-первых, не у каждой женщины он есть в распоряжении. Во-вторых, его могут отнять или в его работу вмешаться в любой момент. В-третьих, «институт» диктует свою специфику, которая, порой, мешает «развернуться» хозяйке. Например, учительница может организовать при школе свой кружок и собирать вокруг себя учеников, на которых можно и нужно делать долгосрочную ставку. Но в такой кружок при школе не всех людей пригласишь…

Часто салон организуется на базе какой угодно торговой точки: лавки, магазина (часто – книжного, но не обязательно), на базе кафе. Но это – традиционно мужской путь. Женщине он не к лицу.

Доказано на опыте многовековых наблюдений: сила женщины в стенах её дома!.. Как бы он ни выглядел! Можно устроить отличный салон в «странной» богемной обстановке, и он вас обессмертит- через сто лет люди будут читать о вашей знаменитой селёдке на газете и сумасшедшем соседе по коммуналке.

Часто от характера дома женщины зависит и характер, «физиономия» будущего салона, людей, которых он притянет, тем, которые будут в нём обкатываться… Характер дома отчётливо как в зеркале показывает и душу хозяйничающей в нём женщины.Это – один из главных секретов мудрости людей, обладающих эмоциональным интеллектом.

Секрет прост. Нужно посмотреть на свой дом (комнату) и сказать себе так: «Это – твой портрет. Это – ты. Не прячься и не маскируйся. Не трать на эти пустяки энергию. Прими себя такой, какая ты есть. А теперь сядь и подумай – каким людям будет комфортно в твоём доме? Какие люди сочтут пребывание в твоём доме за счастье? Это и есть – твои товарищи и друзья. Начни приглашать к себе именно таких людей».

Миссия Хозяйки Салона – помочь «не пропасть» стоящим людям, а многим – воплотить свои замыслы, открыть и воспитать дарования. Не ждите, что «пушкин» или чудак «кулибин» или молодой «карл маркс» придут к вам на чай сразу. Иногда для этого нужна вся жизнь, чтобы такая рыба сама пришла в сети.

Как открыть женский салон в современном мире? Среди новых, перспективных и востребованных идей можно назвать бизнес на дому в формате

Урок 116 «Я СТАРАЛСЯ ПИСАТЬ ИСТОРИЮ НАРОДА» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ. С

30.03.2013 25380 0

Урок 116
«Я старался писать историю народа» (Л. Н. Толстой)
(История создания романа-эпопеи
«Война и мир». Особенности жанра и композиции.
Смысл названия)

Цели : познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции; объяснить смысл названия.

Наглядные пособия : репродукция картины И. Е. Репина «Комната в Ясной Поляне, где Толстой писал «Войну и мир» (1891).

Ход урока

I. Рассказ учителя (краткое изложение).

История создания романа-эпопеи «Война и мир»

Колоссальное четырехтомное произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал в течение 6 лет с 1863 по 1869 годы . Характеризуя свою работу, он указывал, что собирал и изучал исторические материалы «с рвением ученого». Толстой не только скрупулезно исследовал архивы, документы, исторические книги и труды, но и встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле.

Первоначально Толстой задумал написать повесть «Декабристы», герой которой Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел к новому замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий» своего героя. Петр Иванович Лабазов из повести «Декабрист» в результате… превратился в Петра Кирилловича Безухова, а потом и в Пьера.

Толстой задумал показать и молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества России» в войне с Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805–1807 гг., времени «неудач» и «срама» России.

Таким образом, по замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие… герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов. Полностью этот замысел осуществить не удалось.

На страницах «Войны и мира» Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает количество действующих лиц в произведении, их более 600.

Время действия в «Войне и мире» – 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей, в Австрии.

По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «Я старался писать «историю народа». «Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей.

II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

1. О заглавии романа

Первоначальное – «Три поры», затем «1805 год», новый вариант – «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее – «Война и мир».

Вопро с: В чем смысл заглавия? («Война» – это военные действия, сражения, «война» – это непонимание, вражда, разъединение людей.

«Мир» – это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» .)

2. О жанре

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей .

Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.

3. О композиции и сюжете

Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью.

Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи . Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей» и посчитал важнейшим композиционным элементом книги .

В романе раскрываются два основных конфликта : борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество).

Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели , или сопоставления.

Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни.

В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

4. Система образов в романе-эпопее

В центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).

3. Анализ эпизодо в:

џ «В салоне А. П. Шерер» (главы 1–5).

Вопрос ы:

1) Что представляют собой хозяйка салона и ее гости? (Обратите внимание на внешность, одежду, поведение, манеру общения гостей.)

2) В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона?

3) Чем отличаются Пьер и Андрей от гостей?

џ «В доме графа Безухова» (главы 18–21).

Вопрос ы:

1) Расскажите о борьбе за завещание умирающего графа.

2) Как изменилось отношение к Пьеру, когда он разбогател?