Варламов парнас. Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо (на примере питерского Парнаса). Прошелся по верхам

Удивительные вещи происходят в Петербурге - город, который своей архитектурой знаменит на весь мир... разучились строить. Дело тут даже не в качестве, а в общей деградации и порочном круге: люди покупают то, что дают, застройщики строят то, что покупают, а градостроители сидят на подоконнике, смотрят в окно и думают, как бы не посрамить славное имперское наследие.

В итоге, как вы наверняка уже догадались, Петербург обрастает районами-гетто. Про знаменитый район Парнас Илья Варламов хорошо рассказал , но не одним ним богат город на Неве. Как минимум есть пригороды, которые хоть и не входят де-юре в границы города, но де-факто являются прямым его продолжением. Сегодня поговорим о поселении Мурино у метро Девяткино.

01. Чтобы вы понимали масштабы изолированности этого места - из него ведёт лишь одна дорога в две полосы. Поговаривают, что заехать на неё можно в один день, а выехать - в следующий. С другой стороны, это наверняка очень мотивирует ездить на метро и велосипеде. В середине рабочего дня один километр мы преодолевали порядка часа:

02. С двух сторон поле, с другой линия жд, с четвёртой трасса - круче изолированности я давно не видел:

03. Через поселение течёт ручей, можно было бы сделать хорошую общественную зону, но вкладывать в городскую среду у нас не умеют - застройщики не понимают, что эта добавочная стоимость положительно отразится на их прибыли. Хорошо, что хоть в трубу не закатали:

04. О квартальной среднеэтажной застройке смешанного типа тут никто не знает, просто взяли да построили изолированный спальник по принципам середины прошлого века. В итоге утром район будет массово вымирать, потому что 90% будет выезжать в город, а оживать только вечером. В таких условиях магазины могут смело работать с 8 до 10 утром и с 18 до 21 вечером. В мире такое взрывают, а под Питером строят:

05.

06. Как-то раз услышал хорошую цитату от нидерландского архитектора, который прямо сказал, что в России не строят города, "вы просто берёте поле и раскидываете дома по нему". По-моему, он попал в точку, жалко имя забыл.

07. О какой комфортной среде можно говорить, когда пространство элементарно не поделено на частное и публичное? Вот как думаете, это улица (публичное) или чей-то двор (частное)?

08. Ладно, вот тут линия домов всё-таки формирует улицу. Но реализовано так, что это больше напоминает дорогу без тротуара:

09. К слову, есть два положительных момента: каким-то чудом нет блоков кондиционеров на фасадах (может ещё не успели?) и входные группы находятся на уровне тротуара, так что соблюдена безбарьерность среды:

10. Но так не везде:

11. Добрососедских отношений и сообществ в этом месте никогда не будет - такое количество соседей в принципе невозможно запомнить:

12. В лучшем случае люди будут знать соседей через стенку. Такие районы-гетто часто оказываются беспомощными перед простейшими проблемам из-за этого, к слову. Банально никто и никогда не соберёт общее собрание жильцов по какому-либо вопросу.

13. Архитектура... будем честны, всё плохо.

14. Как вы думаете, где дверь в подъезд? Думаете рядом со скамейкой? Ха:

15. Смотря на дом, человек должен понимать, куда ему входить. Если входная группа не обозначена самим домом, то кто-то явно не справился со своей работой. К примеру, что это вход в подъезд я понял, лишь подойдя вплотную, когда увидел индекс квартир:

16. За прозрачные двери можно похвалить - они тут практически везде. Неужели застройщики обговорили это заранее, или пожарные норма изменили, сделав это обязательным?

17. А это местный бульвар, куда будут выходить жители на променад, наслаждаться красотами автопарка жителей, изучать современную архитектуру и пить на скамейках кофий:

18. Такие знаки надо вешать на подступах к району:

19. Что порождают такие районы? Во-первых, люди могут здесь только сосуществовать - за любыми активностями нужно выезжать в город. Во-вторых, городская среда не существует в вакууме - она влияет на развитие человека. Кем вырастет человек, условно, живя напротив дома человеческого размера с лепниной и Атлантами, или просто каким-либо деталями, и тут, где застройка доминирует над человеком, обезличена, а общая атмосфера пропитана враждебностью?

20. Другая больная тема - детские площадки, которые делаются максимально убогими. Детские площадки должны развивать ребёнка, помочь ему понять мир и выстроить какие-то представления о собственных возможностей. А что тут? Дешёвые сооружения, убогость которых пытаются компенсировать яркими красками. Это как детская поликлиника, где не хватает врачей, старое оборудование и очереди, но стены обязательно будут веселёнько раскрашены таджиками согласно представлениями главврача о прекрасном.

21. Если бы не обязательность площадок по нормам, то многие застройщики давно бы закатали всё в асфальт. А так находят уголок и втыкивают положенные метры детского счастья, при том рассчитанные исключительно на детей до 5 лет. Вспоминается анекдот:
-Почему вы распивали на детской площадке?
-Так взрослых площадок нет.

22. Пока район активно застраивается, далеко не все дома заселены, но когда всё сдадут... Тут будут дома с полем из машин вокруг:

23. Интересно, уцелеют ли площадки под напором автомобилей?

24.

25.

26. Нейминг домов иногда убивает... Ладно бы название хоть как-то относилось к местности или выражалось в архитектуре дома. Имя должно жить вместе с домом, но всякие ЖК Солнечный свет, Молодёжный, У леса, Ласточки и так далее вызывают только чувство пошлости. Через год после сдачи люди уже не смогут вспомнить, как назывался их дом и вся идентичность пропадёт. На эту тему рекомендую прочитать книжку "До последнего квадратного метра" - там маркетологи хорошо расписывают на пальцах, почему так делать нельзя.

27. Как же хочется остановить это всё...

28. ... или просто спрятаться:

29. Хотите небольшой прогноз для подобных районов? Рано или поздно уровень проектирования городов и застройки шагнёт вперёд, из-за чего эти дома обесценятся - люди просто увидят, что можно жить иначе. Так как активностей тут никаких нет, то люди просто будут в свободное время пить, не просто так новые районы во многих городах массово обрастают ликёро-водочными магазинами. Гениев и великих умов тут будет крайне мало среди детей - городская среда не будет формировать запроса, молодое поколение будет просто сидеть дома, уткнувшись в виртуальную реальность. И будут правы - она куда лучше, чем мир за окном, а без реального контакта не будут передаваться знания и опыт, ведь люди учатся друг у друга наблюдая, а в четырёх стенах этого происходить не будет.

30. Всё это, рано или поздно, придётся сносить, но вам в этом никто не признается. Строители это построили, как им против себя говорить? Чиновники это согласовали и уже отчитались по сданным метрам. Люди это купили, они психологически не смогут признаться себе, что вложили очень много денег не туда, поэтому будут находить 100500 оправданий. А в это время общество и города будут деградировать.

31. Так что да, тут будет гетто.

Застройка района, который именуют Парнасом, началась в конце минувшего десятилетия. За неполных восемь лет вокруг одиноко стоявшей среди полей и промзоны новой станции метро вырос целый город. Расти он продолжает и сейчас. Надо сказать, что репутация у этого места сложилась неоднозначная. Например, известный столичный блогер Илья Варламов как-то опубликовал репортаж, посвящённый тому, сколь депрессивно жить в здешних новостройках. Также он подкрепил свой текст фотографиями с квадрокоптера, снабжёнными краткими рассуждениями о том, сколько людей выпрыгивают из окон парнасских многоэтажек. В ответ жители района обрушились на Варламова с критикой. Кто-то аргументировано объяснял, чем хорош их минигород, а кто-то просто издевался. LIVING решил без лишних эмоций разобраться, что на Парнасе плохо, а что хорошо. Без статистики самоубийств.

Формально микрорайон находится на территории МО посёлок Парголово и входит, в отличие от Кудрово и Мурино в состав Петербурга, а не Ленинградкой области. Условно территорию можно поделить на две равных части - от станции метро и до самых садоводств и гаражей у КАДа продолжает строиться от компании .

Также район растёт и на запад. На участке между железной дорогой, Шуваловским парком и продолжением Заречной улицы построил , готов и от . Там же строится ещё шесть комплексов – от компании , от , проблемный от , от уже упомянутого «Треста-36», и от . Кроме того, севернее постепенно увядающего посёлка Торфяное Astra Development Group много лет планирует построить малоэтажный ЖК «Парнас-Парк», но с тех пор там стоят одни заборы.

Все восемь ЖК, построенные и строящиеся в западной части микрорайона, занимают меньшую площадь, чем «Северная Долина». У многих топоним Парнас теперь ассоциируется именно с жёлто-коричневыми многоэтажками этого комплекса. Так там уже заселено 30 корпусов, этот ЖК можно считать хоть как-то обжитым. LIVING спросил у жителей, какие плюсы и минусы они видят как в домах, так и в районе в целом.

«Когда я покупал здесь квартиру, то изначально меня привлекла низкая цена, - рассказывает Александр. - Но когда я заселился, район мне понравился, и я планирую купить здесь ещё одну квартиру, чтобы сдавать. Среди плюсов - транспортная доступность - от моего корпуса 7 минут пешком до метро, ходит несколько автобусов в соседние районы. Рядом выезд на КАД. Хорошо, что всё новое, много молодых семей».

Среди минусов наш собеседник отметил утренние пробки при выезде на кольцевую - вся надежда на открытие ещё одной дороги, которая уже построена. Также Александр отдельно отметил высокие тарифы на общедомовые расходы и горячую воду - в 2 раза дороже, чем в целом по городу. «В управляющей компании объясняют это тем, что они берут её не из общегородской сети, а греют холодную. Выглядит это объяснение довольно сомнительно», - считает житель «Северной долины».


В отличие от Александра, который живёт на Парнасе относительно недавно, Владимир переехал сюда пять лет назад, когда заселялась вторая очередь. Приобретённый с годами опыт заставляет смотреть на окружающие реалии не столь радужно, но собеседник LIVING признаёт, что со временем становится немного получше. «Когда я только въехал, то вокруг не было никакой инфраструктуры, а в моём корпусе жильё снимало много приезжих, заводились тараканы. Со временем гостей из Средней Азии стало меньше, насколько я знаю, сейчас они снимают в самых новых корпусах в глубине района так, как там дешевле, - рассказывает Владимир. - Постепенно в шаговой доступности появляются магазины, аптеки. Давно есть бар, открылось и отделение полиции».

Основные проблемы Владимир назвал почти те же, что и Александр - транспорт и ЖКХ. До 9 утра уехать, а после 6 вечера приехать в район очень сложно, равно как и найти место для парковки. Также в «часы пик» наблюдаются проблемы с водоснабжением - пропадает напор. Но эта сложность решается звонком в управляющую компанию.

Социолог и исследователь городских пространств Олег Паченков считает основной проблемой этого района именно большой процент жилья, которое покупают для последующей сдачи в аренду. Обилие съёмщиков, которые не могут позволить себе собственную квартиру, вкупе с постоянными жителями, имеющими довольно низкий доход, создают не самый лучший социальный портрет этого района, считает эксперт. «Качество жилья и среды там, конечно, очень низкое. И я боюсь, что что-то изменить уже немного поздно, так как более чем на 50% объекты там сданы и заселены. Но теоретически, с появлением инфраструктуры может начаться рост цен на арендное жильё - собственники начнут поднимать ставку, что приведёт к замене контингента. Такое возможно», - отметил Олег Поченков.

С вопросом о развитии инфраструктуры «Северной долины» LIVING обратился в «Главстрой-СПб». В компании рассказали, что к 2021 году на территории ЖК предусмотрено строительство 10 школ и 13 детских садов. А вот проблемы с парковкой зависят не столько от того, что застройщик не смог обеспечить дома должным количеством машиномест, сколько с тем, что люди не хотят покупать места в подземных паркингах. «Сегодня в подземных автостоянках комплекса проданы или арендованы около 52% парковочных мест. В ноябре «Главстрой-СПб» вывел в продажу ещё 1000 парковочных мест в подземных паркингах. Стоимость стандартного места в паркинге составляет 299 тыс. рублей. Проектом комплексного освоения территории предусмотрено строительство многоуровневого паркинга в квартале между улицами Федора Абрамова, Николая Рубцова и Заречной. К его строительству компания планирует приступить в 2020-2021 годах», - сообщил LIVING официальный представитель компании.


Также проектом планировки территории предусмотрено создание парка вдоль Заречной улицы. Ведется разработка концепции будущей зеленой зоны с центральной площадью, зонами отдыха, спортивными и детскими площадками. Организация парка запланирована ближе к окончанию строительства – в 2020 году. А пока на месте будущего оазиса находится болото с лягушками, на берегах которого валяется разный мусор.

Урбанист и архитектор Варвара Лымарь считает, что любой проект комплексного освоения территории неблагоприятен, поскольку дома начинают стариться одновременно. Как следствие, возникают те же проблемы, которые были в советских спальных районах, таких как Купчино или улица Дыбенко. Вначале туда приезжали жить молодые семьи, а через определённое количество времени при отсутствии объединений жителей, боровшихся за городскую среду, дома и коммуникации начинали ветшать и статус района неуклонно снижался. Такое может произойти и на Парнасе, полагает эксперт. «У нас привыкли ругать панельные дома, но новостройки с градостроительной точки зрения от них не так уж сильно отличаются. Застройщики же стремятся как можно быстрее окупить вложения. Им выгоднее строить гигантские кварталы, и особо не думать ни о благоустройстве территорий, ни о внешнем виде домов. А для людей, которые стремятся купить жильё подешевле, особого выбора не остаётся, - говорит Варвара. - Нужно учитывать, что такие районы в будущем могут стать проблемными».

Ключевым фактором в оценке транспортной доступности рассматриваемого района Варвара Лымарь назвала близость к станции метро, так как подземка является самым предсказуемым средством передвижения в условиях нашего города. Автомобилисты очень зависят от строительства инфраструктуры и транспортной политики, кроме того позволить себе машину может не каждый. «Наилучшая доступность для жилья - до 15 минут ходьбы от метро, то есть километр-полтора. Если дома попадают в эту зону, то расположение считается очень хорошим. Если дальше - люди должны ехать на наземном транспорте, тратя дополнительные деньги», - рассказывает наша собеседница.


Фото опубликовано Andrey Alekseev (@alekseevideo) Сен 15 2016 в 12:55 PDT

Фото опубликовано Effylina (@effylinna) Ноя 27 2016 в 2:33 PST

Фото опубликовано Yulia✌ (@yulyasik3108) Ноя 26 2016 в 2:32 PST

Оценка собеседников

Александр, житель Парнаса: 9 из 10 «Мне всё нравится».


Владимир, житель Парнаса, п ожелал остаться анонимным : 6,5 из 10. «Есть проблемы, но не всё так плохо. Разумеется, этот район не для самых богатых людей. Когда я покупал здесь квартиру, то она была одной из самых доступных. Кроме того, здесь можно понять, что район строится. При выборе жилья я рассматривал также ЖК «Лондон-Парк», но он до сих пор не сдан, а тут я живу уже больше 5 лет».

Олег Паченков, социолог: 4 из 10 «Так как площадь проекта очень велика, то оценка зависит, главным образом, от транспортной доступности и контингента жителей. Те корпуса, которые находятся в 15-20 минутах ходьбы от метро, можно оценить и на пять. Чем дальше, тем ниже, вплоть до тройки».


Варвара Лымарь, архитектор, урбанист: 6,5 из 10. «Ближайшие к метро дома можно оценить довольно высоко - от 8 до 9 баллов, а дальше уже становится всё плохо - расстояния большие, а транспорт не продуман, его развитие не поспевает за строительством. Так что отдалённые части - это 4-5 баллов».

Поскольку я живу в "Северной долине" уже без малого два года, а знаю этот микрорайон около пяти с половиной лет, я не мог пройти мимо данного поста. Тем более, такого, как этот - полного лжи и передёргивания фактов.

Да, в "Северной долине" немало проблем, но и писать о них необходимо объективно.

Итак, пройдусь по отдельным цитатам из поста.

Причём начну с заголовка. Лично мне не нравится употребление слова "Питер". От него отдаёт какой-то провинциальностью, это слово не из словаря интеллигента. Впрочем, что взять с бложера-москвича?

"в Питере создали самый плохой жилой район в России"
Это Илья в Девяткино не был;)

"В Питере как раз много китайцев"
Вот откуда Варламов это взял? Где пруфы? Судя по последней переписи населения, китайцы - 24-я национальность Петербурга по численности , полторы тысячи человек. Башкир и корейцев больше.

"Сюда пришли суровые питерские девелоперы"
Девелопер "Северной долины", о которой пост, - конечно, из Петербурга ("Главстрой-СПб"). Но хозяева-то у него ("Главстрой") московские. Стыдно бложеру из Москвы этого не знать;)

"Посёлком Климовец"
Климовец - не посёлок, а садоводство. Учите матчасть, тов. Варламов. Либо вообще не описывайте геолокацию, если у Вас топографический кретинизм.

"Тут строятся или уже построены около 10 ЖК со странными названиями: "Шуваловский дуэт", "Три апельсина", "Моя стихия", "Бумеранг" и так далее"
И что в них странного? "Шуваловский дуэт" - потому что там строят два здания, и они находятся рядом с Шуваловским парком. "Три апельсина" - потому что там строят (как ни странно) три здания, и каждое из них в поэтажном разрезе по форме похоже на апельсин. "Моя стихия" - потому что фасады этого ЖК будут окрашены в цвета, отсылающие к стихиям земли, воздуха и воды. "Бумеранг" - потому что дом вытянут в дугу, напоминающую сабж. Логично же? Я же не придираюсь к тому, что в Москве есть ЖК тупо "Дуэт", "Три капитана", "Башни Токио" или "The MID".

"Судя по карте микрорайона, уже готовы или почти готовы 17 корпусов"
Не знаю, как считал Варламов, у меня .

"Новые микрорайоны Парнаса – это не Купчино, Гражданка или улица Дыбенко"
Не "улица Дыбенко", а "Весёлый Посёлок". Бложер-москвич мог бы и погуглить;)

"Это история про то, как выжать максимум прибыли с гектара земли"
А больших расстояний между домами на том фото Варламов предпочёл не замечать? Много ли "прибыли" с тех "гектаров"?

"В качестве домов - вот такие одинаковые муравейники"
И что, единая цветовая гамма одного микрорайона - это плохо?

"Надо было все разлиновать как парковку около торгового центра"
Надеюсь, рядом с домом Варламова именно так всё и "разлиновано".

"Места еще много. А значит, будет много новых домов! Значит, можно будет поселить сюда еще 100 000 человек!"
И сам же в начале написал (и это правда), что весь микрорайон будет численностью 80 000 человек. Зачем теперь писать как дурачок?

"Живописно"
И дальше фото неблагоустроенной территории (фото №15). Уведомляю бложера-москвича, что в этом "живописном" месте, согласно плану территории, будет парк. Не всё сразу же. Так что, перед тем, как пейсать посты, надо хорошенько погуглить. И подучить матчасть.

"Скоро дома обветшают и будут не такими чистенькими"
С чего им обветшать? И почему "скоро"? Талант Ванги проснулся?

"Правильно Шнуров поет: в Питере – пить!"
Ну да, а "в Москве охуительно нюхать", не будем забывать.
Кстати, дома на том фото (№ 19) будут сданы только в конце этого года, так что, строго говоря, это ещё стройка, поэтому такой "пейзаж", в принципе, оправдан.

"Чтобы вы понимали: здесь всё настолько экономно, что не хватило денег даже на нормальные балконы"
Это ложь. Подобные балконы ("французские") строились только в первой очереди, сданной пять с лишним лет назад. В других домах нормальные лоджии/балконы. Кроме того, цимес именно таких балконов в том, чтобы люди свой хлам не могли складировать на них, и, соответственно, не портили бы внешний вид домов. Потому что в подобных квартирах есть кладовки, куда, вдали от посторонних глаз, и можно складывать свой хлам:)

"Впервые вижу французские балконы в панельном муравейнике"
Варламову нужно протереть глаза. Где он увидел панельки? Все дома в "Северной долине" - кирпично-монолитные.

"Но мест на парковках уже не хватает! Что будет в районе, когда все жильцы заедут, страшно представить"
"Весь двор – большая парковка"
"Мудаки предпочитают ставить свои повозки на тротуары"
Потому что быдло, тратящее деньги на покупку и обслуживание своей тачки, жмётся арендовать место в тёплых и охраняемых паркингах, находящихся практически под каждым домом. Цена вопроса, между прочим, вполне демократичная (тем более, опять же, для людей, могущих позволить себе иметь ведро): 3500 рублей в месяц за одно место, 5000 рублей в месяц - за два.

"Сейчас разгар рабочего дня, но уже к вечеру тут не останется свободных мест"
Ложь. Вот фото, сделанное (кстати, с лоджии, а не с французского балкона;)) сегодня около 21:00. Места есть. Или во сколько в Москве считают, что уже вечер?

"Широченные тротуары, пустыри, непонятные и никому не нужные заборы"
"Заборы тут возвели вокруг каждого клочка земли"
Чем тротуары-то не угодили? Было бы лучше, если бы тротуары были узкими?
А заборы понятные и нужные: это защита от тех самых автомудаков из разряда "паркуюсь где хочу".

"Конечно, здесь очень любят заборы"
Конечно, ведь данный забор (фото №33) огораживает территорию школы.

"Район славится дешевыми проститутками и борделями"
Варламов провёл маркетинговое исследование? Проверил на себе? Даже я, житель района, не слышал о такой "славе":)

"Язык – узбекский!!!"
Во-первых, не узбекский, а таджикский. Хотя невежде-москвичу, может, и без разницы. А во-вторых, в русском языке есть знаки "!", "?" и "?!", но нет знака "!!!".

"Выставка всевозможных мусорных контейнеров"
Раздельный сбор мусора же. Варламов против?

"Убогие детские площадки"
И что конкретно в них убогого? Или это так - лишь бы сказать?

"Реально, один из худших районов в России"
Так "самый плохой" или "один из худших"? Надо бы определиться;)

"Запомните его, это будущее легендарное гетто Питера"
Видимо, талант Ванги таки проснулся.

У многодетной матери и бабушки-блокадницы нет денег на еду. Специально для них в продуктовых магазинах были созданы отделы просроченных продуктов. Ну не выкидывать же тухлятину! У кого нет денег на нормальные продукты, пусть покупает просроченные. А что такого? Для малоимущих можно еще открыть отделы паленого алкоголя. Водку можно бодяжить и продавать по 20-30 рублей! Ну а если траванется кто или помрет, то и ладно... Сами ведь покупали не пойми что, думать надо было.

Конечно, таких отделов быть не может. Общество пришло к тому, что открыто не позволит продавать заведомо вредную еду. Позволим ли мы бабушке есть тухлятину, если у нее нет денег на нормальные продукты? Нет. Общество декларирует ценности гуманизма. Мы хотим оградить слабых от опасности, дать возможность всем нормально жить и развиваться вне зависимости от социального статуса и уровня дохода.

Но когда дело касается жилья, мы совершенно спокойно готовы скормить говно всем, у кого нет возможности купить квартиру в нормальном доме. Всё массовое жилье, которым сегодня обрастают российские города, – это такая же просрочка, вредная и опасная, как тухлое мясо и паленая водка. Только масштаб несоизмеримо больше. Оно отравляет не только людей – оно убивает города и создаёт кучу проблем для следующих поколений. Ведь кому-то придется все это сносить.

Несколько дней назад у меня завязалась интересная дискуссия с питерцами, которые вначале , а потом . Что в этой ситуации делать честному человеку? Защищать Питер от питерцев!

Моя жена, Любовь Варламова, профессионально занимается развитием территорий. Она, кстати, настоящий урбанист, в отличие от тех, кого в интернете принято считать урбанистами, и руководит архитектурно-градостроительным направлением известной моим читателям компании iCube . Да, в это сложно поверить, но есть в России люди, которые профессионально занимаются урбанистикой. Их не очень видно, так как писать в блогах времени нет, а работы много. Я попросил ее написать, почему микрорайоны вроде тех, что построили в Питере, – это плохо, и что с ними делать. Также она привлекла нескольких экспертов:

В отечественной практике существует одна большая проблема – неразвитость рынка недвижимости. Если говорить о жилье кратко, то его просто недостаточно. На одного россиянина приходится около 24 кв. м. жилья, в Европе этот показатель 45 кв. м., в США – более 70. Также налицо дисбаланс: в России более 80% (порядка 87%) жилья в собственности, о цивилизованном арендном рынке пока все только говорят и не могут договориться. Для примера, в Германии арендное жильё занимает более 50% рынка. Россиянам попросту негде жить, и у них нет иного выбора, кроме как приобретать угол, пусть даже в муравейнике, в собственность! Жилищная политика основывается на самом простом способе обеспечения граждан квартирами – объеме вводимых квадратных метров.

То есть речь идёт о количественном показателе, а следовательно выборе самого простого, проторенного в советский период пути: освоении пригородных, свободных земель и строительстве привычных спальных микрорайонов. Только сегмент чуть выше "эконома" начинает задумываться о внедрении разных типов жилья, о концепции смешанного использования, пытаться предлагать хоть какое-то благоустройство. На рынке дешевого жилья (а это как посмотреть) люди крайне ограничены в выборе и понимании уровня качества жилых кварталов: есть отдельный угол для тебя и твоей семьи – и это счастье. И зачем стройкомплексу изощряться, если самая простая и дешевая модель – строить на пустующих землях то, что привык. И так покупают (и радуются), и это самая большая проблема.

Это мы наблюдаем не только в районе Парнас (на примере того самого ЖК "Северная долина"), а по всей России. И на всей территории нашей гигантской (!) страны однотипная жилая застройка из многоэтажных "червячков" посреди пустырей кажется абсолютно нормальной ситуацией.

Каковы главные недостатки этой модели жилой застройки? Самый главный минус – разряженность застройки при очень высокой плотности населения, а также отсутствие разнообразия набора услуг и досуга. Дома стоят посреди никому не принадлежащих пустырей. Такая модель могла существовать только в то время, когда отсутствовало право собственности, и всё было "ничейное". Но это отдельная тема для очень длинного разговора. Поговорим о более понятных вещах.

Обратим внимание на инфраструктуру этого района. Первостепенные критерии оценки качества территории – насыщенность и связность. С них и начнем. Хорошо, здесь есть метро, и даже дорога строится, чтобы соединить район с городом. Пускай жители не только этого района, а всех районов по пути к центру города толкаются в пробках. Почему так будет происходить? Да потому что жилые кварталы на 80 000 человек – это по сути не район Санкт-Петербурга, а целый город! Здесь так называемая комплексная застройка не решает вопроса, где людям работать и где проводить свободное время. Поэтому все жители района поедут работать и отдыхать в Санкт-Петербург, что усилит нагрузку на существующие дороги и транспорт во много раз.

Ну ничего, какого жителя мегаполиса напугаешь пробками! Тем более что в "Северной долине" всё равно нечем заняться. И планировка района, и благоустройство не способствуют развитию здесь разнообразия жизни. Место для жилья – это не только физическое место, а набор благ и услуг для всех категорий жителей. Восьмидесяти тысячам человек необходимо решать каждодневные бытовые вопросы и реализовывать досуговые потребности. Значит, нужны магазины, аптеки, кафе, рестораны, места отдыха, прогулок и прочее. Как территория была подготовлена для развития этого набора? Так, как это делалось во времена, когда рыночная экономика отсутствовала. Есть ли в этом районе хорошие магазины? Существует ли выбор кафе и ресторанов? Комфортно ли и есть где гулять? Нет. Инфраструктура – это не только парковки, школы, детские сады и поликлиника. Это в первую очередь разнообразие жизни и социальные связи.

Это ближайший к метро квартал "Северной долины", где-то треть всей территории микрорайона. Почти на 30 тысяч человек тут всего два кафе. Мест для отдыха и общения нет, потому что дворы заняты парковками. Чтобы добраться до Шуваловского парка, надо пройти насквозь другой микрорайон.

Теперь посмотрим на архитектуру. Когда я попадаю в такие районы, я не могу понять, как здесь можно не заблудиться. Огромная территория с одинаковыми типовыми домами. Идентичность, говорите? В ее отсутствии и есть идентичность. Даже казармы выглядят более гуманно.

Городская и, в частности, жилая среда должна быть разнообразной.

Поговорим о пространстве, которое должно быть дворами. Для многих людей в нашей стране кажется совершенно нормальным отсутствие границ их придомовой территории, чем двор, собственно, и является. Часто приводят в пример .

Только есть большая разница: и в США, и в Европе это наемное жилье. То есть вся территория принадлежит определенной компании, которая конкурирует с другими компаниями. Люди, выбирая, где им жить, будут искать наиболее качественный вариант в определённом ценовом сегменте. Арендодатель заинтересован сделать свой жилой комплекс максимально комфортным, красивым и удобным. Когда квартиры в частной собственности, никаких пустырей быть не должно. Должно быть четкое понимание, какой кусок земли какому дому принадлежит. Собственники должны сами решать, что на нем должно быть и как это обслуживать. Парковку ли там сделать, детскую площадку или в аренду соседям сдать.

Когда такого понимания нет, территория вокруг домов становится бесхозной, ни у кого нет заинтересованности в том, чтобы сделать ее лучше. Вот и живут люди среди парковок, которые им напихали под окна, их дети играют среди машин на самых дешевых площадках, которые выбрал застройщик, и любуются безжизненными пустырями, окружающими их дома. Вокруг огромные пространства, а сходить погулять некуда, пообщаться с соседями и друзьями негде. Отпустить детей погулять нельзя, это опасно!

А теперь сравните с Копенгагеном. Двор отделён от улицы, никаких машин тут нет. Дети могут свободно гулять.

Пространства внутри кварталов: газоны и дорожки. По сути это небольшой парк.

У первых этажей есть свои мини-участки. Можно пригласить соседей.

Ещё пара примеров копенгагенских дворов.

Парковки... В принципе, мне понятна логика проектировщиков, которые разместили парковки прямо вокруг домов и повсеместно. Этот район настолько ужасен, что нет более гуманного решения, чем позволить человеку прямо из квартиры попадать в автомобиль.

Но так быть не должно. В комфортной, современной жилой среде парковки должны быть в подземном паркинге. Наземные парковки устраиваются в профиле улиц и по границам дворовых территорий. Вот так.

Если же планировка района сделана так, что всё намешали, почему нельзя парковки сделать по границам дворов? Вокруг столько места! Почему дети, выйдя на прогулку, должны обходить машины по пути на детскую площадку? Почему нельзя организовать общественные пространства для времяпровождения жителей района?

Я знаю ответ, как знают его и многие мои уважаемые коллеги. Не хватает профессионализма. Это отдельная сложная тема, далеко за рамками этого поста. Но сегодня практика градостроительства разделилась на два течения: собственно "градостроительство" и "урбанистику". Многие именуют себя урбанистами (ой, ну нет, давайте не будем иметь в виду Максима Каца и других, потому что именно они и не пытались называть себя так; на этот счет намедни была написана ), но по факту остаются теми же "градостроителями". Происходит своего рода борьба добра и зла. Для меня очевидно, кто победит – это "урбанисты". То есть те эксперты, которые не только учитывают при развитии территории "профессиональное мнение экспертов" и обслуживают власть и стройкомплекс, но и задумываются о жизненных процессах. Жаль, но профессионалов в сфере городского планирования, архитектуры и благоустройства в нашей стране слишком мало...

Отдельно хочется выразить благодарность согласовывающим органам за разрешение на ввод в эксплуатацию района, противоречащего нормам градорегулирования. Дело в том, что российское градостроительное законодательство хоть и содержит ряд несовременных и противоречивых нормативных требований, но прямо указывает количество детских и спортивных площадок на число жителей, количество парковок, отступы этих зон от фасадов домов и прочее. Что мы видим в "Северной долине"? Полное пренебрежение законом.

Для справки, нормы отступа парковок от фасадов зданий:
10 и менее 10 машино-мест (мм) – 12 м от фасада;
11-50 – 15 м;
50-100 – 25 м, и так далее.

Нормы отступа парковок от детских и спортивных площадок:
10 и менее 10 машино-мест – 15 м;
11-100 – 25 м, и так далее...

Количество площадок различного назначения можно не описывать и не просчитывать – всё очевидно, как и нормы отступа от парковок. Может быть, кто-то скажет, что это устаревшие требования, но закон есть закон. Он одинаков для всех. Почему в "Северной долине" им пренебрегают?

Вот так и живем. Думаем сегодняшним днём, нарушаем закон, покупаем говно и... Радуемся!

Что касается гетто, то я пообщалась с преподавателем Высшей школы урбанистики им. Александра Высоковского социологом-урбанистом Петром Ивановым и попросила у него ссылки на исследования, которые доказывают геттоизацию подобных районов. На что он сказал:

Хм, нет таких исследований, потому что, собственно, нигде и не настроили таких районов. Если быть точным, я бы сказал, что это не то чтобы потенциальное гетто, скорее это потенциальные трущобы . А пока никто на научной основе не может сказать, что будет с этими районами через десяток лет. Вот мы и посмотрим!

Еще пара мнений моих коллег:

Глеб Витков, преподаватель Высшей школы урбанистики (ВШУ), управляющий партнер компании "Новая земля" :

Это очень печальный пост. Пост, иллюстрирующий градостроительную импотенцию в России. Застройщика, который считает возможным застраивать настолько негуманным способом территории и отжимать по максимуму денег с каждого гектара. Покупателя, который покупает такое. Государство и администрации всех уровней, которые согласовывает и открывают двери этому проекту, очень узко понимающие задачи развития территорий исключительно в плоскости обеспечения жильем, что из раза в раз создает ситуации упущенных возможностей. Сегодня вводят миллионы квадратных метров, считая, что обеспечивают граждан жильем, а завтра будут тратиться миллиарды бюджетных денег на решение проблем этих территорий.

Александр Антонов, член правления НП "Объединение планировщиков", член международного объединения планировщиков ISOCARP, эксперт САР по градостроительству и территориальному планированию, дал свою оценку на реакцию жителей